Краткая биография вампилова самое главное. Александр вампилов - биография (кратко)


Ольга Федоровна Берггольц. Родилась 3 (16) мая 1910 года в Санкт-Петербурге - умерла 13 ноября 1975 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русская советская поэтесса, прозаик, драматург, журналист. Лауреат Сталинской премии (1951). Один из символов блокадного Ленинграда. Автор строк «Никто не забыт, ничто не забыто».

Ольга Берггольц родилась 3 (16 по новому стилю) мая 1910 года в Санкт-Петербурге.

По отцу имела немецко-шведские корни.

Отец - Фёдор Христофорович Берггольц (1885-1948), потомок военного, взятого в плен при , по специальности врач-хирург, выпускник Дерптского университета.

Мать - Мария Тимофеевна Берггольц (урождённая Грустилина; 1884-1957).

Младшая сестра - (1912-2003), актриса, театральный деятель.

Ольгу в семье называли Ляля, а ее сестру Марию - Мусей. Их воспитанием занималась мама, которая обожала поэзию и передала эту любовь дочерям. Детство Ольги прошло в двухэтажном доме на Невской заставе, в обычном для интеллигентной семьи тех лет жизненном укладе – няня, гувернантка, любовь и забота родителей.

В Первую мировую отец ушел на фронт полевым хирургом. В 1918 году голод и разруха привели Марию Тимофеевну с дочерьми в Углич, где они жили в одной из келий Богоявленского монастыря.

В 1921 году вернулся отец, прошедший две войны. И они вернулись на Невскую заставу. Родительские мечты об институте благородных девиц и медицинском образовании Ляли бесследно канули, и Ольга стала ученицей 117-й трудовой школы, а в 1924 году она уже была пионеркой, превратившись из набожной интеллигентной девочки в пролетарскую активистку, вскоре вступившую в комсомол.

Первое стихотворение четырнадцатилетней Ольги Берггольц - «Ленин» - опубликовала заводская стенгазета завода «Красный ткач» 27 сентября 1925 года, где тогда работал в амбулатории ее папа доктор Берггольц. А ее первый рассказ «Заколдованная тропинка» появился в журнале «Красный галстук».

Через год ее стихи «Песня о знамени» напечатали «Ленинские искры», и Ольга, учившаяся в выпускном классе девятилетки, вступила в литературное молодежное объединение «Смена» при Ленинградской ассоциации пролетарских писателей.

В 1926 году она удостоилась похвалы , отметившего на заседании союза поэтов, что из Ольги непременно получится настоящий поэт.

Училась на Высших курсах при Институте истории искусств, в котором ей преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, Уткин.

С 1930 года работала в детской литературе, печаталась в журнале «Чиж», издала свою первую книгу - «Зима-лето-попугай».

Далее поступила на филологический факультет Ленинградского университета. Преддипломную практику проходила во Владикавказе летом - осенью 1930 года в газете «Власть труда». Освещала строительство ряда народнохозяйственных объектов, в частности, Гизельдонской ГЭС.

Окончив в 1930 году университет, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932). Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила» (1931-1934). В 1933-1935 годах выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», первая «взрослая поэтическая книга» - сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

В 1934 году принята в Союз Советских писателей, откуда была исключена 16 мая 1937. Вновь восстановлена в июле 1938, а затем, в связи с арестом, снова исключена.

Аресты Ольги Берггольц

В начале 1937 года Берггольц была вовлечена в «дело Авербаха», по которому проходила свидетельницей. В ходе заседания партийного комитета завода «Электросила» имени С. М. Кирова от 29 мая 1937 года она поясняла: «Те обвинения, которые предъявляют мне, - очень тяжелые обвинения. На заводе обо мне мнения были неплохие. Что касается моей связи с Авербахом - я с ним познакомилась как с руководителем Союза Советских Писателей. Я состояла в ССП еще раньше, потом меня исключили. С Авербахом меня познакомил Либединский. Авербах был в то время на положении вождя, пользовался громадным авторитетом. Все с ним были в очень хороших отношениях. В то время «Молодая гвардия» хотела меня привлечь к литературной работе, а Авербах хотел меня оставить в Союзе Писателей, считая меня незаменимой в области детской литературы... У меня идейных связей с ним не было никогда. Поручения от него не получала и близких отношений с ним не было... В 1931 г. Авербах хотел, чтобы я вышла за него замуж, он был в меня влюблен. Я отказалась. Он мужем моим не был. Я написала тогда же мужу в Казахстан, чтобы он выехал, а Авербаху сказала тогда, чтобы он не надеялся на меня. Муж приехал, и его за это исключили из комсомола. Муж в 1932 г. написал в парторганизацию РАППа заявление, где Авербаха называл политическим авантюристом и литературным проходимцем. Я испугалась этого, т.к. Авербах был на высоте своего положения в то время, но конфликта тогда не получилось».

Первый муж, Борис Корнилов, был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде. К средине 1938 года все обвинения с Ольги Берггольц были сняты.

Однако через полгода - 13 декабря 1938 года - Ольгу Берггольц вновь арестовали по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участника контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. Проходила по делу «Литературной группы», которое было сфальсифицировано бывшими работниками УКГБ по Кировской области.

В тюрьме Ольгу Берггольц продержали 171 день, её здоровье было окончательно подорвано. Несмотря на это, Берггольц держалась стойко и не признала себя виновной.

Под пытками были выбиты показания на поэтессу у её товарищей Игоря Франчески и Леонида Дьяконова, с последним её связывали дружеские отношения во время работы в казахской газете «Советская степь». Но первые показания на следствии по делу «литературной группы» против Л. Дьяконова, О. Берггольц и других писателей дал Председатель Вятского отделения Союза советских писателей Андрей Алдан-Семёнов, который был первым в числе арестованных.

3 июля 1939 года Ольга Фёдоровна Берггольц была освобождена и полностью реабилитирована. Вскоре после освобождения вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!».

В феврале 1940 года вступила в ряды ВКП(б).

Ольга Берггольц во время блокады Ленинграда

В годы Великой Отечественной войны Ольга оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города.

В годы войны она, подобно тысячам ленинградцев, стойко переживала блокаду и сумела выразить чувства и свои, и многих в своих стихах.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.

Ольга Берггольц почти ежедневно выступала по радио, обращаясь к жителям осаждённого города. Её негромкий певучий голос, в котором слились боль, сострадание и героизм защитников Ленинграда, говорил правду о городе, ничего не сглаживая, не украшая. И вся страна знала, что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться. Любовь к Родине и способность заслонить другого – вот что помогло выжить и выстоять.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Ольга Берггольц не только выступала по радио, часто вместе с бригадой артистов она выбиралась на фронт, который проходил совсем рядом с городом, читала свои стихи бойцам, защищавшим Ленинград.

Это фронт сегодня. Сотня метров
До того, кто смерть готовит мне.
Но сегодня тихо. Даже ветра
Нет совсем. Легко звучать струне.
Знаю, смерти нет: не подкрадется,
Не задушит медленно она, -
Просто жизнь сверкнет и оборвется,
Точно песней полная струна.

Сама Ольга Берггольц позже говорила: «То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело не сложилась его судьба, - это мы решили твёрдо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило моё время, когда я могу отдать Родине всё – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то все предшествующие годы».

В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).

Отец поэтессы, Фёдор Берггольц, формально за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был «выслан» из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край).

27 января 1945 вышел радиофильм «900 дней», в котором использовались разные фрагменты звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей), объединённые в одну запись. Ольга Берггольц, в числе прочих, работала над этим радиофильмом, читала там стихи.

Несмотря на все заслуги, в конце мая 1945 на Х пленуме СП СССР была подвергнута критике за то, что в своих стихах отражала тему страдания, связанную с бесчисленными бедствиями граждан осаждённого города. На критику О. Берггольц ответила стихом:

И даже тем, кто всё хотел бы сгладить
в зеркальной робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на жёлтый снег пустынных площадей.

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

После войны выходит книга Берггольц «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Также Ольга написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.

В 1948 году в Москве выходит «Избранное», спустя 10 лет - Собрание сочинений в двух томах.

В 1952 году вышел цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

Обливается сердце кровью...
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твоё изголовье,
Плачет Родина над Тобой.

В других стихах Берггольц так отозвалась о смерти Сталина:

О, не твои ли трубы рыдали
Четыре ночи, четыре дня
С пятого марта в Колонном зале
Над прахом, при жизни кромсавшим меня... («Пять обращений к трагедии»).

В середине 1950 - начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е вышли её поэтические сборники «Узел» и «Испытание», в 1970-е - «Верность» и «Память».

В 1960 выходит книга «Дневные звёзды».

Последняя напечатанная новая книга - сборник стихотворений «Память», вышедший в 1972 году в Москве.

Ольга Берггольц умерла в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Чёрной речки в Приморском районе Санкт-Петербурга. Также именем Ольги Берггольц названа улица в центре Углича.

Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где она училась с 1918 по 1921 гг. и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.

В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».

17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. Экспозиция состоит из четырёх выставочных разделов - «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы».

К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник» (режиссёр Игорь Коняев, в главной роли Эра Зиганшина).

16 мая 2015 года, в 105-ю годовщину со дня рождения поэта, в Палевском саду Невской стороны Петербурга был открыт памятник Ольге Берггольц.

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений (1990). Выдержки из дневников о приезде поэтессы в деревню Старое Рахино опубликованы в журнале «Знамя» в 1991 году. В 2015 году было объявлено о первом полном издании дневников Ольги Берггольц. Подготовкой издания занимался коллектив Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), в котором с 1975 года хранится личный фонд поэтессы.

Личная жизнь Ольги Берггольц:

Трижды была замужем.

Первый муж - поэт Борис Корнилов. Познакомились в 1925 году в литературном объединении рабочей молодёжи «Смена». Ей было 18 лет. В 1928 году они поженились.

13 октября 1928 у пары родилась дочь Ирина, которая 14 марта 1936 года в возрасте 7 лет умерла (в связи с осложнением на сердце - декомпенсированным пороком сердца - после тяжёло перенесённой ангины).

В 1930 году развелись.

Первый муж, Борис Корнилов, был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде. В 1968 году Ольга открыла памятник Борису Корнилову на родине поэта в городе Семенове.

Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь

Второй муж - Николай Молчанов, литературовед, ее однокурсник.

Своему второму супругу вскоре после свадьбы посвятила строки:

Ты у жизни мною добыт,
словно искра из кремня,
чтобы не расстаться, чтобы
ты всегда любил меня.
Ты прости, что я такая,
что который год подряд
то влюбляюсь, то скитаюсь,
только люди говорят...

В 1932 году Ольга родила дочь Майю, но через год девочка умерла.

В начале 1937 года Берггольц была арестована, будучи на большом сроке беременности. Она попала в больницу, где потеряла ребёнка.

В декабре 1938 года Ольгу Берггольц вновь арестовали, когда она была на большом сроке беременности. После побоев и пыток Ольга прямо в тюрьме родила мёртвого ребёнка.

Николай Молчанов умер от голода 29 января 1942 года. Несмотря на свою инвалидность, он отправился на строительство укреплений на Лужском рубеже. В его боевой характеристике была фраза: «Способен к самопожертвованию».

Супруг долго болел, обессилев от невзгод и недоедания, таял на глазах. Руководство Радиокомитета решило помочь Ольге Берггольц с мужем эвакуироваться на Большую землю. Назначались сроки, но каждый раз то что-то срывалось: то возникала необходимость в ее стихах, то в участии в передачах, и она откладывала отъезд.

На смерть второго мужа она написала стихи:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.

В 1965 году Ольга Берггольц посвятила Молчанову лучшую, по ее собственному мнению, поэтическую книгу «Узел». До самой смерти на ночном столике Ольги Берггольц стоял портрет Николая Молчанова.

Третий муж - Георгий Макогоненко, сотрудник Ленинградского радиокомитета, профессор кафедры русской литературы ЛГУ. Он долгое время был тайно влюблен в Ольгу. Состояли в браке с 1949-го по 1962-й год.

Свою последнюю любовь Ольга позже описала в стихах «Бабье лето». Однако третий брак быстро распался - муж ушел к другой женщине.

В 1952 году лечилась от алкогольной зависимости в психиатрической больнице.

Библиография Ольги Берггольц:

1944 - «Ленинградский дневник»
1946 - «Говорит Ленинград»
1954 - «Избранное»
1955 - «Лирика»
1960 - «Дневные звёзды»
1964 - «Дневные звёзды»
1967 - Избранные произведения в 2-х томах
1967 - «Дневные звёзды»
1970 - «Верность»
1971 - «Дневные звёзды»
1976 - «Ленинградская поэма. Поэмы. Стихотворения»
1975 - «Дневные звёзды»
1978 - «Дневные звёзды»
1985 - «Голос»
2000 - «Дневные звёзды»

Фильмография Ольги Берггольц:

Экранизации произведений Ольги Берггольц:

1966 - «Дневные звёзды» (реж. Игорь Таланкин)
1967 - «Первороссияне» (реж. Евгений Шифферс)

Награды и премии Ольги Берггольц:

Сталинская премия третьей степени (1951) за поэму «Первороссийск» (1950)
орден Ленина (28.10.1967)
орден Трудового Красного Знамени (1960)
медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994)


БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна(3 мая(16 мая н.ст.) 1910, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975, Ленинград) — поэт, прозаик, публицист, журналист. В 1918 — 1921 годах жила в городе Угличе Ярославской губернии.

Ольга Берггольц родилась в Санкт-Петербурге в семье заводского врача. С 1918 по 1921 г. вместе с матерью и младшей сестрой Марией, будущей актрисой, жила в Угличе, пока отец воевал на фронтах Гражданской войны. Берггольцы поселились в бывших кельях Богоявленского женского монастыря. Училась в угличской школе(ныне СОШ № 2). О сложных и противоречивых событиях в годы гражданской войны рассказывает повесть О. Ф. Берггольц «Углич»(1932). В 10-летнем возрасте вместе с отцом, вернувшимся с Гражданской войны, переехала в Петроград.

Первое стихотворение Ольги Берггольц« Ленин» было напечатано в газете« Красный ткач» в 1925 году, первый рассказ« Заколдованная тропинка» — в журнале« Красный галстук». В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодёжи« Смена», где встретила поэта Бориса Корнилова. Ей было восемнадцать, когда они поженились в 1928 году. 13 октября того же года у молодых родилась дочь Ирина(умерла в возрасте семи лет 14 марта 1936 г.).

Ольга с мужем учились на Высших курсах при Институте истории искусств. Здесь преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И. Уткин. С 1930 года печаталась в журнале« Чиж», издала свою первую книгу — «Зима-лето-попугай».

В 1930 году развелась с Борисом Корниловым и вышла замуж за однокурсника Николая Молчанова.

Окончив в 1930 году филологический факультет Ленинградского университета, уехала в Казахстан, работала корреспондентом газеты« Советская степь», о чём рассказала в книге« Глубинка»(1932). Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода« Электросила»(1931—1934). В 1933—1935 годах вышли книги: очерки« Годы штурма», сборник рассказов« Ночь в Новом мире», сборник« Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

В 1932 году Ольга родила дочь Майю, через год девочка умерла.

В 1934 году принята в Союз Советских писателей, откуда была исключена 16 мая 1937. Вновь восстановлена в июле 1938, а затем, в связи с арестом, снова исключена.

13 декабря 1938 года Берггольц арестовали по обвинению« в связи с врагами народа», а также как« участника контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова». После побоев и пыток Ольга прямо в тюрьме родила мертвого ребёнка. Первый муж, Борис Корнилов, был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.

3 июля 1939 года О. Берггольц была освобождена и полностью реабилитирована. Вскоре после освобождения вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!». Тем не менее, в феврале 1940 года Ольга вступила в ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны Ольга оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города.

Второй муж Ольги, литературовед Николай Молчанов, умер от голода 29 января 1942 года. Несмотря на инвалидность, он отправился на строительство укреплений на Лужском рубеже. Ольга Берггольц посвятила ему лучшую, по собственному мнению, поэтическую книгу« Узел»(1965).

Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск(Красноярский край).

В блокадном городе Ольга Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник»(1942), «Ленинградскую поэму»(1942). 3 июня 1942 года Ольге Берггольц вручили медаль« За оборону Ленинграда». 27 января 1945 выходит радиофильм« 900 дней», в котором использовались разные фрагменты звукозаписей(в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей), объединённые в одну запись. После войны вышла книга Ольги Берггольц« Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Ольга Берггольц написала пьесу« Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.

В 1948 году в Москве выходит« Избранное».

В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию« Верность»(1954).

В 1953 г. посетила Углич — город своего детства, побывала в гостях у своего учителя И. Н. Потехина. Небольшое стихотворение« Церковь Дивная в Угличе» написано в 1953 г., после посещения города. Угличу Ольга Фёдоровна посвятила известные строки главы« Поездка в город детства» в книге« Дневные звезды»(1959), позволяющей понять и почувствовать« биографию века», судьбу поколения. В 1966 году режиссёр Игорь Таланкин снял по ней художественный фильм« Дневные звёзды» (в роли Ольги Берггольц — Алла Демидова).

C 1949 года по 1962 год состояла в браке с профессором кафедры русской литературы ЛГУ Г. П. Макогоненко (1912 — 1986).

В 1958 вышло Собрание сочинений Ольги Берггольц в двух томах, в 1960-е — поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е — «Верность», «Память». В середине 1950 — начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате.

Последняя напечатанная новая книга — сборник стихотворений« Память», вышедший в 1972 году в Москве.

Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Похоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища. Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале« Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений(1990).

Именем О. Ф. Берггольц с 1977 г. названа одна из улиц в центре Углича. В ЦБ имени И. З. Сурикова хранится издание поэмы« Первороссийск»(1952) с автографом для библиотеки от автора(2/VIII — 53 г. Углич). В Угличе на стене школы № 2, в которой училась О. Ф. Берггольц, в 2010 г. была установлена мемориальная доска. Строчки стихов из текста« Дневных звезд»(глава« Поездка в город детства») оказались самыми уместными на мемориальной доске с отраженными куполами. Они были написаны в 1953 г.: «И твердил мне край, родной и милый, синь его и камни, и зола: «Ты пришла туда, куда стремилась. Будь теперь спокойна. Ты пришла». На доме № 7 на улице Рубинштейна, где жила Ольга Берггольц, также установлена мемориальная доска.

Награждена медалью« За оборону Ленинграда»(1942), Сталинской премией третьей степени(1951) за поэму« Первороссийск»(1950), орденом Ленина(1967), орденом Трудового Красного Знамени(1960), медалями« За оборону Ленинграда»(1943) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». Почетный гражданин Санкт-Петербурга(1994).


Некоторые книги О. Ф. Берггольц:

Углич. — Москва; Ленинград: ОГИЗ. Молодая гвардия, 1932.

Ленинградский дневник. — Л.: ГИХЛ, 1944.

Говорит Ленинград. — Л.: Лениздат, 1946.

Избранное. — М.: «Молодая гвардия, 1954.

Лирика. — М.: Художественная литература, 1955.

Собрание сочинений в 2-х тт. — М., 1958.

Дневные звёзды. — Л.: Советский писатель, 1960.

Избранные произведения в 2-х томах. — Л.: Художественная литература, 1967.

Верность. — Л.: Советский писатель, 1970.

Ольга. Запретный дневник: дневники, письма, проза, избранные стихотворения и поэмы Ольги Берггольц / авт. проекта Наталия Соколовская. — СПб., 2010.

Углич. [Репринт. изд. 1932 г.]. — М., 2010.

« Не дам забыть…» — М.: Полиграф, 2014.

Блокадный дневник. — СПб.: Вита Нова, 2015.

Александру Вампилову судьба уготовила короткую, но яркую жизнь. По отзывам современников, этот талантливый человек тонко балансировал на грани между рискованными идеями и жизнью обычного советского человека. Творческие новшества, которые он применил в своих произведениях, присущи новому поколению писателей и поэтов. Последователи литературного жанра называют Александра великим русским драматургом мирового значения, который неустанно искал свое истинное предназначение.

Вампилов является уроженцем города Черемхово в Иркутской области, где он появился на свет 19 августа 1937 г. Его семья на тот момент жила в поселке Кутулик Черемховского района и состояла из представителей разных народностей. Мама – русская, папа – бурят, оба очень интеллигентные и образованные люди, работали в местной школе. Сашин отец, знавший в совершенстве несколько иностранных языков, после окончания с отличием Иркутского университета был назначен директором этой же школы. Маленький Саша был четвертым ребенком в их дружной семье.

После неоправданного доноса старшего Вампилова арестовали и по решению суда расстреляли. Через два десятка лет он был реабилитирован, но семейству все это время пришлось жить с клеймом родственников «врага народа». Именно эти тяжелые годы, лишившие Александра детства, закалили юношу и подготовили к новым трудностям в жизни.

После окончания школы будущий писатель делает попытку стать студентом историко-филологического факультета в Иркутском университете. Он смог поступить в высшее учебное заведение только со второй попытки, уже в следующем году.

Атмосфера, царящая в университете, способствовала расцвету творческих замыслов студенческих самодеятельных сообществ. Одним из лидеров такого литературного объединения и стал студент Вампилов, не отличающийся усердием к учебе и предпочитающий делать только интересные для него занятия, а именно писать.

Творческая деятельность

На протяжении всего обучения в университете у Александра возникали различные творческие идеи. Имея отменный музыкальный слух, он был душой студенческой компании в различных литературных конкурсах и музыкальных фестивалях. С третьего курса Вампилов понимает, что истинная муза всей его жизни – это сочинение драматических произведений. В 1958 г. молодым автором был опубликован первый рассказ «Стечение обстоятельств». Это произведение увидело свет в нескольких журналах и литературных альманахах.

С пятого курса одаренный студент начинает работать корреспондентом в областной газете «Советская молодежь». Александр смог освоить публицистический жанр, и его очерки и фельетоны на тот момент были особо популярны. Начинающие авторы, собираясь в редакции популярной газеты для обсуждения новых и популярных произведений, создали Творческое молодежное объединение. В дальнейшем его многие участники получили путевки в Союз писателей СССР. После освоения Вампиловым жанра драматургии и успешных постановок его пьес, в 1965 г. он был принят членом в это почетное литературное объединение Советского Союза.

Вплоть до трагической гибели на озере Байкал в 1974 г., где мастер пера и прозы готовил очередные очерки для публикации, он был на острие всех литературных изысканий авторов Сибирского края. Александр Валентинович Вампилов создал не так много драматических образов, но колоритное своеобразие его творений оставило яркий и неповторимый след.

Очень кратко

Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений. Весьма талантливый человек, который доказал всем, что он может заниматься тем что ему нравиться, и получать достойный доход за своё любимое дело, что мотивировало многих людей, которые следили за его деятельностью на личные свершения.

Александр Вампилов – родился данный литературный деятель в поселке Кутулик, в 1937 году, в довольно таки простой семьей, далеко ничем не примечающейся, в ней не было никаких творческих людей, или знаменитых персон. Это была простая семья, которая старалась выжить, как могла. Однако с самого детства мальчика начали преследовать несчастия. Когда он был маленький, его отца расстреляло новое правительство, так как тои был не доволен действующей властью, а мать Вампилова воспитывала многодетную семью, что также сыграло немаловажную роль в развитии личности мальчика.

Несмотря на многие невзгоды, мальчик на удивление вырос вполне уравновешенным юношей, который поступил в 1955 году на факультет филологии в один из Иркутских университетов. Хоть и не с первого раза, но Вампилову всё же удалось попасть на факультет той науки, которой он хотел заниматься, и развивать себя в этом направлении. Также во время учёбы в университете Вампилов издаёт один рассказ, и пишет множество небольших рассказов, а по окончанию своей учебы в университете он издаёт свой собственный сборник рассказов.

Также, по окончанию учёбы в университете он начинает активно заниматься литературной деятельностью, работает корреспондентом в газете, и после некоторого времени работы в газете он отправляется на двухгодичные курсы литературы. После данных курсов, он, получив достаточное количество знаний, возвращается на родину, так как курсы проводились в Москве, и там за несколько лет пишет множество отличных произведений.

О личной жизни Вампилова можно сказать немногое. Он был женат два раза, и второй для него стал последним. К сожалению автор таких замечательный произведений погиб в 1972 году, после того как лодка в которой он плыл по озеру Байкал перевернулась.

  • Островский Александр Николаевич

    Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе - Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

  • Сергий Радонежский

    Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.

  • Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года . Хотя часто местом рождения А.В. Вампилова называется посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района

    Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938) - бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В.Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

    Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. Вампилова.

    В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры. С 1955 по 1960 учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета (вместе с Валентином Распутиным).

    Начал свою литературную деятельность как прозаик: в 1958 , будучи студентом, опубликовал в иркутских газетах 10 юмористических рассказов. Впоследствии они составили первую книгу рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», вышедшую в Иркутске под псевдонимом А. Санин (1961 ). Ранние рассказы Вампилова - это своего рода «маленькие сценки», источник многих коллизий и образов будущих его пьес. Рассказ «Успех» был позднее переделан им в одноактную комедию под тем же заглавием.

    В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 . Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

    В 1960 женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 развелся с ней и в этом же году женился на Ольге Ивановской. В 1966 у них родилась дочь Елена.

    В 1962 на семинаре драматургов в пос. Малеевка Вампилов представил 2 одноактные пьесы - «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща» (впоследствии соответственно «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем»). Однако попытка опубликовать первую из них в журнале «Театр» натолкнулась на отказ редакции. Дебют Вампилова как драматурга состоялся в 1964 в том же журнале «Театр» (№ 11), где под рубрикой «Народный театр» была напечатана его одноактная комедия «Дом окнами в поле». В ранних произведениях Вампилова уже обозначились некоторые характерные особенности его творческого облика: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинциальной российской глубинки; слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения; умение в микросцене передать ощущение всей прошлой жизни персонажа и т.д. Мелкий случай, взятый из жизни, превращается под пером Вампилова в настоящее нравственное испытание героя.

    С 1965 по 1967 Вампилов учился на Высших литературных курсах в Москве, где сблизился с Николаем Рубцовым, посвятившим ему одно из своих стихотворение - «Я уплыву на пароходе...»

    Осенью 1965 по итогам Читинского семинара молодых писателей А.В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

    Приход Вампилова в «большую» драматургию связан с появлением его первой многоактной пьесы «Прощание в июне», вышедшей в 1966 тремя изданиями (альманах Ангара. №1; Театр. №8; отдел распространения ВУОАП). Впервые она была поставлена в Литве (Клайпедский драматический театр, 1966 ), затем во многих провинциальных театрах страны. Однако на столичную сцену пьеса смогла пробиться лишь в 1972 (Театр им. К.С. Станиславского, реж. А.Г. Товстоногов). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О.М. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сборник «Избранное» (М., 1975 ).

    В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе Вампилова «Старший сын» (1968 , первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова (1969 , реж. В. Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е. Падве). «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением Вампилова (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976 , реж. Виталий Мельников), опера (1983 , композитор Геннадий Гладков).

    Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970 ; опубликованный в альманахе «Ангара», № 6) - судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в литературной и театральной печати. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т.ч. и во МХАТе, 1979 , реж. О.Н. Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979 , реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987 ). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы Вампилова.

    Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова - «Прошлым летом в Чулимске» (1972 ). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альманаха «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной.

    За время литературной работы Александр Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

    17 августа 1972 года , за два дня до 35-летия, А.В. Вампилов трагически погиб - утонул в Байкале у истока Ангары (перевернулась моторная лодка).

    На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

    Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

    Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.


    ru.wikipedia.org


    Биография


    Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец - Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован. Мать будущего драматурга - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности Александра Вампилова.


    В 1955 году А. Вампилов становится студентом историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.


    Первый рассказ А. Вампилова - тогда студента третьего курса - «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.


    В октябре 1959 года, еще учась на пятом курсе, А. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодежь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем до февраля 1964 года.




    Окончил филологический факультет Иркутского университета (1960).


    Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не однажды ездил в командировки по заданиям «Молодежки».


    Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей.


    За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»). В том же 1971 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта комедия, объединенная с «Двадцатью минутами с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».


    17 августа 1972 года, за день до 35-летия, трагически погиб - утонул в Байкале (перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников»…


    В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

    Биография



    Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.


    Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и причислили к "панмонголистам" - так энкавэдэшники называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.


    Объяснять читателю, что такое жить с клеймом родственников "врага народа", думаю, нет необходимости. Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.


    Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Мать позднее признавалась: "Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов - трудно ему приходилось..."


    Между тем первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре.


    Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась "Стечение обстоятельств". Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним -А. Санин. В 1962 году редакция "Советской молодежи" решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: "Воронья роща" и "Сто рублей новыми деньгами".


    В 1964 году Вампилов покидает "Советскую молодежь" и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами.


    Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу "Прощание в июне". Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Случилось это при следующих обстоятельствах.


    Александр периодически захаживал на Центральный телеграф за почтой и деньгами. И вот в один из таких приходов он заметил там знаменитого драматурга, славе которого тайно завидовал. Не теряя ни минуты, Вампилов подскочил к знаменитости и буквально прокричал ему в ухо:


    Здравствуйте, Алексей Николаевич!


    Арбузов от неожиданности вздрогнул, оглянулся и вдруг попятился назад. То ли он испугался, что этот чернявый провинциал в стареньком драповом пальто начнет клянчить у него деньги, то ли еще чего-то, но выражение его лица не сулило начинающему драматургу ничего хорошего. Однако Вампилов не растерялся. Быстро сунув руку за пазуху, он извлек на свет несколько листов исписанной бумаги и произнес:


    Я был на семинаре одноактников, который вы вели. Вы меня не помните?


    Нет, не помню, - искренне ответил Арбузов и уже повернулся, чтобы уйти.


    Однако Александр не дал ему это сделать. Протянув впереди себя свои листочки, он сказал:


    У меня с собой оказалась моя новая пьеса, вы не могли бы ее посмотреть?


    Арбузов какое-то время медлил, видимо, раздумывая, как поступить. Было видно, что ему не очень хочется иметь дело с начинающим писателем, но последний смотрел с такой надеждой, что драматург не выдержал. Он взял из рук Вампилова пьесу и положил ее в свой портфель.


    Хорошо, я прочитаю ваше сочинение, - произнес затем Арбузов. - Только ответ я вам дам не скоро. Позвоните мне, когда закончится чемпионат мира по хоккею.


    Пьеса "Прощание в июне", которую Вампилов вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на Вампилова потрясающее впечатление. Несколько дней он ходил вдохновленный и рассказывал о ней всем своим друзьям. Правда, пробить эту пьесу в столице ему так и не удалось: первым ее поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр. По этому поводу в декабре того года Вампилов дал интервью газете "Советская Клайпеда", которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга.


    В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.


    Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы. Одним из его собутыльников был и Николай Рубцов, дела которого тогда шли неважно.


    Ты чего грустишь, Николай? - спрашивал его иногда Вампилов. - Опять не печатают? Ну и плюнь! Меня тоже не печатают, но я же не плачу. Пойдем лучше ко мне выпьем!


    И они шли в комнату к Вампилову. Там Александр доставал пачку черного чая, заваривал его покрепче, и они с Рубцовым коротали время за тихой мужской беседой.


    Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это была "Двадцать минут с ангелом". Затем появились "Прощание в июне" (именно ее читал А. Арбузов), "Случай с метранпажем", "Старший сын", "Утиная охота" (обе- 1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса "Прощание в июне". А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.


    К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание"-Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера "Провинциальных анекдотов" в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: "Ленфильм" подписывает с ним договор на сценарий "Сосновых родников". Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.


    17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.


    Вспоминает В. Шугаев: "В тот день я вернулся в Иркутск из поездки, увидел вечером темные Санины окна и вспомнил, что он собирался на Байкал. Ближе к полуночи громко и длинно зазвонил телефон.


    Старик, это Глеб. Саня утонул. Я из больницы звоню. Лодка перевернулась. Меня вот спасли, а его нет. - Звонил из Листвянки Глеб Пакулов, иркутский литератор, владелец этой проклятой лодки, которую когда-то мы помогали ему перевозить на Байкал..."


    Вот как описывает случившееся Ю. Нагибин:


    "Глебушка (Пакулов) в смерти Вампилова не виноват, просто в нем сильнее оказалась сила жизни. Когда их лодка опрокинулась вблизи берега, Глебушка стал истошно орать, и случившиеся на берегу люди пришли ему на помощь. Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит..."


    По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.


    Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и совершенно незнакомые люди. И здесь, на кладбище, произошли два странных события, которые многие истолковали как мистические. Во-первых, его друзья забыли принести с собой веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Как только это обнаружилось, они бросились к кладбищенскому сторожу, но того на месте не оказалось. Стали искать его по всему кладбищу и в конце концов нашли. Пока тот вернулся в свою сторожку, пока достал веревки, пока их принесли к могиле - прошло, наверное, около часа. И все это время гроб с покойным стоял на краю могилы, дожидаясь, когда же... Вот тогда кто-то в толпе произнес: "Не хочет Саня так рано в могилу уходить..."


    Эти слова еще раз вспомнили все присутствующие через несколько минут. Когда гроб наконец обвязали веревками и стали опускать в могилу, вдруг выяснилось, что яма маловата...


    Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...