Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе. Сохранение духовных ценностей в условиях глобального информационного воздействия


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Забота государства о сохранении духовных ценностей Подготовила: учитель начальных классов Матвеева Светлана Александровна 2015г Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Конституция Российской Федерации Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Памятник Гермогену

Открытие памятника Гермогену

Памятник Минину и Пожарскому

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Спасо -Преображенский монастырь

Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье

Верхотурский монастырь на Урале

Серафимо-Дивеевский монастырь

Храм Христа Спасителя

Музей-заповедник «Царское село»

Сююмбике «Падающая башня»

Музей народного деревянного зодчества « Витославицы »

Музей Ширяево Самарской области

КАЗАНСКИЙ СОБОР. В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь.

СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ. Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.

Храм Христа Спасителя Часовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек

Спасибо за внимание!

http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpg http://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpg http://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpg http://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPG http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpg http://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


“Сохранение и распространение духовных ценностей”.

– подвести итоги изучения темы, определив различные виды деятельности в духовной сфере;

– формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску и анализу обществоведческих проблем;

– формирование навыков самостоятельной творческой работы учащихся;

– формирование понятий “духовные ценности” и “духовный мир личности”;

– нравственное воспитание.

Оборудование:

– тематические видеозаписи;

– мультимедийные энциклопедии “Эрмитаж. Искусство Западной Европы” и “Лувр. Большая Энциклопедия Живописи”;

– раздаточные материалы (выдержки из периодической печати).

Эпиграф:

“Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни”. Л.Н. Толстой.

План урока.

Зачётное собеседование по теме: “Сохранение и распространение духовных ценностей” .

I. Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей.

II. Роль библиотек в жизни человека.

III. Школа в нашей жизни.

IV. Зачем нужны архивы?

V. Роль СМИ в формировании духовной культуры человека.

Каждому присутствующему раздаётся рейтинг оценки работы учащихся, который зачитывается учителем перед началом работы. (См. Приложение 1 ) В ходе работы каждый из участников может набрать от 5 до 7 баллов (эквивалентно оценке “отлично”) и 3-4 балла (эквивалентно оценке “хорошо”).

Учитель: Приступаем к работе.

Класс заранее поделён на творческие группы. Каждая из них получила собственное задание, в течение 2-х недель готовилась и сегодня предлагает нам своё видение проблемы.

Группа 1. Задание.

1. Проанализировать работу (функции) городского краеведческого музея.

2. Дать обоснованный ответ на вопрос, нужны ли музеи в школах.

3. На собственных впечатлениях и материалах дополнительных источников (энциклопедии “Эрмитаж”, репродукций и фотографий) сформулировать вывод.

Следует выступление группы.

Учащиеся рассказывают о том, что узнали о музеях. Музей – “хранилище реликвий” (вьетнамский термин). Сегодня в мире их насчитывается свыше 12 тысяч. Музей – это не только собрание ценностей, но и экспозиции, выставки, экскурсии. Миллионы людей ежегодно пополняют свои знания, посещая музеи. Конечно, жителям небольшого городка сложно побывать в Лувре или Эрмитаже. Но даже это сегодня возможно с помощью компьютерных технологий.

Ученик демонстрирует, как можно с помощью “мышки” путешествовать по залам Эрмитажа. Участники группы посетили городской краеведческий музей и зал истории школы, о чём также представили отчёт.

Вывод группы: музеи многообразны по своему профилю и являются не только хранилищем ценностей, но и ведут большую просветительскую работу по распространению духовных ценностей.

Учитель: Подводя итоги, можно отметить, что музеи ведут большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в них проводится множество экскурсий.

Ну а если посещение “Эрмитажа”, “Лувра” для нас – мечта, то рядом есть прекрасные места.

Учитель обращает внимание на раскладной стенд “Путешествия по родному краю”.

Группа 2. Задание.

1. Взять интервью у директора ЦБС, опираясь на нижеследующие вопросы.

А. Что такое ЦБС?

Б. Что такое библиотека?

В. Нужны ли библиотеки сегодня, когда каждая семья в состоянии купить в книжном магазине любую книгу, собрать свою собственную, домашнюю библиотеку?

Г. Что нужно знать, чтобы пользоваться библиотекой?

Д. Расскажите о людях, работающих в библиотеке.

Е. Как стать библиотекарем? Какие ещё специалисты работают в библиотеке?

2. Сделать вывод о роли библиотеки в нашей жизни.

В своём выступлении группа использует видеозапись интервью, которое они провели с работниками библиотеки.

Выполняя задание, группа посетила библиотеку и побеседовала с её сотрудниками.

Впервые библиотека возникла в VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанапала и состояла из глиняных “книг”. В наши дни подобное учреждение является главным центром культуры в городе. Сеть библиотек громадна. В городской библиотеке несколько залов, а работники библиотечной системы с удовольствием приходят в гости в школы города с презентациями новинок литературы. Среди читателей много школьников. Самая крупная библиотека нашей страны расположена в Москве. Она называется Российская государственная, и там хранятся книги на многих языках мира.

Учитель: Итак, книга в нашей жизни играет огромную роль, а библиотека помогает человеку сохранять и распространять духовные ценности. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телевизионных зрителей, т.е. тех, на кого постоянно воздействуют СМИ.

Проведём практическую работу.

На столах: вырезки из газеты “Труд-7” со статьями “Чем Вас порадовал или огорчил телеэкран на минувшей неделе”, программы телепередач.

Практическая работа.

Учитель: Хорошо известно влияние искусства на формирование убеждений. Но, может быть, не меньшую роль в этом играют произведения так называемой массовой культуры, в частности реклама.

“Всегда любима, всегда с тобой!”

Вопрос: Как вы думаете, о чём это?

А вот это о “дружбе”: “Был бы друг, найдём и досуг”.

Это подпись на бутылке водки рядом с фигурой человека. Причём бутылка изображена в рост человека.

Задание I.

Проанализировать приёмы воздействия на психику подобной рекламы. На какие нравственные ценности она ориентирует?

Задание II.

Определить роль СМИ в формировании духовных ценностей, используя:

а) личные впечатления, по схеме:

Что мне нравится / Что мне не нравится

в) программы TV.

Учитель: А пока работает эта группа, послушаем группы 3 и 4.

Группа 3. Задание.

1. Провести интервью с учителями, родителями, учащимися, задавая им один вопрос: “Какую роль играет школа в Вашей жизни?”

2. Побывать в роли учителя на уроке и затем представить свои впечатления в виде эссе “Деятельность учителя на уроке”.

3. Сделать выводы о функции школы, опираясь на закон “Об образовании”.

Следует выступление группы.

Школа в жизни каждого человека играет важную роль. Она вносит наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей.

Учитель, ведущий по дороге знаний, остаётся в сердцах учеников. Беседы с родителями, знакомыми, сверстниками, анкетирование помогли ребятам чётко обозначить вывод о том, что школа и учитель являются главными хранителями и распространителями духовности. Труд учителя нелёгок. В этом убедились ребята, побывав на уроках в начальных классах.

На уроке прозвучали фрагменты из воспоминаний о школе учеников разных лет.

Учитель: Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в распространение духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.

Но чтобы дать ученикам искорку знаний, – писал один из известных педагогов, В.А. Сухомлинский, – учителю надо впитать целое море света ”.

Группа 4 выясняла, зачем нужны архивы. Ребята побывали в городском архиве, архиве городского музея, заглянули в тайну того, что хранится в домашнем архиве.

О чём же нам рассказал архив?

Следует выступление группы.

Чтобы узнать, что такое “архив”, ученикам этой группы удалось встретиться с работниками городского архива. Архивы – это место хранения документов, как самых древних, так и совсем недавнего времени. Руководитель архива объяснила, как пополняются архивы, и научила ребят, как можно собрать материалы для домашнего архива. Интересно, что во многих домах учащихся хранятся семейные реликвии и фотографии, которые достойны не только места в архиве, но и в музее. По просьбе участников группы одноклассники принесли на урок семейные реликвии. Таким образом, архивы играют важную роль в сохранении культурного наследия.

Учитель: Память человеческого сердца помнит многое. А архивы – те островки памяти, которые как из разбитых кусочков складывают в нашей памяти любимый образ.

Задание было дано ранее.

Заслушиваются результаты практической работы.

Средства массовой информации сегодня собирают самую массовую аудиторию – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей. Именно с помощью СМИ мы можем приобщиться к культурному наследию, ставшим народным достоянием классическим театральным постановкам и кинофильмам, побывать в Эрмитаже, попутешествовать по свету. Но, безусловно, нужно быть требовательными к отбору информации, которую предоставляют СМИ.

Учитель: Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки, кинофильмы. Передачи из музеев, концерты воспитывают в нас высокий эстетический вкус. Без особого труда мы, живущие в глубинке, можем прикоснуться к сокровищнице мирового искусства посредством современных информационных технологий. И как ранит нашу душу безвкусие, тиражирование “мыльных опер” и рекламы, которая сегодня заполнила наш экран. Борьбу с этим злом надо вести сообща.

Заключение.

Учитель: Итак, каков же итог нашей работы. Наиболее важное – мы доказали, что создание, сохранение и распространение культурных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей человечества. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ.

Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Заканчивая сегодняшний урок, хочется поблагодарить всех за творческую, плодотворную работу.

Оценки выставляются на основании “Листа оценивания дискуссии”.

Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин "культура" многозначен. Наиболее важны следующие его значения:

это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;

это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);

это характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностям следует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государства ознаменовало скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие на культуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурной ценности утверждалось с трудом. И здесь "повинны" не только идеолЬги марксизма, видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должно исчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором. Немалая "заслуга" в третировании государства принадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н. А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола, утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно, изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, что принудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала и ущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и его функция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структура действовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитая правовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого не предвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Во второй половине XX в. в развитом гражданском обществе ценность государства как явления культуры увеличивается. Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством.


Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.

Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".

На основе права формируется особый пласт культуры - правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Заполнение таблицы. В таблице 2 столбика: 1- как заботится государство о сохранении духовных ценностей; 2- пример(из текста презентации и учебника)

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...