В группу риска таких патологий. Работодателей разделили по категориям риска


При выписке ребенка из родильного дома, неонатолог должен провести комплексную оценку его здоровья и определить группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют три основных группы здоровья :

I группа здоровья (15 – 20% всех новорожденных)− здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, с нормальным течением беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8−9 баллов, не болевших в роддоме или имевшие пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья;

II группа здоровья (70 – 80% всех новорожденных) − практически здоровые дети, но имеющие 1 или более фактора риска возникновения какого-либо заболевания (поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска, II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа здоровья IIA (минимальный риск развития патологических состояний) − практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с минимальной степенью риска возникновения патологических процессов в позднем неонатальном периоде, это:

  • дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
  • дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
  • недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
  • дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа здоровья IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) − практически здоровые младенцы, но имеющие несколько групп риска, а также перенесшие заболевания в раннем неонатальном периоде, завершившиеся выздоровлением к моменту выписки из роддома.

К ним относятся:

  • новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
  • недоношенные II – IV степеней;
  • переношенные новорожденные;
  • дети с задержкой внутриутробного развития;
  • новорожденные с признаками выраженной морфо-функциональной незрелости;
  • новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию;

III группа здоровья (0 − 15% всех новорожденных) − больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхо-легочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.) в фазе компенсации.

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7 – 10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети, группы здоровья IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а IIБ группы здоровья − 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1-м месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3 месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Группы риска среди новорожденных детей

1. Группа – новорожденные с риском развития патологии ЦНС

2. Группа – новорожденные с риском внутриутробного инфицирования

3.Группа – новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

4. Группа – новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем

5. Группа – новорожденные из группы социального риска

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— внутриутробное инфицирование,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— тимомегалия,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

— вираж туберкулиновых проб

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Больницы встречаются чаще всех в списках организаций значительного риска!

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Данные ранжированы по регионам. Предлагаем нашим читателем ознакомиться с этими актуальными данными по ссылкам ниже:

Поиск нужного региона не совсем удобен, т.к. не все их названия расположены в алфавитном порядке. Информация представлена в табличном виде в Excel-формате. Указаны полное наименование организации, ИНН, ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

Размещение данного рода информации в сети Интернет регламентируется Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 16.02.2017 ) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» .

Если работодателя нет в обоих перечнях, то категория риска его деятельности не выше средней. Подробнее об этом можно узнать в Роструде, подав официальный запрос. Инспекция обязана дать ответ не позднее 15 рабочих дней с даты поступления запроса.

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Показатель потенциального риска рассчитывается по методике из Приложения к вышеуказанному Постановлению. Он зависит от отраслевых показателей потенциального вреда, среднесписочной численности работников организации, данных о результатах проверок и сведений о травматизме за 3 года предшествующих текущему, а также от сведений о задолженностях по заработной плате за предшествующий год. Добавим, что если за 3 года имелся хотя бы один смертельный несчастный случай на производстве - автоматически присваивается высокая категория риска.

Данная мера не так оптимистична, как кажется. С одной стороны для предприятий с категорией риска не выше средней наступил благостный период проверок раз в 5 лет и реже. Однако, раньше предстоящая проверка раз в 3 года держала работодателя в тонусе. Теперь же накал страстей заметно снизится. А это в первую очередь скажется на попустительстве в области соблюдения требований охраны труда на предприятиях.

Судя по расчетному периоду показателей для определения потенциального риска, обновление категории риска предприятия будет осуществляться раз в 3 года. Впрочем, от внеплановых проверок в этот период работодатель, как и прежде, не застрахован.

Отдельно стоит отметить, что внушительную долю всех организаций, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, составляют больницы. И это явно не является нормой. Либо методика отнесения организаций к этой категории несовершенна, либо нужно что-то срочно менять в охране труда отечественного здравоохранения.

При посещении поликлиники в первый раз у новорожденного в карте может появиться не только указание группы здоровья, но и риска. Родители должны внимательно разобраться в данных понятиях и определить отличительные черты между ними.

Группы риска новорожденных существуют с целью привлечения внимания к болезням, которые могут развиться при росте малыша. Они необходимы для того, чтобы педиатр обращал внимание на симптомы конкретного заболевания и принимал все профилактические меры. В таком случае удастся предупредить прогрессирование. В процессе анализа ребенка может быть выявлена конкретная патология.

Во время вынашивания плода будущая мамочка должна два раза прийти на прием к педиатру:

  • процесс оформления учета в женской консультации;
  • в период с 30 по 32 неделю беременности.

Осмотр и оценка состояния новорожденного

В процессе приема врач должен собрать всю информацию о процессе беременности женщины. Дополнительно уточняются данные о наличии некоторых заболеваний у членов семьи, условия проживания, наличие вредных привычек. Анализу подвергаются также хронические болезни мамочки и близких родственников.

На второй встрече необходимо провести все необходимые анализы, которые позволят выявить отклонения. Они могли проявиться в первой половине срока. В результате для будущего малыша формируется группа риска. На данном приеме также прогнозируется возможность лактации.

У новорожденных может быть диагностирована одна из следующих групп риска:

  • заболевания центральной нервной системы;
  • инфицирование плода в период внутриутробного созревания;
  • нарушения трофической и эндокринопатической системы;
  • пороки в развитии внутренних органов, которые будут диагностированы при рождении;
  • социально неблагополучные семьи.

Окончательный вывод сможет сделать специалист только после получения всех данных от будущей матери

Группы здоровья и риска: основные отличия

Только на первый взгляд может показаться, что эти два понятия аналогичны. Однако в дальнейшем под понятиями понимают совершенно разные вещи. Группа здоровья оценивает состояние малыша на сегодняшний день. Второе понятие предполагает анализ возможностей развития тех или иных патологий у младенца. При этом врачом внимательно анализируются негативные внешние факторы.

Степень риска определяется в зависимости от склонности малыша в будущем приобрести определенную патологию. Впервые такая классификация появилась еще в 90-х годах, однако до сих пор не утратила своей актуальности. В зависимости от категории риска определяется периодичность посещения поликлиники или необходимость госпитализации.

Если кроха предрасположен к негативному процессу в организме, то главная задача врачей и родителей – сделать все для предотвращения негативного процесса.

Новорожденный с риском развития патологии ЦНС

  • Мамочка находится в возрасте до 16 или старше сорока лет.
  • Во время беременности присутствовали вредные привычки.
  • Работа на вредном производстве.
  • Длительное бесплодие или выкидыши.
  • У матери ранее диагностировались серьезные патологии. К ним следует отнести заболевания почек, сахарный диабет и другие.
  • Наличие у матери инфекционных болезней, которые могли передаться малышу внутри утробы.
  • Беременность протекала с серьезными патологиями: токсикоз, угроза прерывания, выкидыш и другие.

Для предотвращения развития серьезных патологий женщина должна регулярно проходить осмотры и сдавать все необходимые анализы. После появления малыша на свет до трех месяцев его развития необходимо будет проводить регулярные неврологические осмотры. При этом анализу подвергается поза малыша, ответ в виде рефлексов, сосание, рвота и другие. В качестве дополнительной профилактической меры необходимо сделать прививки. Если патологии не будут диагностированы до года, то ребенка необходимо будет снять с учета в поликлинике.


Неонатолог делает вывод о состоянии ребенка

Риск инфекционного заболевания внутриутробного

К данной группе следует отнести следующих новорожденных детей:

  • У матери ранее были диагностированы экстраненитальные заболевания.
  • Во время вынашивания плода было выявлено воспаление гинекологических органов.
  • Сложные роды, которые проходили с патологиями.
  • В первом триместре беременности женщина переболела краснухой, токсоплазмозом или другими опасными заболеваниями. К данной группе также относят ОРВИ и болезни, которые вызываются различными вредными бактериями.
  • В организме женщины присутствуют гнойные воспаления.
  • Диагностированный мастит.
  • У одного из членов семьи есть инфекционного заболевание.

Для предупреждения развития патологий необходимо регулярно проходить медицинский осмотр. Врач обращает внимание на пупок, кожу, стул, активность, громкость голоса, набор веса и неврологический статус. В один и три месяца собираются данные также посредством лабораторного исследования. В некоторых случаях необходимо узнать мнение узких специалистов. Дополнительно целесообразно применять профилактические меры против дисбактериоза. С учета малыша можно будет снять по достижении трехмесячного возраста.


Группы риска определяет врач-педиатр во время беременности

Риск развития трофических и эндокринопатических заболеваний

Увеличивается риск развития заболеваний данной группы в следующих случаях:

  • При рождении у малыша была избыточная масса тела, которая сопровождалась гипотрофией и незрелостью внутренних органов.
  • У матери был ранее диагностирован сахарный диабет.
  • Наличие таких патологий у матери.
  • Беременность протекала с осложнениями общего состояния.
  • Присутствие вредных привычек в период вынашивания плода.

После появления малыша на свет в первый месяц его развития необходимо посетить поликлинику минимум четыре раза. Осмотр заведующим отделением должен произойти не позже трех месяцев. Дополнительно потребуется узнать мнение невролога, окулиста, ортопеда, хирурга и других специалистов. Желательно оставить ребенка на грудном вскармливании. Малыш остается под наблюдением специалистов на протяжении 12 месяцев. При отсутствии патологий по окончании этого периода его снимают с учета.

Пороки формирования внутренних органов

В данную группу риска попадает ребенок в следующих случаях:

  • Беременность протекала с патологиями.
  • Во время вынашивания плода был определен сахарный диабет.
  • В первом триместре женщина принимала запрещенные лекарственные препараты.
  • Мать находится в возрасте старше тридцати лет.
  • Хотя бы один из родителей злоупотребляет вредными привычками.
  • Ранее женщиной была перенесена краснуха или был контакт с инфицированным в первые три месяца беременности.
  • ОРВИ в первом триместре.
  • Родители работают на вредном для здоровья предприятии.
  • Мать и отец являются кровными родственниками.
  • У родителей были ранее диагностированы изменения в составе хромосом.

Осмотр должен производиться минимум четыре раза в течение первого месяца. После этого поликлинику необходимо будет посещать минимум один раз в месяц. Ежеквартальный анализ кала на наличие глистов. Неонатолог проводит скрининг, на основании которого формируется мнение об общем состоянии здоровья малыша. При необходимости необходимо проходить дополнительные консультации у узких специалистов. Если симптомы и проявления заболевания полностью отсутствуют, то ребенка снимают с учета только через год.

Группа социального риска

Дополнительно анализу подвергаются также социальные условия жизни малыша. В пятую группу риска груднички попадают в следующих случаях:

  • Семья проживает в неудовлетворительных условиях.
  • Многодетные семьи.
  • Нет одного из родителей.
  • Наблюдается психологически неустойчивая ситуация в семье.
  • Семья студентов.

Условия жизни малыша в таком случае проверяются не реже одного раза в два месяца. Для этого может потребоваться помощь участковой медсестры. Дополнительно назначается профилактический осмотр ребенка. Если неблагоприятная ситуация подтверждается, то мать или отца могут решить родительских прав. Наблюдение продолжается до устранения всех факторов риска.


При подозрении патологий развития назначаются дополнительные анализы

Общие положения

Достаточно часто малыши попадают во вторую группу риска. Это связанно с тем, что на сегодняшний день достаточно мало полностью здоровых родителей. Клинические картины различные в каждом случае. На формирование патологии могут влиять следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Чаще всего заболевания формируются в связи с метаболическими нарушениями. В таком случае малышу мажет грозить наследственная аллергия, болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и другие.
  • Биологические отклонения чащ всего возникают на фоне быстрых (стремительных) родов, операций или увеличенного периода, в течение которого плод находился без воды. Негативное воздействие оказывает неправильное формирование плаценты или предлежание. Во время вынашивания плода пуповина может обвить шею, а плод находиться в неправильном положении.
  • На малыша непосредственное влияние оказывают также социальные факторы. Негативно на его здоровье отражаются вредные привычки родителей, наличие хронических заболеваний, возраст, плохой акушерский анамнез. Во время вынашивания плода может постоянно присутствовать угроза выкидыша, токсикоз и инфекционные болезни, которые были переданы половым путем.

Группа риска определяется непосредственно при самой выписке. В процессе учитывается мнение врача-неонатолога. Он составит план посещения поликлиники или порекомендует действенные профилактические мероприятия. При необходимости в индивидуальном порядке разрабатывается план реабилитационных мероприятий. К медикаментозной терапии целесообразно прибегать только в крайних случаях.

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

К группам высокого риска можно отнести:

· новорожденных детей, перенесших внутриутробно или сразу после рождения какое-либо заболевание, патологическое состояние (дети с внутриутробным инфицированием, после асфиксии, родовой травмы, гемолитической болезни)

незрелых детей

переношенных детей

детей от многоплодной беременности

К группе повышенного риска можно отнести детей, не имеющих после рождения явной клинической картины заболевания, но с неблагоприятными факторами в биологическом и генеалогическом анамнезах. К таким факторам относятся:

профессиональные вредности и алкоголизм родителей

экстрагенитальные заболевания матери

нарушения режима и питания матери во время беременности

возраст матери моложе 18 и старше 30 лет к моменту рождения ребенка

патология беременности: токсикозы, угрозы прерывания, кровотечения, инфекции

затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, оперативные вмешательства, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, крупный плод

наличие в родословной родственников с аллергической патологией, метаболическими нефропатиями, эндокринными заболеваниями, поражениями костной системы, нервными и психическими болезнями, онкологической патологией, иммунодефицитными состояниями и др.

Наличие этих факторов в анамнезе позволяет распределить новорожденных по следующим группам риска.

1. Группа – новорожденные с риском развития патологии ЦНС

2. Группа – новорожденные с риском внутриутробного инфицирования

3.Группа – новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

4. Группа – новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем

5. Группа – новорожденные из группы социального риска

41 Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности,

Недоношенность, переношенность, незрелость,

Перинатальное поражение ЦНС,

Внутриутробное инфицирование,

Низкая масса тела при рождении,

Избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

Рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

Гипотрофия 1-й ст.,

Дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

Аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

Функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

Частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

Понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

Тимомегалия,

Дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

Вираж туберкулиновых проб

Состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

Состояние после неотложных хирургических вмешательств

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Таким образом, тактика ведения ребенка с лихорадкой определяется такими факторами, как клинический диагноз, возраст, наличие сопутствующей патологии и собственно значения температуры тела. Так, лихорадка 39,5-40°С для здорового ребенка старше 2-3 мес не таит в себе особой опасности и сама по себе не является абсолютным показанием для снижения температуры тела. Устранение лихорадки как таковой не должно быть самоцелью – в тех случаях, когда снижение температуры показано, ее вполне допустимо снизить на 1-1,5 градуса, что не приведет к подавлению иммунных реакций и в то же время обеспечит улучшение самочувствия ребенка. У здоровых детей в возрасте до 2 мес обязательного снижения требует температура выше 38°С. При изолированной лихорадке у здоровых детей старше 2 мес следует снижать температуру 39-39,5°С. У детей из групп риска (патология ЦНС, декомпенсация соматических заболеваний) необходимо начинать прием жаропонижающих средств при температуре 38,5°С и выше.

Безусловно, жаропонижающие препараты – одни из наиболее широко используемых в детском возрасте лекарственных средств. При этом главным критерием выбора жаропонижающего средства прежде всего является их без-опасность, а не сила действия. Обладающие выраженной антипиретической активностью препараты нередко вызывают у детей состояние гипотермии с температурой 34,5-35,5°С, а иногда – и коллаптоидное состояние. В настоящее время в качестве жаропонижающего средства первого выбора с полным правом рассматривается парацетамол – анальгетик-антипиретик центрального действия, не оказывающий раздражающего действия на слизистую оболочку желудка. Стандартная разовая доза парацетамола, используемая в педиатрической практике, составляет 15 мг/кг массы тела, суточная – 60 мг/кг. Действие препарата при приеме внутрь начинается через 30 минут. Важно отметить, что эффективность парацетамола у детей зависит от следующих факторов:

– правильности дозировки (при изначальном назначении препарата в недостаточной дозе его клинический эффект может оказаться слабее ожидаемого, что заставляет родителей применять дополнительные дозы или комбинировать парацетамол с другими жаропонижающими, что может привести к передозировке и повышению риска нежелательных реакций);

– способа дозирования (так, использование родителями чайной ложки вместо специальной мерной может обусловливать снижение фактически получаемой ребенком дозы препарата, так как многие выпускаемые в настоящее время чайные ложки имеют объем менее 5 мл);

– вкуса и лекарственной формы препарата (нередко дети выплевывают толченые таблетки).

Парацетамол – препарат с высоким профилем безопасности, однако следует помнить, что при его передозировке (возникающей вследствие применения препарата в дозах, превышающих максимальную суточную; при назначении детям лекарственных форм, предназначенных для применения у взрослых; очень длительном применении; приеме в сочетании с активаторами цитохрома Р-450, алкоголем и др.) возможно развитие тяжелого токсического поражения печени и почек (D.W. Smith et al., 1986; K.V. Blake et al., 1988).

Парацетамол выпускается в различных лекарственных формах (суспензия, сироп, растворимый гранулят, таблетки, свечи), каждая из которых имеет свои преимущества. Так, сироп парацетамола для перорального применения легко дозируется, быстро оказывает клинический эффект, не содержит сахара, обладает приятным вкусом, его можно добавлять в детское питание. Действие парацетамола в форме ректальных суппозиториев начинается позже, но длится дольше, поэтому их целесообразно назначать на ночь.

В качестве жаропонижающего средства в педиатрической практике также широко применяется ибупрофен, однако на фоне его применения побочные реакции (диспепсия, нарушение функции печени и почек, головная боль, головокружение и др.) развиваются чаще, чем при назначении парацетамола. Педиатрам следует помнить о том, что при назначении ибупрофена детям с ветряной оспой возможно развитие стрептококкового некротизирующего фасциита (Grammolini et al., 1990; E. Autret еt al., 1997; L. Voss, 2000; D.M. Zerr et al., 1999).

В настоящее время общепризнанным фактом является недопустимость назначения детям в качестве жаропонижающих средств следующих препаратов:

– ацетилсалициловой кислоты (опасность развития синдрома Рея при ОРВИ, ветряной оспе);

– метамизол (опасность агранулоцитоза, стойкой гипотермии);

– амидопирин (высокая токсичность);

– нимесулид (гепатотоксичность, летальные исходы).

Важным практическим вопросом остается проблема одновременного назначения детям с инфекционными заболеваниями жаропонижающих средств и антибиотиков. Из нашего опыта, при отсутствии абсолютных показаний к снижению температуры тела, при проведении антибиотикотерапии желательно избегать назначения жаропонижающих средств, поскольку при этом возможно маскирование неэффективности антибиотика, возникновение у врача и пациента чувства «ложного благополучия», а также снижение активности ряда антибактериальных препаратов.

И наконец, рассматривая проблему гипертермического синдрома у детей, нельзя забывать о так называемой «лихорадке без видимого очага инфекции» (ЛБОИ), под которой подразумевают острое заболевание, проявляющееся только повышением температуры тела выше 39°С (у детей в возрасте 3 мес-3 года) или 38°С (у детей в возрасте до 2 мес) при отсутствии на момент обследования симптомов конкретного заболевания, очага инфекции или неотложного состояния, требующего интенсивной терапии (резкое нарушение общего состояния, отказ от питья, нарушение дыхания, цианоз). В группу больных с ЛБОИ входят дети с некоторыми вирусными инфекциями (энтеровирусная инфекция, герпетическая инфекция, вызванная герпесвирусами 6 и 7 типа), а также с оккультной бактериемией, в том числе с тяжелой бактериальной инфекцией (пневмонией, менингитом, остеомиелитом, сепсисом), не имеющей на ранней стадии яркой клинической симптоматики. Постановка клинического диагноза ЛБОИ у ребенка в возрасте до 3 лет с высокой температурой тела основывается прежде всего на данных осмотра (отсутствие сыпи, катара верхних дыхательных путей, одышки, очагов инфекции на коже и в лимфатических узлах, изменений миндалин, диареи, менингеальных знаков, симптомов раздражения брюшины), аскультации и перкуссии (отсутствие патологических феноменов), отоскопии (нормальная картина). Далее врачу необходимо исключить изменения со стороны мочевыделительной системы (общеклинический анализ и посев мочи), легких (рентгенография органов грудной клетки). При отсутствии каких-либо изменений на данном этапе диагностического поиска вероятным остается диагноз вирусной инфекции и бактериемии. На возможное наличие бактериемии указывает токсикоз, повышение температуры тела выше 40°С; также может косвенно указывать отсутствие реакции на антипиретики, хотя данное обстоятельство и не является надежным ее предиктором (W. Bondano et al., 1993; N. Kupperman et al., 1998). Все это справедливо и в отношении лейкоцитоза – показано, что у каждого 5-го ребенка с бактериемией имеет место лейкоцитоз ниже 15х109/л (G.M. Lee, M.B. Harper, 1998). Гораздо более точными маркерами бактериального воспаления являются С-реактивный белок (выше 70 мг/л) и прокальцитонин (выше 2 нг/мл). По нашему мнению, детям с ЛБОИ назначение эмпирической антибактериальной терапии показано при токсикозе и высокой температуре (выше 40°С у детей в возрасте 3 мес-3 лет, выше 39°С – у детей в возрасте до 3 мес), высоком лейкоцитозе и/или нейтрофилезе (>15х109/л и >10х109/л), повышении содержания С-реактивного белка (>70 мг/л) и прокальцитонина (>2 нг/мл)

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...