Что сподвигло эдварда мунка написать картину крик. «Крик» Мунка


«Крик» - группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства - 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства - двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», - выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», - сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал Мунк о себе.

Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.

Размер: 91 × 73,5 см

Картина Эдварда Мунка «Крик»

Художник: Эдвард Мунк
Название картины: «Крик»
Картина написана: 1893 г.
Картон, масло, темпера, пастель
Размер: 91 × 73,5 см

Картина «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник.

Продажа этой картины когда-то установила абсолютный рекорд на рынке искусств и на торгах аукциона «Сотбис» в частности. Ожидаемая высокая цена на знаменитую картину оказалась выше, чем предполагали самые смелые эксперты! Впрочем, этот рекорд вскоре был побит...

«Крик» - самое известное произведение мастера, общеизвестный знаковый образ в живописи XX века. Мунк передает внезапно охвативший героя ужас через цветовую гамму и с помощью извивающихся линий, которые словно опутали кричащего человека.

Уже в начале карьеры выставка Мунка вызвала скандал и была досрочно закрыта: публика оказалась не готова воспринимать тяжелую атмосферу его полотен.

Страдавший душевным расстройством Мунк видел мир по-особому: он привнес в живопись отрицание гармонии цветов и форм, насытил свои работы философией разочарования и одиночества.

Картина «Крик» однажды побывала в руках похитителей: в 2004 году вооруженные злоумышленники похитили полотно из музея. Картина пострадала - на ней остались следы влаги, холст был надорван. И несмотря на это коллекционеры посчитали за честь иметь «Крик» в своем собрании.

Это живописное полотно эксперты называют вторым по популярности после непревзойденной «Джоконды». Только Леонардо да Винчи оставил нам в наследие тайну улыбки, а вот Эдвард Мунк поделился более мрачными эмоциями. Картина «Крик» считается квинтэссенцией человеческого отчаяния, одиночества, страдания. Шлейф реальных и надуманных трагических историй лишь подкрепляет мрачную ауру полотна.

Нити тянутся из детства

Действительно, многое объясняется детством самого художника. Назвать его счастливым вряд ли получится. Мать будущего норвежского классика экспрессионизма умерла в то время, когда малышу Эдварду было пять. Следующая смерть переживалась четырнадцатилетним подростком даже более глубоко. От чахотки угасла его сестра. Боль, отчаяние, неспособность спасти любимого человека - этими эмоциями пропитаны детские воспоминания Мунка. Они же потом наполнят и картины художника. Свой отпечаток наложит также душевное расстройство - маниакально-депрессивный психоз.

История картины «Крик»

Мунк почти всегда описывал события, мысли и чувства, что предвосхищали создание очередного живописного полотна. Есть и вполне конкретные сведения о написании знаменитой картины. Художник в своем дневнике рассказывает, как шел с двумя своими друзьями на закате и вдруг небо, ставшее кроваво-красным, будто придавило его. Мунк подробно описывает чувство почти смертельной усталости, обуявшей его. Ему показалось в тот миг, что бесконечный крик отчаяния пронзил его и окружающую природу. Отсюда собственно и самое первое название холста: «Крик природы».

При этом некоторые исследователи творчества норвежского мастера трактуют жест бесполого существа, изображенного на полотне, как защитный. Так человек прикрывает уши, дабы не слышать сильного шума, рвущего душевное спокойствие. Кроме того, эффект кровавого неба, что наблюдал художник, мог быть следствием извержения Картина «Крик» демонстрирует тот красный жуткий оттенок неба, который был характерен для Европы с ноября 1883 года и по февраль 1884. Все это время в атмосфере висел покрывалом вулканический пепел.

Описание шедевра

Полотно узнаваемо во всем мире, но стоит спросить у случайного посетителя музея, что на нем изображено, как в ответ получишь напоминающий персонажа из одноименного фильма ужасов. Кстати, его внешность позаимствована с шедевра Мунка, чего создатели фильма и не скрывали.

Давайте все же рассмотрим подробное описание картины «Крик». Её композиция проста и лаконична. Прямая диагональ моста и две реалистичные фигурки мужчин в отдалении контрастируют с человекоподобной плавно изогнутой фигуркой в центре полотна. Окружающее пространство: небо, река - также будто извиваются и скручиваются. Существо на холсте можно лишь с трудом назвать человеком, потому как оно сильнее всего смахивает на безволосую иссохшую мумию с провалами глазниц и рта. Существо зажимает голову длиннопалыми ладонями и безмолвно вопит. Только вот никто не реагирует на его крик. Фигуры уверенно удаляются вдаль по мосту, не чувствуя отчаяния и ужаса. Их спокойствие неспособно поколебать даже жуткое небо, словно горящее в кровавом пожаре.

При этом по манере написания картина «Крик» кажется почти наброском, яростным и небрежным. Но на самом деле ни о какой спешке и речи не идет. Мунк творил выверенно и продуманно. Он настолько увлекся сюжетом, что создал несколько вариантов полотна.

Немного мистики

Как упоминалось выше, за картиной тянется недобрый шлейф. Некоторые полагают, что это своего рода проклятие. Действительно, несколько трагических инцидентов с владельцами полотна или несчастными, вступившими в непосредственный контакт с картиной, наводят на неприятные размышления.

И если случаи с тяжелыми депрессиями, психическими расстройствами ещё можно объяснить излишней впечатлительностью, то как объяснить самый известный случай с музейным служащим, неясно. Служитель музея получил задание перевесить полотно, но в процессе он случайно уронил его. Проклятие настигло жертву спустя неделю. Служащий угодил в жуткую автомобильную аварию. Картина «Крик» не пощадила и другого бедолагу, что не удержал её в руках. Этот служащий начал страдать невыносимыми мигренями, которые довели несчастного до самоубийства.

Всемирная слава

Но даже эта не самая добрая аура не погасила интерес к холсту. Наоборот, все те ужасы, что рассказывали о полотне, лишь подогрели интерес к нему.

Данный факт наглядно подтверждается аукционом, состоявшимся весной 2012 года. На нем был выставлен один из вариантов «Крика». Он ушел в рекордные 12 минут торгов за рекордные почти 200 миллионов долларов. Будущего владельца не отпугнула незавидная участь предыдущих хозяев полотна.

Кроме того, растиражировала образ, созданный Мунком. Известные (и не очень) современные художники выдают свои интерпретации, в которых узнается картина «Крик». Описание знаменитого вопящего существа угадывается в уже упоминавшемся фильме ужасов. В даже засветился знаменитый папаша мультяшной звезды Барта Симпсона - Гомер Симпсон.

Известная картина Эдварда Мунка “Крик” сегодня впервые предстала перед глазами лондонцев. Долгое время картина норвежского экспрессиониста находилась в частной коллекции земляка Эдварда Мунка предпринимателя Петтера Олсена, отец которого был художнику другом, соседом и заказчиком. Интересно, что используя различную художественную технику, Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик» .

Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» - один из них выполнен пастелью, а другой - маслом. Четвертая версия картины находится в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. «Крик», принадлежащий Олсену - первая картина в ряду, написан пастелью, и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой.

Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте. Уникальная технология печати репродукций на холстах передает оригинальные цвета, благодаря использованию красок европейского качества с защитой от выцветания. Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна, и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Все репродукции оформляются на специальный галерейный подрамник, что окончательно придает репродукции сходство с оригинальным произведением искусства. Закажите репродукцию картины Эдварда Мунка на холсте, а мы гарантируем Вам лучшую цветовую передачу, хлопковый холст и деревяный подрамник, которые используют профессиональные картинные галереи.

Отчего кричат? Да еще с перекошенным лицом, хватаясь за голову, зажимая уши? От ужаса, от безысходности, от отчаяния. Вот это Мунк и хотел передать в своей картине. Искаженная фигура на ней - это воплощение страдания. Вдохновило его на эту картину закатное солнце, окрасившее небо в кровавые цвета. Красное, огненное небо над черным городом породило в Мунке ощущение крика, пронзающего все вокруг.

Надо бы добавить, что крик в своем творчестве он изображал неоднократно (есть другие варианты "Крика"). Но крик природы в действительности являлся отражением его собственного внутреннего крика. Кончилось это все лечением в клинике (есть данные, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом).

Но что касается кровавого неба, то тут ему ничего не привиделось, в этих словах нет никакой метафоры. По сведениям астрономов в 1883 произошло извержение вулкана Кракатау. В течение нескольких месяцев вулкан выбрасывал огромные облака пыли, что и стало причиной "кровавых" закатов в Европе.

А еще существует совершенно фантастическая версия об этой картине. Ее сторонники считают, что Мунку довелось вступить в контакт с внеземным разумом (видимо, фигура на картине кому-то напомнила инопланетянина). Вот свои впечатления от этого контакта он и изобразил.

Серию картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка , созданную в промежутке между 1893 и 1910 годами и обобщенную им под названием «Крик» — можно отнести к разряду феноменов культуры. Образ кричащего от ужаса существа, написанный в ХIХ веке, считается основополагающим произведением экспрессионизма. Но в конце XX века, он неожиданно обретает статус символа поп-культуры. По количеству ремейков, мемов и пародий картинный образ Мунка стал наиболее часто воспроизводимым в мире. А когда образ из художественной культуры входит в массовое сознание – можно говорить о важном культурном явлении.

Сюжет картины Мунка был основан на его собственных ощущениях, описанных в его дневнике в 1892 году.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»

Визуализацией этой заметки может послужить рекламный видеоролик аукциона Сотбис (Sotheby’s), на котором работа Мунка из серии «Крик», выполненная пастелью, была продана за рекордные 119 млн.долларов.

На картине изображено именно то место, где его охватило ужасное чувство. Пейзаж за фигурой вовсе не вымышленный. Это запущенный район Экеберг, в окрестностях Осло, где часто случались самоубийства. Неподалеку находилась психиатрическая лечебница, куда была госпитализирована любимая сестра Мунка, с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. В довершение, у основания утеса стояли бойни, откуда доносились пронзительные крики животных.
Узнаваемые детали – фьорд, лодки, старая церковь оказываются в некоем апокалиптическом ландшафте, передающем угнетенность мира, а кровавый закат становится сосредоточением кошмара.
Эмоционально картины серии «Крик» перекликаются с графическими офортами «Капричос» , созданными в 1797- 1798 годах испанским живописцем Франсиско де Гойя. И так же как Гойя, изображавший свои химерные видения чтобы избавиться от них, — Мунк, поглощенный идеей, стоящей за картиной, — неустанно воспроизводил испугавшее его видение. Художник изменял структуру, технику и колористику копий, сохраняя глубинную экзистенциальную сущность.

Мунку было всего 29 лет, когда он написал картину «Крик», но творческое новаторство художника шокировало современников. С одной стороны, большинство его коллег, в том числе Тулуз Лотрек, возмущались «варварской» техникой Мунка и не воспринимали агрессивную эстетику его работ. (Ведь конец 19-го века был посвящен культу физической красоты, означавшей, прежде всего, – спокойствие, чувство удовлетворения, как на лице Моны Лизы). С другой стороны, – искусствоведов оглушил концептуальный подход автора. Его идея была парадоксальна: по определению картина молчит. Но художник должен заставить ее кричать.

Конечно, кричащих людей изображали и до него, но Мунк изобразил само явление крика . Это было новаторством в живописи. Никто не изображал до него звук, особенно звук, эмоционально окрашенный. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта - как если бы звук крика отдавался повсюду. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы (напоминающие полубезумный вангоговский стиль) наполняют композицию энергией и драматизмом.

В 1895 году Муне создал литографию — упрощенную черно-белую версию своей картины, чем открыл ящик Пандоры: путь к ее массовому тиражированию с помощью типографских технологий. Первыми этим заинтересовались , разрабатывающие тему серийного производства искусства. Один из основателей этого направления и создатель – создал серию шелкографичных принтов, основанных на произведениях Мунка. Но это было лишь начало.

Выяснилось, что «Крик» идеально подходит культуре постиндустриальной эпохи , подверженной эпидемии постмодернизма, где все строится на цитатах из прошлого и подвергается вторичной обработке. Картина Мунка стала поп-«иконой», образ которой начал массово распространяться в информационном пространстве подобно вирусной рекламе.

Всеми узнаваемый сюжет картины широко эксплуатируется создателями рекламы, мультсериалов и разных шоу. Кроме того, образ оказался нескончаемым источником для создания ироничных интернет –мемов, смайликов и комиксов . Психологи объясняют это тем, что за иронией современный человек пытается скрыть испуг от осознания своей хрупкости и незащищенности, испуг, который он ощущает глядя на апокалиптическую картину мира глазами Эдварда Мунка.

Образ, созданный норвежским художником, зачастую изображается в китчевой (ироничной) манере, словно 20-тый век пытается удалить первозданную тревожную атмосферу картины, как промвентиляция запахи кухни.

Но не только web паутина, а практически все области искусства попали под влияние творчества Мунка. Гениально изображенное им олицетворение ужаса, многократно использовалось в музыке, литературе и кино. Припомните хотя бы маску убийцы из фильма ужасов «Крик» или внешний вид представителей инопланетной расы из культового сериала «Доктор Кто». Они были навеяны персонажем картины Мунка. Даже хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Маколея Калкина, кричащего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома», — тоже пародийная аллюзия на работу Эдварда Мунка.


Следует добавить, что эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Но, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

Со временем сюжет картины начал появляться практически на всем: на одежде, обуви, посуде, бижутерии и прочих, порой немыслимых вещах, вроде надувных кукол Роберта Фишбоуна, умудрившегося создать прибыльное производство этих кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции Мунка.

Естественно, такой массовый продукт потребления как еда, тоже не остался в стороне. В рамках юбилейного проекта «Munch-150» норвежская фабрика «Фрейя» выпустила серию плиток молочного шоколада с изображением картин Мунка из серии «Фриз Фрейи». Ведь имя автора непосредственно связано с историей этой фабрики. 18 его картин украсили стены фабричной столовой в январе 1923 года. Основатель фабрики, Йохан Трон Хольст был чрезвычайно доволен результатом. Однако самим рабочим картины не совсем понравились: экспрессионист Мунк нарисовал на картинах людей, лишённых черт лица, а изображенные дома были нарисованы без дверей и труб.

Современной версией такого формата стало «Кафе Мунк», которое открылось в том же году в Токио, организованное скандинавским Управлением по туризму. В кафе представлены 37 копий картин знаменитого художника, а эксклюзивное меню включает в себя вкусные пирожные и кофе со знакомым образом.


Кафе Мунк (Токио)

Можно сказать, что искусство и еду — две глобальные области человеческой жизни –– мастерски научился совмещать фуд-арт . Образ, созданный Мунком более ста лет назад и получивший мировую «огласку», как нельзя более удачно сочетается с его идеями и масштабами. В статьях блога «АРТотека еды » мы уже представляли некоторые из таких объектов. Например, в статье о или об американском . Хотим привести еще некоторые примеры креативного переосмысления и пародирования картины «Крик», связанные с едой.

Оригинальные работы японского иллюстратора Такайо Шийота в свое время стали интернет-сенсацией: из водорослей нори, вареного риса и других традиционных японских ингредиентов она создает репродукции знаковых произведений искусства. Персонаж Крика появился на срезе суши-роллов, а следом- и в .

Пиццерии и веганские кафе стали применять его для украшения своих блюд

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...