Общее название адыгов. Происхождение этнонима «черкес


Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

Адыги (или черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Самоназвание - адыга (адыгэ) .

Адыги проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трёх из них адыгские народы являются одной из "титульных" наций: черкесы в Карачаево-Черкесии, адыгейцы в Адыгее, кабардинцы в Кабардино-Балкарии.

К адыгским субэтносам относятся: адыгейцы, кабардинцы, черкесы (жители Карачаево-Черкесии), шапсуги, убыхи, абадзехи, бжедуги, адамейцы, бесленеевцы, егерукаевцы, жанеевцы, темиргоевцы, мамхеги, махоши (махошевцы), хатукайцы, натухайцы, хегайки, гуайе, чебсин, адале.

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2010 года 718 727 человек, в том числе: .

  • Адыгейцы: 124 835 человек;
  • Кабардинцы: 516 826 человек;
  • Черкесы: 73 184 человек;
  • Шапсуги: 3 882 человек.

Большинство адыгов проживают за пределами России. Точных данных о численности диаспор, как правило, нет, ориентировочные данные представлены ниже:

Всего за пределами России, по разным данным, от 5 до 7 миллионов адыгов.

Большинство верующих адыгов - мусульмане-сунниты.

Язык имеет два литературных диалекта - адыгейский и кабардино-черкесский, входящие в Абхазо-адыгскую группу Северокавказской семьи языков. Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания; в России это русский язык, в Турции - турецкий и т. д. .

Письменность адыгов базировалась на общечеркесском алфавите на основе арабской графики. В 1925 году письменность адыгов была переведена на латинскую графическую основу, а в 1937 - 1938 годах был разработан алфавит на основе кириллицы.

Территория расселения

Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты и др.) известны в Северо-Восточном Причерноморье с I тысячелетия до н.э. В русскоязычных источниках были известны под именем касогов. В XIII в. распространяется тюркское название черкесы.

В XIV - XV веках часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, после разорения Золотой Орды войсками Тимура к ним присоединилась еще одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев.

В XVIII веке часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, составив основу черкесов Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, адыги населяли большую часть территории Западного Кавказа – Черкесию (современные закубанская и причерноморская часть Краснодарского края, южная часть Ставрополья, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Адыгея). Оставшиеся западные адыги (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиционной социальной структуры, мифологии, фольклора и др.

Происхождение и история

Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец первого тысячелетия до нашей эры - середина первого тысячелетия нашей эры. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов) .

В VIII – VII веках до нашей эры сложилась меотская культура. Племена меотов населяли территорию от Азовского до Черного морей. В IV – III вв. до н. э. многие из племен меотов вошли в состав Боспорского государства.

Период с IV по VII век вошел в историю как эпоха Великого переселения народов. С нашествием гуннов хозяйство адыгов переживало кризис. Нормальный процесс развития горской экономики нарушился, наступил спад, выразившийся в сокращении хлебных посевов, обеднении ремесел, ослаблении торговли.

К X веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия, который занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия.

В раннем средневековье адыгское хозяйство носило аграрный характер, существовали ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды.

Проложенный в VI веке Великий шелковый путь способствовал вовлечению народов Северо-Западного Кавказа в орбиту китайской и византийской торговли. Из Китая в Зихию привозились бронзовые зеркала, из Византии – богатые ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и пр. Соль поступала из предместий Азова. Тесные экономические отношения установились со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и шлемы, стеклянные сосуды). В свою очередь, зихи вывозили скот и хлеб, мед и воск, мех и кожи, лес и металл, изделия из кожи, дерева и металла.

Вслед за гуннами в IV – IX веках народы Северо-Западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племен, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточенную борьбу с ними.

Начиная с XIII столетия в течение XIII – XV веков адыги раздвинули границы своей страны, что было связано с освоением более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей под пашни и пастбища. Область расселения адыгов с этого времени получила название Черкеcия.

В начале 40-х годов XIII века адыгам пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, северокавказские степи становятся частью Золотой Орды. Завоевание нанесло тяжелый удар региону – погибло множество людей, большой ущерб был нанесен хозяйству.

Во второй половине XIV столетия, в 1395 году, произошло вторжение в Черкесию войск завоевателя Тимура, также нанесшее серьезный ущерб региону.

В XV веке заселенная черкесами территория простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терека и Сунджи. Земледелие оставалось ведущей отраслью хозяйства. По-прежнему большое место занимало животноводство. Некоторого развития достигло ремесленное производство: железных дел мастера изготовляли предметы вооружения, орудия труда, домашнюю утварь; ювелиры – золотые и серебряные изделия (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством конской сбруи. Черкесские женщины пользовались славой искусных вышивальщиц, пряли овечью и козью шерсть, ткали сукно, из войлока шили бурки и папахи. Внутренняя торговля была развита слабо, зато внешнеэкономические связи развивались активно, они носили характер бартера или обслуживались иностранными монетами, так как собственной денежной системы в Черкесии не было.

Во второй половине XV века Генуя развила активную торговую и колонизаторскую деятельность в Причерноморье. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с горцами. Важное значение имел вывоз хлеба – ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-Западном Кавказе.

Главными партнерами во внешней торговле адыгов в XVIII – первой четверти XIX века стали Турция и Крымское ханство.

Кавказская война и геноцид черкесского населения

С начала XVIII века возникают периодические конфликты адыгов с Российской империей, набеги адыгов на русские поселения сменяются жестокими карательными экспедициями русских войск. Так, в 1711 году в ходе экспедиции, которую возглавил казанский губернатор П.М.Апраксин, была разорена ставка черкесского князя Нуреддина Бахти-Гирея – Копыл а также разгромлено войско Бахти-Гирея из 7 тысяч черкесов и 4 тысяч казаков-некрасовцев. Был отбит русский полон в 2 тысячи человек.

Самым трагическим событием за весь период истории адыгских народов является русско-черкесская, или Кавказская война , длившаяся 101 год (с 1763 по 1864 год), которая поставила адыгские народы на грань полного исчезновения.

Активное завоевание западных адыгских земель Россией началось в 1792 году с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань.

После вхождения Восточной Грузии (1801) и Северного Азербайджана (1803 – 1805 годы) в состав Российской империи их территории оказались отделенными от России землями Чечни, Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Черкесы совершали набеги на кавказские укрепленные линии, мешали развитию связей с Закавказьем. В связи с этим к началу XIX века присоединение этих территорий стало для России важной военно-политической задачей.

В 1817 году Россия перешла к планомерному наступлению на горцев Северного Кавказа. Назначенный в этом году главнокомандующим Кавказским корпусом генерал А.П.Ермолов начал применять тактику окружения горных районов Кавказа сплошным кольцом кордонов, прорубая просеки в труднодоступных лесах, разоряя дотла "непокорные" аулы и переселяя горцев на равнину под надзор русских гарнизонов.

Освободительное движение на Северном Кавказе развивалось под знаменем мюридизма, одного из течений суфийского ислама. Мюридизм предполагал полное подчинение теократическому вождю – имаму – и войну с неверными до полной победы. В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века в Чечне и Дагестане сложилось теократическое государство – имамат. Но среди адыгских племен Западного Кавказа мюридизм не получил значительного распространения.

После поражения Турции в Русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг. восточное побережье Черного моря от устья Кубани до бухты Святого Николая было закреплено за Россией. Необходимо отметить, что территории, населенные адыгами, не входили в состав Османской империи – Турция всего лишь отказывалась от своих претензий на эти земли и признавала их за Россией. Адыги же отказались подчиняться России.

К 1839 году, в ходе сооружения Черноморской береговой оборонительной линии, адыги были вытеснены в горы, откуда продолжали совершать набеги на русские поселения.

В феврале - марте 1840 года многочисленные черкесские войска штурмом овладели целым рядом русских береговых укреплений. Основной причиной этому был голод, созданный русскими в ходе блокады побережья.

В 1840-1850-е гг. русские войска продвигались в Закубанье на пространстве от реки Лабы до Геленджика, закрепляясь с помощью крепостей и казачьих станиц.

Во время Крымской войны русские укрепления на побережья Черного моря были оставлены, так как считалось, что оборонять и снабжать их при условии господства на море флотов Англии и Франции невозможно. По окончании войны русские войска возобновили наступление на черкесские территории.

К 1861 году большая часть Северо-Западного Кавказа перешла под контроль России.

В 1862 году Россия полностью овладела землями адыгов в горах.

Русско-черкесская война носила чрезвычайно ожесточенный характер.

Черкесский историк Самир Хотко пишет: "Длительный период противостояния завершился своего рода холокостом 1856–1864 гг., когда Черкесия была уничтожена огромной военной машиной Российской империи. Весь Западный Кавказ представлял собой одну огромную черкесскую крепость, захватить которую можно было лишь путем поэтапного постепенного разрушения ее отдельных бастионов. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что изнуренная Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев" .

Эти факты подтверждаются свидетельствами нечеркесских историков. "Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию" (Е.Д. Фелицын).

После кровопролитной войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю численность оставшихся на родине составляла немногим более 50 тысяч человек. В ходе хаотичного выселения десятки тысяч людей погибли в пути от болезней, от перегруза турецких плавательных средств и некачественных условий, созданных османами для приема изгнанников. Изгнание черкесов в Турцию обернулось для них подлинной национальной трагедией. В многовековой истории черкесов наблюдаются довольно значимые по масштабам переселения этнотерриториальных групп. Но никогда подобные миграции не затрагивали всей массы адыгских народов и не оборачивались для них столь тяжкими последствиями.

В 1864 году Россия полностью взяла под контроль территории проживания адыгов. Часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. В 1864 Россия установила контроль над последней не присоединенной территорией Черкесии - нагорной полосой Закубанья и Северо-восточного Причерноморья (Сочинский, Туапсинский, и горные части Апшеронского, Северского и Абинского районов современного Краснодарского края). Большая часть сохранившегося населения (около 1,5 млн человек) Адыго-Черкесии переселилось в Турцию.

Османский султан Абдул-Хамид II поддерживал поселение адыгов на территории его империи, и они поселялись на пустынной границе Сирии и в других запустелых приграничных регионах для остановки бедуинских набегов.

В советское время земли, населенные адыгами, были разделены на одну автономную союзную республику, две автономные области и один национальный район: Кабардинскую АССР, Адыгейскую и Черкесскую автономные области и Шапсугский национальный район, упраздненный в 1945 году .

Поиски национальной идентичности адыгов

Распад СССР и провозглашение демократизации общественной жизни создали стимулы для национального возрождения и поиска национальных корней у многих народов бывшего СССР. Не остались в стороне и адыги.

В 1991 году была создана Международная Черкесская Ассоциация - организация, имеющая целью способствовать культурному возрождению адыгского народа, укреплению связей с соотечественниками за рубежом и репатриации их на историческую родину.

Одновременно стал вопрос и о юридической квалификации событий Русско-кавказской войны.

7 февраля 1992 года Верховный совет Кабардино-Балкарской ССР принял постановление "Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы русско-кавказской войны", которое объявляло гибель адыгов в 1760-1864 гг. "геноцидом" и провозглашало 21 мая "Днём памяти адыгов (черкесов) - жертв Русско-Кавказской войны" .

В 1994 году первый президент РФ Борис Ельцин в заявил, что "сопротивление царским войскам было оправданным", но он не признал "вину царского правительства за геноцид".

12 мая 1994 года было принято постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики об обращении в Госдуму РФ с вопросом признания геноцида черкесов. 29 апреля 1996 г. аналогичное постановление было принято Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

29 апреля 1996 года последовало Обращение Президента Республики Адыгея к Государственной думе Федерального собрания от 29 апреля 1996 года (об обращении в Госдуму с вопросом признания геноцида черкесов).

25 июня 2005 г. Адыгейского республиканского общественного движения (АРОД) "Черкесский конгресс" приняло Обращение к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости признания геноцида черкесского народа.

23 октября 2005 г. последовало Обращение АРОД "Черкесский конгресс" к председателю Государственной Думы Российской Федерации Грызлову, а 28 октября 2005 г. - Обращение АРОД "Черкесский конгресс" к Президенту Российской Федерации В.В.Путину. 17 января 2006 г. последовал ответ Государственной думы РФ, в котором парламентарии прокомментировали события 20 века, не имеющие отношения к обозначенным в обращении АРОД "Черкесский конгресс" событиям XVIII - XIX веков.

В октябре 2006 года 20 адыгских общественных организаций из России, Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии обратились в Европарламент с просьбой "о признании геноцида адыгского народа в годы и после русско-кавказской войны XVIII - XIX столетий". В обращении к Европарламенту было сказано, что "Россия ставила целью не только захват территории, но и полное уничтожение либо выселение коренного народа со своих исторических земель. Иначе нельзя объяснить причины нечеловеческой жестокости, проявленной российскими войсками на Северо-Западном Кавказе" . Спустя месяц общественные объединения Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой признать геноцид черкесов .

В 2010 году с просьбой признать геноцид адыгов царским правительством черкеские делегаты обратились к Грузии . 20 мая 2011 года парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей во время Кавказской войны .

26 июля 2011 года Международная ассоциация исследователей геноцида начала изучение вопроса черкесского геноцида .

Дополнительное обострение черкесского вопроса связано с проведением зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

Дело в том, что 21 мая 1864 года в урочище Красная Поляна (близ Сочи), где располагалось особо почитаемое место моления у черкесов, соединились четыре отряда русских войск, наступавших на Западный Кавказ с четырех разных направлений. День этой встречи был объявлен днем окончания Кавказской Войны. Именно в Красной Поляне Великий князь Михаил Николаевич, брат царя, официально провозгласил об окончании Кавказской войны . Эти мероприятия стали, по мнению ряда адыгских активистов, историческим символом черкесской трагедии, уничтожения людей в ходе войны и начала изгнания народа с его земли.

В настоящее время Красная поляна - известный горнолыжный курорт, один из основных объектов Олимпиады-2014.

Дополнительную остроту вопросу добавляет тот факт, что Олимпиада назначена на 2014 год, на который также приходится 150-летняя годовщина парада российских войск на Красной Поляне с провозглашением окончания Кавказской войны.

25 декабря 2011 года 115 представителей черкесского народа, проживающих в Сирии, направили обращение к президенту России Дмитрию Медведеву , а также властям и общественности Адыгеи с призывом о помощи. 28 декабря 2011 года еще 57 сирийских черкесов обратились к руководству РФ и Адыгеи с просьбой оказать содействие в переселении в Россию . 3 января в адрес правительств России, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии было направлено новое обращение от 76 черкесов Сирии .

14 января 2012 года в Нальчике прошло расширенное заседание Международной Черкесской Ассициации (МЧА) , на котором принято обращение к руководству России с просьбой о содействии возвращению на историческую родину 115 черкесов, проживающих в Сирии.

Культура и традиционный образ жизни

Фольклор

В фольклоре основное место занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана - у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, - что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия – поющийся эпос. Традиционные сюжеты нарт-ского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Саусоруко (Сосруко), Патараза (Батараза), Ашамеза, Ша-батнуко (Бадиноко) и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни – героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки.

Традиционная одежда

К XVIII - XX векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин – шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Основные костюмные комплексы адыгов различаются по назначению, по соответствию основным функциям: повседневный, военный, производственный, праздничный, ритуальный.

Хозяйство

Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры – кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Адыгская кухня

Основное блюдо адыгского стола – круто сваренная каша (пастэ) вместе с кислым молоком (щхыу). Среди наиболее популярных блюд: щипс (соус из куриного бульона с кукурузной кашей), блюда из адыгейского сыра (жареный сыр с красным перцем; вареники с сыром, подаются с кашей и поджаркой; из выпечки – гуубат (в пер. разбитое сердце) из слоеного теста и адыгейского сыра). Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва (поджаренная на масле мука, сахар, на воде). Относится, по всей видимости, к ритуальным блюдам адыгской кухни. Высокими питательными качествами обладает калмыцкий чай – напиток из конского щавеля – отвар темно-коричневого цвета, в который добавляют молоко и специи.

Примечания:

  1. Национальный состав Российской Федерации // Всероссийская перепись населения - 2010. Окончательные итоги.
  2. Терроризм на Кавказе: иорданцев было много, уроженец Израиля пойман впервые // IzRus, 10.04.2009.
  3. Камраков А.А. Особенности развития черкесской диаспоры на Ближнем Востоке" // Издательский дом "Медина", 20.05.2009.
  4. Влияние арабских революций на черкесский мир // Блог Суфьяна Жемухова на сайте "Эхо Москвы", 05.09.2011.
  5. Наследники царей, стража королей // Аргументы недели, № 8 (249).
  6. Фонд Черкесской культуры "Адыги" имени Ю.Х.Калмыкова.
  7. Адыги // Хронос.
  8. Шахназарян Н. Адыги Краснодарского края. Сборник информационно-методических материалов. Краснодар: ЮРРЦ, 2008.
  9. Постановление Верховного Совета КБССР от 07.02.1992 N 977-XII-В "Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-кавказской войны".
  10. Адыги добиваются признания своего геноцида // Коммерсант, №192 (3523), 13.10.2006.
  11. Черкесы пожаловались Путину на царя // Lenta.ru, 20.11.2006.
  12. Грузия признала геноцид черкесов в царской России // Lenta.ru, 20.05.2011.
  13. Черкесский геноцид обсудили в Аргентине // Голос Америки, 26.07.2011.
  14. Шумов С.А., Андреев А.Р. Большой Сочи. История Кавказа. М.: Алгоритм, 2008; Круглякова М., Бурыгин С. Сочи: Олимпийская Ривьера России. М.: Вече, 2009.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

Жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу 6 века до Рождества Христова.

Название «черкесы» дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли «адиге». Клапрот выводит название «черкесы» из тюркских слов: «чер» (дорога) и «кесмек» (отрезывать), так что «черкесы» синоним разбойника. Но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название «керкет», которое относят именно к черкесам. Греки их называли также «зюхой» (у Appiana).

В древности территория черкесов, кроме западного Кавказа, простиралась и на . Еще в 1502 году они занимали весь восточный берег до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории черкесов сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими.

Согласно древним описаниям, датированных 10 веком, они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией.

От 16 века дошло до нас первое детальное описание быта черкесов, сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с . Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на , беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин.

Быт черкесов был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды часто были языческие. Черкесы придерживались многоженства, жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь.

Письменности черкесы не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты. Роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в Родежде.

В 17 веке другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина черкесов уже исповедует магометанство. Не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкесов, постепенно подпавших и политическому влиянию турок.

По заключении Адрианопольского мира в 1829 году, когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, черкесы (с территорией которых граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну, кончившуюся эмиграцией большинства черкесов в и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости.

В 1858 году черкесов насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тысяч мужчин, из коих 100 тысяч одних благородных. По окончании войны до 400 тысяч человек выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех черкесов насчитывалось 130 тысяч, из коих большая часть (84 тысячи) - . Из собственно черкесов (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, 2,5 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1 200 человек.

Адыги являются одним из древнейших народов Северного Кавказа. Самыми ближайшими, родственными им народами являются абхазы, абазины и убыхи. Адыги, абхазы, абазины, убыхи в глубокой древности составляли единую группу племен, и их древними предками были хатты,

каски, синдо-меотские племена. Около 6 тыс. лет назад древние предки адыгов и абхазов занимали обширную территорию от Малой Азии до современной Чечни и Ингушетии. На этом огромном пространстве проживали в ту далекую эпоху родственные племена, которые находились на различных уровнях своего развития.

Адыги (адыгэ) – самоназвание современных кабардинцев (численность в настоящее время составляет более 500 тыс. чел.), черкесов (около 53 тыс. чел.), адыгейцев, т. е. абадзехов, бжедугов, темиргоевцев, жанеевцев и др.

(более 125 тыс. чел.). Адыги в нашей стране проживают в основном в трех республиках: Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкеской Республике и Республике Адыгея. Кроме этого, определенная часть адыгов находится в Краснодарском и Ставропольском краях. В общей сложности в РФ более 600 тыс. адыгов.

Кроме этого, около 5 млн адыгов проживает в Турции. Много адыгов в Иордании, Сирии, США, Германии, Израиле и других странах. Абхазов сейчас более 100 тыс. человек, абазин – около 35 тыс. человек, а убыхский язык, к сожалению, уже исчез, т. к. нет уже его носителей – убыхов.

Хатты и каски являются, по признанию многих авторитетных ученых (как отечественных, так и зарубежных), одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, языковое сходство, уклад жизни, традиции и обычаи, религиозные верования, топонимика и многое др.

В свою очередь, хатты имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов.

О непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная археологическая майкопская культура, относящаяся к III тыс. до н. э., которая сложилась на Северном Кавказе, в среде обитания адыгов, благодаря активным связям со своими родственными племенами в Малой Азии. Именно поэтому мы находим удивительные совпадения в обрядах погребения могущественного вождя в Майкопском кургане и царей в Аладжа -Хююке Малой Азии.

Следующим свидетельством связи абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы – дольмены. Многочисленные исследования ученых доказывают, что носителями майкопской и дольменной культур были предки абхазо-адыгов. Не случайно адыги-шапсуги назвали дольмены «испун» (спыуэн– дома испов), вторая часть слова образована от адыгского слова «унэ» (дом), абхазское – «адамра» (древние могильные дома). Хотя дольменную культуру связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом, считается, что сама традиция строительства дольменов занесена на Кавказ извне. Например, на территориях современных Португалии и Испании дольмены были сооружены еще в IV тыс. до н. э. далекими предками нынешних басков, язык и культура которых довольно близки к абхазо-адыгским (о дольменах

мы говорили выше).

Следующим доказательством того, что хатты являются одними из предков абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И. М. Дьяконов, А. В. Иванов, В. Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенностиграмматического строя хаттского языка. Все это позволило установить родство хаттского и абхазо-адыгского

Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (гор.Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары; ученые полагают, что все современные северокавказские языки

автохтонных народов, а также родственные хаттские и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал 7 тыс. лет назад. Прежде всего, к кавказским языкам относятся абхазо-адыгская и нахско-дагестанская ветви. Что касается касков, или кашков, то в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги), абшело (абхазы) упоминаются как два разных ответвления одного и того же племени. Однако этот факт может свидетельствовать и о том, что кашки и абшело в ту далекую пору уже являлись отдельными, хотя и близкородственными, племенами.

Помимо языкового родства,отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских верований. Например, это прослеживается в именах богов: хаттского Уашха и адыгского Уащхъуэ. Кроме этого, мы наблюдаем сходство хаттских мифов и с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов.Специалисты указывают, что древнее имя народа «хатти» до сих пор сохранилось в названии одного их адыгских племен хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хъэтыкъуей (Хатуко), ХьэтIохъущокъуэ (Атажукин) и др. С именем хаттов следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьытыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла», одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.



Одним из неопровержимых доказательств того, что хатты и абхазо-адыги – родственные народы, являются примеры из топонимики. Так, в Трапезунде (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр. К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» (вода, река): Арипса, Супса, Акампсис и т. д.; а также названия с элементом «къуэ» (овраг, балка) и т. д. Одним из крупных кавказоведов ХХ в. З. В. Анчабадзе признавал бесспорным, что именно кашки и абшело – предки абхазо-адыгов – проживали в III–II тыс. до н. э. в северо-восточном секторе Малой Азии, и они были связаны единством происхождения с хаттами. Другой авторитетный востоковед – Г. А. Меликишвили – отмечал, что в Абхазии и южнее, на территории Западной Грузии, встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс, Ламыпс, Дагарыти и др. Он полагает, что эти названия были даны адыгскими 2 Заказ № 77 племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек. Таким образом, хатты и каски, которые проживали в Малой Азии еще за несколько тысячелетий до н. э.,

являются одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют вышеприведенные факты. И надо признать, что невозможно понять историю адыго-абхазов хотя бы без беглого ознакомления с цивилизацией Древней Хатии, которая занимает значительное место в истории мировой культуры. Занимая огромную территорию (от Малой Азии до современной Чечни и Ингушетии), многочисленные родственные племена – древнейшие предки абхазо-адыгов – немогли находиться на одном уровне своего развития. Одни

ушли вперед в экономике, политическом обустройстве и культуре; другие отставали от первых, но эти родственные племена не могли развиваться без взаимовлияния культур, уклада их жизни и т. д.

Научные исследования специалистов по истории и культуре хаттов красноречиво свидетельствуют о той роли, которую они играли в этнокультурной истории абхазо-адыгов. Можно полагать, что контакты, имевшие место на протяжении тысячелетий между этими племенами, оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древнейших абхазо-адыгских племен, но и на формирование их этнического облика.

Общеизвестно, что Малая Азия (Анатолия) была одним из звеньев в передаче культурных достижений и в древнейшую эпоху (VIII–VI тыс. до н. э.) здесь сложились культурные центры производящего хозяйства. Именно с

этого периода хатты начали выращивать много злаковых растений (ячмень, пшеница), разводить различные виды домашнего скота. Научные исследования последних лет неопровержимо доказывают, что именно хатты впервые получили железо, и оно появилось от них у остальных народов планеты.

Еще в III–II тыс. до н. э. существенное развитие полу- чает у хаттов торговля, которая являлась мощным катализатором многих социально-экономических и культурных процессов, протекавших в Малой Азии.

Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы и хатты. В Анатолию купцы ввозили ткани, хитоны. Но главной статьей были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашурские (восточныесемиты Малой Азии. – К. У.) торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом: он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5–8 раз дороже золота. Этим металлом было железо. Изобретателями способа выплавки его из руды были хатты. Отсюда этот способ получения железа

распространился в Передней Азии, а потом и Евразии в целом. Экспорт железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен. Этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанные в ряде текстов.

Племена, проживавшие на огромном пространстве (вплоть до современной территории расселения абхазо-адыгов), сыграли существенную роль в социально-политическом, экономическом и духовном развитии тех на- родов, которые оказались в среде их обитания. В частности, в течение длительного времени происходило активное проникновение на их территорию племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время называют хеттами, но сами они себя именовали неситами. По

своему культурному развитию неситы значительно уступали хаттам. И у последних они заимствовали название страны, многие религиозные обряды, имена хаттских богов. Хаты сыграли значительную роль в образовании во II тыс. до н. э. могущественного Хеттского царства, в формировании его

политической системы. Например, система государственного устройства Хеттского царства характеризуется рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения Табарна (или Лабарна). Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул Тавананна (ср. адыгское слово «нана» – «бабушка, мать») (женщина имела такое же огромное влияние в быту и в сфере культуры. – К. У.).

Многие литературные памятники, многочисленные мифы, переложенные хеттами с хаттского, дошли до нас. В Малой Азии – стране хаттов – были впервые использованы в армии легкие колесницы. Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Анатолии встречается в

древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев армии приходилось 40 колесниц (в одной колеснице находилось три человека. – К. У.). А в одном из боев участвовало 20 тыс. пехотинцев и 2500 колесниц.

Именно в Малой Азии впервые появились многие предметы для ухода за лошадьми и их тренинга. Главной целью этих многочисленных тренировок была выработка у лошадей выносливости, необходимой для военных целей.

Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы во время военных действий, обучения воинов были применены впервые ими.

Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считал, что первыми мореходами планеты были хатты. Все эти и другие достижения хаттов – предков абхазо-адыгов – не могли пройти бесследно. Ближайшими

соседями хаттов на северо-востоке Малой Азии являлись многочисленные воинственные племена – каски, или кашки, известные в хеттских, ассирийских, урартских исторических источниках на протяжении II и начала I тыс. до н. э. Они жили вдоль южного побережья Черного моря от устья р. Галис по направлению к Западному Закавказью, включая и Колхиду. Каски играли важную роль в политической истории Малой Азии. Они совершали далекие походы, и во II тыс. до н. э. им удалось создать мощный союз, состоявший из 9–12 близкородственных племен. Документы Хеттского царства этого времени полны сведений о постоянных набегах касков. Им даже одно время (в начале XVI в. до н. э.) удалось захватить и раз-

рушить Хатусу. Уже к началу II тыс. до н. э. у касков были постоянные поселения и крепости, они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Правда, по свидетельствам хеттских источников до середины XVII в. до н. э. у них еще не было централизованной царской власти. Но уже в конце XVII в. до н. э. в источниках есть сведения, что ранее существовавшие порядки у касков изменил некий вождь Пиххунияс, который «стал править по обычаю царской власти». Анализ личных имен, названий населенных пунктов на территории, занятой касками, показывает, по мнению

ученых (Г. А. Менекешвили, Г. Г. Гиоргадзе, Н. М. Дьякова, Ш. Д. Инал-Ипа и др.), что они по языку были родственны хаттам. С другой стороны, племенные названия касков, известные по хеттским и ассирийским текстам,

многие ученые связывают с абхазо-адыгскими. Так, само имя каска (кашка) сопоставляется с древним названием адыгов – касоги (кашаги, кашаки) – древнегрузинских хроник, кашак – арабских источников, касог – древнерусских летописей. Другим названием касков, по данным ассирийских источников, было абегила или апешлайцы, которое совпадает с древним названием абхазов (апсилы – по греческим источникам, абшилы – древнегрузинским летописям), а также их самоназвание – апс – уа – апи – уа. Хеттские источники сохранили нам еще одно название хаттского круга племен паххува и имя их царя – Пиххунияс. Ученые нашли удачное объяснение и имени похува, которое оказалось связанным с самоназванием убыхов – пекхи, пехи. Ученые считают, что в III тыс. до н. э. в результате перехода к классовому обществу и активного проникновения индоеврепейцев – неситов – в Малую Азию происходит относительное перенаселение, что создало предпосылки передвижения части населения в другие области. Группы хаттов и касков не позже III тыс. до н. э. значительно расширили свою территорию в северо-восточном направлении. Они заселили все юго-восточное побережье Черного моря, включая Западную Грузию, Абхазию и далее, на Севере, – до Прикубанья, современную территорию КБР до горной Чечни и Игушетии. Следы такого расселения документируются также и географическими названиями абхазо-адыгского происхождения (Санса, Ачква, Акампсис, Арипса, Апсареа, Синопэ и др.), распространенными в те далекие времена в Приморской части Малой Азии и на территории Западной Грузии.

Одно из заметных и героических мест в истории циви- лизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что большая часть меотских племен в эпоху раннего железа занимала обширные территории

Северо-Западного Кавказа, район бассейна р. Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием меоты. Например, древнегреческий географ Страбон указал, что к числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зихи и т. д. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства, к ним относятся также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием «меоты» являются одними из предков адыгов. Древнее название Азовского моря – Меотида. Меотийское озеро имеет прямое отношение к меотам.

Древнесиндское государство было создано на Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала на юге Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток – пространство от Черного моря до Левобережья Кубани. Материалы археологических раскопок, проведенных в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тыс. до н. э. распространялась до Чечни и Ингушетии. Кроме этого, доказано, что физический тип синдо меотских племен не относится к типу скифо-савроматскому, а примыкает к исконному типу кавказских племен. Исследования Т. С. Кондукторовой в Институте антропологии при МГУ показали, что синды принадлежали к европейской расе.

Всесторонний анализ археологических материалов раннесиндских племен свидетельствует о том, что они в период II тыс. до н. э. достигли значительных успехов в материальной и духовной культуре. Исследования ученых доказывают, что уже в тот далекий период у синдо-меотских племен широкое развитие получает животноводство. Еще в этот период у предков адыгов заметное место занимает охота.

Но древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой; античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито и рыболовство. Исследования ученых доказывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы; так, например, античный писатель Николай Домасский (I в. до н. э.) сообщал о наличии у синдов обычая бросать на могилу умершего синда столько рыбин, сколько врагов убил погребаемый. Синды с III тыс. до н. э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетель- ствуют многочисленные материалы археологических рас- копок в различных регионах Северного Кавказа, в местах обитания синдо-меотских племен. Кроме этого, в Синдике с древнейших времен существовало и другое мастерство –резьба по кости, камнерезное дело.

Самых значительных успехов достигли предки адыгов в земледелии, скотоводстве и садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др. – были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблок и груш. Наука садоводства сохранила более 10 их названий.

Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов – синдо-меотских племен. Благодаря ему значительный скачок произошел и в развитии земледелия, ремесла, всего уклада жизни древнейших народов. Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIII в. до н. э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об

Один из крупнейших кавказоведов, который много лет посвятил изучению древнего периода истории Северного Кавказа, Е. И. Крупнов указывал, что «археологам удалось доказать, что древние носители так называемой кобанской культуры (ими были предки адыгов. – К. У.), в основном бытовавшей в I тыс. до н. э., все свое высокое мастерство

могли развивать только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе. Такой основой в данном случае и являлась материальная культура племен, обитавших на территории центральной части Северного Кавказа еще в эпоху бронзы, во II тыс. до н. э.» А этими племенами были предки адыгов. Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах обитания синдо-меотских племен, красноречиво свидетельствуют о том, что они имели широкие связи со многими народами, в том числе с народами Грузии, Малой Азии и т. д., и на высоком уровне у них находилась и торговля. В частности, свидетельствомобмена с другими странами являются различные украшения: браслеты, ожерелья, бусы, сделанные из стекла.

Учеными доказано, что именно в период разложения родового строя и зарождения военной демократии у многих народов появляется объективная потребность в письменности для ведения своего хозяйства и выражения идеологии. История культуры свидетельствует, что именно так было у древних шумеров, в Древнем Египте и у племен майя на территории Америки: именно в период разложения родового строя у этих и других народов появилась письменность. Исследования специалистов показали, что у древних синдов в период военной демократии тоже появилась своя, пусть во многом примитивная письменность. Так, в местах проживания большей части синдо-меотских племен найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14–16 см в длину и 10–12 см в ширину, толщиной около 2 см; сделаны из сырой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитах загадочны и очень разнообразны. Специалист по Древней Синдике Ю. С. Крушкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обожженными плитками ассирийско-вавилонской письменности подтверждает, что они являются памятниками письменности.

Значительное число этих плиток найдено под гор. Краснодаром, в одном из районов проживания древних синдов. Помимо краснодарских плиток, ученые Северного Кавказа обнаружили другой замечательный памятник древней письменности – майкопскую надпись. Она относится ко II тыс. до н. э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным письменам профессором Г. Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библейского письма. При сравнении некоторых знаков синдских плиток и письменности в издании Г. Ф. Турчанинова обнаруживается определенное сходство: так, в таблице 6 знак № 34 представляет собой спираль, которая есть как в майкопской надписи, так и в финикийском письме. Подобная же спираль имеется и на плитках, обнаруженных в Краснодарском городище. В той же таблице знак № 3 имеет косой крест, как в майкопской надписи и в финикийском письме. Такие же косые кресты встречаются и на плитах Краснодарского городища. В той же таблице во втором разделе имеется сходство букв № 37 финикийской и майкопской письменности со знаками плиток Краснодарского городища. Таким образом, сходство краснодарских плиток с майкопской надписью красноречиво свидетельствует о зарождении письменности у синдо-меотских племен – предков абхазо-адыгов еще во II тыс. до н. э. При этом следует отметить, что ученые обнаружили некоторое сходство майкопской надписи и краснодарских плиток с хеттским иероглифическим письмом.

Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое другое. Но особенно большим достижением культуры синдо-меотских племен в древнейшую эпоху следует считать зарождение письменности, которое охватывает временной отрезок с III тыс. до н. э. по VI в. до н. э.

Религия синдов этого периода мало изучена. Тем не менее ученые полагают, что они уже тогда поклонялись природе. Так, например, материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что древние синды обожествляли Солнце. У синдов был обычай при погребении посыпать покойника красной краской – охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Ему в глубокой древности приносили человеческие жертвы, а красная кровь считалась символом Солнца. Кстати сказать, культ Солнца встречается у всех народов мира в период разложения родового строя и образования классов. Культ Солнца засвидетельствован и в адыгской мифологии. Так, главой пантеона, демиургом и первотворцем у адыгов был Тха (это слово происходит от адыгского слова дыгъэ, тыгъэ – «солнце»). Это дает основание предположить, что адыги отводили первоначально роль первотворца божеству Солнца. Позднее функции Тха перешли к Тхашхо – «главный бог». Кроме этого, у древних синдов был и культ Земли, о чем свидетельствует различные археологические материалы. То, что древние синды верили в бессмертье души, подтверждается найденными скелетами рабов и рабынь в могилах их господ. Одним из значительных периодов Древней Синдики является Vв. до н. э. Именно в середине V в. создается Синдское рабовладельческое государство, которое оставило немалый след в развитии Кавказской цивилизации. С этого времени в Синдике получают распространение животноводство и земледелие. Культура достигает высокого уровня; расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.

Вторая половина I тыс. до н. э. в истории и культуре Древней Синдики лучше освещена в письменных источниках античности. Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н. э. в эпоху царствования Марка Аврелия. Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В тексте рассказывается не только о ее судьбе; из его содержания видно, в каких вза- имоотношениях находились боспорские цари, в частности Ситир I, царствовавший с 433 (432)-го по 389 (388) г. До н. э., с местными племенами – синдами и меотами. В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, городские стены шириной более 2 м и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены. Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции, оно усилилось после греческой колонизации Синдского побережья.

Самые ранние указания на греческие поселения на Северном Кавказе относятся ко второй четверти VI в. До н.э., когда существовал регулярный путь от Синопы и Тра-пезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т. е. синдов и меотов. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н. э. более тридцати, собственно из них было образовано Боспорское царство. Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны.

Центрами политической и культурной жизни стали синдские города. В них высокое развитие получили архитектура, скульптура. Территория Синдики богата скульптурными изображениями, как греческими, так и местными. Таким образом, многочисленные данные, полученные в результате археологических раскопок на территории синдов и меотов – предков адыгов, и некоторые литературные памятники свидетельствуют о том, что эти древние племена вписали в историю мировой цивилизации немало замечательных страниц. Факты говорят о том, что они создали своеобразную, самобытную материальную и духовную культуру. Это оригинальные украшения и музыкальные инструменты, это добротные здания и статуи, это собственная технология производства орудий труда и оружия и многое другое.

Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры приходит время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере внешние факторы. Со II в. н. э. наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II – начала III в. н.э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40-х гг. III в. н.э. После его падения Боспор подчиняется готам. Они в свою очередь разгромили Малую Азию – родину хаттов, после чегозначительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами – родственными им племенами. С III в. готы на- падают и на синдо-меотские племена, разрушается один из главных их центров – Горгиппия, затем и другие города.

Правда, после нашествия готов на Северный Кавказ в этом регионе наблюдается некоторое затишье и происходит возрождение экономики и культуры. Но около 370 г. в Европу, и в первую очередь в Северное Причерноморье, вторглись гунны, тюркские, азиатские племена. Они двинулись из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов. После гуннского нашествия на Северный Кавказ о синдо-меотских племенах уже не упоминается. Однако это ни в коем случае не означает,

что они сошли с исторической арены. На передний план выходят и занимают господствующее положение те родственные им племена, которые меньше всего пострадали от нашествия кочевников.

Вопросы и задания

1. Почему мы называем первобытно-общинный строй каменным веком?

2. На какие этапы подразделяется каменный век?

3. Объясните, в чем суть неолитической революции.

4. Объясните особенности эпохи бронзы и железного века.

5. Кто такие были хатты и каски и где они прожи- вали?

6. Кто является создателем и носителем майкопской, дольменной культур?

7. Перечислите названия синдо-меотских племен.

8. Покажите на карте территорию расселения синдо- меотских племен в III – I тыс. до н. э.

9. Когда было создано Синдское рабовладельческое государство?

Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] Асов Александр Игоревич

Адыги и черкесы – наследники атлантов

Да, среди народов Кавказа мы, по всей видимости, находим прямых потомков древних атлантов.

Есть все основания полагать, что одним из самых древних народов Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются абхазо-адыги.

Лингвисты видят родство их языка с языком хаттов (от хаттов или «аттов» идёт и их самоназвание). Сей народ ко II тысячелетию до н. э. населял чуть не весь берег Чёрного моря, имел развитую культуру, письменность, храмы.

В Малой Азии они ещё во II тысячелетии до н. э., они слились с хеттами, которые стали затем гетами-фракийцами. Однако на северном берегу Чёрного моря хатты сохранили язык и даже своё древнее имя – атты или адыги. Однако в их культуре, легендах преобладает арийский (то есть изначально хеттский) слой, а от атлантского прошлого осталось немногое – прежде всего язык.

Древние абхазо-адыги – пришлый народ. Местные легенды, записанные в XIX веке великим просветителем адыгейского народа Шорой Бекмурзином Ногмовым (см. его книгу «История адыхейского народа», Нальчик, 1847), указывают на их приход из Египта, что может говорить также о древнейшей египетско-атлантидской колонизации Причерноморья.

Согласно легенде, приведённой Ш. Б. Ногмовым, род адыгов идёт от прародителя Ларуна, «уроженца Вавилона», который «вследствие гонений оставил свою страну и поселился в Египте».

Очень важная этиологическая легенда! Конечно, она была изменена временем, как и все подобные легенды. В частности, Вавилон, упоминаемый в сём сказании, может оказаться иным прозванием самой Атлантиды.

Почему я так считаю? Да потому, что и в ряде русских легенд об Атлантиде произошла такая же замена. Дело в том, что одно из имён Атлантиды, золотого острова на краю света, – суть Аввалон («страна яблок»). Так называли сию землю кельты.

А в землях, где впоследствии распространилась библейская литература, часто по созвучию сию землю стали именовать Вавилоном. Известны и «вавилоны», лабиринты из камней на нашем Крайнем Севере, кои напоминают об одной из важнейших мистерий Аввалона-Атлантиды.

Легенды о переселениях предков адыгов из сего Аввалона-Вавилона в Египет, а из Египта на Кавказ, в сущности, являются отголоском истории древней колонизации атлантами Причерноморья и Кавказа.

И потому мы вправе говорить и о америко-атлантидской колонизации, и искать родство абхазо-адыгов, например, с северо-американскими ацтеками и т. д.

Возможно, при той колонизации (X–IV тысячелетий до н. э.) предки абхазо-адыгов встретили в Северном Причерноморье предков носителей картвельских, а также семитских языков и, судя по всему, древнее негроидное население Кавказа.

Замечу, что негры и после жили на Кавказе, об этом писали античные географы. Например, Геродот (484–425 гг. до н. э.) оставил такое свидетельство: «Колхи, по-видимому, египетского происхождения: я о том догадывался, прежде чем услышал от других, но, желая удостовериться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти – суть потомки части войска Севострисова. Я также заключил это на основании примет: во-первых, они черномазы и курчавы…»

Замечу также, что эпический поэт Пиндар (522–448 гг. до н. э.), живший до Геродота, также называет колхов чёрными. И по археологическим раскопкам известно, что негры здесь жили по крайней мере с XX тысячелетия до н. э. Да и в нартском эпосе абхазов часто присутствуют «чернолицые джигиты», переселившиеся в Абхазию из далеких южных земель.

Судя по всему, именно эти коренные негры дожили здесь и до нашего времени, ибо в горах всегда сохраняются анклавы древнейших культур и народов.

Так, известно, что несколько семей коренных кавказских негров дожили в Абхазии до середины XX века. Об этих коренных абхазских неграх, живших в селениях Адзюбжа, Поквеше, Члоу, Тхине, Меркуле и Кынге, неоднократно писали в нашей научно-популярной литературе (см., например, статью В. Дробышева «В краю золотого руна», в сб. «Таинственное и загадочное». Минск, 1994).

А вот что писал об этом некий Е. Марков в газете «Кавказ» за 1913 год: «Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу, я был поражён чисто тропическим ландшафтом: на яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритята, важно проходила с ношей негритянка.

На ослепительном солнце чёрные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки… Негры эти ничем не отличаются от абхазцев, среди которых живут с давних времён, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру…»

Забавный очерк о абхазских неграх оставил и писатель Фазиль Искандер.

Магией и искусством перевоплощений некой негритянки, старухи Абаш, восхищался в 1927 году Максим Горький, когда вместе с драматургом Самсоном Чанбой посетил село Адзюжбу.

Изучая связи Африки и Абхазии в связи с наличием коренного негритянского населения, учёный Дмитрий Гулия в своей книге «История Абхазии» отмечал и наличие сходно звучащих абхазских и египетско-эфиопских топонимов, а также имён людей.

Отметим эти совпадения (справа имена абхазские, слева – абиссинские):

Местности, сёла, города

Гумма Гумма

Багада Багад

Самхария Самхара

Набешь Хебешь

Акапа Акапа

Гоандара Гондара

Колдахвари Котлахари

Челоу Челов

Да и само древнее имя Абхазии – «Апсны» (то есть «Страна души»), созвучно имени Абиссинии.

И мы, также отмечая сие сходство, не можем не подумать, что говорит это не только о переселениях негров из Африки в Абхазию, но прежде всего о том, что между этими землями в глубокой древности существовали крепкие связи.

Переселения, очевидно, осуществляли не только негры, но и сами предки абхазов и адыгов, то есть хатты-атланты.

И эта культурно-историческая преемственность поныне ясно осознаётся и в Абхазии, и в Адыгее.

Так, в 1992 году при принятии герба и флага Республики Адыгея было принято предложение Адыгейского историко-краеведческого музея и Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики.

При создании сего флага была использована древнейшая хаттско-хеттская символика. В качестве флага был принят известный исторический флаг Черкесии (Адыгеи) начала XIX века, существовавший с незапамятных времён до включения её в состав России.

На сём флаге изображены 12 золотых звёзд и три золотых перекрещенных стрелы. Двенадцать золотых звёзд, как писал ещё в 1830 историк Р. Тахо, традиционно означают «двенадцать основных племён и округов Объединённой Черкесии». А три стрелы – суть громовые стрелы Тлепша, бога-кузнеца.

В символике сего флага историки видят родство и преемственность с хеттско-хаттским штандартом (царским скипетром) IV–III тысячелетий до н. э.

Сей штандарт представляет собой овал. По периметру его мы видим девять узлов-звёзд и три подвешенные розетки (восьмилучевые перекрестья также дают число девять, а с розетками двенадцать). Овал сей расположен на ладье. Что, возможно, напоминает о переселении по морю этих двенадцати родов хаттов (протохеттов. Сей штандарт использовался в IV–III тысячелетиях как царями хаттов в Малой Азии, так и вождями Майкопских племён на Северном Кавказе.

Перекрещенные стрелы означают также и решётку хаттского штандарта, к тому же решётка, вписанная в овал, древнейший символ плодородия, известны как у хаттов, так и у многих иных народов, в том числе славян. У славян этот символ означает Дажьбога.

Те же 12 звёзд перешли и в современный герб Республики Адыгея. На сём гербе изображён и герой нартского эпоса Саусрыко (он же Сосурко, Сасрыкава) с факелом в руках. Имя сего героя означает «Сын Камня», и предания о нём общие также и для славян.

Так «Сыном камня» является у славян Вышень Дажьбог. Огонь же людям приносит его воплощение бог Крышний-Коляда, и он также обращается в Камень, отождествляемый с горой Алатырем (Эльбрусом).

Легенды о сём нарте (боге) уже чисто арийско-ведические, как и, в сущности, весь абхазо-адыгейский эпос, во многом родственный иным эпосам народов Европы.

И тут следует заметить важное обстоятельство. Не только абхазо-адыгейцы (черкесы, кабардинцы, карачаевцы) являются прямыми потомками атлантов.

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

РУСЫ НАСЛЕДНИКИ АТЛАНТОВ Античные легенды об Атлантиде, в том числе и те, которыепересказал Платон, населяют этот древний материк или островнародом высочайшей культуры. Древние атланты, по этим преданиям, обладали многими волшебными искусствами и науками; особенно

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

9.10. Мамелюки-черкесы-казаки в Египте Согласно скалигеровской истории, якобы в 1240 году в Египет вторгаются мамелюки, рис.9.1.Мамелюки считаются черкесами, с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы, с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в

Из книги Второе рождение Атлантиды автора Кассе Этьен

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

След атлантов? Древнеегипетский город Саис упоминается начиная с 3000 года до н. э., и уже тогда он был не таким уж новым населенным пунктом. Ученые до сих пор затрудняются назвать время его основания. В этом городе, собственно, ничего особо примечательного не было, и лишь в VII

Из книги Атлантиды пяти океанов автора Кондратов Александр Михайлович

«Атлантика - для атлантов!» Легендарную платоновскую Атлантиду пытались отыскать в Скандинавии и Антарктиде, Монголии и Перу, Палестине и Бразилии, на берегах Гвинейского залива и на Кавказе, в джунглях Амазонии и песках Сахары, потомками атлантов считали этрусков

автора Асов Александр Игоревич

Русы – наследники атлантов Античные легенды об Атлантиде, в том числе и те, которые пересказал Платон, населяют сей древний материк или остров народом высочайшей культуры. Древние атланты, по сим преданиям, обладали многими волшебными искусствами и науками; особенно

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Казаки – наследники атлантов В сущности, чуть не все народы Европы могут почитать в той или иной степени атлантов своими дальними предками, ибо атланты являются южным корнем европейцев (так же как арии являются северным корнем). Однако есть также народы, которые

Из книги Новая эра пирамид автора Коппенс Филип

Пирамиды атлантов? Имеются также сообщения об ушедших под воду пирамидах, расположенных неподалеку от Багамских островов, к востоку от побережья Флориды и к северу от острова Куба в Карибском море. В конце 70-х годов XX столетия доктор Мэнсон Валентайн заявил, что эти

автора

Дорогами атлантов - Легенды несомненно проливают некоторый свет на существование народа, следы которого мы часто встречаем в древнейшей истории, - начал свой доклад старый профессор. - И по моему убеждению, этот исчезнувший народ атлантов обитал не на острове среди

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Царство атлантов Всё это могло быть и в Атлантиде в IV тысячелетии до нашей эры.Последний обломок этой страны мог представлять собой большой остров с долиной, защищённой с севера высоким горным хребтом. Здесь, в циклопических каменных дворцах, среди цветущих садов,

автора Хотко Самир Хамидович

Глава первая ВОЕННОЕ РАБСТВО И ЧЕРКЕСЫ «Система военного рабства является институтом, который развился исключительно в кадре ислама и который не сопоставим ни с чем иным вне сферы ислама». Давид Айалон. Мамелюкское рабство. «Черкесы султанской стражи жили своими

Из книги Черкесские мамлюки автора Хотко Самир Хамидович

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

12. МАСУДИ. АЛАНЫ И ЧЕРКЕСЫ Арабский путешественник-географ Абуль-Хасан Али аль-Масуд и жил в первой половине X в. н. э., умер в 956 г. Приводимые отрывки взяты из его книги «Луга золота и рудники драгоценных камней». Перепечатывается из «Сборника материалов для описания

автора Асов Александр Игоревич

Казаки – наследники атлантов В сущности, чуть не все народы Европы могут почитать в той или иной степени атлантов своими дальними предками, ибо атланты являются южным корнем европейцев (так же как арии являются северным корнем).Однако есть также народы, которые сохранили

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Адыги и черкесы – наследники атлантов Да, среди народов Кавказа мы, по всей видимости, находим прямых потомков древних атлантов.Есть все основания полагать, что одним из самых древних народов Северного Кавказа, как и всего Причерноморья, являются абхазо-адыги. Лингвисты

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

Т. М. Феофилактова НОГАЙЦЫ И ЗАПАДНЫЕ АДЫГИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В На Правобережной Кубани жили ногайцы, на Левобережной - западные адыги. Их называли черкесами, или горцами. Первые вели кочевой образ жизни. Об этом писал французский консул в Крыму М. Пейсонель: «Ногайцы

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...