Сколько носить траурную одежду. Когда в семье траур


Обычаев и различного рода традиций, бо льшая часть которых не имеет ни смысла, ни канонического обоснования. Среди них могут быть такие, которые не вступают в явное противоречие с канонами веры и были продиктованы временем, местом и обстоятельствами.

Полезно будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения пророческого наследия, оставленного заключительным посланником Творца. Разумный человек сможет провести параллели между теорией и практикой, оценить реальное положение вещей, сохраняя при этом проницательность и мудрость.

Траур — состояние печали, светлой грусти в память об ушедшем из этой жизни человеке; отказ от того, что приукрашивает внешность человека, делая ее яркой и привлекательной; отсутствие признаков веселья и радости. В основе своей это касается женщины, которая потеряла мужа. Она не имеет права выйти замуж за другого на протяжении четырех месяцев и десяти дней с момента смерти мужа .

Если же она беременна, то ее траур завершается с рождением ребенка, после чего она имеет полное право выйти замуж еще раз:

«Беременные, их срок [траура истекает с] рождением ребенка» (см. ).

В период траура женщине желательно покидать дом только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях (работа, учеба, посещение родных, покупка продуктов и т. п.); она не посещает мечеть и не отправляется в путь для совершения паломничества; одевается более скромно; не наносит макияжа и не использует духи, благовония; к ней не сватаются, и она не выходит замуж, хотя предложение о замужестве (в форме благонравного намека) она может получить .

По завершении срока женщина возвращается к обычному ритму жизни, своим повседневным заботам (воспитание детей, общение с родными, друзьями, работа, учеба, спорт и т. п.) и имеет полное право выйти замуж за другого мужчину.

Траур же по другим родным и близким не продолжается дольше трех дней. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней» .

Начинается траур со дня смерти.

Понимание траура заключается не столько в консерватизме одежды и уж тем более не в обилии эмоций и пролитых слез, сколько во внутреннем состоянии высокой душевной печали, скорби. Это своего рода дань уважения, выражение светлой памяти об усопшем пред Всевышним.

Ответы на вопросы о трауре

На днях я узнала, что мой отец умер два месяца назад. Родители были в разводе, и я не виделась с отцом 7 лет. Мы по нему скучали и всегда надеялись, что когда-то снова будем вместе. Я живу в Европе, он жил в Азии. Если честно, разрывается сердце, что я не видела его так долго и больше не увижу. Мы ему звонили, но в последнее время он не отвечал на звонки, а потом нам позвонили и сказали, что отец скончался. Мне очень больно, и я не могу успокоиться, ведь я так и не сказала ему, что он для нас лучший. Голова забита вопросами «а если бы». Знакомые говорят, что так думать греховно. Пожалуйста, дайте совет, как быть. Linda.

Следует успокоиться. Всеми мыслями и душевным состоянием отпустить его в мир иной. Сделать практический вывод и начать больше (хотя бы чуть больше, но на постоянной основе) уделять внимание живым близким родственникам.

Я живу в Казахстане, но православная. По работе приходится много общаться с мусульманами, у которых бывают проблемы и горе. У моей знакомой большое горе: умер муж в 40 лет, год назад, она до сих пор потеряна, хотя ходит в мечеть по пятницам и на кладбище. Не знаю, какими словами ей помочь, хочется приободрить. Виктория.

Горе — это всегда сложно, пережить его не так просто, но время идет, и мы продолжаем жить. Впереди нас ждут еще несколько (даст Бог) десятилетий, за которые нужно успеть сделать немалое. Ведь в Судный День каждый ответит за себя , в том числе и как провел оставшиеся годы жизни: в слезах и воспоминаниях либо работая над собой, извлекая из постигшего горя целебное лекарство, приобретая иммунитет к бедам и негативу, вырабатывая позитивную энергию, заряжая ею и других людей, заставляя их жить с непринужденной сияющей улыбкой на лице. Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в печали или жить в половину, а тем более в четверть силы.

Успокойте ее приободряющими словами. В Исламе можно молиться за умерших, прося у Бога прощения для них и помилования, но нельзя мысленно и эмоционально привязывать себя к ним. Следует уметь отпускать покойного в мир иной, а самому продолжать активный созидательный образ жизни, помогая себе и другим.

К сожалению, но факт: многие люди, вне зависимости от культуры, религии или национальности, не имеют элементарных навыков счастливой жизни, несмотря на число лет, прожитых в мирской обители.

Траур [от нем. trauer] — 1) состояние скорби по умершему или по поводу какого-либо общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий; 2) черная или темная одежда, повязка и т. п., носимая в знак скорби.

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 2:234).

«Нет греха на вас, если вы (1) [благонравно] намекнете вдовам [им самим или их опекунам] о своем намерении посвататься [что при правильной словесной формулировке даст добрые надежды и им, и вам на последующее создание семьи] или (2) сокроете это в своих душах [до поры до времени не затронете данную тему]. Всевышний знает о том, что вы будете помнить [думать] о них [потому и разрешил вам намекнуть о своих планах еще до окончания срока]. Но в тайне [от других] не договаривайтесь с ними (с вдовами) [не обещайте замужество, завлекая тем самым в сети греха и соблазна; подводя к грехопадению], а говорите им лишь благонравные слова [намекающие на ваше желание жениться, публичное озвучивание которых не заставит вас стыдиться].


В современные дни обычай носить траур перестал быть строгим и обязательным действом после смерти родственника. Кончина дорогого человека у верующих людей сопровождается христианскими традициями — молитвами о душе усопшего и проведением поминальных дней. У атеистов же печальные события выливаются в психологическое преодоление чувства горя и стремление как можно быстрее вернуться к обычной жизни.

Траур - это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего. Продолжительность ношения траура может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет. Этот срок зависит от степени близости человека к умершему. Самый строгий и длительный траур соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить. Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека - очень важно для восстановления психологического равновесия. Как правило, женщины носят траурные головные уборы или платки и длинные платья, мужчины - черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траура. Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя в контакте с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья. На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траура соблюдается не только у христиан, но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, блины и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой православные христиане после смерти родственника больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траурных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека. Если усопший был крещен, следует заказать сорокоуст - поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться об упокоении души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва.

Статья «Траур» | АННА ДАНИЛОВА | 1 НОЯБРЯ 2015 Г.

В чем смысл траура личного и траура национального?

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года - по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем:

«Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен.

У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть - засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо…

К довершению горя думаем: умер, не стало… а он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро, и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…»

Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно - в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню».

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти:

«Смерть для православного христианина - это переход в иную жизнь, в жизнь вечную - или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа - мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел - скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи.

Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь - наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности.

Нельзя вообще говорить о трауре - мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен.

В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет - конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть - это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет - рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные.

Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия:

«Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но, когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.

Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь.

Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком.

22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих».

Траур государственный

В свете сказанного выше, есть ли смысл объявления траура государственного? В России нет четкого правила объявления траура, однако, как правило, он объявляется в случае гибели более 60 человек. В советское время траур объявляли также в дни смерти вождей. Но каждую минуту наступает чья-то смерть. Так пишет о национальном трауре святитель Николай Сербский:

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых - принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти Святейшего Патриарха Алексия траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, - это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

В России не был объявлен даже однодневный траур по Патриарху Алексию, не было он и объявлен после убийства священника Даниила Сысоева. Хотелось бы надеяться, что днем траура по-настоящему национального - днем молитвы и сосредоточенности, днем добрых дел и прощания с усопшим, стали бы не только даты массовой гибели людей, но и перехода в жизнь вечную по-настоящему выдающихся людей, по которым скорбит вся страна, у которых можно учиться настоящей жизни. Может быть меньше тогда станет и массовых гибелей?


В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?

Христианство очень не любит слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например — успение.

Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…

Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.

Для христиан – смерть лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.

Оно совершается только над крещеным православным человеком.

Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это — продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).

Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.

Какие существуют виды молитв за покойного?

Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)

Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.

В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.

А что такое сорокоуст?

А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многте думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)

Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)

Простите, а если человек был некрещен?..

О некрещеном человеке мы можем молиться только сами — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходиться услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?

Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

Сколько носить траур?

Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. «Уже почти полгода…»

Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни».

Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, — воспользуемся этой возможностью.

Образец текста некрологов можно найти в СМИ. Статья информирует о смерти конкретного человека. В ежедневной газете указывают точное время и дату панихиды. В наше время теряет свою актуальность, к сожалению. Родственники оповещают о трагичном случае только родню и друзей. Кто-то не подозревает о произошедшем. Найдется немало людей, которые были знакомы с ним при жизни и не хотели бы остаться в стороне. Для подобных случаев и существуют извещения о смерти в газетах.

Некролог, по своей сути-это печальное известие о случившимся людям, которые еще не знают о смерти. Обычно составляется от какого-либо коллектива: коллег, родственников. Представляет собой фотографию покойного и статью с краткой биографией. Образец некролога в газете предоставлен на фото.

Родные и друзья в прощальной речи выражают личную скорбь. Коллеги, сослуживцы и знакомые не всегда могут присутствовать при похоронах. Коллектив, в котором человек проработал не один год, не может остаться безучастным к трагедии. Коллеги часто переживает утрату сильнее, чем друзья, с которыми приходится видеться крайне редко. Не забывайте, что большинство на работе проводит времени гораздо больше, чем в кругу семьи.

Различия в написании некролога от родственников или коллег кроется только в самом отношении к умершему. Родственники и друзья обычно указывают личностные черты характера, заслуживающие внимания: доброта, отношение к людям. Все то, что ценилось в этом человеке. Коллеги делают упор на профессиональных качествах. Обо всем этом ниже по тексту.

Не существует единого образца некролога для всех, как не существует двух людей с одинаковой судьбой. Правда, лучшие извещения о смерти коллегам нередко хранятся в отделе профсоюзов. Образцы некрологов подразделяются на возрастные категории, мужчине или женщине, руководителю или работнику.

Если такой образец отсутствует, то не сложно написать некролог от лица вашего коллектива самому. Строгих правил в написании некролога нет. Текст несколько лаконичный. Только сухой официальный язык не приветствуется, при отсутствии определяющих фраз. Ваш коллектив извещает обязательно «с прискорбием» и т.д. Придерживайтесь нескольких составляющих, и в итоге получится полноценный текст некролога.

  1. Рядом с фотографией в черной рамке размещают полные данные:

Фамилия Имя Отчество.

Дата рождения и дата смерти.

  1. Первую строку статьи некролога обычно начинаются с указания того, коллектив какого предприятия или организации сообщает печальное известие. Так же это могут быть дальние родственники и друзья умершего. Не забудьте дополнить фразой «с прискорбием». Голая констатация послужит горьким напоминанием об утрате родне умершего.
  2. На каком году скончался. Что послужило этому причиной (скоропостижно, после продолжительной болезни, в результате несчастного случая и т.д.)
  3. Кратко опишите биографические факты, с упоминанием важности отдельных моментов для общества и родных. Коллеги в некрологах указывают этапы карьерного роста, каких степеней и званий он достиг. Выделите основные достижения в профессиональной сфере, какую пользу принес производству, в дело фирмы.

Для близких на первом месте человеческие качества. Все то, за что его ценили и уважали. К примеру «был опорой для родных», «любящим супругом и отцом».

  1. Для некролога в газету раньше было обязательно указать оставшихся в живых родственников по старшинству. В наше время не будет лишним, если напишите слова утешения в подобной форме: «был надеждой и опорой для своих престарелых родителей», «любящим мужем и отцом двух маленьких детей».
  2. В завершении обязательно написать, что память о нем останется в сердцах.
  3. Последняя строка может быть короткая, уместная цитата или эпитафия.
  4. Если издание газеты, в которую подают некролог, ежедневное, то в обязательном порядке указывается время и место погребение.

В завершении хотелось бы сказать, что некролог не просто дань традиции. Из правильно составленного некролога даже незнакомый человек вполне может представить: кем он был, что ему пришлось пережить и достичь за свой жизненный путь. Некролог является признаком уважения к покойному от ныне живущих и помнящих о нем.

Нередко гордость не позволяет близким просить помощи в такую минуту, хотя они в ней нуждаются как никогда. Поэтому 5 пункт ранее был обязателен в некрологе. Из него становиться видно, кто именно нуждается в помощи, словах поддержки.

Порой судьба распоряжается так, что только некролог способен заставить встретиться людей. В последний раз, чтобы достойно попрощаться и попросить прощения. Не лишайте друзей такой возможности, а близких - помощи. Некролог должен возродиться.

Интернет стал полноценной заменой теле-радио вещанию и публикациям в газетах. Можно разместить прощальные строки на своей страничке в соц. сети. Многие знакомые и большинство Ваших друзей узнают о печальном известии. После подобной вести разве можно потом что-либо размещать? Сможет ли сообщение в интернете заменить некролог в газете?

Со сменой поколений изменяются и ценности культуры. Время покажет. В данный момент сообщения в соц. сетях не являются некрологом в полном понимании этого слова. Все смешано на различных сайтах. Пост прощания с умершим неуклонно сползет «по стене» странички вниз. Слезы и скорбь в скором времени сменяются беззаботностью и весельем. Каждый последующий пост перечеркнет всю искренность написанных слов.

При слове эпитафия сразу представляется короткая надпись на памятнике. Наделены способностью веками хранить мудрость и безутешную скорбь. Сменится не одно поколение, пока могильная плита из гранита или мрамора подвергнется разрушению. Ни что не вечно в этом мире. Памятник от слова «память». Нанести эпитафию на памятник, значит выразить почтение к умершему, сохранив о нем память на долгие столетия.

Исторически, место зарождение эпитафий является Древняя Греция. Под этим понятием обозначалась любая речь над могилой. С греческого „эпи“ - над и „тафос“ - могила. Только потом она стала словами на камне. В эпоху Ренессанса элитные слои населения на памятниках указывали этапы зарождения своего рода, восхваляли добродетельность умершего и всей его родни с максимальным пафосом. Возможно, благодаря этому у историков появилась возможность детально изучить быт и жизнь того времени.

В древнем мире подобные надписи на плитах встречаются повсеместно. В Древнем Египте иероглифы на саркофагах и письмена на могилах Вавилона. Китай и Япония с древностей в эпитафии перенесла свою восточную философию. К примеру, изречение: «умереть не трудно, трудно жить».

В Западной культуре принято надгробную надпись подбирать себе еще при жизни. В этом есть смысл. Кто знает лучше нас самих, если не мы сами? Можно отправить послание потомкам, или указать к чему следует стремиться. Даже страхи могут заставить написать себе эпитафию. По одной из легенд, писатель У. Шекспир боялся, что грабители кладбищ выкопают его тело. Поэтому надпись гласит в вольном переводе: «Не тронувший блажен в веках, и будет проклят тронувший мой прах».

Благодаря Петру Великому европейские традиции стали прививаться и в России. Гарантированно, переняли ритуалы увековечивания памяти почивших после путешествия по европейским странам. Сочинять глубокомысленные четверостишия не дано каждому, поэтому привлекали к этому поэтов того времени. Пушкин А.С. не сторонился подобного жанра. Эпитафия А.С Пушкина для себя:

«Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей богу, добрый человек».

Сразу становится ясно отношение к жизни и себе. Не каждый хочет, чтобы память о нем в сердцах отдавалась болью и скорбью. Немало найдется тех, кто относится ко всему с легкостью и юмором. На одной из надгробных плит выбита надпись: «Лежал бы ты, читал бы я». С уверенностью можно сказать, что там похоронен человек с юмором и выбирал ее при жизни. Подобных примеров немало. Именитые поэты и писатели составляли эпитафии. На памятнике рок-музыканта Игоря Талькова эпитафией служат слова одной из его песен: «И поверженный в бою, я воскресну и спою». Возможно, когда он сочинял эти строки в своей песне, то писал ее именно как эпитафию. Этим он увековечил свои принципы и остался в памяти народа.

Составить эпитафию себе еще при жизни-значит сохранить о себе память именно в том виде, который в Вашем восприятии, как нельзя лучше отражает Ваш внутренний мир. Не перекладывайте этот груз на плечи безутешной родни. Вашим близким и так нелегко придется. Может именно Ваша эпитафия послужит им напоминанием о том, что смерть-это только лишь переход из одного мира в иной. Вспомним эпитафию Пушкина А.С. В то время философия эпикуреизма вещала о том, что смерти не нужно бояться: «Пока мы существуем-нет смерти. Когда есть смерть-нас более нет».

Предлагаем Вам подборку эпитафий на нашем сайте Easy Funeral. Но прежде, чем Вы начнете искать готовые эпитафии, попытайтесь ответить на один вопрос: «Какую эпитафию Вы бы написали именно себе?» Возможно именно эта эпитафия и станет тем, что Вы ищите. Писать эпитафии не так легко, как кажется. В 2-4 строки уложить весь смысл прожитой жизни, сохранив о себе достойную память в веках.

«Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое - истинные черты мудрости».

Святитель Иоанн Златоуст

Можете с уверенностью сказать, где захоронены прабабушки и прадедушки? Чем занимались предки до революции 1917 г.? Какими они были? Многие такой информацией не обладают. Прошло одно столетие. Не помним прошлого, значит нет и будущего. В прошлые времена не было единой базы данных умерших людей. Проходит несколько десятилетий и теряется связь между поколениями. Забываются корни, семейные традиции.

Это происходит в связи с тем, что родители мало рассказывали про своих родителей. Бабушки и дедушки не помнят, про своих предков. За одно столетие могла произойти не одна смена местожительства, городов и стран. Вполне возможно, ваш род ведется не совсем с тех мест, как вы предполагаете. В интернете можно только найти где находятся могилы знаменитостей. Места захоронений обычных людей обычно забывают, и они становиться заброшенными.

Чтобы такого не происходило, была создано «Виртуальное кладбище » на нашем сайте. Книга памяти-это база данных умерших людей. Поможет сохранить все то, что считаете важным помнить. Интернет кладбище позволяет выложить фото могилы, фотографии и видео человека, установить точные координаты захоронения. Проживая в другой местности, закажите услугу на нашем сайте по уходу за указанной могилой, доставку цветов на могилу или родственникам. Возможно дальние родственники решат посетить могилу. Внесенные данные позволят найти ее.

Позвольте родственникам и друзьям почтить память усопшего на странице виртуального кладбища. Они могут дополнить все то, что вы написали о покойном ранее. В интернет кладбище есть возможность поставить свечу покойному, сделать виртуальный подарок. Помните, виртуальная свеча не замена реальной в церкви и молитве за упокой. Обычный знак внимания родне. Покойный не забыт, его помнят. Скорбящим важны подобные знаки поддержки в трудную для них минуту. Во вкладке «Ссылки» в одном месте можно собрать все ссылки в интернете, в которых упоминается Ваш родной или близкий человек, в том числе ссылки умершего человека на страницы в соц.сетях.

Мы не затрагиваем интересы религиозных людей разных конфессий. Сайт Easy Funeral стремится сохранить память о людях ушедших для живых.

Закройте страницу от посторонних взглядов, если считаете информацию сугубо личной. Иногда становится невыносим груз от невысказанных слов умершему человеку. Напишите на странице книги памяти, все что не успели сказать лично. Будет казаться, что ваше послание прочли. Поверьте, станет гораздо легче.

При желании данную страницу можете сделать вашим дневником и делиться своими горечами и печалями, достижениями и радостью. Особенно трудно приходится тем, кто из-за большой отдаленности от места захоронения не может сделать этого в реальности. Книга памяти позволит найти такую отдушину. Если совсем тяжело переживаете утрату, то рекомендуем ознакомиться со статьей как справиться с горем после смерти.

Совсем не обязательно быть важной при жизни личностью, чтобы о нас хранили память. Почему на ряду с могилами знаменитостей не позволить последующим поколениям отыскать в интернете, где похоронены ваши родные и близкие? сохранит память об умерших на века.

Как справиться с горем после смерти близкого человека? В постановке вопроса уже таится неправильный подход к проблеме. Пару действенных советов помогут справиться с состоянием депрессии и вернуть в привычный образ жизни. Начнем с того, что с горем не надо пытаться бороться. Вы будете безуспешно воевать с самим собой. Это часть внутреннего мира. Ваши переживания и воспоминания. Попытка подавить эмоции ни к чему не приведет. Выпустите Вашу боль наружу, дайте ей выход!

Не подавляйте искусственно свои чувства. Пытаясь приглушить боль, нередко ищут выход в опьянении, когда все чувства притупляются. Похмельный синдром многократно усиливает тоску и тревожное состояние. Все что говорится и делается в пьяном угаре, вызывает на следующий день чувство вины. Попытка избавиться от депрессии приводит к противоположному результату. Депрессия развивается в ускоренном режиме. Очень легко в такой ситуации стать алкоголиком или наркоманом.

Никто не любит прислушиваться к советам, которые давно стали клише: «не пей, станешь алкоголиком», «поплачь и тебе станет легче». Неправильно игнорировать фразы, которые повторяют столетия разные люди. Если смысловая нагрузка не соответствовала бы действительности, почему тогда эти слова дошли до нас сквозь века? Все верно. Обычная логика подтверждает, что пьянство невыход. Следовательно, плачь тоже способен облегчить боль.

Слезы лить понапрасну многим не позволяет гордость. Не желаете показать слабость перед другими? В таком случае Вам просто необходимо поплакать в одиночестве. Выплеснуть весь груз накопленных переживаний. Пьяные слезы не дают утешения. Плач пьяного в компании не вызывает искреннего сочувствия. Только жалость на грани презрения. И чувство стыда у Вас, когда протрезвеете. Поэтому только в одиночестве, безо всякого алкоголя. Дайте слезам вытечь столько, сколько потребует уставший разум.

Возникают обратные ситуации. Слезы льются рекой и не приносят никакого облегчения. Все строго индивидуально. Это отношение каждого к произошедшей трагедии сквозь призму именного его мироощущений. Не бывает универсальных средств. Панацеи от горя не существует. Но что если мы сможем предложить лекарство, которое позволит Вам избавиться от депрессии? Не нужно покупать дорогостоящих лекарств. Всего лишь 30-50 капель этого средства развести в кипяченой воде и пить за 1 час до еды. Это чудо средство не что иное, как обычная настойка пустырника. Применяется для профилактики депрессивного состояния.

Если же надеетесь только на это средство, значит, не внимательно прочитали написанное ранее. Чтобы выйти из депрессивного состояния необходимо выпустить свое горе наружу. Подавление своих чувств усилит депрессию. Есть еще один метод, который может помочь тем, кто слезы льет беспрестанно. И тому, кто не плачет по причине природной сдержанности. Терапия Артура Янова.

Терапия криком.

Arthur Janov (Артур Янов) - американский психолог и психотерапевт. Автор теории лечения «Первичный крик». Данная терапия подходит не только тем, кто переживает горе после смерти близкого человека. Рекомендуется и тем, кто находится на грани нервного срыва. Скрытые эмоции внутри достигают критической массы и результат этого взрыва предсказать трудно.

Дети кричат от боли и обид. Взрослые не сдерживаются от криков в крупной ссоре. В итоге освобождаются от негативного заряда отрицательных эмоций, который накопился за все время. Это дает положительный эффект. Ощущение того, что Вы полностью очистились от отрицательной энергии. Наступает равновесие, умиротворенность и спокойствие.

В случае если пришлось потерять, кого то из близких людей, то крик сам рвется наружу. Безутешные вдовы и матери кричат без стеснения, потому что боль невыносима. Ее не удержать внутри. Природа сама просит, чтобы всплеск негативных эмоций вышел из человека в крике.

Сравнивая боль физическую с душевной. Резкая боль от удара молотком по пальцу приведет не осознанному крику. Крик является обязательным последователем боли. Одним из основных фактором смягчения последствий от горя.

В США терапия криком проходит в составе групп. Пол часа все усиленно кричат друг на друга, чтобы избавиться от отрицательных эмоций. Снять стресс можно и в одиночку. Для этого надо найти уединенное место, где никто не помешает. Главное, чтобы Вы сами вложились в этот крик сполна. Не отвлекались мыслями о том, что могут услышать.

Запланируйте при возможности выезд на природу. Краткосрочная смена обстановки может положительно на Вас повлиять. Для жителей сельской местности и небольших городов не составит труда отыскать глухое и безлюдное место. Сильный эффект дает крик в горах или у водоемов.

Для жителей крупных городов терапия криком может проходить на заброшенной территории, пустоши или пристани. Учитывайте время, чтобы не было посторонних прохожих. Можно кричать с крыши домов и балконов. С большой высоты крик внизу не слышен. Кричите в машине, или на работе, если позволяют условия, дома в подушку или не таясь вслух. Зависит от того, в какой обстановке всецело предрасположены вывести всю боль, которая накопилась.

Сконцентрируйтесь так, чтобы чувство горя захлестнуло целиком. Вспомните все моменты, которые прежде пытались забыть, что причиняет самую сильную боль: весть о смерти, печаль утраты. Вспомните все, что Вам пришлось пережить после смерти близкого человека и сами похороны в деталях. Всю эту тоску вложите в крик. Громкий и протяжный. Кричите до тех пор, пока легкие не станут гореть от нехватки кислорода. Не важно, что именно будете кричать. Главное, чтобы это исходило из глубины души. Этот крик-прощание с любимым человеком. Пусть услышит и поймет, как тяжело приходится без него.

Даже если случится так, что кто-то посторонний вдруг услышит Ваш крик боли. Думаете сразу все бросятся помогать? Крик боли нельзя ни с чем перепутать. Скорее наоборот. Случайный услышавший убежит. Все старательно избегают боли. Почему же Вы должны ее держать в себе? Кричите до тех пор, пока не почувствуете абсолютную пустоту в себе.

Это и есть покой, который может вывести из затяжной депрессии. Останется только заполнить эту душевную пустоту положительными эмоциями.

Все относительно просто, если разобраться. Терапия криком Артура Янова способна выводит Вас из состояния цикличности, присущего людям в депрессии после смерти близкого человека. Только почувствуете, что непреодолимое горе начинает вновь занимать Ваше сознание, вспомните про терапию крика.

Найдите окружение людей, где крик в порядке вещей. Теперь уже незачем уединяться. Наоборот массовое скопление народа быстрее поможет Вам вернуться в реальность. Болельщики футбольных, хоккейных или баскетбольных команд скандируют так, что крик становиться нормой. Может это быть и соревнование КВН. Выберите мероприятие по душе. Покричите, заодно получите удовольствие от игры, отвлечётесь.

Избегайте одиночества. Общение с друзьями и родственниками поможет быстрее восстановиться. Моральная поддержка и возможно материальная помощь-единственный способ для них хоть как-то снизить Вашу боль. Не отказывайтесь от искренней помощи. Участие родственников и друзей в Вашей жизни может стать одним из основных факторов в исцелении.

В здоровом теле-здоровый дух. Понимая этот принцип взаимосвязи физического и эмоционального состояния можно, влияя на одно, улучшать другое. Другими словами, если физическое состояние будет на достойном уровне, то и эмоциональное состояние не заставит себя ждать. Произойдет процесс слияния. Вы станете себя чувствовать гораздо более уверенно. Здоровый образ жизни и здоровое питание - основа основ.

Делайте себе подарки. Не забывайте о себе. Избавиться от депрессии после смерти человека поможет шоппинг. Посмотритесь в зеркало. Унылое отражение не соответствует тому, которое Вы привыкли видеть до смерти близкого человека, первый признак того, что пора заняться собой. Не отпугивайте своим внешним видом близких и друзей, сходите в магазин. Негативные эмоции истощают жизненную энергию. Удовлетворение от удачных покупок и достойный внешний вид-уже признак выхода из депрессивного состояния.

Заполните душевную пустоту. После терапии криком приходит расслабление и душевная пустота, которую необходимо чем-то заполнить. Это не замена места умершего человека в Ваших воспоминаниях. Это место Вашей скорби и переживаний. Только от Вас зависит, что на этом месте будет: вновь вернувшиеся тоска и боль или же что-то иное.

Заполните ее творчеством. Возможно было когда-то желание заняться хобби, но не было времени. Это время пришло.

Письмо. Выйти из депрессии после смерти близкого человека часто не дает одна деталь, которой не придают особого значения. Нередко в минуты скорби гложет единственная мысль с упорным постоянством. То, что не успели высказать умершему при жизни. Это любовь детей к родителям, друг другу и сотни разных слов, которым не придаем до смерти особого значения.

Напишите письмо покаяния умершему человеку. Пусть это будет на бумаге или на собственной страничке в соц. сетях. Напишите все то, о чем не успели сказать. Все то, что чувствуете сейчас. Попросите прощения и выскажете свою любовь.

Мало кто обращается к психологам. Ждут, когда время само все расставит по своим местам. Год проходит, другой, а этого не происходит. Необходимо осознать тот факт, что только Вам решать, когда рана зарастет. Душа болит. Сердце ничего забывать не хочет. Любое неосторожное слово или воспоминание возвращают в состояние сильной депрессии.

Понимание того, что многие выходят из шока гораздо быстрее, еще больше усиливает депрессию. Так ли быстро все приходят в норму после смерти близкого человека, как кажется со стороны? Зная, как люди переживают горе на каждом этапе, Вы сами сможете определить, какой период приходится переживать Вам. Учитывайте, что кроме индивидуальности процесс переживаний еще и цикличен. Возвращение на ранние стадии переживаний могут нести временный и затяжной характер.

Все неоднозначно. Понимание различных реакций, общих для людей в горе, могут помочь страдающим. Болезненное восприятие невозвратной разлуки приводит к тому, что люди не понимают, как жить дальше после смерти близкого человека. Горестные переживания и эмоциональное состояние человека разбито по времени.

После смерти несколько недель у скорбящего состояние нереальности происходящего. Человек отказывается поверить в происходящее. Пропадает аппетит, замедляются реакции. Общее физическое состояние ухудшается. В среднем длится 7-9 дней.

Злость и апатия

Нередко апатия может смениться чувством злости. Может возникнуть, если с умершим ушли все планы и надежды на счастливое будущее. Человек начинает осознавать безвозвратную потерю, но верить не настроен. Кажется, что его горе может понять только он один. Помощи в постигшем несчастье от близких нет, поддержки тоже. Причины для злости могут быть совершенно разными. Появляется у скорбящего часто необоснованно. Это эмоциональное состояние.

Близким скорбящего необходимо принять и смириться с тем фактом, что после шока бывает так, что и спокойные по своей природе люди могут вести себя агрессивно. Опять же все индивидуально. Вместо агрессии бывает прямо противоположное душевное состояние, когда люди после трагедии замыкаются в себе. Что само по себе гораздо спокойнее для окружающих, но более негативно отражается на скорбящем. Не допускайте долгого одиночества. Процесс выхода из депрессии может затянутся на более долгий срок.

Поиск

После стадии шока люди нередко видят на улице умершего. Шок состояние продолжается на этом этапе. Длится обычно 5-12 дней. Могут слышать шаги и голос покойного. Разум не хочет мириться с утратой. Стремится вернуть умершего. Отрицает саму мысль о безвозвратности потери.

Острое горе

Шок сменяется этапом острого горя. Продолжительность 6-7 недель. Проявляются общие недомогания независимо от физической деятельности: усталость, прерывистое дыхание, слабость, нарушение сна. Усиливаются запахи и аппетит. Бывает так, что аппетит пропадает. Создается такое ощущение, будто в горле застрял комок и не дает иногда дышать. В желудке может появиться ощущение пустоты.

Перепады настроения

Три или четыре месяца начинают чередоваться дни душевного подъема и падений в бездну отчаяния. Люди становятся излишне раздражительны, вспыльчивы. Все зависит от природного склада характера и ума. Вспыльчивость заменяется излишней обидчивостью. Любое неосторожное слово воспринимается крайне остро и болезненно. Иммунная система подавлена. Могут возникнуть простудные или инфекционные заболевания.

Депрессия

Любая мысль, затрагивая память об умершем, заставляет внутренне содрогаться. Скорбящий мысленно может «общаться» с покойным. Делиться всеми сокровенными мыслями и тем, что произошло за день. Пока длится этот «разговор», будет длиться и депрессия. Она может затихать и усиливаться. Будет периодически возникать на протяжении следующего этапа - "восстановление".

Стадия восстановления

В течение 1 года постепенно скорбящий пытается смириться с фактом безвозвратной утраты. Депрессия периодически дает о себе знать болезненными воспоминаниями. С каждым разом приступы горя проявляются реже. Горечь утраты близкого человека напоминает о себе уже в виде отдельных приступов. Самочувствие и работоспособность приходят в норму.

Завершающая и последняя стадия для скорбящих людей

Примерно через год наступает последняя стадия скорби. На этом этапе осуществляется возвращение к полноценной жизни. Жизнь потихоньку берет своё. Приходит понимание, что не стоит жить только лишь мыслями о смерти близкого человека. На данном этапе скорбящий как бы эмоционально прощается с умершим. У некоторых личные убеждения и культурные правила затормаживают завершающую стадию. К примеру некоторые вдовы, обязуются носить траур до последних дней по своему умершему мужу. Различные религии придерживаются разных взглядов. На тему с вопросом сколько носить траур можете ознакомиться здесь.

Для скорбящих людей переживание горя после смерти близкого человека не требует профессионального вмешательства психологов. Рядом со скорбящим должны быть близкие люди, способные морально поддержать. Только им дозволено в соответствующей обстановке беседовать об умершем.

Принято считать, что «душевные раны лучше не тревожить». Это уже из разряда предрассудков. Беседовать об умершем необходимо. Все же не забывайте, что можете лишний раз нанести боль неосторожным словом. Предварительно ознакомьтесь с фразами, которые могут ранить скорбящего человека . В том случае, если действительно рядом нет людей с кем можно разделить свое горе, понадобится консультация психолога.

Чтобы процесс переживания горя проходил не так остро или хотите несколько ускорить процесс, предлагаем прочесть советы о том, как справиться с горем после смерти близкого человека .

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...