Московское музыкальное общество. Духовые медные музыкальные инструменты Духовая секция


Ждем встречи с вами, трубачи

Комиссия «Духовые инструменты, ансамбли и оркестры» ММО со дня основания занимается активной пропагандой музыкального искусства, образования, творчества в сфере исполнительства на духовых инструментах. Своей многообразной деятельностью во всех составляющих - сольной, ансамблевой, оркестровой - члены комиссии и руководимые ими коллективы вносят вклад в воспитание и просвещение москвичей. Особая забота - расширение круга любителей духовой музыки, привлечение молодежи к коллективным формам музицирования. Постоянная работа ведется с контингентом детских музыкальных школ и детских школ искусств, много внимания уделяется специализированным и специальным музыкальным школам, средним и высшим музыкальным учебным заведениям.

Тесно взаимодействует комиссия с руководителями и координаторами различных молодежных творческих проектов – по линии Департамента культуры, Департамента молодежной и семейной политики, Комитета общественных связей г. Москвы. Интересные мероприятия проводятся с творческой комиссией ММО «Дети и музыка», дирекцией Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос», Международным фондом В.Т. Спивакова, межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», Международным благотворительным фондом «Дети и музыка», Академией детского творчества; имеется постоянный контакт с проектом военно-оркестровой службы Московского военного округа Российской армии «Армия и дети».

Детские и юношеские духовые оркестры - постоянные участники различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров, праздников духовой музыки, манифестаций. Особого внимания заслуживает то, что духовые оркестры – постоянные участники общегородских и общенациональных мероприятий патриотической направленности. Это празднование Дня Победы на Поклонной горе, участие в мероприятиях проекта «День города Москвы» и многих других.

Особое внимание творческая комиссия уделяет подготовке и участию студенческих концертных учебных оркестров музыкальных учебных заведений г. Москвы в Московском фестивале студенческого творчества «Фестос» в номинации «Классическая инструментальная музыка». Вот уже 16 лет духовые оркестры - постоянные участники фестиваля.

Следует отметить вклад в развитие искусства игры на духовых инструментах, в развитие оркестрового и ансамблевого исполнительства, в том числе и в рамках фестивального движения, залуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии мэра г. Москвы, директора государственного училища (колледжа) духового искусства Рэма Гехта.

В городских мероприятиях все чаще принимают участие духовые оркестры других средних и высших музыкальных учебных заведений. Это духовой оркестр РАМ имени Гнесиных (художественный руководитель - заслуженный артист РФ, профессор В.Г. Лебусов); духовой оркестр ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств РФ, профессор Е.Д. Дубровин); духовой оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке (художественный руководитель - заслуженный работник культуры РФ, доцент А.М. Паутов); духовой оркестр Московского музыкального колледжа имени Гнесиных (художественный руководитель - заслуженный артист РФ В.И. Луценко); духовой оркестр МГУКИ (художественный руководитель - заслуженный работник культуры РФ, профессор А.Л. Дудин).

Эти оркестровые коллективы отличает слаженность звучания, чистота интонации, штриховая культура, разнообразие репертуара и, что особенно похвально, образцовый внешний вид и творческая дисциплина.

Налицо значительный профессиональный рост оркестров столичных ДМШ и ДШИ.

Их выступления проходят на различных концертных площадках столицы, все они хорошо укомплектованы, производят яркое художественное впечатление.

Комиссия не упускает из своего внимания развитие ансамблевого исполнительства в разных возрастных категориях. В жанре камерного ансамбля активное участие принимают дети и юноши, студенты средних и высших учебных заведений, артисты симфонических и духовых оркестров.

В 1961 году в ЦДРИ было основано Добровольное общество трубачей (ДОТ). Инициатором и председателем его стал выдающийся музыкант - Тимофей Александрович Докшицер. В то время это было единственное место, где собирались трубачи. Встречи проходили в малом и большом залах ЦДРИ. Кроме концертов устраивались творческие вечера, методические дискуссии, вечера воспоминаний.

У истоков этого движения были также профессора Московской консерватории С.Н. Еремин и Г.А. Орвид. Прошло несколько лет - и ДОТ было переименовано в Творческое объединение музыкантов-духовиков при ЦДРИ, а в 1990 году - в Ассоциацию музыкантов-духовиков ЦДРИ, которая существует и поныне.

За это время на сцене ЦДРИ прошло большое число концертов выдающихся мастеров, отчетных концертов многих вузов СССР, а потом и России. Гостями были духовики из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Эстонии, Литвы, Белоруссии, Украины.

И сейчас Ассоциация музыкантов-духовиков ЦДРИ живет активной творческой жизнью: каждый год проводится 5−6 концертов, в которых наравне с маститыми музыкантами принимают участие и молодые таланты.

И всегда - праздник, радость общения. Председателем Ассоциации музыкантов-духовиков ЦДРИ многие годы является ученик Т.А. Докшицера - заслуженный артист РФ, профессор РАМ имени Гнесиных Вячеслав Михайлович Прокопов.

Секция духовой музыки ММО беспокоится и о развитии сольного исполнительства на деревянных, медных духовых и ударных инструментах. Задачи этого направления выполняются при взаимодействии с методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы, кафедрами и отделами духовых и ударных инструментов высших и средних музыкальных учебных заведений, специализированными ДМШ, отделами духовых и ударных инструментов ДМШ и ДШИ широкого профиля.

Особая забота - выявление и воспитание молодых талантов с помощью окружных и городских, региональных, всероссийских конкурсов и фестивалей, таких как Региональный конкурс юных трубачей имени Т.А. Докшицера, Московский конкурс юных трубачей имени М.И. Табакова, Открытый всероссийский конкурс юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные трубы» имени В.М. Блажевича, Открытый Международный конкурс исполнителей на деревянных и медных духовых инструментах «Учитель и ученик», посвященный 60-ле-тию творческой и педагогической деятельности академика И.Ф. Пушечникова, Открытый Всероссийский конкурс молодых исполнителей на медных духовых и ударных инструментах, Открытый фестиваль юных исполнителей на медных инструментах и брасс-ансамблей имени М.И. Табакова ЗАО г. Москвы, Открытый фестиваль юных кларнетистов и ансамблей духовых инструментов (МГДМШ имени И.О. Дунаевского) и другие.

Можно с удовлетворением отметить, что эти конкурсы и фестивали привлекли большое число участников и слушателей, показали рост исполнительского мастерства молодежи, ее неиссякаемый энтузиазм в этой сфере искусства.

Значительный интерес музыкальной общественности вызвало создание Московского клуба кларнетистов имени народного артиста РФ В.А. Соколова. Клуб работает на базе МГДМИ имени И.О. Дунаевского (директор школы - заслуженный работник культуры РФ А.Н. Краси). Президентом клуба избран народный артист РФ, профессор МГК имени П.И.Чайковского Р.О. Багдасарян.

К весомым достижениям в сфере пропаганды сольного исполнительства необходимо отнести проведение циклов концертов «Антология кларнета». Инициаторами, вдохновителями и участниками этого цикла являются народные артисты РФ, профессора РАМ имени Гнесиных А.А. Федотов и И.П. Мозговенко.

По инициативе ведущих профессоров МГК имени П.И. Чайковского, РАМ имени Гнесиных и творческой комиссии ММО «Духовые инструменты, ансамбли, оркестры» систематически проводятся памятные вечера, посвященные основателям российской школы игры на духовых инструментах и продолжателям их традиций: В.Н. Цыбину, Н.И. Платонову, С.В. Розанову, В.Н. Солодуеву, В.Г. Брандту, М.И. Табакову, Г.А. Орвиду, С.Н. Еремину, Т.А. Докшицеру, В.М. Блажевичу, Б.А.Дикову, К.М. Ладилову, В.А. Щербинину, М.М. Зейналову, А.М. Седракяну, А.К. Лебедеву, И.Б. Лифановскому, Ю.Н. Должикову, С.И. Леонову, Б.В. Афанасьеву, Ю.А. Усову и др. Стало доброй традицией проведение юбилейных концертов, посвященных педагогам и исполнителям, внесшим значительный вклад в развитие российского духового инструментального искусства.

Были проведены концерты, приуроченные к юбилейным датам И.Ф. Пушечникова, С.П. Попова, А.А. Федотова, И.П. Мозговенко, И.Е. Бутырского, Р.М. Гехта, Р.О. Багдасаряна, В.А. Новикова и др. На такие вечера приходит много музыкантов разных поколений, представителей общественности, обычных любителей музыки.

В связи со 150-летием ММО хочется отметить его роль и значение в музыкальной и общественной жизни Москвы.

ММО - инициатор многих фестивалей, конкурсов и других мероприятий, в которых участвуют музыканты-духовики.

По сути, ни одно важное событие в культурной жизни Москвы не обходится без участия представителей общества - это фестиваль «Фестос», Конкурс брасс-ансамблей в МГУКИ (2008) и многие-многие другие мероприятия. В настоящее время членами Московского музыкального общества являются многие музыканты-духовики, без которых нельзя представить культурную и общественную жизнь Москвы.

Анатолий Паутов

Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


| | | | Сельский блюз | | | | | | | | | | | | |

Современный джаз / Modern jazz - Общее обозначение стилей возникших после окончания периода классического стиля и "Эры свинга" (с конца 30-х гг. до настоящего времени). Первым стилем современного джаза считается боп.

Соул / Soul (англ. душа) - Соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевают также стиль вокальной негритянской музыки, возникший после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

Спиричуэл / Spiritual (англ. духовный) - Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосых фольклорныхных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной манере еще на заре колониальной эпохи, а в ХIХ в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла и блюза фольклористами, начавшееся приблизительно в середине XIX в., способствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникновению многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спиричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла - задолго до концертных форм блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спиричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства американской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интонирование ("блюзовые тоны", шаут-эффекты, офф-питч, дерти-тоны) и др. сочетающиеся с европейской гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.

Стомп / Stomp (англ. топтать) - 1. Архаический фольклорный танец североамериканских негров, содержащий характерные остинатные ритмические фигуры, исполняемыев быстром темпе. 2. Широко используемый в джазе прием, основанный на эпизодическом проведении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), которые, ввиду их несоответствия основной фразировке, временно нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конфликтностью. Модель, применяемая в этих целях, носит название "стомп-паттерн", а техника ее применения - стомпинг. Типичная для стиля свинг разновидность мелодического стомпа - рифф.

Стоп-тайм / Stop time (англ. остановка, перерыв) - Внезапное прекращение равномерной метрической пульсации (граунд-бита) и ансамблевого звучания с их возобновлением через определенное время. Во время образующихся пауз солист, как правило, исполняет короткие импровизационные вставки (брейки). Характерный прием респонсорной техники джаза.

Страйд-стиль / Stride style (Stride piano style) (от англ. stride большой шаг) - Техника фортепиаиного сопровождения мелодии, связанная с партией левой руки пианиска, в которой постоянно чередуются басовые звуки (на первой и третьей долях четырехдольного размера) и аккорды (на второй и четвертой долях). При этом левая рука музыканта перебрасывает ("шагает") через одну-две октавы. Страйд-манера была разработана пинистами регтайма, а затем получила дальнейшее развитие в различных стилях фортепианного джаза.

Стрит-край / Sreet cry (англ. уличный выкрик) - Архаический фольклорный жанр. Тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков. В афроамериканской народной музыке представлен множеством разновидностей - от коротких декламационных выкриков и небольших мелодических попевок до развернутой песенной строфической формы из нескольких куплетов с вполне законченной и развитой мелодией.

Стэйдж-бэнд / Stage band (англ. сценический оркестр) - Тип студенческого оркестра, организованного для концертных выступлений.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...