Григорий мелехов жизненный путь. Этапы жизни Григория


>Сочинения по произведению Тихий Дон

Путь исканий Григория Мелихова

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940) – это произведение о жизни донских казаков в период гражданской войны. Главный герой романа Григорий Мелехов – достойный сын своего отца, любящий и справедливый человек, искатель правды. Личностное развитие Григория на фоне меняющихся, зачастую враждебных событий в мире и является основной проблемой романа. Автор мастерски изображает этапы формирования и развития характера героя, его подвиги и разочарования, и самое главное, поиск жизненного пути.

Образ Григория Мелехова сложен и противоречив. Он соединил в себе семейно-бытовую, социально-историческую и любовную линии. Его нельзя рассматривать отдельно от других персонажей. Он находится в тесном единстве с родителями, своей семьей и другими казаками. «Мельничьи жернова» войны не пощадили Григория. Они прошлись по его душе, искалечив ее и оставив кровавые следы. На полях сражений он возмужал, получил множество наград, поддержал казачью честь, но какой ценой. Добрый и гуманный Григорий ожесточился, закалился его характер, и он стал другим. Если после первого убийства он не мог ночами спать, мучимый совестью, то со временем он научился безжалостно убивать врага и даже разработал технику смертельного удара. Однако до последней главы он оставался любящим, открытым и справедливым человеком.

В поисках правды Григорий метался из одного лагеря в другой, от «красных» к «белым». В результате он стал отщепенцем. Он даже завидовал тем, кто твердо верил в одну правду и сражался только за одну идею. Нравственные колебания герой испытывал не только на фронте, но и дома. С одной стороны, его ждала преданная и любящая Наталья , а с другой стороны, он всю жизнь любил Аксинью – жену Степана Астахова . Это двусмысленное положение в разных социальных сферах указывает на то, что Григорий – натура сомневающаяся. Он всегда жил «между двух огней». Сам автор сочувствует своему герою – человеку, жившему в смутное время, когда все нравственные ориентиры были смещены.

Так и не поняв, в чем же «правда» и зачем нужна была эта бессмысленная война, потеряв почти всех близких и родных людей, в конце романа Григорий вернулся в родные края. Единственным человеком, который его роднил с землей и этим огромным миром, был его сын Мишатка. По мнению автора именно такой могла быть жизнь казака: сын вернулся к своей матери, то есть казачьей земле. Возможно, это и была «правда», которую Григорий так долго искал.

Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.
Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

Тема урока : Путь исканий Григория Мелехова.

(по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Тип урока – конференция (урок обобщения и систематизации знаний).

Технология: коммуникативная (на этапе подготовки урока – исследовательская).

Цели:

Образовательная: рассмотреть панораму жизни донского народа в трагические моменты истории и отметить, как исторические события отразились на жизни людей на примере героя Григория Мелехова.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой и умение высказывать свои мысли о прочитанном.

Воспитательная : воспитывать любовь к Родине, родному краю и историческому наследию своего народа.

Оборудование: художественные тексты, портреты писателя и главного героя, карта Ростовской области, схема «Путь исканий Григория Мелехова», мультимедийные средства.

Этапы урока :

    Организационный момент: Приветствие, представление специалистов (литературоведы, историки, географы, творческая группа),

    Вступление:

Слово учителя о путешествии;

Стих. «Человеку надо мало» Р. Рождественского.

    Основная часть:

Слово о писателе;

Х. Татарский - собирательный населённый пункт;

О мелеховской семье;

О главном герое;

Воинская служба;

В Первую мировую войну;

В революцию;

Гражданская война;

Участие в Верхнедонском восстании;

У Красных;

В банде Фомина;

Душевная пустота, возвращение домой;

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок - путешествие. Любите ли вы путешествовать? А что происходит с человеком во время путешествия?

Ответ : Встречи интересные, незабываемые; узнавание чего-либо нового, полезного; испытание чувств радости, удивления, восхищения.

Мы совершим виртуальное путешествие, и будут его проводить специалисты. Вы, ребята, попробуете себя в новой роли, в роли историков, литературоведов, географов. Есть у нас и творческая группа: Кабаргин Сергей, Чеботарев Евгений, которые подготовили слайды, видео. Всё для работы начинающих специалистов у нас есть.

Необычность путешествия заключается в том, что это путешествие по замечательной книге и литературным местам. Мы совершим его по жизненному пути и судьбе не только главного героя, но и всего донского казачества, потомками которого мы и являемся.

У нас есть тайный вопрос, на который мы должны будем ответить в конце путешествия: что скрывается под этим кругом? Может, кто-то уже догадался?(ответы учащихся) Этот вопрос будет загадкой, на которую мы ответим в конце урока.

Итак, ребята, а что самое главное в путешествии?

Ответ : Возвращение домой.

Учитель : Конечно же, главное – это дорога домой.

Начинаем работу: слово – литературоведам.

Стихотворение «Человеку надо мало» Р.Рождественский .

Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг один и враг один…

Человеку надо мало…

Чтоб тропинка вдоль вела.

Чтоб жила на свете мама.

Сколько нужно ей – жила…

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь одну. И смерть одну…

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто – то ждал.

Учитель : Ребята вы уже поняли, что путешествие мы совершим с главным героем романа «Тихий Дон» Григорием Мелеховым, а написал это гениальное произведение М.А.Шолохов. И мы отправляемся в путь из родного дома Михаила Александровича, замечательного донского казака, известного писателя и просто человека, влюбленного в свой край! И чем талантливее писатель, тем правдивее его путь.

Географ: Итак, хутор Кружилин. (показ на карте)

Историки: Родился М.А. Шолохов в 1905г. в х. Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (теперь это Шолоховский район Ростовской области). Детство его прошло в ст. Каргинской: здесь он учился, здесь начал писать свои первые литературные произведения. Отсюда ушел добровольцем на Гражданскую войну.

Потом в мирное время была работа в Москве. В 1926г. Михаил Александрович начинает работать над романом « Тихий Дон», часто приезжая в родные места: х. Кружилин, ст. Базковскую, Вешенскую. В Базках он порою ночи напролет беседовал с Харлампием Ермаковым – прототипом Григория Мелехова, нашего проводника в сегодняшнем путешествии.

Как много общего в судьбе реального казака, Харлампия Ермакова, и литературного героя, Григория Мелехова. Даже в происхождении: у Ермакова бабушка - турчанка, привезенная из Турции дедом - участником войны 1877-1878гг. И поэтому внук – Харлампий был по-восточному смугл, горбонос, станичники прозвали его «цыганом». Это описание в романе соответствует и нашему герою.

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия в литературном месте.

Литературоведы: Действие романа начинается в х.Татарском. Это чисто литературный хутор, но он существует в произведении среди реальных хуторов и станиц. Попробуем определить его местонахождение. По Шолохову, х. Татарский – у самого Дона, на берегу «воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону». Дон находится к северу только по отношению к правобережным хуторам. Значит, х. Татарский на правом берегу. Жители старинных хуторов давно спорят о том, какой хутор описан в романе М.А. Шолоховым. Одни говорят, что х. Татарский – это х. Калининский, другие утверждают, что это х. Базковский. И всё же х. Татарский – это собирательный населенный пункт.

Учитель: очень поэтично начало книги.

Литературоведы: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки, и дальше – перекипающее под ветрами воронёной рябью стремя Дона» - вот запевные строки великого романа. Мелеховский курень, стоявший на краю хутора Татарского оказался в самом центре событий мировой и русской истории, так как волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.

Литературоведы : Среди волн бушующего моря народной жизни писатель выбрал семью Мелеховых. Она не лучше других, но она - из самой глубины, подлинная наследница того, что накоплено было веками, она заключает в себе человеческие духовные богатства. Оттого хорошо в кругу Мелеховской семьи: с ними просто, надёжно, уверенно и интересно, хотя и работать надо с утра до ночи, и неожиданностей немало, и взрывы обжигающие бывают. И в то же время, какое отрадное чувство защищённости, чувство дома!

Литературоведы: Здесь прошли детство и юность главного героя романа. Здесь он рос, мужал, научился растить хлеб, косить сено, стал добрым казаком. Здесь встретил свою первую любовь – замужнюю Аксинью. В этом хуторе завел свою семью, по воле отца, Пантелея Прокофьевича, женился на доброй и порядочной Наталье Коршуновой. Уже перед свадьбой Григорий осознал, что судьба его – Аксинья, и понял, что Наталья – нелюбимая. Поэтому немного прожив с женой, он уходит с Аксиньей в имение Ягодное, что недалеко от х. Татарского. Здесь они нанимаются в работники к богатому помещику Листницкому.

Учитель: А помогите, пожалуйста, историки-географы.

Географы : Имение Ягодное – это тоже вымышленное литературное название, но историки нам говорят, что под этим вымышленным названием подразумевается х. Ясеновка.

Географы: Путешествуем дальше: самое яркое и любимое место казаков – станица Вешенская .

Историки: Ст. Вешенская по праву считается одной из самых старейших и красивых казачьих станиц, берега которой омываются чистыми водами батюшки – Дона. Перенесена она с места разорённой при Петре 1 Чигонацкой станицы и переименована в Вешенскую. Здесь перед службой на верность царю и Отечеству давал присягу Григорий Мелехов.

А перед этим старый казак даёт наставления (заповеди казака): « Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти – надо человеческую правду блюсти. Чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси Бог трогать, и ещё молитву такую знать».

В этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении к женщине, и о том, что армия не должна заниматься грабежами и насилием.

Литературоведы : Достойно проводить служивого в армию было делом чести всей семьи, поэтому Пантелей Прокофьевич, проглотив обиду, приезжает в Ягодное к Григорию и привозит справу: две шинели, седло, шаровары, а Григорий очень волнуется: «подходит Рождество, а у него ничего не было готово».

Историки-географы : В канун Первой Мировой войны призвали Григория в императорскую армию. «Со станции Чертково (это старинная станция названа в честь Войскового атамана Михаила Ивановича Черткова и находится на границе Ростовской области и Украины) казаков срочной службы вёз состав, груженный казаками, лошадьми и фуражом на Воронеж, а дальше Западная Украина, где и началась его военная служба. А в скором времени здесь же застала главного героя и начавшаяся Первая мировая война.

(чтение эпизода романа)

Литературоведы : В небольшом западноукраинском городке – Лешнёве суждено было Григорию участвовать в первом бою и впервые убить человека, солдата-австрийца: «Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки…Григорий встретился с австрийцем взглядом - на него мёртво глядели залитые смертельным ужасом глаза. Австриец, медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы».

Это была первая боевая атака, в которой принял участие Мелехов, первый бой и первый убитый им человек – безымянный австрийский солдат.

Литературоведы: Впервые Григорий ощутил всей душой дикую, ужасную нелепость бойни, необходимость убивать людей, которые не принесли ему ни малейшего зла, таких же, как он, вчерашних земледельцев или рабочих. Нелегко было забыть ему тот августовский день…Григорий Мелехов…тяжело перемалывал в себе внутреннюю боль, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дрёме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решётки.

Это была «тяжелая наука войны», после которой герой мужает и становится храбрым воином, защитником Отечества.

Литературоведы : Война продолжается. В одном из боев раненый Григорий спасает жизнь офицера-командира, за что и был он представлен к награде – Георгиевскому Кресту.

Историки:

Здесь же, на войне, впервые он услышал о несправедливости существующего строя. Всё чаще звучала мысль о свержении царского правительства. И хотя Область Войска Донского жила автономно, а казаки были свободными людьми, но у Григория появились первые сомнения. Вспомнил он и беседу с пулеметчиком Гаранжой, который говорил о неизвестных «доселе истинах, разоблачая подлинные причины возникновения войны, едко высмеивая самодержавную власть».

Литературовед - географ : После второго ранения Григория отправляют на лечение в станицу Каменскую. Сейчас это современный город Каменск – Шахтинский. После госпиталя – короткий отпуск домой в х. Татарский. Здесь его с любовью и уважением встречают не только родные и близкие, но и казаки-станичники. И мысли о новой власти большевиков, о новой жизни рассеиваются в голове Григория. Он возвращается снова на фронт. В конце 1916 года Григорий Мелехов за боевые отличия был произведён в хорунжие и назначен взводным офицером.

Историки: Но вот наступает трагический, для нашего героя да и для всего донского казачества, 1917 год. Свершился октябрьский переворот (именуемый ранее как Великая Октябрьская социалистическая революция).

Географ: Город Новочеркасск был центром Области Войска Донского, а в 1918 году стал и центром притяжения всех бежавших от большевистской революции. Сюда, на Дон, где главнокомандующим был Алексей Максимович Каледин, приезжают оставшиеся в живых белогвардейские генералы и офицеры. Они решают, что необходимо защитить свободолюбивый и независимый Дон от новой власти большевиков. И казачество разделилось надвое. Началась Гражданская братоубийственная война. Своим пламенем она охватила всю Область Войска Донского. Особенно ожесточенные бои были под Каменском, в районе пос. Глубокого, Чертково, Миллерово, под Ростовом, Новочеркасском и, конечно же, на Верхнем Дону. (показать по карте)

Историки : Вернувшись с войны «крестовым кавалером», Григорий после революции принимает сторону красных, участвует в свержении Областного правительства генерала А.М. Каледина. И только безвинная кровь убитых Подтёлковым пленных офицеров-чернецовцев заставила Григория отойти от активной борьбы за Советскую власть на Дону. Весной 1919 года вспыхнуло Верхнедонское восстание, Григорий с неохотой принимает в нем участие, но постепенно эта борьба превращается для него в жестокую борьбу за Родину, за Дон. Безжалостно Григорий расправляется с красноармейцами, мстит за убитого брата. Страшное потрясение переживает герой после одной из атак, где зарубил четырех матросов. В истерике кричит он: «Братцы, нет мне прощения! Кого же рубил!» Не находит Григорий оправдания себе за слепую ненависть к красным.

Литературоведы: Почему такое потрясение переживает герой? Может, потому, что «со своими ли работаешь аль с чужими – одинаково тяжело, ежели работа не в совесть». А братоубийственная война – это и есть «работа не в совесть». Много думал Григорий о несправедливости, с которой сталкивался в это время, о бессмысленности и безнадежности этой вооруженной борьбы, в которую был втянут. И то, что зрело, что постепенно накапливалось в сознании, в его душе – прорвалось в решение: добровольно сдаться Красной армии и перейти в её ряды. Он стал бойцом 14-й дивизии, входившей в состав конной армии под командованием Будённого. Они рейдом прошли по Украине, воевали в Крыму, освобождали Симферополь и Севастополь.

Литературоведы : Последняя часть романа – осень двадцатого года. Григорий, демобилизованный красный командир, приехал в х. Татарский. Здесь суждено было Григорию Мелехову до дна испить горькую чашу страданий (из всей большой мелеховской семьи остались только Дуняшка, сестра, и дети, Полюшка и Мишатка, так ласково называет их Григорий), горькую чашу трагических заблуждений и ошибок. Он бежал из родного хутора, вступил в банду Фомина, рыскал с ней по придонским землям, спасаясь от отрядов Красной конницы. Здесь, на Дону, герой осознаёт: навоевался, устал, не страшна смерть, никого не боится, а мысль одна: домой. Он понимает, что самое ценное - дом, семья, любовь. Григорий оставил остатки разгромленной банды, тайно пробрался в х. Татарский, чтобы бежать с Аксиньей, хоть на край света.

Учитель: Последуем мысленно за двумя беглецами.

Литературоведы: На привале Аксинья спрашивает Григория:

Куда ж мы поедем отсюда?

На Морозовскую,- отвечает Григорий.- Доедем до Платова, а оттуда пойдем пеши.

Географы : Морозовская – это наша железнодорожная станция, а х. Платов существует и сейчас, сохранив своё старинное название.

Литературоведы: Первой же ночью Григорий и Аксинья добрались до Сухого Лога: вёрст восемь от Татарского. Провели день в лесу и, когда наступила ночь, снова в путь.

Через два часа пути спустились с бугра к Чиру. (Географ показывает реку Чир).

Здесь и разыгралась последняя трагедия: ночные путники натолкнулись на заставу продотряда, пытались скрыться, но шальная пуля нашла во тьме Аксинью. Хоронил он её при ярком утреннем свете. Григорий попрощался с нею, твёрдо веря, что расстаются они ненадолго… Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь ему незачем было торопиться. Всё кончено.

Учитель: Начало и конец книги перекликаются .

Литературоведы:

«Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветрами вороненой рябью стремя Дона».

На этом самом спуске к Дону через десять лет (а нам кажется – спустя целую жизнь) встречает Григорий своего сына Мишатку. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына…

Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал.

Учитель : Ребята, перед вами помимо географической карты висит ещё и схема. Читая роман, мы составляли её на предыдущих уроках. А теперь давайте внимательно на неё посмотрим и попытаемся её озаглавить, определить тему нашей схемы да и тему нашего урока .

- Путь исканий Григория Мелехова. (отвечают дети).

В заключении хочется сказать, что все чувства, все переживания, испытанные нами при знакомстве с романом отражены в стихотворении Н. Скрёбова:

По дороге от Базков до Вёшек

Я услышал журавлиный крик.

И сказал меня к парому вёзший

На совхозном газике старик:

Журавлиха делится печалью,

Чует беспокойный перелёт:

Слышишь, точно при смерти Наталья

Деток на прощание зовёт…-

Больше мы не говорим ни слова,

И нужны ли здесь ещё слова,

Если вдруг припоминаешь снова

Эту боль, что с детских лет жива,

Это неприкаянное горе,

Этой жизни скомканный конец…

И молчишь ты, как молчал Григорий,

Вспомнив скорбь обиженных сердец.

И встаёт – страница за страницей -

Эпопея давней той войны.

И притихшей кажется станица

С противоположной стороны.

И смолкают крики журавлихи.

И пересекает наш паром

Тихий Дон, давно уже не тихий

В переносном смысле и прямом.

Заключение. Мы много говорили о герое, его пути, сомнениях и страданиях. Какой же он? Григорий Мелехов - казак, человек.

Ребята, что же означает этот вопрос?

Перед вами напечатаны черты характера нашего героя, а, следовательно, и самого писателя – М.А.Шолохова. Выберите те, которые характерны для Григория Мелехова.

Добрый казак, отчаянная смелость, правдивость, заблуждение, жестокость, уважение к старшим, любовь к дому, детям, трудолюбие.

А теперь переворачиваем круг, и что мы видим? - Я

Как всё просто. Каким всё-таки буду Я ?

Ответы обучающихся…

Д.з. Написать мини-сочинение «Григорий Мелехов – добрый казак».

В заключение хочу поблагодарить всех специалистов, подготовивших наш урок. Всем отличные оценки. И особое спасибо географам, которые так точно обозначили исторические места на карте. Посмотрите, ребята, и как богат наш край литературными местами. Так это только по роману М.А.Шолохова.

Путешествие окончено. Доброго вам пути (путешествия) по жизни с заповедями настоящих казаков.

4. Заключение:

Впечатление о прочитанном романе;

Возвращение к теме;

Какими чертами характера обладал главный герой?

Используемые образовательные ресурсы:

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон»

    В. Акимов. «На ветрах времени», 1981 г.

    Правда и ложь о М.А. Шолохове, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004 г.

    Шолохов в современном мире, изд. Ленинградского университета, 1977 г.

    Интернет-ресурсы: слайды, видео - сайт яндекс.

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.

Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова многомерен. Эта многомерность сказывается:

1. в композиции – переплетении различных сюжетных пластов повествования: судьба мастера и история его романа, сюжет о любви мастера и Маргариты, судьба Ивана Бездомного, действия Воланда и его команды в Москве, библейский сюжет, сатирические зарисовки Москвы 20-х – 30-х годов;

2. в многотемье – переплетении тем творца и власти, любви и верности, бессилия жестокости и силы прощения, совести и долга, света и покоя, борьбы и смирения, истинного и фальшивого, преступления и наказания, добра и зла и т.д.;

Герои М.Булгакова парадоксальны: они – бунтари, стремящиеся обрести покой. Иешуа одержим идеей нравственного спасения, торжества правды и добра, счастья людей и бунтует против несвободы, грубой власти; Воланд, обязанный в качестве Сатаны вершить зло, последовательно творит справедливость, смешивая понятия добра и зла, света и тьмы, что подчёркивает порочность общества и земной жизни людей; Маргарита бунтует против обыденной реальности, своей верностью и любовью разрушая и преодолевая стыд, условности, предубеждения, страх, расстояния и времена.

Кажется, что дальше всех от бунта мастер, ведь он смиряется и не борется ни за роман, ни за Маргариту. Но именно потому он и не борется, что он – мастер; его дело – творить, и он сотворил свой честный роман вне всякой корысти, карьерной выгоды и здравого смысла. Его роман и есть его бунт против «здравого» представления о творце. Мастер творит векам, вечности, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», точно по А.С.Пушкину; ему важен сам факт творчества, а не чья-то реакция на роман. И всё же мастер заслужил покой, но не свет. Почему? Наверное, не за то, что отказался от борьбы за роман. Возможно, за то, что отказался от борьбы за любовь (?). Параллельный ему герой Ершалаимских глав Иешуа боролся за любовь к людям до конца, до смерти. Мастер – не Бог, а всего лишь человек, и как всякий человек – в чём-то слаб, грешен… Лишь Бог достоин света. А может быть, покой – именно то, что больше всего необходимо творцу?..

Ещё роман М.Булгакова – о бегстве от обыденной реальности или о преодолении её. Обыденная реальность – это и жестокий в своей неправедности режим Кесаря, попирающий совесть Пилата, воспроизводящий доносчиков и палачей; это и фальшивый мир Берлиозов и окололитературных кругов в Москве 30-х годов; это и пошлый мир московских обывателей, живущих выгодой, корыстью и сенсациями.

Бегство Иешуа – это обращение к душам людей. Мастер ищет ответы на повседневные вопросы в далёком прошлом, тесно связанном, как оказалось, с настоящим. Маргарита поднимается над бытом и условностями с помощью любви и чудес Воланда. Воланд разделывается с реальностью с помощью своей дьявольской силы. А Наташа и вообще не хочет возвращаться в реальность из потустороннего мира.

Ещё этот роман – о свободе. Не случайно герои, освободившиеся от всяческих условностей и зависимостей, получают покой, а несвободный в своих действиях Пилат терпит постоянную пытку беспокойством и бессонницей.

В основе романа – мысль М.Булгакова о том, что мир во всей своей многогранности един, целостен и вечен, и частная судьба любого человека любого времени неотрывна в нём от судеб вечности и человечества. Этим и объясняется многомерность художественной ткани романа, объединившей все пласты повествования одной идеей в монолитное цельное произведение.

В финале романа все герои и темы сходятся на лунной дороге, ведущей к вечному свету, и спор о жизни, продолжаясь, переходит в бесконечность.

Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).

В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Ласточка – символ жизни, не зависимой от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора, где ей вить, а где не вить гнездо. Ласточка, как и солнце, - союзник Иешуа. Она смягчительно действует на Пилата. С этого момента Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен, раздражён от мучительного раздвоения. Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова; «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет?» - словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку.

«Тихий Дон» М. Шолохова - роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть - в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.

Этому мужественному и открытому душой человеку (вот уж подлинно личность!) выпало на долю, можно сказать, все, что определило век, - война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, геноцид над казачеством, над крестьянством… Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его. А он казак, в самих генах своих несущий память о былой казачьей вольности, о том, что сделали с ней, превратив некогда самых свободных в государственных холопов и опричников.

Не удивительно, что в человеческой натуре Григория Мелехова переплелись особенность рода и судьба народа, история давняя и на глазах творящаяся. Ведь то, что мы узнали о молодом парне Гришке из первых глав, - уже бунт, вызов насилию и несвободе. Если хуторская мораль запрещает ему любить любимую, если строгий «домострой» семьи хочет решить его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему - посылает всех куда подальше, хлопает дверью родного куреня и уходит с Аксиньей в Ягодное, вольный и молодой, решивший жить как душа велит.

Еще более жестокая надличностная власть бросит его в кровавую кашу войны, будет пытаться превратить в серошинельную убойную скотину, но он и здесь, в совершенно безысходной ситуации, выкажет все то же неистребимое самолюбие, станет дерзко играть со смертью, уж собственной жизнью он волен распоряжаться как захочет!

Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на ее знаменах!.. И, похоже, не было в жизни Мелехова большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царило все то же бесправие, а насилие над человеческой личностью оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая все представления о мужской, рыцарской чести на войне, по приказу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями взятых в плен, безоружных. А впереди будет еще и комиссар Малкин, изощренно издевающийся над казаками в захваченной станице, и бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, грабящих хутора и насилующих казачек. Да и самого Григория Мелехова, едва он вернется в родной Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя, поднятого с лежки, будут преследовать, загорят в вонючий кизячный схорон.

Потому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот наконец и определилось все - и для него самого, и для родного края: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее»…- он мчится в сражение с «краснопузьши», запалив коня, даже повизгивая от нетерпения; и будущее представляется ему как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем шлях…

Между тем впереди - только новые крушения и все туже завинчивающиеся тиски этой самой «исторической необходимости», о которой так любят гутарить ученые люди, - что бы Григорий ни предпринимал и на какие бы отчаянные поступки ни отваживался, пытаясь вырваться из кольца! Ждет его горькое прозрение в мятеже, когда придется признать: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - и уже совсем обреченное, настигшее в новороссийском порту: «Нехай стервенят, нам зараз все равно…». Ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией, и снова, в который уже раз, скажет он с такой усталой покорностью и сердечной искренностью перед своим дружком с детских лет, Мишкой Кошевым: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек…».

Как бы не так! То, что покажется Григорию окончательным завершением всего его мученического пути и поиска, на самом деле только данная ему короткая передышка, потому что именно Кошевой с товарищами и прогонят его дальше и дальше - через фоминскую банду, через новые смерти, гибель самого дорогого на земле существа, милой Аксиньи, с которой намеревался предпринять последнюю попытку вырваться из очередного круга. Над ее могилой поймет Григорий последнее: что «расстаются они ненадолго».

Вот уже насмешка над его правдоискательством! Неужели на Руси только разбойничий стан единственно и есть воплощение вольной воли? И все-таки волей человека, рожденного свободным, не считавшегося ни перед белыми генералами, ни перед красным террором, свершит он свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернется к родному куреню, на знакомую донскую кручу, которая в этом случае и впрямь рождает мысль о крае пропасти. Так и не переросший в «казака-большевика», не развенчанный, стоял Григорий Мелехов над своим обрывом, держана руках тепло прижимавшегося мальчишку… «Вот и все…».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...