Смотреть что такое "дума" в других словарях. Разделы Характерные признаки дум


дума про козака голоту, дума эпос манас
Ду́ма - лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI-XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине.

Думы - это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы с турками, татарами, поляками и др.

  • 1 Характерные признаки дум
  • 2 Музыкально-стилистические признаки дум
  • 3 Главные темы дум
  • 4 Литература
  • 5 Аудио
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Характерные признаки дум

По объему дума больше исторических балладных песен, которые, как и с давним дружинным эпосом («Слово о полку Игореве», старинные колядки, былины), имеет генетическую связь. структуре думы является более или менее выраженные три части: запев («заплачка», как называли кобзари), основной рассказ, окончание. Стихосложение думы неравносложное, астрофичное (без разделения на строфы-куплеты через изменчивость порядка рифмовки), с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, в пении начинается криками «ой», а завершается «гей-гей».

Своей стихотворной и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях, из которых думы переняли некоторые мотивы и поэтические образы. С причитаниями думы роднит и характер импровизации. Длинные рецитации дум переходят в плавные, меняющиеся формы. Каждый кобзарь перенимал от своего учителя образец исполнения в общих чертах и создавал свой отдельный вариант мелодии, под которую исполнял все думы своего репертуара.

Пение дум требует особого таланта и певческой техники (поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов). Доминантный элемент думы - словесный, а не музыкальный, и формируется он в определенной мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические. Рифмы в думах преимущественно глагольные. поэтике характерны развернутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля християнська, тихі води, ясні зорі, мир хрещений, тяжка неволя), тавтологичные высказывания (хліб-сіль, мед-вино, орли-чорнокрильці, дуки-срібляники, вовки-сіроманці, турки-яничари, п"є-гуляє), коренословные (піший-піхотинець, жити-проживати, кляне-проклинає, п"є-підпиває, квилить-проквиляє), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора и т. д.), традиционные эпические числа (3, 7, 40 и др.). Стиль дум торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов, старославянизмов и полонизмов (златоглавий, глас, іспадати, розношати, соглядати, перст, глава). Эпичность и торжественность дум усиливается ретардациями - замедлением рассказа через повторение фраз-формул.

У думы, в отличие от баллад и эпоса других народов, нет ничего фантастического. Древнейшее упоминание о думах есть в хронике («Анналы», 1587) польского историка С. Сарницкого, древнейший текст думы, найденный в краковском архиве М. Возняком в 1920-х годах в сборнике Кондрацкого (1684) «Козак Голота». научную терминологию название думы ввел М. Максимович.

Музыкально-стилистические признаки дум

Напевы дум состоят из:

  • речитатива на одном звуке в пределах кварты;
  • мелодичного речитатива или семантично-однозначных речитативных напевов;
  • различной длительности мелодичных каденций в конце тирады или её отрезков, т. н. формул окончаний;
  • вступительной мелодичной формулы со слова «гей!», т. н. «заплачки».

Речитативные напевы, начальные и финальные мелодичные формулы обычно украшены мелизмами. Ладовую основу большинства дум составляет дорийский лад с повышенной IV ступенью, с нижним вступительным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вступительного тона в доминанте, вследствие чего V ступень выполняет функцию временной тоники. Увеличенная секунда, которое образовалось между ІІІ и IV ступенями, образует специфично «восточный» колорит или передает чувства страданий (по мнению кобзарей, «придаёт жалости»).

Главные темы дум

Основными темами дум являлись:

  • турецкая неволя («Невольники», «Плач невольника», «Маруся Богуславка», «Иван Богуславець», «Сокол», «Бегство трех братьев из Азова»)
  • рыцарская смерть казака («Иван Коновченко», «Хведир Безродный», «Самарские братья», «Смерть казака на Кодымский долине», «Вдова Сера Ивана»)
  • освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю («Самойло Кошка», «Алексей Попович», «Атаман Матяш старый», «Разговор Днепра с Дунаем»)
  • казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачей-сребреников» («Козак Голота», «Казацкая жизнь», «Ганжа Андыбере»)
  • освободительная война Хмельницкого («Хмельницкий и Барабаш», «Корсунська битва», «Поход на Молдавию», «Восстание после Белоцерковского мира», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого»)
  • семейная жизнь («Вдова и три сына», «Сестра и брат», «Прощание казака с семьей»).

Литература

  • Думы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Літературознавчий словник-довідник / Р. Т. Гром’як, Ю.І. Ковалів та ін. - К.: ВЦ «Академія», 1997. - с. 218-219
  • Дума / В. Л. Гошовский // Гондольера - Корсов. - М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - Стб. 329-330. - (Музыкальная энциклопедия: / гл. ред. Ю. В. Келдыш; 1973-1982, т. 2).
  • Колесса Ф., Мелодії українських народних дум, серія 1-2, Львів, 1910-13 («Матеріали до української етнології НТШ», т. 13-14),2 Київ, 1969;
  • Колесса Ф., Варіанти мелодії українських народних дум, їх характеристика і групування, "Записки Наукового товариства ім. Шевченка, т. 116, Львів, 1913;
  • Колесса Ф., Про генезу українських народних дум, там же, т. 130-132, Львів, 1920-22 (вид. окремо, Львів, 1922);
  • Колесса Ф., Формули закінчення в українських народних думах, «Записки Наукового товариства ім. Шевченка», т. 154, Львів, 1935;
  • Колесса Ф., Речитативні форми в українській народній поезії, гл. II. Думи, в його кн.: Музикознавчі праці, Київ, 1970, с. 311-51;
  • Українські народні думи, т. 1-2, тексти 1-33, вступ. К. Грушевської, Київ, 1927-31;
  • Грінченко М. О., Українські народні думи, в його кн.: Вибране, Кшв, 1959;
  • Кирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), М., 1962;
  • Украинские народные думы, М., 1972.

Аудио

  • Микола Будник: дума про Марусю Богуславку, Бранку, Попівну. на YouTube (укр.)

Примечания

Ссылки

  • Думы украинские и «Слово»
  • Украинские «Думы»

дума лермонтов, дума о ковпаке, дума про козака голоту, дума эпос манас

ДУМА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили «Думы» К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриоти-ческих поэм и стихотворений: «Димитрий Донской», «Смерть Ермака», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Державин» и др. К философско-лирическим принято относить «Думы» А.В. Кольцова и «Думу» («Печально я гляжу на наше поколенье...») М.Ю. Лермонтова. Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета «Вечерние огни» назван «Элегии и думы». Цикл стихотворений «Думы» есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась «Дума про Опанаса» Э.Г. Багрицкого. 2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народноосвободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

эпический и лироэпический песенный жанр украинского фольклора, запечатлевший борьбу украинского народа с иноземными захватчиками, социальные конфликты, семейно-бытовые отношения. От других песен, в том числе исторических, дума отличаются способом передачи и формой. Песни поются, думы исполняются мелодийным речитативом, импровизируются. Стих думы-свободный, деления на строфы нет; подмечается лишь членение на неравностишные периоды (уступы), замыкающие определенный образ или законченную мысль. Думы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов: кобзы, бандуры или лиры. От их названий получили наименование и народные музыканты-исполнители: кобзари, бандуристы, лирники (наиболее известны А.Шут, О.Вересай, Н.Ригоренко, М.Кравченко). Первое значительное собрание дум и украинских песен дошло от начала 19 века: рукописный сборник «Повести малороссийские числом 16. Списаны из уст слепца Ивана, лучшего рапсодия, которого застал я в Малороссии в начале ХIХ века» (опубликовано в 1892-93 в журнале «Киевская старина»). В 1819 Н.А.Цертелев выпустил сборник «Опыт собрания старинных малороссийских песней». В 1825 К.Ф.Рылеев назвал сборник своих стихотворений и поэм «Думы». Впервые в науке употребил термин «Дума» для обозначения жанра украинской народной поэзии М.Максимович, издавший в 1827 сборник «Малороссийские песни». После этого термин вошел в употребление ученых и писателей, однако некоторые исполнители даже в конце 19 - начале 20 века продолжали пользоваться старыми названиями: «козацью пiснi», «пiснi про старовину», «поважш пiснi», «псальми». Интерес к думам, их исполнителям возрос в эпоху романтизма. Собиратели народной поэзии все большее внимание уделяли поиску новых эпических произведений, изучали репертуар их носителей, региональные традиции.

Думы разделяются на три цикла : о борьбе с турецко-татарскими набегами в 15-начале 17 века; о народно-освободительной войне 1648-54 и воссоединении Украины с Россией (к ним примыкают Думы о смерти Богдана Хмельницкого и избрании нового гетмана); на социальные и семейно-бытовые темы. Первые два цикла, объединяющие исторические и героические Думы, представляют собой два различных этапа в развитии украинского народного эпоса. Третий цикл, вероятно, создавался и бытовал одновременно с первыми двумя и позже, включая 19 век. Украинские и русские поэты и прозаики довольно часто (особенно в 1840-50х) создавали образы бандуристов, кобзарей и лирников, обращаясь к темам, художественно-изобразительным средствам и приемам Дум. Их широко использовали Н.В.Гоголь в «Тарасе Бульбе» (1835), Е.П.Гребёнка в историческом романе «Чайковский» (1843), Т.Г.Шевченко, И.А.Бунин («Лирник Родион, 1913), Э.Г.Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Петро Панч («Клокотала Украина», 1954), Иван Ле («Наливайко», 1940; «Хмельницкий», 1959-65).

ДУ́МА - 1) Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Широкую известность получили "Думы" К.Ф. Рылеева, составившие своеобразный цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: "Димитрий Донской", "Смерть Ермака", "Богдан Хмельницкий", "Волынский", "Державин" и др. К философско-лирическим принято относить "Думы" А.В. Кольцова и "Думу" ("Печально я гляжу на наше поколенье...") М.Ю. Лермонтова . Один из разделов сборника стихотворений А.А. Фета "Вечерние огни" назван "Элегии и думы". Цикл стихотворений "Думы" есть у К.К. Случевского. Широкой известностью в первой половине XX века пользовалась "Дума про Опанаса" Э.Г. Багрицкого.

2) Эпический и лиро-эпический песенный жанр украинского фольклора, напоминающий русские былины. Украинские думы исполнялись речитативом, обычно в сопровождении бандуры; разделяют их на три цикла: о борьбе с турецко-татарскими набегами в XV-начале XVII веков, о народно-освободительной войне 1648-1654 годов и о воссоединении Украины с Россией, на общественно-бытовые темы.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...