Картины на тему православный храм. Церковная живопись


О церквях которые стояли до него можно прочитать под ссылками.

И о том как он строился я уже писал.


Внутри обор впечатляем прострором.

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Для отделки использовалось 14 сортов мрамора.

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном.

Работы проводились под контролем императора и Синода.

Первоначально, росписи должны были выполняться в технике энкаустики. Однако эта техника живописи оказалась непригодна для климатических условий Петербурга. Поэтому было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа — маслом на бронзовых досках.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины.

Голубь... вид снизу

Голубь очень большой...

Под самым куполом (там где голубь) есть внутренняя смотровая площадка куда туристов не пускают. Но ссылочка на это место подробнее, ниже будет.

А под голубем еще одна уже больше. Это вид сверху вниз.

Посмотрите другие фото с этой площадки и на купола собора изнутри можно в посте под ссылкой

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику.

Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели).

Поднимаются зомби мертвые...но боятся не надо, это не кино, никто не пострадает кроме грешников...

Сотворение мира... Богом - отцом.

А это уже его сын вершит суд....

Убитая смерть лежит у сломанной косы... (простите за каламбур)... не знал что смерть можно убить...

Роспись купола.

Тайная вечеря.

Собор имеет уникальный витраж площадью 28,5 квадратных метров. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене.

К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.

Есть легенда, что Николай I спросил, вам не кажется что ноги длинноваты (икона Николай Долматский?)?
Да, Вы правы. Обязательно укорочу, но под одеждой.

Это историческая кафедра.

Верующие могут пройти на службу бесплатно, не смотря на то что тут музей, службы проводятся регулярно.

В октябре этого года, в ходе реставрационных работ, в алтаре Исаакиевского собора был найден потайной сейф.
Его вскрыли и нашли документы, связанные с деятельностью музея в 1936-1939 годы. В настоящее время произведена внешняя опись документов, историкам еще предстоит их изучение. Фото (С) сайт музея.

September 21st, 2016 , 09:26 pm

Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю - Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».





1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/2805

До взрыва в храме реквизировали ценности и демонтировали всё, что могло пригодиться, например, большие мраморные мемориальные доски использовались для отделки новых административных зданий. От уничтожения были спасены несколько горельефов, украшавших фасад, - сейчас их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть живописных полотен Василия Верещагина были намотаны на валы, переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде и позднее отреставрированы. Фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря», украшавшей алтарь, уцелели и находятся в музее храма Христа Спасителя. Сохранилось и алтарное мраморное кресло.

В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Такая инициативная группа, ратовавшая за восстановление на прежнем месте храма Христа Спасителя, собрала тысячи подписей, был основан фонд сооружения храма и власти приняли решение закрыть бассейн и построить храм, внешне копирующий здание Константина Тона.

Возведение исторического храма продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия. В XIX веке оформление храмовых интерьеров заняло два десятка лет, над росписью трудились живописцы Императорской Академии художеств Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни.

Роспись внутри современного храма занимает площадь около 22 000 квадратных метров. Не берусь судить, насколько детально воссоздано историческое убранство, но основные живописные работы воспроизведены точно, достаточно сравнить их со старыми фотографиями. Воссоздание сюжетных и орнаментальных росписей храма осуществляла Российская Академия художеств. Возглавлял работу Зураб Церетели, координатором группы специалистов по художественному убранству был священник Леонид Калинин. Два десятка мастеров возглавляли бригады художников, это Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко, Сергей Присекин и другие.


Алтарь храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385918


Интерьеры храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385917

Храм имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).


На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа, Ветхого старца. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.


В поясе главного купола представлены образы ветхозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира - или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.

На сводах малых куполов изображены Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами; Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении с книгой и скипетром в руках; младенец Иисус Христос в окружении ангелов; Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями.

Главный иконостас храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол. На нижнем ярусе направо от Царских врат изображён образ Господа Вседержителя, а налево - образ Пресвятой Богородицы. Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников, третий ярус представляет новозаветную Церковь и Четвёртый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков ветхозаветной Церкви.

На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним - Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним - Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним - Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Лука.


Роспись «Воскресение Христово» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79368


Роспись «Сошествие Святого Духа» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79371


Среди главных святынь храма Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)


Большая люстра о 148 свечах. 1880-1883 гг.: https://pastvu.com/p/64914

На стенах коридоров на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве.

При воссоздании храма появились новые пространства, которых не было в проекте Тона. Это помещения стилобатной части, построенной на месте холма. В ней находятся Храм Преображения Господня, Музейная галерея, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Зал Церковных Соборов предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, для проведения светских мероприятий. Зал открылся в 2000 году, он оснащён современной акустической аппаратурой и рассчитан на 1250 мест. Здесь проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, фестивали и конференции.


На фото: концерт «XII Священных Псалмов» в исполнении Галины Босой в сопровождении Патриаршего Хора храма Христа Спасителя.

Как учат отцы церкви, храм - это не просто стены, в которых проводятся службы. Согласно религии, символы имеют смысл. Отдельные части храма имеют значение при богослужениях, при этом они несут некий посыл, полностью раскрывающийся в которая выражает все учение Церкви. Роспись храма содержат незримое присутствие Его, и чем больше картина соответствует канонам, тем сильнее ощущается это присутствие, неся больше благодати.

Первые росписи

Издревле изображения в церквях были предназначены давать информацию народу. храма - продолжение форм собора, они должны нести не только проповедческую цель, но и отвечать поэтическо-образным функциям. Кроме того, живопись является отражением преобразования идеалов и прогресса народной мысли.

Как развивалось искусство

С конца XIV века главенствующую роль в живописи заняло Московское княжество, возглавлявшее в этот период объединение земель и битву за свержение ига татаро-монголов. Школа, одним из выходцев коей являлся Андрей Рублев, оказала существенное влияние на формирование живописи.

С именем этого иконописца связан расцвет искусства. Этот период совпадал с ранним Возрождением в Италии. Достойным преемником Рублева стал Дионисий, роспись православного храма которого характеризуется утонченностью, изысканностью, светлой и яркой палитрой.

После Дионисия можно наблюдать стремление к некому структурированному рассказу, разворачивающемуся на стенах собора. Зачастую такая роспись храма отличается перегруженностью. В начале XVII века зародилась важной частью которой стала пейзажная живопись, в которой отобразилось многообразие природы.

Век богат драматическими событиями в истории государства, но, в то же время, развивалась и светская культура, оказывающая влияние на роспись храма. К примеру, самый значимый живописец этого периода Ушаков призывает к правдивости в рисунках. Взошедший на престол Петр I усилил светскость восприятия. Еще большее влияние на угасание стенописного искусства оказал запрет на использование камня в строительстве зданий, находящихся за пределами Санкт-Петербурга.

Шаги к возрождению храмовой росписи были предприняты только к середине века. Именно в этот момент изображения стали размещать в лепные рамы. К концу XIX века в росписи соборов преобладал классицизм, который характеризуется академической манерой письма, сочетающейся с альфрейными и орнаментальными росписями.

Религиозная живопись XIX-XX веков

Храмовая живопись этого периода развивается согласно законам русского модерна, зародившегося в Киеве. Именно там можно было ознакомиться с работами Васнецова и Врубеля. Стены Владимирского собора, расписываемого Васнецовым, детально фотографировались, показывалось великолепие росписи всей стране.

Многие художники стремились подражать этой технике при работе в других храмах. Роспись храма этого периода сильно повлияла на технику других художников. Пристальное изучение храмовой живописи дало возможность получить незабываемый опыт, способствующий подбору стиля, подходящего конкретной архитектуре.

Церковь Сент-Эсташ, Париж, 1994

Фотография: www.protestantismeetimages.com

В конце 80-х годов приход парижской церкви Сент-Эсташ возглавил отец Жерар Бенето, который в 90-е годы привлекал к сотрудничеству самых известных современных художников. В 1994 году Кристиан Болтанский устроил в храме необычную пасхальную инсталляцию. В Великий четверг, когда в церкви вспоминают события Тайной вечери и причастия апостолов, в Сент-Эсташ накрыли большой стол и всех прихожан попросили оставить в церкви после ужина пальто. На следующий день, в Страстную пятницу, пальто положили в центральном нефе, а возле алтаря поместили группу из еще трех пальто, которые символизировали Христа и двух разбойников. На Пасху, после службы, прихожанам было предложено забрать свою одежду и отнести ее в машину, которая должна была отвезти гуманитарную помощь в Боснию и Герцеговину.

Ребекка Хорн «Лунное зеркало»

Собор Святого Павла, Лондон, 2005


Фотография: REX/Fotodom

Инсталляция одной из самых известных немецких художниц XX века была установлена в западной части собора Святого Павла в Лондоне в рамках большой ретроспективы, которая проходила в это время в одной из галерей. С помощью статичных и подвижных зеркал художница создала сложную иллюзию, которая позволяла зрителям одновременно видеть полумесяц под потолком собора и при этом будто бы заглядывать в глубокий колодец.

Йоко Оно «Утренние балки»

Собор Святого Павла, Лондон, 2006


Фотография: www.stpauls.co.uk

В 2006 году Собор Святого Павла украсила инсталляция Йоко Оно, которая состояла из веревок и балок. Белые стропы соединяли свод с тяжелыми балками, лежащими на полу, напоминая о божественном свете.

Pleix «Астральное тело церкви»

Церковь Сент-Эсташ, Париж, 2007


Фотография: Pleix

В рамках фестиваля Nuit Blanche в 2007 году 13 фасадов церквей в Париже украсили художественные видеопроекции. На фасаде последней готической церкви Парижа Сент-Эсташ было показано видео арт-объединения Pleix. Работа под названием «Body Astral Church» была сделана по принципу алтарного триптиха и развивала тему взаимодействия культа тела и культа духовности.

Трейси Эмин «Для тебя»

Кафедральный собор, Ливерпуль, 2008


Фотография: www.flickr.com/photos/bevgoodwin

В 2008 году Ливерпуль был выбран культурной столицей Европы, и по этому случаю было решено заказать произведение для ливерпульского собора какому-нибудь современному художнику. Выбор пал на Трейси Эмин, соратницу Дэмиена Херста по движению «Молодые британские художники» (YBA), основной темой работ которой всегда был секс, отношения с многочисленными любовниками, злоупотребление алкоголем и веществами и пр. Она сделала надпись неоновыми трубками, которая гласит: «Я чувствовала тебя, и я знала что ты любишь меня» («I felt you and I knew you loved me»). Сама Трейси Эмин поясняла, что имела в виду любовь к ближнему, но, разумеется, речь может идти и о божественной любви.

Уго Бонамен «Купол солистов»

Церковь Сен-Мерри, Париж, 2008


Фотография: hugobonamin.wordpress.com

Католическая церковь Сен-Мерри пригласила в 2007 году молодого франко-аргентинского художника Уго Бонамена поработать в интерьере старинного собора как в арт-резиденции. В результате он создал целую серию работ. Например, этот деревянный купол с нарисованным внутри портретом служил одновременно и декоративным украшением, и функциональным элементом - улучшал акустику.

Энтони Гормли «Вспышка II»

Собор Святого Павла, Лондон, 2010


Фотография: www.antonygormley.com

Энтони Гормли создает антропоморфные скульптуры разных размеров - от огромных, размером с дом, до таких, которые помещаются в ладонь. Его работы всегда открыты окружающей среде и стараются в нее вписаться. Для Собора Святого Павла Энтони Гормли создал абстрактную скульптуру, которую он сам описал так: «Кристофер Рен (архитектор собора Святого Павла. - Прим. ред. ) понимал пропорции, пространство и гравитационную динамику, как ни один другой британский архитектор своего времени. Геометрическая лестница является наивысшим, самым элегантным результатом этого понимания. «Вспышка II» - это моя попытка использовать прикладную геометрию, чтобы построить энергетическое поле, описывающее место человека в пространстве».

Гейс ван Варенберг «The Upside Dome»

Церковь Святого Михаила, Лёвен, 2010


Фотография: Jeroen Verrecht

Архитектор Гейс ван Варенберг в 2010 году создал свисающий купол для церкви Святого Михаила в голландском городе Лёвен. Эта церковь XVI века так и не была достроена - выяснилось, что ее стены недостаточно крепки, чтобы выдержать купол. Чтобы устранить историческую несправедливость, Гейс ван Варенберг создал конструкцию из цепей, которая свисала со свода в том месте, где по первоначальному проекту должен был возвышаться купол. У этой работы может быть несколько смыслов, самый поверхностный из которых - аналогия с рыбацкой сетью, отсылающая к христианской символике.

Субодх Гупта «Голодный бог»

Церковь Святой Магдалины, Лилль, 2004


Фотография: www.efmaroc.org

Субодх Гупта - один из самых известных индийских художников. Свои масштабные инсталляции он делает из металлической посуды, которая распространена в Индии благодаря ее доступности, простоте и гигиеничности. По просьбе лилльской церкви Святой Магдалины художник украсил ее интерьер несколькими аккуратными горами посуды, будто вываливающейся из арок храма как из рога изобилия.

Маркос Зотес «Наэлектризованная природа»

Церковь Хадльгримскиркья, Рейкьявик, 2012


Фотография: Jon Oskar Hauksson

В рамках зимнего Фестиваля света в Рейкьявике нью-йоркский художник Маркос Зотес создал мультимедийную инсталляцию, которая проецировалась на главную церковь столицы Исландии. И пусть главной идеей инсталляции не было религиозное просвещение, в ней сошлись воедино впечатления от своеобразной природы Исландии и своеобразной архитектуры лютеранской церкви Хадльгримскиркья, построенной в 1945 году.

Палкаль Мартин Тайи «Паскаль»

Церковь Святого Бонавентуры, Лион, 2010


Фотография: Stéphane Rambaud

Колонна камерунского художника Паскаля Мартина Тайи из поставленных друг на друга кастрюль была водружена в соборе Святого Бонавентуры, покровителя францисканского ордена, а также матерей, ожидающих потомства, детей, теологов, носильщиков, производителей шелка и рабочих. Работа была частью большой выставки камерунца, однако именно эта инсталляция вызвала недовольство местных жителей и в конце концов была разрушена неизвестными - кто-то намеренно перерезал веревку, поддерживающую баланс кастрюль.

Джейн Александр « Исследования»

Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2013


Фотография: Mario Todeschini

Джейн Александр - художница их ЮАР, которая в основном знаменита своей работой 1985 года «Ребята-мясники» («The Butcher Boys»), которая изображает трех белокожих существ, сидящих на скамье. Их тела кажутся нормальными, человеческими, но глаза совершенно черные, а на голове - рога. Таким образом художница выступала против апартеида. Собственно, это и определило дальнейшую творческую судьбу Джейн Александр. В 2013 году она создала работу «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» для храма Святого Иоанна в Нью-Йорке, чрезвычайно близкую по стилю к той ранней скульптуре, которая хранится в музее Кейптауна. Несколько скульптурных групп, разбросанных по храму, разыгрывают сценки насилия, дискриминации и депривации, а герои этой истории - люди с головами животных.

Мигель Шевалье «Волшебные ковры»

Бывшая церковь Сакре-Кёр, Касабланка, 2014


Фотография: www.flickr.com/photos/96523319@N05

Собор Сакре-Кёр в Касабланке был построен в 1930 году, когда Марокко еще было под французским протекторатом. В 1956 году, после обретения страной независимости, в храме перестали проводить службы и он превратился сперва в школу, а потом в культурный центр. Французский художник Мигель Шевалье создал масштабную проекцию на полу бывшего собора - узор меняется, распадается на пиксели и движется в такт музыке.

Сю Бин «Феникс»

Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2014


Фотография: Wikipedia

В храме Святого Иоанна регулярно проводятся выставки современного искусства. Два огромных дракона - олицетворяющих мужское и женское начало - были созданы китайским художником Сю Бином несколько лет назад. Непросто объяснить связь между огромными китайскими птицами-фениксами и интерьером самого большого англиканского собора в мире. Прихожан это, однако, не слишком заботит, потому что культурная программа храма существует давно и уже не связана непосредственно с богослужебными целями.

Билл Виола «Мученики»

Собор Святого Павла, Лондон, 2014


Фотография: Peter Mallet

Последнюю работу главного американского видеохудожника Билла Виолы в соборе Святого Павла рецензенты уже назвали «высокотехнологичным Караваджо». Это инсталляция из четырех плазменных экранов, напоминающая средневековый алтарь-полиптих - с той лишь разницей, что мучения святых здесь разыграны в движении. Четыре стихии, с помощью которых мученики подвергаются пыткам, показаны эстетически безупречно, но при этом реалистично. Гармония мультимедийного и религиозного в этом произведении не оставляет сомнений в том, что это логичное продолжение традиционного протестантского искусства.

«Двоесловие/Диалог»

Храм Святой мученицы Татианы при МГУ, Москва, 2010


Фотография: «Коммерсант»

Русская православная церковь крайне сдержанно относится к художественным экспериментам в храмах, в отличие от католиков, протестантов и англиканцев. Единственным примером стала нашумевшая выставка «Двоесловие/Диалог» в храме (точнее, в притворе храма) Святой великомученицы Татианы при МГУ. Кураторами выставки стали художники Гор Чахал и Андрей Филиппов и диакон Федор Котрелев, а участниками - Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, группа «Синий суп», и другие.

Выставка «Двоесловие» задумывалась как первая попытка диалога православной церкви с современным искусством, но попытка провалилась: выставку яростно критиковали как некоторые художники (за желание «идти на поводу у церковников»), так и часть православной общественности (за «капитуляцию перед кощунниками»). Авторы петиции деятелей культуры патриарху Кириллу, которую подписали в числе прочих Валентин Распутин, Николай Бурляев, а также художники и иконописцы, риторически вопрошали, что общего у Русской православной церкви с актуальным искусством, которое находится «вне пределов культуры» и «культивирует соблазн и скандал», и настаивали, что диалог у церкви с современным искусством может выражаться только в осуждении «кощунственных выставок». После этого выставок, подобных «Двоесловию», устраивать никто не пытался.

Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают известнейших художников Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Однако, кроме них, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Предлагаем ознакомиться с другими прекрасными картинами русских художников, которые посвящены старообрядчеству.

В.И.Суриков (1848–1916 гг.), «Боярыня Морозова», 1884–1887 гг. Интерес Василия Сурикова к теме старообрядчества связывают с его детством, которое он провел в Сибири, где было много старообрядцев, и где широкое распространение получили рукописные Жития старообрядческих мучеников, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С «Повестью» художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище.
С.Д.Милорадович (1851–1943 гг.). В 1885 году Сергей Милорадович написал картину «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», которая посвящена расколу Церкви.
Одна из наиболее известных картин С.Д.Милорадовича (1851–1943 гг.) посвящена выдающемуся деятелю старообрядчества - великомученику протопопу Аввакуму. На полотне изображена одна из сцен «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» - ссылка в Сибирь.
П.Е.Мясоедов (1867–1913 гг.), «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 г. Страшную казнь изобразил художник. После многих лет жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо в г. Пустозерске.
М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Великий постриг», 1898 г. Картина написана в период увлечения Нестерова романами П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли. Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь.
М.П.Боткин (1839–1914 гг.), «Старовер», 1877 г. М.П.Боткин работал в историческом жанре и жанре бытовой живописи. К последнему относится его полотно «Старовер», на котором художник изобразил старообрядца за чтением духовной книги.
И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Семья лесника», 1909 г. Одной из ключевых тем в творчестве Куликова является русская деревня: портреты простых людей, быт, обычаи старообрядцев. «Семья лесника» - одна из самых живых картин Ивана Куликова, на которой изображено семейство лесника-старообрядца.
И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Полевые цветы» (фрагмент), 1913 г. Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры - это основные достоинства произведений Ивана Куликова. Картина «Полевые цветы» представляет собой изображение двух девочек-старообрядок с букетами полевых цветов.
И.С.Куликов (1875–1941 гг.), «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме», 1909 г. На полотне художник Куликов изобразил обряд благословение невесты в его родном городе Муроме. Картина изобилует яркими и сочными цветами. Герои произведения - старообрядческая семья Мурома и гости.
Дипломная работа В.А.Кузнецова (1874–1960 гг.) «Канун» была написана им в г. Нижняя Салда в 1909 г. Произведение представляет собой обряд поминовения усопших у старообрядцев. Четыре старообрядки у могилы молятся заупокойную Литию, одна из них держит кадильницу, другая - панихидник.
В.А.Кузнецов (1874–1960 гг.), «Божьи люди», 1917 г. На картине изображен быт старообрядцев (моление). Старушка-старообрядка возле аналоя читает молитвы. Рядом с ней стоит старец с лестовкой и подручником и другие молящиеся. Произведение создано в Нижней Салде.
И.С.Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «В молитве», 1900 г. На картине изображена стоящая возле иконы девушка-старообрядка в сарафане, белой рубахе и платке, заколотым на булаву. Героиня картины держит в руках кадильницу, лестовку и подручник.
И.С.Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «Скит», 1906 г. Художник изобразил трех старообрядок у женского старообрядческого скита. Две из них, идущие навстречу стоящей у входа, одеты в яркие сарафаны и платки, вероятно, являются гостьями.
А.Е.Архипов (1862–1930 гг.), «Крестьянка», 1916 г. На полотне изображена крестьянка в платке, заколотом на булаву. Вся одежда девушки выполнена в ярких тонах. В руках у героини котомка.
Т.С. Юшманова (р. 1979 г.), «Староверы», 2001 г. Полотно принадлежит кисти современной художницы Т.С. Юшмановой. Она много путешествовала по российской глубинке, изучала быт и обычаи людей. Ее внимание привлекли старообрядцы с их исконно русскими традициями. На картине «Староверы» художница изобразила двух старообрядцев, Дионисия Пересторонина и Даниила Григорьева, за пением.
М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Пустынник», 1888–1889 гг. Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Тень монаха-старца прямо перед ним - значит, солнце светит за его спиной. Он такой же, как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью.
М.В.Нестеров (1862–1942 гг.), «Святая Русь», 1905 г. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками - Николой, Сергием и Георгием. Это любимые нестеровские герои - странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, - это сестра и мать художника.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954 гг.), «В старообрядческом монастыре», 1910-е гг.
С.Г.Серов (род. в 1948 г.), «Возвращение». Картина изображает молебен при освящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей в память о преподобноисповеднике Серапионе Черемшанском предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием 20 июня 2008 г.
Д.Е.Жуков (1841–1903 гг.), «Спор о вере», 1867 г.
В.Г. Перов (1834–1882 гг.), «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881 гг. Иллюстрация известного исторического события XVII века - т.н. «прений о вере» в результате раскола Церкви, которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи.
Н.Д.Мыльников (1797–1842 гг.), «Портрет А.Баркова со свитком и лестовкой», (1826 г.). Другое название картины: «Портрет священника-старообрядца Андрея Баркова».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...