Литературное чтение еще мама. Конспект урока литературного чтения А.Платонов "Еще мама"


– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. – Правда, мама?
– Правда, правда, – ответила мать. – Чего тебе ходить!
– Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!
– Не надо, – сказала мать, – не надо!
А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.
– Ну что ж! – сказал Артем. – Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?
– Скоро, скоро, – ответила мать. – Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.
– Я чуть-чуть, – соглашался Артем. – А ты по мне дома не скучай!
– Не буду, сынок, я не буду скучать.
– Нет, ты немножко скучай, – сказал Артем. – Так лучше тебе будет – а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.
– А я тебя ждать буду, – сказала мать, – я тебе оладьев нынче испеку.
– Ты будешь ждать меня? – обрадовался Артем. – Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся, и не умри смотри, а меня дожидайся!
– Да уж ладно! – засмеялась мать Артема. – Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!
– Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, – сказал Артем. – Гляди, как я дышу, так и ты.
Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая, большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать.
– А теперь ступай один, – сказала мать. – Привыкай один ходить. Школу-то видишь?
– А то будто! Вон она!
– Ну иди, иди, Артемушко, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.
Артем задумался.
– Нету, она за тебя не будет, – тихо произнес Артем, – она чужая.
– Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!
Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.
Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Лилия Александровна Фомина,

учитель начальных классов,

«Почетный работник общего

образования Российской Федерации» ,

г.Курчатов, Курской области,

МБОУ «СОШ №4».

Урок литературного чтения

Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

УМК «Школа России»

Цель: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные – умение анализировать текст, определять жанровую принадлежность текста, контролировать уровень осмысления, глубину познания, расширить ассоциационные пространства, а именно – сравнение с другим произведением, чувственные ассоциации.

2. Развивающие: умение сравнивать, систематизировать, делать выводы, развивать критическое мышление, коммуникативные умения; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления текста

3.Воспитательные - развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям

Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ

Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения.

Оборудование:

1. Аудиозапись.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм А.Платонов «Еще мама»

3.Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы

1. Организационный момент

(слайд №1 музыка) Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его

тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы.

Скажите себе: Мне тепло и спокойно

2. Артикуляционная разминка.

На улице чудесное время года - весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте ее.

На экране: …Улыбкой ясною природа (слайд №2)

Сквозь сон встречает утро года….

Прочитайте выразительно

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

3. Проверка д\з

Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки

«Остановись, мгновенье…»

Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»

Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

4.Актулизация.

– К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

С. И. Ожегова сказано рассказ – это…(читает ребенок)

Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

- Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

Как звали главного героя этого рассказа?

Какая семья была у Артема?

Хотел ли мальчик идти в школу? П очему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

(с. 13 7-1 3 8) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя.

О чем он просил мать перед уходом?

(Чтобы она его обязательно дождалась)

(слайд №3)

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»



Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)

Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

(Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)

(Показать, к акие испытания выпали на долю Артема? )

Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

Давайте вспомним произведение Л.Толстого, где автор

рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок )

Как звали главного героя? (Филиппок )

Сравнить двух героев помогут мне наши исследователи и в конце урока нам расскажут, можете приступать. А мы продолжаем.

Представьте, что вы режиссеры и снимаете картину, какими качествами должен обладать главный герой?

– Подберите прилагательные, чтобы описать характер Артёма?

У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться.

смелый

добрый

воспитанный

ответственный

заботливый

5. ФИЗМИНУТКА (слайд №4 музыка)

Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню ? (Анна Герман «Колыбельная».)

6. Работа над содержанием

Как учительница встретила Артема в школе?

- Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

Почему? Какие пословицы знаете?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

(слайд №5)

- Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

    добрая

    умная

    заботливая

    ароматная

    трудолюбивая

    переживающая

    внимательная

    душевная

(Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

8. Стратегия “Ассоциации”.

Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? (МАМА)

Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова в свободные ячейки

Стратегия “Кластер”. (слайд №6)

Составление кластера к слову мама.

Тепло, уют, забота, облако, дом, семейный очаг, любовь,

нежность, дорога, цветок, радуга, солнце, пирог, книга, доброта, песня, колыбель…

Мы с вами мыслим одинаково, и у меня мама ассоциируется с такими же словами.

Такой вид работы в литературе называется кластером

Представьте, что вы художники, чтобы вы нарисовали к слову мама? Давайте пофантазируем. Я бы нарисовала цветок

9. Построение сюжетной линии. Парная работа.

Сюжетный треугольник

У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.

Проверка (слайд №7)

Какой рисунок оказался лишним? Рассказ в учебнике напечатан в сокращении.

Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

(слайд №8)

И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

- Мама! – закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

- Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

- У –у –у! – прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

- Я прогоню быка.

Артём не поверил.

- Да. А ты не мама!

- Мама!...Сейчас я тебе мама!

- Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

- Я ещё. Я тебе ещё мама!...

Почему Артем не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама)

Давайте предоставим слово нашим исследователям

10. Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

9. Подведение итогов

В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

Для чего вам нужна близость матери?

Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили.

Предлагаю ответить на вопросы, на сколько вы были внимательными читателями, которые будут мне сигналом. У каждого на столе вопросы)

1. Сколько лет Артему?

2. Где сидел Артем во время урока?

3. Какие первые слова написал мальчик?

4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

Проверка (слайд №9)

Проверьтесвои ответы. Кто допустил ошибки?

Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.

И если вы считаете, что у нас сегодня с вами получился диалог, если я смогла вас расположить к себе, вы почувствовали, что я для вас была еще мамой – покажите мне сигналом, как показано на экране. (слайд №10)

Исследовать и сравнить героев разных произведений (сходство и различие)

    Главный герой мальчик

    Жил в селе. В крестьянской семье.

    Жил с мамой.

    Жил с мамой, папой, бабушкой, старшим братом

    Отношение к школе первый раз идет в школу

(----желание учиться, убежал, когда родители ушли.

Не хотел, но пришло время идти в школу)

    Знал буквы, не знал

    Путь в школу (опасным, по дороге встречается собака)

    Характер у мальчиков: ---решительный, смелый, любознательный, но не послушный

Смелый, добрый, заботливый, воспитанный)

    Встреча с учителем почувствовал доброжелательное отношение, взаимопонимание, теплую обстановку,

    Стал с удовольствием ходить в школу, потому что нашел поддержку учителя, почувствовал материнскую заботу

Артемка из рассказа «Еще мама»

Филипп из рассказа «Филиппок»

Разные писатели, разные герои и их характеры. Но главное и в одном и в другом рассказе - отношение учителя к герою, ее материнская любовь, забота, внимание, доброта.

Цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные:

  • активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
  • способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
  • совершенствование устной речи;
  • уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Учитель: Сегодня внимательно и вдумчиво перечитывая рассказ Платонова «Еще мама», мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит еще мама?». Почему рассказ так называется? Для ответа на этот вопрос вспомним основные пункты плана, который мы составляли на прошлом уроке и, опираясь на этот план, проведем различные виды работ, чтобы ответить на главный вопрос: «Что значит еще мама?».

План (на доске):

  1. Разговор Артема с мамой.
  2. Дорога в школу.
  3. Встреча с учительницей.
  4. Тревожные мысли Артема.
  5. Работа с иллюстрацией.
  6. Артем учится.
  7. Утро следующего дня.

Учитель: Всем известно, что самое дорогое для всех слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Лучше мамы нет никого на свете! У нее самые добрые и ласковые руки, которые умеют делать все, самое нежное сердце, которое любит нас бескорыстно. Мама всегда придет на помощь, подскажет, научит, защитит.

Сейчас мы обратимся к главному герою рассказа – Артему, узнаем, как он относится к своей маме. Для этого мы выразительно прочитаем по ролям разговор мамы с сыном.

Выразительное чтение по ролям (Приложение 1).

После чтения – ответы на вопросы.

Учитель: Почему Артем не хотел идти в школу?

Ученик: «А то я пойду, а ты заскучаешь по мне»; не хочет, чтобы мама скучала.

Учитель: Что случилось, когда прошло лето?

Ученик: Когда наступило лето, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу.

Учитель: Как повел себя Артем?

Ученик: Артем не сопротивлялся, не вырывал свою руку, согласился поучиться чуть-чуть, просил маму не скучать, а потом: «Нет, ты немножко скучай, так тебе лучше будет» (чувствует ее состояние, заботится о ней).

Учитель: А что мама обещает?

Ученик: Ждать его, испечь оладьи.

Учитель: Какие слова говорят о том, что Артем тревожится, переживает, беспокоится?

Ученик: Не плачь по мне, ты не бойся, не умри, смотри, а меня дожидайся.

Учитель: Какой наказ дала мама Артему?

Ученик: «Учительницу там слушайся, она вместо меня будет».

Артем не соглашается – «Она чужая.»

Привыкнешь. Апполинария Николаевна тебе как родная будет.

Учитель: Итак, мама проводила Артема в школу. Что приключилось с Артемом по дороге в школу? Что его беспокоило? Об этом нам расскажет Егор.

Пересказ отрывка «Дорога в школу» (Приложение 2).

Егор: По дороге в школу опять думает о маме. Матери не было видно, она уже дома должно быть, это хорошо, значит волк ее не съест.

Учитель: А сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Филиппок», который подготовила Вика.

Подумайте, в чем сходство и в чем отличие этих двух отрывков, рассказанных Викой и Егором»?

Пересказ девочки отрывка Л.Н Толстого «Филиппок» (Приложение 3).

Ученики:

Сходство: в первый раз мальчики идут в школу, опасности в дороге: собаки, только в рассказе Платонова еще и гуси.

Отличия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был маленький и его никто не провожал. Филиппок настойчив. Артема провожала мама, он не хотел идти в школу, он пошел, чтобы не огорчать маму (Артем добрый!). Филиппок знал буквы, Артем – нет. Филиппок интересовался школой, Артему ничего не было известно.

Физкультурная пауза.

Погореловский «Попробуй волшебником стать».

Егор:

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.

Вика:

Олеся:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Егор:

Понять и исполнить
Желанья другого-
Одно удовольствие, честное слово.

Кирилл:

И ты совершаешь
Веселое чудо;
Ковер засверкал,
Засияла посуда,
И ахнула мама,
Вернувшись домой:

Вика:

Да это как в сказке,
Волшебник ты мой.

Кирилл проговаривает слова, все ребята выполняют эти движения:

«Маму я свою люблю,
Я ей дров наколю,
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.»

Ребята садятся за парты и выполняют упражнения для глаз:

  1. Взгляд вверх, вниз, вправо, влево (5-6 раз).
  2. Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
  3. Дотроньтесь указательным пальцем до носа и зафиксируйте на нем взгляд. Палец медленно отводить на расстояние 30-35 см и так же медленно приближать обратно к кончику носа, не отрывая взгляда (повторить 3 раза).
  4. Круговыми движениями массируйте круговую мышцу глаза и мышцу, поднимающую верхнее веко (3-5 раз).
  5. Пальминг.

Учитель: Итак, Артем приходит в школу. Прочитаем встречу с учительницей по ролям, за мальчика – Егор.

Учитель: Понравилась ли вам учительница? Чем? Какие ее поступки говорят о том, что она поступает как мама.

Ученики:

Как мама, она смогла убедить сделать то, что не хотел.

Как мама подняла на руки и понесла.

Пахнет от нее так же как от матери – «теплым хлебом и сухою травой».

Прижался к ней, и она оставила его у себя на коленях.

С неподдельным участием чутко и внимательно отнеслась к его ране.

Почувствовала его тревожное состояние, успокоила.

Лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, как будто она играть с ним хотела, как маленькая.

Учитель: Во всех ситуациях Аполлинария Николаевна поступает как мама, подтверждаются слова Евдокии Алексеевны, «она, Аполлинария Николаевна, будет еще одной мамой».

Учитель: Поведение Артема на уроке. Идет урок, а о чем же думает Артем?

От имени Артема его мысли передаст Кирилл (от первого лица – «Я») (Приложение 5).

Что тревожило Артема?

Ученик: Переживает за маму. «А жива ли она, не померла ли от чего-нибудь?»

Учитель: Отношение учительницы к ученику?

Ученик: Она почувствовала его тревогу, поинтересовалась, успокоила (чуткая, внимательная, заботливая).

А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).

Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.

Рисунок 1

Кого изобразил художник? В какой обстановке?

Как они нарисованы?

Что делает учительница?

Ответные действия Артема?

Ученик: Художник изобразил Артема и Аполлинарию Николаевну в ее доме.

На стене различные картины и фотографии, видна верхняя спинка дивана. У учительницы живые цветы.

Учительница изображена в лиловом платье и синем жикете. На Артеме голубая рубашка. Необыкновенные волосы солнечного цвета.

Учительница что-то весело рассказывает, жестикулирует, улыбается.

Артем внимательно с неподдельным интересом смотрит на учительницу.

Учитель: Соотнесите этот рисунок с описанием в произведении. Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?

Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик).

Учитель: Сценку урока покажут Кирилл и Олеся (Приложение 6).

Как она убедила учиться Артема, ведь он не хотел?

Ученик: Она объяснила ему, что мама будет горевать: «Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она, и сама заплачет.»

Учитель: Научился ли Артем чему-нибудь в первый школьный день?

Ученик: Да, научился писать.

Учитель: Какие первые слова написал мальчик.

Ученик: «Мама», «Родина».

Инсценировка, мама провожает в школу сына (Приложение 7).

Учитель: Как восприняла Евдокия Алексеевна сообщение сына, что ему пора в школу? Не обиделась ли она?

Ученик: Сообщение сына, что ему пора в школу, восприняла немного с грустью, но и с радостью одновременно, потому что она поняла, что к учительнице Артем относится как к маме, следовательно, будет стараться делать все, чтобы не огорчать учительницу; и все это будет только радовать маму!

И мама пожелала Артему: «Учись там и расти большой».

Заключение.

Учитель: Школьные годы у Платонова описаны так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».

Своим рассказом «Еще мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Домашнее задание: подробный пересказ эпизода: «Встреча с учительницей».

– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. – Правда, мама?

– Правда, правда, – ответила мать. – Чего тебе ходить!

– Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

– Не надо, – сказала мать, – не надо!

А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

– Ну что ж! – сказал Артем. – Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

– Скоро, скоро, – ответила мать. – Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

– Я чуть-чуть, – соглашался Артем. – А ты по мне дома не скучай!

– Не буду, сынок, я не буду скучать.

– Нет, ты немножко скучай, – сказал Артем. – Так лучше тебе будет – а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

– А я тебя ждать буду, – сказала мать, – я тебе оладьев нынче испеку.

– Ты будешь ждать меня? – обрадовался Артем. – Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся, и не умри смотри, а меня дожидайся!

– Да уж ладно! – засмеялась мать Артема. – Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

– Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, – сказал Артем. – Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая, большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать.

– А теперь ступай один, – сказала мать. – Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

– А то будто! Вон она!

– Ну иди, иди, Артемушко, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

Артем задумался.

– Нету, она за тебя не будет, – тихо произнес Артем, – она чужая.

– Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, – решил Артем, – они живут вместе с орлами!»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Платонов Андрей

Андрей Платонов

А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! - сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

Правда, правда, - ответила мать. - Чего тебе ходить!

Чего мне ходить? Ничего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

Не надо, - сказала мать, - не надо!

А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

Ну что ж! - сказал Артем. - Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

Скоро, скоро, - ответила мать. - Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

Я чуть-чуть, - соглашался Артем. - А ты по мне дома не скучай!

Не буду, сынок, я не буду скучать.

Нет, ты немножко скучай, - сказал Артем. - Так лучше тебе будет, а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

А я тебя ждать буду, - сказала мать, - я тебе оладьев нынче испеку.

Ты будешь ждать меня? - обрадовался Артем. - Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

Да уж ладно! - засмеялась мать Артема. -Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, - сказал Артем. - Гляди, как я дышу, так и ты.

Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа - ее целое лето строили, - а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов - дворов десять или одиннадцать.

А теперь ступай один, - сказала мать. - Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

А то будто! Вон она!

Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

Артем задумался.

Нету, она за тебя не будет, - тихо произнес Артем, - она чужая.

Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. "Это страшные дикие птицы, - решил Артем, - они живут вместе с орлами".

На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями, животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его.

"Ктой-то это? - подумал Артем. - Волк, что ли?" Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, - и не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.

Артем узнал собаку Жучку.

Жучка, это ты?

Р-р-р! - ответила собака-волк.

Тронь только! - сказал Артем. - Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она виднеется!

Ммм, - смирно произнесла Жучка и

шевельнула хвостом.

Эх, далече еще до школы! - вздохнул Артем и пошел дальше.

Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

Это ктой-то еще? - напугался было Артем. - Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик - ты видишь!

Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

Спрятался? - сказал Артем. - Покажись только!

На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух.

Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет.

Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: "Ффурфурчи!"

Не трожь меня: мне некогда! - ответил Артем и выбежал на середину улицы.

На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили.

А ты знаешь жирный шрифт? Ого! - сказал мальчик из другой деревни.

А еще двое говорили:

Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелёта проходили.

"А я ничего не знаю, - подумал Артем, - я только маму люблю! Убегу я домой!"

Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне. Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе.

Аполлинария Николаевна подошла к нему:

А ты чего? Оробел, что ли?

Я к маме хочу, - сказал Артем и закрыл лицо рукавом. - Отведи меня скорее ко двору.

Нет уж, нет! - ответила учительница. - В школе я тебе мама.

Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла.

Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, - она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая.И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой.

В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях.

Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! - сказал один мальчик.

Я не толстый! - ответил Артем. - Это меня орел укусил, я раненый.

Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

Где? - спросила учительница. - Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

А вот тута! - Артем показал ногу, где гусак его защемил.

Учительница оглядела ногу.

До конца урока доживешь?

Доживу, - обещал Артем.

Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает.

Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

А ты чего, Федотов Артем, ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

Без меня потушат? - спросил Артем.

Без тебя управятся.

После уроков Артем первым побежал домой.

Подожди, подожди, - сказала Аполлинария Николаевна. - Вернись назад, ты ведь раненый.

А ребята сказали:

Эк, какой - инвалид, а бегает!

Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто, хорошо.

Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко - щипок гусака - белой марлей.

А мама твоя будет горевать! - сказала Аполлинария Николаевна. - Вот горевать будет!

Не будет! - ответил Артем. - Она оладьи печет!

Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться - значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...