Крепкий орешек сразу не раскусишь происхождение. Что значит выражение: "Крепкий орешек" - значение и происхождение фразеологизма? Красной нитью проходит…


У фразеологизма "крепкий орешек" не такая уж и давняя история. Своим происхождением оно обязано Петру І.

Еще во времена Киевской Руси у берегов Невы финны основали небольшое укрепленное поселение и назвали его «Пяхкиналинна». Это слово переводится как «Ореховая крепость». Когда эта территория перешла под контроль Новгорода, то ее название так и оставили, только звучать она начала в русском звучании "Орешек".

Прошло время, эти территории перешли под контроль шведов, которые перевели "Орешек" на свой язык и крепость стала называться «Нотеборгом», то есть «Ореховым замком».

Почему всем так полюбился орех, что название крепости не менялось на протяжение такого долгого периода? Есть мнение, что это из-за орешника, который в больших количествах рос в тех краях.

Первоначальное название крепости "Орешек" вернул Петр І, который ценой не малых усилий вернул исконно русские территории России. В своем письме в Москву, описывая одержанную победу, он так и пишет, что "зело крепок был тот орешек".

Значение выражения

Я думаю, что благодаря это знаменательной фразе и появилось крылатое выражение, которое означает:

  • Трудное дело;
  • Хорошо укрепленный военный объект;
  • Человек, который категорически отказывается менять свое мнение.

Эта знаменитая крепость сохранилась до наших дней. Сейчас это музей.


(значение и употребление фразеологизма)

Крепкий орешек -
1. (разг. ирон.) О хорошо укрепленном городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять.
2. (разг. ирон.) О человеке, отличающемся твердым или скрытным характером, не поддающемся влиянию других.
3. (перен.) О чём-либо с трудом разрешимом, а также о человеке, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход.

Пример употребления :

Но в Чечне все происходило иначе. Там Ермолов увидел, что подчинить горцев свыше его сил и возможностей.
Все, на что он оказался там способен, это проводить опустошительные «карательные экспедиции», в ходе которых уничтожались сады, посевы и целые селения. В отличие от построенных из камня дагестанских аулов, напоминавших крепость и представлявших для захватчика крепкий орешек , села предгорной Чечни строились из дерева. Их было нетрудно разрушить, а значит, и восстанавливались они легко. Их проще было захватывать, потому что чеченцы обычно их не обороняли, они просто покидали свои дома и вместе со скарбом и скотом уходили в леса и в горы. Результатом русских экспедиций редко было что-то большее, чем простые солдатские трофеи.

(Моше Гаммер. "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана.")

Фразеологизм «Крепкий орешек» значение

Человек, отличающийся твердым характером.

Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам». «Орешек» — всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию.
Выражение «крепкий орешек» , как считают некоторые исследователи, возникли в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеббрга, в прошлом — русского города Орешка.
Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость»: вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись у южного выхода из Ладоги, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим: крепостца стала «Нотеборгом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I, вернув России старое ее владение, вернул ему и давнее имя. Однако он придал ему новое понимание: «крепостца, которая будет твердым орехом для зубов любого противника». Ведь и самому ему взятие Орешка досталось нелегко. Недаром, сообщая в Москву о взятии Нотеборга, Петр I писал:
«Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен…»Вот такая вот историю у фразеологизма «крепкий орешек» .

Пример:

«Шувалов оказался твердым орешком: на судака съездить с руководством отказался, квартиру не просил, даже спец - снабжение ему не требовалось - питался в рабочей столовой, (‘ловом, сойтись с ним накоротке пока не удавалось» (В. Орлов).

Хорошо укрепленный объект.

«Либава была очень крепким орешком… в районе Либавы насчитывалось семнадцать батарей только среднекалиберной зенитной артиллерии» (В. Раков).

Школа развития речи.

Юным умникам и умницам.

Т.Н. Соколова

Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Омофоны, омоформы.

Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.

Не спеши языком - торопись делом

Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках.

    Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Лепесток.)

    Сказка Ш. Перро «Спящая красавица». (Веретено.)

    Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво». (Огниво.)

    Сказка бр. Гримм «Горшочек каши». (Горшочек.)

    Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. (Живительный порошок.)

Крепкий орешек сразу не раскусишь

Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.

А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:

1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)

или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?

(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)

ЗАПОМНИ!

Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ - ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ.

Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:

В полях, не кошенных косой .

Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла .

Нос терпеливо мыла . Я. Козловский

    Запомни некоторые пары омоформ.

ДАЛИ - 1) от слова «даль», 2) от слова «дать».

СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).

ПИЛА - 1) предмет, которым пилят, 2) от слова «пить».

ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.

ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).

ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).

РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.

Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:

Белое _______ землю ____________. (Белое покрывало землю покрывало.)

    Отгадай загадку. (Снег.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.

Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.

Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - ( поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).

Играть играй, да дело знай

Задание № 6. «Три игры в одной». Распутай секреты, найди ответы и скажи, какие три игры здесь соединены.

Начало - пища птиц, скота, зверей.

Конец - всегда в начале букварей.

А целое есть часть судов и кораблей.

Но, если целое перемешать,

Могу я анаграммой стать.

Загадку надо разгадать:

Ни зверь, ни птица,

В носу спица,

Летит - звенит,

Сядет - молчит,

Кто его убьёт,

Свою кровь прольёт. (Корма- комар.)

(1 - шарада, 2 - анаграмма, 3 - загадка.)

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...