Американские староверы. В гостях у старообрядцев южной и северной америки


Никогда не знал, что в США проживают русские староверы. Удивительно сильный и знатный народ. Мое знакомство с ними было, можно сказать, случайным. По дороге из Сиэтла в Сакраменто остановились мы у знакомых на ночлег. Город называется Сэйлэм (Salem), столица Орегона. Сидя за завтраком, разговорились с хозяином дома. Он и рассказал, что в окрестностях города проживает многочисленная община русских староверов. У меня в пятках заиграла блогерская кровь – страсть как захотелось познакомиться с кем-то из них. Так получился предлагаемый ниже эксклюзив.

Оставив недопитый кофе на столе, мы немедленно отправились на экскурсию. Успех улыбнулся нам настоящей голливудской улыбкой. Хотя когда мы въехали на улицу, на которой расположились простенькие дома староверов и аккуратные их церквушки, она была пустынной. Ничего не предвещало удачи.

Ситуация не изменилась и после того, как мы самым наглым смелым образом начали фотографировать местные достопримечательности...

И даже некоторые церковные документы.

Неожиданно на улице появилась какая-то тетечка. Но... также неожиданно исчезла. Только и успели, что сделать один кадр. Поговорить была, видимо, не судьба.

Но нас так просто не возьмешь. Мы начали еще более откровенно фотографировать все, что попадалось на пути. Авось кто-то выйдет и «возмутится духом».

Духом никто возмущаться особо не спешил, несмотря на то, что мы пошли на крайние меры – стали снимать иконы на домах.

Уже было полностью отчаявшись, погрузили мы свои бренные тела в терпеливо ожидающий нас джип и поехали в сторону выезда. Но здесь, да-да, именно здесь, нас и подстерегал успех. На обочине дороги мы обнаружили вот эту прелесть.

Мы остановились, чтобы сделать парочку-другую кадров, но тут нас решительно запеленговали – из дома вышел строгого вида дядечка и стал что-то кричать через дорогу девочкам. Как мы и предполагали, дядечкой оказался папаша этих ангелочков по имени Стефан.

Мужчина оказался весьма общительным и милым человеком, запросто познакомившимся с нами и выразившим согласие ответить на наши вопросы. Человек этот родился и вырос в США, когда он произносил фразы по-английски, то было слышно, что говорит он на этом языке без акцента. Но и русским Стефан владеет, согласитесь, вполне себе ничего.

«Бороду ты не имеешь – должен на заде стоять». Стефан не считает себя настоящим старовером, по той простой причине, что у него нет бороды. Поэтому на видео он и сказал, что в «молену» (церковь) ему заходить нельзя. Если только у порога постоять, помолиться...

Отец и мать Стефана родились в Турции. Ее предки переселились туда из России. Когда община выросла и молодым людям сложно было найти себе пару для основания семьи, дабы не смешивать кровь (а за турецких султанов они и помыслить себе не могли замуж выйти или жениться) перебрались в США.

Отец нашего рассказчика промышлял рыбой. Возил ее с Аляски и продавал в Сиэтле. Два года назад он неожиданно умер. Любил попариться в баньке. Там ему и стало плохо. Не спасли.

А вот матушка Стефана жива и здорова. Когда он сказал, что женщина родила 12 детей, нам жуть как захотелось ее увидеть. Неожиданно легко для нас, хозяин пригласил нас в дом. Там мы и познакомились с матерью-героиней по имени Акулина.

Дом оснащен настоящей печкой-«буржуйкой» и отапливается, как и полагается, дровами.

Достопочтеннейшую женщину мы застали за стряпней – она месила тесто на вареники с картошкой. Просто, без всякого пафоса рассказала нам Акулина о своей непростой жизни, о том, что всю жизнь поклоняется Богу и соблюдает Его законы. Нехотя позволила сфотографировать иконостас.

А вот дочерьми явно и с удовольствием похвалилась. Собственно, и было чем. Мальчиков и девочек в семье родилось ровно поровну, шесть на шесть. Посмотрите, какие красивые, светлые русские лица. Вот, что значит, не пить водочку и хранить потомство от смешения крови.

Замуж девиц выдают рано – с 14 лет. Говорят, «пока с местными дружить не начали». И как видно, очень дружно живут, поддерживая отношения в родстве.

И еще одна.

При прощании я не смог удержаться и попросил таки меня запечатлеть с этими цветочками. Удивительные дети, скажу я вам. Он них исходит физически ощущаемые смирение и покорность. Не сказав мне ни слова, они послушно позировали, пока фотограф делал несколько пробных кадров.

Обогнув поле, мы заехали еще в один двор. Дом стоит на отшибе, и вот с этого красного ларька хозяева торгуют овощами, которые выращивают у себя на плантации.

Владелец всего этого хозяйства по имени Афанасий сначала был не очень-то разговорчив, но потом, поняв, что люди мы не злые, стал охотно рассказывать о своей жизни.

Родился он так же, как и Акулина, в Турции, а вот его жена Ефимия – в Китае. Познакомились и поженились они уже, перебравшись в Америку. И родилось у них – надо же совпадение – 12 детей, шесть мальчиков и шесть девочек.

Американские староверы (Меннониты)

Меннониты в США продолжают жить так, как их предки в XVIII веке - не признавая благ цивилизации и существуя внутри своих замкнутых общин. Когда-то более 100 тысяч меннонитов проживало в России, их труд на земле был в 2,5 раза производительнее труда русских крестьян - пока их микроцивилизацию не разрушили Первая мировая война и сталинский террор.

Меннонитов часто называют «крайним течением в протестантизме», и оно зародилось во время Реформации в Голландии. Не буду выносить оценок их вероисповеданию, я предлагаю читателям самим почитать об этом в Википедии. Отмечу лишь, что основой их веры считается честный труд на земле.



Меннониты до сих пор не признают благ цивилизации - к примеру, таких, как электричество или телевизор. Необходимую энергию - для перемола зерна или сбивания масла, работы ткацкого станка - им дают ветряки. Впрочем, «в ограниченных целях» сегодня меннониты используют автомобили, как на фотографии ниже - для вспашки земли.

Не приемлют они и насилия (отказываясь от воинской службы), хотя в США у многих из них есть оружие - но, как они сами говорят, «только для самообороны и охоты». Не приветствуется и государственная служба.

Меннониты в большинстве своём - потомственные фермеры, сегодня их продукция часто сертифицируется как органическая, что позволяет им продавать свой урожай в 2-3 дороже, чем у «промышленных» фермеров.

Кроме частных угодий меннониты содержат и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин (также поступают и близкие к ним по вере амиши). На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям, кузнецу, акушерке.

Женятся меннониты только между собой и прибегают к услугам свах.

Программы в местных школах утверждаются Советом старейшин. Детей учат только тому, что в будущем пригодится им на практике: геометрии - чтобы построить дом, механике - чтобы справиться с плугом или починить повозку, английскому языку - чтобы быть в состоянии торговать, и еще некоторым предметам.

Законодательство США позволяет им иметь самоуправление, и федеральные власти предпочитают не вмешиваться в их образ жизни, уважая их религиозный выбор.

«Исполнительная власть» в их городках принадлежит выборному Совету старейшин, «законодательная власть» осуществляется неким подобием референдума.




Ниже на фотографиях - жизнь меннонитов в американском штате Теннеси (фотограф Лукас Фолиа).


































До 1917 года в России проживало около 110 тысяч меннонитов (из них 70 тысяч - на Украине).

7 сентября 1787 года Екатерина II издала указ, целью которого было заселить земли юга Украины трудолюбивыми немцами. И если в Голландии, на родине меннонитов, уже начались процессы, которые через несколько лет сделали их легальными и равными в правах с католиками и реформистами, то в Пруссии они по-прежнему испытывали серьезные трудности, в частности, из-за отказа идти на воинскую службу. Указ Екатерины предлагал предоставить им много религиозных и гражданских свобод, льготы от податей на 10 лет. Каждое семейство получало по 65 десятин земли и по 500 рублей на проезд и обживание.

Знаменитый русский историк Костомаров однажды посетил такую колонию и был впечатлен:

«… Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы, хотя крыты соломой и носят на себе характер малорусского жилья, только несравненно культурнее и богаче. Везде в домиках деревянные полы, чисто вымытые; заборы и все хозяйственные постройки содержатся в порядке, и нигде не видно того неряшества и беспечности, какими страдают наши русские деревенские постройки… Близ самой колонии красуется прямой превосходный лес, сеянный назад тому двадцать лет. Меннониты с гордостью уверяют, что это предрассудок, будто край Екатеринославской губернии по своей природе безлесный. Все они грамотны, отдают детей в свои училища и не чуждаются туземного языка… »

Исследования показывали, что в среднем одно меннонитское хозяйство было в 2 раза более продуктивным, чем соседние украинские хозяйства, и в 2,5-3 раза - чем русские. В Оренбургской области средний сбор зерна у одного меннонитского хозяйства составлял 2000 пудов (32 тонны), ещё одной их специализацией там было овцеводство.

В 1880-х годах образ жизни русских меннонитов описывался так:

«Меннониты высоко ставят грамотность, считая ее «важнейшей потребностью общества»; между ними нет неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают школы (большей частью одноклассные, в каждой колонии по школе; кроме того, в Хортице и Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове-на-Молочне — ремесленные училища). В доме почти каждого хозяина имеется какой-либо периодический орган (чаще — немецкий). Все, даже противники иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (около 30% каменных) и по преимуществу малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян благотворно. Господствующая идея их учения — ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой. Затем, безусловная вера в Библию, в буквальный смысл ее текста; свобода личного понимания в области верования; евхаристия — лишь благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры; крещение совершается только над взрослыми; судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других: она сама избирает своих духовных наставников и проповедников ».

Началом трагедии для меннонитов России стала Первая мировая война, когда усилилось недоверие правительства к немцам-колонистам. Боясь массового шпионажа, их начали насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли и имущество конфисковывались в пользу государства. Каждому переселенцу разрешалось иметь багаж не более 20 фунтов (8 кг). На каждые 1000 человек брали одного заложника…

Временный расцвет для меннонитов наступил с приходом к власти для большевиков. Однако уже в конце 1920-х с укоренением сталинщины меннониты подверглись жесточайшим репрессиям. В советское и постсоветское время меннониты стали уезжать в США, Канаду и др. страны.

Сегодня в РФ остались лишь малочисленные колонии меннонитов, к примеру, как вот эта в Оренбургской области.


Вы наверное, заметили в двух предыдущих моих рассказах есть фото женщин в длинных
платьях и чепчиках.Выглядят они,скажем так, немного необычно на фоне окружающих
и девочки просили меня подробнее рассказать, кто они и почему так одеты.

Так вот: на фото амиши-меннониты.

Честно сказать, о жизни амишей знаю только по рассказам,хотя вижу их довольно часто, но близко никогда с ними не сталкивалась.
По всей Америке в разных местах живут десятки самых различных сект, поскольку один из основных принципов страны - свобода вероисповедования.
Пока сектанты не нарушают закон, их не трогают и они живут по тем обычаям, которые у них приняты.
Амиши – христианское течение меннонитского происхождения.
Основатель его- Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой секты), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских сект, из которых самые большие – это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren).

Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons – основателя секты), еще в 1530 году.
В отличие от других протестантов они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста.
Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь.
В конце 17-го века большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку.

Сейчас амиши живут в 20 штатах США,их много в нашем Висконсине и вряд ли кому-то из вас известно, что в Соединенных Штатах в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающие лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующиеся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации.
И живут эти люди не только в глубинке,их самая большая община находится в штате Пенсильвания, всего в полутора часах езды от Филадельфии.

Внешне представители разных сект амишей почти не отличаются друг от друга, как почти не отличается и их жизненная философия.
Неслучайно сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.
Все они носят очень простую одежду:женщины – обязательно длинные платья, поскольку Библия учит скромности.

Платья однотонные из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней – белый.
Фасон такого платья стабилен последние двести лет.

Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшений,такого же фасона, чтобы завтра можно было его надеть на работу.
Строго регламентированы внешние различия холостых, женатых и замужних.
Это форма шляп и чепчиков, цвет платья и другие несущественные мелочи.

Так чепчики для замужних женщин в виде сердечка.
Они обходятся без ювелирных украшений, не пользуются косметикой и парфюмерией и не носят короткие стрижки.

В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки,а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками.
Меннониты одеваются как амиши, но их традиции менее строгие.

У них нет разводов, но юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье.
Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день.
Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.

Мужчины носят соломенные или черные фетровые шляпы.
Только женатые мужчины имеют право носить бороду,но усы амиши не носят, они запрещены по закону.
В армии обычно амиши не служат,они никогда в своей американской истории не воевали.
Амишевские мужские шляпы:

Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши,которые могут уже жениться.

Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей, поэтому популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире.
Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом, 2011, уже 261150.
Амиши отличаются также нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства,ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику.

Ездят на повозках с лошадьми,они принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир.
Самые распространенные амишские экипажи – это прямоугольные кабинки, которые они называют «багги» (от слова «bug» – жук, а «buggy» соответственно «жучок»).
Для амишей лошадь всегда была и по прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты.
Кроме гужевого транспорта и самокатов другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества – это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов.
Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в проводах, которые его подводят и, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира.
Это же относится и к трубам, подводящим газ.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.
А вот электрическими устройствами и мобильными телефонами без проводов, на батарейках амиши пользуются.

Вот, кстати, моё фото, сделанное в сент-луисской арке: у амиша-меннонита в руках мобильный.

Школы амишей– это особая тема.
Все ученики, как и в рассказе Толстого, сидят в одной комнате и учатся восемь лет.
Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж.
В школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии,английский и немецкий языки.

Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу.
Из книг, не считая детских, они оставили себе только Библию.
Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.

Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле.
Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни.
Например, если кому то из амишей нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной.
Собираются десятки, если не сотни мужчин и за один день (!) возводят большой деревянный дом буквально под ключ.
Женщины в этот день готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

В 1985-м году на экраны страны вышел фильм под названием "Свидетель" с Харрисоном Фордом в главной роли.
Лучшего фильма про амишей не найти, смотрела я его на одном дыхании.
Причём, режисёр показал общину амишей с огромным уважением и симпатией.

Действие фильма происходит в общине амишей, и там они как раз коллективно строят дом.
Дома амишей, как и большинство домов в Америке, деревянные.
Если на снимках они выглядят кирпичными или даже каменными, то это только облицовка: каркас и все перекрытия из дерева.
Внешне дома амишей ничуть не отличаются от домов других американцев.

Выдает их только сохнущая на веревке стирка, так как электрических сушилок у них нет,и стоящие во дворах и возле ферм выпряженные багги.

Кстати, большие «красноармейские» звезды на домах амишей – старинный знак, имеющий тот же смысл, что и подкова: на удачу.
Подковы тоже иногда попадаются, но звезды чаще.
Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков – называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи – сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.

Незатейливая детская игрушка.
Детские игрушки – простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
У амишей нет домов для престарелых.
Если в чьем-то доме есть пожилой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община.

Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди.
Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет моргиджей (ипотек) на дома.
Кроме того, амиши не покупают страховки.
Даже за посещение врача они платят наличными.
Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община.
Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, не употребляют спиртное, а самое главное – работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.

По официальной статистике Министерства сельского хозяйства, амишевские фермы среди самых продуктивных в стране.

Сельским хозяйством амиши занимаются по старинке; коровы их пасутся на лугах и продукты у них экологически чистые и качественные.
Всегда с удовольствием покупаю продукты в магазине амишей: продавцы очень улыбчивые и внимательные, впрочем, в Америке по -другому и не бывает,а одеты продавцы также в строгие платья и чепчики.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры они еще и знамениты своими ремеслами.
В их деревнях есть множество магазинчиков поделок и сувениров, сделанных их руками.

Амиши – известные столяры и плотники, они делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель.
Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит.
Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.
Любители такой мебели приезжают за ней даже из Филадельфии и Нью-Йорка.

Фотографировать амишей непросто.
У меня почти нет фото амишей, они не любят когда их фотографируют и сами никогда не фотографируются.
По этой причине государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий.
Посмотрите, большинство этих фото амишей из интернета со спины или сделаны украдкой.

Семейных фото в домах амишей не найдёшь, но на стенах у них висят так называемые «семейные списки».

Примерно такие.
Один список родителей, другой – современной семьи – имя, месяц и год рождения.

Но не пытайтесь найти у них даже самую скромную амишевскую церковь – их у амишей просто нет.
Амиши и в этом вопросе пошли еще дальше меннонитов: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний».
Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.

Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.
Амишем нельзя стать по велению сердца, им можно только родиться.
По правилам амишей, всем членам общины один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: или окончательно принять крещение, или отказаться и покинуть общину амишей, уйти в большой мир.
До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть,что и как там.
Он может увидеть все стороны жизни окружающего мира, как позитивные, так и негативные,и сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине амишей.

Самое поразительное, что до 95 процентов молодёжи, поглядев на мирскую жизнь, возвращаются обратно в общину.
Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.

Большинство «странностей» жизненного уклада амишей связано с их желанием оградить свою жизнь и жизнь своих детей от тлетворного влияния внешнего мира.
Собственно, это старый философский спор, чего больше приносит прогресс: добра или зла.
Ответа на него до сих пор нет, потому он и философский, но амиши, по-прежнему твердо верят, что время можно остановить если не в отдельно взятой стране, то, по крайней мере, в отдельно взятой общине.
Никто им в этом в Америке не мешает, и Бог им в помощь!

Текст составлен по материалам открытых источников интернета.

Дражайший наш читатель!

Мы опубликовали зарисовки наших путешествий по Америке, которой нет. Если ты почему-то не доверяешь единственно верным СМИ, утверждающим виновность американцев в нашем финансовом кризисе и в наличии мусора в подъездах и звероподобности в людях, тогда тебе к нам .
Америка очень разнообразна. Мы подвергли культурологическому анализу две её противоположности: американо-негритяно-латинский Лос-Анджелес и русско-американскую Аляску. Решай сам, куда пойдёшь сначала.

  • October 6th, 2016 , 04:31 pm

Сегодня, разлюбезный читатель, мы отправимся к старообрядцам юга Кенайского полуострова - в окрестности городка Хомер . Мы попытаемся познакомиться с образом жизни тех самых беспоповцев , которые в 1980-е сбежали от своих бывших собратьев по вере из Николаевска. Кроме того, как говорят, новых переселенцев бодрила возможность забраться ещё дальше, ещё глубже - туда, докуда ещё не достала николаевская распущенность и расхоложенность. Смогли ли эти неорадикалы создать свой, более правильный образ Руси Святой, нежели «скурвившиеся» в поповство николаевцы?
Город Хомер (мельком):

Город Хомер - на самом юге Аляски. Это местечко, излюбленное американскими дауншифтерами из числа известных художников и писателей, переезжающих сюда в поисках спокойствия и вдохновения. Своеобразная культурная столица Аляски. А судя по масштабу имён, украшающих собой этот городишко, - и всей Америки.
Но мы не будем распространяться про Хомер, опасаясь быть раненными «бритвой Оккама». Мы приехали к староверам. Только как до них добраться, ведь они обитают не в само́м Хомере, а в его пригородах? (Учитывая качество американских дорог, 20 км - это ещё пригороды.) Мы ведь «безлошадные». Кто-то посоветовал караулить старообрядцев в супермаркетах. Мы смутились от такого предложения, зная категорическую неприязнь настоящих старообрядцев к продуктов, произведённых «погаными». Но только зайдя в недалеко от нашей гостиницы находящийся «Fred Meyer», мы тут же нашли староверов - как покупающих, так и продающих (с бородами, но в форменной супермаркетовской одёже). Так мы впоследствии победоносно выслеживали древлеправославных христиан - в супермаркетах и на парковках. Первый встреченный парень Кирил Вознесенку . Кирил подтвердил наше основное представление о старообрядческом дистанцировании, которому подвержено только старшее поколение. Молодёжь вообще сложно представляет суть всех этих вывертов, они общительны и доброжелательны - как нормальные американцы.

Но мы не будем распространяться про Хомер, опасаясь быть раненными «бритвой Оккама». Мы приехали к староверам. Только как до них добраться, ведь они обитают не в само́м Хомере, а в его пригородах? (Учитывая качество американских дорог, 20 км - это ещё пригороды.) Мы ведь «безлошадные». Кто-то посоветовал караулить старообрядцев в супермаркетах. Мы смутились от такого предложения, зная категорическую неприязнь настоящих старообрядцев к продуктов, произведённых «погаными». Но только зайдя в недалеко от нашей гостиницы находящийся «Fred Meyer», мы тут же нашли староверов - как покупающих, так и продающих (с бородами, но в форменной супермаркетовской одёже). Так мы впоследствии победоносно выслеживали древлеправославных христиан - в супермаркетах и на парковках.

Вознесенка
Первый встреченный парень Кирил - с одной «л», это принципиально! - был в подпоясанной косоворотке и заляпанных краской джинсах. По-русски он говорил совсем плохо. Но к нам проявил радушие и участие и даже согласился отвлечься от своего графика (он забежал в магазин за какой-то вещью по работе) и даже решил отвезти нас в основной старообрядческий анклав - село Вознесенку . Кирил подтвердил наше основное представление о старообрядческом дистанцировании, которому подвержено только старшее поколение. Молодёжь вообще сложно представляет суть всех этих вывертов, они общительны и доброжелательны - как нормальные американцы.

Путь в старообрядческую вселенную:

Характеризующее фото Кирила с молодой женой:

Кирил и Семичаевский на берегу залива Качемак:

Первый шок мы испытали, увидев панорамы залива Качемак . Стало понятно, что искали беспоповские романтики, сбегая из мертвенного Николаевска. Такую красоту я редко встречал в своей жизни:

Девки в сарафанах и болоньевых парках бодро чешут по улице:

Изучение Вознесенки осложнялось тем, что это не село в нашем понимании. Это именно удалённое городское предместье. Дома́ расположены на большом расстоянии друг от друга и от дороги - возможно этот простор был искомым для беспоповских переселенцев. И хотя мы здесь впервые на Аляске встретили аккуратные заборы из родимой колючей проволоки, они попадались нечасто. Это не деревня, как мы привыкли её представлять. В основном, с дороги можно было разглядеть лишь макушку виднеющегося за деревьями и кустами дома, к которому вёл достаточно продолжительный подъезд. Дорогущие джипы и великолепные дороги позволяют вознесенским староверам превратить свой дом в автономную единицу, дистанцировавшись от остального села. В доме они отдыхают от работы и общаются с близкими, а на работу и в магазины летают на своих замечательных авто в Хомер.
Ни одного огорода или иного намёка на приусадебное хозяйство мы не встретили.
Удивило большое количество строительной техники (как в ПАТП), там и сям припаркованной в середине рабочего дня.

Среднестатистический старообрядческий дом:

Самый бедный дом:

Впервые встреченная живность:

Чисто американская деталь:

Печать старообрядческих мест - кладбища автотехники:

Немногие решились с нами общаться, как нам то и сулили николаевцы, высокомерно осуждавшие беспоповское «раскольничество» и «нелюдимость». Фотографироваться отказывались. О своей родословной, семье и роде деятельности либо вообще ничего не рассказывали, либо крайне неохотно. Сложилось представление о том, что данная недоброжелательность включалась, как только вознесенцы слышали русскую речь - видимо, ментальный отпечаток трёхсотлетних гонений. Один брутальный молодой бородач в подпоясанной футболке нас предупредил: «Шибко не пакостите тут. Тут все друг за другом доглядыват» .
Активно пообщалась с нами пожилая учительница Аксинья Уайт , которая замужем за этническим американцем, принявшим старообрядчество (причём даже его дети не знают его американского имени). Аксинья рассказала, что Вознесенка почти всю неделю безлюдна: староверы трудятся на рыбалке или строительстве. Воскресенье - после обязательной молитвы в беспоповской часовне - все проводят в кругу семьи. Такие «блага цивилизации» как интернет, телевизор, двд-проигрыватель здесь есть у всех. Старики осуждают всё это «мирское», но сильно не нажимают на молодёжь, дабы не потерять её. Даже у самых ортодоксальных ревнителей имеются компьютеры и телевизоры - спрятанные в шкафу от посторонних глаз. А значительная удалённость дома от дома позволяет быть в сравнительной безопасности от этих самых чужих глаз.

Есть и ревнители - к числу самых известных принадлежит Корнилий , сверхъестественно встреченный нами:

По словам Корнилия, в его семье царит патриархальная мораль, отсутствует телевизор а досуг посвящён исключительно молитве и подобной душеспасительной деятельности. А ещё его дети говорят по-русски. Правда, это не мешает Корнилию почти постоянно работать в удалении от семьи - на острове Кадьяк.

Почтовые ящики все скопом расположены на шоссе - то ли чтобы не утруждать постальона, то ли чтобы меньше совались в село:

Нас подвёз обратно до Хомера Зинон - сын Аксиньи Уайт:

Он студент математического отделения хомерского колледжа, намерен сделать карьеру инженера. По его словам, такой расклад вполне приемлем и даже характерен для вознесенской молодёжи. Внешние особенности - бороды, рубахи и сарафаны - старообрядческой молодёжью воспринимаются как само собой разумеющееся, а американцы уважают любое внешнее проявление индивидуальности, в т.ч. и этнической. Так что никакой подавленности или маргинальности - это обычная молодёжь, живущая своей жизнью. Родители вмешиваются только в вопрос выбора брачного партнёра, да и то инерционно - почти всегда благословляя выбор самих молодых.

Позже в Университете «Аляска Анкоридж» встретили молодую студентку-староверку Марью Уайт-Реутову :

Зенон - её шурин. Замужем она с 18 лет. Родом из Качемака, училась в Вознесенке. Учится на биохимика, в университете одета, как положено всякой замужней старообрядке. С нами вышла на контакт легко, позволила себя сфотографировать. Муж её («мужик мой») тоже учится здесь - на инженера. Детей нет (предохраняются?). Дома у неё говорят только по-английски - муж так учит её. Нет телевидения, но есть компьютер, интернет. «Хотя и нельзя, но у всех есть.» Также слушают музыку - на этот счёт старейшины «решили не драться» , поскольку и так слишком далеко молодёжь отошла от канонов.
Интересный образчик молодого старовера. Современная девушка, студентка с книгами в руках. Открытая и доброжелательная. Из старообрядческих наворотов - только одежда. Говорит по-русски плоховато, не знает перевода некоторых элементарных слов. Не воспринимает обращение «Вы».

Староверы есть староверы: они уже и в Вознесенке раскололись на «однокрестников» и «двукрестников». Жалея тебя читатель, мы не будем посвящать тебя в тонкости этой травматичной догматики и невротической экклесиологии. Скажем лишь, что и дву-, и однокрестники имеют разные молельни и стараются никак не соприкасаться в быту. А поскольку быт в этих местах исключительно индивидуальный - даже индивидуалистический, - можно годами консервироваться в самодовольном обособлении, подыскивая в замшелых книгах всё новые аргументы против негодного идейного противника-еретика.
Итак, атмосфера в Вознесенке чуть более религиозна, нежели в Николаевске. Сюда намеренно удалились. А некоторые, кому не по нраву был либерализм даже умеренных вознесенцев, съехали от них подальше, основав село Раздольна . Более последовательные противники американизации и обмирщений, тосковавшие по утрачивющейся русскости, создали далеко-далеко на берегу залива село Качемак .
Ещё дальше по берегу ранее располагалось село Африка - местообитание «самых настоящих» староверов. Но от излишней последовательности село давно обезлюдело, его мы в счёт не берём.
Вознесенка - это мир умеренного консерватизма. Это настоящий постиндустриальный пригород, живописанный Тоффлером в «Третьей волне» . Благодаря высокому уровню дохода, отличным дорогам и высокоэффективным каналам связи, ныне происходит процесс рурализации - перемещения тяжести жизни из городов в сёла, из центров - в пригороды. Но это актуально только для восьми стран, вошедших в технотронную эру впереди планеты всей. И американские староверы сумели вписаться в процесс.

Качемак
Чтобы попасть в Качемак, нужно пройти всю Вознесенку и спуститься на берег Качемакского залива, претерпеть двухчасовой спуск и парализующее воздействие местных красот:

Ледник:

Окрестности Качемака:

В село «настощих староверцев» мы спускались по крутой горной дороге почти два часа. И были вознаграждены! Даже в прямом смысле: по окончании спуска Семичаевский сразу же нашёл на дороге 20 баксов (на них мы потом поужинали):

Но не так всё было просто. Мы шли на смерть! Потому что красноречивые надписи нам сразу дали понять, что территория села - частная собственность, при посягании на которую в США известно, что может быть:

Ничто человеческое староверам (молоденьким) не чуждо:

Но мы, переборов опасения, проникли на территорию села:

Печать этого места - обилие колючей проволоки (всё-таки культурный код!):

Здесь больше русского:

Дом старосты:

Сам староста Давыд Калугин с участниками экспедиции:

Местная школа:

Это автокладбище лидирует по габаритам выброшенного транспорта:

В Качемаке мы были вознаграждены как учёные: только там мы встретили подобие настоящей русской деревни. Улицы, заборы, традиционно оформленные дома, куры и лошади, ватагой бегающие ребята, говорящие по-русски. Мы пообщались и со старостой, и с его заместителей. Все здесь родственники, все хорошо знают николаевцев и нескрываемо презирают их. Здесь гордятся сохранением устоев - в особенности власти над детьми. На наш вопрос, как качемакцам удаётся заставлять детей говорить по-русски, староста Давыд Калугин , довольно улыбаясь, изрёк: «Старамся!» . Как потом оказалось, старания выражаются в том, что в Качемаке есть своя школа с большим вниманием к русскому языку. А учителя сюда ежедневно ездят аж из Хомера - за сорок километров. Таким образом чисто по-старообрядчески здесь удалось заморозить культуру и уклад. Село выглядит победнее, но в нём ощущается жизнь, в отличие от николаевского умертвия. Мужики среди бела дня катают на прицепе к квадроциклу визжащих от радости детишек. Кое-где виднелись огороды и ленивые куры. В дома нас не хотели пускать, но на испытательную просьбу попить (это маркёр для старообрядческой идентичности) староста Давыд нам налил аж 2 литра вкусной воды.
«Блага цивилизации» в Качемаке по умолчанию под запретом. Телевизоров нет ни у кого. Интернет есть только у старосты - «по работе надо» . Телефон и электричество - повсеместно. Однако не возникло ощущения того, что Качемак принадлежит к числу зарубежных старообрядческих островков «параллельной России», яркими красками изображённых разными энографами, журналистами и писателями. Всё-таки ползучее проникновение американской действительности ощущается. Все по утрам разъезжаются работать в Хомер - даже бабы («мужик» и «баба» - это легальные американо-старообрядческие аналоги наших матриархальных «мужчина» и «женщина»). Хотя сохранена власть над русским детством местных детей, стратегия их будущего никем не определена - будут определяться сами. Замечательная дорога позволяет не только трудиться, но и отовариваться в Хомере. Дома́ - лишь место проведения досуга. Это не воспетые Ремизовым самодостаточные модели мироздания - избы, через печную трубу которых проходит земная ось. В целом, староверческая социальность разрушается, не могучи противопоставить ничего тотальной американской культуре потребления, торгашества, моральной миниатюризации и микрогруппового индивидуализма.

Раздольна
Путешествие в третий анклав - Раздольну - было самым трудным физически и морально. Нас никто не подвёз, хотя пролетавие на пикапах бородачи приветственно отгибали один палец от руля в ответ на наши взмахи. Так мы и шли полдня. И полдня - обратно.

Сразу удивили россыпи пивных банок. Самое популярное у староверов Аляски пиво:

Вообще оговоримся: не считая негритянских кварталов, единственные замусоренные места, виденные нами в Америке, - русские. Горы пивных банок уменьшались и редели по мере нашего приближения к Раздольнее. Видимо, сказывался местный запрет на пивопитие, ослабевавший по мере удаления от неусыпных добропорядочных старцев, контролировавших поведение молодняка.

Здесь обитают более строгие люди:

Строгие люди любят упражняться в строгости:

Первый дом в Раздольне:

Одна девушка отказалась фотографироваться и тут же встала под фотосессию. Ради таких красоток стоит ехать в такие места. Я продолжаю утверждать, что настоящую семью можно создать только с настоящей женщинами, а не с отечественными полумужиками-полупроститутками. Ибо истинная душевная красота просвечивается на лицо и на всё обозримое. Итак, читатель, знакомься: зазноба Семичаевского Анфиса :

Никакой русскости в Вознесенке нет и в помине, но дома стоят гораздо ближе друг к другу, можно наблюдать из окон за соседями, есть некое подобие деревенского пространства (в отличие от Вознесенки). Дома́ хорошие, но не такие шикарные, как в Николаевске, и гораздо американистеее качемакских. Почти повсюду до́ма были только дети, отказывавшиеся отпирать нам двери - возможно, это был своеобразный маневр их родителей, как говорят, наиболее нетерпимых к чужакам.

Сотовая связь налажена: в самых джунглях Раздольны мы смогли отправить электронную почту с планшета.

Местная школа:

Добредя до школы, поговорили с американкой-учительницей, посетовавшей на твердолобость и косность русских родителей, вмешивающихся в учебный процесс и не позволяющих изучать некоторые вещи - например, теорию эволюции. Хотя для США такое нормально - в южных штатах по сю пору проживают такие ретрограды, что Дарвин для них - что-то среднее между сатаной и Зигги Стардастом. Но упоминание о родительском контроле за обучением их отпрысков порадовало. В Николаевске родители даже представления не имели о том, чем их дети занимаются в школе.

По улице дети гоняли на квадроциклах и опасливо объезжали нас - лишь один пацан с каменным лицом несколько раз проказаковал мимо:

Был вечер субботы, староверы на машинах съезжались на вечернее богослужение в свои молельни. Один мальчишка-церковнослужитель в длинном чёрном кафтане (по-нашему - подряснике) поверх джинсов и с кадилом в руках долго боролся с искушением ответить нам на вопросы о родителях, но не поддался.

На обратном тёмном пути из вереницы разъезжающихся после вечерней молитвы джипов подвезти нас остановился только один. Его водителем был весёлый бразильянец Анастасий , только что в поисках невесты посетивший эти места - этим и объясняется непривычная общительность в отношении чужаков. Анастасий посетовал на упадок нравов в молодёжной среде, открыл нам секрет, куда деваются обмирщившиеся староверы, переехавшие в большие города - оказывается, они попросту выпадают из среды общения и почти никогда впоследствии не навещают родичей. Типичное следствие патриархальной и традиционалистической семейной политики в наше время - те, кто её пережил, а затем вырвался в свет огней большого города, впоследствии как огня остерегаются всего старинного и традиционного. Возможно этого и опасаются вознесеновские старцы, не сильно «крепящие» молодёжь.

На выходных, работая в нашей студии-Макдоналдсе, мы видели несколько старообрядческих семей, «отрывающихся» в этом общепите, заказав картошку и мороженое, а их дети играли в местную игровую приставку. Одна старообрядка была в сексапильно обтягивающем сарафане - но длинном, как положено, и в кичке на голове. Удивительно, как их весёлость и коммуникабельность в таких местах противоположна ксенофобии в родных сёлах. Возможно, в селе они побаиваются своих стариков, а в городе чувствуют себя свободнее. Тому подтверждение - россыпи пивных банок, постепенно редеющие по мере приближения к селу.

Этот - с лицом Нечаева - даже капюшоном прикрылся, чтобы мимо проезжающие ревнители не разглядели его сквозь стеклянные витрины:

======================================== ======================================== ================

Итак, что мы вынесли из шапочного знакомства с беспоповской средой южного Кеная? Прежде всего, ощущение того, что неверна вся изначальная методология, предполагавшая в американском старообрядчестве наличие особых адаптационных механизмов, позволяющих отстоять свою уникальность. Староверы не имеют никакой особой способности выживания в американском обществе, потому что этого са́мого «американского социума» нет. Есть множество субкультур, объединённых образом потребления и включённостью в систему локального капитализма. Староверы идеально подходят для этих условий со своим дряхлым обществом, не предполагающим самоосмысления и самокритики, довольствуясь сохранением небольшого числа внешних форм своей особости. С семиотической точки зрения кое-что примечательно: бороды, рубахи, сарафаны и кички - больше ничего русского. Остальное: джинсы, дорогущие машины, шикарные дома (как из голливудских фильмов), закупки продовольствия в супермаркетах. Все «ходят на работу» и обучают детей в детсадах и школах. Только чуть больше контроля за языком и поведением детей, регулярные молитвы в специально отведённое время, ситуативная родственная помощь. Это архаика или дань мультикультурализму?
Америка не позволяет и не прощает категорического обособленчества. Многие сравнивают староверов с амишами, известными нам по фильму Уира «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Но амиши принципиально живут в своём мирке, они не пользуются электричеством и автотранспортом. Они изначально умудрились расколдовать «мир сей» как совокупность продуктов научно-технической революции и противопоставили себя «прогрессу». В противовес им, русские старообрядцы - как и всякие православные - пребывали в догматическом дурмане, мня, что мир таков, каким мы его воспринимаем через призму единственно правильной веры. Потому и не выработали иммунитета ни к автотранспорту, ни к супермаркетам, ни к бытовому феминизму, ни к нуклеарным семьям.
«Непонятная свобода обручем сдавила грудь,
И неясно, что им делать: или плыть, или тонуть».
Вот одни и уплыли в «мир сей грехопадший» оставив от старообрядчества только декор - Николаевск. Иные решили притонуть, но на небольшой глубине, чтобы можно было по желанию вспылавать. Поэтому даже отщепенцы, сбежавшие в удалённый Качемак, через пару лет проторили туда отличную и сложную дорогу.

Так что Америка (которой нет), судя по всему, имеет реальные возможности уничтожения всего остального, отличного от себя. Это мощное цивилизационное давление, растирающее в пыль все альтернативы себе. Речь идёт не о внешнем противоборстве - нам, одинаково серым россиянам это трудно понять. Внешне ты можешь быть кем угодно, творить чё хошь, иметь любую ориентацию (во всех смыслах этого словца). Но ты не имеешь права проходить мимо супермаркета. Ты обязан брать кредиты и покупать, покупать, покупать. А ещё ты должен трудиться, быть всегда «на взводе», но не как у нас (истерично), а бодро, радостно, приветливо.
Семичаевский остроумно заметил, что наши родимые уицраоры нас тупо подавляют, а американские - грабят. По-американски «быть в системе» - значит, сохранять глубинную привязку к капитализму. (А у нас - к царю и его боярам.) Староверы за своими бородами и плесневелыми книгами проглядели самую суть американской духовности, разметавшей всю их хвалёную идентичность.
Что это всё может значить для нас в нашем Мордоре, усиленно изображающем самостоятельность и показно противостоящего «тлетворному» Западу (на нефтяные деньги которого только и выживаем). Для православия вообще, для России в частности, а для современной Россиянии особенно характерно плохо замаскированное подражательство образу жизни своего противника. Противника, в СМИ обливаемого грязью по самую макушку, а на деле облизанного нашими правителями-нефтесосами, продавшими уже даже не душу страны, а то, в чём душа была, - сам народ. Всё, что у нас внедряется, придумывается, осваивается и развивается, - жалкие китайские подделки под истинных хозяев современной жизни. Кому-то нравится на этом пепелище кривляться, играя в оригинальность - потому и говорят, что патриотизм - последнее пристанище для негодяя. Но что делать остальным, кто не хочет являть собой жалкое подобие американца, взваливая на себя непосильные кредиты, опутываясь проводами, напяливая синтетику, отрекаясь от предков, развращая детей и раскурочивая природу женщин? Подобие всегда отвратительно, ведь по словам Генона, испорченное - хуже, чем недоделанное.
Если всё идёт по-американски, есть ли в ентой самой Америке культурологические альтернативы американскому образу жизни? Чему мы можем поучиться или хотя бы присмотреться к чему? Коли старообрядцы таковой альтернативной не являются, приглядимся мы ещё к американскому православию и к жизни русской (не старообрядческой) диаспоры. А ежели аляскинцы, когда их величаешь американцами, любят повторять: «Alaska is not America. Alaska is A laska», вот и посмотрим на ейные особенности. В следующих очерках этой серии.

  • October 5th, 2016 , 04:01 pm

Старообрядцы Аляски отличаются от прочих американских староверов тем, что живут отдалённо от городов, в сёлах. Такая возможность привлекла их в бегстве из Орегона и Бразилии - стремление к обособленности, к построению своего «русского мира», где каждый мужик сам себе господин. Так они делали во всех местах своего гнездования: и в Австрии, и в Турции, и в Китае. Получилось ли у них обособиться на Аляске? Разберёмся.

Из Анкориджа до городка Хомер мы добирались на такой вот аэромаршрутке:

Под нами чась русского мира? Или уже нет?


Во время полёта сложилось ощущение, что все пассажиры знакомы друг с другом. Они ощутимо ёрничали над нами, однако добродушно. Полёт проходил минут 40. В Хомере нас уже поджидала Нина Фефелова , с которой мы переписывались уже 15 лет. Именно тогда, 15 лет назад, когда я только начал с ней переписываться, у меня возникла идея этой экпедиции. 15 лет я её вынашивал. А когда родил, оказалось, что и староверы, и сама Нина стали совсем другими. До Николаевска Нина нас отвезла за плату - это было первой символической характеристикой объекта. Но разберёмся по порядку.

Историческая и религиоведческая справочка
Первым пунктом нашего путешествия было село Николаевск , основанное в 1968 году выходцами из Орегона. При содействии Толстовского фонда (с XIX века активно переселявшего в Америку всяких религиозных отщепенцев типа хлыстов или пятидесятников) и аляскинских властей (заинтересованных в те годы в освоении региона) старообрядцам выделили большой кусок земли, помогли провести дорогу, электричество, выдавали повышенные квоты на рыболовство. Рыбалка у староверов вытеснила традиционное сельское хозяйство - возможно, это и было причиной их будущей духовной деградации. Они вкусили возможности быстрого и лёгкого заработка, приобретения благ американского образа жизни («американы»), мобильности и свободы. Никто не ограничивал их в правах, не вынуждал не поднимать глаз от сохи, не вмешивался в их старательно сбережённые старинные богослужения. Вот они и расслабились… Возможно, именно отказ от осёдлого сельскохозяйственного образа жизни стал первопричиной дальнейшей модернизации староверческого сообщества.
Все православные старообрядцы делятся на две категории: поповцы и беспоповцы . Беспоповцы - самая большая и идейная группа - в момент обновления церковного богослужения патриархом Никоном в XVII веке посчитала, что рухнуло всё православие, т.к. по мнению дораскольных русичей истинное православие сохранялось только на Руси, а все малороссы, греки, сербы и болгары давно впали в ересь. И вот, последний бастион истинного православия начинает принудительно модернизироваться патриархом и царём, становясь единым с «еретичествующими» лжеправославными Востока. Это и замена изначального двуперстия на троеперстие, и множество иных символических изменений богослужения, имевших для православных того времени высшее значение: либо душеспасительное, либо погибельное. А что будет после того, как падёт последний оплот истинной веры, последний Рим? Правильно, пришествие антихриста . А в антихристовы времена осквернена вся реальность, находящаяся за порогом последних старообрядческих («древлеправославных») церквей и домов. Отсюда - знаменитые старообрядческие загибоны насчёт разбивания стаканов, из которых дали напиться чужаку, насчёт подметания порога после ухода незваного гостя, насчёт «отмаливания» продуктов, купленных на рынке. Антихрист воцарился - значит, больше не может быть настоящих священников. Значит, не может быть ни причастия, ни исповеди, ни венчания. Выживай, как можешь. Главное - не «замирщайся»: поскольку святынь и таинств больше нет, ничто не может очистить тебя от прилипшей скверны, греха и порока. Поэтому надо как огня беречься и общения с неверными, и всего, что ими произведено - в особенности, продуктов питания (мы все знает огромную роль гастрономических предписаний и ограничений в православии). Только многочасовая молитвы по старому (дораскольному) чину и полное замыкание общины на самой себе позволят ещё как-то выжить в антихристовом мире. Так размышляли и поступали беспоповцы .
Вторая категория - поповцы - были идейно более либеральными. После того, как патриарх Никон и царь Алексей Михайлович уничтожили всё старообрядческое духовенство (включая знаменитого Аввакума ), церковь не исчезла - она просто перешла в некое «подвешенное» состояние. Антихрист не пришёл, в мире продолжает оставаться святость - надо только её найти. И поповцы всюду искали «благочестивое священство», предпринимая экспедиции в Египет, Японию, на Кавказ. И, естественно, старались переманивать священников от «никониан», используя как увещания, так и вполне меркантильные посулы. Были и попытки переманить к себе «никонианского» епископа, чтобы он мог рукоположить для старообрядцев эксклюзивных священников и своих преемников - «своих» епископов. Одна из таких попыток увенчалась успехом в 1846 г., когда в Австрийской империи от православной церкви Константинопольского патриархата к староверам присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий (По́пович). Амвросий поставил для староверов собственных священников и своего преемника-епископа; возникла собственная старообрядческая церковная структура - «Древлеправославная Церковь Христова». Дело было в селе Белая Криница, поэтому это сообщество так и стали величать - белокриничанами . К ним присоединились не все поповцы, некоторые создали в ХХ веке альтернативную церковь - «новозыбковскую». Итак, сегодня в мире есть две поповских старообрядческих церковных структуры: белокриницкие и новозыбсоквские. Естественно, как и всякие порядочные староверы, они убеждены в полном вероотступничестве друг друга и в ограниченности всего мирового православия рамками собственной юрисдикции. На то они и старообрядцы. Ну а беспоповцы для поповцев - вообще злейшие противники, равно как и наоборот. Хуже - только «поганые никониане», «извратившие веру Христову».
Таким образом, речь шла о верности смыслу слова «православие». Православие (по-гречески - «ортодоксия» - «доскональность», «исключительность») изначально предполагает монополию на полноту истины и правильности христианства. И если в католичестве этот монополизм выражен в фигуре римского папы, то в православии - в само́м вероучении. А поскольку вероучение - вещь зыбкая (словами отца церкви Тертуллиана, «верую, ибо абсурдно»), для кристаллизации веры недостаточно просто всем сообща собраться на какой-нибудь Вселенский Собор - враги-то тоже свой собор соберут. Поэтому нужен тот, кто защитит, - царь-батюшка. На Первом Вселенском соборе председательствовал император Константин, формально будучи ещё язычником. Отсюда - прислужническое отношение православных к государственной власти во все времена.
Но в момент церковного раскола XVII века обновленцы-«никониане» оттеснили традиционалистов-«раскольников» от царского тела, обрекши на вечное изгнанничество и бесперспективные попытки в местах своего обитания выстроить «правильную Русь Святую». Староверы неоднократно пытались перехватить власть, но в итоге откочёвывали всё дальше и дальше от обжитых мест, колонизируя Сибирь и Дальний Восток. А с приходом к власти безбожников-коммунистов они отодвинулись ещё дальше - в Китай и Монголию. Но в 1950-е маэзцэдуновские коммунисты, захватившие власть в Поднебесной, вынудили русских староверов убраться восвояси из Китая. При поддержке множества «еретических» международных организаций (о чём староверы не любят распространяться) они перебрались во многие страны Латинской Америки, где во множестве проживают и доныне. А оттуда - в вожделенную Северную Америку (штаты Орегон, Пенсильвания, Вашингтон).

Важно отметить, что североамериканские староверы были беспоповцами, но особенными - «часовенным» согласием. Они были не принципиальными, а «нечаянными» беспоповцами. Они не считали, что в мире воцарился невидимый антихрист, осквернивший небо и землю. Просто у них поумирали старые попы́, а новых не удавалось заполучить. Хотя попытки продолжались; даже с Аляски корреспондентским и визитёрским путями искали староверы для себя священство по всему православному миру. И в 1983 году нашли - решили присоединиться к «белокриницкой» иерархии, рукоположив в Румынии николаевца Кондрата Фефелова в священника. Это было самым главным событием в жизни аляскинских староверов. Две большие группы староверов - поповцы и беспоповцы - имеют внутри себя бесчисленное множество различающихся по вероисповеданию групп - согласий . Как и положено у православных традиционалистов, каждое согласие (охватывающее порой лишь полдеревни) мнит себя полнотой Церкви Христовой, а всех остальных - еретиками. Ну а между поповцами и беспоповцами вообще стоят непреодолимые ментальные преграды, обусловленные вопросом: воцарился ли в мире антихрист? Осквернено ли всё мироздание или есть ещё возможность спокойной и благочестивой жизни? Близок ли Страшный Суд или ещё поживём покамест?
И тут некоторые из жителей Николаевска становятся поповцами, а остальные (около 70 %) остаются на беспоповских позициях. Притом поповское меньшинство принадлежало к богатой верхушке николаевского сообщества. Можешь представить, читатель, что начало происходить в этом селе? Учитывая, что все они были потомками четырёх семей, три из которых - родичи. Они не просто прекратили общаться и здороваться - началась форменная гражданская война!
Как следствие, многие беспоповцы решили перебраться на юг полуострова Кенай , в окрестности городка Хомер . Поповцы возобладали в Николаевске. Так и получилось, что Николаевск - почти полностью поповский посёлок, а деревни южного Кеная - беспоповские. А дальше началось самое интересное. Но отвлечёмся на картинки, дабы романтические защитники староверия не обвинили нас в огульном очернении их последних надежд.

Николаевские старообрядцы и старообрядчество по-американски
Первый снимок - дома у Фефеловых, где мы жили на гостиничных условиях. Символическое сочетание древлеправославного креста и типичной коллекции бейсболок, каковая имеется у всякого порядочного америкоса:

Аляскинская осенняя природа:


Надо отметить, что зимняя природа немногим отличается от осенней. Кенайский полуостров находится под воздействием т.н. "аляскинского феномена": несмотря на северные широты, здесь относительно тепло, потому что горы защищают от северного холода и не отпускают тепло океанического течения. Количество солнечных дней в году - больше, чем на Сахалине. Так что фермерством вполне можно заниматься. Можно было бы.

Вид на Николаевск с кладбища - самой высокой точки:


Дионисий и Нина Фефеловы:


Дальше будут представлены дома и улицы Николаевска. Пусть благоразумный читатель сам делает культурологические и религиоведческие выводы:

Единственное место, где мы увидели жалкое подобие животноводства, и самый бедный дом в селе:

Последствия междоусобицы поповцев и беспоповцев:

Одного из обладателей подобной жилплощади мы впоследствии встретили работающим продавцом в супермаркете в Хомере. С бородой и в форменных фартуке и кепке.

Дьякон был первым из двух, кто пригласили нас в гости. Накормил и немножко напоил. При нас его супруга собралась и поехала на работу - естественно, на собственной машине.

Далее - одно из достопримечательностей деревни - "кафе" Нины Фефеловой :

Главный местный способ убийства эстета - «кафе» хабаровчанки Нины Фефеловой , невестки первого николаевского священника. Когда из ностальгических побуждений некоторые николаевцы гуманитарно помогали строить старообрядческий храм в Хабаровске, Нина вышла замуж за поповича Дениса Кондратьевича и перебралась на Аляску. Здесь она стала преподавать русский язык в школе, доведя этот предмет, по мнению местных жителей, до полного разорения. Попутно она занялась суетливой деятельностью по собиранию и продаже русской экзотики. В её магазине есть вообще всё (как в сахалинских ларьках «Атое» в 1990-е), что хоть каким-то боком может стоять рядом с русской культурой. Всё - в огромном количестве и по баснословным ценам. Даже с нас, гостивших у неё и знавших её по многолетней переписке, она умудрилась содрать большие деньги за ненужные книжки и «донэйшн», и содрала бы ещё больше, если бы мы не пошли на прямой конфликт.
Жалея читателя, размещаем совсем мало фоток этого чисто современно-российского царства дурновкусия:Матушка Ирина:


Вот она порадовала нас старинной русской речью, хотя не без изыска - например, детей она называет "бэбички"...

С супругом - будущим попом:

Обстановка дома священнической вдовы-старушки:

Вот ради чего (не "кого"!) живут староверы Николаевска-на-Аляске:

Поповцы Николаевска остались в одиночестве, т.к. не только аляскинцы, но и почти все старообрядцы Северной и Южной Америк «закоснели в беспоповском невежестве» (типичный старообрядческий жаргон). Где брать женихов и невест? Не ездить же за ними в Румынию или Россию. Верно: надо смириться, унять эгоцентристские амбиции и заключать браки со «внешними». Естественно, «внешних» - белых американцев и аборигенов - формально обращали в старообрядчество. Но они - особенно белые - оставались в первую очередь американцами, со своим представлением о правах женщины и ребёнка, с неприятием мужецентризма и патриархальности, обособленчества и тотальной религиозности. Таким образом, взятые «снаружи» мужья и жёны - в особенности конечно, жёны, ибо православие по своей природе скрыто матриархально - потащили староверов Николаевска в «мир сей». Была открыта муниципальная светская школа, в которой преподавание велось по-английски, а количество часов на изучение русского языка сокращалось с каждым годом. В семьях говорили на языке победившего племени - то есть по-английски. Прививалась американская культура. Снижалась древлеправославная сопротивляемость «греховности» и «поганости» «мира сего». И в итоге Николаевск превратился в типичное американское предместье. Нет ни заборов, ни огородов с подсолнухами, ни хрюканья свиней и кукареканья петухов, ни колодцев со скрипящим воротом, ни звона бубенцов под дугой коня, ни звучаня гармони, ни девок, лузгающих семечки на завалинке.
Преобладающей отраслью хозяйства стало рыболовство; сельское хозяйство полностью захирело. А поскольку Николаевск - не приморский посёлок, для заработка пришлось перебираться в другие места. А для этого - получать образование, в т.ч. и высшее. Вот и конец старообрядчеству! Оно выродилось в ситуативные богослужения, которые хотя и ведутся на непонимаемом церковнославянском языке, проповедь читается уже по-английски. Забавно, что в николаевском храме вся поющая и читающая богослужебные тексты молодёжь не понимает русского, они просто зазубрили произношение. Поэтому вместо «Господи, помилуй нас» они читают «Господи, помилуй найс ». По-своему даже приятно.
Мы были на службе в один из главных православных праздников - Покров Богородицы. Маленький храм был заполнен на треть; почти все присутствовавшие заметно не понимали происходящего при богослужении. У одного латиноамериканского старовера (чего-то новоиспечённого мужа) из-под ворота косоворотки высовывалась брутальная татуировка на всю шею. После окончания службы помещение опустело в читанные минуты - никто не задержался пообщаться или выпить чаю.
В семьях не говорят по-русски, связь с русской культурой полностью утеряна. Остались только уважаемые в Америке атрибуты внешнего стиля: бороды, рубахи, сарафаны да кичка - обязательная для замужней женщины шапочка. Всё остальное - тотально американское: и внешне, и внутренне. Никто не «отмаливает» продукты, которые бородачи и их феминизированные жёны закупают в супермакетах. Не только сельское, но даже приусадебное хозяйство сошло в ноль. Расположение, планировка, вид и обстановка домов; отличные огромные автомобили на каждого члена семьи; вся одежда, которую можно сочетать с косоворотками и сарафанами (напр., джинсы и болоньевые «парки»); манеры общения и отсутствие пиетета детей перед взрослыми и женщин перед мужчинами; отношение к деньгами и тому, что на них приобретается как к способу самореализации - всё, всё американское!
А! Ещё сохранилась глубинная неприязнь к русским. В супермаркетах и других общественных местах мы неоднократно наблюдали, как обязательное для американца доброжелательно smily-поведение мгновенно превращалось в привычное нам хмурое неприятельство при звуках нашей русской речи. С современной эмигрантской русской диаспорой Аляски староверы не общаются.
Так что Николаевск - это типичный хиреющий американский посёлок, не имеющий ничего общего даже с индейской резервацией - не то, что с русской деревней. Отличные дороги и ЛЭП, противопожарные колонки и электроподстанции, почта и современная школа, пожарный участок и полицейские разъезды, дорогущие джипы-пикапы и сайдинговые дома - также всё по-американски. К особенностям Николаевска можно отнести только Никольский храм, «кафе» Нины Фефеловой, единственный оформленный по-русски дом и большое количество брошенных и разрушающихся жилищ. Вот тебе и староверы! Все дети учатся в школе и намереваются впоследствии поступить в колледж или хотя бы перебраться в Анкоридж на светскую работу. В домах - американский декор и современный образ проведения досуга (ТВ, компьютерные игры). Иногда все мужики запираются в одном из домов пьянствовать - это называется «пари». Несмотря на то, что мы с ними молились в храме, они нас не пригласили на стаканчик. Вероятно, боялись, что выведаем что-нибудь скабрезное. Ибо такового - и наркоманов, и домашнего насилия - в Николаевске предостаточно.
Работа и заработок и мужей и жён различный. Попадья, например, - второй с половиной человек в Николаевске - руководит детским садиком в Хомере. Что может быть секулярнее? А её супруг - священник Никола Якунин - владеет несколькими рыболовецкими катерами, самый большой богатей на селе.
Дети воспитываются в школе; родители не только не наказывают их, но даже боятся об этом говорить - столь сильна ювенальная юстиция в Николаевске

Таким образом, Николаевск - настоящее позорище старообрядчества и показательный пример того, что происходит с традиционной культурой при соприкосновении со светской американской действительностью. Ничего русского, ничего традиционного, ничего православного - кроме элементов стиля, привычек и социальной инерции. Как православные они утеряли главный верообразующий фактор - царя-батюшку. Как староверы они утратили главный фактор своей идентичности - ненависть и неприязнь ко всему окружающему. И внутренняя пустота соединилась с внешней. А поскольку внешняя пустота имеет множество способов маскировки бессмысленности своего бытия - показная дороговизна тачек, домов и быта, бесконечное потребление всё более нового и во всё большем количестве, непрестанный апгрейд и ремонт, чтобы всё было «не хуже, чем у людей» - вся эта деятельность и становится смыслом так называемой жизни так называемых старообрядцев из Николаевска-на-Аляске. Фу!

Теперь дело за беспоповцами Южного Кеная. Что они нам покажут и расскажут? Нам сулят, что они вообще откажутся разговаривать. Неужели там сохранилось древлеправославие?..

Надо сказать, что старообрядцы весьма подозрительно и ревностно относятся к чистоте церковного учения и предания, и далеко не все ветви некогда единого движения признают друг друга. Но после тщательного испытания веры друг друга лидеры общин приняли решение: и у «турчан» (так себя называют староверы, приехавшие в Америку из Турции), и у «харбинцев» «вера правильная, дониконовская, без искривлений и неправды».

Так на американской земле воссоединились две ветви русских староверов – через столетия после расставания, на чужой земле, обогнув с двух сторон земной шар.

Власти штата Орегон оценили трудолюбие и религиозность новых граждан, выделили им крупные земельные наделы (по 5 – 8 га на семью) и беспроцентные кредиты, освободили на 10 лет от налогов. Вскоре край, населённый русскими староверами - «орегонцами» стал процветать. Попробовав самые разные сельскохозяйственные культуры и экономические практики, староверы нащупали свою нишу на этом рынке: теперь они выращивают лучшую в Америке клубнику и ежевику. Кроме того, значительная часть рождественских ёлочек, украшающих праздничные дома американцев, также выращена на старообрядческих казачьих плантациях.

Сейчас объединённая община насчитывает около 5 тысяч человек и населяет небольшой город, называющийся Вудборн. Жители там говорят друг с другом на старинном русском языке, живут в комфортабельных деревянных домах (чаще всего одноэтажных, хотя иногда попадаются и двух, и даже трёхэтажные хоромы), которые называют «избами». Интерьерами дома не очень отличаются от жилищ обычных американских фермеров, за одним исключением: тут не пользуются телевизорами и магнитофонами, которые называют «сатанистами» (интересно, что запрет не распространяется на фотоаппараты, видеокамеры и компьютеры).

Вот слова одного из старших членов общины, родившегося в 1938 году Макара Афанасьевича Занюхина: «Когда человек сам поёт, он свои мысли и голос развивает, а магнитофон и телевизор ум отбивают». Итак, поскольку у жителей Вудборна нет привычки проводить вечера перед телевизором, сохраняются обычаи совместных вечеров с беседами и песнями (светскими растяжными и духовными стихами – псальмами) под рукодельную работу: женщины шьют традиционную одежду, украшая её вышивкой и ткаными поясами. Такая одежда используется как в праздники, так и в повседневном быту. Жители носят традиционные русские причёски и головные уборы, мужчины не бреют бороды и усов. Все жители ходят в церковь, где звучит знаменный распев. Сохраняются традиции и обряды – в том числе очень сложные и удивительно красивые свадебные.

Орегонские староверы довольны жизнью, однако не могут не тосковать по далёкой Родине.

Эту удивительную общину с её сокровищами подлинной русской культуры открыла для остального русского мира учёный, фольклорист Елена Николаевна Разумовская из Санкт-Петербурга. Впервые Елена Николаевна побывала в Вудборне полтора десятка лет назад.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...