Театр в виртуальной реальности: как устроен спектакль «Клетка с попугаями. Максим Диденко представил VR-спектакль «Клетка с попугаями


Что такое VR?

Технология VR (англ. virtual reality - «виртуальная реальность») позволяет погрузить человека в искусственно сконструированный мир. Надеваете наушники, специальные очки или шлем виртуальной реальности — и обнаруживаете себя в альтернативной вселенной. Если вы когда-нибудь играли в Counter-Strike или другую компьютерную игру от первого лица, то почувствуете сходство: здесь также можно придется крутить головой во все стороны. Но в отличие от компьютерного экрана, очки создают ощущение полной иллюзии реальности, отключают вас от восприятия настоящего мира.

Совсем иное дело в дополненной реальности — AR (англ. augmented reality), которую часто путают с виртуальной. Здесь реальный мир никуда не девается, но в него встраиваются цифровые предметы, которые видно на экране смартфона.

Это новый тренд?

Да, и не просто тренд. Футурологи обещают, что VR/AR произведут революцию в способе общения с компьютером. Настоящий бум новых технологий ожидается ближайшей осенью с выходом iPhone 8 - его операционная система iOS 11 должна сделать дополненную реальность частью повседневной жизни. Впрочем, уже сейчас некоторые продавцы недвижимости с помощью виртуальной реальности показывают клиентам их будущие, но еще не построенные квартиры, а Sephora предлагает «примерить» макияж с помощью веб-камеры.

Искусство не отстает от бизнеса: на Каннском фестивале этого года оскароносный режиссер «Бердмена» и «Выжившего» Алехандро Гонсалес Иньярриту представил VR- фильм «Плоть и песок», в котором зритель оказывается в шкуре мексиканского беженца, пытающегося пересечь границу США. Там же в Каннах показали и российские опыты виртуальной реальности — фильмы учеников Московской школы нового кино. До Максима Диденко среди отечественных театральных режиссеров в VR уже отметился Юрий Квятковский, снявший для Сбербанка историю о том, как в один день 1916 года в одной сберкассе встречаются Станиславский, Шаляпин, Ахматова и Маяковский.

Так это фильм или спектакль?

В традиционном понимании — это, конечно, скорее фильм, ведь прямого контакта с актерами нет. И все же новый жанр к театру очень близок. В первую очередь, из-за эффекта присутствия, когда зритель оказывается внутри действия. Кроме того, если в кино нашим взглядом манипулируют оператор и монтажер, то в театре зритель сам решает, на что обратить свое внимание: на актеров, на декорации или на соседа. Та же свобода вам предоставлена и в VR-постановке: можете хоть весь спектакль игнорировать персонажей и разглядывать небо над головой. В более сложных постановках зрителей даже не ограничивают статичной позицией в кресле, а позволяют перемещаться по виртуальному миру — что уже близко к популярным сейчас .

«Клетка с попугаями» — это о чем?

Драматург Гоголь-центра Валерий Печейкин вдохновился планами Илона Маска о полете на Марс и сочинил небольшую антиутопию о том, как герой провалил последнее испытание перед отправкой на красную планету. Ему дали клетку с попугаями, а он, услышав крик птенца, лишь набросил на клетку ткань. Равнодушие оказывается непростительной чертой для человека будущего. Несмотря на 8-минутный формат, Печейкину и Диденко удается рассказать полноценную сюжетную историю с развитием, характерами и даже впечатляющей сменой декораций. При этом вы как зритель не просто оказываетесь в гуще событий, но становитесь центром истории. Ведь это вы не помогли попугаям, и именно вас обвиняет взвинченный человек в белом в исполнении Риналя Мухаметова. Оправдаться вы никак не сможете: вам ввели особый препарат и лишили голоса, так что остается только в страхе ожидать развязки. А она будет весьма жестокой, хотя и красивой в то же время.

Спектакль будут показывать на Площади Сити до конца сентября, а при благоприятной погоде, возможно, и дольше.

Что еще можно посмотреть?

Пока мода на виртуальные постановки только зарождается, но, например, уже в конце сентября в Тюмени представят спектакль «В поисках автора» — опыт совмещения спектакля традиционной формы и VR-технологий, в котором в виртуальной реальности сделана часть эпизодов. Что до столицы, то в Театре на Таганке недавно объявили, что запускают функцию VR-билетов и теперь можно будет смотреть спектакли, сидя дома в виртуальных очках.

5 июля в Москва-Сити состоится премьера нового проекта Максима Диденко «Клетка с попугаями». Это постановка в формате виртуальной реальности, в основе которой — история человека, которому предстоит пройти последнее испытание перед полетом на Марс.

Интерес к видео 360 градусов у Максима Диденко появился давно. «Все началось с «Черного русского» — для этого спектакля мы сделали проекцию 360 градусов, которая шла фоном параллельно с основным действом. Мне тогда стало интересно, как кино может существовать в театральной системе координат. Потом я поставил в Праге спектакль по «Процессу» Франца Кафки (The Trial. — Esquire), в котором тоже была проекция 360 градусов, а актеры ходили по сцене с камерами в руках и снимали друг друга. Получился такой киноспетакль. А потом Светлана Доля предложила мне сделать для Сити такую историю-аттракцион, и я согласился», — рассказал Esquire режиссер.

Сценарий написал драматург Валерий Печейкин, который вдохновился проектом экспедиции Илона Маска на Марс и придумал историю о человеке, который готовится к путешествию на красную планету.

«Конечно, это больше кино, чем театр. Но в нашей новой постановке есть элементы и от первого, и от второго. В кино вашим взглядом управляют режиссер и оператор, они решают, на что вы будете смотреть, и в этом смысле это более тоталитарное искусство. В театре выбираете вы — особенно, если это многофигурная постановка. Конечно, вашим вниманием пытаются манипулировать, но у вас есть какой-то выбор. А в случае с «Клеткой с попугаями» — получилось кино, в котором вы можете выбрать, на что будете смотреть», — поделился Диденко.

Режиссер считает, что использование технологии 360 градусов в кино имеет большую перспективу: «Мне кажется, это окно в будущее. Будущее того, каким будет кино и каким будет театр. Надо просто экспериментировать».


Главного героя сыграл актер «Гоголь-центра» Риналь Мухаметов («Оптимисты»), остальные роли исполнили актеры Мастерской Дмитрия Брусникина: Марина Васильева («Как меня зовут», «Нелюбовь»), Василий Буткевич («Хороший мальчик», «Тряпичный союз»), Игорь Титов, Юрий Межевич, Яна Енжаева, Гладстон Махиб. Композитором выступил постоянный соавтор режиссера — Иван Кушнир («Конармия», «Цирк», «Хармс. Мыр», «Черный русский» и др.), художником по костюмам — дизайнер Анна Чистова, («Зоология», «Духless 2», «Про любовь»). «Клетка с попугаями» была снята кинокомпаниями «Друг друга» и Life Is Short, известными по таким фильмам, как «Тряпичный союз» и «Как меня зовут».

Показы VR-постановки будут идти ежедневно на площади Сити с июня по конец октября 2017 года. Стоимость билета — от 450 рублей.

Для полного погружения в мир виртуальной реальности на площади установили специальный зеркальный куб, благодаря которому зрители - участники постановки с максимальной точностью смогут оказаться на месте героя спектакля — в прямом и переносном смысле. В первые секунды просмотра кажется, что в окружающем мире ничего не изменилось — за исключением, может быть, времени суток и появления роскошного желтого автомобиля. Перед глазами по-прежнему Площадь Сити, вокруг все те же небоскребы.

Ничего нереального и фантастического — до того момента, пока не захочется посмотреть на небо, по которому прямо на зрителя надвигается переливающийся всеми оттенками красного планета Марс.

Зрелище само по себе завораживающее, однако происходящее справа и слева заставляет отвлечься от планеты, висящей прямо над головой. Желание скорее посмотреть каждый уголок этой реальности сопровождает на протяжении всей постановки, отчего виртуальные глаза прямо-таки разбегаются.

Замысел VR-спектакля реализовали две молодые, но заметные театральных фигуры, находящиеся сейчас в центре внимания: пьесу написал Валерий Печейкин, штатный драматург «Гоголь-центра» (среди прочего, написавший переложения «Метаморфоз» Овидия и Шекспира для «Сна в летнюю ночь»), а поставил ее режиссер Максим Диденко, сделавший «Конармию» в Центре Мейерхольда, «Пастернака» в «Гоголь-центре», а также «Идиота» и «Цирк» в Театре Наций.

Герой — космонавт, потенциальный покоритель просторов Марса. В ходе действия мы узнаем, что перед полетом ему было положено последнее испытание — попугаи в клетке: уделит ли он им внимание, когда оно потребуется. О том, насколько неравнодушен к судьбе птиц оказался персонаж, будет судить человек в белоснежном костюме, своим видом напоминающий то ли доктора, то ли ученого. Ему помогает блондинка в белом халате и модных туфлях. Разговаривают эти персонажи с героем сурово, смотря прямо в его, то есть наши с вами глаза.

Судить его будут тоже строго. В спектакле мы застаем героя на больничной каталке, у которой доктор и его помощница ждут ответа на вопрос —

почему он так и не подошел к клетке с попугаями, когда оттуда доносился птичий крик.

Ясно, что последнюю проверку перед отлетом герой провалил. Как и девушка, лежащая по соседству с ним, также связанная и пытающаяся освободиться — до тех пор, пока ее не успокаивают электрошоком и не увозят в железном контейнере. Происходящее пугает, монолог доктора, обращенный к герою, заставляет нервничать все больше, но именно в этом монологе и лежит ключ к понимаю, почему подойти к клетке с попугаями было так важно для будущего жителя Марса.

Главный герой спектакля, он же человек в белом, —

актер Риналь Мухаметов, игравший ранее в постановках Диденко в «Гоголь-центре», а также в фильме «Притяжение» и сериале «Оптимисты».

Роль его помощников исполнили актеры Мастерской Дмитрия Брусникина — Марина Васильева, известная по таким кинокартинам, как «Нелюбовь», «Как меня зовут», и актер Василий Буткевич, игравший в фильмах «Хороший мальчик» и «Тряпичный союз».

«Когда мы прочитали пьесу в первый раз, даже испугались: в пьесе много жестокости, неоднозначных действий, — рассказывает театральный продюсер Светлана Доля, — но через какое-то время мы поняли, что в ней содержится фундаментально важная для нашего времени и страны идея о том, что самое главное, чем должен обладать человек будущего, это не сила, и не ум и даже не здоровье. Для того чтобы полететь на Марс и начать покорять новые земли, человек в первую очередь должен остаться человеком. Внутренняя эмпатия к окружающим — это самое главное, что должно остаться у людей будущего».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...