Крепкий орешек сразу не раскусишь происхождение. Что значит выражение: "Крепкий орешек" - значение и происхождение фразеологизма? Красной нитью проходит…
У фразеологизма "крепкий орешек" не такая уж и давняя история. Своим происхождением оно обязано Петру І.
Еще во времена Киевской Руси у берегов Невы финны основали небольшое укрепленное поселение и назвали его «Пяхкиналинна». Это слово переводится как «Ореховая крепость». Когда эта территория перешла под контроль Новгорода, то ее название так и оставили, только звучать она начала в русском звучании "Орешек".
Прошло время, эти территории перешли под контроль шведов, которые перевели "Орешек" на свой язык и крепость стала называться «Нотеборгом», то есть «Ореховым замком».
Почему всем так полюбился орех, что название крепости не менялось на протяжение такого долгого периода? Есть мнение, что это из-за орешника, который в больших количествах рос в тех краях.
Первоначальное название крепости "Орешек" вернул Петр І, который ценой не малых усилий вернул исконно русские территории России. В своем письме в Москву, описывая одержанную победу, он так и пишет, что "зело крепок был тот орешек".
Значение выражения
Я думаю, что благодаря это знаменательной фразе и появилось крылатое выражение, которое означает:
- Трудное дело;
- Хорошо укрепленный военный объект;
- Человек, который категорически отказывается менять свое мнение.
Эта знаменитая крепость сохранилась до наших дней. Сейчас это музей.
(значение и употребление фразеологизма)
Крепкий орешек
-
1. (разг. ирон.)
О хорошо укрепленном городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять.
2. (разг. ирон.)
О человеке, отличающемся твердым или скрытным характером, не поддающемся влиянию других.
3. (перен.)
О чём-либо с трудом разрешимом, а также о человеке, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход.
Пример употребления :
Но в Чечне все происходило иначе. Там Ермолов увидел, что подчинить горцев свыше его сил и возможностей.
Все, на что он оказался там способен, это проводить опустошительные «карательные экспедиции», в ходе которых уничтожались сады, посевы и целые селения. В отличие от построенных из камня дагестанских аулов, напоминавших крепость и представлявших для захватчика крепкий орешек
, села предгорной Чечни строились из дерева. Их было нетрудно разрушить, а значит, и восстанавливались они легко. Их проще было захватывать, потому что чеченцы обычно их не обороняли, они просто покидали свои дома и вместе со скарбом и скотом уходили в леса и в горы. Результатом русских экспедиций редко было что-то большее, чем простые солдатские трофеи.
(Моше Гаммер. "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана.")
Фразеологизм «Крепкий орешек» значение
Человек, отличающийся твердым характером.
Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам». «Орешек» — всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию.
Выражение «крепкий орешек»
, как считают некоторые исследователи, возникли в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеббрга, в прошлом — русского города Орешка.
Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость»: вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись у южного выхода из Ладоги, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим: крепостца стала «Нотеборгом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I, вернув России старое ее владение, вернул ему и давнее имя. Однако он придал ему новое понимание: «крепостца, которая будет твердым орехом для зубов любого противника». Ведь и самому ему взятие Орешка досталось нелегко. Недаром, сообщая в Москву о взятии Нотеборга, Петр I писал:
«Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен…»Вот такая вот историю у фразеологизма «крепкий орешек»
.
Пример:
«Шувалов оказался твердым орешком: на судака съездить с руководством отказался, квартиру не просил, даже спец - снабжение ему не требовалось - питался в рабочей столовой, (‘ловом, сойтись с ним накоротке пока не удавалось» (В. Орлов).
Хорошо укрепленный объект.
«Либава была очень крепким орешком… в районе Либавы насчитывалось семнадцать батарей только среднекалиберной зенитной артиллерии» (В. Раков).
Школа развития речи.
Юным умникам и умницам.
Т.Н. Соколова
Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Омофоны, омоформы.
Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.
Не спеши языком - торопись делом
Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках.
Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». (Лепесток.)
Сказка Ш. Перро «Спящая красавица». (Веретено.)
Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво». (Огниво.)
Сказка бр. Гримм «Горшочек каши». (Горшочек.)
Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. (Живительный порошок.)
Крепкий орешек сразу не раскусишь
Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.
А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:
1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)
или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?
(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)
ЗАПОМНИ!
Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ - ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ.
Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:
В полях, не кошенных косой .
Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла .
Нос терпеливо мыла . Я. Козловский
Запомни некоторые пары омоформ.
ДАЛИ - 1) от слова «даль», 2) от слова «дать».
СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).
ПИЛА - 1) предмет, которым пилят, 2) от слова «пить».
ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.
ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).
ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).
РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.
Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:
Белое _______ землю ____________. (Белое покрывало землю покрывало.)
Отгадай загадку. (Снег.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.
Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.
Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - ( поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).
Играть играй, да дело знай
Задание № 6. «Три игры в одной». Распутай секреты, найди ответы и скажи, какие три игры здесь соединены.
Начало - пища птиц, скота, зверей.
Конец - всегда в начале букварей.
А целое есть часть судов и кораблей.
Но, если целое перемешать,
Могу я анаграммой стать.
Загадку надо разгадать:
Ни зверь, ни птица,
В носу спица,
Летит - звенит,
Сядет - молчит,
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт. (Корма- комар.)
(1 - шарада, 2 - анаграмма, 3 - загадка.)
- Белая мышь толкование по соннику
- Плавание, Юлия Ефимова: биография участницы Олимпиады в Рио
- Святой преподобный антоний римлянин, новгородский чудотворец
- Рецепт: Печенье "Кинако" - из соевой муки Соевая мука что
- Чем полезно соевое молоко для красоты и здоровья и как его приготовить дома Соевое молоко из соевых бобов
- Имитированная икра: из чего её делают, польза и вред
- Рецепт: Мясные клубочки - в слоеном тесте запеченные в духовом шкафу Ингредиенты на мясные клубочки в слоеном тесте
- Замороженная вишня – калорийность продукта; как заготовить на зиму в домашних условиях с видео; применение в кулинарии; польза и вред
- Лев и Близнецы: совместимость двух сильных знаков Лев и близнецы гороскоп
- Интересные факты о киевском софийском соборе
- Фенол сообщение. Применение фенола. Физические свойства фенола
- Рубль — круглый: смотри, чтоб не укатился
- Какие желания можно загадать?
- Андреевская церковь – шедевр архитектурного стиля барокко
- К чему снится лошадь женщине, незамужней девушке, беременной?
- Как приготовить сырный крекер
- Гороскоп — Весы Гороскоп с 18 по 25 сентября
- К чему снятся татуировки: значение сна
- Икона спиридона тримифунтского в чем помогает
- День народного единства - история появления праздника