Изображение исторических событий в рассказе дракон. В.и.заика анализ рассказа евгения замятина "дракон"


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

учитель высшей квалификационной категории

Политическая сказка Евгения Замятина «Дракон»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тип урока: урок-исследование.

Цели и задачи урока:

· проведение анализа идейно-художественных особенностей политической сказки Евгения Замятина «Дракон» в форме урока-исследования (с постановкой и решением проблемных задач литературоведческого характера);

· формирование целостного представления об особенностях художественного мира Евгения Замятина, о глубинных связях между сказкой «Дракон» и романом «Мы»;

· развитие когнитивных и креативных способностей.

Оснащение:

на доске – портрет писателя, его имя и название сказки, ниже – дата написания (1918); на обороте крыла доски – имя писателя, название романа «Мы», дата написания (1921) (записи расположены таким образом, чтобы при повороте крыла они были симметричны и складывались в единое целое);

карточки с заданиями для работы в парах.

ХОД УРОКА

1. Эпиграф урока: «О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…»

Слово учителя.

– Сегодня мы действительно совершим ряд «чудесных открытий», потому что проводим урок-исследование, урок практического анализа необычного художественного текста – политической сказки Евгения Замятина «Дракон».

2. Знакомство с основными вехами биографии Евгения Замятина (обращаем внимание на его прозвище «Англичанин», на организацию травли после опубликования в 1929 году в Чехии романа «Мы») – сообщение учащихся (индивидуальное домашнее задание).


3. Чтение отрывка из письма Замятина к Сталину, в котором он излагает просьбу разрешить ему отъезд за границу и говорит о возможности стать «английским писателем».

Приговоренный к высшей мере наказания – автор настоящего письма – обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою. (…) Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли. (…)Если обстоятельствами я буду приведен к невозможности быть русским писателем – может быть, мне удастся стать на время английским, тем более, что по-русски об Англии я уже писал, а писать по-английски мне немногим труднее, чем по-русски <…>».

ВЫЗОВ (постановка проблемы).

2. – К какому художественному методу можно отнести данное произведение?

ОСМЫСЛЕНИЕ (исследование политической сказки Замятина «Дракон»).

Чтение вслух сказки Замятина по эпизодам и выявление ассоциативных связей с произведениями русской и зарубежной литературы на уровне темы, мотивов, героев, проблем и стилевых особенностей (домашнее задание).

ДРАКОН

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой , несся в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если б не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые. И дыра в тумане: рот.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- …Веду его: морда интеллигентная – просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

- Ну и что же – довел?

- Довел: без пересадки – в Царствие Небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а? Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это было явно слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.

- Стервь этакая: будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо… Ну ска-жи ты!

Изо всех сил дул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконовых лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-пыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.


Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Предполагаемые ответы:

    заголовок – Евгений Шварц «Дракон»; предложения 1,2 – образ холодного Петербурга – Гоголь «Шинель», Блок «12»; образ «живого» Петербурга – Достоевский «Белые ночи»;
    предл. 3 – «ледяное солнце» - «черный диск солнца» в финале романа Шолохова «Тихий Дон»; предл. 4 – слова как «белые, круглые дымки» – Писахов «Мороженые песни»; предл. 5 – образ несущегося трамвая – Гоголь «Мертвые души», Гумилев «Заблудившийся трамвай», Блок «На поле Куликовом» - образы мчащихся вперед тройки, трамвая, кобылицы; предл. 6 – «На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несся в неизвестное» – стиль Платонова, «Котлован»; предл. 7,8 – портрет красногвардейца – Иванушка-дурачок в русских сказках и главный герой романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; предл. 9 – «И дыра в тумане: рот» – Герберт Уэллс «Человек-невидимка»; предл. 11-16 – разговор об убийстве – Шолохов «Тихий Дон», Чубатый и его «баклановский» удар, убийство пленного; предл. 21-25 – идея «вочеловечивания» – Шолохов «Жеребенок», «Чужая кровь»; предл. 31-33 – сцена возвращения воробья к жизни – идея фатализма («в предписанный судьбою момент») в романе Лермонтова «Герой нашего времени»; предл. 34-37 – исчезновение в драконе признаков «человечьего мира» - Мишка Кошевой из романа Шолохова «Тихий Дон», «проводник в Царствие Небесное» - Харон из мифов Древней Греции; предл. 38 – мотив несущегося в неизвестное скрежещущего трамвая как рефрен – рефрен в «Слове о полку Игореве», в «Песне … про купца Калашникова» Лермонтова; особенный, «кинематографический», способ монтажа эпизодов – Бунин «Легкое дыхание».

2. Обобщение.

· обращение к образу Петербурга, наделение его качествами человека;

· использование пейзажа как средства передачи психологического состояния человека;

· образ главного героя – маленького, неказистого человека;

· обращение к образу революции; столкновение народа и интеллигенции;

· психологизм ситуации;

· использование мотива дороги, движения как знакового для авторского замысла;

· особая роль деталей;

· уподобление человека животному и животного – человеку;

· жанр – сказка, хотя и особого типа (политическая).

С европейской литературой его сближает

· образ дракона, не характерный для русской культуры;

· мотив шинели без человека («Человек-невидимка» Герберта Уэллса);

Вывод: произведение Евгения Замятина обнаруживает несомненную связь прежде всего с традициями русской классики. Это, конечно, русское произведение, но с особенной стилистикой и особенной формой изложения. Евгений Замятин, бесспорно, русский писатель.

3. Самостоятельная работа в парах над заданием с карточек (5 минут).

А. Выделите эпизоды в сказочном рассказе Замятина; понаблюдайте за изменениями художественного пространства в нем; найдите особенности течения художественного времени.

(Эпизоды: пейзаж зимнего Петербурга; разговор в трамвае об убийстве «интеллигента» - потеря «драконом» человеческого начала; спасение замерзающего воробья – временное обретение человеческого образа; продолжение маршрута – возврат к облику «дракона». Художественное пространство: первый абзац – общий вид зимнего Петербурга, со второго – задняя площадка несущегося трамвая. Параллельно идет представление двух миров: земной, «бредовый» и «человечий», то есть мир души. Художественное время течет неравномерно: сначала оно дано как нечто застывшее – в пейзаже города; затем с образом несущегося трамвая оно ускоряется; в сцене с воробьем замедляется, чтобы перейти позже в некое символическое время. Несущееся в неизвестность.)

Б. Охарактеризуйте форму повествования. Какова авторская позиция? Какими средствами она передается?

(Форма повествования – от третьего лица, от лица повествователя. Прямо автор себя не показывает, но авторская оценка проявляется в негативном портрете красноармейца, в авторской характеристике – «проводник в Царствие Небесное», в пейзаже: революционный Петербург «горел и бредил».)

В. Охарактеризуйте героя. Какими средствами создает автор его образ? Почему в диалогах нет авторских слов?

(Герой – солдат с винтовкой, явно красноармеец. По мнению Замятина, он потерял человеческий облик, стал просто «драконом». Он только что собственноручно убил интеллигента. В то же время солдат испытывает нежные чувства при виде замерзающего воробышка. Автор уверен: революция убивает в солдате человеческую душу. Образ красноармейца, героя революционного Петербурга, писатель создает с помощью портрета, сравнения, перифраза, речевой характеристики, поступков, художественной детали. Автор отстраняется от происходящего, оставляя все без комментария.)

Г. Понаблюдайте за приемом «художественная деталь» (портретная, пейзажная, вещественная), найдите примеры. Какие из них явно относятся к символическим?

(Портретные: большая. Не по росту шинель, пустые рукава, картуз, оттопыренные уши, щели глаз. Пейзажные: «седые решетки», «туманная занавесь». Вещественные: винтовка, трамвай. Две последние явно символические: человек с ружьем как символ эпохи революции и трамвай как символ несущегося времени.)

Д. Понаблюдайте за вариантами рефрена. Чем они отличаются?

(1. «И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи». Первое обращение к образу трамвая пока довольно нейтральное. Обращают на себя внимание лишь слова «вон из земного мира».

2. «Скрежетал и несся вон из мира трамвай». Эта фраза стоит сразу после портрета «дракона», она усиливает мотив опустошенности его души, отрыва от человеческого мира.

3. «Скрежетал трамвай». Скрежет трамвая заглушает человеческие слова, сказанные «драконом» воробью. Образ можно понять и в прямом, и в переносном смысле.

4. «Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай». Фраза удлинилась, и образ несущегося трамвая приобрел более зловещий и явно символический характер.)

4. Прослушивание ответов и обсуждение итогов исследования с целью установления соответствия данного произведения законам того или иного художественного метода.

Вывод: метод Замятина в данном произведении далек от реализма, это модернизм, символизм в прозе.

5. Творческий практикум.

Обсуждение возможности введения в финальную часть пейзажа. Определение места вводимой пейзажной зарисовки – до последнего предложения или после него.

Вывод: поместить пейзажную зарисовку надо именно перед последним предложением, так как в нем заключена очень важная мысль, помогающая увидеть эволюцию взглядов писателя: «трамвай 1918 года» в политической сказке писателя несется в «неизвестное», в «никуда». А уже через 3 года (переворачивается крыло доски – две записи складываются воедино) будет написана книга, где этот «трамвай» примчится в страшный, абсурдный мир Единого Государства из романа «Мы».

РЕФЛЕКСИЯ.

– Какие «чудные открытия» сделаны нами сегодня?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

– Составьте свою пейзажную зарисовку для финала сказочного рассказа в стиле Замятина. (Например: «Полыхнуло на миг горяче-стылое солнце и вновь утонуло в тумане».)

ИТОГИ УРОКА. ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

В рассказе Замятина можно выделить 5 частей.

1 пейзаж , рисующий образ больного бредового Петербурга . В этом туманном холодном мире временно существуют драконо-люди, изрыгающие в туманный мир туман. Было ясно: из этого ясного туманного бредового мира бредут вон колонны шпили и решетки. Над горячечным Петербургом ледяное солнце, как голубь над загоревшимся домом.

Люди выныривали из туманного больного мира в земной мир лишь когда произносили слова, но здесь, в туманном мире, слова-дымки тонули в тумане. Т.е. земной мир почти исчез: несущийся вон из земного мира трамвай.

2 портрет , рисующий дракона с винтовкой. Дракон странный , из частей тела названы только уши и рот – дыра в тумане, нос. Дракон, несмотря на огненное слово, пассивен, пуст. Зато катруз налезал, проглотил бы, засел. Щинель болталась, рукава свисали, сапоги загибались. Таким образом, получается, что дракон с винтовкой здесь пуст и пассивен, его драконья одежда ему не по росту. На трогательных оттопыренных ушах агрессивно-глагольная одежда дракона.

3 – фабульный событийный эпизод 1. Это рассказ дракона об убийстве , две его реплики, из которых мы узнаем четыре факта: факт 1: сопровождал арестованного, факт 2: с ненавистью и презрением относится к арестованному, факт 3: убил арестованного, факт 4: не сомневается в правоте своих действий. Причем уверенность в правоте действий и причина, и результат: Дракон, возмущенный, кроме интеллигентной морды, именно речью арестованного , заколол его. В описании внешности персонажа ничего нового: после диалога дыра в тумане заросла, зато нарочито повторено, что был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Подчеркивается признак пустоты. Пустота и ничтожность физическая (уши, одежда не по росту) становится пустотой, ничтожностью душевной. В противопоставлении «туманный, бредовый мир» / «земной мир» побеждает бредовый. Замятин констатирует: Новый мир - соскочивший, несущийся мир, соскочившее, сошедшее с нормальной колеи общество, не поддающееся управлению, не имеющее ясной цели. Завершающая фраза Скрежетал и несся вон из мира трамвай дает оценку этому бредовому миру и его представителю – дракону с ружьем. Этот новый герой ничтожный духовно и физически человечишка в драконьей одежде не по росту в бредовом мире оказывается проводником в Царствие небесное. Убил штыком за то, что разговаривает.

4 – второй событийный эпизод 2 начитается с союза И. И вдруг… дракон оживает (т.е. на миг проявляет человечность): выросли лапы, сбил картуз, появились глаза – щелочки из бредового в человечий мир. Но, как видно, оживает дракон – не человек. Интересно, что шинель присела, т.е. повиновалась, хоть и пустая, и сдалась – тогда уже сбил картуз, тогда уже глаза, тогда уже изо всех сил дул, и это были человечьи слова воробьенышу , но их не было слышно в туманном бредовом мире. Человек с винтовкой, безусловно, не человек, - дракон, чудовище. Но что-то человеческое все же осталось. Может, это последнее человеческое проявление дракона.

В эпизоде-1 идет речь о лишении жизни , в эпизоде-2 о возвращении жизни .

В эпизоде-1 собственно действием является рассказ (две реплики) о лишении жизни, убийстве: что произошло и как к происшедшему относится рассказывающий. Дракон рассказывает о том, как он убил. И наиболее важным здесь является именно отношение , поскольку собственно лишение жизни «объективно» здесь не представлено. Таким образом, об убийстве рассказано, оживление показано . В эпизоде 2 дракон оживил воробьеныша, но никак к этому не отнесся, лишь оскалил пасть (может, даже не заметил, скоро забудет). Затем глаза-щелочки в человечий мир захлопнулись. Картуз осел на ушах. Дракон, т.е. Проводник в Царствие Небесное, взял винтовку.

5 – финальный пейзаж про несущийся вон из человеческого мира трамвай. Это третий уже повтор. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Анализ рассказа показывает, что Евгений Замятин констатирует расчеловечивание мира холодной зимой 1918 год: дракон походя рассказывает, как лишил жизни человека, затем воскрешает к жизни воробья и несется вместе со всем свихнувшимся миром в неизвестное. Думаю, Замятину жутко.

1. Класс: 11

2. Предмет, тема урока: Литература, Урок развития критического мышления по рассказу Е. И Замятина «Дракон»

3. Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий): Основной

4. Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ :

  1. обучить новому методу анализа текста;
  2. дать представление о творчестве Е.И.Замятина.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ : развитие критического мышления;

  1. развивать умение внимательно читать и понимать текст;
  2. развивать умение обосновывать свою точку зрения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ :

  1. воспитание доброты, чуткости, порядочности;
  2. воспитание интереса к предмету.

5. Тип урока: получения новых знаний.

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: метод читательского прогноза, технология критического мышления через чтение.

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

8. Оборудование и основные источники информации: проектор, экран, компьютер, Power Point презентация.

9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

1. Учебно - познавательные

  1. Формулирование целей своей деятельности на уроке.
  1. Умение анализировать, обобщать, формулировать выводы.

2. Коммуникативные

  1. Способность высказывать свою точку зрения.
  2. Способность слушать и понимать точку зрения собеседника.
  3. Способность вести дискуссию.

3. Информационные.

  1. Владение методом читательского прогноза при анализе текста.

4. Ценностно-смысловые

  1. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
  2. Умение принимать решения, основываясь на идеалах добра и справедливости.
  3. Умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

5. Компетенции личностного самосовершенствования

  1. Уважительное отношение к чужой позиции.

10.Список использованной литературы:

1. Замятин Е.И. Мы. Рассказы // Эксмо. 2009.

2. Чураков Д.: Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в Советской России //М. 2007.

3. Берлянд И. Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур// М. 2005.

ХОД УРОКА

Мотивация

Слово учителя :

Наверняка, каждый из Вас неоднократно слышал, что современному человеку очень важно уметь мыслить критически. Давайте попробуем объяснить, что подразумевается под выражением «критическое мышление».

Обсуждение.

Слайд 1

Слово учителя :

Итак, мы выяснили, что понятие «критическое мышление» включает: самостоятельность, аргументированность, направленность на поиски здравого смысла.

Обсуждение:

  1. Важны ли нам эти компоненты при анализе художественного текста, при чтении?
  2. Что они нам дают?

Целеполагание

Слово учителя :

Сегодня, на уроке, мы постараемся освоить такой прием критического осмысления текста, как читательский прогноз. Это и будет нашей целью.

Слайд 2.

Слово учителя

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: “Этого я не ожидал!” Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Сегодня у нас на уроке интереснейшая вещь - рассказ Евгения Замятина «Дракон». Запишем тему, исходя из цели и материала урока: «Критический анализ рассказа Замятина «Дракон».

Слайд 3.

И мы постоянно будем “отгадывать” - что же там будет дальше в рассказе?

Усвоение нового материала

Слово учителя:

Посмотрим на название и уже начнем отгадывать.

Слайд 4.

Обсуждение:

  1. Предположите, какими будут время, место действия и сюжет рассказа с таким названием.

Слово учителя:

Чтобы проследить, совпадут ли наши предположения с тем, что будет в тексте, по ходу занятия мы заполним таблицу. Перечертите ее в тетради.

Слайд 5.

Слово учителя:

Заполним своим прогнозом первую колонку, пишем кратко! Ну и начнем читать.

Чтение отрывка.

Слайд 6

“Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи”.

Обсуждение:

  1. Итак, место действия – Петербург. Реальна или нереальна обстановка?
  2. Какие ощущения возникают?
  3. Обратим внимание на первые 2 слова, как это – люто?
  4. Почему солнце ледяное?
  5. Что это за круглые дымки, которые изрыгали «драконо-люди»?

Чтение отрывка.

Слайд 7

“На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот”.

Обсуждение:

  1. Вот и он – дракон. Какой он? Страшный?

Работа со словом картуз.

Слайд 8

Слово учителя:

Дракон не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий.

Но последнее предложение, рот, который назван всего лишь дырой, - все это звучит немного странно.

Заинтриговал Вас писатель? Будем отгадывать или прочтем еще небольшой кусочек?

Чтение отрывка

Слайд 9.

“Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- …Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

Ну, и что же - довёл?

Довёл: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель.

Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай”.

Обсуждение:

  1. О чём же этот разговор?

Слово учителя :

Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года. Давайте вместе постараемся вспомнить, что происходило в стране в это время.

  1. Какое историческое событие произошло на год ранее в России?
  2. Кто руководил страной в это время?
  3. Что происходило в это время в обществе?
  4. В чем состоит трагизм Гражданской войны для нашей страны?

Слайд 10

Слово учителя :

Итак, мы выяснили, что в рассказе показано послереволюционное время, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Это страшное время Гражданской войны, период раскола общества на противоборствующие группировки - «красные» и «белые», жестокая расправа с противниками, террор, постоянные страх и недоверие к каждому. Человек с винтовкой, которого мы увидели в рассказе, скорее всего, красноармеец.

Обсуждение:

  1. Он вёл другого - очевидно, политического противника… нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?
  2. Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но попытайтесь его представить! Как вы думаете, каковы мотивы его поведения? Почему он всё время пытался заговорить со своим провожатым?
  3. Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?
  4. Сожалеет ли “дракон” о своём поступке? С каким чувством он рассказывает о нём? Почему говорит - “штычком”, а не “штыком”?

Слово учителя :

Этот диалог в рассказе - самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображённая в рассказе, вовсе не сказочная - перед нами реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь.

Обсуждение:

  1. Сделайте вывод: какой дракон страшнее - сказочный (дышащий огнём, трёхголовый) или вот этот, замятинский - пустой?
  2. Почему этот - страшнее?
  3. Можно ли в чём-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным…

Обсуждение, заполнение таблицы.

Рассказ не закончен еще. Что ждет нас дальше?

Чтение отрывка

Слайд 11, 12

“И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы.

Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное”.

Обсуждение:

  1. Снова неожиданный поворот. Почему дракон-красноармеец человека убил, а воробьеныша спас?

Обсуждение, заполнение таблицы.

  1. Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

Чтение отрывка

Слайд 13

“Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай”.

Обсуждение, формулирование выводов

  1. Вот и закончился рассказ. Как вы поняли, есть ли у автора, оптимизм по отношению к человеческой личности?
  2. О чем этот рассказ?
  3. Можно ли, на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость?

Слайд 14 .

Рефлексия

Обсуждение:

  1. Посмотрите на таблицу, вспомните ход урока и скажите, что дал нам такой прием анализа, как читательский прогноз?
  2. Помог ли он нам критически осмыслить этот небольшой текст?

Домашнее задание:

1 уровень – написать рецензию на рассказ.

2 уровень – подготовить пересказ текста.

3 уровень – найти и выписать художественно-выразительные средства

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Самостоятельное Аргументированное Направленное на поиск здравого смысла

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Е. И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»

ДРАКОН Время? Место? Сюжет?

Читательский прогноз События в тексте

Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот.

Картуз - это мужской головной убор с жестким козырьком, фуражка

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: - … Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает! - Ну, и что же - довёл? - Довёл: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай.

Революция 1917 года Приход большевиков к власти Гражданская война

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана. - Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай. - Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай

О чем рассказ?

Домашнее задание 1 уровень: рецензия на рассказ 2 уровень: подробный пересказ 3 уровень: художественно-выразительные средства


Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

Разделы: Литература

Цель урока:

Путем анализа рассказа Е. Замятина "Дракон" определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека".

Рабочие цели :

Закрепление навыков анализа произведения малой формы.
- Развитие умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого путём сопоставления знаний, умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.
- Формирование нравственно-эстетических взглядов учащихся.

Организация работы :

1. Оформление:

Портрет Е. Замятина.

Тексты рассказа Е. Замятина "Дракон".

Иллюстрации картин художников-экспрессионистов:

Т. Владова "Игра в гуся"
А. Бродский "Шейх"
В. Козлов "Синегория"

2. Музыкальное оформление:

А. Скрябин. Симфония № 1 ми мажор, соч. 26.

Оформление доски:

Тема: " Рассказ Е. Замятина "Дракон" как отражение новой действительности и "нового" человека".

Эпиграф к уроку:

Вот – Любовь
Того вампирственного века,
Который превратил в калек
Достойных званья человека!
А. Блок
("Возмездие")

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Произведения о революции и гражданской войне поражают своим драматизмом. В них сколько описаний горя, страданий, мучений, смерти. Авторы этих произведений не боялись смотреть правде в глаза и сумели показать, из какого повседневного "черного" труда складывалось строи­тельство "нового мира" и образ "нового" человека, созданного стихией революции и гражданской войны. В основе этого образа – двойственность человеческой натуры, где, как отмечает Е. Замятин, "гордый хомо еректус становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке побеждает зверь. Возвращается дикое средневековье, стремительно падает цена человеческой жизни". Революция совершалась вместе с насилием, которое развязывало самые низменные инстинкты в человеке, поэтому многие авторы (А. Блок, М. Шолохов, Б. Пильняк, Е. Замятин…) задаются вопросом: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное?" Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в рассказе Е. Замятина "Дракон", с помощью анализа которого постараемся определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека". Давайте познакомимся с текстом рассказа.

2. Художественное чтение рассказа.

(Текст читает ученик, заранее подготовленный, чтение сопровождается музыкой А. Скрябина. Симфония № 1 ми мажор, соч. 26, часть 2. Allegro dramatico).

Вопрос: (ученику)
Что ты хотел выделить, подчеркнуть, передать интонационно в рассказе во время чтения ?

(В первую очередь, хотелось выделить драматизм ситуации, подчеркнуть особенности образа героя рассказа, передать обостренно эмоциональный характер всего произведения).

3. Обсуждение в форме эвристической беседы.

- Ваше впечатление от рассказа? (вопрос классу ).
Необычный, непонятный, очень эмоциональный рассказ.

- Какую роль, по-вашему, сыграл прозвучавший фрагмент симфонии А. Скрябина ?
Музыка помогла усилить восприятие рассказа, отразить его экспрессию, передать особенности той действительности, в которой происходят события, создать определенный настрой для понимания произведения).

- Как, на ваш взгляд, связываются слова А. Блока, вынесенные в эпиграф к уроку, и рассказ ?
Можно сказать, что слова Блока из поэмы "Возмездие" отражают основную мысль рассказа о том, как действительность влияет на формирование человеческой личности, когда меняются местами "высокое" и "низкое", когда человек проходит идеологическое и нравственное испытания. Эпитет в определении века "вампирственный" очень хорошо подчеркивает весь драматизм ситуации, в которой из человека, в первую очередь, "высасывались" нравственные основы, обнажая его первобытную сущность. Отсюда и сравнение с калеками – моральными калеками, утратившими духовное, нравственное начало. Кстати, сам А. Блок это хорошо показал в своей поэме "Двенадцать" в образе отряда красногвардейцев.

- Значит, тема рассказа Замятина характерна для русской литературы данного периода?
Да, к этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год".

4 . Анализ рассказа (работа с текстом по предложенным вопросам) .

- Чем же выделяется из этих произведений рассказ "Дракон" Е. Замятина?
Рассказ "Дракон" может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд нановую действительность и "нового" человека.

- Давайте остановимся подробнее на его особенностях. Первое, что привлекает внимание читателя, это название "Дракон"? Почему дракон?

(Зачитывается справка из толкового словаря: дракон – сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных ).

Скорее всего, название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона ("драконо-люди изрыгали туман", напоминая огнедышащего змея), также отразить внутреннюю (звериную) сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже. Наверное, в проявлении этих двух начал и формируется конфликт рассказа. А закладывается это уже в самом названии.

- Что же заставляет обозначить конфликт?

Окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Он тоже двойствен. Замятин показывает мир, разделенный на двое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий". Двоемирье новой действительности отражает двойственную сущность "нового" человека, рожденного этим миром. Связывают эти миры несущиеся "в неизвестное вон из земного мира трамваи".
Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. Изображая его, автор использует развернутые метафоры ("невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди") и сравнения ("изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки", "солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом"). С помощью оксюморона (" горячечное , небывалое, ледяное солнце", " Люто замороженный , Петербург горел и бредил") Замятин усиливает "бредовость" этого мира, показывая, что в этом мире все безумно и, в первую очередь, безумен человек, оказавшийся там.

- Но дракон, существующий "на трамвайной площадке, действует вполне осознанно.
Да, потому что его драконье начало сформировано идейным началом новой действительности. В данный момент, он – представитель новой власти, и символом этого становится винтовка (деталь, подчеркивающая значительность дракона), ведь все остальные атрибуты власти только снижают значимость образа ("Картуз налезал на нос и, конечно, поглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые.")

- Мы уже говорили, что одной из особенностей творческого стиля Е. Замятина становится отражение в нем особенностей эстетики экспрессионизма. По иллюстрациям картин Т. Владовой "Игра в гуся", А. Бродского "Шейх", В. Козлова "Синегория" видно, что художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира, тем самым как бы выражая мысль о несовершенстве мира и неблагополучии человека в нем. Как это отражено в рассказе Замятина "Дракон "?
Как и художники-экспрессионисты, Замятин не дает подробного изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в описываемом объекте самое впечатляющее, существенное. Это отражено, в первую очередь, в образе драконо-человека.

- Что необычно в создании образа драконо-человека?
Нет конкретизации образа, он формируется с помощью сопоставления портретных деталей, что также отражает двойственность персонажа. Рот – "дыра в тумане", руки – "красные драконьи лапы", "два глаза – две щёлочки". Единственная конкретная деталь – оттопыренные уши, на которых "картуз засел", что подчеркивает физическую мелкость данного персонажа. Возможно, одежда не по размеру должна подчеркнуть то, что человек находится не на своем месте.
Это отражает и речевая характеристика. По словам ("морда", "стервь", "воробьеныш", "трепыхнулся") и речевым оборотам ("Ну скажи ты на милость", "ей-бо…", "мать ты моя!") видно, что это малограмотный, скорее всего деревенский мужичок, захваченный историческим водоворотом. Причем, одним словом "стервь" он называет и интеллигента, которого конвоирует, и воробья, которого согреет. Меняется только интонация, с которой он это произносит: раздраженная (" И еще разговаривает, стервь, а?") и умилительно-радостная ("Стервь этакая; будто трепыхнулся, а?"). Надо отметить, что прием синтаксического параллелизма в данных предложениях также используется для подчеркивания двойственности образа человеко-дракона.
Скорее всего, герой не понимает всего происходящего, но, следуя идее, рьяно её защищает, в первую очередь, выступая против тех, кто превосходит его интеллектуально и имеет иные жизненные принципы. Его раздражает интеллигент, который не боится представителя новой власти ("и ещё разговаривает"), поэтому дракон с идейной легкостью отправляет его " без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком".
Но то, что не относится к идеологии, заставляет проявиться гуманному человеческому началу, отсюда жалость к воробышку и спасение его.
Интересно то, что эта двойственность отражена в портретных деталях. Так, когда происходит убийство, в образе дракона исчезает всё человеческое – остается только одежда ("Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель"). Только герой замечает птичку, как образ меняется ("из глубины – выросли красные, драконьи лапы"), появились " два глаза – две щёлочки из бредового в человечий мир", обозначились эмоции ("Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть"). И что ещё больше подчеркивает человечность образа – винтовка, символ власти, которая в этот момент "валялась на полу".
Но птичка улетела – и "бредовость" возвращается ("Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку").

- Какие бы мотивы вы выделили в рассказе?
Мотив безумия (бреда), от непонимания происходящего - абсурдность действий.
Мотив движения (образ трамвая, причем, связывая два мира, трамвай движется целенаправленно, так как не может сойти с рельс - он становится символом движения вперед, в будущее.)
Именно образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека.

- 1918г. Время создания рассказа. Эта дата как-то помогает понять идею произведения?
Становится понятным, что Е. Замятин, как и А. Блок в своей поэме "Двенадцать", изобразил в рассказе окружающую его действительность, то, свидетелем чего он стал и, в данный момент, оценивать происходящее не может. Он фиксирует то, что отметил его объективный и субъективный взгляд, чтобы в дальнейшем все это осмыслить и оценить. Как писал А.П.Чехов: " Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди".

Вывод:

- А как сейчас можно оценить значимость этого рассказа, смогли ли мы найти в нем ответ на вопрос, прозвучавший в начале урока: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное?"
Автор не дает нам прямого ответа, но образом драконо-человека он как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества. Своим рассказом "Дракон" Е. Замятин заставляет нас задуматься об ответственности за тот выбор, который сделает каждый из нас, так как именно этим мы определяем не только свою судьбу, но и судьбы будущих поколений.

Д/З : Прочитать рассказ Е. Замятина "Пещера", определить его идейно-художественные особенности, подготовить аргументированный ответ на вопрос: "В чем видит писатель причины трагизма человеческого бытия? (По рассказам Е. Замятина "Дракон" и "Пещера").

Литература.

  1. Е. Замятин. Избранное. М. ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРАВДА", 1989.
  2. Русская литература XX века, ч.1 (под ред. В. В. Агеносова). М. "Дрофа", 1997.
  3. Н. Векшин. Энциклопедия афоризмов. М. Столетие, 1997.
  4. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М. "Дрофа", 1999.
  5. В. Г. Воздвиженский. Е.И.Замятин. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. (Под ред. Ф. Ф. Кузнецова). М. "Просвещение", 1994.

Примечание: анализ данного произведения формирует у учащихся начальное понимание взглядов Замятина на новую действительность и "нового" человека". Это поможет увидеть развитие взглядов в других произведениях и более глубоко понять идейно-художественное своеобразие романа Е. Замятина "Мы".

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...