Церковь софия киевская. Интересные факты о киевском софийском соборе


Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 - 1037 год
Координаты: 50°27"10.4"N 30°30"51.3"E

Содержание:

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека .

Согласно "Новгородской первой летописи", постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в "Повести временных лет" рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор. В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность. Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина - 29,3 метра, величина подкупольного квадрата - семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма . Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок . Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь - Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ - полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец - "Шапка Мономаха", который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Киевский Софийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым . Точное время его строительства неизвестно. Софийский храм, упоминаемый германским хронистом Титмаром Мерзебургским под г., скорее всего был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом. Высказывалось предположение, что первый Софийский храм в Киеве был возведен еще во времена св. Ольги , но четких подтверждений этой версии не существует. Строительство храма осуществлялось скорее всего в 1030-х гг., предположительно в г., и, вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта - первого в ряду Предстоятелей Русского Церкви, упоминаемых Нестором Летописцем в "Повести Временных Лет ". Строили собор скорее всего греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом. Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что строительство Софии Киевской было связано с восстановлением юрисдикции Константинопольского Патриархата над Русской Церковью (гипотеза Приселкова-Карташева) в период правления Ярослава Мудрого: Десятинная церковь , бывшая главным храмом Руси при св. Владимире, таким образом уступала место Софийскому собору, который отныне становился кафедральным храмом митрополитов-греков. Однако в конце своей жизни Ярослав рассорился с Византией и даже воевал с греками, что отразилось на положении Русской Церкви. В г. был поставлен первый митрополит русского происхождения - Иларион . В связи с его интронизацией Софийский собор впервые упомянут как вполне законченный и освященный храм.

Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкаюшие к западному фасаду. На стенах Софии Киевской сохранилось множество граффити - настенных надписей. Древнейшая из датированных граффити относится к г. - к этому времени в храме были завершены отделочные работы: он был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Несмотря на значительные утраты, часть этого убранства сохранилась до наших дней. Среди священных изображений Софии Киевской наиболее известны мозаичная икона Божией Матери "Нерушимая Стена ", украшающая алтарную абсиду, а также икона Благовещения , расположенная на столпах восточной арки. По своим размерам (55х37 м) и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. И размах, с которым был построен главный храм недавно крещеной Руси, и его посвящение не столько подражали Софии Константинопольской , сколько соперничали с ней. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков. Мраморный саркофаг с останками Ярослава доныне стоит под сводами Софии Киевской. В кафедральном митрополичьем храме были также погребены и многие Предстоятели Русской Церкви времени Киевской Руси.

Нашествие Батыя и упадок собора

Впервые храм серьезно пострадал в г. при разграблении Киева ордами Батыя . Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Особенно пострадали галереи и западная часть храма. Тем не менее и после Батыева погрома Софийский собор продолжал считаться кафедральным храмом русских митрополитов. Несмотря на разрушения в нем продолжали совершать богослужения. Но постепенно он приходил во все большее запустение, как и весь Киев. Митрополит Кирилл III , возглавивший Русскую Церковь после Батыева нашествия, мало жил в своем кафедральном граде - почти вся его жизнь прошла в разъездах по епархиям, в которых первосвятитель восстанавливал церковную жизнь после монголо-татарского разорения. Тем не менее великий первоиерарх, скончавшийся в Переславле-Залесском, все же был погребен в Софии Киевской. Около г. преемник Кирилла - св. митрополит Максим - окончательно оставляет разоренный и пришедший в упадок Киев и переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме , под защиту князей Северо-Восточной Руси. Однако и сам Максим, и его преемники продолжают сохранять титул митрополита Киевского и всея Руси, а Софийский собор - статус кафедрального митрополичьего собора. И все же Предстоятели Русской Церкви редко посещают его, и древний собор продолжает ветшать. Частые и опустошительные набеги татар и литовцев еще более ускоряют его разрушение.

Захват собора униатами

Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли. Вероятно, в эти же годы в Софии Киевской прекращаются богослужения. Иначе трудно понять, как собор смогли захватить униаты, хотя лишь на короткое время. Это произошло после заключения в г. Брестской унии . Власть польского короля в Киеве была не слишком сильна, и православные сумели здесь организовать решительное сопротивление унии, насаждаемой Сигизмундом III . Православные киевляне отразили попытки католиков захватить Киево-Печерскую Лавру и другие киевские храмы. Однако немногочисленные изменники Православия сумели утвердиться в заброшенном Софийском храме и удерживали его около трех десятилетий. Правда, распорядились они православной святыней весьма своеобразно. Сохранилось сообщение о том, что в г. униатский поп Филипп, управлявший Софийским собором, "каменье тесаное на столбах и сходах разным людям пораспродавал". В результате хозяйничанья католиков полностью рухнула западная галерея собора.

Возвращение собора православным и долгожданное восстановление

Тогда же были забелены его древние мозаики и фрески. К открытию фресок было приступлено по высочайшему повелению лишь в г. Работа эта велась без должной осторожности, и открываемые фрески немедленно и весьма грубо реставрировались. В году А. Праховым были открыты мозаики в куполе и на внутренней стороне триумфальной арки.

Революция. Собор в руках у раскольников

Драматические перемены в судьбе собора наступили после Октябрьского переворота г. На Софийский храм, воспринимавшийся в качестве символа Киевской Руси, начинают претендовать приверженцы автокефалистского раскола, который окончательно оформился в г., когда была образована т.н. "Украинская автокефальная православная церковь " (УАПЦ). Ее "первоиерархом" раскольники избрали запрещенного в служении за раскольническую деятельность протоиерея Василия Липкивского . Однако Патриарший Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) и другие епископы православных епархий Украины категорически отказались участвовать в проводимом в Киеве при поддержке большевиков лжесоборе раскольников-автокефалистов, и рукоположить епископов для УАПЦ. В результате приверженцы раскола приняли беспрецедентное решение - в нарушение канонов совершить "рукоположение" Липкивского "соборно", то есть с участием священников, диаконов и мирян, а не епископов, как требуют каноны Православной Церкви. Кощунственная "хиротония" раскольничьего лжемитрополита была совершена в Софийском соборе, который со времен средневековья не видел подобного бесчинства. Позднее Липкивский "рукоположил" других лжеархиереев УАПЦ. За противные канонам "хиротонии" раскольников-липкивцев в народе прозвали "самосвятами". К сожалению, именно эти деятели, совместившие в своем учении националистические и обновленческие идеи, захватили в свои руки величайшую святыню Православной Руси - Софийский собор.

Закрытие и превращение в музей

Однако деятельность раскольников-самосвятов продолжалось недолго. Поначалу большевистская власть покровительствовала им, надеясь с помощью липкивцев изнутри разрушить церковную жизнь на Украине. Но за раскольниками пошло ничтожно малое число православных верующих. Убедившись в неэффективности раскольничьей "церкви", советская власть перестала поддерживать УАПЦ, и уже в начале 1930-х гг. она прекратила свое существование на территории советской Украины . В г. году Софийский собор был закрыт, а в г. древний храм был превращен в музей-заповедник. Участь Софии Киевской была все же более благополучной в сравнении с Михайловским Златоверхим монастырем и другими киевскими памятниками, уничтоженными в годы советской власти. В отличие от Успенского собора Киево-Печерской Лавры не пострадал Софийский храм и в годы Великой Отечественной войны. Правда, после закрытия София лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства - были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 кг) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены 8 иконостасов боковых приделов , разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI в., восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

Перемены в статусе храма наступили в конце т.н. "перестройки". Власти Украины стали изредка разрешать совершение богослужений в Софийском соборе, который сохранял при этом статус государственного музея-заповедника и поныне остается таковым. В октябре г. здесь была совершена Божественная Литургия, которую возглавил Патриарх Алексий II . Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании полной самостоятельности в управлении. В то же время в конце 80-х - начале 90-х гг. на Украине стали возрождаться националистические настроения. На их волне была вновь образована "Украинская автокефальная православная церковь ". Ее возглавил избранный в г. "патриархом Киевским" Мстислав (Скрыпник) , для "интронизации" которого власти также предоставили Софийский собор. Вновь, как и в 20-30-х гг., в Софии кощунствовали раскольники. Однако украинские власти так и не решились передать Софийский собор раскольникам из УАПЦ или т.н. "Украинской православной церкви - Киевского патриархата " (образованной в г., после ухода в раскол бывшего митрополита Киевского Филарета). Но и канонической Украинской Православной Церкви , единственной правопреемнице той Церкви, которая существует со времен Крещения Руси, храм также не был возвращен. В дальнейшем Софийский собор еще неоднократно предоставлялся раскольникам для совершения "богослужений". По инициативе президента Кучмы в нем также проводились "экуменические молебны", в которых, как правило, принимали участие представители раскольничьих сообществ, различных протестантских деноминаций и даже исламских и иудейских общин. Священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата неизменно отказывается от участия в подобных мероприятиях, противоречащих канонам Православной Церкви. Впрочем, многострадальный собор в последние годы пережил и не такое - в его алтаре устроили свой шабаш приверженцы т.н. "Белого братства ", возглавительница которого - Марина Цвигун - пошла гораздо дальше, чем самозванный "патриарх Киевский" Филарет, провозгласив себя ни много ни мало, как живым воплощением Бога.

Настоятели, ключари

  • Гервасий (Линцевский) (? - 25 июня 1742)
  • Платон (Левицкий) (1742 - 1744)
  • Досифей (Далеховский) (упом. 1758)
  • Иларион (1764 - 1766)
  • Иосиф (1766 - 1767)
  • Мелхиседек (1771 - 1774)
  • .....
  • Иоанн Леванда (1786 - 25 июня 1814)
  • Димитрий Сигиревич (1814 - 11 января 1824)
  • Стефан Семяновский (1824 - 1829)
  • Каллистрат Соколовский (1829 - 9 марта 1849)
    • Григорий Крамарев (1856 - 22 июля 1863)
  • Григорий Крамарев (5 августа 1863 - 12 июля 1868)
  • Пётр Лебединцев (18 июля 1868 - 3 декабря 1896)
  • Павел Преображенский (11 июля 1900 - 26 октября 1908)
  • Михаил Златоверхников (1 ноября 1908 - 1929 )

ЛАИШЕВСКИЙ ПРИХОД

История

Лаишевский приход теснейшим образом связан с двумя храмами - Софийским собором и Троицкой церковью - судьба которых, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства церквей и монастырей России. Условно в истории Лаишевского прихода можно выделить дореволюционный, послереволюционный и современный периоды. Этого условного деления будем придерживаться при изложении материала.

Софийский собор (1767-1917)

Первое каменное зданиесобора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи - освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери - освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

Софийский собор (1767-1917)


Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви - массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.


Большая протяженная трапезная - одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы - прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс.


Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше - две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

К собору были приписаны три каменных часовни: первая - у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей "убиенного схимонаха Варсонофия", особенно почитавшегося лаишевцами, вторая -в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья - в виде усыпальницы, на кладбище.

Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе -икона Казанской Божьей Матери "в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена".

В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея - и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии - Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

Троицкая церковь (1911-1917)

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

Церковь Святой Троицы - главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства - при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались... захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.

Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, "городковый" карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.

В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия - находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница - игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

Софийский собор (1917-1956)

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 годуСофийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.


Троицкая церковь (1917-1992)

Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР .

Возрождение

В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим.


Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

До настоящего времени, по восстановлению Свято-Троицкого храма, была проведена очень большая работа.

В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме.

В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Храма.

В начале 2012 года была установлена система стоков Храма.

Силами прихожан ведется внутреннее обновление Храма.

Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси - одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011-1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил - Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма - мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году - в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве - 29 м, длина - 55, а ширина - 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора - символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью - мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м 2 (первоначально было 640 м 2). Основной материал мозаики - смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них - 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них - в голубых одеждах - оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м 2 , но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории - детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей - граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме - распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и "Шапка Мономаха" - монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора - Володимирська вулиця, 24. Часы работы - с 10 до 17 (в среду - до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро - «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Собор Святой Софии

Софийский собор - Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.

Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

Исторический экскурс

Замысел соорудить в Киеве "церковь святой Софии, митрополию", по свидетельству митрополита Илариона, принадлежал еще Владимиру Святославичу, но осуществить его довелось уже Ярославу Мудрому. Дата основания собора свыше полутора столетий является предметом научной дискуссии. Учитывая все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства следует считать 1032-37 гг. - ровно через 500 лет после Софии Константинопольской, которая была символическим образцом для киевского храма.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г

Согласно древней церковной традиции, Софию Киевскую заложил митрополит Иоанн, а освятил его преемник Феопемпт. Неизвестные зодчие были представителями столичной константинопольской школы архитектуры. Храм посвящен Софии - Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа - воплощенного Слова Божьего. Лишь позднее, когда распространилось отождествление Софии с Божьей Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября - день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Этим объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно усложненная структура. Вообще, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид - образ Града Божьего - Небесного Иерусалима.

Подобно другим храмам, София была местом захоронения выдающихся личностей, преимущественно состоятельных. Некрополь Софийского собора начал складываться с середины XI в. Основатель храма еще при жизни повелел оборудовать для себя усыпальницу в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого доныне сохраняется в соборе. По летописи, в Софии известны еще четыре захоронения князей - потомков Ярослава, а также захоронения многих киевских митрополитов.

В домонгольское время Софийский собор был дважды разграблен. Впервые это сделали войска Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., а во второй раз - дружины Рюрика Ростиславича в 1203 г. Храм также пострадал от большого пожара 1180 г.

Наибольший урон София и Софийское подворье понесли во время монгольского нашествия 1240 г., а также татарских набегов 1416 и1482 гг. Однако храм не был разрушен и продолжал действовать. Уже в 1273 г. митрополит Кирилл созвал здесь поместный собор Русской церкви. И хотя после 1300 г. киевские митрополиты все реже посещали свою опустошенную резиденцию, определенные реставрационные работы время от времени проводились. В частности, в 1376-78 гг. ремонт Софии осуществил митрополит Киприан, а около 1577 г. - наместник митрополита Богуш Гулькевич-Глебовский.

Главный алтарь Софийского собора

Несмотря на эти усилия, храм постепенно приходил в упадок. Это происходило преимущественно из-за равнодушия и корыстолюбия чиновников митрополита. В конце XVI в. св. София представляла собой настолько печальное зрелище, что это вызвало возмущение даже у католического епископа Иосифа Верещинского. В 1608 г. Софийским собором завладели униаты, продолжившие хищения на продажу строительных материалов, в частности кровли. Остальное довершили дожди и ветры.

2 июля 1633 г. новоизбранный православный митрополит Петр Могила освободил Софийский собор из-под власти униатов и основал при нем монастырь. Капитальная реставрация храма начата в 1634 г., но при жизни Могилы она так и не была завершена. В частности, западная галерея оставалась полуразрушенной. В 1637-38 гг. работами руководил архитектор-итальянец Октавиано Манчини. Очевидно, именно он придал фасадам собора ренессансный характер, известный нам по рисунку Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. В это же время сооружен новый резной иконостас и два придела алтаря в наружных галереях.

С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова.

Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699-1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами.

В 1718-24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739-47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747-54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов.

Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова "Описание Киево-Софийского собора", изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843-53 гг., одновременно с варварским "обновлением" стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря.

Во время последней реконструкции, проведенной в 1882-89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.

В октябре 1921 г. в Софийском храме состоялся собор, на котором объявлено создании Украинской Автокефальной Православной Церкви. Святая София принадлежала УАПЦ до ее ликвидации в 1930 г. В 1934 г. в соборе прекращена служба Божья и образован Государственный архитектурно-исторический заповедник "Софийский музей". Деятельность заповедника началась с вандализма: на протяжении 1935-37 гг. разобраны и большей частью сожжены восемь барочных иконостасов боковых алтарей работы украинских мастеров XVII-XVIII вв. Исчезли также серебряные позолоченные царские врата 1747 г. из главного иконостаса. Вместе с тем, создание заповедника впервые позволило проводить исследования и реставрации памятника на действительно научной базе.

По свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко, в сентябре 1941 г. советские военные предприняли попытку заминировать храм, но она, к счастью, оказалась неудачной. В послевоенные годы Софийский собор регулярно реставрируется и исследуется. В его помещениях поддерживается микроклимат, благоприятный для сохранения бесценных произведений средневекового искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Описание

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма - 54,6 м, длина - 41,7 м, высота до зенита центрального купола - 28,6 м. Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

План Софии Киевской

Пространственное решение центрального ядра - крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами. Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии - палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма - главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах - в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях - керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

Святыни

  • В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть . Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. - Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того, что в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.
  • . Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия - Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...