Поэма «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы


Помогите пожалуйста ответить на вопросы по стихотворению А.Твардовского Василий Теркин переправа:

Переправа,переправа
Берег левый.берег правый
Снег шершавый, кромка льда

Каму память, Каму слава,
Каму темная вода
Ни приметы ни следа

Ночью! Первый из колонны,
Обломив у края лед
Погрозился на полтонны
Первый взвод!
Погрузился, оттолкнулся
И пошел! Второй за ним!
Приготовился, пригнулся!
Третий следом за вторым!

Как плоты пошли полтонны,
Громыхнул один, другой!
Басовым, тяжелым тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени,
И совсем свои ребята.
Сразу будто не свои.

Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят
Как-то все дружней и строже
Как-то все тебе дороже и родней, чем час назад...

Поглядеть- и впрямь- ребята,
Что по правде желторот
Холостой ли он женатый
Этот стриженный народ.

Но идут уже ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатых
Их товарищи-отцы!

Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремниевым
Русский труженик солдат.
Оооогроооомнооое спасибо тем, кто ответит:*

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

«Василий Теркин» - замечательная поэма А.Т.Твар­довского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество лиричес­ких, эпических, агитационных и сатирических стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны ро­дился и вырос главный герой наиболее популярной поэмы Твардовского - Василий Теркин, бывалый, храбрый, не­унывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны.

Образ Василия Теркина - результат огромного коли­чества жизненных наблюдений. Он представляет собой обобщенный портрет, в реальных и глубоко человеческих чертах которого нашли свое выражение сотни и тысячи ему подобных. Для того, чтобы придать Теркину всеобщий, всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Любовь и преданность Родине герой не выра­жает в высокопарных фразах. Часто, где молчит Теркин, за него говорит сам

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

В этих строках заключен главный мотив поэмы Твар­довского. Их произносит автор в одной из глав поэмы - «Переправа». В слиянии автора с героем есть глубокий художественный смысл. Сам Твардовский заявляет:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше испол­ненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной фило­софией, как это сделал Твардовский в «Василии Теркине».

Оставаясь целиком на почве реальности, с удивитель­ной щедростью рисуя реальную жизнь и борьбу народа в годы Великой Отечественной войны, во всем ее суровом обличье, поэт все время обращает свой взгляд в будущее. Он помнит о том «списке славы золотой», в который будут внесены потомками безымянные герои, отдавшие свои жизни и сердца для победы.

С эпичностью поэмы, с ее повествовательным харак­тером прекрасно уживается высокое лирическое начало. Более того - оно буквально пронизывает поэму. И заду­шевные строки о бое, который ведется «не ради славы - ради жизни на земле», и чудесное место о женщине, провожающей солдата на войну, и разговор Теркина со смертью, и множество других мест поэмы выражают самые сокровенные, самые задушевные мысли и автора, и героя, и читателя. Эпическое и лирическое начало в «Василии Теркине» едины, нерасторжимы.

Язык поэмы - простой, ясный. Твардовский в своей работе опирается на лучшие образцы отечественной поэ­зии. Но одновременно автор использовал множество эле­ментов повседневной народной речи - шуток, пословиц, прибауток, поговорок, пословиц. Этот материал народного творчества Твардовский использует, перерабатывая и ви­доизменяя его, употребляя обдуманно, в полном соответ­ствии с общим литературным замыслом.

Поэма Твардовского неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки и охотно читается и старшим поколением, и молодежью.

Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.
Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения:
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так – без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.
Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
...................
Красотою наделен
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой-героем.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки
у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он, как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его:
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
-А еще нельзя ли стопку
Потому как молодец?
В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат:
Сам стоит с воронкой рядом
И у хлопцев на виду,
Обратясь к тому снаряду,
Справил малую нужду...
В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит:
-Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:
И сказал:
-Побьем, отец...
в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
............................
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормленный,...
Наш же Василий намного слабей немца:
Теркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.
В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:
-Вот что значит парню счастье,
Глядь – и орден, как с куста!
В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата.
Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, сказка будет впереди».
Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг:
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.
Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н».
За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину.
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.
Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.

Конспект урока по литературе

Предмет : русский язык

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Газизова Анастасия Ильясовна

Учебник, по которому работает учитель «Литература, 8 класс» Г.И.Беленький

Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Цель : познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Задачи:

Обучающие :

    Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;

    Проанализировать главу «Переправа»;

Воспитательные:

    Активизировать интерес учащихся к чтению.

    Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

    Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

    Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

    Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький

План урока:

1.Организационный момент.

2. Чтение отрывка из поэмы наизусть

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «Переправа»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

21 минута

7 минут

13 минут

2 минуты

Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей. Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя. После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.

Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и проанализируем главу «Переправа». А также, я расскажу вам о жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностях поэмы.

Чтение наизусть отрывков из поэмы

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Прежде чем перейти к анализу главы «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди будем его рассказывать. Не забывайте, что мы должны рассказывать отрывок выразительно. Если вы расскажете его без ошибок, то получите «5», если несколько раз собьетесь, то получите «4», если будете часто сбиваться и забывать текст поэмы, то я поставлю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил, я поставлю «2». Когда один человек будет читать наизусть отрывок, все остальные должны слушать его внимательно и не создавать шум в классе.

Итак, начинаем выразительное чтение отрывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать первым?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Выразительное озвученное чтение.

Подготовка к первичному восприятию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

Первая глава – «На перевале» - начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны.

Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Анализ главы «Переправа»

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте теперь обсудим эту главу.

На какие части разделяют главу слова « Переправа, переправа…» подобные рефрену?

Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?

- Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?

Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Чтение.

Примерные ответы учеников:

Слова « Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.

Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.

Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий.

- В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.

Объяснение домашнего задания

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваше задание – дома прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял». Открываем дневники и записываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами выразительно прочитали наизусть отрывок из главы «Переправа», а также проанализировали ее. Дома вы прочитаете дальше главы из поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо за урок.

Анализ поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Поэма «Василий Тёркин» А.Твардовского заняла выдающееся место в истории советской поэзии. Поэт впервые прочувствовал необходимость и действенность поэтического слова в выполнении общенародных задач. «Книга про бойца», - пишет Твардовский, - каково бы ни было её собственно литературное значение, в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда…».

Своеобразие жизненного материала и творческого замысла, условий написания и бытования поэмы «Василий Тёркин» определили жанровые её особенности, композицию и сюжет. Ведущим началом в «Книге про бойца» является судьба родины и её народа. Поэт не только воспроизводит картину исторической борьбы нашего народа за свободу родины, но раскрывает в конкретных событиях и характерах – это главное достоинство поэмы.

Тёркин – только один из конкретных носителей поэтической идеи произведения. Замысел поэмы, идея, воплощённая в ней, гораздо шире, чем содержание образа Тёркина. В Тёркине Твардовский раскрывает те основные положительные качества русского народа, которые обеспечили победу над врагом. Для раскрытия главной идеи было необходимо широкое отражение больших исторических событий. В соответствии с этой задачей изменялся в процессе работы и сам образ Тёркина, приобретая всё более широкий смысл.

В процессе работы над поэмой Твардовский боялся размельчить большой замысел, чтобы не свести «книгу к какой-то частной истории», не лишить её «всеобщности» содержания. Автор говорит, что на войне нельзя прожить «без правды сущей, правды, прямо в душу бьющей». Показать «правду сущую» - это значило раскрыть правду, «как бы ни была горька» она, об одном из самых трудных и ответственных этапов борьбы нашего народа за свободу и независимость родины, это значило передать, с одной стороны, великую историческую правду о победе социализма над фашизмом, а с другой – показать главного двигателя этой исторической победы – советского человека. Для того чтобы выполнить эту большую сложную задачу, Твардовский нашёл оригинальное решение вопроса о сюжете и композиции поэмы, подсказанное самой жизнью.

Твардовский поставил перед собой задачу правдиво раскрыть основой смысл и особенности войны и одновременно воплотить в образах конкретное свойство нашего народа, ярко проявившееся в этой битве . Целостность произведения достигается благодаря органическому единству и взаимообусловленности изображения хода войны и развития главного героя. Поэтический образ родины, проходящий через всю поэму, раскрывается по-разному, в соответствии с особенностями того или иного периода войны, что даёт возможность ощутить живую историю развития событий.

В поэме «Василий Тёркин» показано развитие Отечественной войны – от периода отступления наших войск на восток и до победоносного шествия Советской Армии по Европе.

Действие поэмы начинается примерно со второго года войны, когда враг был разбит под Москвой и в основном приостановлен по всему фронту. Главной задачей, которую ставил перед собой Твардовский, работая над поэмой, было не только запечатлеть исторические события в большом эпическом произведении, но и помочь советским людям на войне, как-то облегчить преодоление трудностей. Поэтому он большое значение придавал шутке, фронтовой по басенке, присказке. Появление героя должно было быть «радостным» и настраивать читателя на восприятие поэмы как произведения глубоко оптимистического. Суровость, трудность фронтовой жизни, по замыслу автора, должна сразу же смягчиться в поэме «шуткой самой немудрой».

В главе «Перед боем» поэт показывает, как советские люди поняли глубину опасности, которая угрожает нашей стране, какие черты характера проявил советский человек и, что явилось главным стимулом в жестокой борьбе народа с врагом. Воины преодолевали трудности и лишения, пробирались к фронту, веря в силу и могущество советской родины. Отсюда и глубочайшая уверенность в том, что:

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали – всё вернём .

С реалистической силой Твардовский рисует картину разорения родной земли, беспорядочного отступления наших войск, тяжёлые думы и переживания остающихся в неволе советских людей. С болью рассказывает поэт о худых, голодных, потерявших связь и часть солдатах, пробирающихся на восток. Обобщает этот период войны, поэт со всей прямотой и мужеством делает глубоко правдивый вывод:

То была печаль большая,

Как брели мы на восток .

Эта правдивость как определяющая черта поэтического повествования на протяжении всей поэмы делает произведения Твардовского исключительно ценным и с точки зрения историко-познавательной.

Вторая глава имеет задачу раскрыть духовный и моральный облик главного героя поэмы Василия Тёркина, который ярко проявится в следующей главе – «Переправа». Главным мотивом первой и частично второй части поэмы является горькое чувство нависшей над родиной опасности и осознание необходимости мобилизации всех духовных и физических сил советских людей на борьбу.

И бойцу за тем порогом

Предстояла путь-дорога

На родную сторону

Прямиком через войну .

Первая часть поэмы, написанная до декабря 1942 года, то есть до того, когда наши войска приостановили войска противника по всему фронту, правдиво отражает напряжённость битвы именно первого этапа войны, процесс укрепления единства народа, осознания ответственности, которая легла на его плечи. В главах «О себе» и «Бой в болоте» передана высшая напряжённость борьбы. Время действия 1942-1943 годы, то есть период всемирно-исторических боёв под Сталинградом. В главе «О себе», своеобразном лирическом монологе, обращённом к родине, от имени советского человека высказывается вера в то, что час окончательной победы «не за горами», и выражается решимость «вернуть» родину. Если в предшествующих главах победа над врагом была как бы потенциальной –

Будем живы – не помрём.

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали – всё вернём .

Здесь уже победа вырисовывается как реальное и близкое дело.

Делая символом великого подвига не битву под Сталинградом, а смертельно трудные бои за некую безвестную деревушку, Твардовский снова и снова проводит мысль о том, что и героические дела, и тяжести и невзгоды проявляются везде одинаково – и в «малом» и в «большом». Принципу типизации в изображении человека соответствует принцип типизации в обрисовке обстоятельств. Как образ простого, непритязательного солдата становится в поэме воплощением народных качеств, так и этот «незначительный» эпизод постепенно перерастает в символическую картину великой исторической битвы, положившей начало новому этапу войны.

Третья часть поэмы уже целиком освящена победоносному наступлению Советской Армии. Прошло то время, когда Красная Армия отбивалась от вражеских войск под Москвой и Ленинградом, под Грозным и Сталинградом. Теперь уже наши войска громили врага в центре Германии.

В поэтическом вступлении в последней части поэмы Твардовский так характеризует этот новый этап войны и тем самым определяет пафос всех заключительных глав произведения:

Вся она – от Подмосковья

И от Волжского верховья

До Днепра и Заднепровья –

Вдаль на запад сторона, -

Прежде, отданная с кровью,

Кровью вновь возвращена.

Праздник близок, мать Россия,

Оберни на Запад взгляд:

Далеко ушёл Василий,

Вася Тёркин, твой солдат .

Лейтмотивом поэмы становится мысль о великой исторической миссии советского народа в освобождении не только своей родины, но и народов других стран от фашизма. В третьей части поэмы нашли глубокое поэтическое отражение значительнейшие исторические события последнего этапа войны, начиная с битвы на Днепре и кончая победоносным движением Советской Армии к вражеской столице (главы «На Днепре» и «По Дороге на Берлин»). В структуре поэмы эти главы играют роль своеобразной кульминационной развязки всех событий.

Главная мысль поэмы усиливается рефреном проходящим через всё произведение и определяющим его пафос:

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле .

Образ Тёркина – это подлинно реалистически образ, воплощающий лучшее качество Советского народа. Но многие черты сближают его, безусловно, с героями фольклора. Образ солдата в русском народном творчестве имеет ряд определённых устойчивых черт: выносливость, терпение, всепобеждающий юмор, находчивость; солдат обязательно мастер на все руки – умелец. Глубокое знание народного творчества помогло поэту лучше понять качества советского воина, которые он и воплотил в образе Тёркина.

Твардовский рисует Тёркина не просто как воина. Это мастер-«ухарь», умелец. Таким он предстаёт, например, в главе «Два солдата», когда Тёркин чинит старикам часы и точит пилу

Осмотрев часы детально, -

Всё ж часы, а не пила, -

Мастер тихо и печально

Посвистел:

Плохи дела… -

Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул, -

Что думаешь – пошли !

И такие черты сближают героя с многочисленными образами русских умельцев – волшебников труда, созданными в легендах и сказках. Вместе с тем в нём всегда не трудно заметить черты советского современника. Явно сказочная окраска в описании всего эпизода – и вдруг: словечко «инстру́мент», да ещё в народно-бытовом употреблении; «чудодейственное» во многих сказках «думал, плюнул». Этими, казалось бы, совершенно незначительными штришками поэт как бы «выводит» образ из той полусказочной атмосферы.

Создавая образ Василия Тёркина, щедро наделяя его чертами, близкими к фольклорным, Твардовский в то же время сделал его настолько жизненным, что многие читатели поэмы нисколько не сомневались в существовании его реального прототипа, так что поэту пришлось даже разубеждать в этом своих читателей: «Василий Тёркин, - писал Твардовский, - каким он является в книге, - лицо, вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нём, были наблюдаемы много у многих живых людей, - нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Тёркина» .

В научно-критической литературе о «Василии Тёркине» остаётся ещё открытым вопрос о его жанровом определении. Многие исследователи творчества Твардовского не считают это существенным. Так, по мнению А.М. Абрамова, это не столь важно для идеи произведения, важно, чтобы оно осмысляло «… мир, человека, природу в их связях и взаимоотношениях наиболее многосторонне…» , его поддерживают и авторы второй главы монографии «Василий Тёркин как народный характер». «Не важно, - отмечают они, - что это по форме, а важно, что это нужно воюющему народу…» . С этими высказываниями вступает в полемику П. Выходцев, считая их не состоятельными. По его мнению, Вопрос о принципах типизации в «Василии Тёркине» прямо и непосредственно связан с вопросом о жанре произведения» . Поэтому он с полной уверенностью утверждает, что « Книга про бойца» А.Т. Твардовского – народная героическая эпопея, с чем мы полностью согласны. И хотя чаще всего это произведение называют поэмой, это обозначение, на наш взгляд, является чисто условным, как произведение крупной поэтической формы. При этом в нём нет многого из того, что обычно характеризует эпический жанр – поэму. В действии отсутствуют завязка, кульминация, развязка; нет и развёрнутого сюжета (по словам автора, «на войне сюжетов нету»). Количество глав не обусловлено никакими рамками, их могло быть и больше. Что же касается точки зрения самого автора, то у него не было наперёд чётко обозначенного плана всего произведения. Вот как он об этом писал: «Жанровое обозначение, «Книга про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть». Это совпало с решением писать не поэму…» . Твардовскому хотелось создать своего рода поэтическую энциклопедию о воюющем народе, воине-освободителе или народную книгу, что бы слово «книга» в этом народном смысле зазвучало по-особому – значительно, чтобы, по словам поэта, «…её можно было читать с любой раскрытой страницы» . По его же воспоминаниям, литературные законы, жанровые определения ему только мешали в поисках нужной формы изложения. Лишь когда поэт махнул на них рукой, всё стало идти легко и свободно. Преодолевая и убегая от литературной условности, он с удовольствием использовал фольклорные условности. Читая эти признания поэта, мы отчётливее ощущаем несомненную связь «Василия Тёркина» с традициями народной художественной культуры.

В своей статье Ермолаева замечает: «правда поэмы – это правда о душе солдата, о том, что и как переживает он на войне. Для Твардовского главнейшим документом эпохи является душа русского солдата. Настроение, мысль, чувство, слово, заключенные в каждой отдельной главе, «подтверждали и закрепляли» состояние народного духа на том или ином этапе войны. С годами эти главы складывались в своеобразную летопись духовной жизни народа, отражали движение народного самосознания за весь военный период. «Книга про бойца» и в этом смысле явилась историческим произведением о современности» .

А. Твардовский утверждал в своём произведении величайшую ценность жизни нации и народа, также незыблемость извечных национальных, народных, общечеловеческих – идейно-этических ценностей. Своеобразие произведения Твардовского в том, что историческое бытие нации и народа неотрывны у него от исторического существования личности.

Литература

Список источников

    1. Твардовский,А.Т. Собрание сочинений в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

2. Твардовский, А.Т. Избранные произведения. В 3томах. / Сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Абрамов, А. М. «Василий Тёркин» А. Твардовского – народная эпопея / А. М. Абрамов. – Воронеж, 1981.

    Бессонова, Л.П. Фольклорные традиции в поэмах А.Твардовского / Л.П. Бессонова, Т.М. Степанова // Учебное пособие для студентов гумм. фак. – Майкоп, 2008.

    «Василий Тёркин» А. Твардовского – народная эпопея / под ред. А.М. Абрамова, В.М. Акаткина. – Воронеж, 1981.

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Гришунин, А.Л. «Василий Тёркин» Александра Твардовского / А.Л. Гришунин // под ред. Г.В. Степанова. – М.: Наука, 1987.

    Гришунин, А. Л. Творчество Твардовского / А. Л. Грушинин, С. И. Кормилов, И. Ю. Искржицкая: МГУ, 1998.

    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В четырёх томах. Том 3. - РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

    Ермолова, Н. Л. О правде войны в «Книге про бойца» А. Т. Твардовского /Н. Л. Ермолова // Литература в школе, 2005. - №5, с.2-6.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...