Скрытая завышенная самооценка. Высокая и низкая самооценка личности


Считается, что завышенная самооценка – это признак плохого воспитания. Наверное, в этом утверждении есть львиная доля правды, так как все, что мы имеем во взрослом возрасте – все наши достоинства и недостатки, были заложены в детстве. Так что же такое завышенная самооценка, в чем ее недостатки?

Неприятности, связанные с завышенной самооценкой

Психологи утверждают, что завышенная самооценка, напоминает некую клетку, которая изолирует человека от реальности и не дает ему расти. Люди с завышенной самооценкой, как правило, живут в своем идеально-иллюзорном мире, в придуманной реальности и могут сталкиваться с массой проблем, которые для человека с нормальной самооценкой, проблемами не являются. Вот самые распространенные из них:

  1. Слишком завышенная самооценка, которая не оправдана реальными достоинствами, сковывает человека, мешает принимать адекватные решения и действовать. Чувство превосходства у таких людей не дает им возможности совершать ошибки, учиться на них, получать определенный жизненный опыт. Поэтому чтобы не «упасть лицом в грязь» такие люди просто отказываются от действий.
  2. Люди с завышенной самооценкой очень часто пребывают в состоянии внутриличностного конфликта. Другими словами, они никогда не признают собственные ошибки, поскольку убеждены, что люди, совершающие ошибки далеки от идеала. Высокая самооценка по определению исключает это. Внутренний конфликт на лицо, со всеми терзаниями и переживаниями по этому поводу.
  3. Как правило, никто не любит людей с завышенной самооценкой, как следствие проблемы в коммуникации. Для личностей с высокой самооценкой всегда присуще высокомерие и проявление неуважения к окружающим.
  4. Отсутствие возможности личностного роста – это одна из основных проблем людей с высокой самооценкой. Ведь «идеал» по определению не может уже ни к чему стремиться, а это, как известно путь в никуда, то есть деградация личностных показателей как таковых.

Как определить человека с завышенной самооценкой

Нет ничего проще на первой минуте разговора распознать человека, у которого самооценка «выше облаков»:

  • Человек считает, что центр вселенной – это он. Никогда не прислушивается к мнению окружающих, ставит себя выше всех.
  • Такие люди часто мечтают занимать руководящие посты. Как правило, только все и остается на уровне мечтаний.
  • В семье человек, с завышенной самооценкой, старается лидировать, иногда превращаясь в настоящего деспота или тирана.
  • Даже если факты свидетельствуют о том, что человек неправ, он будет утверждать обратное и спорить бесполезно.
  • Чужое мнение, которое противоречит мнению человека с завышенной самооценкой, автоматически является неверным.
  • Такие люди всегда высказывают свою точку зрения, даже если их об этом никто не просит.
  • Даже конструктивная критика в их адрес вызывает шквал негодования и не принимается.
  • Люди с завышенной самооценкой очень боятся сделать ошибку, они постоянно живут в этих тисках, но никогда не сознаются.
  • Зачастую такие люди отказываются от любой помощи, даже если она им очень необходима.

Неадекватно высокая самооценка очень опасна, она способна сделать человека несчастным на всю жизнь. Очень важно воспитывать в детях адекватную самооценку, учить их совершать поступки, но, при этом, не забывать расти над собой, совершенствоваться как личность.

Без сомнения, родители должны хвалить ребенка, но похвала должна носить адекватный информативный посыл. Хвалить надо за реальные поступки, за достижения, тем самым, стимулируя ребенка, снова делать что-то хорошее и самосовершенствоваться.

В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — , в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.

С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи сайт.

Что такое завышенная самооценка?

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Признаки завышенной самооценки

Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

Другими признаками завышенной самооценки являются:

  • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
  • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
  • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
  • Неумение извиняться и просить прощение.
  • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
  • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
  • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
  • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
  • Частое употребление местоимения «я».
  • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
  • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
  • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
  • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
  • Чрезмерный эгоизм.
  • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
  • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
  • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
  • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
  • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться , высокомерно, вызывающе, надменно.

Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в или агрессию.

Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

Причины завышенной самооценки

Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

Завышенная и заниженная самооценки

Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  1. Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  2. Слушать окружающих молча.
  3. Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.

Завышенная самооценка у ребенка

Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.

Итог

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • Заниженная – недооценивание собственных сил;
  • Завышенная – переоценивание собственных сил;
  • Нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.

2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.

3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.

4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.

5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.

6 . Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.

7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.

8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".

9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.

10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.

11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.

12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.


2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.

3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".

4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.

5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки.

6. Болезненная реакция на критику.

7. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.

8. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.

9. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность.

10. Заносчивость.

11. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.

2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.

3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.

5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.

6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.

2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.

3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.

4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.

5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.

6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).

7. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Самооценка - это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, как то наличие личных достижений, достоинств, недостатков и их значение и др. Как правило, эти качества воспринимаются в соотношении или сравнении с аналогичными качествами других людей. Завышенная самооценка личности - это состояние психики, характеризующееся неадекватно положительным представлением человека о себе.

Что такое самооценка?

Одно из главных свойств личности - формирование системы представлений индивида о самом себе, что может включать в себя оценку собственных поступков, внешности, восприятие определенных недостатков и достоинств и пр. Такие установки в своей совокупности выполняют 3 функции:

  • личностного развития. Конкретный вид самооценки побуждает индивида к совершенствованию тех или иных навыков. Если определенные качества воспринимаются как высокоразвитые, усилия по их развитию не предпринимаются. Как вариант, человек считает себя идеальным, поэтому полностью отрицает потребность в самосовершенствовании;
  • защитная. Оценка соответствующих личных качеств в определенной мере предостерегает человека от опрометчивых поступков. К примеру, если он понимает, что не сможет справиться с определенным объемом работы, то не будет брать на себя такие обязательства. Также совокупность устойчивых представлений о собственных качествах, предотвращает деформацию личности под влиянием внешней среды и поведения других людей;
  • регуляторная. Человек значительную часть решений принимает в зависимости от представлений о самом себе. Так, на основе условного списка наиболее развитых качеств выбирается будущая профессия.

Люди с завышенной самооценкой испытывают затруднения при коммуникации, а разрешение повседневных задач подчас отнимает у них больше сил, что в конечном итоге может привести к психоэмоциональному истощению, невротическому или психическому расстройству.

Чем опасна завышенная самооценка?

Ряд проведенных исследований показывает, что многие успешные бизнесмены, политики, общественные деятели необоснованно положительно оценивают свои личные качества. В определенной степени типичная модель поведения в подобных жизненных ситуациях понятна - пока окружающие дотошно исследуют все аспекты проблемы, человек с завышенной самооценкой мгновенно приступает к ее решению. Тем не менее гораздо чаще переоценка собственного потенциала приводит к негативным последствиям:

  • для индивида существует единственно верная точка зрения - его собственная. Однако даже высокообразованный человек с отменной деловой хваткой нередко ошибается. Свести риск неудачи к минимуму можно лишь при рациональном исследовании вопроса;
  • человек с завышенной самооценкой может брать на себя задачи, которые никогда не сможет решить, поскольку не обладает соответствующей квалификацией, личными качествами или другими необходимыми для этого ресурсами. Неоднократный срыв рабочих проектов постепенно приводит к профессиональной деградации и разрушению карьеры;
  • человек перестает принимать во внимание значимость других людей. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, в различной форме оскорбляет их. Такое поведение неизбежно разрушает социальные связи и регулярно провоцирует конфликты;
  • индивид отрицает необходимость самосовершенствования (полностью или в отношении определенных качеств). В дальнейшем это приводит к личной и профессиональной деградации;
  • любая критика воспринимается крайне болезненно и провоцирует ответную агрессию.

Поскольку большинство актов коммуникации человека с завышенной самооценкой сопровождается острыми конфликтами, постепенно наступает психоэмоциональное истощение. Это может привести к развитию опасных болезней, психических и невротических расстройств. Параллельно разрушаются социальные связи (человек теряет друзей, партнера, не может начать новые отношения), деградируют профессиональные качества индивида.

Человек с завышенной самооценкой всегда уверен в своих действиях, что может быть подспорьем в профессиональном развитии. С другой стороны, нередко самоуверенность не имеет под собой реальной почвы, поэтому индивид переоценивает свои возможности, берясь за какое-либо дело. В любом случае, проблема завышенной самооценки заключается в тяжелом разочаровании и даже депрессивных состояниях, которые развиваются, когда ожидаемого результата не происходит.

Проявления завышенной самооценки

В зависимости от степени проявления и сопутствующих признаков завышенная самооценка может указывать на:

  • индивидуальные особенности характера. В этом случае завышенная самооценка не искажает восприятие реальности так, чтобы повлечь за собой слишком деструктивные последствия;
  • нарциссическую акцентуацию характера. Завышенная самооценка значительно затрудняет повседневную жизнь;
  • нарциссическое расстройство личности. Человек убежден в собственной уникальности, избранности, наличии выдающихся достижений и талантов. При этом он полностью отрицает существующие правила, вся его деятельность направлена на поиск восхищения окружающих. Также в психиатрии выделяется нарциссическая травма, которая возникает вследствие продолжительного общения с человеком, страдающим нарциссическим расстройством. Для нее характерно стремление к поддержанию ощущения собственной сверхзначимости, но при этом сохраняется способность к эмпатии;
  • маниакальный синдром, биполярное аффективное расстройство. Помимо завышенной самооценки у пациента наблюдаются ускорение мышления (вплоть до скачки идей), повышение настроения, двигательной и побудительной активности.

Для людей с завышенной самооценкой характерные следующие черты поведения:

  • надменное, высокомерное поведение, граничащее с агрессией;
  • отношения с другими людьми носят поверхностный характер, эмпатия почти никогда не возникает;
  • в целом вся деятельность направлена на поддержание собственной сверхзначимости - получение одобрения со стороны окружающих;
  • единственная цель близких отношений с другими людьми - самоактуализация. Это справедливо даже для собственных детей и партнера;
  • сравнение вслух себя с другими людьми не в пользу последних, подчеркивание своих достоинств на фоне собеседников;
  • самоутверждение за счет окружающих;
  • болезненная реакция на критику - плач, крик, злость.

Выделяют 2 вида явления:

  • адекватно завышенная самооценка чаще встречается у взрослых людей. Как правило, она обусловлена реальными достижениями на профессиональном, социальном, семейном поприще. В этом случае она становится своеобразной формой признания индивидом собственных заслуг. Поскольку завышенная самооценка искажает восприятие объективной реальности, в этом случае корректировка личностных установок и поведения может быть необходима;
  • неадекватно завышенная самооценка наблюдается преимущественно у детей, подростков и людей с отсутствием достижений. Источник завышенной самооценки этого типа - неудовлетворение собой, собственными достижениями, стремление приписать себе хоть какие-то успехи. Завышенная самооценка у ребенка ко всему прочему нередко подпитывается родителями, бабушками и дедушками.

Причины завышенной самооценки

В исключительном большинстве случаев самооценка формируется на этапе первичной социализации - в процессе воспитания родителями, обучении в дошкольных образовательных учреждениях, школе, в результате общения ребенка с близкими родственниками, сверстниками. Слом закрепленных установок в более зрелом возрасте обычно возможен лишь после психического насилия и пережитой психотравмирующей ситуации или в результате развития болезни, психического или невротического расстройства.

Выделяют ряд факторов, способствующих формированию завышенной самооценки:

  • нарциссизм родителей. В процессе первичной социализации родители в должной мере не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, поскольку он сам является всего-навсего средством самоактуализации взрослых (или одного из родителей). В дальнейшем завышенная самооценка становится способом компенсации недополученных положительных переживаний;
  • человек - первый или чаще единственный ребенок в семье;
  • избалованность в детстве, неправильно выстроенные отношения «ребенок - взрослый», когда внимание взрослых в семье приковано к ребенку, его интересы находятся на первом месте, а желания удовлетворяются по первому требованию, вне зависимости от возможных препятствий (болезнь родителей, отсутствие денег);
  • внешние данные - нередко люди обоего пола считают себя лучше окружающих из-за собственной привлекательной внешности;
  • необоснованно положительное отношение преподавателей и учителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда педагоги выделяют некоторых своих учеников из-за личной симпатии, высокого материального или социального положения их родителей;
  • отсутствие адекватных испытаний собственных способностей. Так, при наличии личных способностей и хорошей дошкольной подготовки ребенок может блестяще справляться с программой обычной школы, тогда как обучение в более престижном учебном заведении потребовало бы от него дополнительных усилий. При продолжительном отсутствии серьезных испытаний, человек может начать приписывать себе выдающиеся способности.

Причины завышенной самооценки в каждом конкретном случае можно попытаться выявить при помощи методов психодиагностики. Результаты такого обследования играют ключевую роль в дальнейшей коррекции установок, поведения или лечении расстройства.

Завышенная самооценка: признаки

Завышенная самооценка человека зачастую очевидна для окружающих, но им самим редко воспринимается как проблема. Индивид с подобными установками в качестве причины собственных неудач видит негативное стечение обстоятельств, зависть и происки недоброжелателей, отсутствие должных профессиональных качеств у деловых партнеров или коллег по работе и пр. Психолог или психиатр могут достоверно установить уровень самооценки и при необходимости назначить процедуры, корректирующие поведение и установки.

Для определения самооценки проводятся:

  • исследование образа жизни индивида. При подозрении на психическое или невротическое расстройство большое значение получают сведения, полученные от близких пациента;
  • исследования на основе опросников самоотношения;
  • беседа специалиста с пациентом. Она проводится в свободной форме, но по ее завершению должны быть получены четкие ответы на вопросы, характеризующие отношение индивида к различным аспектам собственного Я.

В целом завышенный уровень самооценки характеризуется:

  • непоколебимой уверенностью в собственной правоте, даже при наличии доказательств обратного;
  • стремлением навязать всем собеседникам свое мнение, агрессией в случае неудачи;
  • признанием в качестве авторитета лишь самого себя;
  • отрицанием любых правил, кроме тех, которые устанавливаются им самим;
  • отрицанием чужого авторитета и власти;
  • поиском «внешнего врага», виновного в неудачах. Наиболее часто таковыми выступают родители, государство (не только родное, но и иностранное), коллеги;
  • желанием во что бы то ни стало быть на ведущих ролях, нередко не прилагая к этому усилий;
  • «яканием» в разговорах, попытками перетянуть тему на обсуждение собственных проблем;
  • отсутствием самокритики, агрессивным восприятием критики со стороны;
  • восприятием помощи как жалости и, следовательно, отказом от нее;
  • болезненным переживанием неудач вплоть до депрессии, страхом ошибки.

Как скорректировать завышенный уровень самооценки?

Взвешенный анализ может показать, что главная виновница жизненных неудач человека - его завышенная самооценка. Что делать в такой ситуации, подскажет психолог или психотерапевт. Самостоятельно справиться с неадекватной оценкой себя и своих действий бывает довольно сложно. Это требует большой самодисциплины и самоконтроля, которые зачастую отсутствуют у людей с завышенной самооценкой. Наилучшие результаты в коррекции установок и поведения показывают различные методы когнитивной психотерапии, которые в данном случае направлены на:

  • анализ собственного поведения и поступков. Индивид должен перестать искать виновного в неудачах, научиться рассматривать каждый отдельный случай и оценивать свой вклад в случившееся;
  • формирование способности прислушиваться к мнению окружающих, не оппонировать в разговоре, принимать чужие суждения;
  • спокойное восприятие критики и развитие самокритичности;
  • формирование способности принимать помощь, например, от более успешных специалистов в профессии;
  • оценку своих возможностей до начала новых проектов, проведение расчетов, составление пошаговых планов;
  • анализ собственного поведения в части того, как оно влияет на окружающих, не обижает ли близких людей, не создает ли препятствий к дружбе и романтической привязанности;
  • формирование уважения чувств и желаний окружающих.

В общении с нарциссом некоторые специалисты рекомендуют не стесняться откровенности: говорить о том, что он ставит себя выше других, напрямую спрашивать, на чем основаны его заявления. С другой стороны, этот подход является довольно грубым, и неспециалист может спровоцировать острый конфликт, который исключит возможность дальнейшей терапии.

Коррекция завышенной самооценки детей имеет ряд специфических особенностей. Главным образом они касаются изменения модели поведения родителей и близких родственников (бабушек и дедушек):

  • похвала должна следовать за каким-либо достижением, но не сама по себе и не за то, к чему ребенок не прикладывал усилий (например, внешность);
  • интересы ребенка не должны стоять на первом месте, если это не касается его здоровья, развития, питания;
  • не стоит смягчать последствия поступков ребенка. Он должен знать объективный результат своих действий. Если ребенок намеренно сломал игрушку, нельзя срочно покупать ему новую. В противном случае малыш не учится оценивать собственные поступки и у него не формируется способность восприятия связей между действиями и их результатами.


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...