Любовь в жизни героев в романе Отцы и Дети: отношение к любви, история любви Николая Петровича и Фенечки, отношение к любви Кирсанова (Тургенев И. С.)


Сегодня на уроке мы продолжаем работу над изучением и анализом романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Попытайтесь сформулировать тему урока, прослушав высказывание И.С.Тургенева, догадаетесь, что он имел в виду:

    Это сильнее смерти и страха смерти. Толькоэтим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь.

Тема нашего сегодняшнего урока -Любовь в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А назовём мы его выразительной строкой Ю.Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье”. Записываем тему и эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку станут слова И.С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) .

    Звучит романс «Утро туманное, утро седое…» на стихи И.С.Тургенева.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

На фоне мелодии - слово учителя.

Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И. С. Тургенева « В дороге». Написано оно было в ноябре 1843года. Много лет спустя, композитор Юлия Абаза написала романс на это стихотворение. Романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, а настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге. Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу…

«Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем, те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвящённое Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если б я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк.., а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам …»

Тургенев влюблён!!! Панаева вспоминала: «Такого крикливого влюблённого, как Тургенев, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо». Он сопровождает певицу на гастролях, мечется за тенью своей возлюбленной по Европе.

« Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза - день потерянный».

Роковая, мучительная любовь к Виардо жила в сердце Тургенева с первой минуты их встречи до конца жизни. Он так и не «свил своего гнезда», а прожил всю жизнь «на краю чужого гнезда», рядом с Полиной и Луи Виардо.

Тургенев прошел через испытание любовью. Через это испытание он пропускает героев всех своих романов. О любви он говорит так: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин».

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

По вечерам любимым занятием И.С.Тургенева и семьи Полины Виардо была игра в портреты. Предлагаю и вам сыграть в аналогичную игру на знание персонажей романа «Отцы и дети».

1. Узнайте персонажей пьесы по их портрету:
(мужские имена пишем – в 1 столбик, женские - во 2 столбик, у доски работает ученик)
- «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука...ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом, волосы длинные»? (Евгений Васильевич Базаров)

-«...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро»? (Павел Петрович Кирсанов)

-«...барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто клетчатых панталонах...мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»? (Николай Петрович Кирсанов)

-«…молодой человек, лет 23, ехал в коляске рядом с отцом, думал про себя об отце и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства наполнило его

душу…» (Аркадий Николаевич Кирсанов)

«Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки»? (Помещица Анна Сергеевна Одинцова)

-«Это была взбалмошная, подвижная, энергичная, женщина. Взгляд её беспечный до удали и задумчивый до уныния. Её поведение «представляло ряд несообразностей». Она то смеялась, то рыдала, то внезапно уезжала, то возвращалась…» (Княгиня Р)

«...Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детско-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»? (Фенечка)

«...девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами»? (Катя, сестра Одинцовой)

2. Составление схемы.

По какому принципу можно соединить мужские имена и женские?

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему.

Герои

Отношение к любви

Мечты о будущем

Реальное будущее

Н.Кирсанов

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

А.Кирсанов

П.Кирсанов

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно .

В.Базаров

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества, неверия и разрушительной силы собственной натуры.

Для них (кирсановых) любовь – это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь - это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность поотношению к женщинам. Н.П.(гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

    Послушайте ст-е Ф.И.Тютчева «Предопределение» С судьбой кого из героев можно соотнести его? Какое определение можно дать любви этих героев?

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье-

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

Расскажите историю их любви.

Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…»)

Как повлияла на Павла Петровича любовь к княгине Р. (не сделал успешную карьеру, впал в уныние, ушёл от мира)

Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Из истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, почему он избрал именно такую манеру поведения.

Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Какую роль играет кольцо со сфинксом, почему на нём крест?

(Крест-начало новой жизни. Древнегреческий миф об Эдипе, который разгадал загадку сфинкса и остался жив, П.П. не смог разгадать свою княгиню и поплатился за это своими чувствами, не смог завоевать сердце княгини. Протопит кольца - графиня Воронцова подарила кольцо с восточными письменами А.С.Пушкину. После дуэли Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь подарил его любимой женщине – П.Виардо. «От женщины к поэту и от поэта к женщине, круг замкнулся». Восточные письмена талисмана осуществляли свою ворожбу не напрасно (К.Бальмонт)

Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

Какая же это любовь?

Выводы: Эта любовь - любовь-наваждение, страсть во имя самой страсти, которая сломала жизнь П.П., он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего, кроме муки. Жизнь П.П. проиграна - такова его трагедия. П. П. смешон, нелеп, трагичен, ибо его эпоха, в нем живая и неизменная, ушла из реальной жизни безвозвратно.

Павел Петрович - княгиня Р. (любовь наваждение)

Именно любовь П.П. к княгине Р. Похожа на любовь Тургенева.

2) Читаю ст-е Ф. И.Тютчева «Последняя любовь».

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

О ком поведем речь? (о Н.П.).

Расскажите историю их отношений.

Что долгое время мешало Николаю Петровичу сделать предложение Фенечке? (боязнь мнения брата и общества)

Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына».

И эти слова произносит принципиальный П.П.!

«Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!».

Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

Каков Н.П. в отношениях с Фенечкой?

(робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.)

Вывод: Любовь Н.П. и Фенечки естественна и проста. Это прежде всего семья, сын. Н.П. ведет себя достойно по отношению к Фенечке в трудной ситуации. Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Н.П.осуществляют связь поколений.

Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).

4) Ст-е Тютчева «Пламя рдеет..»

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой ловлю...

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне - как в раю.

О любви, каких героев идёт речь? (Аркадий и Катя). Расскажите историю их отношений.

Почему Аркадий увлёкся Катей и отдалился от Одинцовой (Катя ближе Аркадию по мироощущению)

Изменился ли он под воздействием любви? (отдалился от Базарова)

Аркадий меняется, “возвращается ” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей.

Счастливы ли Аркадий и Катя?

(Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

    Выводы: Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви сын похож на отца. Но сказать, что Аркадий – повторение отца было бы мало, в нем обыкновенность, нормальность отца переходит в ординарность, хотя Тургенев нигде не включает отрицательных черт в его характеристику.

Аркадий - Катя (любовь земная)

4) Читаю стихи Тютчева Ф. И. «Кто б ни был ты…»

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

О ком идёт речь? (о Базарове). Расскажите их историю любви.

Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

    Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

    И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

    Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

    «Когда я встречу человека, который бы не спасовал передо мною, тогда я изменю своё мнение о себе»

    «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

    «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Когда мы с ней знакомимся?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

(Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге)

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

(Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться)

Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять.

Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову?

(Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

    “Чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь, хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

    “Сердце у него действительно так и рвалось”.

    “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Зачитывается сцена объяснения (глава XVI).

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

Вывод: Любовь-страсть раздваивает душу Базарова. Показывает, что этот циничный, грубый нигилист может быть романтиком. На первый взгляд, эта любовь похожа на любовь П.П., но нет, она не растоптала Базарова. Главное: она показала, что циник на словах, Базаров в душе человек очень нравственный. Считая любовь всего лишь физиологией, он не посмеет коснуться Одинцовой. Сам того не сознавая, он живет по очень высоким нравственным принципам, он способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений - разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна.

И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П.

Нигилизм Евгения Базарова не оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать.

Мне вспоминается цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долго терпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается».

Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится.

Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает» . Но он ошибается. Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

Откройте 27 главу романа, и найдите, пожалуйста, сцену последней встречи Базарова и Одинцовой.

Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (Чтение отрывка из 27 главы)

Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой?

Вывод ученики: Он решителен и мужественен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться.

Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

Вывод: Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.

Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Как нигилист – нет! Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Выводы по теме урока.

Последние слова Базарова о любви. Он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы - символ “всесильной любви”, «вечного примирения” и “жизни бесконечной”.

Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

Существует такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва».

Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

    Что для каждого из героев любовь, реальное чувство или мечта?

    Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

    Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

    Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

    Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

    Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

    Для Кати – семья и равенство в браке.

    Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

    Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

Итак, к какому выводу можно прийти? Что хотел сказать Тургенев, показывая любовные переживания героев?

Внешний конфликт перешел во внутренний, в душе героя, любовь поставила под сомнения авторитет нигилизма.
Но главное Другое! Тургенев объединяет традиции «литературы дома и бездомья». Столкнул их, выявил все достоинства и недостатки.
- Драма П.П. Отверг путь отца, не создал Дома, потомства. Горький удел – греться у чужого огня.
- 16 глава обращение Базарова к Аркадию: безнадежная тоска о том, что ему не дано: быть отцом. Обрести семейство, дом.
Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм. Ведущий к отрицанию преемственности. Снявший ответственность за поступки и убеждения.
под влиянием или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- , характеризующее суть предмета или объекта.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

А теперь ребята запишите слово любовь -----подберите к нему 2 прилагательных-------, а теперь 3 глагола, фраза из четырёх слов, выражающая ваше отношение к описываемому предмету, пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета. Зачитайте, что получилось.

Любовь.
Вечная, неразделенная.
Чувствовать, обожать, думать.
Встречается редко и мыслит сердцем.
Чувство.

Второй пример:

Любовь.
Возвышенная, божественная.
Восхвалять, радовать, дарить.
Помочь любому может спастись.
Дар.

Третий пример:

Любовь.
Безответная, горькая.
Ранит, убивает, не щадит.
Горе великое несет.
Боль.

любовьстрастная, коварная
томиться, влюбиться, мучиться
единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается
бесценный дар

Дом. Задание.

1. Анализ 27 главы.

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Собрать досье на героев.

    Детали портрета.

    Сфера интересов.

    Я – концепция взглядов героя.

    История героя.

    Характеристика, данная другими героями.

    Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева (не менее 20-ти слов).

    Составить герб семейства Кирсановых или герб Е.Базарова. Творческая защита.


Легендарное произведение всех времен Тургенева "Отцы и Дети" охватывает множество тем и проблем. Но основная проблема, которая посетила каждого героя произведения, - это проблема любви. Любовь в жизни героев в романе "Отцы и Дети" играет очень большую роль. Но каждый персонаж испытывает чувство по-своему, не так как все. Итак, рассмотрим героев по отдельности.

Сперва поговорим о главном герое Евгении Базарове.

Любовь к Одинцовой очень непроста. Всю жизнь он презирал это чувство, но столкнувшись с ним, ничего с собой не может поделать. Любовь в его жизни перевернула все. Все его прежние взгляды оказались неверными. Это его и погубило.

Что же касается отношений Аркадия с Катей, то их любовь меняет героя, и его жизнь становится гораздо лучше. Ведь именно с Катей Аркадий может стать таким, какой он есть, и перестать претворятся, как это было в дружбе с Базаровым.

Николай Петрович Кирсанов – это довольно таки трагичная личности. После смерти жены, ему было крайне тяжело. И ту любовь, нежность и красоту, которых ему так не хватало по жизни, он нашел в молодой Фенечке.

Павел Кирсанов – это еще более трагичная персона.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов. Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых. Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев - Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов - Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича - это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь. Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает...». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания.

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру - Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», - писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений. Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров - «духовный мертвец» в начале романа.

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла». В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации.

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом». Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича.

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович. Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина. Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить - не говорят, а так смотрят мудрено», - жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова. Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя...", а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек». В словах этих - сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия.

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие - вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами...», - пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

В начале романа "Отцы и дети" Тургенев представляет нам своего героя как нигилиста, человека, "который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", для которого романтизм - это чушь и блажь: "Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств". Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом,". отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство" Базарова.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенечки, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. Любовь Николая Кирсанова и его сына Тургенева не могла заинтересовать, так как эта любовь обычная сухая, домашняя. Она лишена той страсти, которая была присуща самому Тургеневу. Поэтому мы рассмотрим и сопоставим две истории любви: это любовь Павла Кирсанова и любовь Базарова Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - М.: 2003. - 212 с..

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, потом в корпусе. Он с детства отличался, был самоуверен и как-то забавно желчен - он не мог ни понравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его франтом и втайне завидовали ему. Павел Петрович встретил ее на одном балу, потанцевал с ней мазурку и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и здесь быстро добился желаемого, но легкость торжества не охладила его. Он напротив, влюбился еще сильнее. Впоследствии княгиня Г. Разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней, он чуть рассудка не лишился. Он долго ездил за ней за границей. Снова возникла любовь, но еще быстрее, чем в первый раз, испарилась. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить крепкой жизнью, промаялся 10 лет, у Николая умерла жена, княгиня Г. Скончалась в состоянии, близком к помешательству. Тогда же она возвращает ему кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написала, что это разгадка. Через полтора года он переехал жить в Марьино.

Героиня романа Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью.

“Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах” Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Издательство: АСТ, 2005. - 363 с..

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну да. она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках? ” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто благоговеет перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: "Ах, как я люблю это пустое существо!"

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

Вам понадобится

  • Текст произведения

Инструкция

Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот , хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете.

Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать именно так).

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...