Порядок проведения совместных торгов в форме аукциона. Новые правила проведения совместных конкурсов и аукционов Образец соглашения о проведении совместных торгов


1. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

1) информацию о сторонах соглашения;

1.1) идентификационный код закупки;

2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;

8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;

9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения совместных закупок, а именно совместных конкурсов и аукционов - этому в законе посвящена отдельная статья, а Правительством РФ утвержден порядок осуществления таких закупок 1 . Данные закупки могут проводиться в том случае, если два и более заказчика закупают одни и те же ТРУ. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно. Обратим внимание, что в 44-ФЗ совместные закупки возможны только в виде конкурса или аукциона, то есть тех способов закупки, которые не имеют ограничений по сумме. А вот, скажем, провести совместную закупку в форме запроса котировок, где сумма закупки ограничена размером в 500 тыс. руб. 2 , 44-ФЗ уже не допускает.

При этом по букве закона в роли организатора совместного конкурса или аукциона может выступать либо уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) и в этом случае закупка фактически будет иметь все признаки централизованной закупки , либо один из заказчиков. И вот именно в последнем случае, когда один из заказчиков одновременно является и организатором закупки, ее можно действительно назвать совместной. Правила и практику проведения совместных конкурсов и аукционов в этом случае мы и будем рассматривать в данной статье.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов 3

Прежде всего все заказчики должны заключить соглашение с организатором совместного конкурса или аукциона (одним из заказчиков) - на основании этого соглашения организатору передается часть полномочий других заказчиков на организацию и проведение закупки. Соглашение должно содержать следующие сведения:

  1. информацию о сторонах соглашения;
  2. идентификационный код закупки;
  3. информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
  4. НМЦК каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
  5. права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  6. информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
  7. порядок и сроки формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  8. порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместном закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
  9. примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
  10. порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
  11. срок действия соглашения;
  12. порядок рассмотрения споров;
  13. иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместного конкурса или аукциона.

Подписание данного соглашения является основанием для того, чтобы каждый из заказчиков (в том числе организатор конкурса или аукциона) внесли в свои планы-графики закупок сведения о наименовании организатора конкурса или аукциона в отношении конкретной закупки. Напомним, что форма плана-графика предусматривает внесение такой информации (колонка 33) 4 .

Как установлено в требованиях к содержанию соглашения (см. выше), НМЦК определяется и обосновывается каждым заказчиком самостоятельно. Также по результатам совместного конкурса или аукциона контракт с победителем заключается каждым заказчиком отдельно. Таким образом, указанные полномочия не могут быть переданы организатору совместного конкурса или аукциона.

В свою очередь за организатором совместного конкурса или аукциона «по умолчанию» закрепляется полномочие по утверждению состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, согласно установленным правилам организатор конкурса или аукциона в обязательном порядке выполняет следующие действия:

  1. Разрабатывает и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает конкурсную или аукционную документацию. При этом НМЦК, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, а обоснование такой цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика.
  2. Предоставляет документацию заинтересованным лицам.
  3. Предоставляет разъяснения положений документации.
  4. При необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию.
  5. Осуществляет размещение в ЕИС в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - здесь имеются в виду соответствующие протоколы и т.д.
  6. Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных случаях.
  7. Осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

Также действует норма, согласно которой стороны заключенного соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион. Например, ничто не запрещает организатору конкурса или аукциона привлечь к их организации специализированную организацию 5 , но в этом случае расходы по ее привлечению должны указанным образом нести все заказчики.

Отметим, что эта же норма имеет отношение и к ситуации, когда победитель совместного конкурса или аукциона может быть признан уклонившимся от заключения контракта, и заказчикам нужно будет как-то «делить между собой» обеспечение заявки. Согласно позиции Минэкономразвития РФ при проведении совместных аукционов, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, его денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются на счета, которые указаны заказчиками, пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК 6 .

Наконец, при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных 44-ФЗ, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно 7 .

Практика проведения совместных конкурсов и аукционов

Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по 44-ФЗ из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).

В январе 2017 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Городская больница № 1 города Октябрьский» провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства (алтеплаза) 8 . Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы различных территорий республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов указанного лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 до 495 тыс. руб., а общая НМЦК - 1 млн 320 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков за исключением сроков поставки. На участие в аукционе заявилось три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1 млн 141 тыс. руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала 9 . Остальными заказчиками были еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 до 56 тыс. руб., а общая НМЦК - 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчике № 1 и № 2), однако, отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК. Бывают и совсем мелкие совместные закупки - так, например, в октябре 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд, а также для нужд еще 2 заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб. 10 . Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК - на 30 тыс. руб.

Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, в роли заказчиков при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 - январе 2017 г. выступили девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона - Чеховскую районную больницу № 2 11 . Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик - от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.

Вообще, практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 г. в Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а еще двумя заказчиками были другой лицей и детский сад 12 . Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки исходя из общей НМЦК. А вот что касается обеспечения контракта, то здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно - либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.

Автору статьи не удалось обнаружить в ЕИС примеров проведения совместных конкурсов. По всей видимости те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом для того, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ. Такие характеристики могут быть весьма индивидуальны для каждого отдельного заказчика.

1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

2 Ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

4 Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг».

5 В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6 См. Письмо Минэкономразвития России от 25.02.2015 № Д28и-443, Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 № Д28и-3146.

7 В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0301300280716001197.

9 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0358200019316000192

10 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0358300397716000026.

11 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0348300364716000105.

12 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0372200042216000038.

1. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

1) информацию о сторонах соглашения;

(Пункт 1.1 части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2015 г. )

1.1) идентификационный код закупки;

3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Иногда одновременно у нескольких государственных заказчиков возникает потребность в одном и том же товаре или услуге. В этом случае, в соответствии с деуствующим законодательством в сфере государственных закупок, они могут объявить совместные торги. В этой статье мы разберем то, как проходит эта процедура и в чем особенности ее проведения.

Совместные торги по 44 ФЗ

По действующим нормам закона № , в том случае, если два или несколько заказчиков, обязанных совершать свои сделки в соответствии с данным законом, хотят приобрести одни и те же товары или услуги, они вправе организовать совместный конкурс или аукцион.

Согласование взаимоотношений заказчиков

Взаимоотношения заказчиков между собой в ходе этих торгов, распределение прав, обязанностей перед поставщиками, ответственности за нарушение условий конкурс должны быть распределены между ними самостоятельно, в отдельном соглашении. Такие соглашения регулируются или нормами 44-ФЗ или общими положениями о договоре, предусмотренными Гражданским кодексом.

Соглашение о распределении обязанностей

В связи с тем, что 25 статья закона о закупках дает возможность правительству регулировать порядок организации таких торгов, 28.11.2013 года было принято Постановление Правительство, которое и установила общие и обязательные для всех Правила проведения совместных закупок. Этими правилами также предусмотрена обязанность участников еще до выхода на торги составить и подписать соглашение, предусматривающее их взаимные обязательства. Соглашение в обязательном порядке должно содержать информацию, предусмотренную 25 статьей закона.

Определение организатора совместных торгов

Следующим шагом после подписание соглашения станет определение его участниками организатора аукциона и указание его наименования в плане-графике. Организатором будет являться один из участников аукциона, определенный ими в соглашении. Ему стороны соглашения передают часть своих полномочий, которые будут необходимы для поведения торгов. Само проведение аукциона полностью регулируется нормами закона №44-ФЗ.

Функции организатора

Согласно Закону и соглашению организатор возлагает на себя выполнение следующих функций:

  1. Создает комиссию по закупкам и утверждает состав ее членам. В комиссию включаются представители от каждого участвующего в торгах заказчика. По общему правилу, они делегируют туда количество членов, пропорциональное их доле в закупке, но соглашением сторон может быть предусмотрен и другой способ формирования комиссии;
  2. Разрабатывает конкурсную документацию и подает в единую информационную систему заявку на проведение торгов. Нижняя и верхняя планка цен на закупку определяется организатором исходя из совокупности нижних и верхних (максимальных) порогов цен каждого из заказчиков, участвующих в совместных закупках;
  3. Взаимодействует со всеми заинтересованными в торгах лицами, осуществляет их ознакомление с документацией;
  4. Разъясняет положения документации по запросам заинтересованных лиц;
  5. При возникновении необходимости меняет документацию или содержание объявления о торгах;
  6. Размещает всю предусмотренную законом №44-ФЗ информацию и иные сведеня в общей информационной системе;
  7. После того как составлены протоколы по итогам торгов, направляет их копии каждому участнику, а также в государственные уполномоченные органы. Копии протоколов должны быть разосланы не позднее, чем на следующий день после того, как они были подписаны;
  8. Выполняет иные функции, возложенные на него данным соглашением.

Подведение итогов совместных торгов по 44 ФЗ

Расходы на проведение аукциона распределяются между всеми участника соглашения пропорционально. Пропорция рассчитывается исходя из соотношения начальной или верхней цены контракта, выставленной каждым заказчиком, и общей максимальной или начальной ценой контракта. Договоры с поставщиком каждый из участников соглашения заключает самостоятельно.

Если по тем или иным причинам, которые были указанны в законе, конкурс был признан несостоявшимся, то каждый из участников торгов вправе самостоятельно, предварительно согласовав такое решение в установленном порядке, заключить контракт с единственным поставщиком.

Совместные торги по 223 ФЗ

Проведение совместных торгов в соответствие с нормами закона № проводится уже на основании другого постановления правительства. Для реализации на практике норм этого закона было принято постановление N 631. Им были утверждены основные нормы и положения, регулирующие взаимоотношения заказчиков, как государственных, так и муниципальных, и органов, которым на основании федеральных законов были переданы все полномочия на размещение таких заказов. Постановление гласит, что и в этом случае при проведении совместных торгов участники должны заключить между собой соглашение и назначить в нем одного из них организатором торгов.

Предмет совместных торгов по 223 ФЗ

Совместные торги по 223-ФЗ проводятся в целях закупки продукции только одного наименования. Одинаковое наименование означает то, что продукция имеет идентичные коды по Общероссийской классификации. Если несколько заказчиков, которые работают в оном городе, намерены приобрести совместно одинаковую продукцию, они могут и самостоятельно организовать торги по закупке, и передать эту обязанность уполномоченному органу, чтобы избавить себя от несвойственных функций.

Особенности проведения торгов

Все потребности каждого заказчика суммируются между собой, и на торги выставляется один лот. Как в предыдущем случае, при определении победителя торгов, каждый заказчик заключает с ним индивидуальный договор.

В продолжение разговора о новшествах в сфере государственных закупок, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о КС), сегодня мы расскажем о том, как отражены в данном законе вопросы проведения совместных конкурсов и аукционов.

Теме совместных конкурсов и аукционов посвящена ст. 25 Закона о КС. Она состоит из следующих пяти частей:
1. При наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:
1) информацию о сторонах соглашения;
2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;
3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;
4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
10) срок действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.
5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из содержания означенной статьи следует, что проведение совместных торгов происходит, когда у двух и более заказчиков существуют потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах и такие заказчики объединяются для проведения совместного конкурса или аукциона, заключая для этого соответствующее соглашение (ч. 1 ст. 25 Закона о КС). Организатором таких торгов выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких торгов (ч. 2 ст. 25 Закона о КС).

Как это было
Хотя, на федеральном законодательном уровне впервые упоминание о совместных торгах появилось в Федеральном законе № 94-ФЗ (ч. 6 ст. 10 ФЗ-94), попытки проводить совместные торги были и до принятия 94-го. В один из последних годов действия Федерального закона от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» было проведено некоторое количество совместных торгов, в основном среди силовых ведомств. Однако в силу несовершенства действующего в ту пору законодательства, недостаточной квалификации заказчиков и ряда других причин, как объективных, так и субъективных, подобная практика не только не прижилась, но и, в ряде случаев, приводила просто к казусам. Например, как своеобразную легенду, описывали случай, когда два силовых ведомства договорились провести совместные торги на поставку армейских пайков в весьма больших масштабах. Не вникая в сложности подобных мероприятий, эти ведомства выбрали «ведущего» и «ведомого», да и разделили конкурс на два лота, каждый из которых был равен потребности каждого из ведомств соответственно. На каждый из лотов было подано по две заявки, причем от одних и тех же фирм. Конечно, в независимых, на первый взгляд компаниях угадывалось нечто общее. Был ли тогда сговор или нет, никому доподлинно неизвестно, но итоги конкурса обескуражили – по обоим лотам победителем была признана одна из фирм, но цена единицы продукции (пайка) по лоту для ведомства Х была в разы выше, нежели цена, предложенная ведомству Y. Учитывая общий объем закупки, фирма запросто могла «подарить» один лот, при этом все равно оставшись в сверхвыигрыше. Увидев результаты таких совместных торгов, ведомство Х наотрез отказалась заключать контракт. Чем закончился этот опыт проведения совместных торгов, история умалчивает, но факт остается фактом, что следующий всплеск интереса к совместным торгам возник уже лишь в те времена, когда Федеральный закон № 94-ФЗ уже полноценно действовал.
В развитие этой нормы 94-го было издано постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов». Поскольку Федеральный закон № 94-ФЗ предоставлял заказчикам такое право лишь при осуществлении размещения заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг, то эта норма 94-го послужила отправной точкой для появления приказа Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (зарегистрирован в Минюсте 15.07.2011 г. № 21367).

Проблема невостребованности
Однако интерес к совместным торгам угас так же стремительно, как и появился. Почему? Ведь, на первый взгляд, этот инструмент был бы весьма эффективным при закупках одноименных товаров, работ, услуг, ведь во многих из них есть потребность, практически, у всех заказчиков. Ну, действительно, посудите сами, канцелярскую продукцию все заказчики используют одинаковую, машины ремонтируют одинаково и т.д. Большие объемы закупок, свойственные совместным торгам, несомненно, вызвали бы повышенный интерес со стороны крупных компаний. Те, в свою очередь, за счет мощностей, будут способны предложить более выгодную цену, да и, в конце концов, крупная компания в состоянии внести обеспечения заявки и контракта, или вообще не отвлекая оборотные средства или привлечь их на условиях, более благоприятных для себя, нежели маленькая и не слишком известная фирма. Наконец, у объединившихся заказчиков в разы должен снижаться объем работы, ведь «одна голова хорошо, а две (три, восемь) лучше». Но, совместных торгов, как, практически, не проводились, так и не проводятся. Так в чем проблема? Во многом. Попробуем смоделировать ситуацию.
Для того чтобы провести совместные торги, заказчики должны, как минимум договориться о предмете, сроках, исполнителе мероприятия (организаторе) и об очень многом другом, заключить соглашение. Часть 2 статьи 25 Закона о КС регулирует содержание подобного соглашения.
Но тут же заказчики могут столкнуться с непреодолимыми подчас трудностями. Например, заказчику X лимиты бюджетных обязательств доведут в январе, а заказчику Y в марте. Получается, что заказчик X должен будет ждать до марта, ведь, несмотря на отсутствие в законодательстве преград для проведения торгов даже в отсутствие необходимых финансов, во многих ведомствах действует, если не официальный, то негласный запрет на проведение торгов до доведения лимитов.
Допустим, оба заказчика одинаково любимы финансовыми органами и имеют на счетах необходимые средства. Теперь им нужно заняться проработкой технических вопросов и тут опять возникает непонимание. Юридические службы начинают «войну» из-за содержания извещения или документации. Бухгалтерии исповедуют различный подход к правилам оформления платежных поручений. «IT-подразделение» вообще ничего не хочет слышать о пожеланиях коллег из информационно-технического отдела другого заказчика. Руководители, вынужденные ежедневно выслушивать обвинения в адрес сотрудников «соратника», просто самоустраняются от проблемы, проклиная тот момент, когда идея о совместных торгах пришла инициатору в голову.
Но, даже если заказчики обо всем договорились, на «ведущего» (организато¬ра совместных¬ торгов), как правило, обрушивается весь пласт проблем, связанных с реализаций замысла: осуществление разработки¬ и утверждени¬я документац¬ии, подготовка и направление разъяснений, формирование протоколов и пр.
Кроме того, особенно в свете последних веяний, заказчики практически наверняка попадают под пристальный взор различных контролирующих органов, ведь при размещении заказа путем проведения совместных торгов организатор торгов устанавливает начальную (максимальную цену) для каждого из заключаемых контрактов, а также указывает общую цену таких контрактов, которая подлежит снижению в результате проведения торгов. Было бы терпимо, если бы заказчики находились в равной весовой категории, располагались в одном географическом пространстве, им доводились одинаковые лимиты, они выполняли сходные функции и пр.
Таким образом, приходится признать, что далеко не новая идея о проведении совместных торгов, как и прежде, пока остается лишь теоретической разработкой, которая в силу различных объективных и субъективных причин пока не может применяться в нашей системе госзаказа в той мере, в которой ее задумывали.

О комиссии и распределении расходов
Часть 3 статьи 25 Закона о КС содержит новшества в части формирования комиссии. Установлено, что в утверждаемый организатором состав комиссии подлежат включению представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком. Однако тут же статья содержит норму права, имеющую иную форму реализации – использования, а именно, предусмотрено, что стороны могут предусмотреть в соглашении иной порядок формирования комиссии. Новой эта норма является по отношению к предшественнику (Федеральный закон № 94-ФЗ), но она присутствует в подзаконном акте (Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631).
Часть 4 статьи 25 Закона о КС, говорящая о распределении расходов на проведение совместных торгов между заказчиками, вновь практически дословно повторяет норму упомянутого постановления (№ 631), а именно она устанавливает, что расходы на проведение совместных торгов распределяются между сторонами пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов.
Частью 5 статьи 25 Закона о КС Правительству РФ делегированы полномочия по установлению порядка проведения совместных конкурсов и аукционов.

Александр Строганов

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...