Идеи для короткометражных фильмов. Как снять короткометражку: Сценарий, Раскадровка


Казалось бы, снять гораздо легче, чем полноформатную ленту. В реальности реализовать подобную задумку оказывается на порядок сложнее. Ведь за короткий отрезок времени нужно познакомить зрителя с действующими лицами, раскрыть сюжетные подоплеки. Как написать сценарий для детей и взрослых? Предлагаем ознакомиться с дельными советами касательно создания хорошей истории.

Структура сценария

Структура сценария короткометражного фильма в общих чертах должна соответствовать следующей схеме:

  1. Экспозиция - завязка всей истории, когда зрителя знакомят с местом действия, персонажами, главным героем, антагонистом. Именно здесь обозначается центральная линия сюжета. Успех трудов автора сценария во многом зависит от качества экспозиции. Нередко заинтересованные в работе лица отказываются от ознакомления с рукописью в целом, если завязка оказалась вялой.
  2. Внутренний конфликт героя - во второй условной части сценария короткометражного фильма происходит рассказ о препятствиях, которые возникают на пути центрального персонажа. Стремительно наращивается напряжение.
  3. Развитие действий - персонаж полностью осознает и принимает вызов судьбы. Преодолевая трудности, личность меняется. Герой достигает черты, перешагнув которую невозможно будет вернуться назад.
  4. Подготовка к кульминации - раскрывается весь драматизм истории в сценарии короткометражного фильма. Персонаж находится в непростом положении. Цели и мотивы кажутся размытыми. Внезапно судьба преподносит герою шанс достичь желаемого, избавившись от внутреннего конфликта. Действующее лицо настраивается на достижение победы.
  5. Развязка - заключительная часть повествования в сценарии короткометражного фильма. Последний акт представляет собой наиболее эмоционально насыщенный, динамичный отрезок истории. Центральный персонаж, наконец, решает проблему. Наступает финал, которому может сопутствовать неожиданный сюжетный поворот. Герой делает окончательный выбор. Зритель осознает перемены, которые произошли с персонажем. Кульминационная часть ни в коем случае не должна выглядеть затянутой. Автору сценария короткометражного фильма следует сосредоточить основное внимание на активных действиях, избегая рассуждений.

«Краткость - сестра таланта»

Как написать сценарий к короткометражному фильму? Постарайтесь максимально сократить историю. Грамотная реализация идеи позволяет не только сделать сюжет предельно насыщенным, но также свести к минимуму затраты на производство ленты. Автор должен осознать, как сделать картину дешевой, но создать вокруг происходящего на экране впечатление дороговизны. Если планируется подаваться на конкурс сценариев короткометражных фильмов, старайтесь уложить хронометраж в 7-8 минут. Организаторы фестивалей не любят картины, которые понапрасну «съедают» время в общем показе. К тому же история будет выглядеть написанной более талантливо, если сюжет вызовет самые яркие эмоции у зрителя в течение считаных минут.

О выборе сюжета

Готовясь к написанию сценария для короткометражного фильма (комедии либо драмы), постарайтесь сформировать нестандартную концепцию. Сюжет должен выглядеть несколько гротескно, преувеличено. В качестве вариантов возьмитесь за несколько ситуаций, которые приходят в голову на текущий момент. Сделайте историю странной, вдохновляясь воспоминаниями из глубокого детства либо резонансными событиями в обществе. Видоизменяйте задумки из популярных фильмов. Фантазируйте, раздумывайте над этическими проблемами. Главное, писать о вещах, которые вызывают у вас яркие эмоции, браться за темы, близкие по духу.

Сгенерируйте интересного героя

Зачастую в короткометражках все действие сосредоточено на одном персонаже. Решение дает возможность качественно раскрыть личность человека в течение короткого временного отрезка. Описывайте героя таким образом, чтобы зритель испытал яркие эмоции, например сочувствие либо радость. Избегайте распространенных стереотипов. Например, раскройте образ человека, который стремится творить добро, но крайне ограничен неблагоприятным социальным окружением, обстоятельствами, материальными возможностями.

Сокращайте количество сцен

Продюсерам часто доводится читать сценарии, насыщенные сценами драк, аварий, погонь, прочего. Авторам историй бывает сложно осознать, насколько сложно втиснуть подобные задумки в ограниченный хронометраж. Учитывая сказанное, рассматривайте каждую написанную строчку в качестве сцены активного действия. Избегайте масштабного мышления, если для съемки будущего фильма будут использоваться ограниченные ресурсы.

Авторы сценариев совершают крупную ошибку, умещая идею для съемок полноценной ленты в короткометражку. Подобные решения здесь попросту не работают. Задача полного метра - отправить зрителя в некое путешествие с многочисленными ответвлениями сюжета. Короткометражные фильмы страдают от недостатка времени для акцентирования внимания на второстепенных героях и событиях. Множество успешных лент данной категории представлены в виде «среза жизни» единственного персонажа, где на первое место выходит мощная подача особенностей характера. Наличие многочисленных идей в одной короткометражке ухудшает посыл и снижает накал страстей.

Хорошие короткометражные ленты происходят в одной либо паре локаций. Концентрация внимания происходит на центральной сюжетной линии. Обычно ознакомить зрителя с главной идеей автора удается благодаря съемкам нескольких коротеньких сцен.

Составляйте лаконичные диалоги

Прописывая реплики персонажей в сценарии короткометражки, создавайте небольшие фразы. В который раз ориентируйтесь на ограниченный хронометраж будущей ленты. Обычно длинные, затянутые и многословные диалоги, которые выступают лишь сопровождением сцен, быстро утомляют зрителя. Фразы должны максимально раскрывать характер героев, намекать на те или иные варианты развития сюжета. Урезайте диалоги в угоду действиям, которые будут происходить на экране.

Удивите зрителя

Занимаясь написанием сценария, постарайтесь перевернуть сознание людей, которые будут просматривать готовую короткометражку. Возьмите, казалось бы, простую ситуацию и подайте историю в неожиданном свете. Как пример рассмотрим следующую ситуацию. Грабители проникают в дом спящей семьи. Зрителю изначально ясно, кто выступает жертвой. Однако внезапно безоружный хозяин жилья дает отпор непрошенным гостям, заставляя злоумышленников находиться в положении слабой стороны конфликта.

Вдохновляйтесь чужими творениями

Чтобы написать хороший сценарий, посмотрите ленты, которые уже пользуются успехом среди широкой аудитории. Это могут быть детские короткометражные фильмы, творения в жанре драма, ужасы. Ознакомьтесь с душещипательными романтическими историями. Внимательно следите за изменениями, которые происходят с персонажами за короткое время.

Организуйте вычитку сценария

Предложите знакомым послушать историю. Чтение сценария позволит понять, насколько естественно выглядят диалоги и действия персонажей. Попросите товарищей оценить логичность сценарных ходов. Узнайте мнение максимально возможного количества людей. Дайте прочесть сценарий личностям, которые уже успели зарекомендовать себя в индустрии кино.

В заключение

Вот мы и выяснили, на какие аспекты стоит ориентироваться, принимаясь за написание сценария к короткометражному фильму. На самом деле существуют исключения из любого правила. Поэтому не нужно всецело полагаться на вышеуказанные рекомендации. Иногда срабатывают прочие, оригинальные творческие подходы. Многое определяется тем, с какой целью выполняется написание сценария, и на кого рассчитан результат. Возможно, в некоторых ситуациях следует отходить от устоявшихся правил и нарушать неписанные законы.

Короткометражное кино может стать для сценариста отличной визитной карточкой. Короткометражки нельзя называть меньшей формой киноповествования. По правде говоря, написание сценария к короткометражному фильму требует все тех же навыков, что и в полном метре - хотя и в меньших масштабах. Несмотря на то, что телевидение не особо открыто для данного формата, появляются все новые и новые возможности в других медиа-пространствах. В журнале IndieWire пишут: «Раньше считалось, что короткометражки - это вычурность и претенциозность. Но сейчас, с новыми технологиями, они стали новым значимым явлением в кинематографе: короткий метр становится все более интересным для обычных людей, все больше людей снимает их и выкладывает в интернете. Неожиданно нам больше не нужно объяснять людям о таком явлении как короткометражное кино, все их просто смотрят.»

Многие из лучших сценаристов и режиссеров начинали с короткого метра. Знаете ли вы, что Саша Джерваси, сценарист «Терминала», нашел агента в США , и затем на основе его экстраординарного сценария к короткометражному фильму была написана одна из сценарных работ для Dreamworks. Бывает это редко, но случается. В любом случае, это отличный способ размять мышцы и развить свои навыки сценарного ремесла. При этом все не так трудоемко, как в полном метре, особенно если вы только начинаете.

Существует 7 правил написания сценариев для короткометражного фильма:

1. Чем короче, тем лучше

Короткометражный фильм - это все, что длится от 15 секунд до 45 минут. Сделайте ваш фильм короче, чтобы минимизировать затраты на его производство. Понятно, что цифровые технологии дают свободу фильммейкерам, но время все еще стоит денег, как и пропитание для съемочной группы. Если начнется спешка, фильм будет выглядеть аматорским. Фильм должен быть дешевым, но не должен выглядеть дешево! К тому же, если вы захотите отправить фильм на фестиваль, то постарайтесь уложиться в 10 минут, а лучше - 7-8 минут максимум. Почему? Если ваш фильм будет длиннее, то он съест больше времени в общем показе, а фестивали обычно предпочитают показывать в нужный промежуток времени столько короткометражек, сколько возможно! Вызвать эмоции можно и за пару минут.

Посмотрите фильм «Sebastian’s Voodoo».

Это 4-минутный анимационный ролик о кукле Вуду, которая должна пронзить иглой свое собственное сердце, чтобы спасти своего друга, и это абсолютно душераздирающая история.

2. Не забывайте о практических аспектах сценарного ремесла

В написании короткометражных сценариев есть позитивный момент: вы можете написать все, что угодно, т.к. у вас над головой не висит какая-нибудь студия и какие-либо обязательства. Тем не менее, не забывайте о практических вопросах в этом деле. Я часто читаю сценарии, в которых присутствуют сцены погони, аварий машин и пр. И многие сценаристы, похоже, не понимают, сколько времени уйдет на подобные сцены. Лучше воспринимайте написание сценария для короткометражки как возможность оценивать и рассчитывать, сколько времени и денег уйдет на каждую строчку, написанную вами на бумаге. Конечно, вы можете вообразить великолепную сцену с белыми лошадьми, скачущими в лунную ночь, но задумайтесь, так ли много у вас знакомых ковбоев или специалистов по компьютерной графике. Если у вас скромные ресурсы, мыслите менее масштабно.

«Apricot» - хороший пример низкобюджетного фильма (хотя он снят настолько профессионально, что я сомневаюсь в его малом бюджете). В основной сцене присутствует всего 2 человека, сидящих за столом в кафе, и при этом режиссеру удается показать широкий спектр эмоций:

То же самое касается азиатской короткометражки «Just a Love Story», основные действия которой происходят в лифте:

Пишите о локациях интересных, но в то же время практичных, думайте о доступности, контролируйте сюжет, избегайте удаленных локаций, которые находятся за многие километры от вас.

3. Визуализируйте

«Фильм - это визуальный медиум». «Показывайте, не рассказывайте». Это золотые правила сценарного ремесла, которые сценарные гуру не перестают нам повторять. И все равно приходиться читать сценарии, чрезмерно переполненные диалогами. Кино - это рассказывание истории в картинках, это наиболее экономичный способ передачи информации. А когда вы снимаете короткометражный фильм, экономия - это все. Создайте визуальную предысторию ваших персонажей. Попробуйте раскрыть их темперамент, профессию, статус и все остальное через визуальные образы.

В фильме «The Lunch Date» светская дама прежде, чем воспользоваться вилкой, тщательно вытирает ее. О чем это вам говорит?

Обратите внимание, что в этом короткометражном фильме практически нет диалогов, в фильме, который выиграл Оскар как «Лучший короткометражный фильм».

4. Найдите отдельные моменты

Лучшие короткометражки - это часто отдельный момент, который случается с героем, но этот момент внутри себя прячет настоящую историю. Что я подразумеваю под историей? Я говорю о конфликте, который должен разрешиться, о дилемме, ставшей на пути героя, о решении, которое должен принять протогонист. Постарайтесь добавить конечные сроки, тиканье часов. Это не обязательно, но добавит некоторую напряженность в ваш сюжет. Фильм «On Time» - пример хорошей короткометражки, собравшей в себе все эти условия. Фильм рассказывает о парне с разбитым сердцем, который может увидеть будущее и использовать это в своих интересах:

5. Расскажите историю

Всегда необходимо рассказывать увлекательную историю. Остерегайтесь идей, основанных лишь на общей концепции, либо направленных на нарушение всех правил, лишь бы нарушить эти правила. Короткометражный фильм - прекрасная возможность расширить границы того, на что способно киноповествование, но в нем все равно должно быть что-то, что эмоционально увлекает зрителя. Вкратце, если это не суперкороткая история, то в фильме должен быть герой, добивающийся своей цели, и антагонист, ставший для него препятствием. Посмотрите фильм «I love Sarah Jane». Это история о подростках в городе-призраке, где взрослые превратились в зомби. В то же время в основе лежит история любви, история о парне, который не может добиться девушки старше него.

6. Вовлеките зрителя

У вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление и увлечь аудиторию. Одна страница короткометражки - это 10 страниц полнометражного фильма. Каков окружающий мир? Должны ли мы сопереживать главному герою? Выглядит ли мир и история достаточно реалистичными? Концовка также крайне важна: трудно по-настоящему прочувствовать хорошее завершение истории, поэтому уделите особое внимание значимой, удовлетворяющей ожидания концовке.

7. Избегайте клише

В коротком метре часто встречаются разные клише или избитые темы. Почему столько людей хочет писать о наемных убийцах, грабителях, о людях, думающих о своей смерти, об инцесте, о насилии и пр.? Избегайте стереотипов, если только у вас не появится свежий взгляд на подобные вещи, как в фильме «The Descendent»:

В этой короткометражке два сбитых с толку наемника хотят убить, казалось бы, невинного ребенка, и один из них испытывает настоящий страх, осознав, что ребенок обладает сверхъестественными способностями, чем и приводил в ужас свою мать.

Пишите о том, что вам близко по духу, что вызывает у вас эмоции, а не о том, что вы заимствовали из других фильмов. Не уходите от коротких историй, придерживайтесь малого формата - идеального средства для них и для вас, возможности рассказать небольшие истории как профессиональные сценаристы.

Последнее, но не менее важное: смотрите как можно больше короткометражных фильмов. Знания о том, что смотрят люди, нельзя ничем заменить, и вы как зритель (а также как автор) должны думать и чувствовать это.

Помешаны на кинематографе? Если вы хотите связать себя с камерой и начать снимать, вам необходимо будет поведать выдающуюся историю. Умение включать свои творческие способности и писать сценарии не должно даваться с трудом. Научитесь находить хорошую историю и развивать ее в захватывающий сценарий, который вероятно обеспечит отличный короткометражный фильм.

Шаги

Поиск истории

    Начните со слова, образа или предмета. Все, чего требует история, − это семя, за которым вы будете следить до того, пока оно произрастет. Станет ли она великим короткометражным фильмом? Возможно да, возможно нет. Первоначально, все, на чем вы сначала должны сосредоточиться, −это развивать идею и наблюдать, куда она ведет. Здесь приведено несколько действенных способов «мозговой атаки», чтобы повествование началось:

    • Хороший способ начать рассказ? Просто начните писать. Достаньте бумагу и карандаш, либо сядьте за компьютер и заставьте себя писать на протяжении заданного промежутка времени. Скажем, 10 или 15 минут. Не переживайте на счет того, похоже или нет то, что вы пишете, на «рассказ», и обеспечит ли оно хорошее кино. Вы лишь в поиске идеи. Вы можете написать 99% мусора, однако там может быть один маленький фрагмент, который мог бы превратиться в рассказ. Поразмыслите.
  1. Попробуйте использовать словесные упражнения. Все, что вам требуется, чтобы раздобыть идею для повествования, − это маленькая искорка. Составьте список более или менее случайных образов, первых слов, которые пришли вам в голову: детский сад, Окленд, пепельница, масляная краска. Колоссальный список. Придумайте как минимум 20 слов, затем попробуйте их логически соединить. О чем заставляет вас задуматься этот список? Внеклассный урок рисования полный детей в Ист Бэй? Горящая сигарета в студии художника? Начните с образа, и пусть все будет, как будет. Ищите историю вокруг образов.

    Начните размышлять над некоторыми хорошими идеями. Хороший способ начать работать над сценарием− начать размышлять над странными, удивительными или абсурдными сценариями, которые могут создать хороший сюжет. Что, если бы вся еда была в виде таблеток? Что, если бы вы обнаружили, что ваш отец− шпион? Что, если бы ваша собака неожиданно смогла разговаривать? Хорошие сюжеты и персонажи могут получиться из размышлений.

    Поищите короткие рассказы, чтобы их инсценировать. Одним из способов придумать идею для короткометражного фильма является инсценировка уже написанного кем-либо другим рассказа. Ознакомьтесь с недавно опубликованными сборниками коротких рассказов, состоящих из рассказов с увлекательными сюжетами, и выберите один, который будет интересно отснять.

    • Обычно, было бы трудно инсценировать роман в короткометражный фильм. Постарайтесь сконцентрироваться на коротких рассказах. Просмотрите «Куда ты направляешься, Где ты пропадал?» Джойса Кэрола Оутса, как прекрасный пример очень маленькой истории с неповторимым и захватывающим сюжетом.
  2. Попробуйте снять реальную жизнь. Кто сказал, что короткометражный фильм должен быть фантастикой? Если вы хотите отснять короткометражный фильм, рассмотрите возможность съемки окружающего мира или документально фильма. Отыщите местный музыкальный фестиваль в вашем районе и спросите, можете ли вы снять интервью с группами, или попытайтесь снять вашего друга, организовав его режим тренировок из спортивного интереса. Найдите хорошую историю, которая происходит вокруг вас, и получите разрешение записать ее.

    Ведите дневник сновидений. Сны могут обеспечить хорошим вдохновением для короткометражного фильма, особенно если вам нравится таинственность. Если вы хотите придумать идею для сна, установите будильник на полночь, чтобы проснуться посреди одной ночи и быстро набросать сюжет. Сны могут быть местом для создания образов, странных событий и диалогов для короткометражных фильмов.

    • Что вас пугает? Хорошее жуткое сновидение может быть прекрасным поводом для начала съемок короткого фильма ужасов. Когда вы пишите сценарий и снимаете свой короткометражный фильм, постарайтесь запечатлеть ту атмосферу ваших зловещих снов. Просмотрите короткие серии «Кролики» Дэвида Линча для вдохновения.
  3. Обратитесь к истории. История полна удивительных, зачастую невероятных сюжетов. Другие области знания также могут помочь: психология (особенно при работе над личностью персонажей), география и так далее.

    Позаимствуйте идею из полнометражного художественного фильма. Никто не запрещает вам взять отдельную идею из полнометражного фильма и переработать ее в самостоятельную короткометражку. Возможно, вы вдохновитесь какой-то конкретной сценой, затронутой темой или персонажем.

    Сократите рассказ. Можете ли вы написать короткое предложение в 15 слов или менее, которое раскрывает основное представление и сюжет вашей задумки? Тогда вы на верном пути. Как только у вас есть отправная идея, постарайтесь овладеть «короткой презентацией». Опишите свой фильм так кратко и быстро, как это возможно, чтобы дать себе возможность написать наилучший возможный сценарий и описать рассказ другим так, чтобы вы смогли заручиться поддержкой актеров и других сторонников. Избегайте размытости или абстракции и сосредоточьтесь на сценарии и сюжете.

    • Хорошие примеры краткого содержания рассказа могут выглядеть так:
      • Мальчик находит в поле маленького пришельца и приносит его домой.
      • Дети начинают рисовать странные изображения после школы.
    • Плохие примеры краткого содержания рассказа могут выглядеть так:
      • Человек борется с депрессией.
      • Череда загадочных событий выпадает на долю жителей Петербурга.
  4. Думайте практично. Подумайте, что есть у вас в доступе и как вы можете использовать то, что у вас есть. Приступая к работе, составьте список каждого реквизита, съемочной площадки и каждого актера, доступного по месту, и подумайте, как они могут создать хорошую историю. Может ваш друг, боксирующий трижды в неделю, вдохновит вас на историю о боксе.

    • Убедитесь, что ваша история подходит для экранизации. Оборудование и комплект кинодекораций в большом почете, когда вы сами снимаете фильм и работаете без студийной поддержки и кучи денег. Опять же, будет сложно снимать космический научно-фантастический фильм в мамином подвале. Постарайтесь убедиться в том, что вы сможете сделать необходимые кадры, чтобы снять фильм, который вы хотите. Сможете ли вы сделать кадр Нью-Йорка с крана, с высоты полета, если вы живете в Москве и у вас нет ни денег, ни камеры? Вероятно, нет. Найдите другое решение.

    Разработка сценариев

    1. Найдите главного героя и его антагониста. В каждом сценарии есть главный герой и его противник, что создает конфликт и обеспечивает напряженность. Если вы не уверены в том, кто есть кто, то важно серьезно задуматься над развитием своего сценария, чтобы было ясное представление, о ком мы должны переживать и почему.

      • Главный герой−персонаж, за которого мы болеем, которому мы сопереживаем и к которому чувствуем своего рода эмоциональную привязанность.
      • Антагонист − это персонаж, ситуация или установка, которая работает против главного героя, создавая драму. Антагонист не обязательно должен быть злодеем с закрученными усами, а может представлять собой трудную ситуацию или некую другую абстракцию.
    2. Найдите подходящую декорацию и костюмы. В короткометражном фильме это частично будет соображением практического характера и соображением сценария. Хорошие декорации сами по себе обеспечивают напряженность и драматизм, однако вы вряд ли сможете полететь на Бермуды, чтобы снять пляжную сцену. Найдите место, чтобы поместить свою историю, которое будет дополнять историю, которую вы хотите поведать, но в то же время будет доступно.

      • Постарайтесь работать с тем, что у вас есть. Будет сложно снимать научно-фантастическую эпопею на заднем дворе или в подвале, если вы знаете, что придется вести съемку в доме родителей. Взамен, подумайте о бытовой истории, которая бы сработала в местном масштабе. Подумайте об историях, которые происходят в домах, в городе, в котором вы возможно живете. Сценарии, которые работают с декорациями, получаются лучше.
    3. Ищите конфликт. Сценарию нужен конфликт, чтобы заставить нас переживать. Что заставит зрителя вложить деньги в вашу историю и ваш короткометражный фильм? Чего хочет ваш главный герой? Что отделяет вашего героя от желаемого? Ответы на эти вопросы создают источник конфликта. Как только вы придумали оригинальную идею относительно места съемок, начните концентрироваться на том, что создает конфликт в истории, и на его раскрытии насколько возможно.

      • Конфликт не должен включать драку или перестрелку, чтобы считаться высокой драмой. Он должен включать настоящее противостояние персонажей и эмоциональный подъем. Если мальчик приносит домой инопланетянина, с какой проблемой он вероятно столкнется? Какая опасность в нем для мальчика? Что заинтересовывает нас в просмотре детских рисунков?
      • Найдите внутреннее и внешнее повествование. Что мы видим во внешнем повествовании: персонаж путешествует по миру и происходят события. Внутреннее повествование делает его убедительным. Как влияет такая перемена на персонажа? Что это значит для персонажа? Хороший короткометражный фильм или любой сценарий будет включать в себя оба этих элемента, происходящих одновременно.
    4. Не усложняйте его. Ограничьте масштабы сценария насколько это возможно. Короткометражный фильм−это костяк художественного описания, короткий рассказ, а не роман. Это не означает, что он не может быть амбициозным и нетрадиционным, но в короткометражных фильмах нужно работать с ограниченным числом элементов, персонажей и декораций, чтобы снимать должным образом.

      • Кроме того, может быть забавным, заставить себя снять очень длинную и запутанную историю как можно короче. Как бы выглядела «Война и Мир» в десятиминутном ролике? Что если все шесть частей Звездных войн уложились бы в десять минут с помощью подручного оборудования? Как бы вы с этим справились?
    5. Сторонитесь распространенных клише короткометражных фильмов. Как любая форма искусства, короткометражный фильм не без давно использованных идей и сценариев-клише. Если вы раньше никогда не снимали, вы будете в игре на шаг впереди, пропустив этот хлам. Избегайте следующих клише короткометражных фильмов:

      • Персонаж один, разговаривает, глядя в зеркало, затем совершает самоубийство.
      • Что угодно, связанное с киллером.
      • Два персонажа спорят о чем-то, пока мы не понимаем, что на самом деле это один персонаж с раздвоением личности.
      • Фильм начинается с жужжания будильника, и герой встает с кровати.
    6. Цель − сохранить заинтересованность в фильме продолжительностью десять минут. Создание фильма любой продолжительности очень сложно. Постарайтесь сделать ваш фильм как можно короче, особенно если вы снимаете впервые. Съемка действительно хорошего, напряженного, драматического и захватывающего трех минутного фильма− серьезное достижение. Постарайтесь сделать это успешно, прежде чем вы решите преступить к 45-минутному гангстерскому шедевру с перестрелкой в замедленной съемке.

    7. Посмотрите несколько короткометражных фильмов. Если вы собрались снять кино, посмотрите несколько фильмов. Также как вам не стоит пытаться писать роман, не изучив построение романа; важно получить представление о том, как работают короткометражные фильмы и что нужно, чтобы сделать хороший короткометражный фильм, прежде чем снимать его самому. Это не только сокращенная версия полнометражного фильма: короткометражный фильм представляет собой уникальную среду с различными трюками и техниками. Посмотрите некоторые фильмы, прежде чем снимать свой.

      • YouTube и Vimeo- огромные ресурсы короткометражных фильмов, как плохих, так и хороших. Ознакомьтесь и посмотрите, есть ли в вашем городе фестиваль короткометражных фильмов, распространенных в некоторых районах метрополитена, чтобы лично увидеть некоторые представления.
      • Музыкальные видео так же прекрасный вид короткометражного кино, с которым вы, вероятно, уже знакомы. Внимательно смотрите, как ваши любимые музыкальные видео объединены, и тщательно изучите их. Просмотрите Джонса Спайка, Хайп Уильямса и Мишель Гондри, как мастеров современной формы

    Написание сценария

    1. Очертите свой сценарий. Либретто кинофильма не должно быть формальным или включать в себя какие-либо римские цифры (хотя они могут встречаться, если вы хотите). Раскадровка обычно используется, чтобы помочь понять, какие кадры вам нужно будет снять позже по ходу съемок, и дабы получить визуальную книгу комиксов для фильма в процессе написания. Кратко обрисуйте, что будет происходить в сценарии и основные диалоги.

      • Фильм−визуальное средство повествования истории, так что не полагайтесь исключительно на диалог, чтобы поведать историю. В хороших сценариях, наброски должны быть явно о внешнем повествовании, тогда как внутреннее повествование должно подразумеваться.
      • Фрэнсис Форд Коппола снимал сиквел к «Изгоям», названный «Бойцовская рыбка», не имея написанного сценария до того самого дня, когда должна была сниматься картина. Никто из актеров понятия не имел, что произойдет далее, что придавало фильму нотку спонтанности и экспериментаторства.
    2. Добивайтесь конструктивной критики. Как только вы собрали воедино сценарий, покажите его своим друзьям или некоторым людям, которые разделяют вашу любовь к кино и смогут выдвинуть конструктивную критику. Выслушайте их и постарайтесь, на сколько это возможно, видоизменить свой сценарий. Некоторые режиссеры годами работают над сценариями, которые впоследствии годами находятся в производстве. Недаром создание фильма− длительный процесс.

      • Попробуйте также показать свой сценарий потенциальным компаньонам. Актерам, продюсерам, потенциальным режиссерам. Покажите сценарий людям, которые могут помочь.
      • Наберитесь терпения. Придумать хорошие идеи нелегко. Просто попробуйте снова!
      • Анимированные короткометражные фильмы самые низкооплачиваемые. Blender−100% бесплатное программное обеспечение для анимации.
      • Когда вы стараетесь найти актеров, задействуйте друзей или развесьте такие объявления, к примеру, как на прослушивание.
      • Повеселитесь! Сделайте друзей своими актерами и усядьтесь на стул с громкоговорителем, крича на них! Забавно!
      • Главный герой не должен меняться.

Сценарий, который бьет точно в цель – советы для начинающих и не только

Короткометражными принято называть фильмы, длительность которых не превышает 40 минут, но чаще всего создатели ограничивают свои произведения 10-15 минутами — этого времени достаточно, чтобы выразить основную идею картины и не потерять внимание зрителей. Короткометражки могут быть совершенно разными по жанру и тематике, вызывать у зрителей весь спектр эмоций, демонстрировать любые аспекты жизни.

Именно со съемок короткометражных фильмов начиналась карьера многих известных кинорежиссеров: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Романа Полански и других. Причин такой популярности несколько:

Затраты на их съемку значительно ниже, чем на создание полнометражной картины;

В них можно выразить одну мысль или идею, показать определенную ситуацию, не задумываясь о дополнительных сюжетных линиях, характерах множества героев;

Создание таких картин — своеобразный тест на режиссерское мастерство, так как необходимо не только удержать полное внимание зрителей на протяжении всего, пусть и короткого, фильма, но при этом показать им цельную историю, воздействовать на определенные эмоции, заставить задуматься.

Структура сценария короткометражного фильма

Большинство профессионалов рекомендуют строить сценарий фильма, будь то полный или короткий метр, на основе классической трехактной конструкции, которая включает завязку сюжета, его кульминацию, и развязку. При создании полнометражной картины эта схема используется, главным образом, для того чтобы подогревать интерес к картине на протяжении длительного времени. Однако на съемках задача может быть решена некоторыми другими способами. Какими? Давайте разберемся.

1. Начнем с классики, когда сценарий строится по трехактной схеме. Примеры подобных фильмов:

«Пес Барбос и необычный кросс», режиссер Леонид Гайдай

«Паук», режиссер Nash Edgerton

2. Нередко используется сценарий по типу «перевертыш», когда показанная вначале ситуация или история оказывается совсем не тем, чем казалась. Как пример можно привести:

«Поцелуй», режиссер Toma Vasharov

«Love"s Routine» by Shirlyn Wong

3. Широко распространенным способом создания короткометражки можно назвать шутку или гэг. Примеров можно найти огромное количество: это многочисленные анимационные ролики, фильмы в стиле скетч-шоу и т.д.

«For the Birds» by Pixar

«6 кадров»

4. В отдельную категорию можно выделить фильмы, которые основаны на некоей загадочной истории, смысл которой раскрывается в конце. Сюда же относят абсурдные ситуации, которые также получают неожиданную развязку.

«Сюрприз», режиссер Ben Dodd

«The Lounge Bar» by Don McGlashan and Harry Sinclair

Тем не менее, несмотря на разнообразие вариантов структуры сценария, подавляющее большинство короткометражных фильмов строится на базовых принципах, когда сюжет развивается по схеме «завязка-высшая точка напряжения-развязка». Кроме того, многие специалисты уверены, что только в этом случае видеоряд заслуживает названия «фильм».

Четыре шага к идеальному сценарию

С чего же начинается написание сценария короткометражного фильма? Конечно, с идеи!

Шаг № 1 — поиск подходящей идеи. Многие успешные сценаристы рекомендуют всегда иметь при себе блокнот, куда незамедлительно записывать абсолютно все пришедшие в голову мысли, замеченные ситуации, образы, характеры. Впоследствии некоторые из них можно развить настолько, что этого хватит для создания полноценного сценария, а другие можно использовать в качестве дополнительных фишек.

Шаг № 2. Когда есть общая идея построения сюжета, необходимо продумать три его основных элемента:

каким будет персонаж (главный герой) картины, его характер, особенности;
в какую ситуацию он попадет;
какая проблема будет у персонажа, как он будет ее решать, добьется ли при этом успеха.

Ситуация должна заинтересовать зрителя с первой же секунды — в этом значительная часть успеха короткометражки!

Отлично это реализовано в фильме:

«Сейчас или никогда» режиссера Шона Кристенсена

Шаг № 3 — проработка сюжета. Важно тщательно продумать, каким образом будет происходить развитие сюжетной линии, расписать все эпизоды, из которых будет состоять картина, уделить внимание второстепенным героям.

На этом этапе необходимо выбрать способы, которые помогут усилить эмоциональное воздействие на зрителей, продумать переходы между отдельными эпизодами, добавить недостающие звенья.

Шаг № 4 — это вычитка, а также первая корректировка. Когда сценарий уже практически готов, его нужно внимательно перечитать, убрать все лишние детали, которые могут затянуть время фильма, но не добавят ему смысловой или эмоциональной нагрузки. Особое внимание уделяется соответствию всех действий и поступков персонажей их характерам — здесь не должно быть никаких разночтений! Кроме того, важно еще раз убедиться, что все происходящие события, даже самые фантастические, подвержены определенной логике.

Несколько полезных советов

В принципе, следуя простому плану, изложенному выше, принять участие в конкурсе короткометражных сценариев может каждый, кто способен придумать оригинальную идею и построить на ее основе сюжет. А помогут начинающим советы от тех, кто уже попробовал свои силы в создании КФ и добился определенных успехов. Мы рекомендуем посетить мастер-класс Геннадия Иванова http://www.mitta.ru/vse-stati/publikatsii/programm-kurs-of-producing-kino

Кроме того, совсем не лишним будет просмотр фильмов, отмеченных наградами различных фестивалей — это поможет понять, какими принципами руководствуются успешные сценаристы и режиссеры для того чтобы сделать картины интересными, захватывающими, веселыми, оригинальными, словом, такими, которые неизменно вызывают интерес и эмоциональный отклик у зрителей.

Уже закрыта, но мы все же решили выпустить эти карточки, чтобы молодые киношники, не успевшие вовремя зарегистрировать свои работы, сделали их еще лучше к следующему году, а те, кто успел — перепроверили и тоже подчеркнули для себя некоторые моменты. Для грамотного написания этих карточек мы обратились к Диасу Азимжанову — режиссеру, получившему степень магистра в Нью-Йоркской киноакадемии по специальности «Режиссура кино и ТВ», лауреату множества отечественных и зарубежных кинофестивалей и обладателя целого списка прочих регалий, о которых можно узнать здесь. Вот что он нам, и вам, посоветовал: Прежде чем начать говорить на эту тему, мне бы хотелось сразу подчеркнуть, что в кино, как и в остальных видах искусства, не должно быть постулатов и нет места правилам, вроде «это должно быть так», есть лишь уникальное видение творца, по крайней мере, искренне хочется верить в это. Посему, далее, я лишь поделюсь своим небольшим опытом, и ни в коем случае не буду пытаться учить(ибо сам учусь), а лишь попробую направить, дать небольшой ориентир так сказать. А вот принимать данный путь или нет, уже на ваше усмотрение. Начнём…

Из чего состоит короткометражный фильм?

Короткометражный фильм, как и полнометражное кино, может состоять из трех актов(начало, середина, конец), в некоторых случаях и из двух актов.

Знать акты и череду событий, которые желательно прописать в каждом из них, конечно, хорошо, но считаю, нам нельзя забывать, что это своего рода шаблоны и кальки, слепо следовать которым — не есть хорошо, ибо повышается риск потерять уникальность своего видения.

Подробную информацию о структурах пишут такие авторы, как: Блэйк Снайдер (Blake Snyder), Сид Филд (Syd Field), Джозеф Кэмпбэлл (Joseph Campbell) и др. Правда, повторюсь ещё раз, там также пытаются направить вас и показать и рассказать нюансы структуры повествования, и вам не обязательно следовать им.

Как проработать персонажа?

Возможно, это самый сложный, и в то же время, увлекательный процесс при разработке и написании сценария.

Помимо бэкграунда персонажа, думаю, его многослойность и парадоксальность являются важными составляющими при проработке.

Например, представим персонажа по имени Алан, мужчина лет 35−37. Каждый день он ездит на работу в метро, и ровно в 7 утра стоит на перроне и ждёт свой поезд. Выглаженная рубашка, аккуратная прическа и чистая обувь. Среднего телосложения.

Как видим, мы уже имеем определённую информацию о нем, но этого конечно недостаточно для раскрытия его характерных особенностей. Идём дальше и ставим его в ситуацию: Алан, как и всегда, стоит на перроне, чуть поодаль от него стоит девочка лет 14−15, тихо плачет, и вдруг, прыгает вниз, на рельсы. В отдалении мы слышим звуки приближающегося поезда. Люди в панике. Крики! Зовут дежурного на помощь.

Смотрим на Алана, от того, как он будет реагировать сейчас, зависит многое в истории в целом. Алан, посмотрев по сторонам, бросает свою сумку и прыгает на рельсы. Быстро хватает девочку и выбирается оттуда(не без помощи других людей). Теперь мы знаем, что Алан, не только аккуратен и педантичен, но и храбрый малый. Идём дальше. Допустим, у них диалог:

Алан: ну, как ты?

Девочка: все нормально… Спасибо вам.

А: Больше так не делай, хорошо?

Д: Хорошо.

Девочка уходит.

Как видим, это скучный диалог, и не особо раскрывает персонажа. Да, Алан добрый, но здесь нет парадоксальности и многослойности, о которой писал выше. А теперь, попробуем, по иному. Диалог номер два:

Алан: слушай, ты знаешь, что в странах Африки дети умирают от голода и нехватки воды, и каждый прожитый день для них словно подарок судьбы. А ты? Обута, одета, сыта. Чего тебе не хватает? Отвечай!(трясёт её)

Девочка(плачет): он бросил меня…

Алан: Какого хрена?! Хочешь сказать, я испачкал свой костюм и рисковал жизнью из-за какого-то сосунка, у которого ещё молоко не обсохло на губах?!

Девочка: Простите…

Алан: Чтобы я тебя не видел на этой станции больше, особенно в 7 утра! Ты поняла меня, дура?

Девочка: Но… Как… мне ездить в школу?

Алан: На велосипеде.

Девочка: Но…

Алан: Закрой рот и потеряйся в толпе, быстро!

Девочка быстро уходит, расплакавшись ещё больше…

Алан поправляет галстук и садится в поезд. Как видим, Алан неоднозначный персонаж, он педантичен, чистюля, храбрый, но и жестокий в определённый степени, возможно даже маниакален. Так появляется многослойность персонажа, которую мы видим в жизни. И это все, здесь мы показали всего через одну ситуацию. А в сюжете их может быть несколько. И вам желательно использовать их по максимуму для раскрытия персонажа.

Касательно антигероев или же антагонистов. Я бы советовал их делать не менее многослойными и ещё более мотивированными в достижении целей. И, как говорил мой мастер: «Любите своих антагонистов!»

Искренняя любовь к отрицательным персонажам, осложняет задачу вашему протагонисту(главному герою) достигнуть своих целей, а это лишь на руку вашей истории и активизирует остальных персонажей.

Как выбрать жанр? Какие вообще есть жанры

Жанр обычно выбирается сценаристом(если это не коммерческий проект) посредством обычных вопросов самому себе: «по душе ли мне это?», «хочу ли я рассказать именно эту историю?», «зачем я её хочу рассказать и в каком ключе(жанре)?», и после этого начинается вырисовываться сам жанр истории.

Кстати, жанры сценарного искусства несколько отличаются от кино-жанров. Например, есть жанр «Монстр в доме». Как говорит само название, данный жанр предпологает развитие сюжета в закрытом пространстве с определенным количеством людей, где также есть антигерой(иногда он один из них), который убивает остальных одного за другим. Более подробно об этих жанрах можно прочитать в вышеперечисленных книгах по сценарному искусству.

Как прописать конфликт? Какие есть виды конфликтов?

Касательно конфликтов, думаю, глубокий конфликт рождается во время хорошей проработки персонажа. Я имею в виду внутренний конфликт героя/ев. Например, поведение нашего героя Алана(во время диалога с девочкой), возможно будет оправданным, если мы узнаем, что в детстве он был свидетелем того, как его сестра умерла в аналогичной ситуации и никто не помог ей тогда, включая него самого, а его родители после этого случая, не спускались в метро никогда. Когда мы определяемся со внутренним конфликтом, мы начинаем более отчётливо видеть мотивы героя и его цели, что также появляется во время проработки персонажа.

Когда герой движется к своей цели, на пути неизбежны также конфликты с антигероем(или со стихией, как в фильмах катастрофах). Они нам нужны, чтобы показать арку персонажа и то, как он начнёт меняться, принимая эти вызовы и разрешая конфликты выше. Правда, необходимо помнить, что герою также необходимо побороть внутренний конфликт с собой перед кульминационной битвой с антигероем, ибо это и есть ключ к победе(отчасти).

Как лучше работать над сценарием? Записывать ручкой в блокнот, или лучше в ворд-документе на компьютере или может есть какая-нибудь программа?

У каждого сценариста свой метод. Если говорить об этом на уровне идеи, то я их записываю в приложении Evernote, у себя в телефоне, или же записываю на аудио, когда не удобно писать. После читаю или прослушиваю, если идея действительно цепляет за душу, то начинается её проработка. То есть, вам необходимо «переспать» с идеей, чтобы понять, насколько она была вам интересна на тот момент и насколько она актуальна сейчас(и будет ли)? Это поможет более трезво оценивать ваше желание и стремление её реализовать(и жить с ней последующие полгода, а может и дольше).

Когда вы начнёте её прописывать, желательно фиксировать развитие истории в виде событий на карточках на доске или на стене, чтобы вы могли видеть их вместе и имели возможность менять их местами или вовсе удалять из истории и добавлять новые.

После того как вы определились с основными моментами истории, желательно соединить события на карточках и прописать их на бумаге более детально(и желательно «вкусно») в виде рассказа(считайте это укороченной версией вашего сценария). Это также необходимо, чтобы вы могли вносить небольшие изменения в свою историю и дальше(или по просьбе инвесторов, если это коммерческий проект). После, вы начнёте писать первый драфт вашего сценария, в который также будете вносить изменения, пока к вам во сне не подойдут герои вашей истории и крикнут «Остановись!».

После написания сценария, желательно «оставить его в покое» на несколько дней/недель и не открывать. Когда вернетесь к нему, полностью прочтите заново, свежим взглядом. Это нужно, чтобы минимизировать последствия иррационального подхода к своей идее в виде сюжетных дыр и нестыковок.

Также, лучше не прятать сценарий от других в папках своего лаптопа, покажите людям, которым вы доверяете(если среди них будут сценаристы и режиссеры, то ещё лучше), получите фидбэк, проанализируйте, может вы действительно что-то упустили? Так будут создаваться ваши последующие драфты сценария, пока вы не успокоитесь:)

Откуда стоит черпать вдохновение для написания сценария?

Как вы и сами понимаете, тут нет универсального ответа, но можно расширить горизонты вдохновляющих источников, если вы начнёте оглядываться вокруг, более внимательно слушать людей вокруг и себя. Кстати, мне иногда помогает медитация, особенно когда работаю над персонажем. Вас также могут вдохновить книги и фильмы, но как уже писал выше, не позволяйте им взять верх над вашим собственным видением(если мы говорим об авторском сюжете). Вы удивитесь, но ваши друзья, родные и близкие — кладезь вдохновения, стоит вам у них спросить и внимательно слушать. Много историй остаются в закромах наших душ и забываются.

В начале они конечно могут подозрительно отнестись к вашей инициативе, но вы объясните им все как есть и за чаем/кофе они могут открыть вам небольшие Миры из разных судеб, откуда вы можете черпать то самое вдохновение.

Правда, хотелось бы напомнить, что написание сценария требует терпения и немалых усилий. Пока вы будете его писать, возможно вы и сами будете меняться, вместе с вашими героями и становиться лучшей версией себя.

Существует ли какое-то золотое правило сценария для короткометражки?

Его нет и слава богу, ибо в искусстве не может быть как-либо правил априори. Правда, с учётом того, что сейчас все труднее удержать зрителя перед экраном, думаю нельзя игнорировать фактор хронометража(это не правило, а больше из разряда good to know). То есть, чем короче — тем лучше. Говоря цифрами, если ваше кино короче 15 минут, то вы существенно повышаете возможность того, что зритель досмотрит ваш фильм. Также, если вы хотите отправить свой фильм на кинофестивали, то его желательно делать короче 20 минут(но у каждого кинофестиваля свои правила).

Если говорить о правилах сценарного искусства, то есть лишь одно — НЕ ТЕРЯТЬ СВОЕ УНИКАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ.

И в принципе, если ваш сюжет действительно интересен и берет за живое, то какой бы там ни был хронометраж, его досмотрят(а может и пересмотрят и руку пожмут).

И напоследок, хочу предостеречь от некоторых подводных камней. Когда вы будете писать сценарий, к сожалению, будет не мало влияющих на вас факторов вроде людей, которые будут не верить в вас, в ваши способности и в ваше видение. Также нужно учитывать один момент — природа человека такова, что мы на подсознательном уровне, сами того не осознавая, пытаемся внедрить свои идеи в чужие головы, особенно когда они просят нас помочь с чем-либо. Со временем вы научитесь фильтровать полезные советы и разделять их от разрушающих, но ни в коем случае не переставайте работать над своим произведением(кроме форс-мажорных ситуации), так как когда вы увидите воплощение вашего кропотливого труда на экране, когда ваши персонажи оживают и живут своей жизнью, вызывая неподдельные эмоции зрителей, вы поймёте какую магию вы сотворили и что игра действительно стоила свеч.

Удачи в начинаниях!

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...