Как гуси спасли рим, или зоология в истории. Как гуси Рим спасли


Главные герои рассказа Льва Толстого «Как гуси Рим спасли» — обычные домашние гуси, жившие в городе Риме. В далекие времена галлы напали на римлян и захватили город Рим. Не захваченным оставался только Капитолий, стоявший на крутой горе и окруженный стенами.

Ночью галлы взобрались по обрыву и стали перелезать через стену. Они делали это настолько тихо, что даже собаки не услышали их. Но галлов услышали гуси, жившие в Капитолии. Они стали громко гоготать и разбудили римлян. Римляне отбили нападение галлов на Капитолий, а вскоре к ним подоспела помощь, и галлов прогнали из Рима.

С тех пор римляне отмечают особый праздник в честь гусей, которые спасли их город от врагов.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Как гуси спасли Рим» заключается в том, что в условиях военных действий никогда нельзя терять бдительность, даже будучи уверенным, что враг не нападет. Римляне, оборонявшие Капитолий, были уверены, что галлы не нападут на них со стороны крутого обрыва, но галлы именно это и сделали, чуть не захватив Капитолий. Только чуткий слух гусей помог избежать беды.

Рассказ Толстого учит быть бдительным и осторожным, не переоценивать уровень своей защищенности.

Какие пословицы подходят к рассказу Толстого «Как гуси Рим спасли»?

Беспечному сон сладок.
Бдительного воина врасплох не застанешь.
Держи ухо востро.

В 1875 году в книге для детского чтения Л. Н. Толстой поместил рассказ, написанный на основе работы римского историка Тита Ливия, «Как гуси Рим спасли». В нем он привел исторический пример, как в 390 году до н. э. птицы помогли одолеть галлов. На самом деле Рим спасли не гуси – это лишь легенда, а победил галлов отважный полководец Марк Фурий Камилл, который за изгнание галлов получил титул «второго основателя Рима». Но гуси тоже были...

Преданье старины глубокой

алльские племена, в те далекие времена заселявшие север Италии, двинулись на Рим. Под предводительством короля Бренна сеноны вторглись в Северную Италию, затем встали лагерем около города Клузий, дружественного Римской республике. Напуганные жители обратились к римлянам за помощью. Римские послы пытались уладить конфликт. Но Бренн ответил, что римляне в своей политике сами следуют «древнейшему из законов, который отдает сильному имущество слабого и которому подчиняются все, начиная с бога и кончая диким зверем» .

ZOO БИЗНЕС №7/2014

    Преданье старины глубокойОбъективная реальность…Древний миф развеян?

Тогда римляне спровоцировали ссору, в которой от руки римского посла погиб один из галльских вождей. Столкновение стало неизбежным – галльские и римские войска сразились около реки Аллия. И 21 июля 387 год до н. э. Бренн нанес римлянам сокрушительное поражение, поставившее под удар само существование Рима: город в то время был лишен значительных укреплений и практически беззащитен. Галлы сожгли и практически разорили Вечный город. В середине Рима оставался лишь Капитолий, где заседали римские сенаторы, решавшие судьбы Империи. Здесь было много языческих святилищ, память о которых осталась во всемирной истории. В том числе и храм Юноны, где чеканились деньги. Коварные захватчики намеревались разграбить его, поскольку знали, какие несметные сокровища хранились в этом храме. Капитолий возвышался на холме: с одной стороны – стены и ворота, с другой – крутой обрыв. Ночью отряды галлов поднялись на Капитолийский холм. Кругом стояла тишина: усталые защитники крепости и дозорные спали. Не почуяли ничего и сторожевые собаки. Но вдруг послышалось громкое гоготание. Это закричали священные гуси при храме богини Юноны, услышавшие бряцание оружия. Гогоча и хлопая крыльями, птицы подняли такой шум, что разбудили консула Марка Манлия – он первым ринулся в схватку, сбил появившегося на холме галла, и тот, покатившись вниз, увлек за собой других. Из-за криков ужаса проснулись и другие воины. Враги бросились бежать. Этот подвиг сделал из Манлия народного героя, и его по праву стали называть Капитолийским. Он имел много наград и был очень почитаем среди плебса...

С той поры римляне относятся к гусям очень уважительно и в честь этого дня учредили праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет». А еще в честь этих птиц в Риме был установлен памятник...

Однако побегом галлов с Капитолийского холма битва за Рим не закончилась. Римский полководец Марк Фурий Камилл с войском был еще в пути, а в Риме уже начались переговоры между защитниками и нападавшими. Виной всему послужил голод, который терзал обе стороны. И тогда враждующие стороны договорились, что римляне откупятся золотом, и галлы уйдут. Но галлы принесли фальшивые гири. Когда горожане стали возмущаться, предводитель галлов Бренн в доказательство своей правоты бросил на весы меч: «Горе побежденным!» – воскликнул он. Именно в этот момент появился Камилл со своим войском. «Рим надо защищать железом, а не золотом» , – сказал он, и началась последняя битва, в которой вражеские войска были полностью разбиты. За изгнание галлов Марк Фурий Камилл получил титул «Второго основателя Рима».

Если сегодня подняться на Капитолийский холм по крутым ступеням лестницы Арачели, то вы попадете в одну из самых древних и истинно Римских церквей – церковь Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. Она находится на том месте, где во времена древнего Рима стоял храм Юноны. Здесь, кроме статуи Младенца Христа «Санто Бамбино», вы увидите тех самых «знаменитых римских гусей», о которых шла речь в нашей статье.

Объективная реальность…

С детских лет мы все знаем эту удивительную историю. И в школе на уроках истории нам ее рассказывали, и Льва Толстого мы читали (Собр. соч. в 22 т., т. 10 – прим. авт.). Но вот возникает интересный вопрос: почему же так опозорилась и стража, и сторожевые псы? Допустим, стража заснула. А собаки? Картина вырисовывается такая...

Как известно, собачий слух у собаки не в пример человеческому. Ну, разве что уступает только волчьему: нижняя граница установлена точно – от 24 м, верхняя – в процессе исследования. Некоторые охотники утверждают, что в безветренную тихую погоду их охотничий пес слышит дичь до 150 м – видимо, в зависимости от породы. При этом надо учесть, что в качестве сторожевых оставили в Капитолии далеко не самых глухих псов...

Многие из нас на собственном опыте знают, что сторожевая цепная собака начинает беспокоиться, когда кто-либо подходит к охраняемой зоне (к забору участка) метров на 20. Это при условии, что запах «пришельца» ей знаком, и она не видит в нем врага. Просто надо подать сигнал хозяевам – для проформы. Когда же «гость» вышагивает вдоль забора, метров за 10 до будки начинается такой концерт, что его слышно на другом конце деревни через рев трактора, даже если этот Буян или Серко спал в будке беспробудным сном.

А как насчет гусей? Вот что сообщает по этому поводу неопровержимый авторитет мира животных Леонид Павлович Сабанеев: «Конечно, и пролетные гуси, раз-другой побывавшие в переделках, уже не станут подпускать ни в телеге, ни навершне (то есть верхового), тем не менее, несмотря на то, что они редко проводят на озерах более недели, их убивается несравненно более, нежели коренных гусей. Последние на открытом месте редко подпустят охотника с ружьем и на 150 шагов» . Ну, про гусиное великолепное зрение мы наслышаны. Охотники по птице подтверждают, что оно у диких гусей – порядка двух человеческих «единиц», то есть в два раза острее, причем цветное и с обзором на 360 градусов. Поэтому их очень трудно скрадывать, да и на верный выстрел они налетают, лишь когда вы замаскированы. Умение профессионально охотиться на гусей приходит, как правило, после 10 лет охоты на них. Плюс надо учесть, что в отдыхающих на полях или болотах гусиных стаях всегда есть и опытные «дежурные», этакая служба ВНОС – воздушного наблюдения, оповещения и связи. Слухом эти птицы тоже не обделены – он у них более чем отменный. Они слышат друг друга на отражающей поверхности воды и переговариваются на расстоянии до 3 км! Но это дикие гуси. А что же домашние? А они тоже не уступают своим диким собратьям: в некоторых источниках сообщается, что «слух у них лучше, чем у собак, они реагируют на малейший шорох и гоготом предупреждают хозяина о приходе «гостей». Ну, вот и все, вроде бы. Вопросов нет. Но...

Отдыхая в селе, я не замечала, чтобы домашние гуси беспокоились дальше 10 метров от меня, даже шествуя навстречу по улице. За пять метров начинают недовольно гоготать, хлопать крыльями, выказывая недовольство, и топают подальше – на всякий случай. А если они в сарае (ну нет у нас в Украине храма Юноны с гусями)? Загадка... Однако и на этот вопрос нашлось объяснение в виде наблюдений биолога Игоря Прохорова, в молодости большого любителя экстрима и экспериментов. «Когда я служил в армии, однажды ночью пошел в деревню в самоволку, вот там как раз и натолкнулся на феномен с гусями. Проходил по задворкам мимо одного сарая, а там сидели гуси. И когда я переступил некоторую незримую черту, они начали потихоньку галдеть. Я сразу остановился и стоял не шелохнувшись, даже дышать перестал. Думал – они успокоятся, и я пойду дальше. Ничего подобного! Они гоготали (негромко, правда) все то время, что я там стоял. Меня это заинтересовало, и я стал исследовать этот феномен. Вот что вышло. Громкость их гогота прямо пропорциональна степени приближения к ним, начиная с некоторого граничного расстояния. По моим прикидкам, эта граница проходит на удалении 6-7 метров. Если производишь какие-то звуки на большем расстоянии, они не реагируют. Но когда переходишь эту границу, сразу поднимают гвалт. Слишком близко к сараю я не приближался, так как боялся, что они так разорутся, что всю деревню на ноги поднимут. А я-то был в самоволке!»… То есть у домашних гусей есть собственная зона безопасности, соизмеряемая особенностями каждой стаи, но в пределах не менее 5 метров.

Красивая легенда или историческая правда?

Власти Китая призывают граждан разводить побольше... гусей. Особенно эффективны гусиные «патрули» в сельских районах. «Гуси славятся среди всех представителей пернатых своими сторожевыми способностями, а еще они очень сообразительный и храбры, поэтому атакуют любого чужака, кто войдет во двор или дом», – утверждает шеф уездной полиции Шован Чзан Цюаньшень. Обычно семьи держат одну-две собаки, которых можно без особого труда усыпить или убить отравленной приманкой. С гусями эта хитрость не пройдет, потому что, во-первых, их значительно больше, а во-вторых, они плохо видят в темноте и просто могут не заметить смертельные дары. Полицейский привел случай, когда гуси помогли задержать преступника, который попытался угнать мотоцикл прямо из сельского управления полиции. Он усыпил двух полицейских собак, и уже перебрался через стену, когда встретился во дворе с десятком гусей. При виде чужака птицы подняли такой шум, что разбудили дежурного. Воришка был схвачен на месте преступления.

А вот теперь перейдем к римлянам. Гуси в Риме жили в храме Юноны и были священными животными древнегреческой богини брака, рождения и материнства. В качестве сторожей их никогда не использовали по причине выявленной закономерности: они начинают гоготать, лишь когда незнакомец подойдет к ним на расстояние менее 3-4 м. А сторож должен реагировать на гораздо большую дистанцию. Храм этот, где обитали гуси, стоял впритык к городской стене. И когда галлы уже перелезли через стены, они оказались слишком близко от гусей. Вот те и подняли гогот. Если бы галлы перелезли через стены хотя бы на расстоянии 15 метров от храма, гуси промолчали бы. Но даже если это и так, все рано надо было успеть проснуться, взять оружие, подойти к стене... А ведь галлы должны быть уже на стене, чтобы гуси на них отреагировали. Нет, не успевает консул Марк Манлий, чей подвиг так ярко живописал Тит Ливий, к стене. Значит – тупик?
Древний миф развеян?

Вовсе нет, ибо все гениальное – просто! Если верить первоисточникам, премией Марку от благодарных защитников крепости было не золото, которого в Капитолии лежали сотни килограммов, а дополнительная пайка хлеба и вина. Осажденные римляне давно голодали, в пищу уже пошли кожаные сандалии и щиты из дубленой бычьей кожи. Не трогали только гусей, боясь гнева Юноны. Вот они и разорались, когда кто-то из воинов решил закусить гусиком, пока братья по оружию крепко спят. Но спали-то они вместе. Шевеление и долгое отсутствие товарища могло вызвать вопросы. У кого автоматически оставалось безупречное алиби? У стражи, ведь она «стояла на стенах»!

Дальше разворачивается следующая картина. Голодная стража во главе с начальником отправляется ловить и жарить гуся. Гуси, почуяв расправу над своими тушками, орут так, что будят Марка Манлия. Тот застает начальника стражи на месте преступления с гусем в руках, как Остап Бендер – Паниковского. Кричит: «Брось птицу!» и кидаетсяна неохраняемую стену, к самому опасному месту – потайной тропе наверх. И – о счастье! – успевает вовремя: римляне, вскочившие от этого переполоха, успешно отражают атаку галлов, так кстати и некстати пришедшуюся на гусиные разборки.

Римляне – образцовые воины, с которых брали пример во все времена – и вдруг такой пассаж! Что ж потом Тит Ливий напишет? Да и начальник стражи совершил святотатство, покусившись на храмового гуся, и жертва Юноне просто необходима. И вот начальника стражи сбросили в пропасть – что и было зафиксировано историками. Таким образом, и честь спасли, и преступника наказали, и богиню ублажили...

Да, интересный все-таки народ – историки. Ливий для них – авторитет, а вот биологию они, похоже, со школы не очень-то чтили, чтобы перепроверять всякие там пустяки с собачьим и гусиным слухом.

Но если вы думаете, что на этом исследования закончены – вы ошибаетесь! Есть еще много-много иных версий. И у вас, дорогие читатели, наверное, тоже?

Лилия ВИШНЕВСКАЯ

В 390-м году до P. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим.

В середине Рима оставался только кремль - Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.

Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.

С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех пор, пока она не издохнет.

Через несколько лет после взятия Вей некий римлянин по имени Мар к Цедиций, проходя ночью по городской улице недалеко от храма Весты, услышал голос, похожий на гром. Этот голос приказывал Цедицию как можно скорее сообщить властям, что скоро придут галлы и если римляне не укрепят стены и ворота, то город будет захвачен. Цедиций повиновался, но на его сообщение никто не обратил внимания. Этот человек был незнатного происхождения, и должностные лица пренебрегли рассказом плебея. Но еще важнее было то, что римляне пока даже и не знали, кто такие галлы и насколько они опасны.

А галлы, основная масса которых жил а за Альпами в Галлии, перевалили через высокие горы и вытеснили этрусков из долины реки Пад. Но этим не удовлетворились и стали нападать на саму Этрурию. Так они вторглись в пределы этрусского города Клузия. Клузийцы были этим вторжением очень испуганы. Видя, что у них сил для отражения страшного нашествия мало, они обратились за помощью к Риму. Римляне не нашли оснований послать клузийцам помощь, но решили все же отправить послов, чтобы разузнать, кто же такие галлы. Послами были направлены три брата Фабия. Они прибыли в Клузий, а затем отправились в галльский лагерь. Там галльский вождь Бренн сказал им, что, поскольку жители Клузия имеют земли больше, чем могут обработать, галлы требуют, чтобы излишнюю землю отдали им для поселения. Когда послы спросили, по какому же праву галлы выдвигают такое требование, Бренн ответил, что по праву оружия. Получив столь высокомерный ответ, послы возвратились в Клузий. Трое Фабиев были людьми храбрыми и пылкими. Им казалось невозможным бездельничать в городе, когда его жители воюют. И вот, когда клузийцы решили вступить в бой с галлами, Фабий захотели тоже принять в нем участие. Во время сражения один из Фабиев увидел скачущего впереди него галла в блестящих доспехах. Его сердце охватила жажда боя, и он выехал на коне из этрусского строя и напал на галла. Ударом копья Фабий убил врага и сбросил его с коня. Спешившись, он начал снимать доспехи с поверженного, и в этот момент его узнали. Когда Бренну донесли, что римские послы участвуют в бою, а один из них даже убил знатного галльского юношу, гневу Бренна не было предела. Он приказал прекратить бой с клузийцами и готовиться к походу на Рим.

Перед началом похода Бренн собрал старейшин на совещание. Те мудро предложили не торопиться, ибо римляне, насколько им известно, люди доблестные, а государство их могучее, поэтому лучше потребовать от них выдачи нарушителей божественного и человеческого права и только в случае отказа пойти на Рим войной, ибо тогда справедливость будет на стороне галлов. Так Бренн и поступил. В Рим прибыли галльские послы с требованием выдачи Фабиев. Сенат стал обсуждать создавшееся положение. Многие сенаторы, а также жрецы-фециалы, хранители справедливости и права, признавали требование галлов справедливым и настаивали на выдаче Фабиев, особенно того, кто убил галльского воина. Но слишком уж знатным был род Фабиев, очень много полезного и славного сделал он для Рима, поэтому сенаторы не решились выдать Фабиев диким галлам. Отказывать тоже было опасно, ибо дело было абсолютно очевидным и требования галлов справедливы. Тогда сенат постановил передать решение народному собранию. Собрание же не только отказало галлам в их требованиях, но и избрало всех трех Фабиев в число военных трибунов с консульскими полномочиями. Этот выбор еще более разозлил галльского вождя: римляне оказались столь несправедливыми, что включили преступников в число глав своего государства.

После этого, подготовившись к походу, галлы двинулись на Рим. Обычно в момент суровой опасности римляне назначали диктатора, который, обладая единовластием, мог лучше сконцентрировать силы для отпора врагу. Но сейчас римляне проявили беспечность. Может быть, причиной было незнание грозящей опасности: ведь галлы были еще неизвестным врагом; может быть, римляне были ослеплены своими недавними успехами и в своей самонадеянности проявили легкомыслие; может быть, так сложилась судьба, управляющая человеческими и государственными поступками; может быть, просто в Риме не было в это время человека, которому граждане доверили бы диктатуру. Единственного человека, который мог бы оказаться на высоте требований, - Камилла, в то время не было в Риме. Победителя Вей преследовали его враги, завидующие ему и обвиняющие во всех грехах; Камиллу ведь даже ставили в вину слишком роскошное триумфальное шествие, которое он устроил после взятия Вей. В результате Камилл был осужден и уехал в изгнание в город Ардею, где он в тот момент и находился.

Трибуны горели жаждой как можно быстрее встретить врага. Они не стали дожидаться счастливого знамения при жертвоприношениях и даже не спросили авгуров, каков будет исход битвы. Торопясь, вывели римское войско из города и направились навстречу врагу. Встреча противников произошла на берегу небольшой речки Аллии, впадающей в Тибр несколько севернее Рима. Там, на берегу Аллии 18 июля 390 г. до н. э. и разразилась эта несчастная битва. Галльское войско было довольно многочисленным, и римские командиры решили как можно больше растянуть свой строй, чтобы противостоять галлам. Но вследствие этого римский строй получился неплотным, а в центре оба крыла римской армии вообще едва смыкались. Это обстоятельство и сыграло роковую роль. Левое крыло римлян было полностью разгромлено, многие воины, стремясь спастись, бросились в Тибр, но, не умея плавать, тонули. Большинству, правда, удалось все-таки переправиться и спастись в Вейях, недавно восстановленных, там они надеялись спрятаться под защитой отремонтированных стен, не пытаясь даже послать в Рим весть о своем поражении. В месте расположения правого крыла имелась небольшая возвышенность. Разбитые римляне отступили туда и смогли в течение некоторого времени сопротивляться врагам, но в конце концов были отброшены. Остатки римской армии бежали в город, даже не закрыв за собой городские ворота. Так закончилось это несчастное сражение. День 18 июля был назван «днем Аллии» и объявлен несчастливым; в течение многих веков в этот день римляне не начинали никаких дел.

А тогда в Риме началась паника. От бежавших в Вейи не было никаких известий, все решили, что они погибли, и город наполнился плачем. Если бы галлы сразу после своей победы двинулись к городу, они взяли бы его без всякого труда. Но они промедлили. Сначала галлы не могли поверить в быстроту своей победы, а затем принялись делить трофеи, захваченные в римском лагере. Многие римляне воспользовались этой отсрочкой, чтобы покинуть город. Часть рассеялась по ближайшим деревням, часть направилась в соседние города. Важно было спасти городские святыни. Некоторые из них положили в огромные сосуды, обычно служившие тарой для всякой провизии, и закопали в условленном месте, ставшем потом священным. А остальные решили вывезти из города. Жрецы и жрицы со своей поклажей влились в общую толпу покидающих Рим. В этой толпе находился и некий Люций Альбин, он вез в повозке жену, маленьких детей и свой скудный скарб. Случайно он заметил рядом со своей повозкой измученных весталок, которые брели, прижимая к груди священные предметы. Альбин немедленно приказал своим домочадцам выйти из повозки и посадил туда весталок с их грузом, а сам с семьей шел рядом, пока все они не прибыли в этрусский город Цере.

Оставшиеся в Риме стали совещаться, что же делать дальше. Марк Манлий предложил укрыться на Капитолии и там переждать осаду. Это был заслуженный воин, с шестнадцати лет участвовавший в многочисленных сражениях, покрытый множеством шрамов и имевший большое число военных наград. Три года назад он был консулом и одержал победу над врагами. Его совет показался весьма разумным. На Капитолий отнесли оружие и все необходимое для того, чтобы выдержать осаду. За стенами Капитолия укрылись воины и многие женщины. Туда же перебралась значительная часть сената. Только самые старые сенаторы, среди которых были и бывшие консулы, и победители прошлых сражений, решили встретить врагов у ворот своих домов.

Промедлив несколько дней, галлы вошли в город. Не зная его, они шли осторожно, боясь возможной засады. Но город был пуст, и только у некоторых домов, по виду наиболее богатых, сидели старики с длинными бородами, опираясь на посохи. Сначала галлы решили, что это - статуи. Один из них, не сумев победить любопытство, подошел к Марку Папирию и то ли погладил его по бороде, то ли слегка дернул. Не вставая со своего кресла, Папирий ударил его жезлом из слоновой кости, который держал в руках. Ошеломленный галл выхватил меч и зарубил Папирия. Происшествие послужило как бы сигналом - галлы бросались к сидящим старикам и всех их истребили. Совершив это, они никак не могли успокоиться и продолжали набрасываться на каждого, кого встречали на пути. Галлы врывались в оставленные дома, грабили их, а потом поджигали. Римляне, укрывшиеся в Капитолии, бессильно смотрели на гибель родного города.

Разорив и почти полностью уничтожив Рим, галлы попытались взять штурмом Капитолий. Но тот был довольно хорошо укреплен, везде были расставлены караулы, а в местах, где вероятнее всего мог прорываться неприятель, стояли отборные отряды воинов. Когда галлы уже поднялись почти до середины склона Капитолийского холма, римляне ударили на них сверху и отбросили вниз. Тогда, не сумев взять крепость приступом, Бренн приступил к осаде. При этом он отправил часть галльских воинов в окрестности Рима, чтобы разорить их и захватить добычу. Такой отряд приблизился и к Ардее, где жил в изгнании Камилл. Тот убедил ардейских юношей вооружиться и дать отпор галлам. Они с энтузиазмом последовали за прославленным Камиллом. В упорном бою юноши разбили врагов. Это был первый случай, когда галлы потерпели поражение. Известие быстро распространилось среди римлян. Оно вдохновило находившихся в Вейях воинов, и те, постепенно освободившись от страха перед галлами, снова загорелись желанием сражаться. Они предложили Камиллу избрать его командующим. Камилл согласился, но чтобы избрание было законным, нужно было решение сената. Большинство же сенаторов находились на Капитолии. Тогда один юноша по имени Понтий Коминий вызвался пробраться в Рим на Капитолий и сообщить находившимся там римлянам о победе Камилла и решении войска, и получить одобрение сенаторов.

И вот Коминий завернулся в древесную кору и бросился в Тибр. Течение принесло его в Рим к подножию Капитолия. Он вскарабкался по настолько отвесному склону, что невозможно было себе представить, чтобы там прошел человек. Поднявшись на вершину Капитолия, Коминий сообщил собравшимся о недавних событиях. Осажденные с радостью встретили эти известия. Сенаторы на заседании единогласно приняли закон о назначении Камилла диктатором. Получив решение, Коминий ночью по тому же склону спустился к Тибру и поплыл к Вейям. В Вейях все собравшееся к этому времени римское войско приветствовало извести е об официальном назначении Камилла диктатором.

А положение осажденных на Капитолии становилось все труднее. У них почти не осталось запасов провизии. Галлы же, увидев к своему удивлению следы человека, поднимавшегося по недоступному склону на Капитолий, решили, что там, где прошел один, могут пройти и многие. Однажды ночью они тоже решили подняться по отвесному берегу. В этом месте был выставлен небольшой отряд, но часовой, смена которого пришлась на это время, заснул, так что галлы беспрепятственно поднялись почти к вершине. Еще немного, и они ворвались бы на Капитолий, и у измученных римлян не было бы никакой надежды на спасение. Но как раз недалеко от этого места находился храм Юноны Монеты, т. е. советчицы, а за его оградой жил и священные гуси, ей посвященные. Хотя осажденных и мучил голод, никто не поднял руку на птиц богини. Услышав шорох шагов поднимающихся галлов, гуси подняли крик, который разбудил римских воинов. Первым проснулся Манлий. Он сразу же схватился за оружие и ударом щита сбросив в пропасть поднявшегося галла, призвал к оружию всех своих товарищей. Римляне накинулись на галлов и стали сбрасывать их с тропы. Побросав оружие, цепляясь за выступы скалы, те пытались хоть как-то задержаться, чтобы не свалиться в смертельную пропасть. Таким образом, попытка галлов овладеть последним оплотом Рима провалилась. Все прославили Манлия, и каждый воин принес ему по пол фунта полбы и по кварте вина. В условиях наступившего голода это была царская награда. Не была забыта и заслуга гусей Юноны. С тех пор стали говорить, что гуси Рим спасли. А часовой, который проспал нападение галлов, был казнен.

Голод все сильнее мучил осажденных. Но и галлы тоже начали страдать от недостатка пищи, к тому же им досаждал и непривычный климат. И в это непростое время один предсказатель на Капитолии предложил римлянам, как это ни покажется парадоксальным, собрать весь оставшийся у них хлеб и бросать испеченные ковриги по одной штуке в галльские караулы. Бренн ничего не мог понять. Он, как и все галлы, был уверен, что припасы римлян уже давно кончились, и голод вот-вот принудит их к сдаче. Теперь же осажденные вдруг начали метать хлебом в его часовых. Значит, рассудил галльский вождь, хлеба на Капитолии достаточно и взять осажденных измором не удастся, приступом овладеть укрепленным холмом он уже не решался, а тут еще и римская армия во главе с Камиллом готова напасть на них из Вей. И Бренн сам предложил римлянам заключить перемирие. Те согласились. Начались переговоры об условиях мира. В конце концов галлы согласились уйти из Рима за соответствующий выкуп. Договорились о тысяче фунтов золота.

Это была не очень-то большая сумма, но в разоренном городе и ее найти было крайне трудно. Казна была разграблена, и ее остатки никак такой суммы составить не могли. Тогда римские матроны (матери семейств) начали снимать с себя золотые украшения и жертвовать их для выкупа. Наконец наступил день, когда римские послы принесли золото галлам. Те положили его на весы и принялись взвешивать. Вдруг один из римлян заметил, что гири у галлов неверные, и сделал им замечание. Бренн, рассвирепев, бросил на чашу весов свой тяжелый железный меч и потребовал уплатить еще и этот вес. На робкие возражения римлян он ответил кратко: «Горе побежденным!» Римлянам пришлось согласиться. Но тут появился Камилл с войском, приведенным им из Вей. Он потребовал прекращения выплаты, заявив, что с избранием диктатора остальные должностные лица теряют свои полномочия, а он, будучи диктатором, никому не давал права вести с галлами какие-либо переговоры. Галлы вступили в спор, началась не столько схватка, сколько свалка. Бренн, видя, что в тесном городе галлы не могут даже развернуться в боевой строй, приказал своим воинам уйти из Рима. Они отошли к Габиям, и там произошло новое сражение, в котором римляне одержали победу. Потеряв таким образом положенный выкуп, галлы покинули римские пределы.

Рим был спасен. Все славили Манлия и дали ему почетное прозвище Капитолии. Еще громче они прославляли Камилла. Но спасенный город лежал в развалинах. Казалось, у римлян не будет сил его восстановить. Все громче раздавались голоса, что надо покинуть старое место и переселиться на новое, например в Вейи. Для обсуждения этого вопроса даже собрался сенат. Камилл настаивал на том, чтобы остаться и восстановить город в еще большей красе. Во время заседания сената мимо проходили воины, возвращающиеся из караула, и их командир дал обычную команду «Знаменосец, ставь знамя! Мы остаемся здесь!» Услышав это, сенаторы приняли его слова за божественный знак. Всякие дебаты о переселении прекратились. Началось восстановление Рима. А на том месте, где таинственный голос предупредил Цедиция о грядущем нашествии галлов, римляне поставили жертвенник, посвященный «Говорящему Вещателю».

Летописные записи древнеримских историков во многом ложатся в основу наших знаний о том далеком периоде, когда росла и процветала великая И принято считать, что римские легенды (равно как и греческие) не лгут. Но стоит ли слепо доверять таким источникам? Ведь во все времена бывали случаи, когда нелепыми рассказами стремились прикрыть собственную халатность. А летописцы, как и все прочие люди, во многом полагались на рассказы очевидцев, а не на проверенные факты. Яркий тому пример - легенда о том, как гуси спасли Рим.

Говорят об этом чудесном спасении с той самой поры, как в 390 г. до н.э. из-за чуткости гусиного племени воинственные галлы не смогли тайком захватить Капитолий, где были заперты осажденные защитники Вечного города.

Как писал позднее великий римский историк Тит Ливий, галлы нашли тайную тропу, по которой поднялись на вершину Капитолия и смогли взобраться на стены укрепленного Кремля. Измученные голодом и усталостью воины-римляне крепко спали. Даже не услышали, как подкрались в темноте враги.

Но римлянам повезло. Совсем рядом с тем местом, куда подошли нападавшие, впритык к крепостной стене стоял храм в котором жили ее священные птицы - гуси. Несмотря на свирепствовавший среди осажденных голод, храмовые гуси оставались неприкосновенными. Они и почувствовали беду. Закричали, захлопали крыльями. Разбуженная шумом стража и подоспевшие к ней на помощь отдыхавшие воины сумели отбить нападение. С тех пор и говорят, что гуси Рим спасли.

С той поры минуло больше 1000 лет. Но о том, как гуси спасли Рим, его жители помнят. В честь этого события в Риме по сей день устраивается праздник, во время которого весь народ чествует спасителя-гуся и убивает собаку, виновную лишь своей принадлежностью к собачьему роду. Во все языки мира вошла крылатая фраза о том, как гуси спасли Рим. Говорят так, когда хотят сказать о счастливой случайности, спасшей от огромной беды.

Вот только у зоологов этот исторический факт вызывает серьезные сомнения. Ведь как бы ни была измучена собака, как бы крепко она ни спала, слух и чутье у нее работают. Обученная сторожевая собака (а именно такие содержались на службе у римлян) не могла пропустить приближение врага. Собака должна была почуять и услышать крадущихся в темноте галлов на расстоянии около 80 м. Даже если допустить максимальные значения, четвероногий сторож должен был поднять тревогу, когда враг подошел на расстояние 20-25 м. Если сомневаетесь, попробуйте незаметно подойти к незнакомой спящей собаке. И убедитесь сами.

А теперь - о способностях гусей. В качестве сторожей гуси никогда не использовались. И это не удивительно. Потому что основной «сторожевой» орган у них, как и у других птиц, - острое зрение. Ни услышать, ни почуять приближение постороннего на значительном расстоянии гуси не могут. Лишь на расстоянии в 3-4 м гуси, даже находясь за прочной стеной, каким-то образом чувствуют приближение человека и проявляют признаки встревоженности. Но это не шумное поведение, способное разбудить крепко спящих солдат, а лишь недовольное тихое гоготание. Если только угроза не приближается непосредственно.

Так как гуси спасли Рим? Ведь выходит, эта легенда откровенно противоречит законам зоологии. Но история эта наделала в свое время столько шума, что сложно допустить ложь со стороны уважаемого римского летописца. Мы можем лишь гадать, как развивались события в реальности. Возможно, гуси проснулись не от приближения врагов, а от того, что голодные стражники решили тайком от всех полакомиться священной птицей. Ну а богам было угодно, чтобы этот грех стал спасением для города. Другой вариант: собак в городе на тот момент уже просто не осталось. Ведь они-то не считались а жители голодали настолько, что в пищу уже шли кожа сандалий и щитов. И, наконец, версия третья. Пожалуй, самая надуманная. Тем не менее, возможно допустить, что Тит Ливий и вслед за ним все человечество иносказательно назвал «собаками» подкупленных предателей-стражей, а «гусями» - кого-то из воинов-галлов (кельтов), предупредивших консула Марка Манлия о нападении и предательстве. Ведь именно у них гусь испокон веков был птицей священной. Но открыто признать этот факт римлянам не позволяли ни гордость, ни тактические соображения.

Как все было на самом деле, нам уже никогда не узнать. Но за гусями навечно закрепилась слава спасителей великого на семи холмах.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...