Амадея моцарта похоронили в общей могиле. Отравление при лечении


Видно сам Бог
Пожелал сделать так...

Тем свою милость
Явив, как ни странно...

Чтоб средь десятка
Бездомных бродяг
Моцарта спрятать
Во рву безымянном!..
30.01.2018.

Эта детективная история начинается сразу после смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я долго не протяну Наверняка кто-то дал мне яд!»

Назывались даже имена возможных убийц. Что, если это - Франц Ксавер Зюсмайер, которого Моцарт как-то назвал «говном»? (Справедливости ради отметим, что именно Зюсмайеру в последние часы перед смертью Моцарт указал, как окончить партитуру «Реквиема».) Или его соперник на музыкальной стезе - Антонио Сальери, этот «итальяшка», который впоследствии сам как будто признался в убийстве? «Тяжкий совершил он долг!» - таким убийственным бюрократизмом заклеймил его поэт. (Еще одно замечание справедливости ради: из трех последних симфоний, написанных Моцартом, на сцене при его жизни была исполнена всего одна; она прозвучала в 1791 г. в благотворительном концерте, причем произошло это при содействии А. Сальери.) А если это была сама Констанция, беспечная женушка поэта?

Все эти версии давно исследованы историками и опровергнуты. Наука оправдала всех - и Сальери, и Франца Ксавера, и спутницу жизни и смерти.

Моцарт умер от ревматически-воспалительной лихорадки. В последние годы он был измучен бедностью и лишениями. После смерти императора Иосифа II, последовавшей в 1790 г., положение Моцарта стало вовсе безвыходным. На какое-то время ему пришлось уехать из Вены, спасаясь от преследования кредиторов. Незадолго до смерти его зачислили наконец на службу, назначив «бесплатным помощником капельмейстера собора святого Стефана». После смерти капельмейстера Моцарт имел право занять его место, но первым умер он сам. 20 ноября он слег и после двухнедельной болезни скончался 5 декабря 1791 г.

Давно разоблачена и другая легенда - о том, что Моцарта похоронили в общей могиле, как последнего нищего, и холм, увенчавший безвестный прах, даже не украсила табличка: «Здесь покоится великий австрийский…». Не все в этой легенде лживо, но события тех печальных дней требуют иной оценки. Надо знать реалии тогдашней Вены.

Барон Готфрид ван Свитен, занявшийся похоронами, заказал для своего друга «погребение по третьему разряду». Стоимость: восемь гульденов, 56 крейцеров; сверх того три гульдена за катафалк. В то время это были самые обычные похороны, подобающие человеку, достойному во всех отношениях. В последнем ритуале, причитавшемся Моцарту, были строго соблюдены все регламенты похорон, принятые в Австрийской империи и привычные ее жителям, но, может быть, удивительные для иностранцев, которые были готовы счесть соблюдение порядка за пренебрежение к останкам Моцарта.

Так, в этом регламенте, например, говорилось: «В могилах покойных, погребенных в гробах, предписано хоронить четверых взрослых и двух детей; за неимением же детей класть пять взрослых трупов». Обычные могилы были в самом деле общими, рассчитанными на нескольких человек, но так полагалось всем. Это не пренебрежение, это - правила.

Точно были определены даже размеры могилы. «Предписано копать ямы длиной в шесть футов, шириной в четыре фута и глубиной в шесть футов» (один фут соответствовал в Австрии примерно 32 см).

Вечером 6 декабря 1791 г., а быть может, днем позже, катафалк с гробом Моцарта покинул его последний приют и двинулся в сторону кладбища Св. Марка, находившегося в 4 км от города. В черте города в ту пору запрещались похороны. Могильщики оставили гроб до утра в мертвецкой, а потом, опустив его в землю, посыпали крышку негашеной известью.

Через семь-восемь лет могилы обретали новых постояльцев. Естественно, над этими холмиками не возводили никаких пышных надгробий. К Богу большинство жителей Вены являлись без всяких прикрас. Один металлический крест служил напоминанием об останках усопшего, но над могилой Моцарта не было и его. Не было никакой таблички (тут уж вопросы к жене, так и не посетившей ни разу могилу). Поэтому место, где был похоронен Моцарт, вскоре забыли. …После смерти композитора минуло полвека. Предположительно в 1843 г. гравер из Вены Якоб Хиртль получил некий череп. Как гласит легенда, это «вместилище ума» подарил ему приятель - могильщик с кладбища Св. Марка.

По словам дарителя, это был череп Моцарта. Реликвию сей «пролетарий последней лопаты» унаследовал от своего предшественника - Йозефа Ротмайера.

Тот якобы откопал череп еще в 1801 г., а может быть, и раньше, когда «могилу Моцарта» наполнили новой партией бренных останков, ведь конвейер похорон работал вовсю. Во время этой процедуры могильщик утаил череп. Так начиналась легенда.

Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум проводил очередную выставку, названную «Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов, отобранных для нее, был и загадочно обретенный череп композитора. Его выставили в нише, заботливо укрыв стеклянным колпаком, который обвивал плющ. Впрочем, у посетителей этот мрачный экспонат не вызвал особого внимания.

«Однако на презентации, устроенной в честь выставки, - вспоминал ее устроитель, профессор Рудольф Ангермюллер, - ко мне обратился доктор Целлер, представлявший Кельтский музей. Ему хотелось, чтобы их художник Райнер сфотографировал череп. Позднее по этому снимку он мог бы нарисовать портрет Моцарта».

Вскоре Ангермюллер разоткровенничался. «Вы знаете, мы, между прочим, до сих пор не знаем, подлинный ли это череп Моцарта. У вас в музее нет специалистов, которые могли бы это проверить?»

«Пожалуй, что есть. Вот, например, профессор Тихи».

Так Готфрид Тихи, профессор Института геологии и палеонтологии при Зальцбургском университете, был неожиданно приглашен осмотреть загадочный череп.

Генеральный секретарь фонда Рудольф Ангермюллер торжественно вручил ему реликвию, надеясь на его порядочность и щепетильность.

Вскоре Тихи сообщил, что череп Моцарта подлинный. А потом, к ужасу сотрудников фонда, на первой полосе «Пари-матч» появился снимок, сделанный в одном из местных кафе. Взорам читателей предстал профессор Тихи, позирующий с черепом Моцарта в руках.

«Очень скандально и непорядочно с его стороны». Вдобавок профессор так и не вынес никакого научного заключения, ограничившись лишь подробным описанием черепа.

Вольфганг Амадей Моцарт В нем говорилось следующее: маленькая голова, очень женственная; крутой лоб; тонкая скуловая кость; облик типичен для жителя Южной Германии.

Очевидно, череп принадлежал человеку маленького роста - что верно: рост Моцарта был чуть больше 1,50 м. Возраст покойного: от 30 до 40 лет (Моцарт умер в 35 лет). Кости черепа носят следы рахита, перенесенного вследствие недостатка витамина D: Моцарт был «зимним ребенком»; он почти не гулял на солнце. Один из коренных зубов был сильно поражен кариесом и, очевидно, часто причинял композитору боль - тоже известный факт. Обе лобные кости рано срослись, поэтому глаза выдавались вперед - вот почему, наверное, поэт Людвиг Тик назвал глаза Моцарта «дурацкими». Удивление вызвали следы заживленной трещины черепа. Как могла эта травма ускользнуть от внимания биографов Моцарта? Ведь в литературе мы нигде не найдем сообщения о том, что композитор когда-либо сильно ударился головой. Следствием этого удара, по словам Тихи, была «сильная гематома», причинявшая покойному острые головные боли.

Затем профессор спроецировал рентгеновский снимок черепа на увеличенную копию портрета Моцарта работы Доротеи Шток (1789). На нем композитор был показан в профиль. Череп «совершенно точно укладывался в портрет», заявил Готфрид Тихи.

Впрочем, если сравнить профиль черепа с другими «достоверными» картинами и рисунками, на которых запечатлен Моцарт, то и здесь обнаружится поразительное сходство. Однако сам облик композитора на этих портретах довольно сильно разнится. Как же в действительности выглядел Моцарт? «От него не осталось ничего, кроме жалких портретов, из которых ни один не похож на Другой», - заявил его биограф Альфред Эйнштейн.

И все-таки профессор Тихи настаивал: «Череп Моцарта аутентичен». Сотрудники Международного фонда не хотели доверять поспешному выводу Нужно было раз и навсегда решить, что за реликвию они хранят. 9 февраля 1989 г. они обратились к двум ученым из Вены - Иоганну Шилвасси и Херберту Кричеру - с просьбой еще раз исследовать череп.

Профессор Шилвасси представлял Судебно-медицинский институт, а доктор Кричер - Естественно-исторический музей. Первым делом они заявили, что «все проведенные прежде экспертизы так называемого черепа Моцарта на предмет его подлинности не имеют никакого значения». По их словам, «единственный метод, дающий неоспоримые доказательства, - а именно реконструкция мягких частей - до сих пор не применялся».

Сделав гипсовый отпечаток черепа, Шилвасси и Кричер сформировали на нем лицо, вылепив его из пластилина. Этот метод применяется в криминалистике, чтобы восстановить внешность покойных, подлежащих опознанию.

Однако венские специалисты не подозревали, что до них подобную попытку все же предпринял их французский коллега Пьер-Франсуа Пуэх из Нима.

Очевидно, он воспользовался копией черепа, изготовленной профессором Тихи.

С тех пор этот бюст Моцарта хранится в Марселе.

Шилвасси и Кричер, как и профессор Тихи, сравнили пластилиновую голову Моцарта с портретом Доротеи Шток. Их вывод таков: контуры черепа и облик мягких частей лица во многом совпадают с рисунком - такое возможно лишь, «когда речь идет об одной и той же персоне». И, наконец, заключение:

«Что касается черепа, предоставленного в распоряжение ученых, то речь идет о черепе Вольфганга Амадея Моцарта».

Однако этот бодрый рапорт привел сотрудников фонда в замешательство, ведь такое однозначное заключение - факт скорее необычный для мира ученых. Вообще же за последние полтора десятка лет был выслушан целый ряд противоречивых оценок. Раскритиковали и Шилвасси с Кричером. Семь немецких и швейцарских экспертов подчеркнули, в каком затруднительном положении те оказались, ведь череп сохранился не полностью. У него отсутствуют нижняя челюсть и основание. Обе этих части исследователи заменили, воссоздав их форму по аналогии. Однако профессор Рихард Хельмер, тоже занимавшийся восстановлением облика людей по их черепам, заявил, что «невозможно доказать идентичность, проводя сравнительные исследования черепа и изображений человека, если у черепа отсутствует нижняя челюсть».

Менеджеры фонда Моцартеум констатировали: «Принимая во внимание современный уровень исследований, нельзя привести строгое научное доказательство того, что речь идет о черепе Моцарта».

Тем временем профессор Тихи написал книгу «Невольное завещание Моцарта». В ней он настаивает на своем: «Я не сомневаюсь ни на одну минуту том, что это подлинный череп композитора».

Таково положение дел на сегодняшней день. Прежние методы исчерпали себя. Лишь генетический анализ может, наверное, сказать, что за реликвия хранится в одном из залов фонда Моцартеум. И реликвия ли это? И могут ли генетики решить посмертную тайну композитора? Прежде чем ответить на последний вопрос, вспомним, каким образом «череп Моцарта» совершил путешествие с венского кладбища на музейную полку.

Эта детективная история начинается сразу после смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я долго не протяну Наверняка кто-то дал мне яд!»

Назывались даже имена возможных убийц. Что, если это - Франц Ксавер Зюсмайер, которого Моцарт как-то назвал «говном»? (Справедливости ради отметим, что именно Зюсмайеру в последние часы перед смертью Моцарт указал, как окончить партитуру «Реквиема».) Или его соперник на музыкальной стезе - Антонио Сальери, этот «итальяшка», который впоследствии сам как будто признался в убийстве? «Тяжкий совершил он долг!» - таким убийственным бюрократизмом заклеймил его поэт. (Еще одно замечание справедливости ради: из трех последних симфоний, написанных Моцартом, на сцене при его жизни была исполнена всего одна; она прозвучала в 1791 г. в благотворительном концерте, причем произошло это при содействии А. Сальери.) А если это была сама Констанция, беспечная женушка поэта?

Все эти версии давно исследованы историками и опровергнуты. Наука оправдала всех - и Сальери, и Франца Ксавера, и спутницу жизни и смерти.

Моцарт умер от ревматически-воспалительной лихорадки. В последние годы он был измучен бедностью и лишениями. После смерти императора Иосифа II, последовавшей в 1790 г., положение Моцарта стало вовсе безвыходным. На какое-то время ему пришлось уехать из Вены, спасаясь от преследования кредиторов. Незадолго до смерти его зачислили наконец на службу, назначив «бесплатным помощником капельмейстера собора святого Стефана». После смерти капельмейстера Моцарт имел право занять его место, но первым умер он сам. 20 ноября он слег и после двухнедельной болезни скончался 5 декабря 1791 г.

Давно разоблачена и другая легенда - о том, что Моцарта похоронили в общей могиле, как последнего нищего, и холм, увенчавший безвестный прах, даже не украсила табличка: «Здесь покоится великий австрийский…». Не все в этой легенде лживо, но события тех печальных дней требуют иной оценки. Надо знать реалии тогдашней Вены.

Барон Готфрид ван Свитен, занявшийся похоронами, заказал для своего друга «погребение по третьему разряду». Стоимость: восемь гульденов, 56 крейцеров; сверх того три гульдена за катафалк. В то время это были самые обычные похороны, подобающие человеку, достойному во всех отношениях. В последнем ритуале, причитавшемся Моцарту, были строго соблюдены все регламенты похорон, принятые в Австрийской империи и привычные ее жителям, но, может быть, удивительные для иностранцев, которые были готовы счесть соблюдение порядка за пренебрежение к останкам Моцарта.

Так, в этом регламенте, например, говорилось: «В могилах покойных, погребенных в гробах, предписано хоронить четверых взрослых и двух детей; за неимением же детей класть пять взрослых трупов». Обычные могилы были в самом деле общими, рассчитанными на нескольких человек, но так полагалось всем. Это не пренебрежение, это - правила.

Точно были определены даже размеры могилы. «Предписано копать ямы длиной в шесть футов, шириной в четыре фута и глубиной в шесть футов» (один фут соответствовал в Австрии примерно 32 см).

Вечером 6 декабря 1791 г., а быть может, днем позже, катафалк с гробом Моцарта покинул его последний приют и двинулся в сторону кладбища Св. Марка, находившегося в 4 км от города. В черте города в ту пору запрещались похороны. Могильщики оставили гроб до утра в мертвецкой, а потом, опустив его в землю, посыпали крышку негашеной известью.

Через семь-восемь лет могилы обретали новых постояльцев. Естественно, над этими холмиками не возводили никаких пышных надгробий. К Богу большинство жителей Вены являлись без всяких прикрас. Один металлический крест служил напоминанием об останках усопшего, но над могилой Моцарта не было и его. Не было никакой таблички (тут уж вопросы к жене, так и не посетившей ни разу могилу). Поэтому место, где был похоронен Моцарт, вскоре забыли. …После смерти композитора минуло полвека. Предположительно в 1843 г. гравер из Вены Якоб Хиртль получил некий череп. Как гласит легенда, это «вместилище ума» подарил ему приятель - могильщик с кладбища Св. Марка.

По словам дарителя, это был череп Моцарта. Реликвию сей «пролетарий последней лопаты» унаследовал от своего предшественника - Йозефа Ротмайера.

Тот якобы откопал череп еще в 1801 г., а может быть, и раньше, когда «могилу Моцарта» наполнили новой партией бренных останков, ведь конвейер похорон работал вовсю. Во время этой процедуры могильщик утаил череп. Так начиналась легенда.

Конечно, вполне может быть, что могильщик точно запомнил, где и в каком гробу похоронили Вольфганга Амадея, а освобождая общую могилу от прежних постояльцев, тихонько умыкнул интересовавший его череп. В то время охотники за реликвиями добывали на продажу останки знаменитых людей, совершая иногда настоящее надругательство над покойными. Так, в июне 1809 г., всего через четыре дня после смерти Франца Йозефа Гайдна, венский могильщик Якоб Демут за соответствующую «мзду» раскопал могилу композитора и обезглавил его тело. 15 октября 1868 г. умер неисправимый холостяк Якоб Хиртль. Его брат, Йозеф (он был моложе на одиннадцать лет), навестив пенаты покойного, обнаружил череп Моцарта, завернутый в пожелтелую, засаленную бумагу Йозеф Хиртль (1811-1894) был человеком видным. Гофрат и профессор анатомии, снискавший европейскую славу С 1833 г. - прозектор Венского анатомического музея; в 1837-1845 гг. - профессор анатомии в Праге, с 1845 по 1874 гг. - профессор описательной, топографической и сравнительной анатомии в Вене и основатель Музея сравнительной анатомии. В «Энциклопедии Брокгауза» он назван «знаменитейшим из германских анатомов; сочинения его отличаются блестящим изложением в соединении с научной строгостью». Его учебник анатомии был переведен на многие европейские языки, в том числе многократно издан на русском. Кроме того, Хиртль наладил бойкую торговлю анатомическими препаратами и зарабатывал на этом неплохие деньги. Через несколько недель он уже показывал реликвию своему коллеге - доктору Людвигу Августу Франклю.

Тот сел и дотошно описал увиденное: «Он (череп) покоился на деревянном, черном полированном овале, под стеклянным колпаком, защищавшем его. Нижняя челюсть была подвязана проволокой. В верхней челюсти с правой стороны виднелись пять коренных зубов, а слева - два коренных зуба. В нижней челюсти справа было два, а слева - три коренных зуба…» Через несколько дней гофрат Хиртль посмотрел этот манускрипт, в чем и расписался: «Прочитал с умилением и радостью. 22 ноября 1868 г. Хиртль».

Почти 24 года рукопись Франкля пролежала в ящике стола. Лишь 8 января 1892 г. она была опубликована в «Нойе фрайе прессе» под заголовком «Череп Моцарта найден». Статья заканчивалась строками Гете, впрочем, адресованными черепу Шиллера: «Тайный сосуд! Оракула речи даривший…»

Строки Франкля впоследствии посеяли нескончаемые споры среди тех, кто пытался оценить подлинность черепа. По словам этого очевидца, в верхней челюсти Моцарта имелось семь зубов, а в нижней - пять зубов. Однако череп, хранящийся в «Моцартеуме», вообще остался без нижней челюсти (что объяснимо, ведь она и прежде была подвязана проволокой), и, самое главное, в верхней челюсти у него было одиннадцать (!) зубов, т.е. со времени первого дотошного осмотра у покойного выросли четыре новых зуба.

Это расхождение ничем не сгладить. Какими только доводами не пытались объяснить авторы различных гипотез странное превращение черепа! «Что ж, всякое бывает, - успокаивал профессор Тихи. - После любого несчастного случая сколько людей, столько и мнений. Все говорят абсолютно разное». В общем, стоит ли доверять одной-единственной записи, которую и напечаталито четверть века спустя? К тому же «старый Хиртль тогда уже почти ничего не видел». Оба медика «были чересчур взволнованы», - таким психологизмом в 1906 г. объяснял избыток зубов Иоганн Энгль, биограф Моцарта. Хочется добавить: они были взволнованы и забыли устный счет.

Но почему разволновался «старый Хиртль»? Ведь удивительный череп лежал у него в квартире уже несколько недель, и за это время профессор анатомии вполне мог заметить, сколько зубов у его реликвии. Кроме того, Хиртль хоть и был человеком «старым» (в тот год ему исполнилось 67 лет), но здоровье имел недюжинное. Ему суждено было прожить еще 26 лет. Йозеф Хиртль умер 17 июля 1894 г. Свою коллекцию черепов он завещал сиротскому приюту, основанному им в Медлинге, под Веной. Однако черепа Моцарта в ней не было; он загадочно исчез. Семь лет спустя он внезапно вновь был обретен. Его нашли в ящике с бумагами и другими вещами, оставшимися от профессора Хиртля (ящик долго пылился на чердаке приюта). Первыми увидели его господа из Венского антропологического общества. 12 мая 1901 г. они сделали вылазку в Медлинг.

Йозеф Шеффел, куратор сиротского приюта, продемонстрировал им чудесно обретенную «голову Моцарта». Тогда череп был еще с нижней челюстью. Таким он запечатлен на рисунке художника Йозефа Майерхофера, одного из участников той поездки. Пять дней спустя его рисунок появился на страницах одного из венских еженедельников.

Однако в последующие восемь недель с черепом произошла странная метаморфоза. 14 июля 1901 г. Хуго Шеппль на страницах «Естеррайхише иллюстрирте цайтунг» рассказал о том, каким он видел череп Вольфганга Амадея: «Мне тотчас бросилось в глаза, что у черепа не было нижней челюсти. На мой вопрос господин Шеффел самолично указал, что гофрат Хиртль, по-видимому… намучился с ней и потом вовсе ее удалил. Число зубов в верхней челюсти составляет… шесть справа, пять слева».

Однако разве не сам Шеффел не далее как 12 мая 1901 г демонстрировал гостям вполне достойно выглядевший череп, у которого все еще сохранялась нижняя челюсть, «мучавшая старого, подслеповатого Хиртля, разучившегося считать до пяти»? Научное расследование превращается в детектив. Или в тот день куратора подменили и кто-то другой показывал приезжим светилам череп? Или подменили сам череп? Или, сводим гипотезы воедино, куратор подменил череп? Что? Зачем? Почему? 30 октября 1907 г. Йозеф Шеффел писал Иоганну Энглю в Зальцбург, что он «как и вдова Хиртля, сомневается в легенде о черепе». Однако Августина Хиртль была вот уже шесть лет как мертва. Вспомнил ли Шеффел ее давнюю реплику или попросту присочинил - не известно.

Тем временем с черепом, благополучно пролежавшим в ящиках, в свертках, да под колпаками почти целое столетие, теперь происходят и другие перемены.

На лобную кость черепа наклеивают оранжевый бумажный ярлык. На нем черными чернилами написаны шесть строк, в которые уместилась судьба реликвии: «От могильщика Йоз. Ротмайера, заметившего, где он закопал гроб Моцарта, и спасшего его (череп) в 1801 г., когда опустошали общее захоронение, и от его преемника Йоз. Радшопфа подарен моему брату Якобу в 1842 г. Хиртль».

Нижняя правая половина черепа украшена лирой. Под ней тянется надпись: «Вольфганг Амадей Моцарт f 1791, родился 1756». На правой височной кости приведено сокращенное изречение из оды римского поэта Горация: «Musa vetat mori!» - «Муза, не дай ему умереть!»

Откуда появились эти надписи и бумажки? Неужели Шеффел развил такую бурную деятельность? Нет, ученики Хиртля - Франц Минних и Йозеф Поллак - заявили, что надписал бумагу и череп сам их учитель. Анализ почерка подтвердил их слова. Значит, именно этот череп с его одиннадцатью зубами находился во владении Хиртля и его описывал Франкль? Его никто не подменял? Выходит, да. Но эти неточности и несовпадения… Как с ними быть? Все же в этой истории очень много неясного, чтобы доверять давно сделанным выводам. Нужна точная экспертиза. …Профессор Хиртль относился к черепу Моцарта, как к святыне. Выполняя последнюю волю Хиртля, череп - после его повторного «обретения» - отвезли в Зальцбург. С 1902 по 1940 г. череп был выставлен для обозрения в доме, где родился Моцарт, на Гетрайдегассе, 9. Потом реликвию, вызвавшую так много споров, перевезли в библиотеку фонда Моцартеума на Шварцштрассе. Выяснить настоящую историю черепа так и не удалось.

«Единственное, на что мы можем надеяться, - говорит австрийский врач Ханс-Петер Казерер, - на анализ ДНК. Быть может, это разрешит, наконец, давнюю тайну, волнующую весь музыкальный мир». С помощью современной техники можно безошибочно установить личность человека, умершего много лет назад. Почему бы не применить ее? Надо взять для анализа образцы тканей у кого-то из близких родственников композитора, например, у прямых потомков Вольфганга Амадея Моцарта, а также у потомков его сестры Марии Анны Вальбурги по прозвищу Наннерль. Можно ли это сделать? Какова судьба близких Моцарта?

Из шести детей композитора четверо умерли в детстве. Выросли лишь два сына. Оба остались холостяками; детей у них не было. Карл Томас Моцарт, родившийся в 1784 г., умер в 1858 г. в Милане и был похоронен 2 ноября 1858 г. на кладбище Мояццо (теперь оно закрыто). Позднее труп Карла Томаса Моцарта был эксгумирован и перезахоронен на другом кладбище. Если его могила указана точно и можно найти останки покойного, то следует провести экспертизу.

Младший брат Карла - Франц Ксавер Вольфганг, родившийся летом 1791 г., - умер в Карлсбаде 29 июля 1844 г. Его жизнь была связана с музыкой.

Он учился ей, в том числе, у Сальери. Почти четверть века он прожил в Галиции - особенно долго во Львове: учил музыке шляхтичей, концертировал, организовал хор. Похоронили Франца Ксавера на кладбище при церкви святого Андреаса. «Позднее его бренные останки были перевезены на общее коммунальное кладбище, - сообщает Казерер. - Потом их снова отправили на старое кладбище. Мы поехали туда, чтобы отыскать их, но нашли только жестянку, наполненную землей. Никаких костей в ней не было».

Мать Моцарта, Анна Мария Вальбурга, урожденная Пертль, скончалась 3 июля 1778 г. в Париже, по-видимому, от тифа. На следующий день ее похоронили на кладбище Сен-Есташ. Оно уже не существует Иоганн Георг Леопольд Моцарт был похоронен 29 мая 1787 г. в Зальцбурге.

Здесь, в так называемом семейном склепе Моцартов, покоится также его внучка Иоганна Мария Анна Элизабет Берхтольд фон Зонненберг, дочка Наннерль.

Она умерла в шестнадцать лет - 1 сентября 1805 г. Бабушка Моцарта по материнской линии тоже обрела свой последний покой в этом семейном склепе:

Мария Эуфросина Пертль была погребена здесь первой - в декабре 1755 г.

Склеп несколько раз переносился; сюда не раз забирались грабители. «Там едва ли что можно найти», - полагает профессор Тихи. Следы самой Наннерль также теряются на зальцбургском" кладбище. Она умерла 29 октября 1829 г. в 78 лет.

В отличие от брата ее похоронили в самой настоящей «общей могиле».

Если останки родственников так и не удастся найти, то можно прибегнуть лишь к исследованию волос композитора. В фонде Моцартеум хранятся четыре образчика волос, переданных когда-то самой вдовой Моцарта. Еще одна прядь волос хранится в Мемориальном музее Моцарта в Праге. Зальцбургский маэстро часто бывал в этом городе. Кроме того, Казерер может назвать имена немецких коллекционеров, у которых также припасено несколько локонов, срезанных пару столетий назад. Весь вопрос в том, что ни в одном из этих случаев нельзя точно сказать, что мы имеем дело с подлинными волосами Моцарта.

Доктор Казерер полагает, что о подделке речь может идти лишь в отдельных случаях и большинство локонов в самом деле подлинные. Поэтому он предложил провести генетическую экспертизу всех волос Моцарта. «Если ДНК нескольких проб совпадет с ДНК костей черепа, то велика вероятность, что это - части тела одного и того же человека, а именно Моцарта». Остается лишь терпеливо проводить опыты и надеяться на успех. Однако ученые пока не затевают этот эксперимент, оставляя публику теряться в догадках.

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

Кладбище Святого Марка изначально предназначалось для бедных горожан и даже название своё получило от близлежащей богадельни. На кладбище есть могила Вольфганга Моцарта. Сегодня это романтичный каштановый парк с уникальными старинными захоронениями.

Изначально кладбище Святого Марка (Sankt Marxer Friedhof) считалось непрестижным. Оно предназначалось для бедных горожан и даже название своё получило от близлежащей богадельни.

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов.

В XIX веке Вена расширилась, кладбище вошло в её территорию. Здесь уже хоронили не только бедных простолюдинов, но и людей других сословий — в том числе и дворян. К именам покойных на плитах добавлялись названия профессий и, зачастую, определение «бюргерский». Большая часть здешних захоронений принадлежат эпохе бидермайера.

Религиозных различий в то время на кладбище не было – католиков хоронили рядом с протестантами, рядом могли покоиться православные и иудеи. Здесь есть немало русских могил — надписи на них, зачастую, стёрты.

Могилы периода 1784-1874 гг. очень живописны. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) — греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть могила Вольфганга Моцарта . Это захоронение – символическое. Никто не знает точно, где покоится прах великого композитора. Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками. Даже вдова композитора не смогла найти место его упокоения и проститься с мужем.

В 1859 году был найден план захоронений. По нему определили примерное расположение последнего пристанища Моцарта. На выбранной могиле поставили мраморный памятник по проекту Гассера . (Его пытались перенести в Музыкальный уголок Центрального кладбища, но позже вернули на прежнее место.)

После открытия Центрального кладбища в Вене, кладбище Святого Марка было закрыто. Постепенно оно превратилось в романтичный каштановый парк с уникальными старинными захоронениями. Здесь повсюду упавшие обелиски, мраморные распятия и печальные ангелы. Захоронения запрещены с 1874 года. С 1937 года сюда допускают туристов.

Кладбище Святого Марка (Sankt Marxer Friedhof)
Leberstraße 6-8 1030 Wien, Österreich
wien.gv.at‎

Ехать до остановки Грасбергергассе‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Ох, и натерпелась я страху. Но все закончилась хорошо. Началось с того, что мне приспичило посетить место захоронения Моцарта. Его могила находится на кладбище Святого Марка в Вене. Зимой темнеет рано, я немного не рассчитала время, и добралась до туда с наступлением сумерек. Место не сильно оживленное в плане людей, мимо проходит автомагистраль. И вот значит я одна одинешенька иду на старое кладбище.


Вообще я достаточно впечатлительная и могу себя накрутить. На самом деле не каждый отважится пойти в темноте на кладбище. Но раз я добралась до него, глупо не пойти. Надгробия и памятники красивые, место очень спокойное. Никакой тревоги по поводу погребенных под землей людей я не испытывала. До тех пор, пока не услышала шаги сзади...

А вот теперь представьте, сзади идет человек. Обратного хода нет, путь к отступлению закрыт. Впереди широкий проход, справа и слева ряды могил. Я не знаю, насколько большое кладбище. Вокруг тишина и спокойствие, никого нет. Мурашки забегали по спине, и я резко свернула в сторону.

Если бы человек пошел за мной, стало бы понятно, что его интересует не Моцарт, а я. Мало ли какие маньяки ходят на кладбища по вечерам. Вдруг у него нож, что мне тогда делать? Я просчитывала разные варианты развития событий. Но теперь у меня был шанс добежать до выхода между могил. Как вдруг я увидела, что он прошел мимо. Фух. Все-таки поклонник Моцарта, ура. Но значит, мы встретимся около его могилы. Блин. Это в мои планы не входило. Поэтому я еще немного погуляла по кладбищу, а потом стала искать нужный мне объект. Ходила и удивлялась, что мне совсем не страшно, наоборот, спокойно. Вспомнились слова бабушки: не бойся мертвых, бойся живых.

Напрасно я опасалась, что не смогу найти могилу Моцарта. От главной аллеи к могиле ведет белая дорожка. Торжественно и помпезно. Но это сейчас, раньше было совсем по-другому.

Это примерное место захоронения Моцарта. В последние годы жизни композитор оказался в тяжелом финансовом положении и был похоронен в общей могиле вместе с бедняками. Исследователи сопоставили известные факты и ограничили возможную зону. На предполагаемом месте установлен мраморный памятник. Вольфганг Амадей Моцарт умер в декабре 1791 года, не достигнув 36 лет.

Кладбище Святого Марка - одно из старейших кладбищ Вены. Оно открыто в 1784 году. Последние захоронения относятся к 1874 году. Я побродила между надгробиями и направилась к выходу, пока окончательно не стемнело.

Что это за крышки? Была мысль, что там урны с прахом. Кремировать в Европе стали во второй половине XVIII века, так что в принципе возможно.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...