Святой преподобный антоний римлянин, новгородский чудотворец. Прп


Антоний Римлянин, преподобный. Слово о его Святых Мощах

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском.

Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника, основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Почитание Антония Римлянина в монастыре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игумене Вениамине (1547-1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в монастырь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игумен Кирилл (Завидов; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам Антония Римлянина. По повелению игумена Кирилла над камнем у западной стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник.

Поскольку по молитвам к Антония Римлянина происходило большое число исцелений, монах Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, которое состоялось 3 августа 1597 г. ; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому, в ней говорится о мощах Антония Римлянина, часто упоминается Новгород и Антониев монастырь. В монастыре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к концу XVII в. было записано 18 новых чудес. Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи Антония Римлянина были вскрыты в 1927 г. , весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г.Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

Ученые подтвердили подлинность мощей святого Антония Римлянина, найденных в Великом Новгороде

Мощи святого Антония Римлянина, которым должно быть около тысячи лет, недавно найдены в Великом Новгороде. Как известно, чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в «Музей атеизма», который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи святого вскоре затерялись среди других «экспонатов» и долгое время считались утраченными.

Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», - цитирует Пежемского Интерфакс.

Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия.

Источник Rusk.ru

Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине. Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем». Праздник, посвященный чествованию памяти Антония Римлянина, отмечают ежегодно 16 августа.


Прибытие Антония Римлянина в Россию

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.

Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане. В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.


5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Антония Римлянина понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.

Новая жизнь

Святого Антония на утро обнаружили местные жители. Пришелец стоял на камне и на все расспросы людей лишь творил поклоны, ведь русского языка он не знал. Валун был прибежищем подвижника еще в течение трех дней и ночей: все это время слуга Господень неистово молился Богу и просил того открыть ему, куда же он попал.


После мужчина отправился в Новгород. Там, по воле Творца, ему встретился иноземный кузнец, разговаривавший на трех языках – в том числе и на латинском. Этот человек и сообщил преподобному, где тот очутился. Несказанно удивился святой Антоний, когда узнал, что город, в который он пришел, есть Великий Новгород, что камень его остановился на водах реки Волхов. Ведь от Рима до русских земель добираться пешком полгода, а его по промыслу Божию донесло сюда за каких-то три дня!

Кузнец показал Антонию Римлянину новгородский собор, где священником был святитель Никита. Душа подвижника загорелась огнем восторга, когда увидел он убранство православного храма и благолепие церковной службы. После, преподобный вернулся к камню своему на речном берегу. Но теперь он вел жизнь не столь уединенную, как раньше: к нему часто стали наведываться местные жители. Они шли к святому за благословением, а подвижник у селян учился русскому языку.


Спустя время Антоний снова посетил Великий Новгород и главный собор города. Там он рассказал святителю Никите о чудесном своем путешествии. Услышав историю Антония, святитель хотел оставить подвижника при кафедре. Однако преподобный отказался и попросил благословения продолжать жить на камне у реки. Прошло еще немного времени, и уже сам Никита нанес визит святому Антонию. Он дал подвижнику благословение основать на месте проживания того монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель освятил выросший здесь в скором времени деревянный храм.


Пролетел год. Обитель, воздвигнутая святым Антонием, уже почти полностью оформилась. Как-то местные жители рыбачили вблизи монастыря. Они поймали много рыбы, а в придачу вытащили бочку, которую подвижник много лет назад бросил у себя на родине в море – святой узнал ее. Рыбаки поначалу не хотели отдавать найденное преподобному, но, в конце концов, по велению судьи Антоний Римлянин получил собственное имущество. Последнее состояло в основном из церковной утвари. Было там и немного денег: их святой потратил на покупку земли вокруг монастыря, а также рыбной ловли и села у новгородских посадников.

В 1117 году был заложен каменный храм обители. Его спустя два года освятил епископ Новгородский Иоанн. Около 1125 года была произведена роспись церкви. Тогда же при монастыре появилась каменная трапеза. Позже возле нее воздвигли храм в честь Сретения Господня.

Кончина и обретение мощей преподобного

В 1131 году Антоний Римлянин удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Обретение мощей Антония Римлянина состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.

Прославление Антония Римлянина случилось после того, как последний явился благочестивому иноку Антоничевой обители Нифонту и сообщил о соответствующей Божьей воле. В итоге патриарх Иов повелел переложить мощи подвижника в новую гробницу, что и было сделано. При открытии мощей они оказались абсолютно нетленными и благоухающими. Вскоре после этого святого канонизировали.

Мы поздравляем православных христиан с праздником, с Днем чествования памяти преподобного Антония Римлянина!

Прп. Антоний Римлянин, фреска Антониева монастыря, Великий Новгород

Сей преподобный и богоносный отец наш Антоний родился в граде великом Риме в 1067 г., что в западной стране, в Италийской земле, в латинском народе, от родителей христиан и крещен был именем Андрей. Он научен был вере христианской, которую держали его родители в тайне, скрываясь в доме своем, поскольку Рим отпал от веры христианской и предался в латинскую ересь. Окончательно отпал он от времен папы Формоса и до нынешнего дня в отпадении пребывает.

Отец и мать преподобного Антония в добром исповедании отошли к Богу. Преподобный же, будучи научен грамоте, изучил греческий язык и прилежно начал читать книги Ветхого и Нового Завета и предания Святых Отцов семи Вселенских соборов, изложивших и изъяснивших веру христианскую. И возжелал воспринять иноческий образ. Помолившись Богу, он раздал имение родителей своих нищим, а остаток вложил в сосуд - «дельву », то есть бочку, и, законопатив ее и всячески укрепив, скрыл, а затем предал морю. Сам же преподобный пошел в дальние пустыни искать монахов, живущих и трудящихся Бога ради, скрывающихся от еретиков в пещерах и расселинах земных. И Божьим промыслом обрел он монахов, в пустыне живущих. Среди них был один, имеющий пресвитерский чин.

Преподобный Антоний много молился им со слезами, дабы и его причислили к своему Богом избранному стаду. Они же много и строго его вопрошали о вере христианской и о ереси римской, боясь искушения от еретиков. Он же исповедал себя христианином. Тогда они сказали ему: «Чадо, Андрее! Ты еще юн и не сможешь терпеть постнического жития и трудов иноческих ». А было ему в то время всего 18 лет. И многими другими трудностями устрашали его, но он, неослабно кланяясь, молил о восприятии монашеского образа. И только таким образом едва смог получить желаемое: постригли его в иноческий чин.

Пребыл преподобный в пустыне той двадцать лет, трудясь, и постясь, и молясь Богу день и ночь. «Была же, - говорил он, - в тридцати поприщах от нас, в одной пустыне, живущими там монахами сооружена маленькая церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По обычаю, все монахи из пустыни сходились на Великой Субботе в церковь, где пресвитеры и диаконы совершали Божественную литургию, и все, причастившись Божественных Таин, весь день тот и ночь пели и молились. К утру же на Святую Пасху, пропев заутреню и святую Божественную литургию и снова причастившись Святых и Пречистых Божественных и Животворящих Христовых Таин, отходили каждый в свою пустыню ».

Но ненавидящий добро дьявол воздвиг окончательное гонение на христиан в той земле. Князья града того и папа начали хватать по пустыням монахов православных и предавать их на мучение. Преподобные же отцы богоизбранного Христова стада от страха разошлись по пустыням так, что уже не могли более сообщаться друг с другом. Тогда преподобный Антоний стал жить при море в непроходных местах. И начал преподобный Антоний беспрестанно молиться, стоя на камне, не имея ни покрова, ни хижины. Пищу же, что принес из пустыни своей, преподобный вкушал помалу только по воскресным дням. И пробыл на том камне преподобный Антоний год и два месяца, и столько трудился Богу в посте, во бдении и в молитвах, что ангелам стал подобен.

В лето 1106-ое, месяца сентября в пятый день, на память святого пророка Захарии, отца Предтечи, восстали великие ветры, и море восколебалось, как никогда. Так что и волны морские доходили до камня, на котором преподобный стоя пребывал и беспрестанные молитвы воссылал к Богу. И вот внезапно одна волна напряглась и подняла камень, на котором стоял святой, и понесла его на камне, как на корабле легком, ничем не повредив и не устрашив его. Преподобный же стоял, беспрестанно молясь Богу, ибо возлюбил Бога всею душою своею. Ведь Бог - сладость, и просвещение, и радость вечная любящим Его. «И не ведал я, - говорил святой Антоний, - когда день, когда ночь, но Светом неприкосновенным объят был ». Камень же тек по водам, не имея ни кормила, ни кормчего. Разум человеческий не может выразить сего. Ни скорбь, ни страх, ни печаль, ни голод, ни жажда не пришли к преподобному, но только пребывал он, молясь в уме своем Богу и веселясь душой. (из Новгородской летописи).


Камень прп. Антония Римлянина близ деревни Мстонь

Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад:

Год спустя по пришествии преподобного близ его камня рыбаки вели лов. Всю ночь трудясь, они не поймали ничего и, вытащив мрежи (невод С. 318) свои на берег, в великой скорби были. Преподобный же, закончив молитву, подошел к ловцам и сказал им: «Чада мои! Я имею только гривну - слиток серебра. (В то время у новгородских людей не было денег, но лили слитки серебряные - или гривну, или полтину, или рубль - и ими торговлю вели). И сию гривну, слиток, даю вам. Послушайте мою худость: закиньте мрежи свои в великую сию реку в Волхов, и если что поймаете, то будет дому Пречистой Богородицы ». Они же не захотели сделать сего и отвечали, говоря: «Всю ночь трудились мы и ничего не поймали, только изнемогли ». Преподобный же с прилежанием молил их, чтобы послушали его. И они по повелению преподобного закинули мрежу в Волхов и, молитвами святого, извлекли на берег великое множество рыб, так что едва не прорвалась мрежа. Никогда не было такого улова! Еще же извлекли сосуд деревянный, дельву, то есть бочку, окованную всюду обручами железными. Преподобный благословил рыболовов и сказал: «Чада мои! Зрите на милость Божию: как Бог промышляет о рабах своих. Я вас благословляю и отдаю вам рыбу, себе же беру только сосуд, поскольку Бог вручил его на создание монастыря ». Ненавидящий же добро дьявол, желая пакость сотворить преподобному, поразил сердца рыбаков тех лукавством. И стали они рыбу отдавать преподобному, а бочку себе взять хотели. И сказали преподобному: «Мы нанимались к тебе рыбу ловить, а бочка наша ». Еще же и жестокими словами досаждали и укоряли преподобного. Преподобный же отвечал, сказав: «Господа мои! Я с вами спорить никак не буду о сем. Пойдем в город и поведаем дело наше городским судьям ».

Судья ведь поставлен от Бога рассудить людей Божиих». Рыбаки послушали преподобного, вложили бочку в лодку, взяли преподобного, прибыли во град и, прийдя к судье, начали состязаться с преподобным. Рыбаки, поясняя дело, сказали: «Мы нанимались рыбу ловить, рыбу и отдаем ему, а бочка эта наша. Мы бросили ее в воду на сохранение ». Старец же сказал судьям: «Господа мои! Спросите рыбаков сих, что вложено в бочку сию? » Рыбаки же недоумевали, не зная, что отвечать. Преподобный же сказал: «Сия бочка предана морской воде в Риме нашими грешными руками. Вложены же в бочку сосуды церковные, золотые, серебряные и хрустальные, потиры, блюда и иные многие священные вещи церковные, а также золото и серебро от имения родителей моих. Ввержено же в море сокровище было для того, чтобы не осквернились священные сосуды от богомерзких еретиков и от опресночных бесовских жертв. Надписи же на сосудах римским языком написаны ». Судья же повелел разбить бочку - и обрелось в ней по слову преподобного. И дали преподобному бочку и отпустили его с миром, не смея больше ни о чем спрашивать. Рыболовы же отошли посрамленные. (из Новгородской летописи).

На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого.

Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.
Антониев монастырь расположен в северной части Великого Новгорода, на правом берегу Волхова. Основанный в 1106 году выходцем из Западной Европы, монастырь был назван именем основателя и первого игумена Антониния Римлянина.

Антониев монастырь был упразднён в 1920 году. На его территории разместили коммуну из бывших беспризорников.


Антониев Новгородский монастырь, не действует

Это было время разграбления и уничтожения монастырских реликвий, исчезали надгробия монастырского кладбища, вскрывались могилы. Колокольня и ограда были разобраны, но в целом монастырский ансамбль сохранился. Сегодня монастырь не действует. Монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника. На территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского
глас 4
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония
глас 8
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Ин кондак преподобного Антония Римлянина
глас 2
Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

К тебе, преподобный отче Антоний, припадаем с усердною молитвою и поклонением. Мы веруем, что ты, почивая телом пред нами, духом живешь в горних селениях и молишься за нас, что молитва твоя, как молитва праведника, много может пред благосердным Владыкою Умом Господа Бога, дивного во святых Своих, да ниспослет нам благодать Свою от святых мощей твоих, да сподобит Он Всевышний беспреткновенно преплыть нам, сущим во плоти, бурное житейское море и достигнуть тихой безмятежной пристани, иде же присещает Он Сам со всеми Своими избранными. Аминь!

Все о религии и вере - "антоний римлянин молитва" с подробным описанием и фотографиями.

Память: 3 / 16 августа

Преподобный Антоний Римлянин чудесным образом оказался на Новгородской земле в начале XI века. Аскет, благотворитель и храмостроитель. От его мощей происходили многочисленные исцеления от болезней, изгонялись бесы. К нему обращаются за помощью в молитве для укрепления сил, терпения и веры в различных искушениях, при путешествиях по воде и при изучение иностранных языков.

Преподобный Антоний Римлянин. Икона, 1-я треть XVII века

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, глас 4

Ветхий Рим отечество твое оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 8

Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветение: многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси: и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: Радуйся, отче Антоние.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 2

Яко звезда, воссиял еси от Рима, и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Антоние.

Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты бо во плоти еще сый, божественным мановением управляемь, ветхий Рим, Отечество твое, и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель сию, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их: сего ради нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и радуяся о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты и сердцем лобызающих молишися. Ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честным твоим мощем кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей, молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе: не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребу исполняя: болящым здравие, путьшествующым в пути благопоспешество, плавающым скорое и безбедное плавание даруя; обитель же сию от всяких бед, внезапно находящих, сохрани, и в ней живущыя и труждающыяся, купно же и им благодеющыя, от всяких напастей свободи; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойни славословити Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, в бесконечныя веки. Аминь.

Молитва преподобному Антонию Римлянину:

  • Молитва преподобному Антонию Римлянину. Преподобный Антоний Римлянин чудесным образом оказался на Новгородской земле в начале XI века. Аскет, благотворитель и храмостроитель. От его мощей происходили многочисленные исцеления от болезней, изгонялись бесы. К нему обращаются за помощью в молитве для укрепления сил, терпения и веры в различных искушениях, при путешествиях по воде и при изучение иностранных языков

Акафист преподобному Антонию Римлянину:

Канон преподобному Антонию Римлянину:

  • Канон преподобному Антонию Римлянину

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антоние Римлянине:

  • Преподобный Антоний Римлянин – Православие.Ru
  • Святой преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец – Новгородская епархия
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Антоний римлянин молитва

Аудио версия жития

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки бесплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, сеятель к нему сотворив, тело твое к ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение, многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси, и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти: радуйся, отче Антоние.

Ин кондак, глас 2

Яко звезда, воссиял еси от Рима, и дошел богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне отче Антоние.

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты, во плоти еще сый, Божественным мановением управляем, ветхий Рим, отечество твое, и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель сию, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их, тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже бесплотен со бесплотными предстоя, радующеся и, радуяся о притекающих к чудотворней раце твоей и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися. Ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честным твоим мощем кланяющихся и просящих от тебе милостиваго заступления. Мы, молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша приклоняюще тебе: не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребы исполняя, болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя; обитель же сию от всяких бед, внезапно находящих, сохрани, и в ней живущих и труждающихся, купно же и им благодеющих, от всяких напастей свободи, да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойни славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечныя веки. Аминь.

Антоний Римлянин

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Антоние, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, любовию тебе зовущих: Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче.

Ангельски на земли пожив, Богомудре Антоние, подвигом добрым подвизался еси; крест бо на рамена взем, Владыце Христу последовал еси. Ныне же предстоя престолу славы, молися о нас, почитающих тя и зовущих тебе сице:

Радуйся, яко чистотою и святынею Ангелом уподобился еси;

радуйся, яко постом и бдением безстрастия достигл еси.

Радуйся, светильниче Божественнаго света;

радуйся, молитв благовонное кадило.

Радуйся, верных неложное утверждение;

радуйся, неверных богомудренное обличение.

Радуйся, христиан благоотишное пристанище;

радуйся, благочестия стено необоримая.

Радуйся, крепкое кормило церкве Христовы;

радуйся, непоколебимый столпе православия.

Радуйся, Апостольских преданий верный блюстителю;

радуйся, правил седьми вселенских соборов хранителю.

Видя Господь Бог твердое желание души твоея сохранитися от вреждения веры, отче наш Антоние, яко новаго Авраама, пресельника тя сотвори в земли тебе еще чуждей, обаче по вере уже родственней; темже мя, радости исполнени, благодарим Бога, дивно прославляющего святыя своя, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Разум просвещен свыше имеяй, всем сердцем возлюбил еси православную веру. Не терпя видети в церкви Римстей смущения, и раздоры, и мятежи велии, восхотев оставил еси отечество и род твой. Мы же похваляюще ревность твою по вере, отче Антоние, радостно взываем ти: Радуйся, преподобных великих отцев последователю

радуйся, отступлений Римских обличителю.

Радуйся, безмолвия любителю;

радуйся, пустынный на мори и на суши жителю.

Радуйся, день и нощь на камни моливыйся;

радуйся, не имевый кущи, ниже покрова.

Радуйся, пустынным злаком питавыйся;

радуйся, единожды в седмице вкушавый.

Радуйся, наставниче богомудрия;

радуйся монашествующих славо.

Радуйся, скорый к освобождению от мирских сетей споспешниче;

радуйся надежный ходатаю нам царствия небеснаго.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Сила вышняго восхити тя от Рима, Богомудре Антоние, на камени, яко на легцем корабли, принесе тя в землю русскую, идеже обрет тихое пристанище, в пустыни вселился еси, не леностно поработал Христу, и во мнозем долготерпении руководил еси в царствие Божие духовная чада твоя, научив их единем усты и единем сердцы пети Богу: Аллилуиа.

Имеяй в сердце своем огнь любве Божественныя, Богомудре Отче, крепко подвизался еси противну козней диавольских, и победительным оружием креста Господня разсекал еси сети лукаваго, яко паучину. Темже молим тя, отче Антоние, помози и нам спасение улучити, да с любовию зовем ти таковая:

Радуйся, рабе Божий, благий и верный;

радуйся, сосуде полный небесныя благодати.

Радуйся, яко упованием Ною уподобился еси;

радуйся, яко чуднее Илии и Елиссеа по бездне водной на камени шествовал еси.

Радуйся, учителю смирения и целомудрия;

радуйся, образе кротости и послушания.

Радуйся, проповедниче чудес Христовых;

радуйся, наставниче дел добрых.

Радуйся бесовских сил прогнание;

радуйся столпе веры и утверждение.

Радуйся, восприявший от Христа силу и премудрость;

радуйся, вместилище Духа всесвятаго.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Бури морских волн не убоялся еси, преподобне отче Антоние, быв несен на камени с ветвию в руце твоей; не прииде к тебе ни скорбь, ниже страх, ни иная печаль кая, ни алчба, ни жажда. Но весь ум в Бозе углубив, и Того воли себе вдав, пребыл еси моляся Христу Богу и Пречистей Его Матери, и веселяся душею, пел еси с вои небесными: Аллилуиа.

Слышавше дивное твое от Юга к Северу прехождение, Богоносе Антоние, якоже бо Аввакум в Вавилон, пренесен был еси силою Божиею в Новград, яко Ангела во плоти разумеюще тя, вопием ти сице:

Радуйся, древле бывшаго Римския церкви православия осияние;

радуйся, Новуграду благодатное процветение.

Радуйся, светильниче многосветлых дарований духовных;

радуйся, нощи неведения и заблуждений разгонителю.

Радуйся, мглу страстей хотящим отгнати пособниче;

радуйся, по водам чудесно плавание совершивый и рыбныя ловцы обличивый.

Радуйся, по морю плавающих добрый кормчий;

радуйся по реце Волхове обуреваемых тихое пристанище.

Радуйся, бедствующих помощниче;

радуйся, утопающих избавление.

Радуйся, блуждающих верный наставниче;

радуйся, ищущих иноческого жития прибежище и руководителю.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Боготечную звезду мняся зрети выспрь в облацех Пречистую Владычицу нашу Богородицу, превечнаго Младенца на руках держащую; быв весь в радости духовней, преподобне Антоние, небрегл еси о страшном посреде волн морских плавании; но аки вне тела сый, забы себе услаждаемый видением Царицы небесныя, и от Тоя лучею некоею Божественною озаряемь пел еси Богу: Аллилуиа.

Видевше тя, отче Антоние, великаго Новаграда людие возрадовашеся радостию неглаголанною, начаша благоговейно приходити к тебе, просяще у тебе молитв и благословения. Ты же уведев принесенна себе во град, цветущ православною верою подивився всемощной силе Божией, како в два дни и в две нощи толикую долготу пути прейти тебе устрои Господь, возрадовался и возблагодарил еси Его. Мы же, чада твоя, окрест раки твоея предстояще, благодаряще Бога, любовию вопием ти:

Радуйся, яко дара великаго от Бога сподоблен еси;

радуйся, яко древним чудесем подобное на тебе содеяся.

Радуйся, новый Илие, яко на камени, аки на колеснице огненней, по водам шествовал еси;

радуйся, наш Апостоле, яко на камени, аки на облацех, несен был еси.

Радуйся, яко тобою посети и благослови Бог новопросвещенныя люди Новаграда;

радуйся, яко тобою укрепи их в православной вере.

Радуйся, истолкователю евангельского учения;

радуйся, наставниче и нас во гресех живущих.

Радуйся, неусыпный наш хранителю;

радуйся о всех верных ходатаю.

Радуйся, яко твоим молением от ада свобождаемся;

радуйся, яко твоим предстательством райския жизни сподобляемся.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотоворче.

Словес евангельских, еже не искати славы от человек, верный хранитель показался еси, Богоблаженне Антоние, егда бо Святитель Божий Никита, уведев о тебе, призва к себе, вопрошая: кто еси, откуду и како пришел; ты ничтоже ино отвещевавше, точию кланяяся, глаголаше: прости мя, Владыко святый, грешна суща человека и странна. Мы же, чудяся толикому смирению твоему, взываем Богу: Аллилуиа.

Возсияв от Римския страны, отче наш Антоние, просвети еси чудным твоим житием землю Новгородскую, в нейже обитель сотворил еси, и храм пречуден Божией Матери создал еси; сего ради благодаряще Отца небеснаго, давшего тебе толикую благодать силы Своея, к тебе, яко к теплому о нас молитвеннику, радостная воспеваем тако:

Радуйся, Ангельское житие нам являяй;

радуйся, страсти греховныя укрощаяй.

Радуйся образе истиннаго смирения;

радуйся, зерцало совершеннаго терпения.

Радуйся, наставниче великий спасению;

радуйся, приводяй грешных ко исправлению.

Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых;

радуйся душ немощных исцеление.

Радуйся, милостыню творити научаяй;

радуйся, ризы и брашна неимущим подавати повелеваяй.

Радуйся, пустынниче, мирскую честь и богатство возненавидевый;

радуйся, постниче от юности Богу послуживый.

Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче.

Хотяй избран Духу Святому себе сотворити, потщался еси тесным и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, взем на рамо свое крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно совершив, достигл еси уготованнаго тебе небеснаго воздаяния, и тамо благодарственно поеши Богу: Аллилуиа.

Новый воистинну подвижник явился еси в земле Российстей, отче наш Антоние. Кто изочтет твоя постническия подвиги; кто не подивится великому смирению твоему; кто от человек возможет святыни твоея величие проповедати; воистинну с небеси песнь тебе может быти воспеваема, а не от земли. Мы же, любовию возбуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, земный Ангеле и небесный человече;

радуйся, во плоти поживый духовне, на земли небесне.

Радуйся, всякую добродетель делы своими изобразивый;

радуйся, душевными очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, пред лицем Божиим, яко сын пред О

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Запись на стене

Седмица 11-я по Пятидесятнице

Постный календарь. Глас 1-й

Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V); прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).

Мч. Раждена Перса (457) (Груз.); прп. Космы отшельника (VI).

Сщмч. Вячеслава Луканина, диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева, пресвитера (1938).

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.#cвятые_старцы@mir_ver#жития_святых@mir_ver

Публикации

Тропарь и молитва святому.

Тропарь

Ветхий Рим, отечество твое оставив, на камень яко на легкий корабль возшел еси. И на нем паче естества аки безплотен по водам шествовал еси, Промышлением Божественнаго разума направляем, великого Новаграда достигл еси и обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветание, многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси, и тело твое многими леты соблюде нетленно, мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: радуйся, отче Антоние.

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о нас, недостойных рабех твоих, иконе твоей поклоняющихся (имена) и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей, угодниче Христов, не презри убогого сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегождо потребу исполняя, болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя. Храм (приход, дом) же сей от всяких бед, внезапно находящих, сохрани и в нем молящияся и труждающияся, купно и им благодеющия, от всяких напастей свободи, да вси твоими молитвами на земли благоугодно поживем и Небеснаго Царствия наследницы будем, достойно славословити Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

(† 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых),основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. № 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. № 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику ХII в.

В житии преподобный именуется «римлянином», т. е. уроженцем Рима. Когда там начались гонения на православных, А. Р., будучи уже монахом, поселился на берегу моря и, стоя на камне, день и ночь молился Богу. Однажды на море поднялась буря, волна сдвинула камень, на к-ром стоял А. Р., и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Через 2 дня камень пристал к берегу Волхова, в житии указывается точная дата - 5 сент. 1106 г. От купца-грека А. Р., не понимавший рус. языка, узнал, что попал в Новгород. Купец представил А. Р. Новгородскому еп. свт. Никите , к-рый поехал на берег Волхова, чтобы увидеть камень и удостовериться в чуде. По благословению святителя А. Р. основал мон-рь там, где пристал его камень.

Духовная грамота и НПЛ также сообщают, что благословение на постройку мон-ря преподобный (летопись не называет его «римлянином») получил от Новгородского еп. Никиты, т. е. не позднее нач. 1109 г., что монастырская церковь была заложена святым в 1117-м, освящена в 1119-м, расписана в 1125 г.; в 1127 г. А. Р. начал строить в обители «трьпезницю камяну». Поставление А. Р. во игумена состоялось лишь в 1-й год епископства Нифонта , зимой 1131/32 г., что заставляет предположить какой-то конфликт между А. Р. и Новгородским еп. Иоанном Попьяном (1110-1130). А. Р. был погребен в Рождественском соборе основанного им мон-ря, у зап. стены.

Почитание А. Р. в мон-ре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игум. Вениамине (1547-1552) камень А. Р., к-рый до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в мон-рь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впосл., как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в мон-рь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игум. Кирилл (Завидов ; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по мон-рю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам А. Р. По повелению игум. Кирилла над камнем у зап. стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ А. Р. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник. «Трости Антония» - стебли водорослей, принесенные, по преданию, вместе с камнем, исцеляли от зубной боли.

Поскольку по молитвам к А. Р. происходило большое число исцелений, мон. Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, к-рое состоялось 3 авг. 1597 г.; в том же году преподобный был канонизирован к общерус. почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому (древнейшие списки - кон. XVI-XVII в.), в ней говорится о мощах А. Р., часто упоминается Новгород и Антониев мон-рь. В мон-ре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к кон. XVII в. было записано 18 новых чудес (ГИМ. Хлуд. № 199, кон. XVII в.). В 1666 г. исцелилась Феврония Иванова, страдавшая «исступлением ума», в 1675 г.- бесноватый Иоанн, сын Василия Поезжаева. В 1678 г., после молебна у мощей и у камня А. Р., произошло чудесное выздоровление Симеона, сына Трофима Павлова, на к-рого перед этим «напало забвение и родителей непознание». Камень А. Р. сохранился, находится в зап. приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи А. Р. были вскрыты в 1927 г., их совр. местонахождение неизвестно, весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г. Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского .

Память А. Р. указана в большинстве месяцесловов XVII в.: под 3 авг.- в Коряжемских святцах 1621 г. (РГБ. Унд. № 237), под 3 авг. и 17 янв.- в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 310, 326), под 1 июля - в Кайдаловских святцах кон. XVII в. Краткое житие святого под 3 авг. помещено в печатном Прологе 1643 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. 17 янв. предписано совершать А. Р. бденную службу (см. Знаки праздников месяцеслова), переносимую на 19 янв. В Минее (МП) под 3 авг. помещена бденная служба А. Р. (Минея. Авг. Ч. 1. С. 110-127). В тексте службы Собору Новгородских святых А. Р. посвящен 6-й тропарь 3-й песни канона утрени, в к-ром описывается его плавание на камне (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 449).

Ист.: НПЛ (по указ.); ГВНиП. № 102, 103; Житие прп. Антония Римлянина // ПС. 1858. № 5. С. 151-171; № 6. С. 310-324.

Лит.: Ключевский . Древнерусские жития. С. 306-311; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 48-51; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235; Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210; Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers» // Orbis scriptus: D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56; он же. Новгородские акты ХII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // НИС. Л., 1984. № 2 (12). С. 203-207; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт ХII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97; Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.

А. В. Назаренко

Иконография

О первом изображении А. Р., сделанном на камне при игум. Вениамине, в «Слове похвальном на пречестную память» сказано, что игумен «повеле на [камне] написати... преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери» (ГИМ. Муз. №. 1236. Л. 99-100). При игум. Кирилле над камнем был сооружен небольшой придел и вновь написан образ А. Р. («как бе и прежде»), поскольку первый «сокрушен бысть от дождя, понеже не покровлен бяше» (НГМЗ ОПИ. Д. 30056-33. Л. 31 об.- 34). Святой был изображен предстоящим Богоматери с Младенцем, в руке макет созданного им «чудного» храма Рождества Богородицы. На иконах данного извода А. Р. обычно представлен в рост, в монашеской мантии и схиме, с куколем на голове, плывущим на камне по Волхову, макет храма он держит в правой руке; вверху слева - образ Богоматери. К этому типу изображения относятся иконы 2-й пол. XVI в. (ГТГ), 2 иконы XVII в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). По описанию в иконописном подлиннике, А. Р. «сед, брада болши Иоанна Богослова, аки у Евфимия Великаго, на ногах ступенцы, стоит на камени, а камень на воде, в руце церковь» (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 66 об., посл. четв. XVII в.).

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.).

Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ).

Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

В описи Антониева мон-ря 1696 г. (Димитрий . С. 253-273) упоминаются икона А. Р. в житии (в местном ряду иконостаса Рождественского собора); образ Спасителя с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и А. Р. (на столпе собора); образ Спасителя с предстоящими в молении свт. Никитой Новгородским и А. Р. (в приделе А. Р.); икона преподобных Антония Великого и А. Р. «в деянии» (в ц. прп. Антония Великого). В описи Антониева мон-ря нач. XX в. указана икона «Обретение св. мощей Антония Римлянина» 1696 г., находившаяся в Сретенской ц. (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 37).

Ист.: ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34.

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим . Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222; Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский . О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием // Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева . Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201; Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81; Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299.

Л. А. Секретарь

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...