История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая


Имя Ева – самое древнее из всех имен, его обладательницей была первая женщина на Земле. Оно дошло до наших дней и особо популярно в последнее время. Каково же значение имени Ева — читайте статью до конца и все поймете.

Происхождение и характеристика имени

Впервые это имя возникло в древнем Израиле, и звучало оно как Хава. В те времена оно имело свое значение «жизнь», «дарующая жизнь», «дышать», «дарящая жизнь».

Как произошло имя Ева? Первая женщина была создана Богом, чтобы мужчине не было скучно одному. Они жили в раю, но ослушавшись Бога, были изгнаны из него. Но перед тем, Бог наказал Адаму дать имя своей спутнице. Тогда первый мужчина на земле назвал женщину Евой.

Значение имени Ева — как объяснить современным языком? В современном мире трактовка несколько изменилась. Теперь оно обозначает «полная жизни», «озорная», «заводная». Это имя характеризует девушку с хорошей стороны, все его значения приносят свои плоды и сказываются на судьбе ребенка.

Влияние имени на характер

Основная черта характера – упорство. Подтверждение тому можно найти в древних писаниях. Это проявляется практически у всех представительниц прекрасного пола. Они всегда слушают только себя, им свойственны упрямство и настырность. Сильный характер проявляется еще с детства. Подчинить девушку своей воле очень непросто.

Древнее происхождение откладывает свой отпечаток на судьбу Евы. Она проявляет лидерские качества, умеет манипулировать людьми. В семье такие женщины склонны главенствовать, отодвигая своего избранника на второй план. Однако, несмотря на это, они никогда не обидит чужих чувств.

Самодостаточность – главная черта ее характера. Это вполне уверенные в себе личности, которые оставляют право на принятие всех решений за собой, так как не доверяют чужому мнению. У них свое видение мира, которое идет в разрез с чужим.

Спокойствие и «холодный ум» – еще одно достоинство характера Евы. Она всегда сдержана, не проявляет излишней эмоциональности. Это довольно уравновешенная особа. Но ранить ее чувства очень легко, она весьма уязвима. Однако эта черта характера скрыта от посторонних глаз.

Библейское происхождение

Библейское происхождение имени указывает на особый склад ума ребенка. Малышка наделена интеллектом, хорошей интуицией, проницательностью. Девушка склонна доверять лишь фактам и своей логике. Редко для принятия решения пользуется сиюминутным порывом.

Сегодняшняя Ева далека от библейского идеала, но она всегда хорошо выглядит. Хотя воспринимает уход за собой не более чем необходимость. Ей не свойственно красоваться перед зеркалом, она отвергает всякие женские радости: шопинг, походы по салонам.

Значение имени Ева для девочки

Как еще сказывается происхождение имени на характере девочки? Значение имени Ева будет всегда тесно переплетаться с судьбой ребенка. Девочка всегда жизнерадостна, полна сил, добра и энергична. Эти качества проявляются на всех жизненных этапах.

С детских лет ребенок хорошо учится, хотя особого рвения к наукам не проявляет. У нее есть несколько любимых предметов, остальные дисциплины оно знает поверхностно. Учеба никогда не будет предметом самореализации для девушки. Особая любовь к физкультуре проявляется у девочки со школьной скамьи. Поэтому взрослая Ева отличается хорошим здоровьем и самочувствием. Но в подростковом возрасте ребенок часто увлечен своими делами, а о еде забывает. Родителям нужно уделять этому особое внимание.

С психологическими проблемами Ева вряд ли столкнется. Для нее очень важна крепкая взаимосвязь с родными. В будущем это хорошие матери. Маленькая девочка должна расти в любви и ласке. Взрослая женщина всегда дарит любовь окружающим, своей семье и близким. Семья для нее – это счастье, она не готова променять ее на карьерный рост. В ее отношениях с любимым всегда царит гармония и уважение. Интимная жизнь наполнена яркими моментами и эмоциями.

Судьба

Если малышку назвали этим прекрасным именем, то его характеристики всегда прослеживаются и во взрослой жизни женщины.

  • Ева в любом возрасте остается жизнерадостной и подвижной, энергичной.
  • Это не офисный работник, девушка предпочитает пространство для творческой деятельности, в офисе она «задыхается».
  • Взрослая женщина любит путешествовать, кататься на лыжах и активно проводить выходные.
  • В любом возрасте женщина одевается элегантно, ее нельзя назвать «серой мышкой».
  • Девушка предпочитает мужское общество, ей легче найти общий язык с противоположным полом.
  • К выбору спутника жизни подходит ответственно. Ей нужен темпераментный и необычный мужчина.
  • Любит готовить и всегда рада гостям, которые в восторге от ее кулинарных талантов.
  • В отношения Ева ценит мораль и нравственность.

Взрослая девушка не торопится вступать в брак, долго ищет «своего» мужчину. Иногда союз приводит к разрыву, если женщине скучно. Ей нужен умный, открытый и честный партнер, активный во всех сферах жизни. После неудачного замужества женщина надолго откладывает мысли о втором браке.

Формы имени

Полная форма имени всегда остается неизменной – Ева. Но девушку можно назвать уменьшительно-ласкательными именами: Евочка, Евушка, Эвита, Ивочка, Хавой.

Склонение имени

И.п. Ева
Р.п. Евы
Д.п. Еве
В.п. Еву
Т.п. Евой
П.п. Еве

Церковное значение

Древнее библейское имя присутствует в священных писаниях, поэтому девочку при крещении нарекают Евой, не требуется брать других имен.

С какими мужскими именами сочетается

Хорошая совместимость: Дмитрий, Евгений, Сергей, Андрей, Алексей, Иван
Нежелательный союз: Александр, Василий, Николай

Перевод на другие языки

Английский – Eve (Ив), Eva (Ива), Evie (Иви)
Испанский – Eva (Эва), Evita (Эвита)

Знаменитые тезки Евы

Ева Грин – голливудская актриса, Е. Дениза – писательница во Франции, Е. Романова – фигуристка, Е. Серрано – французская спортсменка, Е. Польна – российская певица.

Библейская трактовка происхождения человечества вызывает много споров не только среди атеистов и агностиков. Некоторые нюансы не вполне понятны и глубоко верующим людям. Один из самых спорных вопросов касается продолжения рода от сыновей Адама и Евы.

В Писании есть упоминания о трех детях первых людей, созданных Богом. Они называются поименно. Первенец Адама и Евы - Каин (Бытие 4:1). Спустя какое-то время у пары родился второй мальчик, названный Авелем (Бытие 4:2). В возрасте 130 лет Адам стал отцом третьего сына, Сифа (Бытие 4:25), о котором сейчас часто забывают. О дочерях не сказано ни слова.

При этом Библия четко указывает, что кроме Адама и Евы никаких других первых людей на Земле просто не было. Откуда же Каин, а впоследствии и его брат Сиф взяли себе жен, чтобы продолжить человеческий род?

Жена в земле Нод

После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод . Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод , там «познал жену» и стал основателем большого рода.

С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» - это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом .

Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.

Другие возможные потомки Адама

В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках , описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.

О Лилит много информации в Алфавите Бен —Сиры . Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа , сын Сираха (или просто Бен —Сира ). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.

Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной , Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен —Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому - могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия - еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.

Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта , III -I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.

Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод .

Братская любовь

Если обратиться к традиционному толкованию Ветхого Завета, то можно получить совсем другую версию. В Библии указывается, что первый человек прожил 930 лет (Бытие 5:6). По завету Божьему ему положено было «плодиться и размножаться». За такой долгий срок жизни у основателя рода человеческого могло быть много других детей, а не только Сиф , Каин и убитый последним Авель.

Подтверждение тому есть в Бытии 5:4. Там сказано, что после рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет. За это время у пары появилось множество сыновей и - что важней всего - дочерей. Точное количество не указывается, но еврейские историки и толкователи Ветхого Завета Флавий и Джозэфус считают, что мальчиков среди них было около 30, а девочек - не менее 23.

Несомненно, за 800 лет многие из потомков Адама выросли, женились и сами стали родителями, значительно увеличив тем самым народонаселение планеты. На ком же женились мужчины из рода Адама и Евы, если кроме их сестер других женщин на земле просто не было? В этой ситуации единственным выходом было заключение внутрисемейных браков.

Придя в землю Нод , Каин либо уже был женат на одной из сестер или племянниц, либо встретил там будущую жену из своей же непомерно разросшейся семьи. Мужая, сыновья Адама наверняка оставляли дом родителей и обустраивали собственные жилища на новых местах. Они и могли основать поселение в земле Нод , где Каин стал мужем и продолжателем рода.

Понятие инцеста в ветхозаветные времена не существовало. Оно было введено лишь во времена Моисея. Тогда появился строгий запрет на бракосочетания с кровными родственниками во избежание рождения потомства с генетическими уродствами. До этого момента кровосмесительные браки были сильно распространены, о чем свидетельствует и жизнеописание Авраама . Он жил за 400 лет до Моисея. Супругой Авраама была его кровная по отцу сестра (Бытие 20:11-13).

Версия о том, что Адам был женат на своей сестре или другой ближайшей родственнице, подтверждает большинство положений Библии. В частности и то, что все люди являются друг другу братьями не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Все живущие на земле произошли из одного семени и состоят в генетическом родстве.

ВЛАДИМИР

Сентябрь 11, 2017

Кроме людей, созданных Богом, на Земле жили аборигены -неодертальцы. Вот они то и были «поставщиками» жён. А поскольку они не были агрессивны, сопаротивляться этому мужчины неодертальцев не могли. И постепенно вымерли, как вид. Что касается мужчин, созданных Богом и их потомков, то они изначально были «запрограммированы» на размножение — поэтому и срок жизни их исчислялся столетиями.

Василий

Сентябрь 14, 2017

Как бы все забывают миф о Прометее. Он отдал огонь людям, за это был наказан, и как бы все, не обращают внимание, чтоб оправдается, его систра Пандора отдает ящик с болезнями.
Из этого надо определить женщина человек? От Геродота мы слышали о об андрогинах (по нашим понятиям гермафродиты) И еще одна проблема, Прометей не дал огонь он разрешил им пользоваться. Еще болезни, это наказание? Если да, то возникает вопрос за что, не логично. Но если предположить, что первые люди инопланетяне, то возникает логическая цепь. Адама создали из праха Земного, а Еву из ребра, тоже не логично, в ее части нет Y хромосомы.(по определению должна быть первой яйцеклетка) Ребро — несет смысл, равной, равновесной.
Получаем Мужчина Земной — Женщина инопланетный человек.
И сразу читаем Библию, за что выгнали Адама, за подчинение ей. И вся дальнейшее история в Библии подчинение человека Богу. И когда Иисус, зная что его ждет, подчинился, после чего появилось, Евангелие (благая весть)

Роман

Октябрь 22, 2017

У Адама и Евы рождались по два ребенка мальчик и девочка.так первыми родились каен и его сестра,затем Авель и сестра.И велено было БОГОМ женить их только,Авеля на старшей сестре,а каена с младшей.Но каен возжелал свою двойняшку и не как не мог смирится с велением ГОСПОДА.и тогда Адам(отец)сказал им преподнесите БОГУ то чем наделил вас ГОСПОДЬ (каен занимался земледелием а Авель животноводством)каен преподнес «по моему виноград» а Авель молодого ягнёнка.И ВСЕВЫШНИЙ принял дар Авеля.и из-за этого произошло первое убийство на земле.(заметьте из-за женщины) а точнее из-за зависти.

Сергей Севрюгин

Ноябрь 26, 2017

Посмотрим на Ветхий завет другими, не традиционными глазами…….
Быт.1:1 Вначале сотворил Бог небо и землю
Быт.1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий (тух пăх) носился над водою .
Земля была безвидна потому, что у духа смотрящего (пăх) не было возможности видеть, и дух (тух) поставил задачу создать существо, способное видеть свет. В воде появились первые простейшие организмы, которые стали различать свет и тянуться к нему. И это были первые живые организмы, постепенно приобретшие возможность полноценно видеть.
В дальнейшем духу (тух), вышедшему из совокупного амă, ах, авăт, для совершения оценочных действий с внешней стороны универсума амă, ах, авăт, ар достаточно было «вселяться» в один из живых организмов, имеющих достаточно развитое зрение и другие органы чувств. В разные геологические периоды это были разные по степени «развитости» живые организмы. Одним из таких организмов было существо, с любопытством посматривавшее на небо; заметившее на нём светила и задумавшееся об устройстве неба. И этими существами были прачеловек – самец и самка. Прачеловек – пěр/çăл/авăк [прсшлавк], где пěр – первый, çăл – уберегать (в значении хранитель), авăк – миг познания (образ).
Первые челове(ки) - мужчина и женщина – хранители и исполнители благословения пăх, который стал частью их ах: - «и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» . Земля – çемěле [сшемле] - налаживать, упорядочивать. Земля - налаженный порядок. Море – тин/ěс [тинс], где тин - в первый раз, впервые, ěс – разум. Море – первый разум.
МОМЕНТ СМЕНЫ МИРА АР НА МИР РА
Первая книга Моисея «Бытие». Глава 1.
Быт.1:3 И сказал - Бог (пăх – наблюдающий): да будет свет. И стал свет.
Быт.1:4 И увидел Бог (пăх – наблюдающий) свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Быт.1:6 И сказал Бог (пăх – наблюдающий): да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
Быт.1:7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Быт.1:8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог (пăх – наблюдающий), что это хорошо.]
Быт.1:9 И сказал Бог (пăх – наблюдающий): да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и
да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
Быт.1:10 И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог (пăх – наблюдающий), что это хорошо.
В связи с тем, что вся информация о событиях, происходящих в универсуме земли, стекается в прах (единый ах земли), а это ипостась внутренней стороны универсума, то периодически совокупным амă, ах, авăт, на внешней стороне универсума, материальном мире ар формирует наблюдающиего субъекта - пăх –
Бог. Судя по «Первой книге Моисея «Бытие», глава 1, таких «наблюдающих» было шесть.
Быт.1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой», то есть увидел шестой смотрящий (по книге Бытие), что всё, что они (смотрящие) создали, весьма хорошо, в том числе и два разнополых тела предчеловека, занятые шестым смотрящим, после чего они стали человеком – мужчиной и женщиной. Надо так понимать, что шестой пăх не отделял себя от первых пяти наблюдающих представителей совокупного амă, ах, авăт. При этом творящая деятельность одного аватара пăх понимаются совокупным амă, ах, авăт как один день.
Быт.2:2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал . Почил – пăчл – сокращённое, без ан пăчлан – исчезать пропадать, то есть шестой смотрящий (пăх) исчез – покинул тела мужчины и женщины, оставив в их ах свою заповедь.
В своём исследовании мы подошли к возможности предположить, что легендарные боги и пророки других народов в удаленных от Ближнего Востока землях
и есть своего рода авăт/ар (аватары) пěрах – совокупного амă, ах, авăт.
Вот некоторые из их имён:
Моисей – мăй/ăс/ай, где мăй – гриф (в значении управляющая деталь, например, гитары), ăс - ум, разум, рассудок, ай – основание, подножие;
Моисей – инструмент, озвучивающий высший разум.
Исх.4:10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
Исх.4:11 Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?
Исх.4:12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
Исх.4:13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
Исх.4:14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём;
Исх.4:15 ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
Исх.4:16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; .
Брахма – пěр/ах/ма, где пěр единый, ах и амă в значении совокупный амă, ах, авăт, то есть – творящий пěрах;
Алаах – алă/ах, где алă – рука, ах – в значении вселенская ипостась ах. Алаах – творящая рука вселенской ипостаси ах.
Будда – пата/та, где пата - замысел, та – в значении всё. Будда – рассказчик о замысле всего – тот же аватар совокупного амă, ах, авăт.
Христос - хěр/ç/тěс, где хěр - дева, ç - сокращённое çын - человек, тěс - вид, род. Христос - хěрçтěс – потомок духа (тух) человека, жившего по заповеди шестого смотрящего, и девы из потомков человека из Рая - Адама и Евы.
АДАМ И ЕВА – ЛЮДИ ИЗ РАЯ
Дальнейшее рассмотрение первой книги Моисея с параллельным разбором этимологии основных понятий через сарматский язык даёт нам следующую картину.
В главе 2 мы читаем:
Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Быт.2:8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Быт.2:9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла .
Совершенно новый персонаж – Господь Бог - из праха (пěрах) земного создаёт ещё один образ человека.
Он не привлекает потомка однажды созданных мужчины и женщины, а именно из праха земного создаёт новый образ человека и вдувает в него дыхание жизни (материализует его) – тух/ан çиçěн [тухан сшисщн], где тух – дух, ан – вышедший из праха, çиçěн - сверкающий, сияющий в значении оживляющая авăт. Дыхание жизни - оживляющая авăт - часть праха.
Адам – материализованный, усреднённый (скомпелированный из ах предлюдей) образ нового человека. Асоциальное существо, без родителей и без каких-либо родственников. Господь Бог помещает его в Рай в Едеме, где-то на востоке, в районе истоков рек Тигр и Ефрат, к отобранным из ах земли и выращенным зелёным насаждениям: приятным на вид и хорошим для пищи, к дереву жизни посреди рая и дереву познания добра и зла.
КТО ТАКОЙ ГОСПОДЬ БОГ?
Господь – кас/пат, где кас сокращённое касă – часть, пат сокращённое пата - замысел, задумка. Господь Бог - мало того, что он наблюдающий (пăх), создатель Адама, явившийся после длительного эволюционного периода «седьмого дня» («И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ), он ещё и часть какой-то задумки, замысла, проекта? Набравшись определённой смелости, можно допустить, что Господь Бог был создан совокупным амă, ах, авăт для продолжения неких творческих экспериментов, очередной раз изменяющих направление эволюционного развития универсума Земли. Здесь уместно вспомнить меловый период развития универсума Земли и крупномасштабное исчезновение животных и многих разновидностей растений в относительно короткий геологический период истории
в эпоху пятого бога - пăх - смотрящего.
Быт.1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт.1:22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь
и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
Быт.1:23 И был вечер, и было утро: день пятый .
После пятого смотрящего пăх мы имеем рыб и производных от них пресмыкающихся и пресмыкающихся, эволюционировавших от птиц (двуногие динозавры).
Результат творения шестого Бога - предчеловек
в лице мужчины и женщины из так называемого матриархатного периода.
Матриархат есть состояние общественных отношений, фиксирующее глубинную историческую традицию, позволяющую затянуть естественный процесс гармоничного сосуществования человека и природы как можно дольше. Все его социальные установки выполняют одну задачу: как можно полнее устранить всякую возможность социального развития в сторону индивидуализации человека. Для этой цели и нужны сложные правила полового табу: элементы «группового брака», отец, не знающий своих детей, не будет стремиться их дополнительно обеспечить. Этому служит и квазиобщественная (матрилинейная) собственность, где всё принадлежит всем и ничего никому.
Возможно, седьмой смотрящий - Господь Бог - явился для того, чтобы нарушить гармонию взаимоотношений человека и природы? Тогда возникает вопрос:
для чего? Возможно, стабильная гармония взаимоотношений человека и природы несёт в себе признаки застоя в эволюционных процессах универсума Земли, а с ним и замедление расширения Вселенной.
Известно, что любой застойный процесс рано или поздно становится регрессивным. В прахе (пěрах) этого периода начинает превалировать пăх в значении шлак, который, по сути, есть разложение материи на закрытые элементарные частицы с отсутствующим животворящим ах.
Из книги АР РА конвергенты XXI века

Вероятно, большинство православных людей, прикладываясь к Распятию Христа Спасителя, обращали внимание на иконографию этого образа, а именно – в нижней части, под основанием Голгофского Креста, традиционно изображается череп и две перекрещенные кости.

Предание сохранило рассказ, согласно которому Спаситель мира Господь Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду.

С повествованием этого предания знаком, наверняка, любой воцерковленный человек, внимательно вслушивающийся в богослужебные тексты праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Крестопоклонной Недели (3-е воскресенье Великого Поста) и Страстной Седмицы.

Но с определенным недоумением я столкнулся тогда, когда первую книгу-путеводитель о Святой Земле, написанную после неоднократных поездок в Израиль, только забрав из типографии, я подарил своему учителю – профессору Киевской духовной академии. Его внимание приковала фотография, сделанная мной в Хевроне на могиле праотцев, точнее не фотография, а подпись к ней, которая сообщала: «Балдахин над местом погребения Адама».

«А кто тогда погребен на Голгофе, под тем местом, где был распят Спаситель?» – этот вопрос почтенного профессора подвиг меня к созданию определенного комментария к этой подписи, так как информация о захоронении праотца Адама в Хевроне является малодоступной в христианской традиции. Хотя, с другой стороны, для монотеистического иудаизма именно пещера праотцев в Хевроне является тем местом, где по сей день находятся останки первого человека.

Как согласовать христианскую традицию и предание Мидрашей (Мидраш – ляמִדְרָשׁ, буквально «изучение», «толкование», жанр литературы гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраши имеется в виду собрание текстов, которое включает библейские экзегезы, публичные проповеди и т.д., образующие последовательный комментарий к книгам Священного Писания Ветхого Завета).

Для этого мы предложим посетить древний Хеврон и приоткрыть тайну Пещеры Праотцев – Меарат ха-Махпела.

Улицы Хеврона

«Ворота юга»

«Ворота юга» – именно такое название Хеврон получил у кочевых семитских кланов, которые, перегоняя свои стада в поисках новых пастбищ, обязательно попадали по дороге из Иерусалима, направляясь в Вирсавию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашкелон, в этот древний мегаполис с гарантированной комфортной стоянкой для кочевников с многочисленными колодцами, необходимыми для скота.

Хеврон расположен в южной части горной Иудеи в цветущей горной долине, находящейся на высоте 925 м над уровнем моря и окруженной высокими горами. Вокруг современного Хеврона много мусульманских деревень, жители которых занимаются, как и в далеком прошлом, земледелием и скотоводством. Добраться до Хеврона сегодня можно из Иерусалима по шоссе «ха-Минаро», минуя Вифлеем, а затем, продолжая путь по магистрали «Океф Халхуль», через 16 км вас встретит седой Хеврон.

Под снайперским прицелом

Посещение этого города сегодня сопряжено с определенными трудностями. В современном Хевроне очень часто случаются столкновения между еврейскими поселенцами и арабами. Находясь в административном подчинении Палестинской Автономии, город окружен израильскими армейскими блокпостами, что осложняет его посещение. Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, «это единственное место на Западном берегу, где не стоит останавливаться с ночевкой», о чем предупреждают многие путеводители бесстрашных туристов и паломников в этот библейский город.

Если согласно современной идиоме «Израиль – это лакмусовая бумажка для всего мира», то современный Хеврон – это лакмусовая бумажка арабо-израильского противостояния. Сегодня город разделен на две части: арабский квартал и квартал, где проживают еврейские поселенцы.

Когда движемся от КПП к знаменитой Пещере Праотцев, нас немного тревожит пристальное внимание за любыми передвижениями (в данном случае, за вашими) израильских патрулей, расположенных почти через каждые 50 метров. Подняв голову, нетрудно заметить снайперов на крышах домов и на наблюдательных вышках. Стоит вам отклониться от маршрута, как, откуда ни возьмись, появляется пуленепробиваемый джип или запыленный военный «Hummer» с торчащими антеннами, из которого вас обязательно попросят предъявить документы. В целом, все призвано намекнуть гостю Хеврона о том, что в целях его же безопасности маршрут паломника или туриста продуман до мелочей, и поэтому не стоит импровизировать.

Примечательно, что между кварталами евреев и арабов нет свободного сообщения, и только иностранец, пользуясь своим нейтральным положением, может посетить обе части Хеврона. Причем, попав в палестинскую часть города, он обращает внимание на то, что здесь Хеврон живет привычной жизнью ближневосточных арабских городов с традиционными автомобильными пробками, шумом клаксонов машин, запевом муэдзинов, зазыванием уличных торговцев и т. д. Куда-то пропали бетонные заграждения, патрули, снайперы и километры колючей проволоки…

Первая недвижимость на Святой Земле

Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела – для погребения своей жены Сарры (Быт.23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.

Текст Священного Писания передает детально процесс приобретения в собственность именно этого участка с гротом в Хевроне. Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры. Почему?


Кенотаф над гробницей праматери Сарры

Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».

Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.

Продавая пещеру Махпела, хеттиец Эфрон не догадывался о её святости. Он не видел в этой пещере ничего ценного и первоначально даже хотел отдать её Аврааму даром, без всякой оплаты. Но приобретенная собственность была наделена гарантией того, что в будущем потомки Авраама смогут владеть этим местом и считаться полноправными хозяевами. В присутствии всех хеттийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение земельного участка и его границы.

Лишь после того, как сделка была оформлена письменно, и законное право собственности на пещеру было определено на все грядущие времена, Авраам похоронил жену. Причем, Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучились больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».


Интерьер Меарат ха-Махпела

Тайна пещеры Махпела

Древнееврейское название מַּכְפֵּלָה «Махпела» интерпретируется в раввинистической литературе, как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там.

В погребальном гроте Махпела, согласно талмудическим источникам (Вавилонский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Берешит-рабба, 58), были погребены праотец Адам и Ева, а также патриархи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захоронение в Хевроне четырех пар праотцев выражено ещё в одном древнееврейском названии Хеврона – קִרְיַת־אַרְבַּע «Кирьят-Арба».

А само слово חֶבְרוֹן «Хеврон» восходит к корню, состоящему из букв хет, бет, реш. Из тех же букв образуются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и означают – «объединение». То есть, получается, что Кирьят-Арба – место объединения четырех пар (на иврите אַרְבַּע «арба» – четыре). Таким образом, изначально Хеврон в сознании израильтян утвердился как «город Праотцев».

Когда мы говорим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела», или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же во внутрь, в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям.

Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона со стенами высотой 12 м, принадлежит царю Иудеи – Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый последующий блок нависает на предыдущий всего лишь на 1,5 см. Верхняя грань блоков шире нижней. Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.

Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать эту святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира».

В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в «Масджид Ибрагим» (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».


Кенотаф над могилой патриарха Авраама

В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа (согласно мусульманской традиции в Пещере Праотцев был также захоронен и Иосиф Прекрасный, тело которого было вывезено из Египта во время Исхода) заблокировало центральный вход, а впоследствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II).

До наших дней сохранились некоторые записи паломников, посещавших Хеврон в раннем средневековье. Вот, например, что записал паломник-иудей Биньямин из Туделлы в 1173 г.: «А в долине находится возвышение, называемое Авраам. Иноверцы воздвигли там шесть гробниц, назвав их именами Авраама, Сарры, Исаака, Ревеки, Иакова и Лии, и говорят заблуждающимся, что это и есть гробницы праотцев. Если еврей заплатит сторожу исмаильтянину, тот откроет для него железные ворота в пещеру. Оттуда нужно спускаться со свечой в руке до третьей пещеры, где находятся шесть могил. С одной стороны могилы Авраама, Исаака и Иакова, а напротив могилы Сарры, Ревеки и Леи».

О том, что за «бакшиш» существовала возможность проникнуть в сам погребальный склеп праотцев, свидетельствуют Петахья из Регенсбурга, а также Яаков бен Натаниэль Кохен. Благодаря записям паломников можно заключить, что погребальный склеп праотцев представлял собой двойную пещеру, соединенную проходом, возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера.

Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.

Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения, так в 1862 г. благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиса I. Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.


Кенотаф над гробницей Ревекки

Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.

Сам погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками. Рассказы и легенды, которые начали слагаться вокруг пещеры праотцев в Хевроне, пронизаны мистикой и таинственностью.

Так, в одном из рассказов сообщается о том, что после падения Первого Храма в Иерусалиме Господь послал пророка Иеремию в Хеврон на могилу праотцев с вестью о случившемся, и тогда, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежду и горько заплакали.

В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю.

Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Саррой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Авраам Азулай умер.

Территориально Хеврон входит в так называемый «Иерусалимский спелеорайон». Этот регион впечатляет своим разнообразием спелеоформ. Так, известняки Офры – это огромные каровые поля, прорезанные вертикальными каминами глубиной до 50 метров, известняки Бейт-Шемеша – развитые горизонтальные пещеры, район Вифлеема и Хеврона – целые карстовые системы, часто обводненные подземным коллектором.

С древних времен пещеры в этом районе использовались человеком как склады, помещения для жилья, загоны для скота, мастерские и т. д. Сегодня на углу величественной Меарат ха–Махпела можно увидеть классический карстовый провал диаметром в 6 метров и глубиной в 5 метров. Дно провала зацементировано, а экскурсоводы на вопрос, что это за углубление, уже несколько десятков лет отвечают, что это – «бассейн». На самом деле, по геологической карте это – обнаженный фрагмент разлома, который в 30 км восточнее заканчивается активным ручьем, впадающим в Мертвое море.

После того, как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предполагались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см.

О первом после 700-летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».

Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию:

«В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …

Машина тронулась, и вскоре мы были в Хевроне… Я вылезла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку… Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.

Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль».

Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела, более подробного просто не существует. Благодаря этому скромному описанию мы, хоть приблизительно, сможем представить внутреннее помещение погребального грота патриархов.

Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой, больше в подземелье никто не спускался, за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие в грот, которое открыто, – это отверстие, находящееся под балдахином на четырех столбах, в которое опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о том свете райского сада, который, по преданию, именно здесь увидел праотец Адам.


Балдахин над гробницей Адама

Полемика вокруг места захоронения праотца Адама

Первохристианское предание о погребении Адама, как мы указывали выше, связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь Иисус Христос. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что «на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род».

В IV в. по Р.Х. это предание стало почти общепринятым. У Псевдо-Афанасия мы можем прочесть, что Христос пострадал на том месте, «где, как говорят еврейские учителя, была могила Адама». Св. Епифаний в Панарионе указал даже, что на Голгофе действительно был найден череп Адама. Эту же традицию поддерживали св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.

В Евангелии Господь часто называет Себя Сыном Человеческим, что на древнееврейском звучит как בֵן-אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви развивается учение о Христе как типологическом соответствии первому человеку. Апостол Павел говорит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «Первый Адам был создан душой живою – писал св. Амвросий Медиоланский, –второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос». Господь Иисус Христос осмысливался в святоотеческом учении как своего рода антитип Адама. Если библейский праотец впал в первородный грех и обрек человечество на смерть, то Христос, второй Адам, очистил людей от греха и избавил от смерти.

Типологическое сближение Христа и праотца Адама повлекло за собой и сближение, а также отождествление святых мест, связанных с ними. Параллельно начали существовать две традиции, каждая из которой утверждала, что библейский праотец Адам погребен по одной версии в Хевроне, а по другой – в Иерусалиме на горе Голгофа. Мало того, блаж. Иероним Стридонский в комментарии на послание к Ефесянам (5:14) высказывал даже сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Столь же критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребен в Хевроне.

Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает апокрифическая рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII в. по Р.Х., написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал Симу – своему сыну, захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли.

Следует отметить, что талмудические источники отождествляют сына Ноя Сима и Мелхиседека, царя Салимского, утверждая, что это одно и то же лицо (на языке оригинала מלכי-צדק «Малки-Цедек» означает «царь мой праведный» или «царь праведности», что по утверждению некоторых экзегетов не может являться именем собственным). Ну а если сравнить годы жизни Сима и Авраама, то можно увидеть, что Сим действительно мог жить во времена Авраама, что позволяло иметь место их легендарной встрече после победы Авраама над коалицией монархов Междуречья.

А этот факт допускает гипотезу, согласно которой Сим лично подтвердил Аврааму с одной стороны факт возвращения после Потопа останков Адама и Евы в погребальный грот Махпела, а с другой стороны – перенесение, согласно завещанию отца – патриарха Ноя, главы и двух костей в древний Салим (Иерусалим), где он сам поселился после Потопа и был «священником Бога Всевышнего (Быт.14:18)».

Таким образом, объясняется и древнее название горы «Голгофа», которая на иврите звучит как «Гульголет» (גוּלגוֹלֶת), что переводится как «череп». Следовательно, два предания не противоречат одно другому – будучи погребенным в Хевроне, глава праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь Иисус Христос, Кровь Которого попав на останки библейского праотца смоет первородный грех.

Фактически этим малоизвестным сирийским апокрифом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.


Придел Адама. Расщелина под Голгофой. Храм Воскресения Христова

Сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой Кровь Сына Божия, согласно Преданию, попав на череп праотца Адама омыла грех первого человека. Именно здесь, еще во времена крестоносцев, в Храме Воскресения на этом месте была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.

: Я вчера легла достаточно рано, а часа в два-три резко проснулась от невыносимого чувства и острейшего осознания смерти, страха, пустоты, одиночества… У меня такое периодически случается, но в этот раз я даже не смогла продолжать лежать, какая-то внутренняя паника и беспомощность, даже какой-то ужас… Встала, включила свет, села на диван и пошли слезы… Спустя какое-то время включила ноутбук, отвлеклась. А потом снова села и очень долго ничего вообще не могла делать, даже встать с дивана поесть пошла только к вечеру.
Как я умудрилась тебе ту хуйню про Тайлер написать, сама поражаюсь…
Лео… Чё-то как-то сегодня всё происходит незнакомо… Может, я еще не врубилась, что конкретно, а может и врубилась…

Master Leo : Ева!!! Я счастлив!

: Я себя не узнаю…

Master Leo : Кто узнаёт? Кого ? Того, кого никогда не встречал? Как узнать того, кого никогда не встречал?

: Да. Пустота какая-то другая… Не такая, как раньше, а как бы это сказать… обнуление. Да, обнуление. И сразу какое-то огромное Осознание, всеобъемлющее, всеохватывающее… Интенсив такой сразу. Я пыталась почувствовать себя, Еву… Не могу почувствовать себя, ту Еву… Я даже не знаю, как я на тебя реагировать буду.

Master Leo : Так где Ева-то?

: Хрен его знает, где Ева… Я ее не чувствую.

Master Leo : С днем Рождения! Не собирай себя, не пытайся даже. Будь по частям, разваленной.

: Я знакомлюсь с этим новым состоянием. А вообще у меня было желание молчать. Просто как-то так получилось, что я написала тебе и ты ответил. А вообще первое, что возникло, это желание замолчать и просто наблюдать его…

Master Leo : Настя тебя поздравляет со смертью. Димка смеется за тебя.

: Спасибо… Еще одно из первых ощущений было — яркое осознание того, что никто никому не принадлежит, именно живое осознание этого. Раньше как-то более теоретическое понимание было, а сейчас настоящее, живое. И, заглядывая назад, в тот период, когда я выносила тебе мозг, сейчас я поражаюсь тому своему заблуждению… Я тебя по-другому стала воспринимать — не как своего собственного, а просто, как свободного человека, с которым мне посчастливилось быть вместе.

Master Leo : Слава богу!

: Вообще-то, оно уже давно шло к этому, я чувствовала. И у меня не было уже другого поворота, только этот. И сны недавно снились, в которых был просто поглощающий страх и ужас! И вообще, всё мое существо буквально просило о взрыве, я больше не могла продолжать оставаться той Евой, мне было уже невыносимо… И в последнее время я хотела Взрыва больше всего остального!

Master Leo : Оно идет постепенно, но случается все же сразу. Кота больше не будешь обижать?

: Нет, конечно!

Master Leo : Ты теперь видишь , что я пишу. Я пишу не о коте же…

: О моей былой тупости.

Master Leo : Как же я тебя люблю! А раньше ты не видела , спорила. А я ничего не мог сделать. Ты воспринимала именно слова. Видеть — это воспринимать суть, а не слова. Слова — полная фигня! Можно наговорить, что угодно! Правда?

: Правда. Самое первое — это было осознание Сна. Я действительно увидела Сон себя… Я увидела свое прошлое как Сон, себя в прошлом, как Сон. Как будто я действительно спала и мне снились страшные сны, а тут я вдруг проснулась. Очень четко это почувствовала и увидела.

Master Leo : Ева тебе приснилась?

: Да, всё приснилось, почти всё.

Master Leo : Вот теперь мы видим одно. Только теперь! Я рад.

: Наблюдение усилилось, остро… Я будто зритель в огромном театре, зритель, имеющий возможность и поучаствовать, если захочется, но даже это участие уже совсем иное; внимание обращается сквозь, внутрь, во всю суть, видение еще больше, чем раньше, пронзает собой всё происходящее… Я пыталась сейчас уснуть, но вот захотелось тебе написать…

Мы одиноки гораздо больше, чем это можно было бы представить… Я сейчас вижу со стороны всю суету, которой живет человек, не так, как видела раньше, а более объемно и всеохватывающе, всё сразу, целиком и в деталях одновременно. Вся людская суета, все понты, вся мишура, вся эта бесконечная хаотичная движуха, этот поток внешних событий, все тривиальности, тривиальности… Всё это так четко видится из состояния своего нуля, из центра… Будто я стою посреди огромной шумной площади и просто наблюдаю все события вокруг, всю движуху, всё проносится перед моими глазами, всё приходит и уходит, а я стою и наблюдаю… Вот такое ощущение, такое восприятие… Люди живут тривиальностями, тривиальности их ценности, и поэтому столько дерьма, и поэтому столько тупости, страданий и сожалений. Мне даже как-то не по себе — я вижу их насквозь, всю обусловленность в деталях, все человеческое несчастье… Люди словно рыбы, бьющиеся об лёд, с передышками на мелкие радости. Бегущие от себя…

На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

Судьба Евы

Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая - именно тогда Адам познал Еву.

Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

Куда проще с третьим сыном Адама и Евы - Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим - всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы - Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом. Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

Что говорит наука

А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, - 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос - 905, правнук Каинан - 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...