Презентация на тему "глобус и географическая карта". Что такое глобус? История и современное использование глобусов


Какова форма Земли?

2 Какими доказательствами шарообразности Земли располагает современная наука?

3 Расскажите об основных величинах, характеризующих размеры Земли: радиусах (полярном и экваториальном), длине экватора и меридиана, площади повер­хности.

4. Какое значение имеют форма и размеры Земли?

5. Как изменилась бы природа Земли, если бы она была значительно меньших или больших размеров при той же плотности вещества?

Вспомните! Как наглядно изображается земной шар, каковы свойства этого изоб­ражения? Что такое географическая карта? Из каких элементов она состоит? Какие трудности возникают при изображении шарообразной земной поверхности на пло­скости? Каким путем они преодолеваются? К каким неточностям приводит изображение земного шара на плоскости? Чем карта отличается от плана? Как подразделя­ются карты по содержанию и масштабу? Как используются карты?

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли, передающая ее шарообразную форму. На глобусе сохраняются геометрические свойства изображенных географических объектов (материков, океанов, рек, озер и др.) - их линейные и площадные размеры, углы и формы. Глобус дает подобное изображение земной поверхности, его масштаб одинаков во всех местах. Школьные глобусы обычно изготовляются в масштабе 1:50 000 000, т.е. 1 см наглобусе соответствует 500 км на земной поверхности. Для расстояний по глобусу надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции.

Для определения положения географических объектов на земной поверхности служит градусная сеть - система меридианов ипараллелей. При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.

Географические полюса - Северный и Южный - точки пере­сечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхно­стью.

Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Экватор делит земной шар на два полушария: северное и южное. Его длина около 40 076 км.

Параллели (от греч. parallelos - идущие рядом) - линии сечения поверхности земного шара плоскостями, параллельными плоскости экватора. Иначе - это линии на поверхности Земли, проведенные параллельно экватору. Длина параллелей уменьша­ется от экватора к полюсам, поэтому длина дуги 1° разных параллелей не одинакова.

Меридианы (от лат. meridianos - полуденный) - линии се­чения земной поверхности плоскостями, проходящими через ось вращения Земли и соответственно через оба ее полюса. Полная длина земного меридиана около 40 009 км. Длина 1° меридиана в среднем 111,1 км. Из-за сплюснутости Земли она больше (111,7 км) у полюсов и меньше у экватора (110,6 км). Направление определяется в полдень по самой короткой тени верт икальных предметов.



Линии градусной сети на гло­бусе являются дугами окружно­стей и пересекаются под прямым углом. Клетки, образуемые при пересечении параллелей и меридианов, представляют собой равнобочные сферические тра­пеции. Площадь трапеций, распо­ложенных на одной широте, одинакова.

Градусная сеть позволяет определить местоположение лю­бой точки на земной поверхно­сти с помощью географических координат - широты и долго­ты (рис. 3).

Географическая широта φ - угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке, иначе - угловое расстояние точки от экватора. Изменяется от 0 (экватор) до 90° (полюса). Различают северную и южную широту. Все точки, лежащие на одной параллели, имеют одинаковую географическую широту. На глобусе параллели подписывают на нулевом и 180°-том меридианах, на картах - на боковых рамках. На практике географическую широту определяют по небесным светилам с помощью прибора секстана. Кроме того, в северном полушарии можно ориентироваться приблизительно по высоте Полярной звезды над горизонтом, которая расположена близ Северного полюса мира (на угловом расстоянии от него 55").

Географическая долгота λ - двугранный угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, иначе - угловое расстояние точки от начального меридиана. За начальный (нулевой) меридиан по международному соглашению принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в пригороде Лон­дона. К востоку от него - долгота восточная, к западу - западная. Долгота изменяется от 0 до 180°. Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу. На глобусе меридианы подписываются на экваторе, на картах - на верхней и нижней рамках. На практике географическую долготу опреде­ляют по разнице местного времени между нулевым меридианом и меридианом пункта наблюдения.

Карта и план

Карта (от греч. сЬаПез - лист) - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по определенному мате­матическому закону в системе условных обозначений. Карты отображают размещение на земной поверхности явлений природы и общества, их свойства и взаимосвязи, они позволяют одновре­менно обозревать сколь угодно обширные пространства. Благодаря отбору и обобщению на картах выявляются типические черты и характерные особенности картографируемых явлений. Математиче­ская основа карт включает масштаб и картографическую про­екцию, которые определяют степень уменьшения размеров объек­тов на карте, их правильное географическое положение, а также характер и величину искажений, неизбежных при изображении шара (или эллипсоида) на плоскости. Масштаб карт обширных территорий различен в разных частях карты. С помощью условных обозначений возможен показ на картах не только видимых на местности объектов, но и таких, которые не имеют геометрических очертаний (ветер, осадки, температура воздуха и т.п.).

План - условно-знаковый чертеж небольшого участка мест­ности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), построенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб плана постоянен во всех точках.

Отличия плана и карты:

1. На плане изображаются небольшие участки земной повер­хности: школьный участок, поселок и т.д. Планы составляются непосредственно на местности. На картах изображаются гораздо большие территории и в более мелких, чем план, масштабах. При этом используются разнообразные материалы в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.

2. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты отбираются в зависимости от их содержания и назначения самые существенные объекты и их свойства.

3. При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. Все предметы показываются такими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняются их очертания, только размер уменьшается в соответствии с масштабом. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения объектов. Причем те из объектов, показ которых необходим, но они не проходят в масштабе карты, изображают внемасштабными знаками.

4. На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть меридианы и параллели.

5. На планах направление на север показывают стрелкой с
обозначением север-юг. На картах направление север - юг определяют меридианы, запад-восток - параллели. Они могут, быть не только прямыми линиями, но и линиями разной кривизны в зависимости от проекции карт.

Впервые я увидела настоящий глобус в школе на уроке географии. Тогда он мне не показался чем-то удивительным, на первый взгляд карта как карта, просто нанесенная на вращающийся шар. Осознание важности глобуса пришло несколько позднее. Для того, чтобы выяснить в чем же отличия глобуса от карты, нужно рассмотреть и то, и другое в отдельности.

Что такое карта

Географическая карта – это значительно уменьшенное изображение в плоскости. Это одно из наиболее важных изобретений.

Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве . Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.


Что такое глобус

Итак, как мы уже выяснили, первым изображением Земли была карта. Глобус появился значительно позднее, после того, как люди пришли к умозаключению о шарообразности нашей планеты.

Глобус – это мини-копия Земли. История его создания уходит глубоко в древние времена. Примерно во втором веке до нашей эры ученым Кратесом Малосским был разработан самый первый примитивный глобус. Этот ученый очень любил поэму «Одиссеи». Он взялся раскрасить шар по всем маршрутам, по которым проходил его любимый герой. Получилось примитивно, но тем не менее это был самый настоящий глобус, соответствующий уровню знаний тех времен, и по достоинству оцененный нашими современниками.


Самый большой в мире глобус создали в Америке. Его диаметр равен 12,6 м , что соответствует высоте четырехэтажного дома!

Преимущества глобуса

К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие:

  • Глобус по сравнению с картой более нагляден. Он показывает шарообразную форму Земли.
  • Сохранено взаимное расположение относительно друг друга полюсов , а так же меридиан и параллелей .
  • На всех участках глобуса масштаб одинаков .
  • Не искажаются формы объектов и их пропорции .

Земля, как и другие планеты, имеет форму шара, чуть-чуть приплюснутого с полюсов. Человек, находясь на поверхности Земли, видит всего лишь несколько квадратных километров ее площади. При этом общая площадь поверхности Земли - 510 млн кв. км.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли - глобус.

Глобус - трехмерная уменьшенная модель Земли.Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе минимальны искажения земной поверхности.

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Кроме глобуса и планов, для изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.

Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.

Географические карты бывают совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты: горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых изображены страны, их границы, столицы - политическими.

Рис. 4. Физическая карта мира ()

Рис. 5. Политическая карта Евразии ()

Есть особый вид карт - контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

Рис. 6. Контурная карта мира ()

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

  • 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
  • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
  • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
  • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • 4. Содержательный компонент урока:
    • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
    • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
    • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
    • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

Структура урока:

  • 1) организационный момент - 3 мин.
  • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
  • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
  • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

Домашнее задание записано на доске.

Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

  • 5. Методический компонент урока
  • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
    • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
    • б) печатно-словесный (работа с учебником)
    • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

Критерии оценки учащихся:

«5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

«4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

«3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

6. Деятельность преподавателя.

В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

7. Деятельность учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

Конспект урока.

  • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
  • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
  • - Выбери верное утверждение:
    • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
    • а) туманность Андромеды;
    • б) большое Магелланово облако;
    • в) млечный путь.
    • 2. Звезда - это…
    • а) раскаленный газовый шар;
    • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    • 3. Созвездия - это …
    • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
    • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
    • а) скорпион;
    • б) большой пес;
    • в) большая медведица;
    • г) телец.
    • 5. Полярная звезда всегда находится на…
    • а) юге;
    • б) западе;
    • в) севере;
    • г) востоке.
    • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
      • а) красный;
      • б) голубой;
      • в) желтый;
      • г) белый.

Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

  • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
  • б) какие географические карты вам известны?
  • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
  • г) что такое масштаб карты?
  • 5. Д/з: стр.22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

Всю жизнь эти два предмета идут рядом, и всегда они удивляют своей непохожестью. С одной стороны и то, и другое — всего лишь уменьшенная , а с другой — целый пласт в истории развития .

Правда, тут тоже надо быть аккуратным. Ведь стандартные глобусы в тридцать, а то и в восемьдесят миллионов раз меньше реальной планеты, так что область, покрытая пальцем, может включить в себя несколько островов или даже стран.

Так что если всерьез решили узнать, куда лучше направиться, то стоит использовать глобус, изготовленный к Парижской выставке 1889 года. Он то всего чуть меньше земного шара. В какой-то миллион раз. Тут не промахнешься.

Безусловно, появился куда позже, чем карты, но успел получить свою долю популярности. Будучи впервые изготовленным в 1492 году, он успел пригодиться и для мореплавания, и для школьного учебного пособия, хотя в последнее время в качестве пособия его используют куда чаще.

Нужно отметить, что название Глобус появилось не случайно, хотя тот, кто придумал его, не отличался бурной фантазией. Глобус с латыни переводится как шар. Да, просто шар — ёмко и понятно.

Остается нерешенным только один вопрос. Если взять глобус и карту с одинаковым и наклеить карту на глобус, то совпадут ли горы и реки? Любопытно? Ну тогда можете попробовать. Хотя лучше сначала спросить у учителя.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...