Теоретическое обоснование понятия студенческая группа и коллектив. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива


Термин "студенчество" означает социально профессиональную группу, включающую учащихся высших учебных заведений .

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта, связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных отношений, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Под социализацией понимается «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» . В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально – экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всех студентов нашего поколения. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора той или иной специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается, как можно раньше, опробовать эти жизненные стратегии. Таким образом, востребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии . Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях .

Юность – пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение «Я идеального» с «Я реальным». Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности .


Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности .

Поэтому в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами.

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников – как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность .

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что «субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. «Взаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения» . И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе :

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным .

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности .

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях «зрелых» групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники .

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс . Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость .

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, поэтому важно изучить социально-психологический климат каждой группы и выяснить по каким параметрам определяется его благоприятность.

Социальная общность -- относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Группа - четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике каких-либо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности, социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей, входящих в группу, структурно-композиционная объединенность и т. Д

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов. Такие взаимодействия играют особую роль, так как обеспечивают удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей: образование, здоровье, общественная деятельность, отдых, развлечения, то есть таких, которые составляют каждодневный смысл нашей жизнедеятельности.

А. В. Петровскиий предлагает для этого использовать структуру малой группы состоящей из трех основных слоев, или «страт»:

внешний уровень групповой структуры определяют непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т. е. то, что традиционно измерялось социометрией;

второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью. Отношения между членами группы строятся в данном случае не на основе привязанностей или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации (А. В. Петровский считает, что это совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности);

третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность. На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня. Третий слой отношений назван «ядром» групповой структуры.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены как три уровня групповой сплоченности. На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне интеграция группы проявляется в том, что все ее члены начинают разделять общие цели групповой деятельности.

В приведенном определении понятия «студенческая группа» были зафиксированы следующие признаки студенческой группы:

1) организованная общность людей,

2) объединение людей на базе получения образования,

3) наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности,

4) наличие единых интересов,

5) наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения .

Наряду с перечисленными признаками, можно встретить также и некоторые иные: например, признак устойчивости группы совместно обучающихся людей, или общность совместно обучающихся людей как личностей, как участников социальных отношений, др.

Выделяют также признак целенаправленной управляемости процесса функционирования и развития данной группы совместно обучающихся людей. При этом особо подчеркивается значение самоуправления.

Обращается внимание на некоторые особые требования, предъявляемые коллективом к авторитету и лидерству. В частности, на такое, как требование органического единства формального и неформального лидерства и авторитета. Кроме того, обращается внимание на то, что коллектив предполагает добровольность выбора его личностью, идентификацию себя с данной группой. В качестве важного признака студенческого коллектива называют соревновательные отношения между его членами, в отличие, например, от отношений простой конкуренции.

Совместное обучение позволяет:

передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

В структуре студенческой группы выделяют три элемента: лидерскую группу, так называемое ядро и периферийную часть.

Сам лидер студенческой группы является членом группы способным возглавить его и который признается в этой роли большинством членов данной группы. Здесь важно, чтобы в одном лице совпадали два качества -- так называемое формальное и реальное лидерство. Лидерскую группу трудового коллектива и составляют лидеры студенческой группы, взятой в основных ее сферах.

Ядро студенческой группы -- это группа, составляющая обычно 30-40 % от общего их числа, являющаяся носителем сложившегося в данном коллективе сознания, коллективных норм и традиций. Помимо этого можно говорить о студенческой группе с различным числом ядер, а также о своеобразных безъядерных группах. Большинство последних характеризуется неразвитостью собственно коллективистских качеств в том или ином отношении, или же во всех отношениях в целом. Каждый случай подобных отклонений от некоторой нормы требует специального изучения и представляет собой особо значимый и, в общем-то, плодотворный объект студенческой группы.

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе:

«Звезда» - Член группы (коллектива), который получает наибольшее количество выборов. Как правило «звезд» в группе - 1-2. В приведенном в табл. 17 примере - это студенты под номерами 5 и 7 в списке группы.

«Бажаний» - Член группы (коллектива), который получает половину или чуть меньше количества выборов, преданные популярном.

«оттиснутый» - Член группы (коллектива), который получает 1-2 выборы.

«Ізольований» - Член группы (коллектива), не получивший никакого выбора. В приведенном примере в таком состоянии находится 2-й по списку студент.

«Отброшенный» - Тот, кого называют при ответе на вопрос «С кем бы Вы не хотели работать, отдыхать?» (3-е и 5-е вопросы анкеты.

Исследования групп и коллективов показывает, что «желаемых» и «оттесненных» у них большинство.

Таким образом, каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях. Например, один студент в деловых отношениях имеет статус «оттеснены», в личных - «желаемого», второй - в личных - «звезда», а в деловых - «желанный». Но может быть и совпадение статуса: «желаемый» в деловых и личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях является социально-психологическая рефлексия - Способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы

Важнейшими понятиями в определении студенческой группы как социального института являются понятия «содержание обучения» и «характер обучения». Очень важно выяснить особенности применения этих понятий к проблематике студенческой группы.

Под характером обучения обычно имеют в виду некоторую совокупность наиболее общих и устойчивых признаков учебного процесса, внутренних и внешних условий. Фактически, под характером обучения понимается некоторая наиболее общая форма осуществления обучения.

Каждая студенческая группа с момента создания проходит ряд жизненных стадий, начинает жить своей жизнью, совершенствоваться, изменяться, «взрослеть», набирать силу и полностью раскрывать свой потенциал, т.е. становиться зрелым.

Сформированная студенческая группа, как любой живой организм, проходит в своем развитии несколько стадий: первая соответствует младенческому, подростковому возрасту; вторая -- периоду эффективной работы и зрелому возрасту; третья -- ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению. (Американские исследователи выделяют пять и более стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность, зрелость и т.д.)

Выводы по первой главе

Зарубежные авторы под групповой сплоченностью понимают аттракцию. К числу причин симпатии исследователи относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрацию и угрозу течению группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д.

Отечественными учеными сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых и аутгрупповых социометрических выборов. А. В. Петровский определяет структуру группы как: 1. непосредственные эмоциональные межличностные отношения; 2. «ценностно-ориентационное единство» 3. включение индивида в совместную групповую деятельность.

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов.

Нами были зафиксированы следующие признаки студенческой группы: организованная общность людей, объединение людей на базе получения образования, наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, наличие единых интересов, наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе. Каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях.

Взаимодействие студентов со своим окружением

дипломная работа

1.1 Студенческая группа

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности .

Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как "проводника" знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Многие аспекты поведения человека в группе рассматривали социальные философы античности. Эти исследования послужили прочным фундаментом в изучении социальной группы в последующем .

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов античные философы исследовали поведение человека в социальной группе (производственный коллектив, семья и т.д.), сделали попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве. Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также апробированы различные методики изучения групповых процессов. Однако, социально-психологическая сущность и структура такого феномена как "студенческая группа" не получили достаточного развития в их исследованиях.

А мы рассмотрим "студенческую группу" как группу, которая в социальной психологии относится к малым группам.

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группа -- это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время .

В нашем случае студенты объединены общей целью: получение знаний в вузе на протяжении пяти лет. Каждый день они встречаются на парах, общаются, взаимодействуют между собой.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы -- это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы -- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные -- это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные -- это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы -- это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные группы -- это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы -- это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы -- это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы -- это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы -- это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) -- это группы, в которых люди реально включены и трудятся .

Студенческая группа относится к формальной группе, так как они подчинены одной структуре - уставу университета, в котором учатся. У студентов есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы .

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.

Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать .

Психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний .

Студенческую группу не следует представлять как однородную массу. Она делится на отдельные группировки, которые можно рассматривать в различных системах координат. Важна не сама дифференциация, а структура складывающихся и развивающихся связей, создающих целостную атмосферу межличностных отношений.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенческой группы. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студентов, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студентов более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре, в частности увеличивается количество женщин .

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенты связаны общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций .

Студенты не занимают самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования .

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

* укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

* совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт;

* повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

* растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

* на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

* повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

* крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями .

К числу специфических особенностей студентов следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студентов сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенческой группы .

Социально значимой чертой студентов является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Психологом Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие студенческому возрасту:

1. Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

3. Огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом .

Анализ социально-психологических проблем студенческих семей и выявление путей их решения

Студент (от латинского studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. Студенчество - учащиеся учебных заведений...

Причины вовлечения подростков в субкультуру готов

Представителями готической субкультуры являются готы и готессы. Готы - абсолютные индивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы по обычной сурово - черной или блестяще - кожаной одежде...

Психология личности

Конституционально - депрессивные. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной...

Психология личности

В наиболее чистом и простом виде симптоматология конституциональной астении представлена у так называемых неврастеников, субъектов, наиболее отличительными чертами которых именно и являются чрезмерная нервно-психическая возбудимость...

Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей...

Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

Объектами исследования в данной контрольной работе являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные характеристики, отражающие складывающуюся в группе систему взаимоотношений индивидов...

Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)

Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп...

Ценностные ориентации современного студенчества

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения...

Социально-психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд, таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на социально-психологический климат студенческой группы.

На социально-психологический климат групп, которые состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, есть социально-психологические исследования, которые показывают, что в среднем года через два совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Одной из особенностей студенческого коллектива, влияющих на его климат, является простота его организационной структуры: студенты, они и есть студенты, которые в пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что называется, «с нуля». Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в вузе, (институте, факультете), в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А.С.Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях вузовской жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.

В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза.

К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение какой-либо задачи. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных занятий.

Именно таким образом социально-психологический климат студенческой группы оказывает свое влияние на успеваемость студентов.

Психологические особенности студенческой группы.

Термин "студенчество" означает социально профессиональную группу, включающую учащихся высших учебных заведений .

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта͵ связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных отношений, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Под социализацией принято понимать ʼʼпроцесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта͵ осуществляемый в общении и деятельностиʼʼ . В студенческом возрасте задействованы всœе механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента͵ и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателœей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально – экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всœех студентов нашего поколения. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора какой-либо специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается, как можно раньше, опробовать эти жизненные стратегии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, востребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии . Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в данном возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целœеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях .

Юность – пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение ʼʼЯ идеальногоʼʼ с ʼʼЯ реальнымʼʼ. Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределœений. В случае если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности .

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта͵ и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения базовых социогенных потребностей человека, ᴛ.ᴇ. благоприятный период для развития человека как личности .

По этой причине в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта͵ устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счёт формирования и подчинœения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределœения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента͵ на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. По этой причине очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, знание индивидуальных особенностей студента͵ на базе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. По этой причине очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определœенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, крайне важно, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников бывают оценены как группы ʼʼстановящиесяʼʼ, учебные группы третьекурсников – как группы относительно ʼʼзрелыеʼʼ, а учебные группы пятикурсников бывают условно обозначены как группы ʼʼумирающиеʼʼ, ᴛ.ᴇ. окончательно завершающие свою жизнедеятельность .

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что ʼʼсубъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. ʼʼВзаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношенияʼʼ . И на этой базе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчинœенность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику базовых этапов развития учебных групп в вузе :

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целœенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределœение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным .

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерамиʼʼ. Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целœенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределœении. При этом случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности .

Третий курс. В это время начинается делœение на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях ʼʼзрелыхʼʼ групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. ʼʼАутсайдерыʼʼ проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники .

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс . Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость .

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается ʼʼаутсайдеровʼʼ. Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определœенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, в связи с этим важно изучить социально-психологический климат каждой группы и узнать по каким параметрам определяется его благоприятность.

Психологические особенности студенческой группы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические особенности студенческой группы." 2017, 2018.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...