Жизненный путь ивана флягина. Жизненный путь ивана северьяныча флягина


Перзентация к уроку литературы в 10 классе на тему "Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни" . Материал презентации может быть использован на обобщающем уроке по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" , а также при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому сочинению по направлениям "ВРЕМЯ", "ПУТЬ" , др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть» Н.С. Лесков

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью. Праведный – благочестивый, соответствующий религиозному правилу; - основанный на правде, справедливый. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь. Протоиерей Серафим Слободской. « Закон Божий»

Не стоит село без праведника Русская пословица

По мнению Лескова, праведники – это «герои великодушия», нестяжатели, правдолюбцы, мудрецы, «выражение всего нашего умного и доброго народа ». Бескорыстный подвиг добра и самоотвержения – в этом суть праведничества.

Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Не случайно первое название повести – «Чернозёмный Телемак».

В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу.

Важнейшие черты личности героя

«…Мне за народ очень помереть хочется» Самоотверженность героя, его жизнь для других

Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерть монашка, голубей жалеет, а кошечку уродует). Лесков рисует не безупречного героя, а реального, неоднозначного русского человека. Флягин проходит необъятный, как пространство России, и запутанный жизненный путь. На этом пути он и господ своих от смерти спас; и руки на себя наложить хотел из-за унизительного наказания; и жестоко на ремнях поролся ради красавца жеребца; и в татарском плену 10 лет «подщетиненным» томился; и жертвенную любовь познал; и безумным загулам предавался; и подвиг воинский совершил; и в офицеры выслужился; и сменил военный мундир на рясу…

И в конце концов Иван Северьянович находит достойную жизненную цель – служение людям. Об этом сам герой говорит так: «…Мне за народ очень помереть хочется»

«Я многое даже не своей волею делал» Флягин объясняет всё происходящее с ним «родительским обещанием». Он «моленый сын» и всю жизнь помнит знамение монашка: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за себя и пойдёшь в чернецы». Эта власть рокового начала и делает его «очарованным странником».

«…Иван Северьянов, ты артист… настоящий, высокой степени артист» Одно из главных качеств характера Флягина – чувство прекрасного. Герой очарован красотой мира. Так в повести открывается ещё один смысл названия этой книги. Иван Северьянович остро чувствует и красоту песни (она «то плачет, то томит, то просто душу из тела вынимает, то потом вдруг как схватит в другом роде и точно сразу опять сердце вставит »); и красоту коня («И чувствую, что рванулась моя душа …к этой лошади, родной страстию »); и женскую красоту (безудержно сыплет деньги под ноги цыганке Грушеньке и сам пускается перед ней вприсядку). Позже герой Лескова скажет, что за такую красоту «восхищённому человеку погибнуть даже радость».

Вслед за восхищением женской красотой приходит к Ивану Северьяновичу глубокая и жертвенная любовь. Он берёт на себя грех Грушеньки, не стерпевшей измены пустого человека, считает своей обязанностью « за неё отстрадать и её из ада выручить». Открытие героем красоты в человеке, в женщине, является важнейшим рубежом в его судьбе: с этого момента он становится «беззаботным о себе», то есть перестаёт жить только для себя, подчиняет своё существование заботе о другом человеке. Теперь Иван Северьянович вместо чужого ему Петра Сердюкова, единственного кормильца своей семьи, идёт в солдаты, белее 15 лет служит на Кавказе, воинский подвиг совершает… Так в герое Лескова пробуждается потребность высшего жертвенного подвига во имя народа.

«…Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог» Честность, порядочность, ответственность, верность долгу

«Русский человек со всем справится» Способность к любому труду, сила, выносливость, богатырство

«…Выходы у меня бывали» Страстная, неудержимая натура героя, выход душевной силы в разгуле, жестокости, пьянстве

Только постепенно, по мере движения «от одной стражбы к другой», герой Лескова обретает равновесие необъятных сил, которые поначалу расходует впустую. Значительно утяжеляют жизнь героя горячность, импульсивность, безоглядность, свойственные русскому человеку. Иван Северьянович говорит о себе, что «с детства был скор на руку». Отлучённый от коней «за кошкин хвост», он чувствует острую обиду и решает удавиться. Не подоспей цыган, «я бы всё это от моего характера пресвободно исполнил», - признаётся Флягин.

В финале повести Иван Северьянович Флягин предстаёт личностью в силе и мощи духовной высоты. Он обретает смысл жизни в простой истине – жить для других. Такой человек, по мнению Лескова, и есть праведный.


Трудна и мучительна была жизнь Н. С. Лескова. Непонятый и неоцененный современниками, он получал удары от правых критиков как недостаточно лояльный и от левых, того же Н. А. Некрасова, который не мог не видеть глубину таланта писателя, но не печатал его в своем «Современнике». А Лесков, волшебник слова, плел узоры русской речи и опускал своих героев в те бездны, в которых мучительно существовали герои Достоевского, а потом поднимал их к небесам, где был мир Льва Толстого.

Он проложил в нашей прозе тропинку, которая связывала этих двух гениев. Особенно это заметно, когда погружаешься в строй рассказа «Очарованный странник». Иван Флягин, характеристика которого будет представлена ниже, то спускается в преисподнюю, то взмывает к вершинам духа.

Внешний вид героя

Очарованный странник представлен у Лескова как типичный русский богатырь. Роста он огромного, и длинный черный подрясник и высокий колпак на голове делают его еще крупнее.

Лицом Иван смугл, ему за 50. Его волосы густы, но со свинцовой проседью. Статью и мощью он напоминает Илью Муромца, добродушного богатыря из русских былин. Так выглядит Иван Флягин, характеристика которого выявит связь внешнего и внутреннего, его странствий и динамики его развития.

Детство и первое убийство

Он вырос в конюшне и знал нрав каждой лошади, умел справиться с самым норовистым конем, а для этого требуется не только физическая сила, но сила духа, которую конь почувствует и даже в ребенке признает хозяина. И подрастала сильная личность, которая нравственно была несколько неразвита. Подробно рассказывает автор, что представлял собой в это время Иван Флягин. Характеристика его дана в эпизоде, когда он просто так, от полноты сил, которые некуда применить, играючи убил ни в чем не повинного монаха. Был всего лишь взмах кнута, которым одиннадцатилетний мальчик ударил монаха, а лошади понесли, и монах, упав, сразу же умер без покаяния.

Но к мальчику явилась душа убитого и пообещала, что будет он погибать много раз, но все-таки пойдет в монахи, не сгинув на дорогах жизни.

Спасение барской семьи

И тут же рядом Лесков, как бусины нанизывает, ведет сказ о прямо противоположном случае, когда, снова ни о чем не помышляя, спасает жизнь свои господам Иван Флягин. Характеристика его - это смелость и удальство, о которых несмышленыш даже не думает, а только снова просто действует безо всякой мысли.

Ребенка вел Бог, и он же его спас от верной гибели в глубокой пропасти. Вот в какие бездны сразу бросает Лесков своего персонажа. Но он с младых ногтей совершенно бескорыстен. За свой подвиг попросил гармонь Иван Флягин. Характеристика последующих его действий, например, отказ от больших денег за выкуп девочки, с которой заставили его нянчиться, покажут, что он никогда не ищет себе выгод.

Второе убийство и побег

Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.

И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге - он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.

Испытание любовью

На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.

Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее - это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу - убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования - он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.

Уход в солдаты

И тут снова случай сталкивает Ивана с чужим горем. Под чужим именем в солдаты, на войну, на верную смерть уходит Флягин Иван Северьяныч. Характеристика этого эпизода в его жизни является продолжением предыдущего: сострадание и жертвенность приводят его к этому поступку. Что выше всего? Погибнуть за отечество, за народ. Но судьба его хранит - Иван не прошел еще все испытания, которые она собирается ему послать.

В чем смысл жизни?

Скиталец, странник, калика перехожий, Иван - искатель истины. Для него главное - найти смысл жизни, сопряженный с поэзией. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» дают возможность автору воплотить мечтательность, свойственную самому народу. Иван передает дух искательства правды. Иван Флягин - горемыка, испытавший на своем веку столько, что хватило бы на несколько человек. Он берет на свою душу несметные страдания, которые выводят его на новую, более высокую духовную орбиту, на которой соединяются жизнь и поэзия.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт - страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

План-характеристика Ивана Флягина

При написании сочинения можно руководствоваться таким кратким планом:

  • Вступление - очарованный странник.
  • Внешность персонажа.
  • Скитальчество.
  • Оберег для жизни.
  • «Греховность» Ивана.
  • Немеряные богатырские силы.
  • Черты у героя.

В заключение следует сказать, что сам Н. С. Лесков прошел по земле очарованным путником, хотя видел жизнь во всей ее многослойности. Поэзия жизни раскрывалась Н. С. Лескову в созерцании и раздумии, в слове. Может быть, ключом к «Очарованному страннику» является стихотворение Ф. Тютчева «Пошли Господь свою отраду…». Перечитайте и обдумайте путь странника.

Эпитет «очарованный» увеличивает ощущение поэтичности фигуры путника. Обвороженный, пленяющий, околдованный, сведенный с ума, покоренный - диапазон этого душевного качества велик. Для писателя очарованный странник был характерной фигурой человека, которому можно было передоверить часть своих мечтаний, сделать его выразителем заповедных дум и чаяний народа.

Написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям. Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого. Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников. В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть. Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя. Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся. Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.


В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо. У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями. Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.


Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К. Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму. Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства. Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь. Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.


Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем. Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства. Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки. Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости. Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.


Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ. Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря. Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение . Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись и .


В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер . В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, и .

Цитаты

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:

«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

ПОВЕСТЬ Н.С.ЛЕСКОВА
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Х КЛАСС «Русский человек со всем справится»
В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшению нравственности общества и особенно молодого поколения, тема праведничества в русской литературе становится как никогда актуальной.
Ведь русская литература изначально была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И, начиная разговор о повести Лескова «Очарованный странник», провожу параллель с рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор», который будем читать в ХI классе. Учащиеся понимают, что тема эта, вечная и важная для России, волновала не только Лескова, но и писателей ХХ века, заботившихся о душе человека, его нравственных основах.
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл «Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским): Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости. Автор: Это у вас болезнь зрения. Писемский: Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу, а за то суще мне Господь Бог и поможет теперь от тебя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.
И молитва страдальца была услышана: он «суще» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию, но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.
«Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал - все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или не праведны, - все это надо собрать и потом разобрать: что туг возвышается над чертою простой нравственности и потому «снято Господу».
Первоначально повесть называлась «Черноземный Телемак», что говорит о символическом характере героя. Телемак, сын Одиссея и Пенелопы, странствовал по миру в поисках пропавшего отца. Лесковский герой тоже странствует, что же ищет он? для чего автор выбирает традиционный мотив пути? Сам Лесков в письме А.Суворину указывал, что «скитания этого “черноземного Телемака” по России должны создать художественное обобщение, подобное поездке Чичикова за мертвыми душами».
Повесть создавалась в 1872 году, летом Лесков предпринял поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон рассказа.

- Какова форма повествования? (Рассказ в рассказе, сказовая манера, характерная для Лескова.)
- В каких произведениях мы встречали такую форму повествования (рассказ в рассказе)? (М.Ю.Лермонтов - «Мцыри», Л.Н.Толстой - «После бала».)
О композиции повести критик Н.Михайловский, представитель литературного народничества, писал: «Фабулы в повести, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы, на нитку... Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку». Критик не увидел в повести цельности, художественной мотивированности входящих в нее эпизодов.
Попробуем разобраться, прав ли он . Все события в рассказе Флягина даны в хронологическом порядке (начиная со второй главы). Выпадает из этого ряда только одно звено - рассказ об укрощении коня, о котором поговорим несколько позже. Но вот что интересно: в повести трудно определить композиционный центр, рассказ о жизни Ивана Флягина предстает как житие.
- Как звали героя?
(Голован - прозвище в детстве и юности. Иван (древнеевр. «Бог милует», «благодать Господня»). Иваном зовут его и татары, но это не столько собственное имя, сколько нарицательное, символизирующее нацию: «У них все если взрослый русский человек - так Иван, а женщина - Наташа, а мальчиков они Кольками кличут» (гл. 7).
Петр Сердюков - когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует его судьбу.
Отец Измаил (древнеевр. «услышит Бог»), когда живет в монастыре.
Флягин - фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы» героя, а по словарю В.Даля - нем. - бутылка, сосуд для питий; сосуд - все содержащее, носящее в себе что-либо; слепой исполнитель, орудие. Итак, фамилия не только говорящая, но и многозначная.)
- Где мы знакомимся с героем? (В пути. Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный путь и путь нравственного перерождения и становления.)
- В первой главе Лесков дает портрет героя. Кого он напоминает? (Былинного богатыря Илью Муромца.)
Это сравнение с эпическим героем не случайное. Имя героя - Иван - это традиционное имя героя русской волшебной сказки. В сказке - Иван-дурак, Иванушка-дурачок.
- Есть ли в повести Лескова упоминание слова «дурак? (Граф назовет героя «дураком», когда за спасение его семьи Флягин попросит гармонь. Гiисарь назовет его «дураком», когда герой выразит желание объявиться. Князь скажет о Флягине: «У меня есть человек - Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой мужик - честный и рачитель...») Трижды (как в сказке) называют его «дураком». Слово «дурак» - ключевое слово, своеобразный символ, имеющий широкое обобщающее значение. Вспомним, каков в сказках Иван. Если Иван-царевич, то он умен, храбр, красив, смел и благороден. За эти качества и награждается. А Иванушка-дурачок никаких особенных достоинств не имеет: он ленив, лежебока, но его лень объясняется отсутствием мотивов, которые заставляли бы его суетиться ради личной корысти; а глупость оборачивается мудростью, так как герой выходит за пределы узкого рационализма. Русский человек никогда не был меркантильным, всегда больше думал о душе, поэтому в фольклоре Иванушка-дурачок всегда награждается и половиной царства, и царевной.
И здесь мы выходим на еще одну параллель - с романом И.А.Гончарова «Обломов», написанным за 14 лет до «Очарованного странника». Роман этот тоже о русском человеке, о своеобразии русской души, о русской ментальности.
- С какого момента Лесков вводит своего героя? (С момента спора пассажиров.)
- Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? (Гл. 1.) («Двигаться» - для него главный завет Создателя - необходимость активного действия даже в самых тяжелых, самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска - один из главных грехов.)
Начиная повесть со спора пассажиров, Лесков поднимает тему самоубийства, чтобы поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Эта тема будет возникать не раз на страницах повести: Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки (гл. З); после «выхода» («у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться» (гл. 14); «стал наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет... просто хоть повеситься...» (гл. 19); хочет лишить себя жизни красавица -цыганка Груша; в лесу у монастыря удавился какой-то жид.
Каждый из этих эпизодов важен не только сам по себе - это зеркальное отражение русской жизни в целом и подтверждение жизненного принципа лесковского героя - человек должен бороться, терпеть и страдать. И в этом нет ни малейшего противоречия.
- А теперь вернемся к эпизоду первой главы об укрощении коня, который выпадает из хронологии рассказа героя. Чем заканчивается эта сцена и что общего имеет финал этой сцены и смерть ссыльного дьячка? (Оба существа - и человек и животное - свободные от природы, проявляют непокорство и, хотя и сломлены, не могут этого перенести.)
Тема борения с жизнью пройдет через всю повесть.
- Первая глава - это своеобразная завязка повести. Кто же он, этот герой, который будет «много раз погибать и не погибнет»? Чем он живет - умом или сердцем? (По преимуществу - сердцем, ход жизни увлекает его за собой. действует он импульсивно и в начале жизненного пути мало задумывается над своими поступками.)
- А каковы нравственные устои Ивана Флягина? (Уже в первой главе Лесков, описывая историю укрощения коня, курсивом выделяет одну деталь: на пояске, который надевает Флягин, вытканы слова: «Чести моей никому не отдам». Это не случайная деталь - она указывает на стержневое качество характера героя, так же как и слово «совесть», которое часто употребляется при описании разных ситуаций (с ремонтером, в разговоре с англичанином Рареем).
- В чем видит Иван свое предназначение? («Многое даже не своею волею делал», «по родительскому обещанию».)
- Что это за «обещание»? (Сын - «моленый» и «обещанный» - обязан посвятить свою жизнь служению Богу.)
- Если так, монастырь должен восприниматься им как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели не раз задают ему вопрос о том, исполнилось ли предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа. С одной стороны, он фаталист, а с другой - человек волевой, способный в любой ситуации на поступок.
Обратите внимание на то, что Флягин на протяжении всей повести рассказывает свою историю и писарю, и барину, у которого служил в няньках, и русским миссионерам в татарском плену, и рыбакам, и отцу Илье на исповеди, и полковнику на Кавказе, и лекарю в монастыре. Зачем он это делает? Чего он ждет от слушателей? Его интересует чужое мнение? (Рассказывая другим, он заново переживает свою жизнь, связывает разрозненные ее куски, уясняет для самого себя смысл и назначение собственного бытия.)
- Кто еще из литературных героев рассказывал о себе, чтобы опять пережить самые важные мгновения и объяснить себе и другим цель своей жизни? (Мцыри в поэме Лермонтова.)
- Что же рассказал о себе Флягин? К какому сословию принадлежит герой? (Крепостной, отец в кучерах.)
Казалось бы, человек с самого рождения закреплен в определенной социальной ячейке, и кажется, что возможность выбора жизненного пути исключается.
- Каким природным даром обладал герой? («Насквозь видеть коня».)
-
Узнали ли мы из этой главы (гл. 2) что- нибудь о людях, населяющих усадьбу графа? (О людях ни слова, целые страницы - описание голубков, кошек, коней, много рассуждений о воле.) Связи с людьми явно неглубокие, он свой в мире природы.
- Что вспоминает об отроческих годах? Как школили форейтором? Что дало такое воспитание? (Крепкая личность, вынослив, «потом привык, и все нипочем сделалось».)
-
О каких двух поступках юношеской поры рассказывает Флягин? (Убийство монашка и спасение господ.) - Понимает ли Голован мотивы своих поступков? Сравним их. Убийство монашка - жестокий поступок, но совершает он его неосознанно. Обратим внимание, в каком состоянии пребывает он перед встречей с монашком. (Восторг перед жизнью и красотой.) И вдруг-дикая выходка, обычная в форейторской практике - ударил монашка (смешно показалось не только ему, но и графу, и отцу).
- Осознает ли он, что совершил? Испытывает ли угрызения совести? (Нет, смерть монашка воспринимает как досадную случайность.)
- И второй поступок - спасение графа . Как можно расценить его? (Благородный. Но этот, поступок воспринимают как должное, гармонь дарят, а впридачу - «дурак, обещают вспомнить. И вспомнят и отблагодарят: не единожды высекут.)
- Принимает ли Иван всерьез пророчество монашка? (Нет. «гармонию выпросил, и тем самым первое самое призвание опроверг, и отого пошел от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб».)
- Из-за чего полез в петлю Голован? (Гл. З.) (Из-за наказания за отрубленный кошкин хвост, которое придумал немец-управитель: камешки молотом бить.)
-
Почему Флягину непереносимо такое наказание? (Во-первых, отлучен от любимого дела и обречен на бессмысленный труд; во- вторых, заговорило чувство собственного достоинства, он не может вынести унижений.)
- Хочет ли воровать коней с цыганом, который его спас? Почему все-таки идет на это? (Жизнь героя не зависит от него, а от случая. Но, будучи человеком честным, не способным к обману и хитрости, он уже сам принимает решение, делает свой выбор. А выбор этот зависит только от нравственных устоев Ивана. Он честен. Вспомним ту значимую деталь - поясок Он не безволен, он борется.)
- Как герою служится в няньках? (Это еще одно испытание - испытание бездействием: он, богатырь, вынужден пребывать в полусонном состоянии, в физическом и душевном оцепенении, впервые на страницах повести появляется слово «скука». В третий раз возникает видение монашка, который зовет его идти дальше.)
- Подчиняется ли он этим знамениям? (Он оставляет право выбора за собой, всегда до конца проходит испытание. И в этой ситуации подтверждает слова барина: Русский человек со всем справится».)
-
Что руководит героем, когда он решает отдать ребенка матери? деньги? Посулы? Он же от них отказался? (Хоть и дал слово, но, видя, как мать рвется пополам, - принимает решение, которое противоречит его предыдущим соображениям: «я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его».)
Сердце берет верх над рассудком. Человек честный, он отвергает посулы и деньги ремонтера и отдает ребенка матери из чувства сострадания. Сострадать - значит брать на себя часть чужих мук.
А зависит ли что-либо от решения Флягина? (Счастье другого человека - матери - зависит от него. И он делает выбор. Следуя велению сердца, принимает такое решение, а в результате опять остается без крова и пристанища, для барыни и ремонтера он обуза. Но с этого момента Флягин начинает жить не для себя, а для других.)
- Как Иван попадает к татарам? При описании ярмарки и коня обратим внимание на эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы, сравнения. Здесь, на ярмарке, происходит два поединка: Чепкуна Емгурчеева и Бакшея Очучева, Флягина и Савакирея. Чем отличаются эти поединки друг от друга? (Первый поединок - разрешение спора за лошадь; второй поединок - соперничество представителей разных наций. Это борьба не на жизнь, а на смерть.)
- Кто же постоял за честь русской нации? (Простой мужик, беглый раб.)
Но победа над Савакиреем оборачивается для Флягина бедой. Свои же, русские, хотят его сдать в полицию, хотя татары не в обиде. Ситуация парадоксальная. Спасают от своих Ивана татары, но спасители в итоге становятся тюремщиками. В этой ситуации выбора у Ивана нет.
- На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену? Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов? (Тоска по Родине. Слова «скука», «тоска» - ключевые слова, характеризующие состояние души героя.)
-
Обратим внимание на описание двух пейзажей (гл. 7). (Простор - краю нет.., тоски дна нет...)
Сравнивая свое и чужое, он поэтизирует русское будничное, бытовое: еду, пьяненького отца Илью. В мареве степей ему видится храм, он завидует маленькой птичке, которая вольна лететь куда пожелает. Здесь впервые Иван Флягин осознает себя духовным существом. Слова «родина», «народ», «природа» - родственные, однокоренные слова, обозначающие единый соборный организм. Ощутив себя частью природы, духовно прозрев, он уже не в силах оставаться в плену. И не удерживают его девять детей - они некрещеные и миром не мазаны - что снимает с него все моральные обязательства.
- Зачем Лесков ввел эпизод с русскими миссионерами? Что он хотел этим сказать? Есть ли моральное оправдание проповедничеству, которым занимаются в Рынь-песках русские и другие миссионеры?
Как откликнулись на просьбу Флягина о помощи русские миссионеры? (На Бога уповай, молись, не отчаивайся, потому что это большой грех.)
Но нежелание помочь пленнику противоречит самому существу христианской морали - это трусость, предательство и лицемерие.
- Как же поступили татары с русскими миссионерами? (Жестоко убили.)
-
А Флягин как поступил с убитым? (Как истинный христианин, похоронил, помолился за него.)
- Как после бегства из плена встретили Флягина на Родине? (Плетьми: в городе высекли, у графа даже дважды, а священник на три года лишил причастия. Это его-то, который десять лет в плену жил только верой.)
- А как после всего этого чувствует себя Иван? (Воспринимает все как должное, даже гордится этим - страдание принял, на крыльце, при всех людях - публичное покаяние. Бог прощает, когда люди прощают. Герой свято верит, что судьба предопределена и управляема волею Творца. Человек становится источником своих страданий, отступая от Него, и снова обретает душевный покой и мир, возвращаясь в Его лоно. Поэтому и чувствует себя счастливым.)
Граф отпускает Ивана на оброк, герой снова в пути, снова без дома. Флягин становится консультантом бедных мужиков на ярмарках. И тут еще одну тему поднимает Лесков, тему не новую, уже знакомую нам - тему пьянства.
- По какой причине были у Флягина «выходы»? (От тоски по коням, к которым привыкал; любовь к лошадям - единственный смысл его существования.)
- Систематическое пьянство привело бы его к гибели, он и сам это понимает. Что же произошло с ним во время последнего «выхода»? (Магнетизер, Груша, 5 тысяч про- гулял, белая горячка, хотел вешаться.)
-
Какая черта характера ярко проявляется в этой истории с магнетизером? (Наивность и доверчивость.)
В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы - испытание героя любовью как высшая проверка его человечности.
Чтение конца 11-й главы со слов: «Любовь - наша святыня!» - и начало главы 13 со слов: «песня... томная-претомная... так и берет в полон».
Значит, Флягин умеет ценить не только красоту коня, но и искусство. Он способен чувствовать.
- А как он описывает цыганку Грушу? Нельзя ее описать как женщину...» - в этом отказе высшее признание красоты, проявление душевной тонкости.) Вспомним «Бедную Лизу» Карамзина, ведь он был прав: «И крестьянки любить умеют».
Чтение главы 13 со слов: «А я ей даже отвечать не могу: такое она со мной сделала...»
Мужик описывает Грушу так лирично, как истинный поэт, и деньги, которые он бросает к ее ногам, - это словно и не деньги, а белые лебеди, которыми можно одарить красоту.
- А в чем ошибается наш герой? (Он думает, что эта красота не то что в лошади, в продажном звере. А как раз тут-то и идет торговля красотой и талантом. Просто герой наш наивен и доверчив.)
- Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина? (Грушу продали за 50 тысяч князю.)
-
Чью историю напоминает история Груши и князя? сторию «Бэлы». Любовь
князя к Груше и его охлаждение сходны с историей Печорина и Бэлы.) - Но задачи у Лескова и Лермонтова разные. Лермонтов сосредоточил свое внимание на личности Печорина, ему важно, чтобы разгадали, кто его герой.
А Лесков? для него князь - загадка? (Нет, он ясен ему, его герой реалистичен, в отличие от романтического Печорина.)
И на фоне Флягина князь явно проигрывал. Потому-то журнал Каткова не хотел печатать Очарованного странника. Из книги сына Лескова «Жизнь Николая Лескова»: «Хозяина журнала (Каткова) коробило... невыгодное освещение дворянских фигур по сравнению с нравственным обликом крепостного Ивана Флягина».
Не случайно князь у Лескова не имеет ни имени, ни лица - этот образ приобретает характер широкого обобщения. Как и в «Бэле», история кончается трагедией. В разговоре с князем Евгения Семеновна, его бывшая любовь и мать его дочери, спрашивает: «Где же ваша совесть?» Отсутствие совести, неспособность отличать добро и зло, забвение нравственных норм - черты, характерные для многих героев этой повести, но не для Флягина.
Проверка на нравственность в повести идет постоянно. Человек ставится в положение, когда ему надо решить: что для него важно - личные интересы или другого? В отстаивании своих интересов князь ни перед чем не остановится, и Иван Северьяныч прав в своей уверенности, что князь способен даже на преступление: «Погубил он ее, что ли, элодей, ножом или пистолетом застрелил».
-
Но Лесков дает совершенно другой сюжетный поворот: не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это? (Здесь возможен спор, когда одни считают это преступлением, а другие подвигом во имя любви. Он берет на себя всю полноту ответственности за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы и себя, и другую, ребенка, которого носила под сердцем.)
Флягин скажет, что ему еще «надлежало прежде много в свете от этой женщины видеть, пока над ней все, чему суждено было, исполнилось, и его
зачеркнуло».
- А показывал ли Флягин Груше свои чувства, пока она жила у князя? Почему? (Рассказчик ни разу не назовет свое чувство любовью. Сама Груша скажет за него: «Один ты и любил меня...»)
Любовь героя беззаветная и самоотверженная, чувство это чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. И после смерти Груши он думает не о себе, а о том, что будет с ее душой: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность
за нее отстрадать и ее из ада выручить».
После смерти Груши - опять дорога, но это дорога к людям, к встрече с ними на новых основаниях. Он уже себя «зачеркнул», он живет с этого момента для других, за других, обретает родство с убитым горем старичком и старушкой, в корне меняет судьбу, вернее сказать, меняется судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. И опять герой не размышляет, действует по велению сердца и не считает это жертвой.

Он носит чужое имя - Петра Сердюкова. Почему просится на Кавказ? («Могу скорее за веру умереть».)
Легко ли ему 15 лет прослужить на Кавказе, никому не открывая своего имени? (Трудно, потому что он, человек верующий, лишен права на исповедь. Это очередное испытание.)
А когда чрезвычайные обстоятельства заставляют его признаться полковнику, все происходит, как в сказке: и не убили, и в офицеры произвели, и наградили Георгиевским крестом за храбрость. Но сам Флягин уверен, что его спасла душа Груши, которая над ним летала.
- Как оценивает герой свою жизнь в исповеди полковнику? («Большой грешник... я на своем веку много неповинных душ погубил».)
Изменилась нравственная самооценка: до этого момента только Грушина смерть воспринималась им как его страшная вина и грех. Вспомним, смерть монашка и Савакирея он расценивал как досадную случайность, а потому снимал с себя всякие нравственные обязательства. После смерти Груши у него появляется иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее. Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Кажется, что обстоятельства жизни все время испытывают героя, жизнь ни в чем не помогает и ничем не поддерживает его. Через страдания герой постигает смысл своей жизни.
Но вот он георгиевский кавалер, офицер, «благородный». Полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Кажется - хороший конец и теперь начнется новая счастливая жизнь.
- Что ждет его в Петербурге? (Принадлежность к привилегированному сословию не только не способствует «карьере», но даже лишает возможности вернуться к привычному ремеслу - быть кучером. Герой идет в артисты.)
Вспомним слова князя о Флягине: «ты настоящий артист».
- Кого же изображает добрейший Флягин? (демона, а злой насмешник и мучитель - принца.)
- Куда же, наконец, попадает Иван Северьяныч ? (В монастырь.)
Пророчество монашка сбылось. Но считает ли Флягин это пристанище сбывшимся пророчеством? («деться было некуда».)
История монастырской жизни дается Лесковым во всех подробностях. Следовательно, автор придает ей какое-то особое значение. Тут уже не впервые развертывается тема бесовского искушения. Эта тема не случайна, так как герой живет по преимуществу не разумом, а чувствами. Одолевает его и дьявол, и маленькие бесенята. И воспринимает он их как часть действительности.
Лесков не первый в русской литературе уловил, что все таинственное и сверхъестественное проникает в реальную действительность и становится частью народного мироощущения. С этим мы встречались и у Н.В.Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
- А как можно объяснить явление Груши Ивану Северьянычу? (Он тоскует о ней, не, может одолеть эту любовь.)
-
Почему монастырь не оказался для Флягина последней пристанью, а стал этапом нового пути? (дух его не успокоился. Внутренний голос говорит ему: «ополчайся»...)
Само это слово заставляет вспомнить ополченцев 1812 года.
-
О чем мечтает герой, уходя из монастыря? («Исполнился страха за народ русский и начал молиться... все я о родине плакал...»; «Умереть за народ хочется» - былинная мечта.)
Мечта наивная и прекрасная, как и сам Иван Северьяныч.
Подводим итоги.
- Похож ли Иван Флягин-рассказчик в конце повести на того паренька, который сдержал коней, отрубил кошке хвост?
И похож и не похож. В нравственном отношении он стал значительно выше. Он ощущает уже личную ответственность за судьбу своей Родины и готовность умереть за нее и свой народ, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни.
- Каков же он, герой Лескова? Можно ли назвать его праведником?
Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный - что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный - готов умереть за народ.
А теперь прочитаем словарную статью у В.И.Даля: «Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный; святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях».
-
Каков смысл названия повести «Очарованный странник»?
Внимательно прочитав произведение, мы понимаем, что странник - это не просто «путешественник», значение этого слова у Лескова более глубокое: это человек страстный, много претерпевший, прошедший трудный, тернистый и красивый путь.
Слово
очаровать в словаре Даля объясняется так: обворожить, околдовать, навести мороку, прельщать, пленять, влюблять кого в себя.
- Чем же очарован, околдован лесковский герой? (Красотой природы, жизни, любви, борения...)
Этот ряд можно продолжить.
Дома предлагаю подумать над следующими темами сочинений: «Смысл странствий Ивана Флягина»; «Русский национальный характер в повести Н.С.Лескова»; «В чем очарование Ивана Флягина?»; «Флягин - грешник или праведник?»; ‘


1873г. С точки рения жанра – рассказ-эпопея. Внешне-авантюрная повесть, цепь приключений. Этот мотив странничества связан с осмыслением жизни. Истинный сюжет – внутренний психологизм.

«Очарованный странник » - повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа - устной речи от первого лица - необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Таким образом, в произведении несколько стилистических пластов, отличающихся друг от друга, и сказ - не единственная форма повествования, хотя и преобладающая. Она является средством выражения характера главного героя.

Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя, где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Создание подобной повествовательной формы носило для Лескова принципиальный характер. Он замечал, что форма романа искусственна и неестественна, она требует закругления фабулы и сосредоточения повествования вокpyг главного центра, а в жизни так не бывает: судьба человека как развивающаяся лента, и изображать ее нужно именно так. Многими критиками не была принята подобная сюжетно- композиционная структура лесковского текста. Критик Н. К. Михайловский.

Вступление к повести является экспозицией, в которой читатель с помощью повествователя знакомится с местом действия и с героями. Основная часть - pacсказ Ивана Флягина о своей жизни. Таким образом, композиция представляет собой рассказ в рассказе.

В очарованном страннике как ни в дном другом произведении Лесковы, высвечено затейливое мироотношение, свойственно русском человеку. Под иконической одеждой повествователя, Ивана Флягина напоминающего собеседникам легендарного русского богатыря, дедушку Илью Муромца, скрывается могучая жизнеутверждающая натура дерзновенного скитальца, всю вою жизнь самовластно испытывающего свою судьбу, с Божией помощью преодолевающего свое самовластии, смиряющего свою гордыню, но нисколько не потерявшего при этом чувства собственного достоинства душевной широты и отзывчивости.

Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих, искателей счастливой доли, Да и поэтика повести в значительной степени восходит к хождениям, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло монологическое неторопливое, величавое и в то же время пристрастное описание путешествия, в котором окружающие получает глубокое личное и заинтересованное суждении.

Такова и необыкновенная жизнь Флягина, его скитания по градам и весям родной земли. Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и одновременно мирному и доброму характеру Замечателен и весь облик чистосердечного героя: сила духа, богатырское озорства, неистребимая жизненная сила и широта его души, и отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует героя. Писатель отмечает проявление его дикости порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодсоти, когда запарывает до смерти честном бою татарина Савакирея. От свои греховных дел герой постепенно очищается, достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.

Есть еще одна сторона странничества Флягин: оно для его лишь переход от одного бестия к другому пока не обретает успокоение в том, что было определено промыслом испытание судьбы. Испытание характеры и испытание души – вот триединством им преодолеваемое. Судьба приготовила ему, моленному и обещанному сыну Характер в тяжких испытания он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и бесстыдства, нигде не отрекаясь от глубинной веры, Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпении составляют его неизменные черты.

В то же время испытание души, самое трудное испытания, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. О приобретая смирение, великую добродетель, которая связана с познанием свое греховности и не достоинства, своей немощи и ощущения Божия величия Ведь смирение, приходящее от самопознания, приближает человека к Богу, таким образом, вся жизнь Флягина становится осмысленной и душеполезной как освобождение через смирение и покаяние к спасению.

Он ощущает прекрасное, очарован красотою мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого находятся такие пронзительные и непосредственные слова, И о чем бы они говорил, чем бы он ни восхищался, обнаженная душа его трепещет в живом слове.

Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личной, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: Мне за народ очень помереть хочется. И воистину, что может быть прекраснее, чем отжать жизнь свою за свой народ!

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...