Береги честь смолоду история пословицы. Сочинение-рассуждение по пословице «Береги честь смолоду


Есть старая поговорка: «Береги честь с молоду…». Задумывались ли вы над смыслом этих слов? Словарь В. И. Даля определяет «Честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть». Чистую Совесть! Честь представляет собой нравственное достоинство человека, и его нужно беречь смолоду. В молодости людям кажется, что у них полно времени, и в будущем все можно поменять. Но это далеко не так, нельзя развернуться так, чтобы прошлое осталось позади. В жизни многое взаимосвязано. И честь, сбереженная смолоду, - отличное качество человека. Нужно с самого начала жить по-человечески, чтобы потом не расплачиваться за свои ошибки.

Супружеская верность и девичья честь – генетическая основа семейного счастья и счастливой будущности родителей и их детей. Она есть основа крепости не только семейных устоев, но и генетической преемственности здоровья и благополучия нации и государства. Именно поэтому все ведущие религии мира женскую и мужскую нравственность требуют беречь, укреплять в семье и в государстве.

Правильное воспитание детей – это залог их долгой, полноценной и счастливой жизни. А воспитание целомудрия – это ещё и возможность наших будущих воплощений в разумное, здоровое потомство. Всё это на самом деле очень серьёзно…

Важность воспитания целомудрия переоценить невозможно

В современном «цивилизованном» мире, среди тотального отказа от традиций, разговор о девичьем целомудрии воспринимается как архаизм. Однако передовая психологическая и медицинская наука небезосновательно заставляет усомниться в разумности пренебрежения устоями в этом вопросе, а также показывает печальные последствия сексуальной раскрепощённости подростков.

Меняются времена, но не суть.

Россия – страна с тысячелетней культурой. Поэтому у нас всегда придавали огромное значение женскому целомудрию. Потеря девичьей чести считалась большим грехом, и позор падал на всю семью.

Сексуальная революция, пришедшая к нам на 30 лет позже, чем в западные страны, заметно изменила отношение родителей к воспитанию целомудрия в дочерях. Уже нередки случаи, когда взрослые спокойно относятся не только к внебрачному сожительству молодых пар (в городах это быстро становится новой нормой), но и к половым связям 14-15 летних подростков. Кто то со вздохом признаётся, что не может повлиять на дочь (хотя она живёт с родителями под одной крышей и полностью зависит от них финансово), а кто то не видит в этом ничего страшного. Времена изменились, говорят они, главное только, чтобы не было нежелательной беременности.

Такими людьми рассуждения о целомудрии воспринимаются как безнадёжная архаика и мракобесие. Но опыты в области воспитания – вещь крайне опасная, поскольку результат их заранее неизвестен.

Целомудрие неотделимо от скромности. Трудно представить себе наглую, дерзкую и в то же время целомудренную девицу. Конечно, это не значит, что девочки обязательно должны быть тихонями. У людей разный характер. Одни, как пушкинская Татьяна, склонны к уединению и меланхолии, другие, как её сестра Ольга, весёлые резвушки. В дореволюционном крестьянстве, составлявшем подавляющее большинство населения России, томные, «кисейные» барышни были не в чести. Парням куда больше нравились бойкие, весёлые девушки, хорошие плясуньи и певуньи. Именно их первыми набирали в хоровод, приглашали на кадриль и т.п. Но в любом случае, каким бы бойким характером ни обладала девушка, она не переходила определённых границ, чтобы не потерять своей девичьей чести. И тем самым вызывала у парней уважение. Они понимали, что девушка не позволит им зайти слишком далеко.

Когда сейчас девочки, подражая героиням современной массовой культуры, ведут себя не скромно, а наоборот, развязно, грубо, напористо, сами предлагают себя (а то и навязываются!) мальчикам, пишут им любовные записки, приглашая на свидание, выкладывают свои зазывные и часто не очень пристойные фотографии на всеобщее обозрение в Интернете, делят между собой парней, им невдомёк, что они попадают в западню. Наоборот, они считают себя хозяйками положения, поскольку парни (особенно, кто постарше) с удовольствием откликаются на заигрывания, и девочкам кажется, что весь мир лежит у их ног.

Но достаточно быстро выясняется, что отношение парней к ним потребительское, а нередко и грубо-циничное. Иначе и быть не может, потому что многовековые установки, передающиеся из поколения в поколение, слишком прочны. И даже когда на уровне сознания человек придерживается иных взглядов, так называемое коллективное бессознательное (или родовая, генетическая память) подсказывает ему правду. А правда, в данном случае, состоит в том, что порядочные девушки так себя не ведут. Значит, и отношение к ним возникает как к непорядочным. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

А ведь девочки, как бы они себя ни настраивали, самой своей природой нацелены на эмоциональную привязанность к человеку, с которым у них возникнет любовная близость. Это опять таки медицинский факт, о котором, однако, даже не подозревают многие родители.

Старайтесь влиять на круг общения дочери. В подростковом возрасте это, конечно, труднее, чем в пять-шесть лет, но всё равно мнение (а в каких то случаях и запрет!) родителей имеет огромное значение. «Хочешь сохранить честь дочери – смотри, с кем она дружит» – примерно так звучит арабская пословица, которую мне однажды довелось услышать.

А главное, не забывайте, что больше всех на свете девочкам (как, впрочем, и мальчикам, но сейчас речь не о них) нужны мама и папа. В книге «Чему вы учите моего ребёнка?» М. Гроссман пишет:

«Будьте уверены, ваше влияние на дочь – и в двенадцатилетнем, и в четырнадцатилетнем, и в шестнадцатилетнем возрасте – гораздо больше, чем вам может показаться… Воспитание – вот что ей нужно. Ей нужно родительское тепло, поддержка и руководство. От вас требуются чёткие правила и высокие ожидания… Укрепляйте контакт с ребёнком. Ей нужны близкие, доверительные отношения именно с вами… Делитесь с дочерью накопленным опытом, прививайте ей свои моральные ценности… Это обязательно отразится на её поведении. Да, она может с вами спорить, но исследования показывают, что подростки из семей, где родительские ожидания высоки, не торопятся вступать в ранние половые связи. Если вы относитесь к таким связям однозначно отрицательно, это будет серьёзным фактором влияния на вашу дочь…»

Родителям, которые желают своим дочерям счастья, очень важно об этом помнить и не поддаваться лукавым разговорам о том, что мир необратимо изменился.

проблема чести и долга в повести капитанская дочка

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

В конце двадцатых - начале тридцатых годов А. С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства, а также вопрос, кто или что движет историю: массы или личность. Именно это заставляет писателя обратиться к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения - «История Пугачева», «Капитанская дочка», Дубровский», «Медный всадник». Историческая повесть «Капитанская дочка» была написана А. С. Пушкиным в 1833-1836 годы. В основе сюжета - жестокое столкновение двух противоположных миров: мира дворянства и мира крестьян во главе с Емельяном Пугачевым. На фоне этих событий и повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: «Береги честь смолоду», который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Образ Швабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате «смертоубийства», надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды. Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

  • Все сочинения по произведению «Капитанская дочка»
  • Краткое содержание произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

А сейчас – к делу.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Несколько полезных идей можно также почесрпнуть с этого слайда:

Каждый раз, когда мы слышим любую поговорку, например «Береги платье снову, а честь смолоду», нам интересны ее корни и значение при условии, что мы достаточно любознательны. В настоящей статье мы предлагаем размышление на тему пословицы, упомянутой выше.

Происхождение пословиц

Народ веками копит мудрость жизни. Всё примечают сметливые крестьяне: и когда проверять погоду на лето, и каким образом сажать пшеницу и рожь, и как отличить одну лошадь от другой. Замечали и поведение растений, и повадки животных, и главные черты людей. Каждое наблюдение выражали в метких, ярких и емких словесных изречениях. Они хорошо запоминались за счет внутреннего ритма, а то и рифмы. Не является исключением пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Виды пословиц и поговорок

И, в основном, пословицы и поговорки нужны для прогностической функции или определения чего-то постфактум. Например, когда человек повторяет неблаговидные поступки своих родителей, про него говорят со вздохом: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но это значит, что человек уже совершил нечто нехорошее, и ничего поделать нельзя теперь. Но есть отдельный вид поговорок — назидательные. Они призваны рассказать людям, как стоит поступать, чтобы жизнь была более «правильной» и отвечала ожиданиям окружающих. Поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» относится именно к таким. Она была создана, чтобы подрастающее поколение понимало общий канон поведения, принятый в обществе.

Значение поговорки: абстрактное и конкретное

Это выражение сравнивает, с одной стороны, бытовое и понятное утверждение о том, что за платьем необходимо ухаживать с того момента, как оно было сшито. То, что здесь употребляется конкретное слово, не означает именно частный предмет одежды. Это скорее собирательный образ, наименование любой одежды вообще, вещи в принципе.

Всякому рачительному хозяину известно, что и рубаху, и сапоги, и даже мешок зерна стоит применять строго по назначению и не содержать в неправильных условиях. Ведь если рубахой вытирать новорожденных телят, она быстро испортится. А если зерно хранить не в специальном хорошо проветриваемом амбаре, а за печкой, то оно отсыреет и его будет нельзя есть. И уж тем такие более дорогие вещи, как сапоги, кафтан, тулуп, ковер, которые не только один раз в жизни покупали, но и передавали по наследству. Их надо беречь, чтобы они прослужили как можно дольше. Аккуратное отношение к вещи есть залог ее «долгой и здоровой жизни».

С другой стороны, поговорка повествует о таком сложном и абстрактном понятии, как честь.

И создается этот контраст намеренно. Об абстракции люди задумываются редко, тем более молодые. Их кровь горяча, всякие запреты и рамки им кажутся не более, чем выдумкой отживших свое стариков. Но именно в молодости чаще всего люди совершают поступки, которые можно было бы охарактеризовать как бесчестные. Поэтому и возникла эта поговорка, как назидание и поучение более молодому поколению.

Таковы размышления по теме: «Береги платье снову, а честь смолоду: значение пословицы и анализ ее».

Употребление поговорки

В современном мире используется, как правило, вторая часть поговорки. Так как в последнее время размываются границы морали и понятия «должного», то сейчас обычно говорят это людям, которые опозорили себя, запятнали каким-либо недостойным поступком. А если тот, кого отчитывают подобным образом, вдруг спросит: ««Береги платье снову, а честь смолоду», — кто сказал?» Ему гневно ответят: «Народ!». Знаете, как в песне: музыка — авторская, слова — народные.

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь — это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний — это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом — конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз — бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего — некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

История понятия «честь»

Сегодня понятие «честь» считается морально устаревшим и в ходу только в некоторых специфических структурах, в которых присутствует жесткая иерархия (армия, криминальный мир). Сейчас обычно говорят о достоинстве. Понятие «достоинства», слава богу, пока еще актуально, надеемся, его солнце не закатится.

Но во времена рыцарей и прекрасных дам честь была неотъемлемым атрибутом человека. По крайней мере, в высшем свете. Под честью дамы понимали подобающее поведение ее сначала по отношению к родителям, а затем к мужу. Манеры и умение вести себя в обществе тоже входили в понятие «честь». Даже представить себе невозможно, чтобы в те времена две дамы, поссорившись, вцепились друг другу в волосы!

Если происходил открытый конфликт, делали проще — не встречались. Одна не принимала у себя в доме другую, и они не ходили на одни и те же мероприятия. А честь организаторов мероприятия поддерживалась тонким умением не приглашать к себе двух таких дам одновременно. Сталкивать их нарочно считалось также бесчестным поступком.

Честь мужчины была гораздо более тонким и сложным понятием. Нельзя быть лжецом и вором. Запрещено было без веских оснований обвинять в этом других людей. Нарушение субординации (подобающих отношений между подчиненным и начальником) приравнивалось в большинстве случаев к потере чести. В кодекс чести также входило дозволенное отношение к женщинам, причем даже со своей женой человек обязан был обращаться определенным образом. За одни подозрения в том, что муж ударил свою жену, уж не говоря о чужой женщине, человек исключался из приличного общества. Ни одно мероприятие не принимало его, ни один друг не приглашал в гости. Все двери сразу закрывались перед ним.

А смыть позор бесчестия можно было только кровью. Правда, особо агрессивные мужчины находили любой повод для того, чтобы оскорбиться и подраться.

Таким образом, поговорка «Береги платье снову, а честь смолоду» (автор неизвестен) не только наставляла молодых людей на путь истинный, но и сохраняла им жизнь. Ведь сделанное в ранней молодости на горячую голову бесчестное дело могло всплыть наружу. Если кто-то об этом узнавал и рассказывал, то его надо было непременно вызвать на дуэль, чтобы отстоять свою честь. Вот такие горячие нравы были прежде.

Надеемся, наша статья помогла разобраться в значении пословицы «береги платье снову, а честь смолоду». Смысл ее перестал быть загадкой для читателя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. А как быть с честью? И так, поговорка “береги честь смолоду”. Нет! Беречь надо бабушкины бусы, а честь надо заслужить. Как можно не согласиться с фразой “береги честь смолоду”? Итак, беречь честь смолоду – это не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» (А. Пушкин, Капитанская дочка).

Отпуская своё чадо во взрослую жизнь, кто-то говорит: «Береги копейку», а у кого-то родительское благословение укладывается в «береги честь смолоду, а платье снову». До определённого момента оберегание чести ребёнка является прямой обязанностью родителей.

Понятие чести включает в себя справедливость, благородство, преданность, правдивость. Сегодня, когда нравственный вектор смещен в сторону прагматизма, потребительства, можно услышать мнения, что быть человеком чести нерентабельно. Самоуспокоение в виде: «Сегодня я пойду на маленькую сделку с совестью, но это один раз. Впереди целая жизнь и я успею переписать всё набело» - дорога к бесчестию.

Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая). К известной пословице «Береги честь смолоду» следовало бы добавить - «Береги здоровье смолоду» (Ф. Коломийцев, Профилактика преждевременной старости). Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь - основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.

Пример этому - все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался. И причиной этому - тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Фразу «Береги честь смолоду» можно смело назвать центральной мыслью повести «Капитанская дочка». Петр Гринев – персонаж, для которого честь далеко не пустой звук. Его история показывает нам, каким должен быть настоящий дворянин и защитник Родины.

Он вступается за честь Маши Мироновой и стреляется со Швабриным, невзирая на то, что тот – офицер. Такая принципиальность Гринева трогает даже Пугачева, который знает цену чести. Он милует Петра, и они остаются друзьями.

Для него офицерский долг и честь ничего не значат, ему важно лишь спасти свою шкуру. Он легко отрекается от присяги и идет на службу к Пугачеву, шантажирует Машу, доносит на Гринева. Его история показывает, что честь – понятие внутреннее, и оно не связано со званиями и титулами. Конечно, у вас возник вопрос: “А с этой-то пословицей, что не так?”. Как можно придраться к ней? Можно и нужно. Дальше будет ответ и подробный разбор.

Нет, не подумайте, что я осуждаю важность чести и репутации – главных качеств лидера, я о другом. Она звучала так: “береги честь смолоду коли рожа крива”. Сейчас я наконец-таки объясню, почему я НИКОГДА не употребляю ее в речи и делаю это осознанно.

Как результат, мы боимся сделать ошибку, чтобы не потерять честь. Честь предлагается защищать бездействием. Честь не дана нам изначально в жизни, чтобы потом в конце посмотреть, сколько у нас ее осталось (как в забегах официантов с полными стаканами). Беречь – значит ничего не делать. Нет, я не трусливо бездействую и сижу заткнув рот, боясь отказа или косого взгляда в мою сторону, я честь берегу!” – сидит в глубине нашего сознания.

В качестве одного из примеров хочется привести повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость.

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды.

В юном возрасте редко кого называют человеком чести, несмотря на то, что это чувство дается с рождения. Честь делают только те поступки, которые не идут вразрез с собственным достоинством.

Крутяк! 3

анонс:

Народная пословица о том, что честь нужно беречь смолоду, будучи эпиграфом к роману Александра Пушкина «Капитанская дочка», дает понять смысл этого произведения как своего рода гимн чести. Следование кодексу чести в мире пушкинских героев – главная добродетель, которая оказывается выше любого военного противостояния.

сочинение:

Одной из главных проблем, затронутых в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», можно назвать проблему сохранения чести. Не зря эпиграфом к роману является народная пословица «Береги честь смолоду», выступающая своего рода ключом к пониманию сути произведения.

Трагизм героев «Капитанской дочки», и в то же время весь смысл их жизни состоит в их зависимости от долга чести. Понятие чести у героев Пушкина означает кодекс поведения, правила жизни, выработанные самой природой и обществом. Их не выбирают, они не зависят от личной воли, однако следование этим правилам дает человеку право называться честным. Вместе с тем, честь – это не просто сословный предрассудок, человек, лишившийся чести, в мире героев Пушкина подлежит однозначному осуждению.

Кодекс чести может мешать героям, так именно честь создает преграды для женитьбы Петра Гринева и Марии Мироновой, поскольку честная капитанская дочка настаивает на том, что не выйдет замуж за молодого дворянина без благословения его родителей. Однако именно честь позволяет героям в трагическое время действия романа, припавшее на годы пугачевщины, до последнего сохранять в себе человеческие черты.

Произведение описывает период гражданской войны под предводительством Емельяна Пугачева, где российская армия, защищающая государство и порядок, противостоит жестоким разбойникам из числа взбунтовавшихся казаков. При этом ключевая особенность «Капитанской дочки» в том, что следование кодексу чести присуще далеко не только безусловно положительным офицерам и храбрецам военным.

Более того, пример Швабрина, выступающего в романе как главная противоположность честного Гринева, показывает, что не столько страшен свирепый разбойник Пугачёв, сколько бесчестный офицер, под конец сделавшийся совершенно жалким, но даже в заключении не растерявший своей подлости. И наоборот, какими бы чудовищно кровавыми не были свирепства Пугачева, этот страшный человек не может смириться с тем, что кто-то смеет обижать беззащитную сироту. Именно то, что Пугачеву удается сберечь своё представление о чести, делает его привлекательным для Гринева.

Из всех бунтовщиков Гриневу остается небезразличной именно пугачевская судьба, его страшит мысль о казни этого дикого, но в то же время честного самозванца: «Емеля, Емеля! зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Однако перейти на сторону восставших Гринев никак не может, поскольку положение «природного дворянина» заставляет его следовать предписанному для него кодексу чести. Гриневу не в чем раскаиваться, ведь ему все же удалось, несмотря на все испытания, сберечь честь смолоду.

Гринев не только сохраняет свою честь, он всячески помогает и защищает главный символ чести в романе – капитанскую дочку Марию Миронову. Именно в отношении к этой, возможно не очень примечательной девушке, и раскрывается представление главных героев о чести. Для Гринева Мария – возлюбленная, за которую он готов сражаться и которую готов спасти всеми силами; для Пугачева – это несчастная сирота, которую он никому не даст в обиду; для Швабрина – это глупая девушка, с которой можно сделать всё, что угодно.

Образ Марии – это ожившая в романе честь: простая, беззащитная, но вместе с тем готовая до последнего биться за честное имя порядочного Гринева. История со спасением Марией своего невинно осужденного возлюбленного показывает, что перед силой чести не могут устоять даже сильные мира сего, как не смогла устоять Екатерина II перед слабой провинциальной девушкой. Автор подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свое следование кодексу чести.

Еще больше сочинений на тему: «Береги честь смолоду»:

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», - уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг - для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша - дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести - воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», - вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев - природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась - он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Источник: sochineniesuper.ru

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главное место занимает вопрос чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, он показал, как по разному ведут себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с детства внушали, что не зависимо от обстоятельств он должен быть всегда честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей у которых были сильные моральные устои. Когда отец отправлял его служить, то дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Хотя Гринёву было всего 17 лет, он хорошо запомнил слова отца и не отходил от его завета ни на шаг.

Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Таким образом, мы в первый раз заметили его благородство.

В Белгородской крепости Гринёв познакомился с Алексеем Швабриным, который был дворянином и имел хорошее образование, но был очень корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу, только потому, что она не ответила ему взаимностью; распускать сплетни было для него обычным делом. Гринёв же, как благородный человек сразу же заступился за неё и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека так же важна, как и офицерская честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победит банда Пугачёва, и поэтому сразу перешёл на их сторону. Гринёв же предпочёл смерть, чем измену Родине и нарушения присяги. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Но когда Пугачёв предложил служить ему, Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не может. Он честно сказал Пугачёву, что если прикажут, он будет сражаться против него, но Пугачёв всё равно отпустил Петра, так как хоть Емельян и бандит, но у него было какое то великодушие.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Справедливости добивается Маша, и Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Гринёв из соображений чести предпочёл не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтоб она заново не переживала ужасы, которые перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтоб таким образом выразить свою благодарность за спасения Маши и их счастье.
В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что в обществе честь не пустое слово, а в него вложено большое значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

Источник: www.sdamna5.ru

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Пословица: Береги платье снову, а честь смолоду.

Интерпретация смысла, значение:

Эта пословица употребляется в современной речи, чтобы подчеркнуть, что все действия, совершенные человеком, образуют его репутацию в обществе. Она учит с ранних лет следить за своим поведением, не совершать недостойных и бесчестных поступков. Образно честь сопоставляется с платьем, за которым следует ухаживать, тогда оно прослужит как можно дольше. Хранить старое платье, которое покрылось пятнами, уже не имеет смысла. Его необходимо сберечь новым, чтобы оно надолго сохранило привлекательный вид. С честью и репутацией происходит то же самое.

В настоящее время обычно употребляется только вторая часть пословицы «Береги честь смолоду», так как, к сожалению, границы морали и определение «должного» размываются. Часто ее слышат люди, которые опозорили себя, совершили какой-то бесчестный поступок, поэтому каждому человеку следует обращать внимание на собственные действия и помыслы, тщательно следить за поведением на протяжении всей жизни.

«Береги платье снову, а честь смолоду» — так сказал…

Старший Гринев (отец Петруши Гринева) в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отправляя сына служить Отечеству. Так прозвучал его отцовский завет:

“Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Таким образом, Пушкин — автор самого произведения, но высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» было придумано народом, задолго до него. Авторы художественных произведений часто включают в них пословицы, чтобы придать образности и мудрости репликам героев.

Выражение «Береги платье снову, а честь смолоду» представляет огромную важность для всего подрастающего поколения, вступающего во взрослую жизнь. Оно является своего рода наставлением. Именно молодежь, начиная жить самостоятельно, не умеет себя вести в разнообразных ситуациях и, как следствие, совершает множество ошибок. Зачастую поступки могут запятнать репутацию. Поэтому данное выражение является поучительным советом для каждого молодого человека.

Все люди вне зависимости от возраста должны сохранить в себе нравственный облик, совесть и честь. Ведь именно эти качества в совокупности создают личность, которая испытывает гордость за себя и пользуется уважением в обществе. К чести и достоинству необходимо относиться внимательнее и с большей ответственностью, чем к материальным благам, потому что доброе имя, очерненное единожды в юном возрасте, вернуть практически невозможно.

С иереем Александром Ильяшенко беседовала Наталья Обманкина.
Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности.

– Отец Александр, в прошлой нашей беседе, в основном, затрагивались семейные проблемы. Сегодня вопросы «молодежные». «Мне изменила девушка, с которой меня связывали сильные чувства и близкие отношения, пишет Станислав. Мы по-прежнему любим друг друга, но вырвать этот эпизод из памяти я не в силах. Жизнь стала невыносимой от страданий. Батюшка, помогите…»

Помоги, Господи, Твоему скорбящему созданию! Беда в этой тяжелой трагедии не только в том, что конкретная девушка изменила конкретному юноше. Проблема в том, что вообще близкие отношения до брака стали нормой для большинства потенциальных женихов и невест. В православии этому греху есть вполне определенное название – блуд.

Да и чистота самого брака мало кого волнует ныне: блуд и прелюбодеяние стали эпидемией, которая калечит судьбы миллионов людей. Главное стремление к комфорту и наслаждениям, а менять, как теперь говорят, «партнеров» у многих считается доблестью. К великому сожалению, высокие качества души человека благородство, честь, целомудрие стремительно выходят из реальной жизни. Еще немного, и люди забудут эти достойнейшие слова. Только вот заповеди Божии никто не отменял, и нарушивших их по-прежнему неизбежно, как и в рассматриваемом нами случае, постигает возмездие. Причем, нельзя сказать, что это Господь так человека карает. Такова природа вещей: если ты один раз что-то сделал невольно ли, по глупости ли, нечаянно ли, это уже свершившийся факт, который изменить нельзя. Жизнь человека подобна чистому листу бумаги: что ты своей рукой напишешь, то и будет на нем. Конечно, нельзя сказать, что Господь не простит, не помилует, и что жизнь уже кончилась. Но нечто, даже из-за одного неверного шага, можно потерять навсегда. Сказано же: «Не прелюбодействуй»…

– Видно, что молодой человек, доверивший нам свою печальную историю, искренне переживает. Вопрос очень личный, и через газету его при всем желании вряд ли решишь…

Безусловно, здесь требуется огромный духовный труд самих юноши и девушки и серьезная помощь духовного наставника, с тем, чтобы внимательно и разумно во всем разобраться и, главное, сделать правильные выводы. Впереди целая жизнь, и очень важно именно сейчас сопоставить причину и следствие происшедшего.

Где дал трещину нравственный фундамент человека? Ведь зачастую коснувшуюся нас беду, болезнь, катастрофу и так далее мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения. Воспитание нравственности должно начинаться очень рано. Важно, чтобы родители старались давать детям широкое образование, дабы те вырастали культурными людьми. Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности, расширяет кругозор человека и наполняет тем важным и нужным житейским опытом, который помогает в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. Идеал близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать, вдохновлять на сопротивление злу…

Подчас решение очень важных и глубоких духовных проблем просто блестяще подсказывает нам классическая литература. В качестве одного из примеров хочется привести повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Молодым людям, обратившимся к нам за помощью, и всем другим предлагаю прочитать его заново. Это одно из лучших, если не лучшее, произведение мировой культуры совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки попросту не готовы к правильному восприятию. Кроме того, еще от советских времен, было принято относиться ко всем литературным героям исключительно с классовых позиций, что, естественно, резко искажало смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял за эпиграф русскую народную пословицу Береги честь смолоду : что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей все это можно очень глубоко изучить по этой замечательной повести.

Конечно, Пушкина пересказывать нельзя, его надо читать, тем не менее, давайте кое_что вспомним. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные пугачевщине, в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (это был не кто иной, как мятежник донской казак Пугачев) с поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

В «Капитанской дочке» Машеньке Мироновой автором отведено сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, я бы сказал, сверхестественно-прекрасная внутренняя красота ее души, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней повести. Офицер Швабрин препятствует любви Машеньки и Петра, плетет интриги. Машенька же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!» Вскоре крепость захватывают мятежники.

Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Родители Машеньки, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются присягать Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» спрашивает он Гринева.

Гринев же не только не присягает на верность, но даже не обещает Пугачеву не служить против него: Голова моя в твоей власти, … отпустишь меня спасибо, казнишь Бог тебе судья .

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают Пугачева, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом выглядит образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником и предателем. Воспользовавшись тем, что его назначают комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, получив отказ, заточает в неволю непокорную девушку. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, не пускает их в комнату, но Пугачев выбивает дверь в светлицу. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Мария Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба » Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей и, указывая на Швабрина, с достоинством сказала: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят»…

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Такое отношение было к чести! Машенька Миронова эту высоту и явила. Более того, когда оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта хрупкая провинциальная девушка, ничего, кроме Белогорской крепости в своей жизни не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания своего возлюбленного. Пушкин гениально описывает, как это могло быть.

В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда. «Вы просите за Гринева? изумленно спросила дама», прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. – Ах, неправда! вскрикнула Марья Ивановна.
– Как неправда?

Машенька «с жаром рассказала» свою историю. Видя чистоту удивительной девушки, императрица (а это была императрица) поверила ей на слово! «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую императрицу и изменить судьбу своего возлюбленного, с которым у нее были исключительно чистые отношения.

Вот что такое чистота, и какой необыкновенно творческой силой она обладает!

Можно привести массу потрясающих примеров и из современной жизни. Я очень советую прочитать книгу воспоминаний Ольги Пономаревой о своем отце священнике Григории. Она родилась в 1930 году, тогда ее отец был диаконом, и на 40-й день крестил новорожденную. В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды. Пройдя через нечеловеческие испытания тюрьмой и лагерями, отец Григорий вернулся домой. Множество удивительных чудесных случаев явил Господь этой благородной семье. Самое последнее чудо то, что родители Ольги, прожив вместе отпущенный Богом отрезок жизни, умерли в один день. Мы же (добровольно!) теряем то, что должны бережно и нежно сохранить. Потому и не видим удивительных наград от Господа, которые заслуживают лишь верные и преданные люди. Раньше в народе таких называли прекрасным словом «однолюбы», у которых любовь одна: раз и навсегда…

– Батюшка, старшеклассница Наталья спрашивает: «Почему даже, если я знаю, что что_то делать нельзя, все равно делаю? Как с этой напастью справиться?»

Это в буквальном смысле напасть нападение сил зла. В том, что сложно им противостоять, чаще всего мы виноваты сами. Известно, что вокруг нас существует огромное множество болезнетворных микробов. Они способны отравить организм и вызвать тяжелые болезни. Этому препятствует иммунитет наисложнейшая система человеческого организма, которая противится их неограниченному размножению. Но естественную, заложенную самой природой защиту можно подорвать, если, к примеру, вести нездоровый образ жизни. Как результат обретение той или иной тяжелой хронической или даже неисцелимой болезни. Так же происходит и с душой человека, только здесь речь идет не о физиологической, а о нравственной, вернее безнравственной, инфекции.

Зачастую искушение начинается с мысли. Если ты эту мысль сразу прогонишь, не допустишь к себе в душу, то останешься внутренне спокойным человеком и сохранишь свое человеческое достоинство. Если же откроешься перед этой мутно-зловонной жижей, она захлестнет твою душу так, что, в конце концов, ты ею и захлебнешься… Так и молодые люди, я имею ввиду Станислава и его девушку, о которых мы говорили сегодня, когда-то переступили этот самый нравственный порог, забыв о чистоте в отношениях. То, что для Машеньки Мироновой было свято, для них оказалось не столь драгоценно. Удивительно прекрасная добродетель целомудрия вложена в саму женскую природу. Каждая девушка должна хранить ее, а юноша защищать. Молодые люди и страдают от того, что не исполнили своего нравственного долга…

Афонский старец Паисий Святогорец очень удачно лукавого называл пренебрежительным словом «тангалашка». В таинстве крещения требуется, чтобы крещаемый «и дунул и плюнул на него», лукавый большего и не заслуживает. Бояться его не надо, но необходимо реально сознавать, насколько он чудовищен и силен. При этом необходимо понимать, что хотя он и могуществен, но далеко не всемогущ. Всемогущ только Один Господь, и если с Господом, если с Церковью, тогда ты сможешь удержаться от любого греха.

– Отче, молодые люди зачастую просто не видят примеров целомудрия в тех, кто живет с ними рядом: ни во взрослых, ни в своем окружении…

Может быть и так, но каждый сам делает выбор между добром и злом. Был такой случай. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: «Ты такая же, как все!» и перестал с ней встречаться. Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: все так живут, и все так поступают. Однако как мучительно эта несчастная девушка переживала свою трагедию! Думая, что встретилалюбящего человека, она обманулась и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Он воспользовался бедняжкой для удовлетворения своей похоти и утверждения мужского самолюбия.

Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она неповторимая личность, единственный в своем роде человек, сама унизила себя, позволив, чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения. Что привело к такому несчастью бедную девочку? Можно лишь предположить, что ее нравственное падение произошло не в один миг. Может быть, и книжки она почитывала развращающие, и фильмы смотрела блудные, вела с девочками какие_нибудь далеко не скромные беседы, кокетничала с мальчишками, выпивала, курила, может быть… Все это постепенно, шаг за шагом, растлевает человека, а потом уже, как стихийное бедствие, грех смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, человек уже просто не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. Под влиянием блудных помыслов, которые в твою кровь вбрасывает соответствующий гормон, кровь начинает кипеть. Поди, справься с ней!

– Однако, даже апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим.7.18).

– Верно, только спустя годы он сказал уже совсем по_другому: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе » (Флп.4.13). Конечно, тех, кто может дойти до такой вершины духа, единицы. Это особые избранники, которые не щадят себя в борьбе с лукавым. Апостол Павел так и говорит, обращаясь к нам, к христианам: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:3-4). Машенька Миронова была готова умереть, но не согрешить. Так же как и родители Машеньки, так же как Петр Гринев. А у нас «кишка тонка»: ах, как же до крови сражаться?!

Для человека верующего, с глубоко религиозным устроением души, земная жизнь не является главной ценностью. Да, это огромный дар Божий, но, тем не менее, есть нечто важнее жизни: это верность Богу, верность Церкви, верность заповедям Божиим, готовность до смерти сражаться, подвизаясь против греха. Вот тогда человек оказывается победителем, перед которым, действительно, можно благоговейно преклонить свою голову и подумать: «Дай Бог и мне быть таким же»…

Но, повторюсь, нет греха, который Господь бы не простил. Нужно идти в храм, нужно приносить пред Господом глубокое, искреннее покаяние, чтобы не погибнуть. Глядишь, и все с Божией помощью постепенно устроится. Может быть и Станислав найдет силы великодушно простить заблуждение избранницы, а может быть как дар от Бога за покаяние, за очищение через страдания встретится на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая сохранит свою чистоту неповрежденной и нерастраченной. Такой девушке можно верить, с такой можно смело связать судьбу навсегда…

– Похоже, что у нас есть вопрос именно от такой девушки. Пишет Ольга: «Мне 25 лет, а я одинока. Знакомые девчонки, зная, что я хожу в церковь, посмеиваются надо мной, дескать, погреши, поживи в свое удовольствие, а потом покаешься. Мне от этих слов порой плакать хочется…»

«И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока», писал У.Шекспир в известной трагедии «Гамлет». Увы, и в наш век целомудрие подвергается осмеянию. Повторюсь, это одно из самых страшных явлений нашей жизни! Тем не менее, законы нравственности действуют независимо от того, признает их человек или нет. Можно предположить, что когда-нибудь жизнь предъявит счет тем, кто сегодня грешит, да еще смеется над такими, как Ольга. Если я говорю об этом, это не значит, что я кому-то желаю плохого.

Задача Церкви человека предупредить. Почитай, послушай, подумай, что будет с тобой, если ты не будешь слушаться. Если ты хочешь «пожить для себя» ты поживешь для себя, только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозным образом обрушится на тебя. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический.

Так зачем повторять его? Расчет на то, что я сейчас поживу «в удовольствие», а потом покаюсь очередной самообман. Грех как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, соскочить с него самостоятельно уже не может, его «ломает»…

Плакать, Оленька, надо не вам. Это счастье и милость Божия, что такие девушки, как вы, существуют сегодня. Вы поступаете правильно. А подруги Ваши категорически неправы. В том-то и дело, что, если девушка непреклонно хранит свою чистоту, она положительно отличается от окружающих! Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина становится доблестным рыцарем, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья…

– Батюшка, пожелайте что-нибудь читателям?

У апостола Петра есть очень правильное, очень высокопоэтичное выссказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (Пет.1.3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и приумножать эту красоту!

Беседу вела Наталья ОБМАНКИНА

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...