Китайская живопись го хуа. Рисуем сливу мэй


В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать водяного дракона и как нарисовать восточного, китайского дракона карандашом поэтапно, посмотрите их скелет и строение тела.

Эти два дракона похожи, только одни живут в воде, а другие являются небесными драконами. Их тело имеют змеино-образную форму с маленькой головой, короткими лапами и длинным хвостом.

1. Ниже приведены 3 изображения со скелетом, мышцами и общим видом двух драконов в сравнении. У китайского дракона(восточного) лапы очень небольшие по сравнению с его телом, он обладает магией, которая дает ему возможность летать без необходимого физиологического строения тела. Нажмите на картинку, чтоб увеличить ее.


2. Сравнение голов водяного дракона с китайским.

У водного дракона зубы расположены в два ряда в форме игл, имеется выдвигающиеся челюсть, которая предназначена для перекусывания, на них зубы очень прочные. Также у водного дракона есть еще пара клыков с парализующим ядом. Для защиты глаз предназначены прозрачные веки, покрыт дракон шероховатой чешуей со слизью.

Особенностью китайского дракона являются ярко выраженные ноздри, из которых он выпускает огонь. Зубы его расположены в один ряд. Глаза смотрят вперед, как у человека.

3. Приведены примеры построения задних и передних лап.

4. Нарисуем водяного дракона. Чертим основу тела линией, кружочками выделяем места головы, грудной и задних областей. Изображения увеличиваются.

Прорисовываем голову, тела, ласты и хвост.

Стираем вспомогательные линии и наводим контуры водного дракона, детализируем и выполняем штриховку.

Здравствуйте,товарищи!

Давайте нарисуем китайского дракона. Но прежде чем браться за дело, прочтите обсуждений «китайский дракон» - там дано немало полезной и занимательной информации по теме.

Теперь, ознакомившись со статьей, перейдем к делу. У нас есть картинка: дракон, которого мы назвали S. Его для начала и нарисуем. Расположим прямоугольный лист вертикально. Сначала -рисунок карандашом, а затем поэтапно -фломастером.

Самое важное для начала: наметить линию извивов туловища чудовища. Туловище это, мы с вами помним, а не . То есть предполагает отсутствие выраженного брюха и равную толщину почти по всей длине, а так же возможность виться и гнуться петлями. Желательно чтобы композиция смотрелась выигрышно избразить дракона в динамике полета, изогнутым и перевившимся в 2-3 местах. В то же время, на листе следует оставить место для лап и головы: помните об этом. Мы изобразили дракона в такой позе. Перерисовать – здорово, но выбрать свою, пусть даже несколько менее сложную – стократ лучше. Еще раз: помните, что толщина дракона везде примерно одинаковая, сужается он только к хвосту. Теперь отметим голову и лапы. Голова большая и шире шеи, но в основном за счет усов и языков пламени, напоминающих плавники. Не спешите сильно выделять шею, она поуже чем туловище но не намного.

Пасть будет открытой, что придаст картинке шарма. Теперь разберемся с ногами. Ноги чудища толстые и короткие, мускулистые, конически сужающиеся к лапе. Лапа большая, и напоминает птичью – костистая, с длинными пальцами и когтями. Пальцев пять штук, один против четырех, как у человека. Обратите внимание: в бедренной части ноги дракона очень толстые, почти толщиной с туловище. Насчет расположения этих ног на туловище уже достаточно сказано во вступлении. В общем, помните что без ног не обойтись, а как они растут, или крепятся – для так называемого «китайского» дракона вопрос вторстепенный. Важно расположить ноги как можно зрелищнее. И заметим – сами лапы обычно направлены вовне, от туловища, как бы можно сказать, нарочно вывернуты. Хвост сужающийся и как и тело вьётся свободно петлями. Теперь давайте уточнять детали. Вдоль хребта пустим огнистый гребень. У нас дракон перекрутился вдоль оси симметрии, чуть не как лента Мёбиуса. Кто сможет, непременно пусть попробует передать это типично рептильное движение, но в целом можно обойтись и без него. На конце хвоста добавим всполохи пламени, немного напоминающие оперение.

Уточним ноги, прорисуем отдельные пальцы на которых выделяются фаланги, и острые когти, выходящие из гротескно утолщенных концов пальцев. Обратите внимание: из-под лап также вырываются небольшие языки пламени, здесь они напоминают лепестки цветов. Теперь голова. Сама по себе она не очень большая, и похожа немного на детскую прищепку.

Она вытянутая, с маленькой черепной коробкой и длинными широкими челюстями. Пасть раскроем и покажем длинный язык. Поглядите на выросты венчающую эту голову: они тоже играют существенную роль. Голова окружена пламенистым венчиком. Из(под) носа торчат изогнутые как змеи усы. Закончив основной облик, переходите к второстепенным деталям: наведите чешую, пропишите когти, разделите языки пламени, непременно заострите внимание на голове. И вот он возникает перед нами на листе бумаги: такой же могучий и первозданный как тысячелетия назад. А еще говорят, драконов нет или они вымерли. Они есть, вот вам один для примера. Отличный дракон и как здорово парит и вьётся в облаках- как дельфин в родной стихие.

Китайский художник и фотограф Дун Хун-Оай родился в 1929 году, а скончался в 2004 году в возрасте 75 лет. Он оставил после себя невероятные работы, созданные в стиле пикториализма, — удивительные фотографии, похожие на произведения традиционной китайской живописи. Ниже вы найдете небольшую коллекцию этих изумительных фотографий.

(Всего 25 фото)

1. Дун Хун-Оай родился в 1929 году в городе Гуанчжоу, провинции Гуандун, Китай. Он уехал из страны в семь лет после неожиданной смерти своих родителей.

2. Как самый младший из 24 детей, Дун отправился жить в китайское сообщество в Сайгоне, Вьетнам. Позже он несколько раз посещал Китай, но больше никогда не жил в этой стране.

3. По прибытии в Сайгон Дун стал учеником студии фотографии китайских иммигрантов. Там он научился основам фотографии. Он также полюбил фотографировать природу, что и делал часто с помощью одного из фотоаппаратов из студии. В 1950 году в возрасте 21 года он поступил во Вьетнамский национальный художественный университет.

4. В 1979 году между социалистической Республикой Вьетнама и Китайской народной республикой открылась кровавая граница. Вьетнамское правительство начало репрессивную политику в отношении этнических китайцев, проживающих на территории страны. В результате, Дун стал одним из миллионов «лодочников», которые бежали из Вьетнама в конце 70-ых – начале 80-ых.

5. В возрасте 50 лет, не зная английского и не имея никого из родных и друзей в США, Дун прибыл в Сан-Франциско. Он даже смог приобрести небольшую комнату для проявления фотографий.

6. Продавая свои фотографии на местных уличных ярмарках, Дун смог заработать достаточно денег, чтобы периодически возвращаться в Китай, чтобы пофотографировать.

7. Более того, ему представилась возможность некоторое время обучаться под руководством Лун Чин-Саня в Тайване.

8. Лун Чин-Сань, скончавшийся в 1995 году в возрасте 104 лет, разработал стиль фотографии на основе традиционного китайского изображения природы.

9. Веками китайские художники создавали величественные монохроматические пейзажи, используя простые кисти и чернила.

10. Эти картины не должны были изображать природу в точности, они должны были передать эмоциональную атмосферу природы. В последние годы империи Сун и в начале империи Юань художники начали сочетать три на одном холсте разных формы искусства… поэзию, каллиграфию и живопись.

11. Считалось, что этот синтез форм позволял художнику полностью выразить себя.

12. Лун Чин-Сань, родившийся в 1891 году, учился именно этой классической традиции в живописи. В какой-то момент своей долгой карьеры Лун начал экспериментировать с передачей импрессионистского стиля искусства на фотографию.

13. Сохранив многоуровневый подход к масштабу, он развил метод расслоения негативов, которые соответствовали трем уровням отдаленности. Лун научил этому методу Дуна.

14. Пытаясь еще ближе имитировать традиционный китайский стиль, Дун добавил к фотографиям каллиграфию.

15. Новые работы Дуна, созданные на основе древней китайской живописи, начали привлекать внимание критиков в 1990-ых.

16. Ему больше не нужно было продавать свои фотографии на уличных ярмарках; теперь его представлял агент, а его работы начали продавать в галереях по всей территории США, в Европе и Азии.

17. Ему больше не пришлось зависеть от отдельных клиентов; его работы теперь были востребованы не только частными коллекционерами произведений искусства, но и корпоративными покупателями и музеями. Ему было около 60, когда он впервые в жизни достиг какого-то уровня финансового успеха.

18. Пикториализм – это движение в фотографии, появившееся около 1885 года после обширного представления процесса фотографии на неувлажненной печатной форме. Своего пика движение достигло в самом начале 20-го века, а период спада пришелся на 1914 год, после появления и распространения модернизма.

19. Термины «пикториализм» и «пикториалист» стали широко применяться после 1900 года.

20. Пикториализм соприкасается с идеей, что художественная фотография должна имитировать живопись и гравюру того века.

21. Большинство таких фотографий были черно-белыми или в оттенках сепии. Среди использовавшихся способов были: неустойчивый фокус, особые фильтры и просветление линзы, а также экзотические процессы печатания.

23. Целью подобных техник было – достичь «личного выражения автора».

24. Несмотря на эту цель самовыражения, лучшие из таких фотографий шли параллельно со стилем импрессиониста, а не в ногу с современной живописью.

25. Оглядываясь назад, можно также увидеть близкую параллель между композицией и живописным объектом жанровых картин и фотографий в стиле пикториализма.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.
Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

…» Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи… Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен…
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным,какдракон…»

Просматривая кучу роликов по теме, я заметил, что старые кит. художники предпочитают работать на сто метровых рулонах бумаги, разводить краску в эмалированных ведрах и рисовать кистями, размером с трубу от пылесоса. Я буду использовать обычные кисточки, небольшие палитры и формат А3.

Также очень рекомендуется рисовать на рисовой бумаге, «на которой последние две с лишним тысячи лет создают картины китайские художники» , но кроме рисовой водки в наших магазинах я ничего не обнаружил.
Никогда не оставляйте кисть в воде, лучше сложите на какую-нибудь подставку. А когда оставляете кисть надолго (день, месяц, тысячелетие) обмакните в мыльный раствор, чтобы она засохла и сохранила форму.

«Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм,цветом и светотенью…»

«В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр…»

В китайской живописи самое главное - «передать одухотворённый ритм живого движения, который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение… Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы.»

Каждый мазок, элемент и картина в целом - это символ. И философия. Все для них имеет собственный смысл. Горы - мужское начало (янь), вода - женское (инь). Любое растение - это воплощение определенного человеческого характера. И так во всем…

«…Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний,не может постичь китайскую живопись…»

Переходим к изображению -

Самое главное - научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Вообще мазок - это основа . Только не тот мазок, который сдается на анализы, а который произошел от каллиграфических штрихов. Все иероглифы построены на последовательности определенных мазков.
Для начала несколько положений кисти в руке.

Вертикальное положение. При нем хорошо получаются отрывистые штрихи с широким началом и тонким концом)))
Наклонное положение - для покрытия большой площади краской. Всегда нужно контролировать направление мазка. До самого конца. С помощью пальцев.

Советую извести пару листов бумаги на тренировку со штрихами, как это сделал я.)))
Почувствовать кисть. Сопротивление бумаги. Рождающуюся из под вашей кисти форму на листе.

Начинаю рисовать ветку с цветами .Так как эт оодно из любимых объектов в китайской живописи…

Сначала широкой кистью с черной краской обозначаю первые штрихи, толстое место ветки…

Дальше чуть с меньшим нажимом рисую продолжение этой ветки. Мазки тоньше и короче…

Более тонкой кистью добавляю мелких веток…

Наконец стволовая основа закончена теперь можно рассаживать цветы…)))Берем кисть потолще…цвет в принципе любой, главное не черный))) я выбрал желтый…

Рассаживаем цветы дальше…На сгибах веток самые крупные на концах меньше. Практически все время держу кисть вертикально.

Нужно научиться наносить, градиентные мазки, как я их назвал.))) То есть берем на кисть основной цвет(в нашем случае желтый), потом один раз макаем в оранжевый и рисуем. Должен выходить плавный переход двух цветов.

Потом тонкой кистью с яркой теплой краской наносим тычинки и всякую мелочь на цветы.

Эта картина нарисовалась за 20 минут)))

У меня под рукой две чашки с водой. В одной я смываю плотный раствор с кисти, а в другой домываю уже почти очищенную кисть.

Следующее упражнение…конечно же бамбук )))

«…Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер…»

Чаще всего его рисуют в монохромной гамме. То есть семь тонов черного цвета.

Сначала рисуем основной ствол, вертикально держа кисть. Каждая часть стебля должна быть прямой, одинаковой толщины, а расстояние между узлами должно быть постоянным. В начале и конце мазка задержите кисть. Чтобы обозначился бамбуковый узел на стволе.

Потом густой черной краской наношу передние листья. Каждый листок - это одно прикосновение к бумаге. В идеале, сколько мазков - столько листьев.

Более разбодяженной кистью добавляем второстепенные стволы.

Потом той же разбавленной краской рисуем крупные листья второго плана.

И еще…

И в конце уже тонкой кисточкой добавляем всякий мусор в виде тонких веточек, переплетений, мелких листочков...не забывая про общую композицию на листе.

20 минут работы и бамбук готов)))

Следующий этап работы - птицы. Анималистический жанр - немалая часть в работах китайских мастеров. Конечно, у них не было такого понятия как референсы. Они рисовали то что их окружало и было знакомо с детства.)))

Мы же можем воспользоваться дарами Интернета и рассмотреть объект рисования не отрывая за…простите, не сходя с места)))

Колибри…

Любую птичку надо начинать с клюва и глаз. От них строится оперение и общие пропорции пернатого.

Пользуемся «градиентными» мазками, а в некоторых местах разведенной водой краской…
Мелкие вещи лучше прорисовывать сухой кистью с краской. То есть выжимать немного кисть тряпочкой или снимать жидкость о край стакана или поверхность палитры…Есть экземпляры, среди художников, которые облизывают кисть…))) Ну тоже вариант…

И еще пара птиц…

Каждая рисовалась минут 10.

«Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж…Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния…»

Пора приниматься за пейзажи…

Так как большинство пейзажей рисовались на листах, напоминающих длинный кусок туалетной бумаги, то и мы не будем нарушать традиции.
Я, например, разрезал А3 напополам…
Тут мы будем использовать технику «мазюкать на мокром». Я промочил весь лист большой кистью и сильно разбавленной краской нанес крупные разводы на листе, помня, что сверху - небо, снизу - земля.

Более густой краской, но все еще с большим количеством воды наметил основную массу будущих гор. После этого даем высохнуть полотну.

Еще более насыщенным цветом добавляю деталей.
Так как речь идет об живописи Поднебесной страны, то без облаков - никуда))) Заполним пустоты слоем облаков…

И уже тонкой кистью с черной краской наносим детали в виде деревьев, трещин на скалах и прочей мишуры. Чем выше,(то есть дальше))) разводим краску больше.
Готовность - 30 минут.

Ну и еще один пейзаж…уже без комментариев.

«Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись.»

Также они любили прописать поперек листа какое-нибудь мудрое изречение или стих.
Я же выдумал свой собственный китайский экслибрис)))
Он ничего не значит, просто пусть будет)))

На этом закончим наш мастер-класс. Надеюсь вам понравилось и принесло какую-то пользу… Как, говорил мой учитель по рисованию в университете - «даже обезьяну можно научить рисовать…» (причем, мне кажется имел в виду меня всегда)))))))но тут главное не в технике… В китайской живописи есть огромный плюс - это язык символов. Символов простых, вечных и понятных любому - красота, гармония, любовь. Тут нет строгих правил…И произведение ценится не за то, что оно рисовалось годами…просто…

Напоследок, для любителей Фен-Шуя - несколько иероглифов с положительной энергией)))

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...