Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться? Умеешь ли ты общаться.


От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс

Ткачева Татьяна
Психологический тренинг для педагогов «Умеешь ли ты общаться?»

Цель: развитие коммуникативных способностей педагогов.

Задачи: - с помощью тестов помочь педагогам разобраться, кто они есть?

Какова направленность их личности в общении;

Развивать умение изменять эмоциональную атмосферу.

1. Разминка «Привет».

Участники стали в круг, взялись за руки, придумали себе образ, отвечая на вопрос «Кто Вы?» (цветок, животное, предмет, состояние души). Смотрим друг другу в глаза, говорим привет, называя друг друга по образу.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай.

3. Дерево цели и пожеланий.

Что Вы ждете от этого тренинга? Какие пожелания на будущее? Эти вопросы участники пишут на листочках и располагают на дереве, нарисованном на полу (корни, ствол, ветви).

4. Тест «Кто Вы?»

(И Панарин, «Игры в самих себя» стр. 50-52)

Выберите одну из понравившихся фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, зигзаг. Каждая фигура может многое рассказать о человеке, который ее выбрал.

Квадрат. Человеку, выбравшему квадрат, присуще трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают «квадрата» высококлассным специалистом в своей области. Он любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «квадрата» - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому, лучшие качества «прямоугольника» - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность «треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает «треугольника» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. «Круг» ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у «круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество,. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот, что нравится «зигзагам». Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! «Зигзаги» - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

5. Тест «Направленность личности в общении» (НЛО).

Методика направлена на изучение направленности личности в общении, т. е. совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, включающих представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении.

Представьте, пожалуйста, что Вам необходимо обсудить с хорошо знакомым человеком важную для Вас обоих проблему. Из предлагаемых вариантов окончания фраз выбирайте тот, который соответствует Вашим представлениям о том, как будет происходить это общение. Старайтесь выбирать быстро, помня, что нет «хороших» и «плохих» ответов – важно, чтобы они отражали Ваше мнение. Отвечать следует строго в порядке предъявления предложений, возвращаться к «ответам» после ознакомления с последующими фразами нельзя. Римскими цифрами обозначьте номер вопроса, а арабскими – вариант ответа.

I. Я обычно начинаю общение …

1. с улыбки и искренней доброжелательности;

2. с высказывания своей точки зрения, своих требований;

3. когда мне это выгодно;

4. чем я могу помочь собеседнику;

5. когда собеседник сделает первый шаг;

6. как получится.

II. Мне нравится такое общение …

1. которое мне не мешает;

2. если оно происходит без противоречий и мне все ясно;

3. когда чувствуешь, что ты нужен человеку и можешь ему помочь;

4. в котором я получаю то, что мне надо;

5. которое приносит мне удовольствие, меня понимают и не возражают;

6. если каждый высказывает свою мысль, и мы открываем что-то новое.

III. Если собеседник перестает меня слушать …

1. виновата я сама, пытаюсь вернуть его внимание, спрашиваю – чем я могу помочь?

2. пусть он сам говорит;

3. продолжаю говорить;

4. очень важно вместе понять – почему;

5. я обижаюсь и высказываю ему мое возмущение;

6. значит, он что-то задумывает против меня.

IV. Если в общении назревает конфликт …

1. то мои действия зависят от силы соперника;

2. надо твердо стоять на своем;

3. важно понять его причины и действовать сообща и корректно;

4. ну и пусть назревает;

5. обязательно надо его сгладить, перейти на другую тему;

6. сама виновата, постараюсь исправить свою оплошность.

V. Если собеседник не отвечает на мой вопрос …

1. стараюсь понять, почему и действую соответственно;

2. это не важно, не буду приставать;

3. я замолкаю, теряюсь;

4. я обижаюсь и прекращаю всякое общение с ним;

5. значит ему плохо;

6. значит, я нащупала его слабое место.

VI. Если собеседник меня перебивает …

1. если что-то дельное – пусть;

2. я выслушиваю его, иногда прошу дать мне возможность досказать свою мысль;

3. я делаю ему замечание один раз, потом обижаюсь;

4. замолкаю и слушаю;

5. значит у него плохие нервы, надо учесть;

6. значит, я долго говорю, а у человека что-то важное.

VII. В конце разговора …

1. мы смотрим друг на друга, улыбаемся и договариваемся о следующей встрече;

2. я испытываю удовлетворение, если меня поняли;

3. я говорю о приятной беседе и делаю выводы про себя;

4. собеседник должен остаться довольным разговором;

5. собеседник подводит итоги;

6. подбивается результат.

I II III IV V VI VII

1 – Д 1 – И 1 – АЛ 1 – М 1 – Д 1 – И 1 – Д

2 – АВ 2 – К 2 – К 2 – АВ 2 – И 2 – Д 2 – АВ

3 – М 3 – АЛ 3 – И 3 – Д 3 – К 3 – АВ 3 – М

4 – АЛ 4 – М 4 – Д 4 – И 4 – АВ 4 – К 4 – АЛ

5 – К 5 – АВ 5 – АВ 5 – К 5 – АЛ 5 – М 5 – К

6 - И 6 - Д 6 - М 6 - АЛ 6 - М 6 - АЛ 6 – И

Д – НЛО - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

АВ – НЛО – ориентация на доминировании в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым (а точнее – требование согласия с собственной позицией) и нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение» - функционирование, коммуникативная ригидность.

М – НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять, «вычислить» собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытостью, ориентация на развитие и даже «творчество» (хитрость) в общении, но односторонняя – только для себя, за счет другого.

АЛ – НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т. д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны, стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

К – НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое согласие (уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желание быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминированные ориентации на сугубо деловые вопросы, уход от общения как такового.

6. Игра «Эмоциональная атмосфера».

(Игры: обучение, тренинг, досуг).

Сядьте в круг. Посидите немного молча и посмотрите на других участников. Подумайте, что в них вызывает у Вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь другие приятные эмоции? Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для Вас в данный момент. Например, кого-то может привести в комфортное состояние уютный вид домашних тапочек на ногах одной из участниц, другому становится радостно при виде загадочной улыбки, блуждающей на лице соседа, третий наполняется ощущением легкости, глядя на пушистый свитер своего соседа, и т. п. Пожалуйста…

Ну а сейчас, по очереди выскажите свои симпатии тем, кто у Вас их вызвал. Пожалуйста…

Спасибо! Если Вы чувствуете, как поднялся уровень положительных эмоций, светлых энергий в группе после этих признаний, то, значит, наша цель достигнута: мы взяли верный тон. Спасибо!

7. Дерево цели и пожеланий.

Участники перекладывают свои пожелания и предложения, написанные на листочках, на дереве цели и пожеланий. Если они получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек помещают вверху на ветвях.

Если наполовину, то – на стволе. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева.

(следующий тренинг психолог готовит с учетом пожеланий, которые остались неудовлетворенными).

8. Общение за чашечкой чая .

1. Нравится ли тебе выказывать кому-то свое расположение?

а) да, мне очень нравится это делать;

б) иногда;

в) я никогда и никому не выказываю ничего подобного.

2. Когда в твоем классе появляются новенькие, ты…

а) спешишь первой познакомиться с ними, потому что новые люди всегда интересны;

б) ждешь, когда с ними познакомятся другие одноклассники, и только потом начинаешь знакомиться сама;

в) тебя не интересуют незнакомые люди, тебе и так хватает общения с теми, с кем дружишь очень давно;

3. Симпатичный незнакомый мальчик уступил тебе место в автобусе. Ты…

а) скажешь ему: «большое спасибо», познакомишься, поболтаешь с ним и запишешь его телефон;

б) поблагодаришь его, сядешь и займешься своими мыслями;

в) будешь стоять, как стояла, сделав вид, что ничего не заметила.

4. Встречный прохожий говорит тебе комплимент. Твои действия:

а) поблагодаришь, улыбнешься и заведешь с ним беседу о том, как хорошо на свете жить;

в) мама тебя хорошо просветила, чем такое общение может кончиться. Ты никогда не отвечаешь незнакомым людям, поэтому быстро попытаешься скрыться, будучи твердо уверенной в том, что у прохожего на уме только дурное.

5. Мои друзья мне…

а) никогда не надоедают, мои заботы исчезают, когда я среди них;

б) иногда надоедают; время от времени хочется побыть одной;

в) основательно надоели, они меня раздражают.

6. Я люблю…

а) бывать среди людей, у меня определенно больше друзей, чем у других;

б) хорошую компанию, но друзей должно быть немного, это только очень близкие мне люди;

в) сидеть дома одна.

7. Настроение у тебя ужасное, и тут на улице к тебе подходит прохожий и просит показать дорогу. Как ты отреагируешь на это?

а) прохожий ни в чем не виноват, а я человек воспитанный, поэтому отвечу спокойно, вежливо и обстоятельно;

б) отвечу на его вопрос, но раздраженным, резким тоном: ведь иногда я могу сорвать зло на ком-нибудь;

в) я никогда не разговариваю с незнакомыми людьми, поэтому пусть он обращается к кому-то другому.

8. Тебя срочно попросили выступить на собрании с каким-то сообщением. Довольна ли ты этим предложением?

а) а почему я должна быть недовольна? Всегда рада выступить;

б) возможно, я буду отказываться, но если тема мне близка, то выступлю;

в) я никогда не любила публичных выступлений.

9. Когда у тебя неприятности (плохо с учебой, не понимают родители, поссорилась с любимым), можешь ли ты «поплакаться в жилетку» незнакомому человеку?

а) конечно, с большим удовольствием;

б) вряд ли меня поймет незнакомец, хотя такое и не исключено;

в) как можно доверять свои личные переживания чужим людям? Никогда!

Ключ к тесту

Ну что ж, давай подсчитаем, что получилось. Посмотри, какой вариант ответа у тебя встречается чаще всего. Если больше всего ответов под буквой «а», то из этого следует, что ты девочка общительная, чувство одиночества тебе неведомо. Ты можешь знакомиться везде и со всеми. Да, уж в необщительности тебя не упрекнешь. Однако это не всегда может иметь положительный результат. Иной раз ты предпочитаешь количество друзей качеству ваших отношений. Тебе нужно научиться иногда сдерживать свои эмоции – это пойдет тебе только на пользу. И еще: умерь свое любопытство, чуть меньше говори и больше слушай других, чуть осторожнее высказывай свое мнение по любому поводу – и все будет в порядке.

Если чаще всего в твоих ответах встречался вариант «б», то можно сказать, что ты во всем придерживаешься «золотой середины». И это совсем неплохо. Ты умеешь находить общий язык с другими людьми, но что самое главное – никогда не навязываешь другим своего общества. Для тебя имеет важное значение характер человека, с которым ты дружишь, поэтому друзья у тебя верные и надежные. С общительностью у тебя все нормально. Ты внимательно выслушиваешь других, пытаешься понять и принять их точку зрения. Легко идешь на контакт, однако всегда оставляешь кое-какие секреты для себя. Да и друзья могут полностью положиться на тебя, доверив тебе любую тайну.

Если больше всего получилось ответов под буквой «в», это говорит о том, что у тебя довольно низкий уровень общительности. Ты боишься общения, других людей, постоянно замкнута в своем мире, предпочитаешь уединение. Все коллективное тебя пугает, ты неохотно идешь на контакт с незнакомыми людьми. В каждом человеке ты видишь только негативное, часто остерегаешься общения даже с теми людьми, которые сами готовы предложить тебе дружбу. Но не стоит расстраиваться, ведь еще не поздно изменить свое поведение и отношение к окружающим. Ведь ты же не хочешь превращаться в отшельницу? Возможно, тебе следует по-новому взглянуть на одноклассников, ты сможешь найти среди них верных, искренних друзей и сама станешь намного общительнее.

Тестирование «Умеете ли вы общаться?»

Цель: познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем.

Ход занятия: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, поговорим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

    не принимаю участия;

    кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

    активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

    нет;

    только если имею для этого веские основания;

    критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

    только в шутку и то если это люди не обидчивые;

    лишь по принципиальным вопросам;

    споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

    возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

    делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

    прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

    не буду поднимать бучу из-за пустяка;

    молча возьму солонку;

    не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

    с возмущением посмотрю на обидчика;

    сухо без эмоций сделаю замечание;

    выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

    промолчу;

    ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

    выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

    постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

    не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

    проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...