Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым. В чём секрет Джоконды Почему мона лиза без бровей


Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503—1519 годах. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо — торговца шёлком из Флоренции. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76,8×53 см. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.

Мона Лиза или Джоконда — полотно великого художника являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно? Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов, которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, поэтому полотно получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого автора.

Одной из загадок является то, что под ультрафиолетовым и инфракрасным излучением эта картина выглядит совершенно другой. Изначальная Мона Лиза, которую откопали под слоем краски при помощи специальной камеры, отличалась от той, что сейчас видят в музее посетители. Она была более широколицей, более подчёркнутая улыбка и другие глаза.

Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы . Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.

Интересен и тот факт, что нарисовав портрет Моны Лизы, да Винчи держал его при себе, а затем он перешёл в коллекцию французского короля Франциска I. Почему, выполнив работу, художник не отдал её заказчику, остаётся неизвестным. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой — Лизу дель Джокондо. На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца — дочь миланского герцога; Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская; Чечилия Галлерани она же — Дама с горностаем; Констанца д’Авалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda; Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи; Изабела Галанда; Юноша в женском одеянии; Автопортрет самого Леонардо да Винчи. В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. И всё же, исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: » сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини «.

Величие картины, которое передаётся зрителю, является результатом ещё и того, что сначала художник нарисовал пейзаж а уж поверх него саму модель. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Ко времени написания данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал шедевр. Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки , действуют на человека как взгляд удава на кролика.

Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. При помощи этой формулы и точных математических расчетов, из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда.

Если вам требуется срочная перевозка грузов или вещей, то к вашим услугам компания Грузовой Эксперт. Здесь вы можете заказать грузовую газель в Москве для любых целей и получить качественную и профессиональную помощь.

В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую "Джоконду" - "Мона Лизу". Принято считать, что Леонардо похоронен в капелле святого Губерта замка Амбуаз.

В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

"Мона Лиза" считается самой загадочной картиной, создававшейся когда-либо. Эксперты-искусствоведы до сих пор разгадывают ее тайны. В то же время, "Мона Лиза" - одна из самых разочаровывающих в Париже достопримечательностей. Дело в том, что к ней ежедневно выстраиваются огромные очереди. Мона Лиза защищена пуленепробиваемым стеклом.

21 августа 1911 года произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Была уволена администрация музея. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина нашлась два года спустя в Италии. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. После этих событий картина набрала небывалую популярность.

В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Мона Лизы, слепленной людьми.

Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были спрятаны в замке Шамбор. Среди них была и Мона Лиза. На снимках - экстренная подготовка к отправке картины перед приходом фашистов в Париж. Место, где спрятана Мона Лиза, держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать "самый большой в мире музей" в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.


По сюжету фильма "Жизнь после людей" (Life After People) производства History Channel, через 100 лет без людей "Мону Лизу" съедают жуки.

Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

Обратимся к тому же двоечнику: «Какая самая известная картина Леонардо да Винчи»? Ответ: «Джоконда», кто бы сомневался. Но до Джоконды Леонардо написал ещё нескольких мадонн, которых никак нельзя обвинить в недостатке индивидуальности, в отличие от их предшественниц. Мадонны Леонардо вполне телесны, женственны, одеты в соответствии со светской модой. Мадонна с цветком, или «Мадонна Бенуа», названная так по имени свих российских владельцев – семейства Бенуа. По этой картине можно судить, как изменились вкусы за какие-то три-четыре века! Обратите внимание, дорогие друзья, как различно отзываются об этой картине её современники и искусствоведы 20 столетия!

М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году говорил:
« Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён.»

В 1914 году императорский Эрмитаж приобрёл эту картину у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

Подлинность полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени - Бернард Беренсон:
« В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи... »

Каково, уважаемые поклонники Леонардо? Но вот и другая мадонна – «Мадонна Литта». Уж её красоту вряд ли возможно опорочить
Эта картина была написана для правителей Милана, после перешла к семье Литта, и несколько веков находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца - графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. В 1864 году он обратился в Эрмитаж с предложением продать её. В 1865 году вместе с тремя другими картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков. Вот о ней, слава Богу, нет столь уничижительного отзыва, как о бедняжке мадонне Бенуа.

И всё же у этих мадонн кроме композиционного решения и авторства есть ещё одно необычное сходство. Обратите внимание на лбы. В эту эпоху женщины не только выщипывали брови, но и подбривали волосы на лбу и даже висках.


Таково было влияние моды. И хоть «следовать моде смешно», но «не следовать – глупо». Видимо поэтому Джоконда так и выглядит.

Мода на высоко выбритый лоб с бритыми бровями была распространена среди женщин в XV веке в аристократических кругах Италии, Франции Нидерландов. Введение этого обычая, как принято считать, связывают с именем Изабеллы Баварской (1395)

Достаточно серьёзные историки утверждают, что Изабелла Баварская ввела моду на высокие головные уборы - генины, при которых ни одна прядка волос не должна была выбиваться. Якобы у неё были некрасивые – чёрные, тусклые и жёсткие волосы, и она их таким образом прятала. И вынудила прятать остальных, у которых, быть может, не было на это никакой необходимости. Так что, дорогие дамы, прежде чем слепо следовать моде, призадумайтесь сначала, кто и для чего эту моду ввёл. А ещё Изабелле Баварской приписывают изобретение декольте. Кожа на груди, рассказывали очевидцы, у неё была невероятно нежной. На этом портрете мы никаких чёрных волос и декольте не увидим. Но это ничего не значит, средневековый портрет – это вам не фотография. А вот мода на все эти нововведения продолжалась более века.



Также существует версия, что в средние века из-за крайне низкого уровня жизни (плохое питание, отсутствие витаминов и т.д.) повсеместно, как эпидемия, распространилось заболевание рахитом. Облысение передней части черепа является одним из симптомов рахита. Поэтому отсутствие бровей и волос на лбу по необходимости «вошло в моду». Отсутствие бровей и ресниц у Моны Лизы тоже многие исследователи также считают проявлением болезни (или рахита, или шизофрении, или ещё более серьёзной патологии). Но, как бы то ни было, Джоконда вполне себе триумфально существует, несмотря на все эти нелестные предположения.

Рассмотрим некоторые женские портреты, написанные знаменитыми художниками средневековья из разных стран, на предмет наличия бровей. Опять же, кстати! Говоря о Возрождении, чаще всего имеют в виду итальянское Возрождение, забывая о Северном – не менее разнообразном и значимом. Сейчас вы увидите несколько полотен художников Северного Возрождения, изображающих столь же безбровых дам. Вот портрет трех практически безбровых герцогинь Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских, написанный немецким живописцем той эпохи Кранахом Лукасом Старшим около 1535 г. (Германия)

Красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая (змеиная) шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Для создания высокого выпуклого лба волосы надо лбом и затылком (для создания эффекта длинной шеи) иногда подбривали на два, а то и четыре пальца, а брови выщипывали. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних.

Рогир ван дер Вейден Портрет леди 1460 г. Нидерланды: У дамы, послужившей моделью для "Портрета леди", написанном Рогиром Ван дер Вейденом в 1460 г., брови также выбриты или выщипаны.

Изображенная Жаном Фуке (Франция)в 1450 году знаменитая куртизанка Агнесса Сорель, фаворитка Франции Карла VII, также брила брови. Она считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи!

Агнессе Сорель приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа. Также она ввела в моду весьма вольные наряды, открывающие одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого народа и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: "У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете". Как видите, у этой дамы лоб и виски выбриты так высоко, что открывают более половины черепа, судя по изображению, действительно совершенного.

Отсутствие бровей у дамы, изображенной на картине “Джоконда”, впервые отметил в 1817 г. французский писатель Анри Стендаль. А “Джоконда” датируется предположительно периодом 1503-1515 гг.

Версий, почему бровей нет (или же не видно) сейчас существует много, вот некоторые из них.

1 -я версия:

Леонардо да Винчи на многих портретах и картинах специально едва прорисовывал брови, чтобы акцентировать внимание именно на глазах, выделить их, подчеркнуть, придать взгляду загадочность и значительность (что ему всегда удавалось!)… Так что это вроде как обычный его прием…

2-я версия: просто тогда это было модно!

“Мода на высоко выбритый лоб с бритыми бровями действительно была распространена среди женщин в XV веке в аристократических кругах Италии, Франции и Нидерландов. Введение этого обычая, как принято считать, связывают с именем Изабеллы Баварской (1395 год).

Красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая (змеиная) шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Высокий выпуклый лоб был модным, и для его создания волосы надо лбом и затылком (для создания эффекта длинной шеи) иногда подбривали на два, а то и четыре пальца, а брови выщипывали. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних. ” – Википедия

Рассмотрим несколько женских портреты, написанные знаменитыми художниками средневековья из разных стран, на предмет наличия бровей.

Нидерланды: У дамы, послужившей моделью для “Портрета леди”, написанном Рогиром Ван дер Вейденом в 1460 г., брови либы выбриты, либо выщипаны.

Франция: Изображенная Жаном Фуке в 1450 году знаменитая куртизанка Агнесса Сорель, дама де Боте, фаворитка Франции Карла VII, также брила брови. Она считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи! Агнессе приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого люда и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: “У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете”.

Германия: А вот портрет трех практически безбровых герцогинь Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских, написанный немецким живописцем той эпохи Кранахом Лукасом Старшим около 1535 г.

Портрет его же кисти “Мезальянс”- 1532 г.

Нидерланды: Знаменитый “Портрет Саскии с цветком” Рембрандта, написанный в 1641 г.

Англия: Действительно, такая мода имела место, и ей следовали весьма высокопоставленные персоны – например, портрет английской королевы Елизаветы I (1558-1603 г.г., кстати, это она ввела моду на рыжий цвет волос) говорит о том, что и она тоже брила брови.

Т.е., такая мода продержалась почти три века?

Говорят, новое – это хорошо забытое старое… Вот и сейчас как будто бы мода на бритые брови возвращается… “Лоб Джоконды” время от времени просят сделать и некоторые современные модницы. Женщины удаляют волосы на затылке, чтобы зрительно увеличить шею и носить высокие прически. Долой сросшиеся брови: говорят, это признак дурного характера…

Недавно на показах элитных брендов Balenciaga и Prada сезона осень-зима 2009 стилисты сбрили брови своим известным высокооплачиваемым моделям…

Неизвестно, выйдет ли эта мода на улицы, – как воспримут это современные люди – ведь бритые брови пока, так же как и в средние века, предлагаются элите…

Но ведь жена торговца шелками по своему общественному положению не могла считаться аристократкой! Да и до бритья ли бровей ей было, если (по некоторым версиям) ее одеяние является траурным? Впрочем, по некоторым сведениям, ее мужу в 1510 году удалось сделать во Флоренции выдающуюся политическую карьеру и в течение последующих семи лет он определял судьбы своего родного города. Мона Лиза была его второй или третьей супругой. И либо она была большой поклонницей высокой моды того времени, тем более, что жила во Флоренции – одном из самых крупных культурных центров того времени, и подражала высокопоставленным модным особам, либо…

3-я версия: Это не она!

… либо все-таки моделью послужила другая дама, – действительно аристократка, брить брови для которой было действительно показателем ее высокого происхождения, общественного положения и чуть ли не обязанностью!

4-я версия: тайный замысел Леонардо!

Отсутствие бровей – это знак, который должен привлечь внимание зрителя к отгадке шифра Леонардо! Эту интересную, и очень красивую версию Вы можете посмотреть на ролике The mystery of the Divine Gioconda Smile – Тайна Джоконды в разделе ВИДЕО . Оказывается, если правильно рассматривать картину, на ней возникает эфемерный образ прекрасного ангела!

5-я версия: болезнь

В среде знати того времени были часты уродства, бесчисленные детские болезни, особенно рахит. Никогда не было столько калек, горбунов и карликов, как тогда, когда появился идеал средневековой красоты – маленькая, хрупкая фигурка с чуть вздутым животом, подчеркнутым фасоном платья, одутловатое бледное лицо с большим выпуклым лбом, без бровей и ресниц – их лишались из-за болезней. Даме, изображенной на картине “Джоконда”, современные врачи ставят множество диагнозов – и один из них – алопеция (отсутствие волос)

6-я версия: брови все-таки были!

В РАЗДЕЛ ДЖОКОНДА

Post Views: 1 292

Foto: AP/Scanpix

Личность, черты лица, улыбка и даже пейзаж за спиной нарисованной более 500 лет назад женщины продолжают будоражить умы исследователей. Пока одни с лупой изучают ее губы, другие находят в картине закодированные послания Леонардо да Винчи, а третьи и вовсе считают, что настоящая Мона Лиза - это совсем другая картина.

"Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней "

(Грюйе, конец XIX века).

Портал DELFI знакомит с наиболее популярными тайнами и теориями, которые окружают известную работу Леонардо да Винчи.

Традиционно считается, что на картине да Винчи изображена Лиза Джоконда, урожденная Джерардини. Картину в 1503 году заказал ее муж Франческо Джоконда. Да Винчи, который тогда был без работы, согласился исполнить частный заказ, но не закончил его. Позже художник отправился во Францию и обосновался при дворе короля Франсуа I. Согласно легенде, он подарил "Мону Лизу" королю, представив картину, как одну из своих самых любимых. По другим данным - король просто купил ее.

В любом случае, после смерти да Винчи в 1519 году картина осталась в собственности короля, а после Французской революции стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Во всемирно известную икону она превратилась лишь в начале XX века, после того, как в августе 1911 года ее похитил бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину (картину нашли и вернули спустя два года после кражи).

С того времени "Мона Лиза" пережила несколько попыток вандализма и краж и стала главным магнитом для миллионов туристов, ежегодно посещающих Лувр. С 2005 года картина находится в специальном непробиваемом стеклянном "саркофаге" с регулируемым микроклиматом (картина сильно потемнела под влиянием времени из-за экспериментов да Винчи с составом красок). Ежегодно ее осматривает около шести миллионов человек, каждый из которых тратит на осмотр в среднем 15 секунд.

Foto: Arhīva foto

Традиционно считается, что на картине изображена Лиза Джоконда - третья жена зажиточного торговца тканями и шелками Франческо Джокондо. До XX века эта версия особенно не оспаривалась, так как друг семьи и историк (а также художник) Джорджо Вазари в своих работах упоминает как факт, что жену Франческо писал некий известный художник. Этот факт на страницах книги также отразил Агостино Веспучи - клерк и помощник историка Никколо Макиавелли.

Однако многим исследователям этого оказалось недостаточно, так как в то время, когда писалась картина, Джоконде должно было быть примерно 24 года, однако изображенная на картине женщина выглядит намного старше. Также сомнения вызвал тот факт, что написанная картина никогда не принадлежала семье торговца, а осталась у художника. Даже если допустить верность предположения о том, что да Винчи просто не успел закончить картину до того, как переехал во Францию, вызывает сомнение, что семья среднего по всем меркам торговца была достаточно богата, чтобы заказать картину такого размера. Такие полотна тогда могли себе позволить только действительно знатные и чрезвычайно богатые семьи.

Поэтому существуют альтернативные теории, которые допускают, что "Мона Лиза" - это автопортрет самого да Винчи или же на картине изображена его мать Катрина. Последнее объясняет привязанность художника к этой работе.

Группа ученых сейчас надеется разгадать эту загадку, проводя раскопки под стенами монастыря Святой Урсулы во Флоренции. Считается, что там могла быть похоронена Лиза Джоконда, которая удалилась в монастырь после смерти своего мужа. Однако эксперты сомневаются, что среди сотен погребенных там людей можно найти останки именно Джоконды. Еще более утопической считается надежда с помощью компьютерной реконструкции на базе найденных черепов восстановить черты лиц всех погребенных там людей, чтобы найти ту самую женщину, что позировала для "Моны Лизы".

Foto: Arhīva foto

В конце XV и начале XVI веков в моде были полностью выщипанные брови. Можно предположить, что изображенная на картине женщина определенно следила за модой и соответствовала этому эталону красоты, однако французский инженер Паскаль Коте открыл, что у нее на самом деле были брови.

С помощью сканера с высоким разрешением он создал копию картины очень высокого качества, на которой были обнаружены следы бровей. По мнению Коте у "Моны Лизы" изначально были брови, но затем со временем они исчезли.

Одной из причин их исчезновения могли быть чересчур усердные попытки сохранить картину. В музее Лувра и при дворе короля шедевр на протяжении 500 лет регулярно чистили, в результате некоторые особенно тонкие элементы картины могли и пропасть.

Другой причиной исчезновения бровей могли быть неудачные попытки провести реставрацию картины. Впрочем, до сих пор непонятно, как брови могли исчезнуть совсем. В любом случае, сейчас над левым глазом можно видеть следы мазка кистью, которые свидетельствуют о том, что брови у "Моны Лизы" все же были.

Foto: AFP/Scanpix

В книге "Код да Винчи" Дэна Брауна искусство Леонардо да Винчи кодировать информацию серьезно преувеличено, однако знаменитый мастер при жизни все же любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров. Итальянский Комитет истории национальной культуры открыл, что в глазах Моны Лизы содержатся крошечные буковки и циферки.

Они не видны невооруженным глазом, однако при сильном увеличении заметно, что в глазах действительно написаны символы. В правом глазе спрятаны буквы LV, которые могут быть инициалами самого Леонардо да Винчи, а в левом глазе буквы расплылись и могут быть как S, так и B и даже CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели - комбинация L2 или 72.

На задней части картины также были найдены цифры 149. Можно предположить, что последней цифры недостает и это на самом деле год - 149x. Если это так, то картина была написана не в начале XVI века, как считалось до сих пор, а раньше - в конце XV.

Foto: Arhīva foto

Если смотреть на губы, то видно, что они плотно сжаты, без всякого намека на улыбку. Но в тоже время, если смотреть на картину в общем, появляется ощущение, что женщина улыбается. Этот обман зрения породил не одну теорию об исчезающей улыбке "Моны Лизы".

Эксперты считают, что объяснение у этого феномена совсем простое - изображенная на картине женщина не улыбается, но если глаз зрителя "замылен" или он смотрит на нее с помощью периферийного зрения, то тень от лица создает эффект мнимого подъема уголков губ вверх.

То, что женщина была абсолютно серьезной, доказывают и рентгеновские снимки, которые позволили взглянуть на набросок картины, спрятанный теперь под слоем краски. На нем жена флорентийского торговца ни под одним углом зрения не выглядит радостной.

Foto: Arhīva foto

На ранних копиях работы да Винчи видна куда более широкая панорама, чем на выставленной в Лувре картине. У них у всех по бокам видны колонны, тогда как у "настоящей" картины справа видна лишь часть колонны.

На протяжении долгого времени эксперты спорили о том, как так получилось, и не была ли картина уменьшена после смерти да Винчи, чтобы подойти к какой-то особенной раме или не выбиваться по размерам из других картин при дворе короля. Однако эти теории не нашли подтверждения - края картины под рамой белые, что указывает на то, что изображение не выходило за те рамки, что мы видим сегодня.

Да и вообще, теория о том, что картина была уменьшена, выглядит сомнительно, так как она нарисована не на ткани, а на сосновой доске. Если бы от нее отпиливали куски, слой краски мог бы быть поврежден или бы вовсе отделился, и это было бы хорошо видно.

Foto: Publicitātes foto

По колоннам и пейзажу за спиной у женщины на картине можно сделать вывод, что она сидела на балконе или террасе. Сегодня ученые придерживаются той точки зрения, что изображенные горы, мост, река и дорога - выдуманные, но характерные для региона Монтефелтро в Италии.

Этот факт не столько проливает свет на то, что именно изображено на фоне, сколько в очередной раз поднимает вопрос о личности изображенной на картине женщины. По мнению одного из архивариусов Ватикана, на картине изображена Пацифика Брандани, замужняя дама и любовница Джулиана Медичи. В то время, когда, предположительно, писалась картина, Медичи находился в изгнании и жил как раз в этом регионе.

Но независимо от того, какой регион отражает пейзаж на картине и какова была личность изображенной на ней женщины, известно, что "Мону Лизу" Леонардо да Винчи писал в своей мастерской в Милане.

Foto: Arhīva foto

Американский художник Рон Пиччирилло считает, что открыл в картине да Винчи спрятанный на протяжении 500 лет ребус. По его мнению, художник спрятал изображение голов трех животных - льва, обезьяны и буйвола. Они хорошо видны, если повернуть картину набок.

Он также утверждает, что под левой рукой женщины видно что-то, что напоминает хвост крокодила или змеи. К этим открытиям он пришел, тщательно, в течение целых двух месяцев, изучая дневники да Винчи.

Foto: Arhīva foto

"Айзелуортская Мона Лиза" найденная до Первой мировой войны в Англии, считается еще одной, ранней версией "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. Ее название происходит от названия лондонского предместья, в котором ее нашли.

Эта версия картины считается более соответствующей теории о том, что Леонардо да Винчи писал свой шедевр в то время, когда Франческо Джоконде было 24 года. Эта работа также больше соответствует легенде о том, что да Винчи переехал во Францию, не закончив работы над картиной и забрав с собой ее в том виде, в каком она была.

Но в тоже время история этой картины, в отличии от луврского оригинала, неизвестна. Неясно также и то, как работа попала в Англию и кому принадлежала. Эксперты не могут поверить в версию, что известный художник кому-то отдал или продал незаконченную работу.

Foto: Arhīva foto

"Донна Нуда" - портрет частично обнаженной женщины с характерной для шедевра да Винчи улыбкой, явно напоминает оригинал, а вот автор этой картины неизвестен. Интересно, что эта работа не только похожа, но и, определенно, создана в начале XVI века - в одно время с "Моной Лизой".

В отличие от выставленной в Лувре работы, которая редко покидает свое место за пуленепробиваемым стеклом, "Донна Нуда" многократно меняла своих владельцев и регулярно выставлялась на выставках, посвященных творчеству да Винчи.

Историки полагают, что хотя эта работа, скорее всего, и не принадлежит кисти самого да Винчи, она совершенно определенно является копией его картины, выполненной одним из учеников мастера. Оригинал же, по каким-то причинам, был утрачен.

Foto: Arhīva foto

Утром 21 августа 1911 года работники музея в Лувре на месте картины нашли четыре пустых гвоздя. И хотя до этого момента картина не вызывала в обществе особого ажиотажа, ее похищение стало настоящей сенсацией, о которой написала пресса во многих странах мира.

Это создало проблемы для администрации музея, так как оказалось, что в музее не была должным образом организована охрана - огромные помещения с мировыми шедеврами охраняло всего несколько человек. И практически все картины были закреплены на стенах так, что их можно было спокойно снять и унести.

Что и сделал бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину. Картины нашли и вернули спустя год после кражи - сам Перуджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке шедевра. Хотя в Италии его поступок восприняли с пониманием, все же суд приговорил его к тюремному заключению сроком на два года.

Эта история стала катализатором резко возросшего интереса публики к шедевру Леонардо да Винчи. Освещавшая историю с похищением пресса немедленно раскопала случай годовалой давности, когда некий человек совершил самоубийство в музее, прямо перед картиной. Тут же пошли разговоры о загадочной улыбке, тайных посланиях и шифрах да Винчи, особенном мистическом значении "Моны Лизы" и т.д.

Популярность музея в Лувре после возвращения "Моны Лизы" выросла настолько, что согласно одной из теорий любителей заговоров, кража была организована самими руководством музея - с целью привлечь к нему международный интерес. Омрачает эту красивую конспирологическую идею только тот факт, что само руководство музея ничего от этой кражи не выиграло - в результате разразившегося скандала оно было уволено в полном составе.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...