Окружной фонд жилище хмао. Соотнесение модели мира с домом


Традиционное жилище кочевниковЧум – жилище коренных
жителей Ямала

Традиционное жилище жителей городов

Многоэтажный
дом

Актуальность темы исследования

Сегодня, ханты находится на грани
«перерождения», обезличивания в общем
«котле» проживающих на Севере народов.
Традиции ханты, манси и селькупов
забываются, «сглаживаются», становятся
«преданьем старины глубокой» .
Изучение культуры коренных народов поможет
обществу сохранить бесценные знания и
грамотно использовать их в будущем при
проектирование жилья, одежды и в других
областях науки.

Объект исследования

культура народа ханты

Предмет исследования

Жилище ханты – чум

Гипотеза исследования

Предположим, что изучая культуру народа
ханты, мы поймём, что форма постройки
жилища не случайна, так как она может быть
связана с мировоззрением народа, его образом
жизни

Задачи исследования

- Познакомиться с литературой;
- Посетить интернат;
- Обнаружить связь архитектурной формы
чума с культурой ханты.

Характеристика народа ханты

Среди ханты
выделяются
три этнографические
группы
(северные, южные
и восточные),
отличающиеся
диалектами, самоназваниями,
особенностями в хозяйстве и культуре

Образ жизни ханты

- Речное рыболовство;
- Таёжная охота;
- Оленеводство.

Женщины занимаются

- Выделкой шкур;
- Шитьём одежды из оленьего меха;
- Вышивкой бисером

Конструкция чума

Зимние капитальные постройки были либо каркасными,
углублёнными в землю, пирамидальной или усечённопирамидальной формы, либо срубными.
Оленеводы в тундре жили на стойбищах в чумах,
крытые накрывали покрышками из оленьих шкур или
бересты.
В конструкции чума нет мелочей.
Коническая форма хорошо
приспособлена к особенностям
ландшафта открытой тундры. Он
устойчив при ветрах.
С крутой поверхности чума легко скатывается
снег

Конструкция чума

Коническая конструкция чума
выверена веками.
Она предельно проста, все
детали - незаменимы.
Три длинных шеста расставляются по кругу, и
скрепляются вверху сухожилием оленя. Затем в каркас
вставляются остальные жерди. Чум покрывается
нюками.
Летний вариант покрышки
изготавливался из
бересты. Трудоёмкий
процесс изготовления
такого нюка занимал иногда
весь летний период.
Зимний вариант покрышек - оленьи шкуры.
Сегодня кочевники используют брезент,
сукно.

Внутреннее пространство чума

Зимний чум тундровики
ставят в укрытых от ветра
местах. Где рядом есть река
для ловли рыбы, где под
снегом много ягеля и где есть
топливо для очага.
Центральное место в чуме – это очаг. В былые
времена это открытый костер, сегодня
металлическая печка.
Чум условно делится на мужскую и
женскую половины. На мужской
половине размещаются охотничьи
принадлежности, здесь хозяева
встречают гостей. На женской
половине размещается вся
домашняя утварь, продукты
питания, одежда, колыбель.

Вертикальная модель мира и чум

Вертикальная модель– это сравнение
строения мира с деревом, древом жизни.
Верхний мир – это крона, средний мирствол, подземный мир – корни. Вообще
растения в культуре ханты занимают
особое место, в частности, деревья.
Вертикальная модель мира объясняет строение
чума. Верхнее отверстие в чуме предназначено
для свободного общения с богами. Отсутствие
окон объясняется тем, что существа нижнего
мира могут подсматривать в окна и этим
приносить вред людям.

Выводы

Прикоснувшись к истории и культуре, я понял, что форма
постройки жилища не случайна, как с точки зрения
физических законов, так как и с точки зрения верования
народа.

Большинство хантов традиционно вели полуоседлый образ жизни, переезжая из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Зимний дом хантов - это срубная полуземлянка, причем наземный сруб невысокий: в 6-10 бревен (до 2 метров высотой), с печью-чувалом и просторными нарами вдоль стен.

Чтобы построить такой мыг хат - «земляной дом» - нужно сначала вырыть яму размером примерно 6 х 4 м, а глубиной 50-60 см, а иногда и до 1 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен. Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Следующие этапы строительства вы можете определить сами, рассматривая срубную полуземлянку в ЭТНОМИРе - ее строительство велось по традиционной технологии хантов.

Вариантов такого жилища могло быть множество. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху; покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве, и в крыше - она могла быть плоской, односкатной, двухскатной на коньковом стояке, двухскатной коньковой и т.д.

Пол в таком жилище - земляной, первоначально земляными были и нары вдоль стен - ханты просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары.

В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше. Только потом его стали закрывать и превратили в окно, которое закрывали гладкой прозрачной льдиной. Появление окна стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Об устройстве чувала вам подробно расскажет экскурсовод во время экскурсии и вы поймете загадку «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит».

Если вас не интересуют подробности, можно просто самостоятельно рассмотреть этот компактный дом, представить себе образ жизни хантов, сделать фотографии - Парк народов Сибири и Дальнего Востока открыт для самостоятельного посещения гостями ЭТНОМИРа круглогодично.

Ханты-мансийское традиционное жилище

Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).

Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх ), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М., 1895: 43].

Очаг (чувал ) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основания составлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей, оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всех народов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности.

Строгой ориентации по странам света у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройки кругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].

Соотнесение модели мира с домом

"Мировоззрение народа… в чем оно проявляется? Каковы его составляющие? Мифология, обрядность, атрибутика, поведенческие нормы, отношение к природе… все эти аспекты бытия реализуются в традиционных обществах на разных социальных уровнях" [Гемуев И.Н., 1990: 3].

Мифология обской ветви финно-угорских народов определяет не только картину мира, мировоззрение и социальную структуру хантов и манси, но и "Космос" внутри жилого пространства. В религиозно-мифологических представлениях манси космос включает три сферы (вертикальное строение): верхний мир, средний и земной.

Небесный, верхний мир - сфера обитания бога демиурга Нуми-Торума (хант. Торыма ), по воле которого была создана земля. Судя по основному космогоническому мифу, гагара, посланная Нуми-Торумом, достала со дна океана комок ила, который затем увеличился до размеров Земли [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 18]. Бог демиург создал богатырей первой генерации, но позже за неподобающее поведение уничтожил. Богатыри второй генерации превратились в духов-покровителей сообществ людей, объединенных сознанием единства происхождения. Далее Нуми-Торум создал лесных великанов, животных, и, наконец, людей, после чего удалился от дел и передал правление одному из сыновей.

Мир-сусне-хум "объезжающий на коне свои угодья", младший из сыновей верховного бога, управляет жизнью людей, и обитает на втором, земном уровне, а также еще множество локальных божеств живут в среднем мире. В подземном царстве живет бог болезней и смерти - Куль-отыр и подчиненные ему существа [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 21].

Под землей жили плохие и вредные духи, на верху обитали верховные боги, но "членение жилища на три сферы отчетливо соотносится со спецификой пребывания в нем человека" [Гемуев И.Н., 1991: 26]. Мужчина вхож на чистую территорию богов, в то время, как женщина имела право находится в жилом пространстве, но лишь тогда, когда она почти была равна чистому человеку, то есть, когда она не рожает и не менструирует. В эти же периоды ей надлежит обитать в специальных маленьких домиках (мань-кол ), которые ассоциируются с неким преддверием нижнего мира.

Зонирование жилища манси в горизонтальной плоскости целесообразно начать с южной (противоположной входу) святой стены (мул ). Это место отождествляется с верхней частью чума, там хранятся семейные фетиши и другие святыни: пубы, иттерма, талисманы. Пространство у мула с внутренней и наружной стороны запретно для женщины. Снаружи перед мулом непременно вкопан столб для привязывания жертвенного животного (анквыл ). Обычно у мула ставятся угощения для Мир-сусне-хума и домашних, совершаются кровавые жертвоприношения. Очевидно, что мул сильно задействован в сакральной практике.

С другой стороны от мула находилась привходовая, северная зона жилища. Очаг, как правило, находился в правом от входа углу или посередине. В промежутке между чувалом и правой стеной находилось изображение Самсай-ойки - духа нижнего мира, функцией которого была охрана входа, порога.

Далее шло разделение пространства по социальному признаку. Как правило, оно олицетворяет половозрастную иерархию. Наиболее почетным местом (мули палом ), предназначенным для гостей (мужчин), был пал (нары) у мула, находившийся в близости от угловых нар хозяев. Дальше к двери (открывающейся части чума) размещались члены семьи и родственник, причем, мужское население размещалось ближе к чувалу, а женское - к выходу.

Выше приведенными примерами, И.Н. Гемуев доказывает, что ханты-мансийский дом в миниатюре повторяет образ Вселенной в том виде, в котором он существует в традиционном мировоззрении. Исследователь очень четко распределил самые священные центры, которые представляют собой полярные зоны: синтез верхних полок и мула, и соединение подземного мира с порогом и входом в жилище. Недаром, при строительстве нового дома, принесение кровавой жертвы или закапывание останков жертвенного животного под порогом, наблюдается практически у всех народов России, ведущих традиционный образ жизни.

"Приобщение к космосу, космизация личности, что в традиционном обществе прямо соответствует ее становлению, переходу от бесхитростно-детского к взрослому, "ответственному перед богом и людьми" состоянию напрямую связано у манси с созданием собственной семьи, дома. В этом смысле дом, который сам по себе является слепком Космоса, объективно основан на его принципах" [Гемуев И.Н., 1990: 219]. Человек пытается создать гармонинию своего мира, посредством упорядоточения и наложения своего видения картины мира на структуру своего дома.

У народов ханты и манси мифология практически одинаковая. Разница заключается в некоторых названиях богов и в том, что у хантов существует представление, о подобии всех трех миров, то есть они считали, что на небесном и подземном уровнях существует такая же деятельность, как и на среднем, отличие состоит только в том, что в поземном мире все происходит наоборот (у лошади шкура вывернута мясом наружу, а мехом вниз).

Трехэтажное строение вселенной и ее проекция на жилище однотипна, однако, это не единственное членение пространства дома у хантов. Имеют место еще воззрения о горизонтальном (линейном) делении, согласно которому верхний мир - это южная часть, куда впадает Обь. Одновременно нижний мир - это часть, где-то на северо-западе, близь моря, именно оттуда к людям приходят духи, приносящие болезнь.

Рассмотрим подробней распределение мест в жилище хантов. В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. За очагом - наклонный шест (сымзы ), к нему от входа идут над кострищем два горизонтальных шеста, на них поперечный стержень, продеваемый в отверстия крюка для подвешивания котла. "Слева и справа от разделительной полосы - съемные доски пола, далее по бокам - подстилки из циновок и оленьих шкур. Участок около входа - для дров, напротив входа - священный, на разделительной полосе - кухонный, на досках - обеденный, на подстилках - спальный" [Хомич Л.В., 1995: 124].

Как отмечает Л.В. Хомич, наиболее почетное место - в середине левой половины, там находятся супруги-хозяева, затем - в середине правой половины, где размещают гостей. Зона, длящаяся от середины к сымзы - место неженатых мужчин или стариков-родителей, ближе к входу, как у манси, - незамужних женщин. Очевидно одинаковое отношение у всех народов Сибири к женщине, ее определенная роль и месторасположение в жилом пространстве дома. В этом заключается проекция социальной сферы на план жилища в традиционной культуре.

Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Они не считали себя умнее животного, единственное различие человека и зверя было в неравных физических возможностях того или иного. Перед тем как срубить дерево, люди долго извинялись пере ним. Срубали же лишь сухие деревья.

Считалось, что у дерева была живая, но беспомощная душа, более того, дерево являлось связующим звеном с небесным миром, так как макушка дерева застревала в облаках, а корни уходили глубоко в землю. Поэтому именно древесина является главным строительным материалом, символизируя место, определенное для человека в космосе.

Обские угры, выбрав главным образом себе в качестве жилья коническую конструкцию, старались, с помощью архитектурных принципов, упорядочить свою модель мира. Жилище было связано со всеми тремя мирами и имело свое четкое расположение в космическом представлении вселенной. Эти основные положения космогонической модели мира народов ханты и манси, переносятся на модель жилого дома.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...