Практические упражнения в группах арттерапии. Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»


Является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.

Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны - индивидуальная и групповая терапия.

Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений и навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя.

Если говорить о групповой арт-терапии, перед началом выполнения практических упражнений каждый из ее участников обязан ознакомиться с главными принципами работы, которым нужно следовать при любых обстоятельствах, иначе упражнения не дадут должного результата. Вот эти принципы:

1. Уважение к мнениям и точкам зрения других участников.

2. Каждое занятие по арт-терапии носит конфиденциальный характер.

3. Каждый участник должен внимательно слушать других выступающих.

4. При отсутствии желания принимать активное участие в выполнении упражнения можно не принимать в нем участие.

5. Каждому из участников на сеансе арт-терапии должно быть комфортно.

6. Ни в коем случае не следует перебивать говорящего.

Сессия арт-терапии подразделяется на две основные части. Первая часть творческая, имеет невербальный характер, не содержит конкретной структуры проведения. Главным средством выражения пациентов в первой части сессии арт-терапии является изобразительная деятельность (лепка, рисование). Эта часть составляет основу арт-терапевтической сессии (от 60 до 65 % всего времени сеанса), применяются различные механизмы визуальной коммуникации и невербального самовыражения.

Вторая часть сессии вербальная и имеет свою, пусть и несколько формальную, структуру. Она следует сразу за первой, основной частью сессии и включает в себя словесное активное обсуждение результатов проделанной работы. Участники сессии делятся собственными впечатлениями и ощущениями, высказывают свое отношение к процессу работы (от 30 до 35 % всего времени сеанса).

Упражнения, выполняемые в группах:

1. Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется арт-терапевтическими группами преимущественно в начале арт-терапевтической сессии. Это связано с тем, что упражнение “Индивидуальное рисование” позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятию чувств и настраивает человека на творческую работу. К тому же, выполнение данного упражнения не требует от участников специальной подготовки, что очень важно на этапе знакомства участников друг с другом.
Для проведения упражнения “Индивидуальное рисование” понадобится бумага, глина или краски и цветные карандаши. Время проведения упражнения - 60 минут.

Процесс: Каждому члену группы в достаточном для него количестве выдаются цветные карандаши и бумага. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в эту секунду. При этом совершенно второстепенное значение имеет умение человека рисовать, важен сам процесс. Участники просто наносят карандашами на бумагу штрихи, используя разноцветные карандаши для более яркого и запоминающегося описания своего нынешнего состояния.

Наибольшей ошибкой многих участников арт-терапевтической сессии является стремление нарисовать рисунки красиво, чтобы они по заслугам были оценены другими участниками группы и ведущим. Не следует делать этого. Импровизируйте, рисуйте первое, что приходит в голову. После того, как последний участник группы заканчивает свой рисунок, они сдаются ведущим для последующего анализа и обсуждения. Оценка рисунка участниками группы и ведущим не допускается.

Данное упражнение прекрасно стимулирует творческое воображение, по результатам анализа работ каждый из участников группы может узнать важную информацию о самом себе и, безусловно, лучше узнать своих коллег по группе. Помимо цветных карандашей могут быть использованы другие предметы (глина, краски, цветные мелки).

2. Сотворение глиняного мира. Данное упражнение великолепно подходит с целью исследования взаимоотношений в коллективе, стимулирования участников к сотрудничеству, исследования ценностей людей и стимулирования человека к творческой работе.

Обязательным для эффективного выполнения данного упражнения является наличие у руководителя / ведущего группы опыта в групповой динамике. Продолжительность упражнения - от 60 до 120 минут. Необходимые для упражнения материалы - пластилин и глина.

Процесс: Руководитель делит всех участников на группы по 6-8 человек в каждой. Каждому из участников выдается по одному большому кому глины. В целях создания раскрепощенной и приятной атмосферы в процесс работы добавляется музыкальное сопровождение (например, игра на флейте).

Далее каждый участник из глины начинает “создавать мир”. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, участники должны дать волю своей фантазии, выразить свои чувства при помощи пальцев. Когда скульптура будет создана, участник подгруппы ставит ее на стол рядом со скульптурами других участников его подгруппы. Когда все скульптуры готовы, участники открывают глаза и вместе с ведущим проводят анализ сотворенного ими мира и его целостности. Анализ сначала проводится между участниками подгруппы, а после при участии членов других подгрупп.

3. Групповое рисование. Упражнение подходит для исследования влияния членов группы друг на друга, рассмотрения взаимоотношений в группе, определение ролей каждого из участников группы.

Обязательным условием является наличие у руководителя опыта работы в групповой динамике и терапии искусством. Необходимые для выполнения упражнения материалы - цветные карандаши, ручки и бумага. Продолжительность упражнения - 60 минут.

Процесс: Участники садятся в круг, находящийся в середине комнаты. Каждому из участников раздаются ручки, цветные карандаши и бумага, после чего каждый участник должен на бумаге изобразить нечто, обладающее для него особенной важностью. По сигналу ведущего каждый из участников передает свой лист бумаги человеку, сидящему слева от него. Соответственно, каждый из участников получит рисунок от человека, сидящего по правую сторону от него, после чего задача каждого участника - дополнить данный рисунок, внести в него те изменения, которые он считает необходимым. Далее по сигналу ведущего операция передачи рисунков повторяется. Упражнение заканчивается, когда к каждому участнику возвращается его первоначальный рисунок. Участники должны осознать чувства, испытываемые их коллегами при дополнении рисунков. В конце упражнения происходит обсуждение полученных результатов в группе.

Следующие упражнения предназначены для индивидуальной формы арт-терапии:

1. Коллаж. Коллажирование дает возможность арт-терапевту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. Основные характеристики коллажирования: делается упор на положительные эмоциональные переживания человека; дает возможность проявить себя даже человеку, не имеющему художественных задатков; позволяет в максимальной степени раскрыть потенциальные возможности человека; является очень эффективным средством работы с личностью.

Чаще всего тему выбирает арт-терапевт, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента и рисунки, выполненные им ранее.

Процесс: Клиент берет в руки ножницы, бумагу, клей, газеты, журналы и фоторгафии, и начинает создавать коллаж. Главным ограничением является… полное отсутствие ограничений. Абсолютный полет фантазии клиента. Не запрещено также добавление в коллаж комментариев и закрашивание свободных частей бумаги.
В конце упражнения производится анализ проделанной клиентом работы.

2. Создание скульптур из глины. Благодаря данному упражнению человек способен дать выход своим эмоциям, выразить накопившиеся в нем здесь и сейчас переживания посредством лепки из глины. Существует множество вариаций данного упражнения: изготовление глиняных сосудов; создание слепков частей тела и предметов; создание фигурок для групповых композиций; создание скульптурных изображений; изготовление оберегов и амулетов из глины; создание отпечатков предметов в глине.

3. Детская игра. Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения - лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности.

После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.

Отдельным столпом в арт-терапии стоят упражнения по работе с эффектами. Они способствуют достижению углубленного самопознания, способствуют освоению новых способов поведения в незнакомых и нестандартных ситуациях, помогают человеку легче освоить незнакомые ему ранее сферы деятельности. Данная техника работы относится к техникам анализа глубинного бессознательного, тематика работы выбирается по желанию клиента и арт-терапевта и не имеет ограничений. Основным достижением данных упражнений является их способность актуализировать сильные фантазии, переживания клиента, его страхи и чувства.

1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Пациент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.

2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка, задействовав в процессе все известные контрасты и пути создания контрастов.

3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.

4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.

5. Рисунок смешенными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное - дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.

6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.

8. Чернильные пятна. Клиент берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее клиент разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с арт-терапевтом.

Решила сделать небольшой обзор книг по арт-терапии. Сама в свое время провела анализ всего массива психологической литературы, с целью найти хорошие книги по арт-терапии или хотя бы какое-то упоминание об арт-терапии вообще. Оказалось - не густо. Даже сейчас, по плану хотела сделать топ-10, но нашла реально только на топ-5.

Представляю основные работы по арт-терапии, прежде всего те, которые можно найти для скачивания в свободном доступе в сети Интернет. Для меня критерием выбора служили: уникальность излагаемого материала и практическая полезность (то есть конкретные планы, конспекты, техники, которые можно использовать в своей практической деятельности).

1 место , конечно же, отдаю под все работы и книги А. И. Копытина, плюс те, которые идут в соавторстве и под его редакцией. Их много. Много повторений информации в них. Много переводных статей американских специалистов в области арт-терапии.

Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. Книга состоит из статей иностранных авторов по работе с различными группами населения и по работе с различными травмами и зависимостями.

Копытин А.И., Корт Б. ТЕХНИКИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ . — М.: Психотерапия,2011. — 128 с. Эта книга есть у меня и в печатном варианте, причем я купила её, имея уже электронный вариант. В ней много техник телесно-ориентированной терапии, мне кажется, это очень удачная книга. Книга, именно практическая, поэтому я решила иметь её печатный вариант на полке, чтобы при малейшей необходимости перелистать и найти то, что нужно.

Арт-терапия / Сост. и общая редакция А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001. С. 320. (Серия "Хрестоматия по психологии"). Данная книга, как и положено хрестоматии, содержит оригинальные статьи иностранных специалистов в области арт-терапии. Наверное можно каждому заинтересованному читателю найти среди статей что-то для себя. Но я особо ничего для себя не нашла. Просто искала практические инструменты, а в статьях больше теоретического и философского.

Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина . — СПб.: Питер, 2001. — 448 с. Книга полностью состоит из статей различных авторов, в основном американских, и подразделяется на главы по специфике арт-терапевтической работы с различными группами - детьми и подростками, с пожилыми людьми, с психиатрическими пациентами, в социальной сфере.

Копытин А. И., Богачев О.В. Арт-терапия наркоманий: Лечение, реабилитация, постреабилитация . - М.: Психотерапия, 2008. - 172 с. Для тех. кто работает с данными группами населения. с данными группами зависимых, это будет действительно полезная книга. В ней описано много методик работы, много техник, с подробными примерами и описаниями. Хорошая книга, но для меня пока не очень актуальная.

Копытин А. И. Тренинг по фототерапии . СПб.: Издательство Речь, 2003. - 96 с. Небольшая книга по фототерапии, но в бытность мою увлечения именно данной техникой, бывшая мне очень полезной. Хорошая книга, в которой большую часть текста занимают техники, игры и упражнения на основе фотографии. Меня удивило то, что это, по-моему, единственная книга, в которой есть техники фототерапии для развития когнитивной сферы ребенка: понятийного мышления, памяти, внимания, тонкой моторики и другие.

АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ /Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте­рапия, 2009. - 144 с. Из названия понятно, чему посвящена книга и поэтому в ней сосредоточены все материалы, посвященные работе с жертвами насилия. Здесь есть описания случаев работы с жертвами налчлия, описания специфика работы с такими клиентами. есть описание теста Сильвер как инструмента арт-терапевтической диагностики и коррекции, использование фотографии в работе с жертвами насилия.

По первому месту, я считаю, достаточно. Есть, конечно, и другие книги у А. И. Копытина, есть и в Интернете, наверное, есть и в печатных вариантах, но остановимся на этом... Освоить нужно сначала это!

2 место заслуживает книга Лебедевой Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Её легко можно в Интернете, например по адресу http://psi-art.rv.ua/ . Книга мне очень понравилась - просто, доступно и по-делу. В ней есть подробные описания, с перечислением всего необходимого для организации арт-терапевтического консультирования. Есть описания диагностических методик, описания арт-терапевтического процесса, конспекты арт-терапевтических занятий.

3 место отдаю за имя и первопроходство Бурно М. Е. На сайте http://www.koob.ru/burnov/ есть только его "Клиническая психотерапия", которая содержит части книги "Терапия творческим самовыражением". А саму книгу я нашла на http://www.twirpx.com/file/227696/ . Итак Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением . Изд.: Академ. проект, Деловая книга, Год: 1999. Книга не совсем по арт-терапии, она рассматривает весь спектр терапий, которые используют искусство и творчество в своей практике. Что ещё? Обращает внимание, конечно, клинический характер излагаемого материала и примеры. По-моему, мнению, это книга, которую нужно читать очень внимательно, а не просто пробегая между строк. В каждом слове, есть глубокий смысл. Обязательно стоит её освоить.

4 место хочется отдать, опять же, не совсем под арт-терапию, а под так называемую "креативную терапию" и книгу Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии . — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с. Как сказкотерапевт Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева значительную часть книги отдала под сказки, а именно под техники сказкотерапии, драматизации сказки, создание сказочной среды и другое. Помимо сказок, внимание также уделено игротерапии, теории и практики песочной терапии, ритмопластики. Меня особенно заинтересовал метод психодиагностики, который предложили Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. в книге Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии . - СПб.: Речь, 2004. — 144 е.. В книге подробно описываются психодиагностические методы и техники обработки результатов. Этот метод очень близок мне.

5 место отдаю Киселевой М. В. В Интернете есть 2 книги автора Киселева М. В.

Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006. — 160 с. и Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе . — Речь, 2007. — 336 с, Книги, конечно, я думаю, не претендуют на уникальность, в них много заимствованного, например у Копытина, но есть и свои плюсы. Мне, например, понравилась краткость изложения некоторых вопросов, выглядит как "четко и по-делу". Книги носят ярко выраженную практическую направленность и, поэтому, могут быть очень полезными. Книги нашла по адресам: http://cxid-art.org.ua/books/M_kiseleva.pdf и http://www.twirpx.com/file/560302/ .




Практическая арт-терапия

лечение

реабилитация

тренинг

Под редакцией А.И. Копытина

Москва


«Когито-Центр»
УДК 615.851 ББК 88 П 69

Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / П 69 Под ред. А.И. Копытина.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 288 с.

УДК 615.851 ББК 88

Книга отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие . Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии и отражают многообразие ее форм и методов. Описываются процесс и приемы практичес­кой работы с детьми и подростками, с взрослыми пациентами, страдающими невротическими и личностными расстройствами, ПТСР, хроническими психическими заболеваниями, наркоти­ческой зависимостью, с беременными, а также с лицами, осво­бодившимися из заключения и проходящими социально-пси­хологическую реабилитацию.

Представлены некоторые варианты арт-терапевтической работы, сочетающие в себе изобразительное творчество с музы­кой, ролевой игрой, художественным повествованием и другими формами творческого самовыражения.

Книга будет полезна для практических психологов и вра­чей-психотерапевтов, педагогов и социальных работников.

© «Когито-Центр», 2008 ISBN 978-5-89353-232-6

А. И. Копытин

Арт-терапия в России: Образование, исследования,


практика (вместо предисловия) 5

О.И. Постальчук

Индивидуальная и групповая

арт-терапия детей с выраженными нарушениями

в развитии 16

Н.О. Сучкова

Выявление и коррекция нарушенных представлений

о доме у детей-сирот с использованием

художественных средств 29

С.В. Радькова

Индивидуальная арт-терапия в общеобразовательной


школе с использованием компьютера как инструмента
для рисования 49

Е.Е. Свистовская

Случай лечения нервной анорексии у подростка

средствами арт-терапии 74

И.В. Борщевская, С.В. Шереметова

Применение мультимодальных техник в процессе


групповой арт-терапии пациентов, страдающих
пограничными психическими расстройствами 87

А.А. Лебедев

Применение групповой интерактивной арт-терапии

в психотерапевтическом отделении госпиталя

ветеранов войн 105

Т.Д. Андреева

Применение визуально-нарративного подхода в целях


реабилитации бывших осужденных 133

Е.А. Толчинская

Коррекция психофизиологического состояния

беременных женщин средствами музыки и рисования... 161

А. Моцкувене

Исследование эффектов применения арт-терапии

в работе с онкологическими больными 174

О.В. Богачев

Н.Р. Назарова

Арт-терапия как средство психосоциальной

реабилитации психически больных 213

В.А. Свенцицкая

Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами,


совершившими тяжкие правонарушения 232

А.И. Копытин

Опыт дестигматизации посредством выставок

и тренинга творческой коммуникации 252

В.В. Г аврилов

Проект «Иные» как пример социально-терапевтической


поддержки душевнобольных 272

(вместо предисловия)

Эта книга имеет практико-ориентированный характер. Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии. Некоторые из них уже относительно давно осваиваются арт-терапевтами, другие же являются сравнительно новыми. Это относится к работе с лицами, которые освободились из заключения и проходят социально-психологическую реабилитацию, теми, кто из­бавляется от наркотической зависимости, онкологическими больными, подростками с нервной анорексией, беременными.

Значительное число включенных в книгу статей представляют новые подходы к лечебно-реабилитационой работе и психологичес­кому сопровождению пациентов, основанные на терапевтическом потенциале изобразительного искусства. Описываются также не­которые варианты арт-терапевтической работы, предполагающие сочетание изобразительного творчества с музыкой, ролевой игрой, художественным повествованиям и другими формами творческого самовыражения.

Сборник отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие. Оно явилось решающим для становления и обществен­ного признания этого относительно нового направления в лечении и реабилитации. Знаменательно, что все статьи сборника написа­ны специалистами из Российской Федерации либо авторами, чье

А.И. Копытин

профессиональное становление в качестве специалистов в области арт-терапии было тесно связано с российской, в частности, санкт-пе­тербургской арт-терапевтической школой.

Еще несколько лет назад выход в свет такого сборника вряд ли был бы возможен. Однако в последнее время арт-терапия в России и граничащих с ней странах развивалась очень быстро , превращаясь в зрелую и научно-обоснованную систему лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий, реализуемых большим числом специалистов, прошедших дополнительную профессиональную подготовку. Постараемся кратко проследить основные вехи развития арт-терапии в России.

Основные вехи развития арт-терапии в россии

Российская арт-терапия возникла не на пустом месте. Ее нель­зя рассматривать как результат простого «импортирования» тех форм лечебно-реабилитационной практики, которые сформировались за рубежом. Хотя профессиональное становление арт-терапии началось в некоторых зарубежных странах раньше, чем в России, можно при­знать, что современная отечественная арт-терапия является во многом уникальным явлением, имеющим свою собственную историю.

Большая заслуга в подготовке почвы для развития российской арт-терапии принадлежит передовым психиатрам и психотерапевтам, занимавшимся изучением творческой деятельности больных. Неко­торые из этих специалистов отмечали благотворное влияние такой деятельности на самочувствие пациентов и старались ее всячески поддерживать. Еще во второй половине XIX в. российский психиатр П.П. Малиновский в своем учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой и т. д.). Разные формы «лечения посредством впечатлений» в дальнейшем, уже в советский период, влились в систему трудотерапии, социаль­но-трудовой реабилитации психически больных. В рамках концепции социально-трудовой реабилитации первые формы арт-терапии стали

6

Apt-терлния в России: Образование, исследования, практика

применяться в СССР в 1970-1980 гг. В некоторых передовых лечеб­ных учреждениях, в том числе в Санкт-Петербургском научно-иссле­довательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, в этот период стали внедряться первые аналоги арт-терапии. В то же время по своему характеру такая работа все еще представляла собой терапию занятостью.

1980-е годы были также ознаменованы активизацией исследова­ний изобразительного творчества душевнобольных людей с клини-ко-психиатрических позиций, разработкой и адаптацией проектив­ных графических методов и оживлением интереса к психоанализу, положения которого стали использоваться при обсуждении процесса и результатов творческой деятельности в состоянии здоровья и бо­лезни. В эти годы в Швейцарии вышли три иллюстрированных тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией» (Бабаян и др., 1982-1984).

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов происходит даль­нейшее оживление интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин, 1992); начинают создаваться специализированные коллекции их худо­жественных работ. Так, в 1987 г. на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института создается учебный музей психопатологической экспрессии, затем трансформировавшийся в социально-терапевтичес­кую программу и коллекцию «Иные» (руководитель - В.В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров (ди­ректор - В.В. Абакумов). Примечательно, что в это время творчество душевнобольных уже рассматривалось не только с клинико-психиатри-ческих позиций - оно стало предметом междисциплинарных исследо­ваний с участием искусствоведов, философов и представителей других областей знания. Оно также все чаще становится объектом художест­венно-эстетического восприятия. Все это дало толчок лечебно-реабили­тационному использованию творческой деятельности больных.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод - терапия творческим самовыражением (Бурно, 1989). Вра­чи-психиатры и психотерапевты сыграли важную роль в популяриза­ции терапевтических возможностей искусства в нашей стране.

1990-е годы были также ознаменованы повышением интереса к использованию инновационных программ в области художественного

А.И. Копытин

образования, а также методов творческого самовыражения в деятельнос­ти образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьес-берегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. Стали также разрабатываться и внедряться оригиналь­ные программы профилактической, развивающей и коррекционной направленности с использованием элементов арт-терапии и терапии искусством (Алексеева, 2003; Аметова, 2003; Гришина, 2004; Лебедева, 2000, 2003; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001). В то же время в некоторых случаях из-за отсутствия у специалистов арт-терапевтических знаний иногда проявлялась тенденция к отождест­влению арт-терапии с разными формами художественной практики, в том числе художественной и музейной педагогикой.

Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арт-тера-певтическая ассоциация. Она стала ядром набирающего силу арт-те-рапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа - международного журнала арт-терапии «Исцеля­ющее искусство» - включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также раз­работку и реализацию программ арт-терапевтического образования (см.: http://www.mental.ru).

Начиная с 1998 г. Арт-терапевтическая ассоциация ежегодно проводит научно-практические конференции, посвященные приме­нению арт-терапии в целях лечения, реабилитации, профилактики и развития человеческого потенциала. Членами ассоциации перево­дятся и распространяются статьи и книги по арт-терапии. С конца 1990-х годов в нашей стране в различных издательствах вышло уже более двух десятков специализированных публикаций, посвященных арт-терапии (Бетенски, 2002; Копытин, 1999, 2002, 2003; Практикум по арт-терапии, 2001; Арт-терапия: хрестоматия, 2001; Арт-терапия в эпоху постмодерна, 2002; Арт-терапия - новые горизонты, 2006). Поначалу это были в основном переведенные на русский язык работы зарубежных авторов, однако в дальнейшем стало появляться все боль­ше статей и книг, написанных российскими специалистами (Киселева, 2005; Кожохина, 2006; Копытин, Свистовская, 2006).

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

Арт-терапевтическое образование

Арт-терапия и другие направления терапии творчеством (дра-матерапия, музыкотерапия, танцедвигательная терапия) в настоящее время признаны в некоторых странах в качестве самостоятельных специальностей. В этих странах ассоциациями арт-терапевтов разра­ботаны критерии профессиональной подготовки в данных областях. В то же время во многих странах, к которым относится и Российская Федерация, арт-терапия не имеет статуса самостоятельной специаль­ности и рассматривается как совокупность методов, которые могут быть освоены и использованы психотерапевтами, психологами или другими специалистами.

Большой интерес к арт-терапии в нашей стране при отсутствии сложившихся программ арт-терапевтического образования привел к стихийному и бессистемному освоению ее методов представителями разных профессий - не только врачами-психотерапевтами, но и пси­хологами, педагогами, социальными работниками, работниками культуры. Начиная с середины 1990-х годов в Российской Федерации стали проводиться краткосрочные программы арт-терапевтической подготовки. Это в какой-то степени способствовало распространению арт-терапевтических знаний, но в то же время породило риск их не­компетентного использования на практике.

С учетом данной ситуации и принимая во внимание высокую потребность отечественных специалистов в получении качественной и соответствующей международным стандартам подготовки по арт-те­рапии, в 2001 г. специалистами Арт-терапевтической ассоциации была разработана образовательная программа постдипломной переподготов­ки по арт-терапии. Начиная с 2002 г. эта программа осуществляется на базе Санкт-Петербургской государственной академии постдинломного педагогического образования. С 2007 г. аналогичная образовательная программа реализуется на базе НОУ Института практической психо­логии «Иматон».

Основой для создания программы послужили модели последип­ломного образования в области арт-терапии, использующиеся в боль­шинстве стран Западной Европы и в США. Программы разрабатывалась специалистами арт-терапевтического сообщества России с привлечени­ем зарубежных консультантов, представляющих западно-европейские

А.И. Копытин

центры арт-терапевтической подготовки, входящие в Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). В апреле 2005 г. данная программа была представлена на генеральной ассамблее этой организации в Париже и признана соответствующей общеевропейским стандартам. Санкт-Петербургская академия постдипломного педаго­гического образования стала первым российским государственным образовательным учреждением - действительным членом ЕКАТО.

При разработке программы учитывался международный опыт арт-терапевтического образования и основные тенденции развития арт-терапии. Так, в частности, большое внимание было уделено тому, чтобы программа была направлена не только на глубокое освоение методологии и техник арт-терапии, но и позволяла обучающимся интегрировать полученные знания и навыки в их практическую де­ятельность, а также развить способность к критическому анализу ее результатов с использованием современных методов исследований.

Целью программы является профессиональная переподготовка врачей-психотерапевтов (психоневрологов) и практических психо­логов с тем, чтобы они могли на высоком профессиональном уровне осуществлять психотерапевтическую и консультативную работу с ис­пользованием арт-терапевтических методов.

Благодаря налаживанию контактов с зарубежными центрами арт-терапевтического образования и членству в ЕКАТО, специалис­ты из Российской Федерации в последние годы стали участниками интересного и продуктивного диалога с представителями арт-те­рапевтических сообществ из разных стран . Подтверждением этого является не только участие отечественных арт-терапевтов в между­народных конференциях и их частные контакты с зарубежными кол­легами, но и институциональное сотрудничество в форме двусторон­них и многосторонних проектов, связанных с арт-терапевтическим образованием, научными исследованиям и обменом практическим опытом. Благодаря международному сотрудничеству за последние годы на страницах ведущих зарубежных периодических арт-терапев­тических изданий и сборников научных трудов было опубликовано более десятка научных работ, подготовленных отечественными спе­циалистами (Gavrilov, 1996; Gavrilov, Gavrilov, 2006; Kopytin, 2002, 2004; Kopytin, Sventsitskaya, Svistovskaya, 2005 и др.).

Примечательно, что настоящий сборник включает в основном статьи тех отечественных авторов, которые прошли программы до-

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

полнительного профессионального образования и переподготовки по арт-терапии. Это свидетельствует о том, что эффективная арт-терапев-тическая работа, отвечающая требованиям научной доказательности и гарантирующая соблюдение прав и интересов клиентов, «по силам» лишь тем, кто получил специальное образование.

Арт-терапевтические исследования

На сегодняшний день в нашей стране выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению лечебно-коррекционных, про­филактических и иных возможностей арт-терапии в здравоохране­нии, образовании и социальной сфере (Аметова, 2003; Гришина, 2004; Ионов, 2004; Лебедева, 2000 и др.). Этого, однако, явно недостаточно. Можно признать, что арт-терапевтические исследования в России пока находятся на начальном этапе и оставляют без внимания многие эффекты и механизмы ее воздействия. Эффективность применения арт-терапии в клинике пограничных состояний , если не считать проведенных М.Е. Бурно и его учениками исследований эффектов авторского метода ТТС (Бурно, 1989; Клиническая психотерапия, 2000), в нашей стране до последнего времени не изучалась.

Слабо изученным пока остается вопрос о воздействии разных организационных форм и моделей арт-терапии при различных пси­хических заболеваниях, невротических и личностных расстройствах, а также его зависимость от конкретных сроков, условий и этапов лечебно-реабилитационного процесса. На сегодняшний день также отсутствуют завершенные исследования терапевтической эффектив­ности интермодальной (мультимодальной) арт-терапии, предполага­ющей использование комплекса различных форм творческого само­выражения одним специалистом. Для западной практики в области психотерапии искусством более характерно проведение параллельных занятий по арт-терапии, музыко-терапии, танцевально-двигательной терапии и драматерапии. Есть основания предполагать, что интеграция различных форм творческого самовыражения в арт-терапевтическом процессе, дополнение художественных средств драматическо-ролевой,

А.И. Копытин

музыкально-звуковой и танцевально-двигательной экспрессией в ходе занятий индивидуальной и групповой арт-терапией в определенных случаях может повысить эффективность воздействий.

Ряд включенных в этот сборник статей (см. статьи А. Лебедева, И. Борщевской и С. Шереметовой) указывают на активизацию ис­следований, касающихся проверки общей терапевтической эффек­тивности групповой арт-терапии в клинике пограничных состояний, в том числе применительно к участникам боевых действий, у которых имеются симптомы посттравматического стрессового расстройства и иных психогенных нарушений. Определенный интерес также пред­ставляет включенная в сборник статья Е. Толчинской, отражающая некоторые результаты проведенного ею исследования влияния сеансов музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние беременных женщин.

С учетом значительного потенциала арт-терапии и методов твор­ческого самовыражения применительно для системы образования, можно признать, что рост числа исследований их здоровьесберега-ющих, развивающих и коррекционных эффектов в работе с детьми и подростками мог бы иметь большое значение.

Практика


На протяжении последних десяти лет в нашей стране проис­ходило поистине стремительное внедрение арт-терапии в различные области практики - здравоохранение, образование, социальную сферу. При этом отечественными специалистами был разработан и исполь­зован ряд форм и методов арт-терапевтической работы, носящих от­четливо инновационный характер и подчас не имеющих аналогов за рубежом. При этом в одних случаях арт-терапия выступает одним из элементов лечения и реабилитации, в других - используется с целью профилактики или развития.

Можно отметить, что внедрение арт-терапии в последние годы во многих случаях тесно связано с совершенствованием деятельности различных служб. Так, например, в настоящее время происходят су-

12

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

Практические упражнения в группах арттерапии

Индивидуальное рисование

Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или глина.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

В качестве варианта испробуйте другие материалы, например краски, мел, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя. Используйте это упражнение, чтобы стимулировать воображение.

Рисование с партнером

Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений и конфликтов.

Необходимое время: 30 минут - 1 час. Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши. Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтобы руководитель имел опыт в терапии искусством.

Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.

Групповое рисование

Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать

Ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт. Необходимое время: 1 час.

Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.

Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.

Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе.

Сотворение глиняного мира

Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно также исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Необходимое время: 1-2 часа.

Материалы: Глина или пластилин.

Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в групповой динамике.

Процедура: Каждый член группы получает большой ком глины (Rhyne, 1973). Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией на флейте или клавесине для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина - сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"

Приложение 2

Образцы арт-терапевтических техник, игр и упражнений

Группа А: техники, игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания, тонкой моторики

Карта района или города

Содержание: ребенку/подростку предлагается создать в технике фотоколлажа план района или города, используя при этом вырезки из журналов. При желании он также может нарисовать некоторые объекты, например, реку, дорогу. Такая карта может как соответствовать, так и не соответствовать реальному району или городу, которые знакомы ребенку. Создав карту, он может также «заселить» район или город людьми (расположив на ней фотографии людей, в том числе самого себя, своих друзей или родственников) и животными, фантастическими существами и героями мультфильмов, включить в нее транспортные средства. Вполне логично дополнить такую работу сочинением рассказа об истории созданного ребенком города или района и населяющих его персонажах.

Группа Б: «Общие темы»

Праздники

Содержание: участникам группы предлагается создать серию фотоснимков на тему какого-либо семейного, религиозного или светского праздника, а когда снимки будут напечатаны – определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив текстами, создать плакат, инсталляцию или миниальбом-книжку. После этого происходит представление работ и их обсуждение.

Очевидно, что данная форма работы рассчитана на длительное время и допускает обращение к другим темам и упражнениям. Кроме того, она позволяет интегрировать опыт обращения к различным темам и способствует ретроспективному обзору процесса работы группы за определенный период. Логично было бы связать ее с завершением работы (терминацией), временным перерывом в работе (например, отпуском) или завершением календарного года.

Цвета вокруг нас

Содержание: участникам группы предлагается создать серию фотоснимков, на которых представлены объекты различных цветов. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен несколькими оттенками. Вполне допустимо метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать различные оттенки состояний природы и человека, что может предполагать фотографирование участниками группы друг друга и других людей. Метафорическое «прочтение» цвета также может быть связано с идеей изменений, а потому – так же, как и предыдущая тема – располагать к передаче опыта физической и психической трансформации.

Когда снимки будут напечатаны, необходимо определенным образом организовать их в пространстве или, дополнив текстами и другим визуальным материалом (например, вырезками из журналов или предметами разного цвета), создать плакат, инсталляцию, ассамбляж или миниальбом-книжку. После этого происходит представление работ и их обсуждение. Желательно, чтобы участники группы поговорили о том, какие ассоциации у них вызывают разные цвета. Можно также организовать обсуждение таким образом, чтобы акцентировать внимание участников на связанных с цветами внешних и внутренних ресурсах.

Группа В: «Восприятие себя»

Линия жизни / Жизненный путь

Содержание: участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в разные периоды своей жизни. Можно попросить их принести фотографии, отражающие «критические» и наиболее значимые моменты их биографии либо предоставить им возможность свободного выбора. В некоторых случаях можно акцентировать их внимание на тех снимках, которые связаны с наиболее сложными периодами в их жизни. В ходе занятия участники показывают друг другу фотографии и комментируют их. Возможен и такой вариант работы, когда ведущий организует обсуждение, например, предлагает участникам акцентировать внимание на определенных этапах жизненного пути или аспектах системы отношений, тех или иных чувствах и т. д. Предметом обсуждения может быть также ролевая динамика, профессиональная деятельность, сфера досуга, семейные отношения.

Прошлое, настоящее, будущее

Содержание: участникам группы предлагается принести из дома личные фотографии, отражающие их прошлое и настоящее, а также предполагаемые будущие роли и ситуации. Затем происходит представление и обсуждение снимков. Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, их размещения в альбоме и т. д.

Грани моего Я / Ролевая карта

Содержание: участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в различных ролях и личностных проявлениях. Можно предоставить им полную свободу выбора, хотя в некоторых случаях можно попросить их принести фотографии, отражающие как положительные, так и отрицательные (с их точки зрения либо с точки зрения окружающих) проявления их личности либо любимые и нелюбимые роли. Во время занятия происходит представление и обсуждение снимков. Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, их размещения в альбоме и т. д.

Группа Г: техники, игры и упражнения для работы в парах

Рисование в паре

Содержание: участники группы образуют пары и, рисуя без какой-либо предварительной договоренности одновременно или по очереди, создают совместный рисунок, коллаж или объемную композицию. Вариантом данной техники может быть совместное изображение или моделирование с помощью объемных материалов среды (пейзаж, дом и т. д.), в которой партнеры хотели бы находиться вместе. Возможно также совместное рисование на определенную тему, которую партнеры выбирают заранее. После того, как рисунок или иной продукт совместной деятельности будет создан, партнеры делятся впечатлениями от процесса и результатов работы.

Рисование и исполнение сюжета

Содержание: участники группы образуют пары. Один партнер рисует персонажей, другой сочиняет на их основе историю и диалоги между персонажами. Партнеры также могут рисовать поочередно разные моменты развития какого-либо сюжета. Когда история придет к завершению, участники готовят на основе рисунков и истории драматическую миниатюру и затем показывают ее группе.

Графические и музыкальные портреты

Оснащение и материалы: различные изобразительные материалы и музыкальные инструменты.

Затем они делятся впечатлениями по поводу процесса и результатов работы, обращая при этом особое внимание на то, как их восприятие самих себя отличается от их восприятия другим человеком.

Совместный коллаж

Оснащение и материалы: различные изобразительные материалы, включая материалы для коллажа (старые иллюстрированные журналы, клей, ножницы) и личные фотографии.

В случае необходимости (когда, например, партнеры испытывают тревогу или имеется определенный риск взаимной конфронтации) ведущий может организовать деятельность пар, предложив им те или иные темы либо порекомендовав разделить общее рабочее пространство (например, лист ватмана) на индивидуальные «территории».

Музыкальный диалог

Оснащение и материалы: различные музыкальные инструменты.

Иногда участник, выражающий свои чувства и мысли посредством звуков, может дополнить «музыкальное высказывание» речью, уточнив или развив при этом те чувства и мысли, которые он выражал посредством музыки.

«Музыкальный разговор»

Оснащение и материалы: различные музыкальные инструменты. Помимо обычных для групповой музыкальной терапии инструментов, для выполнения данного упражнения может также использоваться пианино.

Другие участники группы следят за «музыкальным разговором», обращая внимание на те чувства и ассоциации, которые у них при этом возникают. Когда «музыкальный разговор» закончится, партнеры и другие участники группы делятся своими чувствами и ассоциациями друг с другом.

Интервью-презентация партнера

Содержание: участники группы образуют пары, после чего один из партнеров просит другого рассказать о его жизни, интересах, увлечениях, либо то, что собеседник считает допустимым или важным рассказать. Затем тот, кто слушал, изображает на рисунке наиболее важное или интересное из того, что он услышал. Когда рисунок будет создан, тот, кто рисовал, представляет рассказчика группе, используя для этого рисунок и комментарии. Данное упражнение лучше всего использовать на начальных этапах работы группы.

Группа Д: техники, игры и упражнения для коллективной работы

Коллективный рисунок/коллаж

Содержание: участникам группы предлагается создать общий рисунок или коллаж, используя при этом вырезки из журналов (изображения и тексты). В одних случаях можно предложить им работать молча, в других случаях – общаться, для того чтобы определить тему и согласовать действия. Иногда ведущий может предложить группе какую-либо тему, хотя тема может быть выбрана и самими участниками.

В некоторых случаях, когда, например, участники группы недостаточно хорошо чувствуют личные границы друг друга либо их личные границы слишком хрупки (например, при работе с подростками), целесообразно разделить общее пространство листа бумаги на индивидуальные территории. Когда рисунок или коллаж будет создан, происходит обсуждение процесса и результатов работы.

«Коллективный проект»

Оснащение и материалы: различные изобразительные материалы, иногда участникам группы может также быть предложено принести из дома фотоаппараты.

Содержание: участникам группы предлагается совместно создать серию рисунков, скульптур или фотографий на определенную тему и затем организовать снимки в пространстве, например, путем подготовки выставки. До начала работы участники должны определить тему и, возможно, распределить роли. В некоторых случаях арт-терапевт может предложить группе одну или несколько тем на выбор, исходя из оценки потребностей группы, ведущей проблематики участников или внешнего контекста (если, например, работа происходит в декабре, то он может предложить тему «Приближение Нового Года»).

После того как коллективный проект будет реализован, происходит его представление и обсуждение. Ведущий может определенным образом организовать обсуждение, например, попросить участников группы рассказать, что они испытывали на разных этапах совместной работы, каковы были роли каждого, удалось ли им достичь взаимопонимания и реализовать то, что было задумано, довольны ли они результатами и т. д.

«Драматическая арена»

Оснащение и материалы: различные изобразительные материалы, музыкальные инструменты, ткань разного цвета (для имитации костюмов драматических персонажей).

Содержание: группа делится на две части, после чего выбирается тема, предполагающая противопоставление двух начал или взглядов (например, «день и ночь», «цивилизация и дикая природа» и т. д.). Затем роли этих противоположных начал распределяются между подгруппами. Подгруппы должны подготовить и в назначенное время показать драматическое выступление, представив в нем различные качества того начала, которые они должны воплощать. Прежде всего подгруппы должны разработать сценарий своего выступления и распределить роли. В ходе выступления они могут использовать фонограммы или музыкальную импровизацию, движение и танец, костюмы, маски, грим, а также декорации. По завершении выступлений обсуждается процесс работы и ее результаты.

Группа Е: техники, игры и упражнения, сочетающие изобразительное искусство, музыку, ролевую игру, движение и танец, литературное творчество

Изображение звуков

Оснащение и материалы: для выполнения данной техники требуются различные изобразительные материалы – гуашевые и акварельные краски, пастель, восковые мелки, уголь, карандаши, бумага разных размеров. Для создания объемных образов необходимо также иметь пластилин, глину или тесто, цветной картон, скотч, нитки, фольгу, целлофановую пленку.

Содержание: участники группы располагаются по кругу, сидя на полу или стоя, и издают какой-нибудь звук, отражающий их состояние в данный момент. Затем они начинают свободно перемещаться в пространстве, издавая разные звуки и взаимодействуя друг с другом посредством звуков и выразительной пластики тела. Вербальный контакт при этом не допускается. Упражнение продолжается в течение нескольких минут, после чего участникам предлагается создать двухмерный или объемный образ, отражающий те чувства и ассоциации, которыми сопровождался предыдущий этап работы.

Иной вариантом этой техники: участники группы с закрытыми глазами издают один или несколько звуков и, не открывая глаз, создают затем рисунок или скульптуру, стараясь передать связанные с этими звуками чувства и ассоциации.

Рисование под музыку

Оснащение и материалы: для выполнения данной техники кабинет должен быть оснащен музыкальным центром и записями различных музыкальных произведений, передающих разные эмоциональные состояния (Баха, Бетховена и других классиков, композиторов-импрессионистов и романтиков, Малера, Шнитке, Хиндемита, Копланда и других, некоторые джазовые произведения, образцы этнической и ритуальной музыки, музыки в стиле эмбьент). Необходимо также иметь различные изобразительные материалы.

Музыкальная драматизация

Оснащение и материалы: такие же, как для предыдущей техники.

Содержание: ведущий включает музыку и предлагает участникам группы создать один или несколько двухмерных или объемных визуальных образов, отражающих связанные с музыкой чувства и ассоциации. Когда образы будут созданы, участники показывают друг другу свои работы и делятся впечатлениями от музыки. Исходя из этих впечатлений они должны затем индивидуально, в парах, малыми группами или всей группой подготовить и исполнить одну или несколько драматических миниатюр.

«Линия жизни» и ее воплощение в танце или драме

Оснащение и материалы: различные изобразительные материалы.

Содержание: участникам группы предлагается изобразить свою жизнь в виде линии или пути на листе бумаги или куске обоев. Знаками, символами, подписями или вырезками из журналов, а также личными фотографиями на рисунке могут быть обозначены наиболее значимые биографические события. В некоторых случаях участники могут изображать на «линии жизни» не только свое прошлое и настоящее, но и будущее. В качестве фона во время создания рисунков может использоваться музыка, которая не должна быть слишком драматичной. Она может передавать относительно широкую гамму чувств либо иметь спокойный, созерцательный характер, например, это могут быть вторые части сонатно-симфонической формы.

После того как рисунки созданы, участники показывают их друг другу и делятся своими чувствами. Исходя из опыта рисования и обсуждения, они должны индивидуально, малыми группами или все вместе подготовить и исполнить одну или несколько драматических миниатюр или танец на тему «линия жизни». Выступления могут происходить на фоне звучания той же музыки, которая использовалась во время рисования.

Тактильное знакомство

Оснащение: различные изобразительные материалы.

Выразительные жесты и позы

Содержание: участники группы образуют пары. Задача одного из партнеров при выполнении этого упражнения – передать в серии экспрессивных движений и поз разные эмоциональные состояния, возможно, те, которые для него наиболее характерны, не называя состояния, которые он передает. Задача другого – понять, какие именно переживания партнер выражает в движении. После завершения движения партнеры делятся впечатлениями. Один говорит, какие именно состояния он пытался передать, а другой – какие состояния он увидел. В ходе обсуждения партнеры должны обращать внимание на то, насколько внутреннее переживание того или иного состояния соответствовало или не соответствовало его внешнему выражению. Затем они меняются ролями, и упражнение повторяется.

Разные чувства и их выражение в движении и музыке

Оснащение и материалы: музыкальные инструменты.

Содержание: ведущий группы предлагает участникам выбрать для себя какой-либо музыкальный инструмент для последующей импровизации и сесть в круг. Затем он просит участников, по очереди выходя в круг, посредством выразительных движений и поз передать то или иное эмоциональное состояние. После каждого показа сидящие в круге по одиночке, в ансамбле или все вместе передают в звуках то эмоциональное состояние, которое, по их мнению, выражал в движении протагонист. По завершении движения участники обмениваются впечатлениями, говоря о том, какие чувства они выражали в движении и музыке.

«Танец чувств»

Оснащение и материалы: аудиоцентр, музыкальные записи, различные изобразительные материалы.

Содержание: участники группы образуют пары. Ведущий включает аудиозапись, состоящую из нескольких музыкальных произведений (или их отрывков), передающих разные эмоциональные состояния. Задача одного из партнеров заключается в том, чтобы двигаться под музыку, стараясь передать в движении те состояния, которые выражает музыка. Задача другого – наблюдать за его движениями, обращая внимание на те чувства и ассоциации, которые вызывают движения и музыка у него самого. После завершения движения партнеры делятся впечатлениями, а затем меняются ролями, и упражнение повторяется.

Обсудив впечатления от движения партнера, участники группы создают один или несколько плоскостных или объемных визуальных образов, стараясь передать в них чувства и ассоциации, вызванные их собственным движением. Затем происходит представление и обсуждение образов в общем круге.

«Живые скульптуры»

Содержание: при выполнении этого упражнения участники группы образуют несколько подгрупп. Каждая подгруппа должна создать одну или несколько «живых скульптур», передающих ту или иную ситуацию или взаимодействие между персонажами (в том числе из своего личного опыта), используя для этого выразительные позы и мимику. В отличие от техники «Выразительные жесты и позы», данное упражнение предполагает совместные действия двух или более человек. Сначала участники договариваются, какую ситуацию или взаимодействия между какими персонажами они будут передавать, и распределяют роли, а затем «репетируют», создавая «живую скульптуру».

После этого подгруппы поочередно показывают друг другу «скульптуры», не объясняя, какие именно ситуации они изображают. После того как все «живые скульптуры» будут показаны, происходит их обсуждение. «Зрители» высказывают свои предположения относительно того, какие ситуации или отношения между какими персонажами были показаны, а те, кто их демонстрировал, рассказывают о том, что они пытались передать.

« Галерея образов»

Содержание: при выполнении этого упражнения участники группы должны выбрать для себя какой-нибудь персонаж (героя или героиню литературного произведения, сказки, мифа, кинофильма, спектакля) и, идентифицируясь с ним, передать его состояние и характер посредством выразительной мимики и позы. Возможно изготовление или применение готовых аксессуаров и костюмов, а также грима.

После «репетиции» участники группы показывают друг другу драматические миниатюры (не представляя героя). Затем происходит обмен впечатлениями. «Зрители» высказывают свои предположения относительно того, какие персонажи были показаны, каковы их характер и переживания, а те, кто их демонстрировал, рассказывают о том, что они пытались передать.

«Работа с гримом»

Оснащение и материалы: любые виды грима или специальные краски для лица.

Участник, на лицо которого наносится грим, может видеть себя в зеркале и, в случае несогласия с действиями партнера, скорректировать их. Возможен и такой вариант, когда он себя в зеркале не видит, однако это может быть психологически небезопасно.

После того, как образ будет создан, происходит обсуждение впечатлений от процесса и результатов работы.

Метафорическое послание

Оснащение и материалы: различные изобразительные материалы, ручки.

Содержание: участникам группы предлагается создать метафорическое или символическое «послание» в виде рисунка, коллажа и/или поэтического текста или цитаты. Эти рисунки и тексты должны передавать значимые для них чувства и представления (в том числе связанные с работой группы). Затем «послания» помещаются в конверт и вручаются «адресатам». В одних случаях авторы «посланий» готовят их для того, чтобы вручить определенному человеку из числа участников группы, в других случаях «послания» распределяются случайным образом.

Одним из вариантов данной техники является изготовление участниками группы ответных «посланий» в виде рисунков, коллажей, стихов, цитат и т. д., отражающих их реакцию на то, что они получили.

Поэзия в качестве стимула

Содержание: ведущий выразительно читает какое-нибудь стихотворение и затем предлагает участникам группы создать рисунок, скульптуру или коллаж, отражающие их реакции на стихотворение. Другой вариант проведения данной техники предполагает, что участники группы приносят на занятие сборники произведений своих любимых поэтов и затем читают некоторые стихи либо декламируют их по памяти. После этого создаются визуальные образы, отражающие вызванные стихотворением чувства и ассоциации.

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Из книги Самоучитель практического гипноза. автора Меланьин Д. В.

Одна из техник самогипноза. Некоторые из основных допущенийЭто метод самогипноза основан на следующих допущениях. Хотя и существуют контрпримеры, эти допущения пригодятся для понимания и использования этого процесса.· «Измененное состояние» сознания возникает, когда

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Родительские образцы Чтобы «создать» леди, нужно начинать с бабушки; чтобы «создать» шизофреничку, нужно тоже начинать с бабушки. Зоя (так назовем нашу будущую леди) может превратиться в леди, если мать научит ее всему тому, что для этого полагается. Как и большинство

Из книги Путешествие в поисках себя автора Гроф Станислав

Из книги Семья и как в ней уцелеть автора Скиннер Робин

Образцы брака Джон. Давайте теперь поговорим о том, какие браки бывают. Зависит ли, по-Вашему, счастье двоих в браке от количества «припрятанного» партнерами?Робин. Да. Но важно и их отношение к «припрятанному», а не только его размеры.Джон. И как бы Вы определили самый

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Раздел 4: СТИЛИ ТЕХНИК Есть много разных стилей процессинга, разнообразных техник, и много общих тем для проработки.Фасилитатору нужно свободно владеть самыми разными техниками и разными ситуациями, чтобы иметь возможность выбрать самый подходящий инструмент для

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Ж. Родительские образцы Чтобы воспитать леди, нужно начинать с бабушки, но чтобы воспитать шизофреника, нужно тоже начинать с бабушки. Зоя (так мы ее назовем) может стать леди, только если мать научит ее всему, что должна знать истинная леди. Очень рано путем подражания, как

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Образцы сценарного процесса Анализ жизненных сценариев выявил удивительный факт - существует ограниченное количество способов проживания сценария. В современном анализе известно шесть способов проживания сценария, которые названы паттернами или образцами

Из книги Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка автора Архипова Елена Филипповна

Приложение 1 Комплексы упражнений по развитию общей моторики Общая продолжительность занятия 5–6 минут. Упражнения проводятся спустя 30–40 минут после еды или за 20–30 минут до приема пищи. При выполнении упражнений следует разговаривать с ребенком спокойным, приветливым

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Приложение 2 Комплексы упражнений по коррекции общей моторики Общая продолжительность занятия 7-10 минут. При выполнении упражнений следует разговаривать с ребенком: называть выполняемые действия, части тела.Упражнения на поднимание и удержание головы1. Ребенок лежит

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Некоторые образцы нелюбви Некоторые очень отчетливо проявляют это в своем по­ведении, в то же время совершенно не замечая этого. Они находят прекрасную замену своей подлинной роли любя­щих. Они влюбляются и женятся, но мощные внутренние силы определяют их главную

Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

Комбинация различных лингвистических техник В сложных случаях использования одной какой-нибудь техники для работы с возражениями или для изменения убеждения бывает мало. В этом случае можно использовать комбинации разных техник.Для этого вам нужно научиться

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Формирование терапевтических отношений Терапевтические отношения – это поле межличностного взаимодействия, в котором осуществляется терапия. С нашей точки зрения, эта область отношений характеризуется прежде всего наличием базового доверия и раппорта между

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

6.4. Современные тенденции: дивергенция и конвергенция техник Сейчас в значительно большей степени заметна тенденция к конвергенции психоаналитических техник, чем тенденция к их дивергенции. Это утешительно. Все психоаналитики считают непреложными следующие принципы:

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Приложение 4 Образцы матриц-фракталов для

Из книги Интим. Женский взгляд. Как получать удовольствие от… автора Мириманова Екатерина Валерьевна

1. Усиление традиционных терапевтических механизмов На самом поверхностном уровне сеансы Холотропного Дыхания задействуют все терапевтические механизмы, известные из вербальной психотерапии. Однако они значительно усиливаются и углубляются необычным состоянием

Из книги автора

Приложение Комплекс упражнений Перед выполнением упражнений проконсультируйтесь с врачом. Во время занятий вы не должны испытывать никаких болевых ощущений, в противном случае немедленно прекратите выполнение

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...