Альбер камю является представителем. Альбер камю - биография, информация, личная жизнь


Альбер Камю - французский писатель, философ, мыслитель, публицист, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), при жизни его называли «совестью Запада». Появился на свет в алжирском г. Мондови 7 ноября 1913 г. Его отец, смотритель винного погреба, в 1914 г. в битве при Марли был смертельно ранен, и после смерти его семья столкнулась с серьезными материальными затруднениями.

Неизвестно, смог бы получить Альбер образование, если бы в 1923 г. учитель начальной школы не уговорил мать и бабушку своего способного ученика отдать его в лицей. В 1930 г. Камю заболел туберкулезом, и ему пришлось покончить с активными занятиями спортом, а впоследствии из-за бывшей болезни ему не разрешили пройти последипломное обучение и не призывали в армию. На протяжении 1932-1937 гг. Альбер Камю получал образование в Алжирском университете (философский факультет), окончив его с дипломом магистра.

Годы после учебы были наполнены активной деятельностью – общественной, творческой, театральной. В 1935 г. он становится членом французской компартии, из которой в 1937 г. вышел, т.к. политика Коминтерна стала ему чуждой. В этом же году активно постигает экзистенциализм, изучает сочинения его представителей. В 1936 г. Камю выступает организатором передвижного «Театра труда», где он являлся режиссером и актером. На протяжении 1936-1937 гг. предпринимал поездки в Центральную Европу, Италию, Францию. В 1936-ом увидел свет сборник лирических эссе под названием «Изнанка и лицо», а в следующем году выходит роман «Бракосочетание».

С 1938 г. Камю работает редактором периодических изданий. С 1940 г. его биография связана с Францией, Парижем. Огромный успех повести «Посторонний», написанной в 1942 г., делает ее автора известным во всем мире. В годы войны Альбер Камю был участником движения Сопротивления, членом подпольной организации «Комба», сотрудником ее печатного органа. Именно эта газета опубликовала в 1943 г. также получившие огромную известность «Письма немецкому другу», утверждавшие вечные моральные ценности. В 1944 г. Камю пишет роман «Чума», в котором фашизм выступает олицетворением насилия и зла (увидел свет лишь 1947 г.).

50-ые гг. характеризуются осознанным стремлением Камю оставаться независимым, избегать пристрастий, продиктованных исключительно «партийной принадлежностью». Одним из последствий стали разногласия с Жаном Полем Сартром, ярким представителем французского экзистенциализма. В 1951 г. журнал анархистского толка выпускает книгу Альбера Камю «Бунтующий человек», в которой автор исследует, как человек борется с внутренней и внешней абсурдностью своего существования. Книга была воспринята как отказ от социалистических убеждений, осуждение тоталитаризма, диктатуры, к которым Камю относил и коммунизм. Дневниковые записи свидетельствуют о сожалении писателя по поводу усиления во Франции просоветских настроений, политической слепоты левых, не желавших замечать преступлений Советского Союза в странах Восточной Европы.

Этот период характеризуется нарастанием интереса к театру. В 1954 г. Камю занимается постановкой собственных произведений, предпринимает попытки открыть в столице экспериментальный театр. В 1957 г. он становится лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Жизнь Альбера Камю 4 января 1960 г. прервала автомобильная катастрофа, в которую он попал с семьей друга. Похоронили великого писателя-философа на юге Франции, на кладбище в Лурмарене. Осенью 2009 г. французский президент Николя Саркози выступил с инициативой перезахоронить прах Камю в Пантеоне, однако родственники ее не поддержали. Летом 2011 г. одной из итальянских газет была озвучена версия о том, что Камю стал жертвой советских спецслужб, подстроивших ДТП, однако она не выдержала критики биографов.

Биография из Википедии

Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus; 7 ноября 1913, Мондови (ныне Дреан), Алжир - 4 января 1960, Вильблевен, Франция) - французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (рус.)фр. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d"Alger », в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского , Ф. Ницше . Его другом стал преподаватель Жан Гренье - писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина . Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936-1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l"Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Период войны

В Париже Альбер Камю – технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.

В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

Послевоенные годы

После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», издательство опубликовало его ранее написанные произведения, вскоре принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на, как он считал, преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс» .

Смерть и похороны

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака . В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.

Философские взгляды

Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.

В отличие от «бунтаря» Сартра и религиозных экзистенциалистов (Ясперса) Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но, отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.

Нерелигиозные убеждения

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма, его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L"Exil et le royaume) (1957)
    • Неверная жена (фр. La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (фр. Les Muets)
    • Гостеприимство (фр. L"Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L"Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944-1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948-1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939-1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 - февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 - février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 - март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 - mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 - декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 - décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932-1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949-1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2017.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. - М.: Радуга, 1988. - 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. - М.: Политиздат, 1990. - 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. - Томск, 1998. - С. 194-202.

Годы жизни: с 07.11.1913 по 04.01.1960

Французский писатель и философ, экзистенциалист, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Когда отец писателя погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны, мать переехала с детьми в город Алжир.

В Алжире после окончания начальной школы Камю учится в лицее, обучение в котором он был вынужден прервать на год в 1930 году из-за открывшегося туберкулеза.

В 1932-1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. По совету Гренье в университете Камю начал вести дневники, писал эссе, испытывая влияние философии Достоевского и Ницше. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями и весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию и ведет пропагандистскую деятельность среди мусульман. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1937 году Камю заканчивает университет, защитив дипломную работу по философии на тему "Христианская метафизика и неоплатонизм". Камю хотел продолжать академическую деятельность, но по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, а затем возглавлял некоторые леворадикальные оппозиционные газеты, которые были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

Лишившись работы редактора, Камю переезжает с женой в Оран, где они зарабатывают на жизнь частными уроками, а в начале войны переезжает в Париж.

В мае 1940 года Камю закончил работу над романом «Посторонний». В декабре Камю, не желая жить в оккупированной стране, возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж.

В 1943 году знакомится с , участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность, однако в 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. В результате Камю уходит из «Комба» и становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»).

В пятидесятые годы Камю постепенно отказывается от своих социалистических идей, осуждает политику сталинизма и попустительское отношение к этому французских социалистов, что приводит к еще большему разрыву с бывшими товарищами и, в частности, с Сартром.

В это время Камю всё больше увлекает театр, с 1954 года писатель начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе. В речи по случаю вручения премии он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

4 января 1960 года Альбер Камю погиб в автокатастрофе, возвращаясь из Прованса в Париж. Писатель погиб мгновенно. Смерть писателя наступила приблизительно в 13 часов 54 минут. Мишель Галлимар, который также был в машине, умер в больнице через два дня, а жена и дочь писателя выжили. . Альбер Камю был похоронен в местечке Лурмарен в районе Люберон на юге Франции. В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон.

В 1936 году Камю создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, где сам сыграл Ивана Карамазова.

Награды писателя

1957 - по литературе «За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Библиография

(1937)
(1939)
(1942)
(1942)
(1944]ранняя редакция – 1941)
Недоразумение (1944)
(1947)
Осадное положение (1948)
Письма немецкому другу (1948) под псевдонимом Луи Ньевилль)
Праведники (1949)
Злободневные заметки, книга 1 (1950)
(1951)
Злободневные заметки, книга 2 (1953)
Лето (1954)
(1956)
Реквием по монахине (1956) адаптация романа Уильяма Фолкнера)
Изгнание и царство (1957)
(1957)
Злободневные заметки, книга 3 (1958)
Бесы (1958) адаптация романа Ф. М. Достоевского)
Дневники, май 1935 - февраль 1942
Дневники, январь 1942 - март 1951
Дневники, март 1951 - декабрь 1959
Счастливая смерть (1936-1938)

Экранизации произведений, театральные постановки

1967 - Посторонний (Италия, Л.Висконти)
1992 - Чума
1997 - Калигула
2001 - Судьба (по роману "Посторонний", Турция)

Альберт Камю

(1913 - 1960)

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма . В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний» , которая привлекла внимание литераторов.

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе» , который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности - с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром . Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

Будучи еще начинающим писателем А. Камю составил план будущего творческого пути, который должен был объединить три грани его таланта и соответственно три направления его интересов – литературу, философию и театр. Там были такие этапы – «абсурд», «бунт», «любовь». Писатель последовательно реализовывал свой план, увы, на третьем этапе его творческий путь оборвала смерть.

Французский писатель, драматург, один из основателей "атеистического"

экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю родился в

1913 году во французском Алжире.

Алжирском университете, знакомство с Жаном Гренье, философом и эссеистом, - с

его сборником эссе "Острова" Камю связывал свое "второе рождение" В студенческие

годы Камю вступает в коммунистическую партию, а дипломную работу пишет по теме

"Христианская метафизика и неоплатонизм". В 1937 году Камю выходит из компартии.

Знакомство с экзистенциалистскими мыслителями - Кьер-кегор, Шестов, Хайдеггер,

Яс-перс - во многом определяет круг философских исканий Камю

В конце 1930-х годов появляются его первые сборники прозы "Изнанка и лицо" и

"Брачный пир". Пишет роман "Счастливая смерть", начинает работу над знаменитым

Надо сказать, что Камю очень увлекался Достоевским Даже в одном из театров играл

роль Ивана Карамазова в спектакле "Братья Карамазовы".

Писатель работал журналистом, много ездил по Европе. Начало Второй мировой войны

писатель встретил в Париже. Из-за плохого здоровья - туберкулез - его не взяли в

армию. Он продолжал работать в различных газетах, давал частные уроки. Вступил в

ряды Сопротивления, став членом подпольной группы "Комба". В годы войны написал

Сизифе". В 1943 году поступил на работу в знаменитое издательство "Галлимар". Во

время Парижского восстания в августе 1944 года руководил газетой "Комба"

После войны создал самое значительное свое философское произведение - "Бунтующий

человек" и свой последний роман "Падение" (1956).

В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию - "за важность литературных

произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьезностью проблемы наших

Мишелем Галлимаром, сыном известного издателя. В дорожной сумке была найдена

черновая рукопись романа "Первый человек", который после подготовки к публикации

дочерью Камю Катрин вышел в 1994 году.

О жизни Камю написано много книг. Было время, когда он, Сартр и Сент-Экзюпери

были во Франции да и во всей Европе культовыми фигурами. Оливье Тодд издал

биографию Камю почти в тысячу страниц.

Биографы выделяют в жизни Камю его внутреннее одиночество Одиночество при том,

что он был "счастливый любовник, футболист, актер-любитель, очень общительный и

непринужденный человек". Но он, выходец из алжирской бедноты, всю жизнь

болезненно ощущал свою отчужденность от других людей (героя повести "Чужой" он,

несомненно, наделил многими своими психологическими чертами, как и "судью на

покаянии" из повести "Падение"). Знаком отверженности стал для него и

туберкулез, которым он заболел еще в юности. Эта болезнь, видимо, обостряла

мысль писателя Как и его социальное одиночество - одиночество бедняка,

взлетевшего на вершину славы, алжирского француза (в метрополии таких звали

"черноногими"). Короткий миг единения с народом в период Сопротивления сменился

после войны тягостным отчуждением в 1950-е годы, когда Камю пытался посредничать

в гражданской войне, разгоревшейся в его родном Алжире...

Писатель страдал депрессиями, периодически терял способность писать, хотел не

раз навсегда покинуть Европу, помышлял о самоубийстве. Биографы отмечают, что он

был великим донжуаном (в "Мифе о Сизифе" писатель описывает донжуанство как один

из жизненных проектов "абсурдного человека"), но странным образом, его близкие

подруги и жены не были "француженками из Франции" - в основном это алжирки, а

еще актриса-испанка, англичанка, жена писателя Артура Кестлера, американская

студентка, художница-датчанка, обе его жены страдали психическими

расстройствами.

Биографы приводят немало примеров рассеянности писателя, что говорит о его

сосредоточенности на внутренних проблемах. Когда его вторая жена Франсин Фор

родила ему близнецов, мальчика и девочку, он чуть не забыл их в роддоме: посадил

в машину молодую мать, погрузил ее чемодан и сказал. "Поехали!"

В конце жизни на вопрос о своем мировоззрении. "Вы - левый интеллигент?" - он

отвечал: "Я не уверен, что я - интеллигент. А что до остального, то я за левых,

вопреки себе и вопреки им самим... Я верю в справедливость, но я буду защищать

сначала свою мать, а потом уже справедливость".

У Камю много парадоксов. Один из них заключается в том, что последовательно

отстаивая в публицистике конкретность морали против дурной отвлеченности

политики, он в своем творчестве культивировал как раз отвлеченно-символические

сюжеты ("Калигула", "Чума", "Праведники", "Осадное положение").

Первое крупное произведение Камю - "Миф о Сизифе" , о Сизифе, навечно осужденном

богами вкатывать на вершину горы обломок утеса, откуда тот опять скатывается.

Этот миф - символ человеческой жизни. Что делаем мы на земле, если не

безнадежную работу? Осознать бессмысленность человеческой суеты - значит

обнаружить абсурдность человеческого удела. Где же выход? Самоубийство? Надежда

пережить \ себя благодаря своим творениям? К чему писателю писать, если все

равно все кончается смертью? Ради славы? Она сомнительна, да и если она

Земля.. Нет, все абсурдно.

Известный французский писатель, критик и мемуарист Андре Мо-руа пишет о "Мифе о

Сизифе"" "Что же предлагает нам Камю? Дитя солнца, он не приемлет отчаяния.

Будущего не существует? Пусть так, насладимся настоящим. Стать спортсменом или

поэтом или тем и другим одновременно. Идеал человека абсурда - упоение

сиюминутностью. Сизиф сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания -

залог его победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что

он - смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится вниз. И это

знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и должно быть улажено

между людьми".

Книга эта появилась на свет в 1942 году. Кругом война. Мир, конечно, выглядит

абсурдным в высшей степени. И тут Камю: "Да, мир - абсурден, да - от богов

ничего не приходится ждать. И однако, нужно, глядя в лицо неумолимой судьбе,

осознать ее, презреть и в той мере, в какой это в наших человеческих силах,

Андре Моруа считает, что Камю "с первых шагов проник в самое сердце современного

мира". "Посторонний" - это жизненная реализация "Мифа о Сизифе". "Чума" играет

по отношению к существованию коллектива ту же роль, что "Посторонний" по

отношению к существованию индивида. Подобно тому как Мерсо открывает для себя

красоту жизни благодаря шоку, пробуждающему в нем протест, целый город - Оран -

пробуждается к сознанию, когда оказывается в изоляции, во власти чумного мора.

Камю в своих произведениях превыше всего ставит чувство меры.

"Наша разодранная Европа нуждается не в нетерпимости, но в работе и

взаимопонимании". "Истинная щедрость по отношению к будущему состоит в том,

чтобы отдать все настоящему".

Здесь, сегодня, немедленно - вот где надлежит трудиться. Это будет тяжко. С

несправедливостью никогда не покончить, но человек всегда станет бунтовать

против всех Это дьявол говорит нам-будьте как боги. Чтобы стать человеком

сегодня, нужно отказаться быть богом. Именно эти мысли отмечает в творчестве

Камю Моруа. "Камю не повторяет слов Вольтера: "Нужно возделывать свой сад". Он,

скорее, предлагает, по-моему, помогать униженным возделывать их сад".

Что касается искусства, то Камю разделял мнение Ницше, что "искусство необходимо

для того, чтобы не умереть от истины". И уже от себя добавлял: "Искусство - это

в каком-то смысле бунт против незавершенности и бренности мира: оно состоит в

том, чтобы преображать реальность, одновременно сохраняя ее, ибо в ней источник

его эмоционального напряжения... Искусство не есть полное неприятие или полное

приятие сущего. Оно складывается из бунта и согласия одновременно..."

Некоторые считают, что Камю больше философ, мыслитель, чем писатель. Сам он

говорил: "Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши

Из современных писателей у Камю, пожалуй, самая поразительная судьба. Совсем молодым он стал живым зеркалом целого поколения. Его приняли столь благосклонно, что он получил Нобелевскую премию в возрасте, когда другие еще мечтают о Гонкуровской.

В чем же причина столь редчайшей популярности? Видимо, в том, что Камю сумел выразить смутные догадки читателей военных и послевоенных лет. Он поставил множество вопросов, важных для всех. Сам Камю постоянно пребывал в мучительных исканиях общих и частных истин человеческого существования, и в своих романах, повестях, драмах и эссе ему удалось передать беспокойное биение собственной мысли. Написанные сдержанно, простым языком, они волнуют остротой и глубиной проблематики, своеобразием персонажей, изощренностью психологических анализов.

Альбер Камю родился на севере Алжира в предместье городка Мондови и был вторым сыном сельскохозяйственного рабочего-поденщика. По материнской линии он вел происхождение от выходцев из Испании. Ребенку исполнился год, когда раненный на фронте отец умер в госпитале. Семье пришлось перебиваться на скромную пенсию за погибшего отца и на гроши, которые приносила мать, работавшая поденщицей-уборщицей в богатых домах. И образование вряд ли удалось бы завершить, если бы школьный учитель не выхлопотал мальчику стипендию в респектабельном Алжирском лицее.

За год до окончания лицея Альбер простудился во время футбольного матча, заболел туберкулезом и почти год провел в больнице, на грани жизни и смерти. Это оказало сильное влияние на его образ мыслей. Что касается здоровья, то последствия болезни сказывались всю жизнь.

Потом была учеба в Алжирском университете, где юноша занимался по преимуществу философией (темой выпускного сочинения было перерастание эллинистического мистицизма Плотина в христианское богословие блаженного Августина). Круг его чтения был широк и разнообразен, среди любимых писателей были Франс, Жид и Мартен дю Гар. Чтобы прокормиться, Камю приходилось постоянно заниматься приработками.

Но несмотря на безденежье, занятость и болезнь, молодой Камю был далек от угрюмо замкнувшегося в трудах и заботах подвижника. Он напорист, изобретателен, раскован. Знавшие его вспоминают о выносливости юноши в путешествиях, страстной привязанности к спорту, остроумии в озорных розыгрышах, о его энергии инициатора разных затей. Уже тогда высветилась одна из самых привлекательных черт Камю — стоическое жизнелюбие.

В 1935 году Камю организует передвижной Театр Труда, где пробует силы как режиссер, драматург и актер, а подчас и выполняет обязанности суфлера. Среди его постановок пьесы Эсхила, "Каменный гость" Пушкина, сценическая переделка «Братьев Карамазовых» Достоевского, «На дне» Горького. Он входит в Комитет содействия Международному движению культуры против фашизма и возглавляет Алжирский народный дом культуры. В те же годы Камю вступает в коммунистическую партию, но, не удовлетворившись теорией и практикой движения, в 1937 году выходит из нее.

Тогда же начинается литературная деятельность Камю. Первой книгой стал сборник коротких философско-литературных эссе «Изнанка и лицо» (1937). Автор вспоминает детские годы, когда он «находился на полпути между солнцем и нищетой», описывает студенческие поездки в Чехословакию, Австрию и Италию. Большая часть книги пессимистична, что связано с личными неприятностями во время путешествия: обострением болезни и ссорой, а затем разрывом с женой.

Когда в 1938 году в Алжире была основана газета левого толка «Альже репюбликсн», Камю становится ее везде поспевающим сотрудником. Но в дни «странной войны» газету закрыли, и Камю перебрался в Париж, где устроился секретарем редакции в газете «Пари-суар». Свободные часы он упорно использует для работы над несколькими рукописями одновременно.

Первой из задуманной серии была завершена (в мае 1940 года) повесть «Посторонний», написанная в форме записок человека, ждущего казни. Как и во всех произведениях Камю, центральной темой здесь является поиск смысла жизни, постижение краеугольной истины мира и своего в нем предназначения. Однако публикация повести задержалась — в июне 1940 года «странная война» завершилась разгромом Франции. Вместе с редакцией газеты Камю попал сначала на юг страны, затем его уволили из редакции за слишком радикальные взгляды, и он оказался в родных краях, где его ждала новая жена — Франсина Фор. Несколько месяцев он учительствовал в Оране, втором по величине городе Алжира. Осенью 1941 года писатель снова в южной зоне Франции, где он вскоре был отрезан войной от жены и близких, оставшихся в Алжире.

Тогда же Камю включился в работу тайной боевой организации «Комба» («Сражение»). Он вел разведывательную деятельность для партизан, а также сотрудничал в нелегальной печати, где в 1943—1944 годах вышли его «Письма к немецкому другу» — философско-публицистическая отповедь попыткам оправдать фашизм.

«Миф о Сизифе» имеет подзаголовок «Рассуждения об абсурде» — речь идет об абсурдности человеческой жизни. Человек — это Сизиф, говорит Камю, он навечно осужден богами вкатывать на вершину горы камень, откуда тот снова срывается вниз. Древний миф под пером Камю насыщается философскими и литературными экскурсами, прежде всего в творчество Достоевского, становится развернутым эссе о сути бытия. Жизнь абсурдна, но Сизиф сознает свой удел, и в этой ясности — залог его победы.

Освобождение Парижа в августе 1944 года поставило Камю во главе газеты «Комба». Некоторое время он питается выношенными в подполье надеждами на перемены, занимается политической публицистикой, но реальность отрезвляет его, и Камю не находит опоры ни в одной из доктрин того периода.

Между тем его писательская слава растет. Редкий успех имела пьеса «Калигула» (1945), чему немало способствовал дебютировавший в ней Жерар Филип. В понимании Камю римский император Калигула — это человек, ставший кровавым деспотом не под влиянием страстей и интересов, а влекомый идеями. «Невозможно разрушать все, не разрушая себя», — так уточнял позже автор центральную мысль драмы.

Следующим крупным произведением явился роман «Чума» (1947). В нем писательским воображением созданы особые, не существовавшие в действительности обстоятельства: эпидемия чумы в Оране. На языке иносказаний, в блестящей литературной форме Камю вновь ставит коренные проблемы времени. Кризис, обнажающий суть всех отношений. Человек в момент тягчайшего испытания. Человек и смерть. Разлука, проверяющая силу привязанностей.

Далее последовала пьеса «Справедливые» (1950) о русских террористах-эсерах. Одним из ее центральных эпизодов является встреча Ивана Каляева с женой убитого им великого князя Сергея Александровича. Может ли быть оправдано право на насилие? — спрашивает себя и зрителей Камю.

Затем вышел трактат «Бунтующий человек» 1951), задуманный, по свидетельствам критиков, как сопоставительный анализ бунтарского сознания за последние 2 века. Волею Камю в ряду бунтующих Сен-Жюст и маркиз де Сад оказываются предтечами Гегеля, Маркс шествует в паре с Ницше, а Нечаев прокладывает дорогу Ленину.

Постепенно Камю отходит от общественно-политической жизни. Его все сильнее притягивают глубинные проблемы человеческих отношений, и это находит отражение в новых произведениях: публицистике, собранной в 3-х книгах «Злободневных заметок» (1950, 1953, 1958), а также лирических эссе книги «Лето» (1954) о днях молодости, повести «Падение» (1954) и сборнике рассказов «Изгнание и царство» (1957). Он возвращается к режиссуре, ставит спектакли по сценическим переработкам Фолкнера («Реквием по монахине») и Достоевского («Бесы»), подумывает о собственном театре.

Автомобильная катастрофа оборвала жизнь Камю в самом расцвете. Из портфеля, который он вез с собой, извлекли незавершенную рукопись романа «Первый человек». Эту книгу Камю называл «романом своей зрелости», своей «Войной и миром».

В начале пути Камю занес в записную книжку четыре условия счастья: быть любимым, жить на природе, творить, отказаться от честолюбивых замыслов. Он старался следовать этой программе и своими произведениями сумел выразить смятенные чувства современного человека.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...