История и описание картины «После дождя» известного советского живописца А. М




Александр Михайлович Герасимов
После дождя (Мокрая терраса)
Холст, масло. 78 х 85
Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

Известный русский, а затем и советский живописец А.М. Герасимов прошел долгий творческий путь. Он видел и славу во времена Сталина, и безвестность в период правления Хрущева, когда все его произведения удалялись из музеев. Отрадно, что в настоящее время талант художника получил достойную оценку.

Свою творческую деятельность он начинал импрессионистом, а закончил реалистом. Большое место в его творчестве уделено социалистической тематике, что не удивительно, если учесть, на какой исторический период пришелся пик творчества художника.

Картина живописца «После дождя» , написанная им в 1935 году, известная также под названием «Мокрая терраса», — это одно из немногочисленных его произведений, лишенное какой бы то ни было политической подоплеки и созданная исключительно под влиянием момента. Люди старшего поколения, возможно, все еще помнят иллюстрацию этой картины на странице учебника русского языка, где она публиковалась многие годы. Создавалась она в усадьбе А.М. Герасимова в городе Мичуринске.

Примечательной особенностью картины является его жанровая неопределенность. Есть в ней элементы как натюрморта-стол, ваза с цветами, стакан- , так и пейзажа-омытый дождем летний сад.

Изображенная на картине терраса вся мокрая и блестит от только что прекратившегося дождя. Блеск воды передан художником невероятно реалистично. Кажется, что стоит дотронуться до стола или провести рукой по скамейке, как ощутишь влагу на руке. Можно даже представить себе, как художник, боясь упустить момент, в спешке размещает свой мольберт в глубине террасы, как он сосредоточенно добавляет мазок за мазком, чтобы не упустить красоту момента.

На переднем плане мы видим темный резной стол с изогнутыми ножками. На ней ваза с цветами и опрокинутый стакан. Возможно, его опрокинул ветер, а может люди, которые покидали террасу в спешке, спасаясь от внезапно грянувшего ливня. Капли дождя сбили несколько лепестков с цветов и разбросали их по столу и полу.

На заднем плане за балюстрадой начинается изумительный пейзаж. Цветущий летний сад просто великолепен после дождя. Так и чувствуется в посвежевшем воздухе влага, запах дождя, мокрой травы и зеленой листвы. Сквозь листву виднеется невысокий, невзрачный сарайчик. Но от позитивного настроения, что передается картиной, сарай этот тоже кажется красивым.

При внимательном взгляде можно заметить, что краски от переднего плана к заднему начинают плавно светлеть. Подобным образом художник заставляет своего зрителя так же плавно пройтись взглядом к светлому и солнечному.

В своем творении художник сумел передать не только великолепие момента, но и охватившее его восхищение и приподнятое настроение.

Усадьба, в которой создавалась эта картина, в настоящее время превращена в музей-усадьбу художника. Здесь организована картинная галерея, являющаяся самой крупной в России городской картинной галереей. Это дань неоспоримому таланту народного художника А.М. Герасимова.

Картина Герасимова После дождя – одна из лучших работ художника.

Чтобы понять картину Герасимова После дождя (Мокрая терраса) стоит вначале вспомнить несколько исторических фактов.

В 1881 году 31 июля в городе Козлове, в купеческой семье, родился Александр Михайлович Герасимов. Один из известнейших художников своей эпохи, Герасимов в молодости серьезно увлекался импрессионизмом, но исторические процессы начала 20 века полностью изменили его взгляды.

Революция в России и последовавшее за ней строительство коммунизма сделали из художника ярого последователя нового течения – соцреализма. Надо отметить, что именно в соцреализме Герасимов полностью раскрылся как художник. Его картины считались в СССР во время сталинской эпохи каноническими.

Личный художник вождя всех народов, Герасимов написал множество картин самого Сталина, Ленина, Ворошилова. После прихода к власти Хрущева, Герасимов теряет статус личного живописца Кремля.

Однако в череде произведений художника есть не только картины вождей и полотна, прославляющие социализм.

Одна из выдающихся работ автора, картина После дождя была написана Герасимовым после того, как он покинул столицу и в поисках успокоения отправился в родной город. настолько отличается от остального творчества художника что, несомненно, заслуживает отдельного разговора.

По воспоминаниям сестры Герасимова, художник был потрясен увиденным садом . Такое состояние природы, палитру цветов, благоухание воздуха, невозможно было не запечатлеть на холсте. После дождя все вокруг преобразилось и художник немедленно потребовал у своего ассистента, Дмитрия Панина, кисти и краски. Само полотно было создано за несколько часов, с той поразительной быстротой, которая говорит о взрыве эмоций у автора.

Изменивший все вокруг , мокрая беседка, литья деревьев, все это в руках художника обрело иной смысл. Еще в годы молодости природа, дождь, ветер привлекали Герасимова своей естественно красотой и теперь все это воплотилось в картине После дождя.

К этой картине Герасимова вела вся его жизнь, пусть это не прозвучит претенциозно, но именно мокрая терраса после дождя помогла ему создать лучшее его творение. В образах картины легкость, эмоции автора, чистота помыслов. Техника исполнения предопределила художественную наполняемость.

В советской истории живописи найдется не так много произведений сопоставимых с картиной После дождя по своей красочности и исполнению.

Сам художник вспоминая свою жизнь и свои полотна, считал что — лучшее из того, что выходило из под его кисти.

/ Альбом Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov
Разместил: Ивасив Александр

"После дождя (Мокрая терраса)"

1935 г. Холст, масло 78 х 85

Государственная Третьяковская галерея, Москва

За эту картину в 1937 художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

А.М. Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был этюд, известный под двойным названием "Мокрая терраса" и "После дождя" (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...

Я не придал как-то особого значения этому этюду и только на выставке не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..."

(Цит. по изд.: Герасимов A.M. Жизнь художника. М., 1963. С. 157-158).

______________________

К 1935 году, написав множество портретов В.И. Ленина, И.В. Сталина и других советских руководителей, А.М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола — розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски — полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И.А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А.М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

"Мокрый" эффект в картине Герасимова "После дождя".

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) - типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж - летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности - стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений - если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева - на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать "мокрый" эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла. Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт - в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие - на среднем, совсем светлые - на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина "После дождя. Мокрая терраса" была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...