Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения. Открытый урок хорового пения


План – конспект Открытого урока по хору

преподавателя Тулиной Татьяны Владимировны

Преподаватель: Тулина Т.В.

Концертмейстер: Тулина Т.В.

Предмет: коллективное музицирование (хор)

Тема урока: Значение распевания в младшем хоре

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков

Задачи :

    Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

    Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

    Воспитательные:

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения :

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Индуктивный;

Дедуктивный;

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Представление «в уме» первого звука уже на дыхании;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Создание здоровьесберегающей среды в коллективе

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход

Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии, наглядные пособия для сольфеджирования

План занятия

I.Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой учащихся

Вступительная часть

Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть.

Дыхательная разминка

Вокальные упражнения

Работа над произведением

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

Домашнее задание

Пояснительная записка к конспекту урока

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Работать надо постепенно, без торопливости.

Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Это песня детского композитора Александра Владимировича Кудряшова на стихи Ирины Яровской «Веселые нотки». Но исполнить нам произведение помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?

Предполагаемый ответ – распеться.

Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в коллективе и фортепиано, которое дает нам чистый тон. Приступим к первому этапу –

II Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)

Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.

- «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произнесение животом.

- «греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);

- «греем» и поем звук «а»;

Штро-бас;

Штро-бас – вой;

Штро-бас – крик чайки;

- «бронтозаврик»;

Счет на крещендо от 1 до 10;

Счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

- «страшная сказка»;

- «бррр» (имитация езды на авто).

Распевание:

На двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.

На трех звуках по полутонам вверх; - развитие одинакового звукообразования.

Пение арпеджио трезвучия вверх и вниз на слог «ми-и- я»; - поднять нёбо

- «я пою, я пою, я пою» - по полутонам вверх

- «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»; -контраст нюансов (форте и пиано).

- «лёли, ли, лё», «бра-ду, бра-до» - пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).

Пение гаммы до-мажор разными длительностями;- развитие длины дыхания, чёткой дикции.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Детская песня «Веселые нотки»:

Беседа о характере, настроении песни;

Прохлопывание ритма куплета

Сольфеджио партии 1 куплета (игровой момент)-догоняем нотки

Работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

Проговаривание текста, ставим агогическое ударение

Отработка округлого звука;

Ваша задача, ребята не только ознакомится с мелодией куплета, но применить певческие навыки:

- исполнение фраз на одном дыхании;

- пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

- соединение фраз в предложения;

- брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;

-

- исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):

Сегодня мы с вами познакомились с песней А.В. Кудряшова «Веселые нотки» Какими они у нас получились? (Дети отвечают, описывая характер ноток)

Итак, ноты, шагая друг за другом живут в одной семье, в тональности до-мажор. Нам встречались и восьмые и четвертные в тексте. Петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение, чтобы оно превратилось в умение.

Задание на дом:

Выучить текст песни (литературный и нотный). Чисто интонировать ступени до мажора.

Открытый урок по дисциплине хоровое пение на зональном методическом объединении

Преподаватель : Мельникова Елена Викторовна

Концертмейстер : Стасько Марианна Романовна

Год обучения : 1-2

Тема урока : Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем детском хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

    продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

    продолжение развития гармонического слуха;

    развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

· наглядный (слуховой и зрительный);

· словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

· индуктивный;

· дедуктивный;

· проблемно – поисковый;

· объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

· вариативность заданий при повторении упражнений;

· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

· юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

· учёт индивидуальных особенностей;

· дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

План занятия

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

в) вступительная часть.

II. Основная часть.

1. Дыхательная разминка

2. Вокальные упражнения

3. Работа над вокализом.

III. Заключительная часть

ХОД УРОКА

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

II. Основная часть

1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

4. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука,чтобы не было толчков и провалов.

5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.

6. Упражнение закрытым ртом поступенное движение. Следить за формированием зевка, ощущение купола.

7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.

9. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

10. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.

Работа над вокализом

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.

Открытый урок по хору

Цели:
Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в унисон.
Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.

Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.

Задачи:
1. Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой слитности.
2. Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других голосов.
3. Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.
4. Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

План урока

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся - 0,5 мин.
  • Певческая позиция - 2 мин.
  • Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
  • Музыкальный словарь - 2 мин.
  • Дыхательная гимнастика - 3 мин.
  • Артикуляционная гимнастика - 2 мин.
  • Скороговорки - 2 мин.
  • «Штро-бас» (скрип) - 2 мин.
  • Работа по алгоритму (использование наглядных схем) - 8 мин.
  • Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа - 5 мин.
  • Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с помощью фонопедических приемов) - 6 мин.
  • Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул - 6 мин.
  • Исполнение, повторение песен - 4 мин.
  • Подведение итогов урока - 2 мин.
  • Задание на дом - 0,5 мин.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.

Ход урока
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте (поют под синтезатор).
- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к другу лицом (попарно).
Пожелание добра

Я желаю себе добра,
Я желаю тебе добра,
Я желаю всем добра!

Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы услышите песню.
Задание:
1. Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).
2. Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые - однородные, смешанные)
3. Что такое хор?
Хор - это коллектив, исполняющий вокальную музыку.
Вокал - это пение.
Как исполняют - в «унисон». Что такое унисон?
Показать ладонь - перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть.
Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.
Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).
Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.

«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается»

Франческо Ламперти

Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
1. Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
2. Поворачивая голову направо - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
3. Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.
4. Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).
5. Погладить боковые части носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
7. Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши. Улучшает зрение и слух.
8. Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
9. К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки»

Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала
1. внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь (благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать младенцу; как кот солнцу).
2. Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная собака; обезьяна, изображающая вас.

Скороговорки
Четкая дикция - непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.
Примеры скороговорок:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов
Язык расслаблен на нижней губе - артикуляция только движением губ - а, ао, ау, аы.
Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук. Упражнение по алгоритму.
1. «Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу»
2. «Филин сидит в темном лесу»

Использование наглядных схем - алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.
В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест - родные братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и многие другие качества.
Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».
Фундамент голоса - внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.
Упражнение на выравнивание гласных.
Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда, предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.
1. Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!
2. Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном. Завершать упражнение в фальцетном регистре

Вырабатывать навык чтения с листа , добиваться чистого интонирования. Все упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на гласные звуки).
Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с ясным пониманием исполняемого.
«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».
Проработка художественных произведений с помощью фонопедических приемов:
1. Губной вибрации
2. «ууу» - продувание на глиссандо
3. На слоги «уо»
Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность, чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель использует интонационные формулы.

В конце урока звучат три песни
1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева
2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова
3. «Зебры» с шумовыми инструментами

Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую конфету.
Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.
Домашнее задание : петь гамму с ручными знаками.
Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих прекрасных птичек.
Урок окончен, до свидания.

Список литературы
1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: 1980.
2. Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. - вып. 1.
3. Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт-Петербург: Лань, 1997.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
6. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
7. Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.
8. Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.
9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. - М.: Академия Развития, 2007.
10. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981.
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.
12. Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. - Челябинск: Версия, 2003

Усманова Г.Г., г. Бакал

Открытый урок по хору, 2-4 классы

подготовила преподаватель

МАУК ДО «Музыкальная школа» г. Комсомольск-на-Амуре

Носкова Ольга Юрьевна

г. Комсомольск-на-Амуре 2016 г.

Открытый урок по хору, 2-4 классы.

Тема: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем хоре»

Цель: показать формы и виды вокальной работы в младшем хоре.

Задачи:

Образовательные:

    Обучать вокально-хоровым навыкам для художественного исполнения хоровой музыки.

    Работать над развитием певческого дыхания, звуковедением, дикцией.

    Научить применять полученные вокально-хоровые навыки в работе над хоровым произведением.

Развивающие:

    Развитие мышление, внимание, музыкальную память, восприятие, воображение, интерес к познавательной деятельности.

    Развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

    Воспитывать художественно-эстетический вкус учащихся, любовь к хоровому пению на примере лучших образцов классической и современной хоровой музыки.

    Формировать доброжелательное отношение к окружающим- доброту чуткость, отзывчивость, общительность.

    Сформировать:

Положительную самооценку;

Навык коллективного творчества через совместное исполнение музыкальных произведений; осознание своего вклада в формирование хорового коллектива;

Бережное отношение к своему здоровью благодаря правильному владению певческим дыханием и звукообразованием;

Форма проведения: коллективное музицирование.

Методы обучения:

    Наглядно-слуховой

    словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

    наглядно-образный

    эмоционально-образный

    проблемно – поисковый;

    объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Тип урока : урок повторения, закрепления умений и навыков.

Оборудование: фортепиано, нотная литература, проектор, ноутбук, экран, акустическая система.

Ход урока:

    Вступительная часть. Знакомство хорового коллектива с присутствующими на уроке преподавателями. Постановка основной цели и задач на урок через общение с учениками посредством проблемно поискового метода.

    Артикуляционная гимнастика:

- «Щёчки»: поочередно покусываем правую и левую щеки.

- «Шпага»: рот закрыть, кончикам языка наносить «уколы» в правую и левую щеки, над верхней и нижней губой.

- «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и против часовой стрелки.

- «Лягушка»: рот открыть, указательным пальцем удерживать нижнюю челюсть в неподвижном состоянии в быстром темпе высовывать язык до отказа вперед и назад.

- «Взрывной алфавит»: активное произнесение согласных звуков «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Исходное положение- рот максимально открыт (бесшумно произносим «А»). Каждый согласный звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох.

    Распевание. Упражнения с комментариями – задачами для каждого упражнения.

Заднеязычный носовой сонат «Н-носовой» (мягка челюсть, дотянуть звук на дыхании до конца)

Распевка на слоги Да-аха-аха (фиксируем внимание на вдох в «ладошку»)

Распевка на слог «ю-у-у» (поем staccato, следим точность штриха, толчки дыхания в области диафрагмы)

Распевка «Мы перебегали берега» (активная артикуляция)

Гамма С-dur (legato, вкладываем одну гласную в следующую)

Распевка на цепное дыхание, слог «ву» (учимся перехватывать дыхание незаметно, учимся делать crescendo, diminuendo)

    Работа над программой.

    «Сон» муз. и сл. И Барановой:

Работа над унисоном, чистой интонацией: поем на слог «лю» сопрано первый такт фразы, альты следующий. Задача точно интонационно вступить, продолжить на дыхании звуковую линию.

Исполнить фразы целиком, соблюдая звуковедение legato.

Работа над дикцией: окончания слов одновременно (согласные замыкать, в конце фраз вместе произнести «т»)

Работа над дыханием: припев храп на вдохе, плечи не поднимать.

Исполнить произведение целиком.

    И. Брамс «Божья коровка»:

Настройка в тональности, пение ступеней, отпевание устойчивых ступеней, двухголосная настройка.

Первый куплет: работа отдельно по партиям над унисоном, интонацией, дикцией, пение на два голоса.

Знакомство с текстом второго и третьего куплета, обсуждение характера.

Просмотр видео исполнение пени целиком детским хором.

Обсуждение.

5. Заключительная часть: формирование выводов, анализ исполнения – что получилось, а над чем еще предстоит поработать. Оценка выступления учащихся, формирование положительной мотивации к обучению.

О. Хромушин «Зачем зайцу хвост?» - эмоциональная разрядка, выразительное исполнение шуточной песни.

Итог. В ходе урока показана работа над формированием и закреплением вокально - певческих навыков у детей. С этой целью подобранны распевки, упражнения на цепное дыхание. Репертуар исполняемых произведений разнообразен, интересен детям. Каждое произведение подобрано с целью решения определенных педагогических задач.

На уроке применяются современные образовательные технологии,

в т. ч. игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, использованы информационно-коммуникационные технологии, мультимедийное оборудование.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...