Мартынов годы жизни. Евгений Мартынов: странная смерть советского певца


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Евгений Григорьевич Мартынов (1948-1990) - советский эстрадный певец и композитор.

Родился 22 мая 1948 года в Камышине (ныне Волгоградская область). Отец, командир стрелкового взвода, вернулся с войны инвалидом, мать была медсестрой на фронте. Через 5 лет семья переехала в Донбасс (на родину отца), г. Артёмовск. Женя рано проявил способности к музыке. Отец научил его играть сначала на баяне, затем на аккордеоне. Окончил артёмовское музучилище по классу кларнета. В 1967 году поступил в Киевскую консерваторию имени П. И. Чайковского, однако вскоре перевелся в донецкий музыкально-педагогический институт (ныне консерватория имени С. С. Прокофьева), который досрочно закончил в 1971 году, по классу кларнета.

В 1972 году в Москве в качестве композитора познакомился с Майей Кристалинской, которая впервые исполнила его песню «Берёзка» на стихи С. Есенина и представила молодого композитора публике в театре эстрады. В том же году по центральному телевидению прозвучала песня «Моя любовь» в исполнении Гюлли Чохели.
С 1973 года Евгений Мартынов жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении «Росконцерт» (солистом-вокалистом), а затем в издательствах «Молодая гвардия» и «Правда» (музыкальным редактором-консультантом). Член Союза композиторов СССР с 1984 года.

За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов Е. Г. был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов, - в частности на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске (1973 г.), Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1973 г.), всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса» (1974 г.), международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии (1975 г.), международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии (1976 г.).

В своём творчестве Евгений Мартынов опирался на наиболее удачные лирические или гражданственные стихотворения И. Р. Резника, А. Д. Дементьева, Р. И. Рождественского, М. С. Пляцковского и других выдающихся советских поэтов. Мелодии Мартынова красивые, порой весьма прихотливые, светлые и душевные, хорошо оркестрованные.

Голос Мартынова - очень звонкий, бархатный мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр является отличительной чертой мартыновского голоса. Благодаря сценической внешности, личному обаянию, а также вдохновенной, оптимистической манере пения Мартынов нёс заряд положительных эмоций, передавая слушателю чувство радости и восхищения. Даже трагические и драматические по сюжету песни («Лебединая верность», «Баллада о матери» и пр.) у Мартынова заканчиваются светло и возвышенно. Популярность Мартынова в СССР никогда не снижалась на всём протяжении его творческой жизни.

Песни Мартынова исполняли выдающиеся советские певцы 1970-1980-х годов - София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Вадим Мулерман, Александр Серов, Георгий Минасян, Мария Кодряну, Михаил Чуев, Эдуард Хиль и другие.

Жизнь Евгения Мартынова трагически оборвалась на сорок третьем году, 3 сентября 1990 года. Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность.
Обстоятельства смерти описываются очевидцами неоднозначно. По словам случайного знакомого, певец почувствовал себя плохо в лифте. Вероятно, Мартынова можно было спасти, если бы ему вовремя была оказана квалифицированная медицинская помощь. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Незадолго до смерти, 27 августа 1990 года на отборочном выпуске фестиваля «Песня года - 90» исполнил свою последнюю песню «Марьина роща» на стихи Ильи Резника.

Награды и премии

Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, 1973 г.
Лауреат X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, Берлин, 1973 г.
Гран-при международного конкурса эстрадных песен «Братиславская лира», Братислава, 1975 г., (впервые на конкурсе победил представитель СССР)
Серебряная медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии, 1976 г.
Премия Ленинского комсомола (1987) - за создание произведений для детей и юношества и большую работу по эстетическому воспитанию молодёжи

Женя должен был везти отца в клинику, но его машина упорно не заводилась. И он отправился искать слесаря, который когда-то уже помогал ему её чинить. По дороге зашёл в отделение милиции, поговорил со знакомыми ребятами, попросил у них рюмку водки - сказал, что сердце ноет. Водки не было, и он пошёл дальше.
Часа через полтора домой перезвонили из милиции, трубку сняла мама. Ей сказали, что с Женей произошло несчастье и он в больнице. Обещали перезвонить, но звонка всё не было. Тогда отец сам пошёл в отделение милиции - ему, как мужчине и солдату, сказали правду.

Женю нашли без сознания в подъезде шестого корпуса дома № 10 по улице Гарибальди. Туда брат пришёл с двумя слесарями, которые обещали починить его «Волгу».
Перед этим распили бутылку водки. По словам собутыльников, Женя только пригубил, они же допили остальное. Увидев, что заказчику стало плохо, эти люди сначала сбежали, а потом так напились, что у милиции не было никакой возможности допросить их. Якобы в тот подъезд они шли к таксисту, который однажды уже чинил машину брата. Но когда милиция попробовала того отыскать, выяснилось, что такой человек никогда в этом доме не жил.

Врачи что говорили: вашего брата можно было спасти?

Реанимационные меры запоздали, потому что прибывшие на место происшедшего милиционеры почему-то сначала привели педиатра из соседней поликлиники, которая, конечно же, ничем не могла помочь, и только потом вызвали «скорую».

В официальном заключении о смерти Жени написано: «Острая сердечная недостаточность», но в этом деле и сегодня гораздо больше вопросов, чем ответов.

Обстоятельства смерти Евгения Мартынова неоднозначны: его близкие не верят в сердечный приступ, считают, что это было убийство. А что думаете вы, бывший следователь?

К сожалению, в последние годы я общался с ним не так часто, как хотелось бы, и о его смерти узнал из телевизионных новостей. Не стал звонить, а сразу же поехал к Мартыновым домой - они тогда уже жили на улице Пилюгина. Помню, меня поразили разбитые стеклянные двери в подъезд, сразу мелькнула мысль: что-то тут не так. Но потом, узнав все обстоятельства дела, пришёл к выводу, что смерть Жени всё-таки была естественной. К тому всё шло - его перестали приглашать на концерты, всячески затирали, у него были проблемы с телеэфирами, он очень сильно из-за этого переживал, и сердце не выдержало.

Eternaltown.com.ua›биографии/4243

Задача данной статьи - выяснить, что же стало причиной смерти замечательного эстрадного певца и композитора ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

13 14 31 50 78 92 107 110 116 119 123 129 143 153 163 167 184 194 198 213 230 259 265 268 278 302
М А Р Т Ы Н О В Е В Г Е Н И Й Г Р И Г О Р Ь Е В И Ч
302 289 288 271 252 224 210 195 192 186 183 179 173 159 149 139 135 118 108 104 89 72 43 37 34 24

6 9 13 19 33 43 53 57 74 84 88 103 120 149 155 158 168 192 205 206 223 242 270 284 299 302
Е В Г Е Н И Й Г Р И Г О Р Ь Е В И Ч М А Р Т Ы Н О В
302 296 293 289 283 269 259 249 245 228 218 214 199 182 153 147 144 134 110 97 96 79 60 32 18 3

МАРТЫНОВ ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ = 302 = 173-НЕНОРМАЛЬНЫЙ + 129-РИТМ СЕРДЦА.

302 = 230-СМЕРТЬ ОТ ИНФАРКТА + 72-МИОКАРД\ а \.

Смотрим столбец в верхней таблице:

230 = СМЕРТЬ ОТ ИНФАРКТА
______________________________
89 = КОНЧИНА

302 = 198-ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ + 104-СЕРДЦА ОТ...

198-ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ - 104-СЕРДЦА ОТ...= 94 = ИНФАРКТА.

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 3.09.1990. Это = 3 + 09 + 19 + 90 = 121 = РАЗВИТИЕ ИНФА\ ркта \.

302 = 121-РАЗВИТИЕ ИНФА\ ркта \ + 181-СМЕРТЬ ОТ ИНФ\ аркта \.

Смотрим столбец:

78 = ВНЕЗАПНО
______________________________________________
252 = 129-ПРЕКРАЩЕНО + 123-СЕРДЦЕБИЕНИЕ

252 - 78 = 174 = СЕРДЕЧНЫЙ ИНФА\ ркт \.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 236-ТРЕТЬЕ СЕНТЯБРЯ + 109-\ 19 + 90 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \ = 345.

345 = 186-КАРДИОГЕННЫЙ ШОК + 159-ПРИВЁЛ К СМЕРТИ.

Справка:

Кардиогенный шок - это острая левожелудочковая недостаточность крайней степени тяжести, развивающаяся при инфаркте миокарда.

24farm.ru›Кардиология›Кардиогенный шок

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 9-ДВА = 85 = МГНОВЕНИЕ, УМИРАНИ\ е \.

302 = 85-СОРОК ДВА + 217-КОНЧИНА ОТ ИНФАРКТА.

217 - 85-СОРОК ДВА = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Смотрим столбец в нижней таблице:

84 = СОРОК ДВ\ а \
___________________________________________
228 = УМЕРШИЙ ОТ ИНФАРКТ\ а миокарда \

228 - 84 = 144 = ЗАКОНЧИЛАСЬ \ жизнь \.

302 = 135-УМЕРШИЙ ОТ...+ 167-ИНФАРКТА МИОКАРДА.

302 = 14-БЕДА + 288-СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНО\ сть \.

Текст песни «Лебединая Верность»

Слова А.Дементьева
Музыка Евг.Мартынова

Над землёй летели лебеди
Солнечным днём,
Было им светло и радостно
В небе вдвоём.
И земля казалась ласковой
Им в этот миг...
Вдруг по птицам кто-то выстрелил -
И вырвался крик:
"Что с тобой, моя любимая?
Отзовись скорей -
Без любви твоей
Небо всё грустней.
Где же ты, моя любимая?
Возвратись скорей -
Красотой своею нежной
Сердце мне согрей".
В небесах искал подругу он,
Звал из гнезда,
Но молчанием ответила
Птице беда.
Улететь в края счастливые
Лебедь не мог -
Потеряв подругу верную,
Он стал одинок.
"Ты прости меня, любимая,
За чужое зло,
Что моё крыло
Счастья не спасло.
Ты прости меня, любимая,
Что весенним днём
В небе голубом, как прежде,
Нам не быть вдвоём".
И была непоправимою
Эта беда,
Что с подругою не встретится
Он никогда.
Лебедь вновь поднялся к облаку,
Песню прервал.
И, сложив бесстрашно крылья,
На землю упал.
Я хочу, чтоб жили лебеди
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди
Над землёй моей,
Над судьбой моей летите
В светлый мир людей.

Евгений МАРТЫНОВ трагически ушел из жизни почти два десятилетия назад, однако его песни «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Аленушка», «Ты скажи, скажи мне, вишня» до сих пор продолжают звучать и радовать слушателей. Я решил узнать, каким Мартынов был в обыденной жизни, и встретился с его другом джазовым пианистом Леонтием АТАЛЬЯНОМ.

Михаил ФИЛИМОНОВ

– С Женей Мартыновым я познакомился, когда пришел работать в оркестр Алексея Мажукова «Советская песня», – начал рассказ Леонтий. – У Жени на тот момент опыт был скромный. Он закончил у себя в Донецке музыкально-педагогический институт по классу кларнета. Но играл не ахти как, импровизировать не умел. Некоторое время работал в донецком театре. Получал 80 рублей. Потом волею случая наткнулся на стихи «Алексей, Алешенька, сынок» мало кому известного тогда поэта Андрея Дементьева и написал на них песню. Показал ее кому-то в «Росконцерте», и его взяли в большую концертную программу «Турнир эстрадной песни» с участием Лещенко , Толкуновой и других начинающих артистов. Участникам программы аккомпанировали два биг-бэнда – оркестр Вадима Людвиковского и оркестр Алексея Мажукова .

– В то время в оркестре у Мажукова пела и Нина Бродская, которая записала «С любовью встретиться – проблема трудная» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?

– Да, неординарная женщина… Однажды в Одессе Бродская чуть не довела Мажукова до инфаркта. После концерта в Зале филармонии нам объявили: «Никуда не уходите! Будет собрание». А у нас в коллективе было очень много женщин. И вот эти дамы на собрании начали лить друг на друга грязь. Дошла очередь до Бродской. Она накинулась на жену директора оркестра и выдала примерно такую тираду: «А не ты ли, Тамара, говорила, что жена Мажукова живет с ним только потому, что он композитор и у него гонорар большой? И что Мажуков, когда дирижирует, все время массажирует сердце и поправляет яйца?» Все были в шоке!

Богатство в плавках

– У нас с Женей Мартыновым с самого начала завязалась дружба, – продолжил Атальян. – Он был простой, открытый парень. Получал поначалу немного. А потом как пошло!

Свои первые гонорары – 400-500 рублей – Мартынов хранил… в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить.

– А выпивать любил?

– На заре карьеры Мартынов почти не пил. Помню, как 22 мая 1973 года мы отмечали в Кисловодске его 25-летие. Сели, кирнули немножко, поздравили его. Но даже не допили бутылку. «Фу, гадость какая!» – сказал Женя после очередной рюмки. И отдал оставшуюся водку младшему брату Мажукова – саксофонисту Илье, который любил кирнуть. На следующий день мы переехали из Кисловодска в Сочи. И там на пляже познакомились с девчонками. Веселились, забавлялись, а для Мартынова все закончилось конфузом. «Жень, ну, как провел ночь?» – спросили мы его на следующий день. «Да вот с ногой вышла лажа, – посетовал он. – У меня всегда все хорошо работает – и в гостинице, и в поезде, и в самолете. Но, как ногу перекидываешь, сразу все падает». После этого в коллективе его постоянно подкалывали: «Жень ну как у тебя с ногой?»

Тут в разговор вмешалась подруга Леонтия поэтесса Надежда Слобожан, с которой он пришел на нашу встречу:

– Ну, что ты юлишь? Скажи уж прямо, что Мартынов бог знает до скольких лет ходил в целках! Вы все девок трахали. В каждом городе у вас было по три гастрольных жены. А у Мартынова все никак. Лет в 30 он все-таки женился. Но брак у него был несчастливый. Жена пыталась его под себя подмять. И он тогда начал крепко выпивать.

– Вообще-то, Женя закирял еще до женитьбы, – уточнил Леонтий. – На него резко обрушились большие деньги. И, видимо, он оказался к этому не готов. Помню, в декабре 1975 года мы пересеклись на гастролях в Пензе. Я уже ушел в другой коллектив. А Мартынов продолжал работать у Мажукова. Пришел к нему в номер. Он был уже изрядно бухой. «Жень, ты чего, начал кирять?» – удивился я. А возле него отиралось полколлектива. Все смотрели ему в рот. И ему явно это нравилось. «Леон, я не киряю, – ответил он мне под общий смех. – Просто я вчера кирнул, а сегодня похмелился». Потом я слышал от знакомых, что Женя стал пить все больше и больше. Но с чем это было связано – судить не берусь. С его женой я не был знаком. Когда он женился, мы с ним уже не общались. В одной из телепередач про Мартынова Андрей Дементьев говорил, что не очень приветствовал этот брак. Мол, Женя был уже известный композитор, и девчонка вышла за него по расчету.

– Это был его первый брак?

– В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от «Росконцерта». База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? – громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. – Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, – отвечал я. – Там хороший буфет».

Ментовская облава

– Я слышал, в начале 80-х вышел приказ – убрать из «Росконцерта» всех иногородних музыкантов. Сильно пострадали?

– Даже Лариса Долина тогда пострадала. Ей пришлось уехать из Москвы и работать от Ульяновской филармонии.

– А почему ты не рассказываешь, как вы с Долиной убегали от ментов? – подала голос Слобожан. – Они выступали ночью в каком-то ресторане. Вдруг нагрянула ментовская облава с целью проверки документов. А Лёнька и Долина были единственными из музыкантов, у кого не было московской прописки. Их потихоньку выпустили через кухню, и они спасались бегством через какую-то стройку.

– Это было в период, когда я ушел из «Росконцерта» в МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей. – М.Ф. ) и работал по ресторанам в составе оркестра, которым руководил Юра Пастернак, – подтвердил Атальян. – Долина начала сотрудничать с нами уже в конце 70-х. Под наш коллектив даже специально создали легендарное в будущем ночное заведение «Арлекино» в подмосковном Одинцово. Одним из завсегдатаев был Михаил Звездинский. Сейчас он выдает себя чуть ли не за организатора этого заведения. На самом деле Миша с нами не работал. Просто приходил потусоваться. Иногда кто-то из гостей просил его спеть. Он приносил нам башли, и мы ему аккомпанировали.

– Название клуба как-то связано с Пугачевой?

– Именно она и подала идею дать этому заведению название своей знаменитой песни. Но Алла Борисовна отнюдь не была там первым лицом, как многие считали. Таких, как она, было полно. У нас и Савелий Крамаров тусовался, и Юра Антонов… Приезжала даже дочка Брежнева Галя. Она любила, чтобы всех выгнали, и мы играли для нее одной. Впервые Галя услышала наш оркестр в «Иверии». И была потрясена нашим солистом Мехрдадом Бади. Он был красавец – высокий, длинноволосый, всегда одетый по последней моде. Плюс безупречно пел по-английски. Короче, «фирмач». Галина просто млела, когда Бади видела. А он тушевался, ему как-то неловко было от ее напористого внимания. И чтобы не трахаться с ней, сбегал через кухню…

«Арлекино» просуществовал недолго. Грузин-директор возгордился и засадил в местной Одинцовской газете статью, что он, такой хороший, переоборудовал пивнушку в уютное кафе и сама Пугачева дала ему название. А народ подумал, что Алла там поет, и повалил туда валом. Но днем-то там ничего не было. Посыпались жалобы. И на старый Новый год в пять утра в «Арлекино» ворвалась целая команда ментов. «Что здесь происходит?» – спросили они. «Сегодня праздник – старый Новый год», – объяснил администратор. «Нет такого праздника», – возразили менты. И потребовали у всех присутствующих паспорта. Нас сфотографировали – анфас и профиль. Но потом отпустили и больше не трогали.

– Пугачева в «Арлекино» хоть раз спела?

– Однажды в «Арлекино» какой-то грузин зарядил башли и попросил спеть оказавшуюся в зале Пугачеву. Она взялась сама сыграть на органе. И затянула блюз: «Привет всем! Отдыхайте, гуляйте!». Потом исполнила быструю песню. Но у нашей публики это не особо прохиляло. И вот пока она пела, Звездинский дал кому-то из знакомых «полароид», вышел на сцену и принял такую позу, как будто он поет, а Пугачева стоит сзади на бэк-вокале. В этот момент – бэмс! – его сфотографировали. Этим снимком Миша долго козырял – мол, сама Алла у него на подпевке выступала.

Его мама Нина Трофимовна с июня 1942 года до сентября 1945 года служила в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, и познакомилась в госпитале с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она выходила его, и вышла за него замуж, после чего молодожёны поселились в городе Камышине, где в любви и согласии вырастили двух сыновей - Евгения и Юрия.

Детство и юность Евгения прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала: «Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства у него, в сущности, не было: две школы – поесть, погулять некогда. Помню, учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы с отцом – инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам поближе».

Отец Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о Евгении: «Он любил наш дом в Артёмовске, да и красиво у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы, обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...» Но начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол, в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне, потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдия для фортепиано.

После окончания училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой – «Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это – подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные способности.

После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской, которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса. Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из провинции. В свои первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».

В 1973 году он был зачислен в штат Росконцерта, и судьба тут же связала Евгения с московскими поэтами Павлом Леонидовым и Давидом Усмановым, с которыми он написал свои первые песни в Москве, которые добавились к песням, сочиненным ранее в Донецке - «Колыбельная пеплу» на стихи Марцинкявичюса, «Баллада о матери» на стихи Дементьева, «Берёзка» на стихи Есенина и «У песни есть имя и отчество» на стихи Лисянского.

В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий.

Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов рассказывал: «Как и многих, меня поразила первая же Женина песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова. Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Это было замечательно – сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт. Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта, виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово. Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз продемонстрировал музыкальную шутку – сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».

Несмотря на удачное начало творческой карьеры, личная жизнь Евгения Мартынова долго не складывалась. Первоначально он вынужден был оформить фиктивный брак ради получения московской прописки. Об этом рассказывал пианист Леонтий Атальян: «В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от Росконцерта. База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? - громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. - Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, - отвечал я. - Там хороший буфет».

В 1975 году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он стал обладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе награду впервые.

Your browser does not support the video/audio tag.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Меня судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина, возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в гостинной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку. Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал – на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» – он неизменно отвечал: «Чем так жить, лучше не дай Бог умереть». – «Да ты что?! – не понимая игры слов, говорили ему. – Тебе ещё жить и жить».

За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов. Он был награжден в 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 году он был отмечен на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». В 1975 году он получил награду на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии, а в 1976 году - на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1976 году Мартынов получил награду на интерфестивалях эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и в 1977 году – на «Дечинском якоре» в Чехословакии. Неожиданно для Мартынова его песни стали исполнять зарубежные артисты. Из Всесоюзного агентства по авторским правам стали поступать извещения об исполнении его песен в самых различных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США и Японии.

В 1978 году Евгений женился на киевлянке по имени Эвелина, в браке с которой у него в 1984 году родился сын Сергей, который был так назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина.

В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Ленинского комсомола, с 1974 по 1990 год Мартынов регулярно признавался лауреатом всесоюзных телефестивалей «Песня года», а с 1984 года он стал членом Союза композиторов. Его коллега, композитор Георгий Мовсесян рассказывал: «Юрий Гуляев, Женя и я всегда встречались по радостным поводам, вместе выступали. Мы были желанными гостями среди моряков, космонавтов, спортсменов. Я благодарен Жене за то, что он, в отличие от «единохлебников», не нацепил себе серьгу на ухо и выходил на сцену всегда подтянутым и элегантным, уважая слушателей. Он хотел отношения к песне такого, как бывает у родителей к детям. И клавиры своих песен писал с тщанием, словно студент к экзамену, хотя был и специалист, и мастер. Вообще был до одурения добросовестным и относился к работе как к чему-то святому, а не как к промыслу. Многие из нас бросились в другую «религию», он со своим богом остался...» Получение лауреатских званий сопровождалось вручением специальных дипломов и призов «За элегантность», «За артистическое обаяние» и «За телегеничность». Этот успех с большой буквы изменил атмосферу вокруг имени Евгения Мартынова, но не самого Евгения.

Самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие известные поэты-песенники - Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.

Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979 году в продаже появилась его большая пластинка.

Your browser does not support the video/audio tag.

Мартынов много с успехом гастролировал в разных странах мира - США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии и Швейцарии. Однокурсница Евгения Мартынова профессор Т.И. Киреева рассказывала: «Женя был необыкновенно веселым, светлым человеком. И как друг, и как музыкант он был удивительным. От него всегда исходили жизнелюбие и радость. Он щедро одаривал своими солнечными лучиками каждого в отдельности и всю нашу студенческую братию. Никогда не унывал. Когда приходил в консерваторию или общежитие, всегда шутил и смеялся. Там, где был Женя, всегда были веселье, смех и, конечно же, песня. Мы поражались его находчивости, он умел расшевелить любого. Обычно садился за рояль играл, а потом начинал петь».

То, что Евгений Мартынов очень любил пошутить, подтверждал и Леонтий Атальян: «Свои первые гонорары - 400-500 рублей - Мартынов хранил... в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить».

До 1990 года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал: «Евгений Мартынов, по-моему, один из последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя. - Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное - стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире».

Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Со временем Евгений приехал ко мне в Киев. Был цветущий май, и вдруг пошёл грибной дождь. А когда закончился, мы... поехали в Гидропарк. Стояли на берегу Днепра, и как раз в это время расцвела радуга. И Женя говорит мне: «Напиши об этом. У меня даже припев есть». И он напел: «Марцефали, марцефали...» Это было его любимое словечко, значения которого он сам не знал. Когда позже я звонил ему, то обращался: «Привет, Марцефали!» Однако в тот же день он уже напевал первые строки ещё не написанной песни:

"Подаруй менi на радiсть
Кольори травневих райдуг..."

Мы ещё много раз встречались с Евгением – в Москве и в Киеве. Но эта песня осталась одной-единственной. Имею в виду: песня на украинском языке... И теперь уже последней. (Речь идёт о песне «Кольори кохання», по-русски – «Цвета любви»). Он обещал мне в октябре-месяце заехать в Ялту, куда я переехал на постоянное жительство. И вот...»

3 сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая через 40 минут, помочь уже ничем не могла.

«Я тебе весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

Your browser does not support the video/audio tag.

Евгений Мартынов похоронен на Ново-Кунцевском кладбище.

Супруга Евгения Мартынова повторно вышла замуж, и переехала с сыном в Испанию. В знак признания заслуг композитора в 1992 году одна из улиц Артёмовска в Донбассе была названа именем Евгения Мартынова. По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимавшееся культурной и благотворительной деятельностью, и пропагандировавшее творческое наследие замечательного композитора и певца. В 1995 году на могиле Евгения Мартынова на Ново-Кунцевском кладбище был открыт памятник-надгробие.

В 1998 году вышла книга Юрия Мартынова «Лебединая верность Евгения Мартынова», в которой на фактическом материале, официальных документах, публикациях разных лет, высказываниях коллег, архивных фотоматериалах, и на основе воспоминаний родного брата композитора был раскрыт жизненный и творческий путь ярчайшего представителя профессионального песенного искусства Советского Союза 70-80-х годов XX столетия.

Как при жизни, так и после смерти Евгения Мартынова его песни включали в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль «Россия», вокально-инструментальные ансамбли – «Орэра», «Самоцветы», «Пламя», «Гая», «Надежда», «Червона рута», «Семеро молодых» (Югославия), «Блю джинс» (Япония), вокальные ансамбли – «Русская песня», «Бабье лето», «Воронежские девчата», дуэт «Ромэн»... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром «Мелодия», Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция).

Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика – продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 – 17. Для них главное – танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее – развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза – почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой – это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»

О Евгении Мартынове был снят документальный фильм «Лебединая песня».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rutv.ru
Материалы сайта www.evgenymartynov.narod.ru
Материалы сайта www.donbass.dn.ua
Материалы сайта www.pnp.ru
Материалы сайта www.shanson-e.tk
Материалы сайта www.tvcenter.ru

Медики подтвердят, что так называемая острая сердечная недостаточность является одной из самых распространенных причин внезапной смерти. Нередко она бывает вызвана предшествующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Однако близкие Евгения Мартынова уверяли, что тот никогда оными не страдал.

Кроме того незадолго до гибели певец вернулся с гастролей, организаторы которых так и не выплатили ему заслуженного гонорара. Причем, по тем временам сумма была немалой – около 10 тысяч рублей. Мартынов подал на нерадивых коммерсантов в суд. После смерти исполнителя дело сразу закрыли.

Однако следует отметить, что причинами пресловутой сердечной недостаточности могут стать не только хронические заболевания сердца, но и эмоциональные перегрузки. Мартынов же в последние годы находился в постоянном стрессе. Дело в том, что в 1985 году в стране началась перестройка. Из приемников и магнитофонов зазвучали другие песни, а любимые Евгением Мартыновым «Аленушки» и «Лебеди» стали никому не нужны. Певец оказался на обочине музыкального сообщества, популярность его резко упала. Он глубоко переживал зачатки будущего забвения. Может, именно поэтому сердце 42-хлетнего Евгения Мартынова и отказало.

Автор таких песен, как «Ты скажи мне, вишня», «Баллада о матери», «Яблони в цвету» Евгения Мартынов скончался при загадочных обстоятельствах в возрасте 42 лет. 3 сентября 1990 года популярного певца и композитора нашли в подъезде не своего дома в бессознательном состоянии в странной позе.

Родной брат артиста – Юрий Мартынов до сих пор не может смириться со смертью Евгения. Он пытался восстановить события последнего дня жизни Евгения.

«В тот день он хотел показать машину механикам, чтобы отвезти потом отца в больницу. Пошел в гараж. Там ему сказали – без проблем, приноси два пузыря, посмотрим. Женя дал им 25 рублей. Они пошли в магазин, хотя алкоголь еще не продавали. С одним из них я потом встречался, вот он рассказывал – выпили все. Но что случилось потом, остается загадкой… Он мне снится постоянно, Женя все время поет, а я потом это записываю. Снится, будто Женя возвращается. И я ему говорю – давай подумаем, как объяснить, где ты был все это время», - рассказывает брат Евгения Мартынова.

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Несмотря на то, что стены не только подъезда, но и лифта были в крови, никакого расследования не проводили. Официальная версия смерти Мартынова «сердечная недостаточность». Когда обнаружили певца, то «скорую» вызвать не спешили, решили, что он просто пьян. Медики приехали только через 40 минут и было уже слишком поздно.

Друг и соавтор Мартынова поэт Андрей Дементьев считает, что смерть композитора была естественной, а причина столько неожиданного ухода – природная ранимость. «Он очень близко к сердцу принимал все», - сказал Дементьев в фильме Первого канала «Евгения Мартынов. Ты прости меня, любимая...».

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Пик популярность Мартынова пришелся на 70-е. Он был любимым композитором и исполнителем, зарабатывал огромные по тем временам деньги и как певец и как автор, получая отчисления. Лев Лещенко вспоминает сейчас, что в то время, когда средняя зарплата составляла около 120 рублей, Мартынов мог получить в месяц авторских и прочих гонораров до 30 тысяч.

«Тогда как средняя зарплата была 120 рублей, эти ребята – Антонов, Мартынов, Добрынин получали по 30 тысяч в месяц. Им просто было некуда девать денег, ведь больше одной квартиры машины не купить – табу. Ну Женю и накрывало. Чем становился популярнее, тем больше становилось фальшивых друзей», - рассказал Лещенко.

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Евгений Мартынов выпивал, но мало кто из его окружения мог назвать его алкоголиком. По словам друзей и коллег, композитор был добрым и наивным человеком, легко и много давал в долг и никому не мог отказать в компании и дружбе.

Мартынов был всего один раз женат. Он встретил девушку своей мечты? Когда ему уже было тридцать, а ей всего 17. Они прожили счастливо всего 12 лет. Вдова Мартынова – Эвелина до сих пор вспоминает последние дни рядом с мужем.

«19 марта 90-ого года у нас был день свадьбы - 12 лет совместной жизни. И вроде не круглая дата, а Женя пришел домой с огромным букетом цветов и сказал: «И так будет всегда!». Я эти слова никогда не забуду. А когда его не стало, меня спасло только то, что сыну было всего 6 лет. Надо было жить дальше…» - рассказала Эвелина Мартынова.

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Спустя шесть лет она снова вышла замуж, а позже навсегда уехала в Испанию. Сын Мартынова – Сергей занимается бизнесом, собирается жениться на испанке. Но безумно гордится своим отцом и знает все его песни наизусть.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...