Сообщение по истории на тему крестьяне. О крестьянском быте в России конца XIX века


В свое время, во времена Чечено-Ингушской АССР, эти народы жили в относительной дружбе и согласии, как сейчас не знаю. Но некоторые мои знакомые кто там бывал в последние послевоенные годы об этой дружбе отзывались не очень. Отношения мягко говоря терпеливые, со слов тех, кто там бывал.

Что же побудило меня задать вам такой вопрос? А следующее:

"Битва за Ингушетию"

Дело в том, при советской власти Чечня и Ингушетия составляли одну Чечено-Ингушскую АССР. 15 мая 1991 года ЧИАССР переименована в Чечено-Ингушскую Советскую Социалистическую Республику. А 1 октября 1991 года решением Верховного Совета РСФСР Чечено-Ингушская Республика была разделена на Чеченскую и Ингушскую Республики.

При образовании Ингушетии к ней от бывшей Чечено-Ингушской АССР отошли 2 района целиком (Малгобекский и Назрановский), а также часть Сунженского района ЧИАССР, преобразованная в Сунженский район Ингушетии. Другая его часть отошла к Чечне. Но до сих пор четких административных границ между двумя республиками не проведено.

Современной границей между Чечней и Ингушетией формально считается граница 1934 года, однако демаркация её до сих пор не проведена, и на картах Роскартографии граница между Чечнёй и Ингушетией не показана вообще.

Более того, между ними существуют серьезные территориальные споры.

Как сформулировал в интервью сайту "Кавказский узел" один из местных политологов: "Сунженский и Малгобекский районы - исконно чеченские земли, но в 1992 году, якобы, по какой-то устной договоренности между Дудаевым и Аушевым (тогдашние президенты Чечни и Ингушетии), они фактически перешли под юрисдикцию Ингушетии. Хотя мы все часто любим говорить, что чеченцы и ингуши - один братский народ, вайнахи, и что никаких границ между нами быть не может, проблему надо решать. Я считаю, что ингуши должны получить обратно свой Пригородный район (Северная Осетия-Алания), а мы - свои Сунженский и Малгобекский" - по сути, это официальная точка зрения руководства Чечни. Парламент Чечни уже в трех чтениях провел законопроект о включении Сунженского и Малгобекского районов в состав территории республики - т.е. об отторжении их у Ингушетии.

Сунженский и Малгобекский районы - это около половины Ингушской территории. При том, что Ингушетия и так является самым маленьким субъектом РФ.

Кроме того, как уже говорилось, со стороны Чечни неоднократно шли намёки на желательность полного объединения "братских республик".

Можно предполагать, что все это вызвало полный переполох в ингушских верхах, в качестве первого эшелона обороны они решили "призвать на княжение" бывшего президента республики Ингушетия Руслана Аушева.

Вчера, в среду, сразу после заявлений Кадырова, Аушев предложил себя в качестве временно занимающего место Евкурова: “Я готов вернуться на время лечения Евкурова, пока он не выздоровеет, и возглавить республику, если это будет юридически оформлено, и выполнять обязанности президента республики до его выздоровления”. При этом в первом же заявлении Аушев отбил намерение Кадырова (или же намерение Кремля) взять на себя руководство операцией по поимке боевиков и вообще силовым блоком республики.

"Разделять силовую часть от экономической части или от социальной - это неправильно, там все вместе надо решать. Поэтому один человек, который возглавляет республику, должен эти все вопросы решать", - сказал Аушев. 

К сожалению, большой вопрос, сможет ли Евкуров вернуться к полноценной политической и вообще жизни - у него, по словам врачей, "был удалён ряд внутренних органов", повреждены череп, грудная клетка, он находится на искусственной вентиляции легких. Это понимают все, кто борется ныне за "евкуровское наследство".

Сегодня же Аушева и Рамзан обменялись комплиментами на тему, что каждому из них нечего соваться в Ингушетию.

По словам Кадырова, именно при Аушеве "бандиты всех мастей свили гнездо в Ингушетии", Аушев не только не боролся с участниками НВФ, но и "укрывал на территории Ингушетии Масхадова, Басаева и других главарей бандформирований. Аушев устраивал развлечения для них и других известных главарей".

"Мы неоднократно подчеркивали в период правления Аушева, что главари боевиков "отлеживаются" в Ингушетии, находят там приют, чувствуют себя вольготно, но эта информация Аушевым воспринималась болезненно и он ни одного шага не делал для того чтобы, как и в Чечне бороться с терроризмом", - подчеркнул чеченский президент.

По его словам, любая попытка милиционеров из Чечни преследовать и задерживать боевиков за пределами административной границы воспринималась Аушевым как какое-то посягательство на их свободу. "Сегодня в Ингушетии дают о себе знать плоды именно безответственного отношения Аушева к проблеме терроризма, при нем это явление нашло прибежище в Ингушетии, а затем пустило корни", - отметил Кадыров.

"Если Аушев говорит, что у меня хватает проблем в Чечне, то хочу ему напомнить, что для меня также важны и проблемы ингушского народа, которые для нас, хочет того или нет Аушев, является родным. Это прекрасно понимает Юнус-Бек Евкуров, который не делит чеченский и ингушский народы на свой и чужой".

Т.е. Кадыров, во-первых, бросил очень серьезные обвинения Аушеву. По сути, он обвинил его в государственной измене, в укрывательстве и прямой помощи террористам.

Во-вторых, словами, "для меня также важны и проблемы ингушского народа, который для нас является родным" Кадыров фактически подтвердил свои претензии на руководство и Чечней и Ингушетией и подтвердил распространенное в Ингушетии мнение, что он хочет административно вновь, как при Советской Власти, объединить обе республики, причем именно под своим руководством.

Аушев же действовал более дипломатично. Во-первых, он, в лучших традициях бюрократических игр, предложил Москве добрым пинком вверх убрать Кадырова подальше от Ингушетии, отправив на повышение: в эфире радиостанции «Эхо Москвы» он предложил президенту России Дмитрию Медведеву назначить чеченского лидера Полпредом в Южном Федеральном округе.

Что касается намерения Кадырова лично руководить спецоперациями на территории Ингушетии, Руслан Аушев высказался жёстко, с завуалированной угрозой: «Это не соответствует Конституции РФ, конституции Ингушетии и законам. Я считаю, что ввод дополнительных соседних сил все там запутает. Если хотят усугубить ситуацию, можно это сделать».

Идею сразу же поддержал пресс-секретарь Президента Ингушетии Ахильгов. Он сказал «Газете.Ru»: «Думаю, что Аушев в трудный момент решил помочь, и это его решение. Он дал понять Кремлю, что готов ненадолго возглавить республику», и добавил, что, поскольку по законодательству Ингушетии исполнять обязанности президента может только премьер республики, "без юридического вмешательства вопрос назначения Аушева решить невозможно».

Ингушская общественность проведет в республике "чрезвычайный съезд ингушского народа", на котором Аушев будет предложен на пост главы республики, и это требование будет направлен и в Кремль и в Парламент и Верховный суд Ингушетии, для соответствующего изменения законов республики. Первым об этом в среду в интервью сразу нескольким СМИ ("Коммерсанту", Московскому комсомольцу", «Газете.Ru» и т.д.) заявил один из лидеров оппозиции Магомед Хазбиев, затем с подобными заявлениями выступили многие:

"Съезд у нас собирается в самых экстренных случаях и всегда становится действенным способом решения назревших проблем, — сказал сегодня Хазбиев. — Состоится он через 3—4 дня, максимум через неделю. Вопросы, которые будут вынесены на обсуждение, станут ясны вечером, но уже сейчас можно сказать, что главной станет проблема безопасности. Пока президент Евкуров находится на лечении, исполнять обязанности главы республики должен авторитетный, уважаемый человек. Я уверен, что на этот пост должен быть назначен Руслан Аушев. Все здоровые силы республики будут мобилизованы, а люди хоть с вилами, лопатами, топорами будут защищать свою родину. Если придет Кадыров, начнется великая кавказская война. Прольется кровь, и Россия потеряет Кавказ. На съезде мы попросим президента России, чтобы временно республикой управлял Аушев".

Кстати, семья Евкурова была взята под усиленную охрану, хотя и остается в Ингушетии.

Чеченцы уже начали нести в Ингушетии потери. В среду в Сунженском районе, в горно-лесистой местности в 1,5 км от южной окраины села Даттых в результате взрыва получил тяжелые ранения командир отделения 249 батальона "Север" внутренних войск МВД России Хусейн Арсанов.

Между тем, в горы продвигается техника…

Один ингушский деятель, попросивший сохранить анонимность, выразил в беседе со мной опасения многих на Кавказе, не только в Ингушетии: "У Рамзана просто крышу сорвет от такого "головокружения от успехов". Завтра он потребует полномочий по вторжению в Дагестан и Кабарду, захочет создать собственный Имарат Кавказ".

Битва за Ингушетию, по сути - битва за Кавказ, а значит и за будущее России - только начинается.
Шмулевич www.apn.ru/publications/article21761.htm

Многие из Вас вполне резонно заявят, а чего нам, Кавказ далеко. Возражу - посмотрите на геополитическую карту; война на Кавказе приведет к полной потере экономических и стратегических связей с ближним востоком, что обязательно скажется на экономической и политической ситуации в самой России, а это уже скажется на рядовых гражданах, которым и так не легко.

Среди наших современников очень много людей, чуть ли не основное занятие которых по жизни составляет описанная классиком рефлексия . В свою очередь, в рядах оных людей немалый процент - это женщины, озабоченные вопросами "куда пропали все Настоящие Мужчины?" и "почему нонеча мужики не те, что давеча?"

Для них, а также for the Great Justice здесь будут лежать отрывки из книги Ольги Петровны Семёновой-Тянь-Шанской, дочери знаменитого путешественника, о быте крестьян в Рязанской губернии, многие из которых всю жизнь служили в имении её отца (1890-е годы).

Если отец бьет мать, ребёнок, разумеется, жалеет мать, но не с той точки зрения, что отец не прав. Жалеет он мать потому, что "того и гляди, убьет её батя". А лишиться матери - самое ужасное несчастье для ребенка. Мать уж будет биться как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. Что же до отца, то он замечательно беспечно относится к своим детям-сиротам. Для него их как бы не существует, а мачехи бьют и обижают их.

Девочки лет 7-12 присматривают за младшими братьями и сестрами. Также они пасут скотину, а именно телят. Они помогают и в поле: берут картошку, полют, носят взрослым еду и питьё во время полевой поры. Ходят за водой, полощут белье, учатся шить и прясть, мять лен и коноплю.

Дети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. Они очень рано усваивают, что отец "хозяин", мать "хозяйка", отец главенствует над матерью. И всякий ребенок отлично понимает, что девочки будущие "невесты", а мальчики "женихи". В некоторых деревнях до сих пор держатся обычаи "просватывать" девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так "невеста" 14-15 лет и "жених" лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.

Девок на улице любят весёлых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Всякая девушка имеет своего малого, с которым "стоит".

Он дарит её то бумажным платком, то дешёвым кольцом или серьгами, то куском розового мыла, то гостинцами - подсолнухами, жамками, рожками. Девушки тоже иногда дарят парней гостинцами. Примечательно, что после "улицы" бабы и девушки провожают парня, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит девушку.

Обычно на таких "улицах" завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, "которую любили". Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.

С "распутёвыми" девками или бабами чинится иногда расправа. "Распутёвой" называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить её и, если она девка, мажут ей ворота дёгтем, а если она баба, бьют её. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне.

Девка, у которой один любовник, уже не считается "распутёвой", и ей ворота дёгтем не мажут.

О женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только с ними соглашаются. Прежде всего стремились приобрести в дом "хозяйку" - рабочую силу. Плохим считалось, если сын гуляет с "никудашней девкой", то есть, плохо работающей. Не ценились также "хворые", болезненные невесты. Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение...

Если молодой убедится в недевственности своей жены, тут же иногда чинит расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. Один малый, женившийся не по доброй воле на "нечестной" девушке, за которой отец давал 15 рублей, так её истязал после свадьбы, что цветущая девушка превратилась в больную на вид женщину. "Весь низ ей выщипал", - говорила её мать. Мало того, запирал ее на целый день в маленьком амбарчике без пищи. На ночь тоже запирал её на замок, а сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. Таскал за волосы, бил, чем попало. Унялся только, когда бедная женщина забеременела, - боялся, "как бы за тяжёлую бабу в острог не попасть".

Беременная жена делает всё: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, "как овченка": приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит: "как овченка бежит, трясётся".

Часто женихи и невесты физически ещё весьма мало развиты. Вследствие этого первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают нечаянно во сне.

Матери на третий и на четвёртый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идёт через пять-семь дней после родов, ребенка либо берёт с собой, либо оставляет на попечение "старухи" или старшей сестры.

"По закону" муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три.

Жену, конечно, не спрашивают о её желаниях: "Аксинья, иди-ка сюда", - и всё тут.

В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном - часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог.

В селе Мураёвне был случай, что пьяница муж убил свою жену "за гульбу". Он замотал её косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.

Если муж бьёт жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.

Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д.

Я знала одного мужика, который любил, когда был пьяный, так издеваться над женой: "Становись на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу - убью тебя!". И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: "Детей жалко, а то бы не быть тебе живой", - и отпускал её. Это называется "мудровать над женой".

Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после её смерти переходило дочери. Шерсть с овец делилась так: весенняя - бабам, осенняя - мужикам, которые не обязаны были снабжать баб теплой одеждой.

Если жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой. Если сдельно - то чаще мужу. В таких случаях бабы часто отказывались работать даже в самую горячую пору, когда платилась высокая цена за уборку хлеба: "Мне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом".

Бывают и взаимные покражи у супругов. То муж выкрадет из жениного сундука деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или ситец...

Думаю, этого достаточно, чтобы некоторые переоценили свою жизнь, взглянув на неё другими глазами.

Крестьяне и крестьянский быт

Крестьянское жилище описывает де Кюстин. Большую часть русского дома занимали сени. «Несмотря на сквозняк, - пишет француз, - меня охватил характерный запах лука, кислой капусты и дубленой кожи. К сеням примыкала низкая и довольно тесная комната… Все - стены, потолок, пол, стол, скамьи - представляют собой набор досок различной длины и формы, весьма грубо обделанных…

В России нечистоплотность бросается в глаза, но она заметнее в жилищах и одежде, чем у людей. Русские следят за собой, и хотя их бани кажутся нам отвратительными, однако этот кипящий туман очищает и укрепляет тело. Поэтому часто встречаешь крестьян с чистыми волосами и бородой, чего нельзя сказать об их одежде… теплое платье стоит дорого, и его поневоле приходится долго носить…»{248}.

О крестьянках, наблюдая их танцы, де Сталь писала, что не видела ничего более миловидного и грациозного, чем эти народные танцы. В танце крестьянок она нашла и стыдливость и страстность.

Де Кюстин утверждал, что на всех крестьянских праздниках царит тишина. Они много пьют, мало говорят, не кричат и либо молчат, либо поют грустные песни. В своем любимом развлечении - качелях - они показывают чудеса ловкости и умения балансировать. На одни качели становилось от четырех до восьми парней или девушек. Столбы, на которых подвешивались качели, достигали двадцати футов высоты. Когда качались молодые люди, иностранцы боялись, что качели вот-вот опишут полный круг, и им было непонятно, как можно было держаться на них и сохранять равновесие.

«Русский крестьянин трудолюбив и умеет выпутаться из затруднений во всех случаях жизни. Он не выходит из дому без топора - инструмента, неоценимого в искусных руках жителя страны, в которой лес еще не стал редкостью. С русским слугою вы можете смело заблудиться в лесу. В несколько часов к вашим услугам будет шалаш, где вы с большим комфортом… проведете ночь»{249}, - отмечал де Кюстин.

Из книги Французское общество времен Филиппа-Августа автора Люшер Ашиль

ГЛАВА XIII. КРЕСТЬЯНЕ И ГОРОЖАНЕ В эпоху Филиппа Августа и в течение большей части средневековья, до конца XIII в., социального вопроса не существовало в том смысле, что он не ставился никем и не волновал общественное мнение. Иначе и быть не могло. Мнение трудящихся классов,

Из книги Путешествие в историю русского быта автора Короткова Марина Владимировна

2 Крестьянский двор Хозяйство русского крестьянина невозможно себе представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две–три коровы, шесть–восемь овец и свиней. Зажиточные крестьяне имели теплые зимние скотные дворы. Бедные крестьяне держали скот на дворе. В большую

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

Из книги Тайны гениев автора Казиник Михаил Семенович

Глава 3. А как же крестьяне? Перечитал написаное и даже вздрогнул:Бетховен, шефы мировых фирм, кроветворность – какиеВселенские дали!Мы, кажется, взлетели туда, откуда Земля не больше, чем шарик для игры в пинг-понг и мне явно пора поменять стиль. И даже получен сигнал –

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Из книги Что означает ваша фамилия? автора Федосюк Юрий Александрович

КРЕСТЬЯНЕ ИЛИ КНЯЗЬЯ? В газетах иногда можно прочитать о ткачихе Волконской, токаре Шаховском, комбайнере Шереметеве. Неужели все эти трудящиеся люди – выходцы из знатных дворянских семейств? Не обязательно. Но какое-то отношение к этим родам они все-таки имели. И вот

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Глава 3 КРЕСТЬЯНЕ Долг крестьянина состоял в том, чтобы выращивать рис (комэ) для самураев, - это было его самым важным, однако не единственным занятием. Для риса, как он выращивается в Японии и в других областях Азии, требуются абсолютно плоские, ровные поля, куда можно в

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Крестьяне при Павле I При Павле крестьяне впервые получили возможность принести присягу новому государю. Это значило признание личности и, следовательно, прав крестьян. И крепостные, и помещики заволновались, увидев в этом грядущие перемены в общественном строе.Желание

Из книги Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры автора Шово Мишель

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы автора Рейтблат Абрам Ильич

Глава IX ЛУБОЧНАЯ КНИГА И КРЕСТЬЯНСКИЙ ЧИТАТЕЛЬ В пореформенный период с усилением отходничества, введением всеобщей воинской повинности, развитием земской школы довольно быстро стали расти численность грамотного сельского населения и объем крестьянской читательской

Условия проживания людей отложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в частности на воспитание подрастающего поколения.

Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, различные у различных социальных групп, в городе и деревне.

В каких же бытовых условиях жили крестьяне? Н. И. Костомаров так описывает жилища крестьян в XVI–XVII вв.: "У простолюдинов избы были черные, т.е. без груб, дым выходил в маленькое окно; при избах были пристройки... В этом пространстве жил бедный русский мужик со своими курами, свиньями, телками среди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству; а от печи под потолок приделывались полати".

Изба с низкими потолками и такими же дверями – основной тип крестьянского жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натяжным бычьим пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.), пропускали мало света; печь не имела дымохода. В избе готовили пищу, спали, пряли, ткали, занимались домашними работами, здесь же почти всю зиму держали коз, телят и поросят.

Много места в помещении занимала большая глинобитная печь, служившая для отопления, приготовления пищи, на ней и спали. По диагонали от нее находился красный (святой) угол, где стоял стол и висели иконы. Вдоль стены укреплялись лавки, а за боковой стеной над лавкой – полати, где также спали, хранили вещи. В избе размером в 16–20 кв. м проходила жизнь семьи, состоявшей из 7–8, а часто и из 15–20 человек.

Скученность, теснота, антисанитария в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, отмечались во многих крестьянских жилищах даже в начале XX в. Жизнь в таких условиях, особенно в зимнее время, являлась одной из причин высокой детской смертности.

Значительно лучше жили крестьяне на севере России и в Сибири, где жилища были высокими, с разными постройками.

Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей , обеспечивавшей важнейшую функцию воспитания детей. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье. Семья считалась священным союзом, брак был не только залогом благосостояния, но и моральным долгом; такие взгляды поддерживала и церковь.

Во главе классической семьи, объединявшей обычно родственников нескольких поколений, стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, почему и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали чаще выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением.

Хозяин, большак, нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства, собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные дела, такие, как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей или женитьба сыновей. Наибольший вес в решении семейных вопросов имело мнение старших, дети же получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим. Собственно, вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела спою половину для мужчин и отдельно – для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости – тоже мужчины.

Распределением домашних работ среди женской части семьи – дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, – руководила большуха (старшуха) – жена большака, мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания по делам, контролировала и осуществляла их выполнение, "выговаривая" в случае нерадивости, но и сама много работала по хозяйству.

На старших в семье возлагались и определенные обязанности религиозного характера. Так, большак читал молитвы перед общей едой, а большуха – перед тем, как начинали выполнять общие женские работы.

Женщины в крестьянской семье были на разном положении и имели неодинаковые права. Например, хозяйка и многодетные невестки пользовались преимуществом при обсуждении общих дел, вели себя свободно. Но и они должны были быть сдержанными и относиться почтительно по отношению к мужчинам семьи. В приниженном положении оказывались молодые невестки, им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались самые тяжелые домашние работы. Случалось, семейные конфликты между родителями и "молодыми" заканчивались семейным разделом – молодые самовольно или с согласия родителей строили отдельный дом и образовывали отдельную семью.

На особом положении до замужества в крестьянской семье находились девушки . Они были более свободными в выборе одежды, причесок. Девушка могла ходить простоволосой, с одной косой, украшать голову лентой, в то время как замужняя женщина обязана была покрывать голову платком или носить чепец, кокошник – появление ее простоволосой считалось безнравственным. Дочерей освобождали от многих домашних работ, если в семье были невестки, но они обязательно трудились в поле. Им разрешалось много времени проводить в других деревнях, знакомиться с молодыми людьми.

Если в семье было две непросватанных девушки, то младшая сестра не должна была проявлять особую активность в гуляньях, а если в дом приходили молодые люди, ее вообще выпроваживали из избы. Младшая должна была ждать своей очереди выйти замуж, а если ее просватывали раньше, это считалось позором для семьи.

Почтением, особым уважением традиционно была окружена в крестьянской трудовой семье мать . Такое отношение к матери было важным элементом нравственного воспитания, и оно закладывалось с самого раннего детства. Во многих семьях отец, поддерживая авторитет матери, обращался к ней по имени-отчеству, называл "хозяюшкой", "матушкой". Но нередки были и примеры другого рода, когда муж поднимал руку на жену, таскал ее за косы, грубо бранил. "Кого люблю, того луплю" – так объяснялось такое отношение мужа к жене.

Мать показывала детям личный пример любви к ним, нежности и ласки, повседневной о них заботы. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось общество, требовавшее наказания неблагодарных.

Строгостью, предписываемой и церковью, отличалось отношение главы семьи к домочадцам, жене и детям. И повзрослев, дети не смели ослушаться родителей, даже слабохарактерного отца они уважали и слушались.

Особыми были отношения зятя и тещи , отличавшиеся уважительностью, вниманием. Зять навещал с подарками родителей жены, помогал им в хозяйственных делах, а теща старалась всячески ублажить зятя, обращаясь с ним ласково. Это в городском фольклоре отражено насмешливое отношение к данной родственной паре, в крестьянской же среде – свой ритуал: "Зять на двор – пирог на стол", "У тещи для зятя и ступа доится". Но о никудышных зятьях можно было услышать и такое: "Тесть за зятя давал рубль. А после давал и полтора, чтобы свел со двора".

Важной особенностью крестьянской семьи был широкий круг ее родства – нередко все жители деревни состояли в родственных отношениях.

Независимо от численности членов семьи существовало половозрастное распределение обязанностей. Мужчины выполняли все тяжелые работы: заготовка дров и кормов для скота, уход за рабочим скотом, строительство, пахота, сев.

Обработка земли, выращивание урожая – дело трудоемкое, требовавшее больших знаний, сноровки, интуиции. Приходилось два-три раза пахать землю сохой, потом шло боронование. Весной нужно было угадать срок ярового сева, к чему относились очень серьезно. К севу даже готовились особо – мылись накануне в бане, чтобы хлеб уродился чистым; на пашню выходили в чистой белой рубахе, как бы подавая пример земле и призывая ее к подражанию, – остатки языческих представлений.

В зимнее время мужчины возили из лесу бревна, чинили сани, телеги, бороны, плели корзины, охотились.

В женские обязанности входили уход за скотиной и птицей, высаживание овощей и уход за ними, полевые работы, заготовки летом трав, веников; женщины топили печи, доили коров, жали хлеб, вязали снопы, дергали лен и коноплю. И конечно, главным их делом было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Во время жатвы и сенокоса все объединялись: женщины, мужчины, дети. Сообща они жали, вязали снопы, косили траву, ворошили ее граблями и т.д.

Дети в семье не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль ее поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей (нянченье, приглядывание за младшими). Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое, – пряла, ткала, вышивала. Общество ценило в девушках смирение, доброту, хозяйственность, трудолюбие, здоровье; этому идеалу она старалась соответствовать.

Мальчик также начинал осознавать свою будущую ответственность за семью, включаясь в различного рода трудовую деятельность и постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие.

С ранних лет дети знали, что их семейное будущее определяется родителями, их выбором, который считался не оспоримым, и молодые ему подчинялись. Известны были и условия, учитывавшиеся родителями при выборе жениха или невесты: здоровье, материальное положение семьи, умение трудиться, размер приданого у невесты, ее целомудрие. С малолетства девочке в семье готовили утварь, одежду для приданого, и, как уже говорилось, сама она принимала в этом активное участие. Родительская семья, таким образом, служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства.

Традиционно в крестьянской семье царили любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию родичей; в семье находили утешение при невзгодах. О тихом домашнем уюте можно судить и по народной лексике, в которой встречается много уменьшительно-ласкательных имен и названий предметов, явлений (утречко, водичка, курочка, котенъка, коток, миленький, кровиночка моя и т.п.). Мягкой, напевной, как бы льющейся из глубины души была бытовая разговорная речь.

Тепло домашнего очага ощущал даже странник, попадая в незнакомую семью. Хозяева его кормили, чем могли, участливо и терпеливо выслушивали его жалобы на тяготы жизни, искренне ему сострадали, переключаясь на грустные эмоции гостя, даже когда у них самих были поводы для иного настроения. Доброта русского человека, отмечал Н. О. Лосский, побуждала его иногда даже ко лжи, только чтобы не обидеть собеседника, не нарушить мир и добрые отношения.

Простота, прямота, бесхитростность были характерны во взаимоотношениях членов семейного коллектива, так же как радушие и гостеприимство. Считалось, что "родная избушка и плоха, да мила". Тем не менее, во взаимоотношениях взрослых членов семьи редкими были внешние проявления эмоций – любви, нежности и т.п. Муж и жена не могли идти рядом по улице деревни, даже беседовать между собой на людях. В некоторых местностях невестки с детьми не садились за общий стол, а трапезничали на кухонной половине.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и к наказаниям за проступки. Причем, пока ребенок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. "Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с березу, а глазища мутные, борода белая, не дай бог его встретить", – говорили загулявшемуся до позднего вечера ребенку. Или: "Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес. Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек" и т.п. Ребенка постарше уже наказывали. Это могла быть ругань матери, когда он приходил с улицы в порванной одежде; строгое отчитывание за грязь в доме, порчу вещей; могли выпороть за неосторожное обращение с огнем. Плачущего, раскаивающегося ребенка обычно старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение создавало у детей ощущение защищенности. Но, конечно, встречались и такие семьи, где родители лишали детей всякой свободы, наказывали их за игры, шум, беготню, требовали, чтобы они были серьезны, как взрослые. Если дети наносили материальный ущерб семье, наказание их могло быть очень жестоким: ребенка, например, гоняли плетью в избу через двор, как скотину, не говоря уже о нередких в крестьянской среде пинках и щелчках. Кстати, на необходимости строгих наказаний настаивали авторы многочисленных "наставлений", "поучений" и "притч о воспитании". Давались советы, например, такого рода: "Любящий сына своего палки для него не пожалеет, чтобы страх божий укоренился в нем" или "Не оставляйте детей без наказания: если палкой побьешь – не умрет, а еще здоровее будет. Наказывайте детей своих не только словом, но и побоями". И хотя родители прислушивались к таким советам, тем более что их пропагандировала церковь, но на практике физическое наказание считалось крайней мерой, так как "ласковое слово пуще дубины".

Таким образом, семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, отражавшими хозяйственные и нравственные устои крестьянской жизни, была для ребенка прообразом его будущей семьи и главным воспитателем.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...