Становление русской живописи: портрет XVIII века. Портретная живопись Ф


Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я. П. Полонский

Знаменитый немецкий теоретик искусства XVIII в. И.И. Винкельман превыше всего ставил умение художника воплотить в своем творении благородную простоту и спокойное величие. Этим умением в полной мере владели три великих мастера — Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, оставившие нам галерею лиц екатерининской и павловской России. Их портреты и сегодня являются прекрасным источником знаний о человеке той эпохи, источником не менее достоверным, чем письма, дневники или мемуары. Благодаря портрету можно составить представление о чертах характера изображенного, его вкусах, манерах и даже о неуловимых на первый взгляд порывах его души.

В произведениях этих художников ощущается стремление воплотить в красках неподдельный интерес к внутреннему миру человеческой личности, а не абстрактные пороки или добродетели. Тем самым русское искусство сделало первые, но весьма уверенные шаги по пути «человекознания». Творцы русского классического портрета, подобно Г.Р. Державину, могли сказать о себе: «Ум и сердце человечье были гением моим». Стиль многих выдающихся художников-портретистов глубоко индивидуален. У Ф.С. Рокотова (1735?— 1808) внутренний мир героя на полотне словно утаен от нескромных взоров зрителей.

Рокотов был мастером огромного дарования. Его судьба до сих пор окончательно не прояснена. Родом художник был из крепостных семьи Репниных. Окончил Академию художеств. В середине 60-х гг. XVIII в. он пишет прекрасные портреты — поэта В. И. Майкова и неизвестной из семьи Воронцовых. Самый плодотворный период жизни Рокотова связан с Москвой. Здесь в конце 60-х гг. складывается зрелый стиль художника, все более тяготеющего к реалистической передаче облика персонажей. В портретах Н.Е.Струйского, А.П.Струйской, неизвестного в треуголке, А.И.Воронцова, неизвестной в розовом платье, А. М.Обрескова, П. Ю. Квашниной-Самариной воплотилась способность мастера передавать неповторимую личность, внешность которой является лишь слабым отражением скрытого от чужих глаз богатства души. Художественная манера Ф.С. Рокотова отличается особой поэтичностью.

При этом все средства выразительности подчиняются четкому композиционному и колористическому замыслу. Славу русского искусства составляют такие его полотна, как портреты В.Е.Новосильцевой, П.Н.Ланской, Е.В.Санти, В. Н. Суровцевой. В них Рокотов утверждает национальную специфику русского классицизма, суть которой — в высоком гуманизме и глубокой психологичности при сохранении четкости выражения мысли и строгости форм. Великим мастером портрета был Д. Г.Левицкий (1735?— 1822). По некоторым данным, он родился в семье справщика (редактора) изданий Киево- Печерской лавры. Образование получил в Санкт-Петербурге, в школе Антропова.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил портретной живописи, создав целый мир образов людей России последней трети XVIII в. Первые работы, получившие известность, были написаны Д.Г.Левицким в конце 60-х гг. XVIII в. Это портреты директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, откупшика Н.А.Сеземова, профессора исторической живописи Г. И. Козловского, известного мецената А.С.Строганова. Мастер с самых ранних работ проявляет стремление выделить наиболее яркие черты своих моделей.

Большое внимание художник уделяет изображению людей незаурядных, отмеченных чертами таланта. Особенно удавались ему портреты современников, прославленных высоким умом и богатой культурой. В музее искусства и истории Женевы хранится уникальное полотно Левицкого — портрет Дени Дидро (1773—1774). Художник написал его во время приезда французского мыслителя в Россию. Тогда, в 70-е гг. XVIII в., личность и труды Дидро были необычайно популярны. Левицкий подчеркнул в облике просветителя прежде всего те черты характера, которые столь ценились современниками, — интеллект и способность к доброжелательному общению. Не менее выразительный образ российского просветителя запечатлел мастер в портрете Н. И. Новикова (ок. 1797).

На нас смотрит человек большого ума и кипучей энергии, способный влиять на свое окружение. Гармония таланта и женской красоты также привлекала художника. Шедевром живописи XVIII столетия стала известная «сюита» из семи картин «Смолянки» (1772— 1776). На полотнах Д. Г.Левицкого изящные, кокетливые юные девушки музицируют, танцуют, разыгрывают оперные сценки. Однако за этим «маскарадом» художник сумел разглядеть различие характеров и художественную одаренность. Его героини не позируют, а словно живут в картинном пространстве.

В отличие от многих парадных портретов «Смолянки» лишены декоративной атрибутики. Ясная, четкая композиция каждого полотна подчеркивает поэтичность образов, находящихся в полной гармонии с миром возвышенных муз. Будучи близок к известному петербургскому литературно-музыкальному кружку Н.А.Львова, Д. Г.Левицкий имел прекрасную возможность наблюдать за жизнью людей искусства. Многих из них он изображал по нескольку раз. Своего друга архитектора, поэта, фольклориста Н.А.Львова художник писал дважды. И в первом портрете, и в миниатюре более позднего времени Левицкий запечатлел сложный и привлекательный образ умного, обаятельного, утонченного человека, чьи знания «в науках и художествах» чрезвычайно ценились в столичных кругах. Жену Львова М.А.Дьякову художник тоже рисовал два раза — в 1778 и в 1781 гг. На первом полотне очаровательная девушка с по-детски припухлыми губами. Правда, обаяние юности не заслоняет ее главных достоинств — самостоятельности и уверенности в себе. Более сложен образ на втором полотне: в нем выявлены духовное богатство и талант образованной женщины.

Развивая приемы парадного классицистского портрета, Д.Г.Левицкий в каждую свою работу вносил «изюминку», достойно отражающую его индивидуальную манеру. Например, в портрете П.А.Демидова (1773) он совместил серьезную торжественность с элементами быта, сочетание которых выдают чуть ироничное отношение мастера к натуре. Демидов изображен в горделивой позе на фоне колонн и драпировок, но в халате, домашних туфлях и с лейкой в руках (он был большим любителем цветов). Выражение лица говорит о человеке тонком, много повидавшем, знающем себе цену и избалованном. Точные характеристики получают и другие герои Д. Г.Левицкого — П. Н. Голицын, П.Ф.Воронцов, А.С.Бакунина. Он раскрывает «секреты» внутреннего содержания легкомысленного А.Д.Ланского, излишне серьезного директора Придворной певческой капеллы М.Ф.Полторацкого, любезного и мудрого приближенного Екатерины II А. В. Храповицкого. Сын своего времени, Д.Г.Левицкий не миновал обаяния образа идеальной просвещенной монархини. Именно такой предстает на его парадном портрете Екатерина II — законодательница (1783).

Императрице пятьдесят четыре года, но художник изобразил ее моложавой и стройной. Портрет понравился государыне. Г.Р.Державин описал его в оде «Видение Мурзы». На рубеже веков Д.Г.Левицкий лишился зрения: до конца своих дней он уже не работал. Третий мастер из плеяды гениев русского классицистского портрета — В.Л. Боровиковский (1757— 1825) пришел в светскую живопись после иконо- писания. Еще молодым человеком он был «открыт» поэтом В. В. Капнистом, который обратил внимание на даровитого юношу, расписывающего церкви на Полтавщине. Капнист привез художника в Санкт-Петербург и ввел в дом Н.А.Львова, оказавшего ему протекцию. Боровиковскому было доверено расписать иконостасы в храмах, построенных по проектам Львова в Торжке и в имении Никольское-Черенчицы.

Вскоре Боровиковский становится признанным живописцем. Его портреты пленяют благородством и гармонией линий. Ему охотно позировали люди «Львовского круга» — Г.Р.Державин, В.В.Капнист, первая жена Державина Екатерина Яковлева. Влияние просветителя Н.А.Львова сказалось в работах В.Л. Боровиковского, изображающих людей «из народа». Таковы совместный портрет двух горничных Львова, любимых всеми за веселый нрав и певческий талант («Лизынька и Дашинька»; 1794), и портрет торжковской крестьянки Христинии (ок. 1795) — одно из немногих «крестьянских» изображений в русской живописи XVIII в. Нежный, словно смягченный колорит полотен Боровиковского позволяет причислить художника к провозвестникам романтического искусства. Ряд его портретов созвучен сентиментальным «российским песням», чувствительной поэзии В.В.Капниста и И.И.Дмитриева.

Одним из лучших произведений Боровиковского по праву считается портрет М. И.Лопухиной (1797). В нем ярко отразилось стремление мастера выйти за строгие рамки классинистской нормативности. Художник изобразил свою героиню в несколько «опрощенном», но вместе с тем глубоко поэтическом облике. Главная забота мастера — понять душевный настрой прекрасной жен- шины. Ему удалось уловить состояние тихой мечтательности и задумчивости и тем самым открыть совершенно новую для’ русской живописи сентиментальную тему. Еще большей жизненной непосредственности и интимного лиризма добивается художник в работе над портретом сестер Гагариных, увлеченных пением и музыкой. В начале XIX в. В.Л. Боровиковский пишет портрет А. И. Безбородко с дочерьми, где воплощает идею чувствительной семейной привязанности сентиментального типа.

В портрете выразительны не только лица, но и сплетенные руки, пальцы, перебирающие цепочку медальона, жест матери, нежно привлекшей к себе дочерей. Итак, в эпоху Просвещения русское изобразительное искусство отразило сложную жизнь человека с его взглядами на мир, иллюзиями, нравственными позициями. Неповторимые образы современников, воплощенных в клас- сицистских стройных образах, свидетельствуют не только об освоении европейских светских жанров. Важнее всего, что в живописи и скульптуре рождается национальное начало нового искусства, в котором, так же как в древности, пестуются идеалы единства высокой нравственности и красоты, сохраняя тем самым нить непрерывного культурного развития России. В этом процессе важнейшую роль играла и музыка.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с


8
Русская живопись второй половины XVIII века
XVIII век в России - это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы - Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников - Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.
В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.
Первой и наиболее крупной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых "Владимир и Рогнеда" на сюжет русской истории и "Прощание Гектора с Андромахой на тему "Илиады" Гомера. Обе картины сегодня кажутся во многом архаичными, но в свое время они пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) - выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова - показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастером женского портрета. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка. Его кисти принадлежат портреты Н.Е. и А.П. Струйских (1772, ГТГ), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х, ГТГ), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг. ГТГ).
Во второй половине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов.
Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал такие картины, как "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794, ГТГ) и "Портрет Д.А. Державиной" (181З, ГТГ), как отечественный вариант английского "портрета - прогулки". Сентиментализмом проникнуты женские образы художника - портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ). В композиции полотен большую роль художник отводил пейзажу.
На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование.
Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.
Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, был известнейшим на Украине гравером, "справщиком" типографии Киево-Печерской Лавры. Просвещенный человек, поэт-любитель, он получил художественное образование на Западе. По семейной традиции, окончив семинарию и Киевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорических программ для богословских диспутов. Его обучению "искусствам" суждено было продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся по проекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл Алексей Петрович Антропов. Оба Левицких были у него "на подхвате". Оценив их старания, Антропов рекомендовал старшего на должность храмового ревизора - изымать иконы "неискусной резьбы", а младшего в 1758 году пригласил к себе в ученики.
Антропов был портретист - тому и учил. У Левицкого появились первые заказы: ремесло не только доставляло удовольствие, но еще и обещало кормить, а это было важно, поскольку в семье подрастала дочь. Впоследствии Левицкий станет самым "модным" художником - он будет буквально завален частными заказами. Уже по собственной инициативе, для "шлифовки стиля", он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев - Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в 1770 году пришел настоящий успех - за "Портрет А.Ф. Кокоринова" (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.
Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей.
Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-к и т.д.................
Комплектация: 20 слайдов, методическое пособие

Слайд-комплект рассказывает о творчестве первых русских портретистов Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Изображения портретов А.П. Струйской, Хрущевой и Хованской, П.А. Демидова, М.И. Лопухиной, Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке и другие несут объективные и точные психологические характеристики, выражают передовые воззрения на личность, ее человеческую и общественную ценность.

Изобразительный ряд пособия включает следующие слайды

Нажмите на картинку для увеличения

1. Ф. Рокотов. Портрет князя Григория Волконского. 1780
2. Ф. Рокотов. Портрет Варвары Суровцевой. 1780
3. Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е
4. Ф. Рокотов. Портрет графини Елизаветы Санти. 1785
5. Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772
6. Ф. Рокотов. Портрет обнаженной девочки. 1780-е
7. Д. Левицкий. Портрет Хрущевой и Хованской. 1773
8. Д. Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776
9. Д. Левицкий. Александр Кокоринов, директор и первый ректор Академии художеств. 1769
10. Д. Левицкий. Портрет княгини Прасковьи Репниной. 1781
11. Д. Левицкий. Портрет адъютанта императрицы Александра Ланского. 1782
12. Д. Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. 1773
13. Д. Левицкий. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778
14. В. Боровиковский. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802
15. В. Боровиковский. Портрет Екатерины Арсеньевой. 1790
16. В. Боровиковский. Портрет Скобеевой. 1790
17. В. Боровиковский. Портрет Генерал-майора Федора Боровского. 1799
18. В. Боровиковский. Графиня Анна Безбородко с дочерьми Любой и Клеопатрой 1803
19. В. Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной
20. В. Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794

Ф.С. Рокотов (1732 ил 1735/6-1808) – выдающийся портретист XVIII столетия. Начало 60-х гг. – учеба в Академии художеств. 1765 г. – присвоение звания академика. Новаторский характер творчества Рокотова (портреты великого князя Павла Петровича в детстве и юности, А.Г. Бобринского в детстве, поэта В.И. Майкова и др.). Московский период (портреты четы Струйских, «Неизвестного в треуголке», А.И. Воронцова, «Неизвестной в розовом платье» и др.). Поэтическая одухотворенность в портретах Рокотова 80-х гг. (портреты В.Е. Новосильцевой, П.Н. Ланской, Е.В. Санти и др.).

Черты рококо и классицизма в его творчестве.

Великий мастер русской портретной живописи Д.Г. Левицкий (1735-1822) – создатель образов представителей разных слоев русского общества 70-80-х годов XVIII века. Руководство портретным классом Академии художеств (1771-1787).

Портреты 60-х годов. Наиболее известный портрет того времени – портрет А.Ф. Кокоринова.

«Смолянки» - знаменитая сюита из семи портретов (Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой, Е.И. Нелидовой, Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской, А.П. Левшиной, Н.С. Борщевой, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой, 1770-е гг.).

Портреты передовых людей XVIII века – Дени Дидро, П.А. Демидова, Н.А. Львова.

Женские портреты 80-х годов – княжны П.Н. Репниной, Е.А. Воронцовой, Н.Я. Левицкой, А.Д. Левицкой.

Мужские портреты 80-х годов – М.Ф. Полторацкого, А.В. Храповницкого, А.Д. Ланского.

Создание парадных портретов императрицы. «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини правосудия». Программа этого портрета.

Портреты 90-х годов – В.И. Митрофанова и М.А, Митрофановой; И.И, Гауфа.

Черты классицизма в творчестве Левицкого.

Виднейший представитель нового этапа развития портретной живописи В.Л. Боровиковский (1757-1825).

Ранние работы мастера (портреты о.Ф. Филипповой, Екатерины II).

Лиричность женских портретов. Портрет М.И. Лопухиной. Роль аксессуаров в раскрытии образа личности мужского портрета (портреты Г.Р. Державина, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского).

Работа над парадными портретами – Павла I, князя А.Б. Куракина, принца персидской династии Каджаров Муртазы Кули-хана.

Передача дружбы и крепости семейных отношений в групповых портретах. Портреты Лизыньки и Дашеньки, сестер А.Г. и И.Г. Гагариных.

Черты классицизма и сентиментализма в творчестве Боровиковского.

Участие Боровиковского в начале XIX века в работе над иконостасом Казанского собора.

Другие российские портретисты второй половины XVIII века. П.С. Дрождин (1745 (?) - 1805).Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены. Портрет императрицы Марии Федоровны.

Л.С. Миропольский (1744/5-1819). Предположительно, является учеником Д.Г. Левицкого. Портрет адьюнкт-ректора Академии художеств Г.И. Козлова.

С.С. Щукин (1762-1828) – портретист. С 1788 г. преподавал в классе портретной живописи Академии художеств. Значение портретов Павла I работы Щукина для раскрытия личности русского императора.

В.Я. Родчев (1768-1803). Исторический живописец и портретист. Преподавал рисунок в классе исторической живописи. Тщательность проработки образа портретируемого.

С. Погодин . Портрет гравера и миниатюриста Г.И. Скородумова.

М.И. Бельский (1753 (?) – 1794 (?)). Портрет учителя истории и географии Бодуэна с двумя воспитанниками Академии художеств первого и третьего возраста.

Н.И. Аргунов (1771 – не ранее 1829). Портретист, миниатюрист, декоратор. Крепостной графа Н.П. Шереметева. Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, Н.П. Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Иностранные портретисты . И.-Б. Лампи Старший (1751-1830) – австрийский живописец. Портреты императрицы Екатерины II и ее фаворитов.

В. Эриксен (1722-1782) – датский живописец. Портреты императрицы Екатерины II. «Столетняя царскосельская обывательница с семьей».

Ж.-Л. Вуаль (1744 – не ранее 1806) – французский живописец. Портреты членов императорской семьи (великого князя Павла Петровича, великого князя Александра Павловича, императрицы Марии Федоровны). Портрет И.П. Елагина.

А. Рослин (1718-1793) – шведский живописец. Писал портреты членов императорской семьи и высшей знати.

Бытовой жанр в русской живописи

Второй половины XVIII века

Интерес к человеческой личности, к быту разных слоев населения России.

Российские живописцы И. Фирсов (ок. 1730 – не ранее 1785). «Юный живописец». Влияние на это произведение французской школы живописи. М. Шибанов (? – не ранее 1789). «Крестьянский обед», «Сговор».

Иностранные живописцы , обратившиеся к бытовому жанру. И.-Я. Меттенлейтер (1750-1825) – немецкий живописец. «Деревенский обед», «Крестьяне и торговец пирогами».

Пейзаж в русском изобразительном искусстве

Второй половины XVIII века

Пейзаж в русской живописи второй половины XVIII века.

С.Ф. Щедрин (1745-1804) – основоположник русской пейзажной живописи. С 1776 – руководитель класса пейзажной живописи, с 1799 г. руководитель гравировальным ландшафтным классом Академии художеств.

Работы художника: «Полдень. (Вид в окрестностях озера Неми)», «Пейзаж с коровой», «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» и др.

Ф.Я. Алексеев (1753/4-1824) – один из основоположников русского городского пейзажа. Учеба в российской Академии художеств, в венецианской Академии художеств. С1803 г. преподавал в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Итальянские виды в творчестве художника. «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». Копии работ А. Каналя и Б. Белотто.

Российские виды в творчестве художника. Петербургские: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Московские: «Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста».

Восточные виды в творчестве художника. «Вид города Бахчисарая».

М.М. Иванов (1748-1823) – пейзажист и баталист. С 1800 г. руководил классом батальной живописи, с 1804 г. – классом ландшафтной живописи.

Отчетные пенсионерские работы. Парные картины «Доение коровы» и «Пастух и пастушка, возвращающиеся с паствы».

Служба в штате наместника южных губерний России князя Г.ИА. Потемкина. Картины, созданные художником во время поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении. «Вид Эчмиадзина в Армении» и др.

Роль пейзажной живописи в батальных работах мастера – «Штурм Измаила», «Штурм Очакова».

Ф.М. Матвеев (1758-1826). Героический пейзаж в стиле классицизма в произведениях Матвеева. «Вид города Тиволи близ Рима», «Пейзаж с фигурами в античных одеждах».

Скульптура второй половины XVIII века.

Творчество Ф.И. Шубина

Подъем национальной школы скульптуры.

Роль античного наследия в работах русских скульпторов второй половины XVIII века . Тематика и художественный язык, характерный для классицизма.

М.И. Козловский (1753-1802). Современники в образе античных богов. Статуя Екатерины II в образе Минервы, Екатерина II в образе Фемиды. А.В. Суворов в образе Геркулеса («Геркулес на коне») и Марса (памятник А.В. Суворову). Мифологические, литературные и исторические герои античности в творчестве скульптура: «Аполлон», «Спящий Амур», «Амур со стрелой», «Гименей» «Нарцисс» («Мальчик, пьющий воду»); терракоты по мотивам «Илиады»; «Бдение Александра Македонского».

Ф.Ф. Щедрин (1751-1825). «Марсий», «Спящий Эндимион», «Суд Париса», «Венера», «Диана».

Ф.Г. Гордеев (1744-1810). «Прометей».

Монументальная скульптура . Гражданственные идеи и высокая образность скульптурных монументов второй половины XVIII века.

Э.-М. Фальконе . Памятник Петру I. (Помощь ученицы скульптора – М.-А. Калло в решение портрета императора). М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову.

Вторая половина XVIII века – период расцвета основных жанров скульптуры.

Мемориальная скульптура . Художественное надгробие и мемориальная тема в русском искусстве. И.П. Мартос (1754-1835). Эволюция от «многоречивости» ранних надгробий к простоте и лаконичности художественного языка классицизма. Надгробие государственного деятеля, дипломата графа Н.И. Панина, надгробие княгине Е.С. Куракиной, надгробие княгине Е.И. Гагариной. Использование опыта, полученного при их создании, в монументе гражданину Минину и князю Пожарскому.

Декоративная скульптура . Декоративная скульптура Петергофа. Ф.Г. Гордеев. Барельефы Большого Петергофского дворца и скульптуры для каскадов. Ф.Ф. Щедрин . Участие в создании скульптурного комплекса петергофских фонтанов («Нева»). И.П. Прокофьев (1758-1828). Его работы для петергофских фонтанов – «Пастушок Акид», «Волхов», «Тритоны».

Портрет . Творчество скульптора-портретиста Ф.И. Шубина (1740-1805). Учеба в Академии художеств и пенсионерство (рельефный портрет И.И. Шувалова и бюст Ф.Н. Голицына). Цикл исторических портретов – пятьдесят восемь овальных мраморных рельефов для Чесменского дворца.

Портретирование с натуры – основная линия творчества скульптора. Бюсты – вице-канцлера князя А.М. Голицына, генерал-аншефа светлейшего князя Г.Г. Орлова, генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского, министра народного просвещения П.В. Завадовского, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала князя Н.В. Репнина, генерала от инфантерии П.А. Зубова, адмирала В.Я. Чичагова, статс-секретаря и обер-гофмейстера графа А.А. Безбородко.

Работа по памяти. Портрет великого земляка – М.В. Ломоносова.

Портреты и статуи императоров российских. Многочисленные портреты Екатерины II. Статуя «Екатерина II – законодательница». Близость этой работы к живописному портрету Левицкого и программе, созданной для этого произведения архитектором Львовым. Бескомпромиссность портретов Павла I.

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать

А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

А.П.Антропов и его картины

Автопортрет А.П.Антропов

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ живописца Антропова портреты:

  • Измайлова;
  • А.И. и П.А. Количевых;
  • Елизаветы Петровны;
  • Петра І;
  • Екатерины ІІ в профиль;
  • атамана Ф.Краснощекова;
  • портрет кн. Трубецкой

И.П.Аргунов — художник портретист 18 века

И.П.Аргунов «Автопортрет»

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

И.П.Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянском костюме»

Самыми значимыми в его творчестве были изображения:

  • Екатерины Алексеевны;
  • П.Б. Шереметева в детстве;
  • четы Шереметевых;
  • Екатерины ІІ;
  • Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской;
  • неизвестной в крестьянском костюме.

Ф.С.Рокотов — художник и картины

Новая фаза развития этого искусства связана с именем русского художника-портретиста — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Ф.Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ — портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца.

Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на ¾, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип полотна, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»).

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;
  • Неизвестной в розовом;
  • В.Е. Новосильцевой;
  • П.Н. Ланской;
  • Суровцевой;
  • А.И. и И.И. Воронцовых;
  • Екатерины ІІ.

Д.Г.Левицкий

Д.Г.Левицкий Автопортрет

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы: портрет А.Ф. Кокоринова, цикл портретов «Смолянки», портреты Дьяковой и Маркеровского, портрет Агаши. Многие работы Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами.

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф.Кокоринова»

Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров XVIII века. Самые известные его работы — произведения:

  • Е. И. Нелидовой
  • М. А. Львовой
  • Н. И. Новикова
  • А. В. Храповицкого
  • четы Митрофановых
  • Бакуниной

В.Л.Боровиковский — мастер сентиментального портрета

Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность отечественного мастера этого жанра В.Б. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета . Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские изображения обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что-то, держа в руках цветы или фрукты.

В.Л.Боровиковский «Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена»

Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени. Перу художника принадлежат портреты:

  • В.А. Жуковского;
  • «Лизанька и Дашенька»;
  • Г.Р. Державина;
  • Павла I;
  • А.Б. Куракина;
  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами.

Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...