Какие главные нравственные качества отличают илью муромца. Какие качества характера у Ильи Муромца


1 вариант

Одним из наиболее известных и любимых читателями былинных героев является богатырь Илья Муромец. В образе Ильи идеально воплощены самые благородные и высокие качества - физическая мощь и мудрость, преданность родине и самоотверженное, бескорыстное служение своему народу. Только Илья Муромец способен один бороться с несметным войском, взявшим в кольцо осады город Чернигов. Тут никто не ходит, на коне не ездит, птицы не летают, звери не бегают. Но нашего героя ничто не останавливает на пути к победе:

А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, Ай побил он эту силу всю великую.

Ни деньги, ни власть не прельщают Илью Муромца. Его богатство - верный конь да надежное оружие. У него есть цель добраться в стольный Киев-град, поэтому предложение стать воеводой Чернигова богатырь без раздумий отвергает. Следующее испытание силы и отваги Ильи Муромца - борьба с грозным Соловьем-разбойником. В народном творчестве резко осуждаются, а борьба против них воспевается как великий богатырский подвиг.

Илья Муромец может выбрать не «прямоезжую», а «окольную» дорожку в Киев, тем самым избежать опасного столкновения с разбойником. Но не может испугать героя Соловей, Одихмантьев сын, от посвиста соловьиного которого

То все травушки-муравы уплетаются. Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, А чт. о есть людей, то все мертвы лежат.

Прямоезжую дороженьку выбрал Илья Муромец, поехал к Черной Грязи, к реченьке Смородине, к Леванидову кресту. Засвистал Соловей по-соловьему, закричал злодей по-звериному. Конь богатырский не выдержал свиста да крика разбойничьего, но и это не останавливает Илью Муромца:

Да берет он свой, тугой лук разрывчатый, Во свои-берет во белы он. во ручушки,... ...То он стрелил в того Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею.

Повержен богатырем Соловей-разбойник, пристегнут к булатному стремени. Прибыв в Киев, Илья без промедления и страха следует в царские палаты:

Крест от клал он по-писаному,

Вел поклоны по ученому.

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся...

Обидно называет богатыря Владимир-князь мужичищем-деревенщиной, сомневается в правдивости его слов.

Легко убеждает князя в правоте своей Илья Муромец: только выйдет князь на широкий двор, увидит своими глазами поверженного Соловья-разбойника, прикованного к булатному стремени. В отличие от князя, поверженный разбойник уважительно обращается к человеку, который победил его в честном бою: «Ай же старыя казак ты Илья Муромец». Эпитет «старый» указывает скорее не на возраст героя, а на его опытность и мудрость. Не желает Одихмантьев сын повиноваться воле князя, подчиняется только воле Ильи Муромца.

Но Илья в своей богатырской службе совершенно бескорыстен и неподкупен. На попытки разбойника смягчить его лестью отвечает богатырь сурово: каждый должен быть наказан по заслугам. Вывез Илья Соловья в поле и срубил ему голову. Достаточно разбойник при-

Носил разорения родной земле, достаточно убивал - достойное наказание понес Соловей.

Образ главного героя былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатыря Ильи Муромца с наибольшей полнотой и силой отразил в себе исторически сложившиеся нравственные критерии русского народа.

По словам В. Г. Белинского, в мифическом образе богатыря «видится образ самого народа и вместе символ его судьбы».

2 вариант

Много лет тому назад в Киевской Руси возникли первые былины - устные народные песни-сказания о подвигах богатырей.

В то далекое время тревожно было на Русской земле. Печенеги, половцы нападали на , сжигали села, вытаптывали поля, а людей убивали или уводили в рабство. Неспокойно было и внутри страны: воевали между собой русские князья, а по дорогам бродили разбойники.

Эти трудные времена были отражены в произведениях русского народного творчества - былинах. Главная тема, которая объединяет большинство былин, - героическая борьба русского народа за независимость родной земли, за укрепление ее единства и могущества.

Особое место в былинах занимает образ Ильи Муромца. Это русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека - смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине. Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром.

С ним вместе на заставе смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они защитники Киевского государства.

К Илье обращаются: «Дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «сильный могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».

Илья Муромец не испугался, когда мужички черниговские предупредили его, что на дорожке прямоезжей живет Соловей-разбойник, от свиста которого гибнут и растения, и животные, и люди. Илья победил Соловья-разбойника. Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, это был пример и образец для подражания. Но, конечно, эпос - не только прославление героев.

Речь в нем шла и о черных кознях врага, и о недостойных делах низких людей. Но и в этих случаях богатырство было той мерой, которая прикладывалась ко всему. Даже враг представал еще более могущественным, чтобы подвиг героя становился еще более значительным. Богатыри всячески идеализировались, а все, что им противостояло, создавалось как не соответствующее героическому идеалу.

Если домашнее задание на тему: » ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ РУССКОГО НАРОДА В БЫЛИНЕ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Познавательные викторины с ответами для учащихся начальных классов. Примечание. Правильные ответы отмечены знаком "+ " Викторина с ответами для 4 класса на Презентация на тему: "В. М. Васнецов - Богатыри... Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают «Богатыри», и кажется, что 1 вариант Былины - один из самых значительных жанров творчества рус-. ского народа, выражение его высоких духовных ценностей. Основное содержание былин Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин Спортивные соревнования «Русские забавы» Инвентарь: гимнастические палочки,4 обруча, 8 кочек,4 платочка, кегли, карточки (с вопросами). Здравствуйте, я рада приветствовать участников «Русских забав». Сегодня

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

В рамках школьной программы учащиеся изучают характеристику Ильи Муромца в 7 классе. Это один из главных героев былин о древней Киевской Руси, защищавших родину от нашествия иноплеменных врагов, мужественно сражавшихся за родную землю. Илья Муромец в русской литературе олицетворяет силу, отвагу, мужество и честь. Реальность этого персонажа давно изучена и доказана, что не оставляет сомнений о действительной жизни и подвигах славного героя.

Исцеление героя

Родился Илья в селе Карачарово, близ города Мурома, был единственным сыном в семье родителей-крестьян. От своего рождения он не мог владеть ни руками, ни ногами.

Былины об Илье Муромце повествуют о том, что до тридцати трех лет он оставался физически слабым, пока однажды в дом не зашли три старца. В избе больше никого не было, и они попросили Илью подать им воды. Хозяину очень хотелось напоить путников, он опустил свои ноги на пол и вдруг почувствовал в них силу, смог встать на них. Подал путникам чашу с водой. Старцы не стали пить сами, но сказали, чтобы он сам сделал это. Вода оказалась целебной, выпив ее, Илья оказался полностью здоров. Он пьет воду еще раз и чувствует в себе огромную нечеловеческую силу. Тогда старцы велели отпить еще воды, чтобы уменьшить ее.

Обретение своего служения

После исцеления старцы отправляют богатыря для служения князю Владимиру в Киев, на защиту родины, предсказывают ему великое будущее и многочисленные победы над врагами.

Также они предрекают богатырю, что тот должен отыскать огромный камень на своем пути в Киев и сдвинуть его с места.

Родители очень обрадовались чудесному исцелению своего сына и благословили его на верное служение Киевской Руси, на охрану ее от нашествия иноплеменных врагов.

Отправившись в Киев, Илья отыскал огромный валун, о котором говорили старцы. Сдвинув его, он обнаруживает под ним прекрасные доспехи и оружие. Тут же к нему прискакал вороной богатырский конь, который становится настоящим другом, преданно и верно служит Илье, помогая ему в великих подвигах.

Внешние данные

Описание внешнего вида Ильи Муромца в былинах даны очень скромно. Однако известно про его большой рост (более ста восьмидесяти сантиметров), могучее телосложение.

У богатыря было мужественное, доброе лицо с крупными волевыми чертами, борода с сединой. Описывается в образе Ильи Муромца также его острый взгляд под черными бровями, кудрявые волосы, предположительно светло-русого оттенка.

Вооружен и одет богатырь в такие доспехи:

1. Кольчуга - длинная рубаха - состоящая из металлических колец, которая защищала от ранений, наносимых холодным оружием.

2. Шлем, защищающий голову от попадания стрел и снарядов.

3. Палица - тяжелая деревянная дубина, состоящая из рукояти и металлической ударной части.

4. Щит для обороны от ударов орудий и стрел.

5. Копье - колющее деревянное оружие с металлическим наконечником.

Все это снаряжение было необходимым для сражения и защиты воинов того времени.

Черты характера

Для того чтобы составить в 7 классе характеристику Ильи Муромца, необходимо знать каким была не только его внешность, но и внутренний дух. Все те долгие годы, которые пришлось герою пролежать неподвижно в своей постели, не только не ослабили, а наоборот, закалили его характер, сделали его терпеливым и выносливым.

Сказания об Илье Муромце описывают его, как очень мужественного, отважного воина, не жалеющего свою жизнь для того, чтобы постоять за свою родину. Храбро и бескорыстно защищал он простой народ от набегов половцев, печенегов, хазар. Спокойный, добрый, уверенный, сильный не только телом, но и духом. За его качества и отвагу был назначен князем Владимиром старшим среди всех богатырей.

Былины повествуют о том, что он был верующим христианином. По некоторым источникам, после того как богатырь закончил свое служение стране, из-за тяжелого ранения в возрасте пятидесяти лет он стал проводить свои дни в монастыре, постригшись в монахи.

Это был преданный, бесстрашный защитник, имеющий безграничную любовь к своей родине, народу и своему служению.

Ратные подвиги богатыря

При составлении характеристики Ильи Муромца в 7 классе важно знать его отважные подвиги.

После того как герой отправляется служить Великому князю, на его пути встает захваченный город Чернигов. Здесь совершается первый подвиг - освобождение города от кочевников. Народ предостерегает Илью, рассказывая о том, что на пути к Киеву его ждет другая опасность - Соловей-разбойник. Но храброго и отважного богатыря не пугает это известие. Он отправляется к указанному месту, чтобы сразить разбойника.

Увидев богатыря, Соловей начинает кричать и свистеть с невероятной силой, так что даже верный конь не в силах справиться с этой круговертью. Но неустрашимый герой пускает в него стрелу, которая попадает и ранит врага. После такой победы богатырь отправляется в Киев вместе с захваченным Соловьем, где казнит его по приказу князя.

Богатырь одерживал эти и другие многочисленные победы над своими врагами, но никогда не хвастался этим.

Не смотря на преувеличение и удивительные события, о которых рассказывают в былинах, все происходящие действия пересекаются с реальными событиями того времени, имеют под собой истину.

Вероятно, противники в лице Соловья-разбойника, Идолища Поганого, Калина-царя и других - это собирательные образы, подразумевающие всех разбойников, а также иноплеменных врагов, с которыми приходилось сражаться славному герою.

Значение в русской культуре

Количество былин, написанных об Илье Муромце, характеризует его как смелого и доблестного героя.

Образ Ильи Муромца выражен не только в литературных произведениях. За многовековую историю отвага и доблесть героя нашла отображение в архитектуре, культуре, искусстве, музыке.

Отображение силы и отваги русских богатырей нашли в прекрасных картинах известных художников В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина.

Величественные памятники доблестному герою украшают город Муром Владимирской области, Екатеринбург, Владивосток, город Ижевск республики Удмуртия, другие города России и Украины.

Подвиги русского богатыря прекрасно иллюстрированы в документальных, художественных, мультипликационных произведениях многих режиссеров, которые позволяют не только прочесть о славных делах богатыря, но и увидеть их в исполнении актеров и рисованных персонажей.

Все эти факты жизни и подвигов позволят составить полную характеристику Ильи Муромца в 7 классе, раскрыть личность, внутренний стержень героя.

Былина Илья Муромец и Соловей разбойник переносит нас в далекое прошлое и рассказывает нам о давних временах, знакомя нас с богатырем Ильей и его подвигами. Приключения Ильи Муромца начались, когда он отправился из села в Киев, чтобы устроиться на службу к князю. Это герой целого цикла былин, среди которых есть и сказка Илья Муромец и Соловей разбойник.

Илья Муромец и Соловей разбойник

Для аннотаций об Илье Муромце и Соловье разбойнике в читательский дневник, предлагаем краткое описание и характеристику Ильи Муромца, а также характеристику Соловья разбойника. Итак, встретился Илья Муромец с разбойником, по пути на Киев, когда пошел прямой дорогой, хотя его и предупреждали о злодее-разбойнике, который своим свистом всех повергает в ужас. Не испугался Илья и сразился с Соловьем разбойником, поверг его и поехал вместе с ним к Владимиру, которому и показал Соловья-разбойника. В конце былины Илья отрубает голову разбойнику, так как тот ослушался Илью и засвистел не на пол-силы, а во всю силу.

Илья Муромец и Соловей разбойник главные герои

Знакомясь с героями былины Илья Муромец и Соловей-разбойник мы видим представителей добра и зла. Илья представлен богатырем. Одно только слово богатырь рисует перед нами не просто человека, а человека с большой силой, который может повергнуть целое вражеское войско. Повествователь говорит нам, что богатыри всегда носили с собой сорокапудовую палицу, была такая палица и у Ильи. А ведь сорок пудов это более шестисот килограмм. Вот и представьте, какой силой огромной обладали богатыри. Илья — это храбрый, сильный, благородный молодец, который противостоит злу, сражаясь с чудовищами и змеями, и в нашем случае с Соловьем разбойником.

Сам же соловей разбойник представляется нам чудовищем, в человеческом обличье. Это человек, который живет в лесу, обитает на дереве в своем гнезде и может свистеть настолько громко по-соловьиному, что трава гнется к земли, цветы осыпаются, люди умирают. Соловей-разбойник — это отрицательный герой, которого побеждает Илья и так должно было быть, ведь добро всегда побеждает зло, а это и является в Илье Муромце и Соловье-разбойнике главной мыслью.

Славный русский богатырь и герой древнерусских сказаний и былинных историй - Илья Муромец знаменит не только в нашей стране, но и в сопредельных государствах. К слову, в поэмах Германии, относящихся к 13 веку, встречается упоминание о могучем витязе Илье Русском.

Между тем речь идет вовсе не о сказочном персонаже, а о реально жившем в то время человеке, чьи останки находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Илью Муромца русская православная церковь канонизировала и с тех пор 1 января в календаре - это день его памяти. В наши дни Ракетные войска стратегического назначения РФ почитают богатыря своим небесным покровителем, к нему принято обращаться за поддержкой в трудную минуту.

Характеристика героя

(По происхождению Илья Муромец - крестьянский сын. Отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна )

Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине - вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).

(Знаменитая картина "Три богатыря" В.М. Васнецова )

Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение - традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия - палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.

(Сокрушение Соловья-разбойника )

Самые известные подвиги - это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.

Образ героя

(Илья Муромец - доблестный богатырь, защитник народа на Руси )

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

(Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью )

Примечательно, что семьи в обычном понимании - жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.

О Г Л А В Л Е Н И Е.

I. Вступительная часть. стр. 2

1. Раскрытие образа Ильи Муромца. стр. 5

2. Добрыня Никитич - крестовый брат

Ильи Муромца. стр. 11

III. Заключение. стр. 15

IV. Литература. стр. 16

Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах имеют весьма общее представление, а нередко и ошибочное.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Самое слово былины происходит от слова быль , т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Выступавшего в 90е годы ХIХ века в Москве сказителя И.Т.Рябинина слушатели спрашивали:

  • Иван Трофимович, любишь ли ты свои старинки ?
  • Не любил бы, не пел бы, - говорил он.
  • И ты веришь, что все это, что в былинах поется, правда?
  • Знамо дело - правда. А то какая же потреба и петь их?

Северные сказители совершили дело неоценимого значения -

они донесли до нас древнее эпическое наследие. Благодаря им, былины теперь навсегда вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.

Но в самом ли деле то, что рассказывают былины, правда? Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-Разбойника, а Добрыня Никитич бился со Змеем?…

Вопрос этот не такой простой.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень- озере, что у Новгорода, всетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые - археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:

…Сапожки из зелена сафьяна,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту воробей пролети,

Около носка хоть яйцо прокати!

Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины? Ну, например, терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения? Несомненно.

В том же «Слове о полку Игореве» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича. Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях - и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»…Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Каземирович,Сухман…

Согласно былинам, богатырство как могущественная и непобедимая сила, обеспечившая мир и благополучие Русской земле, принадлежало далекому прошлому. Его нельзя датировать и нельзя определить, как долго оно длилось. Былинное время оказывается замкнутым и по-своему даже неподвижным: событий происходит много, но каждый раз все возвращается к исходным состояниям. Богатыри совершают подвиги ради восстановления нарушенного порядка жизни.

В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Оба цикла имеют свои исторические основы. Он установил, что в русском эпосе существует группа былин, объединенная рядом важных признаков. Общие их особенности состоят в следующем: действие происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир; основная тема - защита Русской земли от южных кочевников; Исторические обстоятельства и быт, изображенные в былинах, характерны именно для Киевской Руси; события и враги Русской земли в этих былинах - домонгольского периода; Киев не просто место действия былин, а он воспет как центр русских земель: из Мурома, Ростова, Рязани, Галича едут богатыри на службу в Киев.

Формирование киевского цикла былин определялось характерными историческими обстоятельствами. В IХ-ХI вв. Киев достиг высокого расцвета и могущества; он играл важную роль в борьбе с печенегами и половцами, закрывая им путь в северные русские земли. В этой борьбе осознавались общерусские задачи и складывалось самосознание русского народа. Набеги степных кочевников отражали не только киевляне, но и представители других русских земель, что ярко показано в былинах. Киев в это время объединял почти все русские области и был признанным их центром.

Киевские былины группируются обычно по богатырям. Но среди былин киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые. В этом отношении их можно разделить на такие группы: героические - включают в себя былины, возникшие до монголо-татарского нашествия, и былины, связанные с нашествием; былины социально-бытовые включают в себя песни, в которых социальные конфликты стоят на первом месте.

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны. В образах этих богатырей воплощаются основные особенности богатырства. Это образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду особенностей уступающий первым двум богатырям. У всех трех богатырей много общего, однако, каждый из них представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные черты. В образах этих богатырей ясно видна индивидуализация, которая развивается уже в былинах, а получает значительное проявление в исторических песнях, где надо было изображать уже не обобщенные образы богатырей, а определенных исторических лиц.

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

Илья Муромец - идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».

Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович - не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Все герои героического эпоса без исключения сражаются с конкретными Батыгами и Батеями Батеевичами, подступившими или захватившими стольный Киев - град. Все былины героического эпоса проникнуты патриотической идеей защиты родной земли. А главным героем в них является конечно же не Добрыня Никитич, не Алёша Попович, а Илья Муромец. Хотя и Добрыня, и Алёша тоже присутствуют, но уже как бы на «вторых» ролях. На богатырской заставе Добрыня в писарях, Алёша - в конюхах, ни Добрыне, ни Алёше не удаётся одержать победу в бою с богатырём - нахвальщиком Сокольником (или Жидовином) , это оказывается под силу только Илье Муромцу. Из многих сюжетов об Илье Муромце известно, что ему дарована высшими силами особая судьба - богатырю не писана смерть в бою. И хотя это не играет никакой роли в действии самих былин, подобная судьба служит признанием особого положения Ильи Муромца среди русских богатырей как самого величественного и идеального защитника родины, показателем его особого предназначения.

Идеальная природа богатыря проявляется не только в нравственном чувстве, руководящем его поступками, но и в чертах его внешнего облика: Илья старый и седой, что служит признаком его мудрости и опытности.

Цикл былин об Илье Муромце внес в эпос много и развил некоторые его тенденции, заложенные в предшествующее время. Былины о богатыре, родившемся в самой глубине народной Руси,

и сразу поставленном выше всех других героев истории Киевской Руси, говорили о возросшем сознании народа. Народная масса поняла себя как силу, без опоры на которую невозможна никакая успешная деятельность на благо Руси.

В 1869 году вышло фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера. Об Илье Муромце писали Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, В.Ф.Миллер, А.И.Соболевский, А.В.Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи русского эпоса. А из работ советского времени следует назвать, в первую очередь, известную книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М.Астаховой к изданию « Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).

«Илья Муромец, - отмечает А.М. Астахова, - это образ огромной, осознающей себя, разумно, целесообразно направленной силы. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, о писанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего, как оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему так же приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».

Интересен сюжет о чудесном исцелении Ильи Муромца. Он широко распространён в народных сказках и легендах о сидне , известных в фольклоре почти всех стран и народов.

Одна из трактовок этого былинного сюжета принадлежит историку В.Г.Мирзоеву. «Вряд ли этот образ богатыря,- отличает он,- силы которого были окованы, случайный художественный приём былины. Вероятно, было бы предположить, что он метафорически отобразил историческую действительность, тем более что типизация и образность изображения жизни эпоса ещё ни кем, кажется, не подвергалась сомнению. Не воплощён ли в образе Ильи русский народ, скованный по рукам и ногам страшной татарской силой? Конечно тридцать лет - эпическое время, не соответствующее действительно хронологии. Однако надо допустить время, когда Русская земля, залитая кровью и обезможившая после татарского нашествия, должна была пройти известный период для того, чтобы опомниться после ужасного разгрома и приступить к собиранию сил для борьбы. Вот этот период - совершенно понятный и закономерный - и могли изобразить былины в образе богатыря, воплотившего в себе главные черты русского народа. Если это действительно так, то «Исцеление Ильи Муромца» представляет собой один из самых ярких примеров трансформации действительности в былине, былинное отображение исторического прошлого, подчас проявляющегося в сложной форме олицетворения, казалось бы далёкого от своего исторического источника, но тем не менее объяснимого.

Всеволод Миллер обратил внимание, что Илья Муромец выезжая из родного села Карачарова и родного Мурома, «делает значительный крюк, чтобы по пути в Киев освободить Чернигов».Отсюда исследователь сделал вывод, что Илья Муромец - богатырь не Муромский, а Черниговский. «Я предполагаю, - писал он, - что древнеший Илья раньше своего прикрепления к Мурому, был прикреплён другой местности и, именно к Черниговщине. Он мог быть связан с городом Черниговом, как со своим стольным городом, и потому совершает для его освобождения свой первый подвиг, как богатырь северянский. Этим объясняется и ласковое отношение к нему черниговцев, и то обстоятельство, что в большинстве былин заставы помещены именно на пути из Чернигова к Киеву, а не из Мурома в Киев и что о них он узнаёт от жителей Чернигова. Совершая первый подвиг по выезде из дома у Чернигова,

древний Илья, вероятно, выезжал не из такого отдалённого родного места, каков суздальский Муром,а откуда - нибудь ближе к Чернигову. Таким местом мог быть древний город Моровск (Моровийск) , принадлежавший к городам Черниговского княжества в XI и XII веков и нередко упоминавшийся в летописях в описании событий, разыгравшихся под Черниговом или в Черниговской области. Точно такую же звуковую аналогию В. Мюллер нашёл и селу Карачарову. «Село Карачароево или Карачарово, - утверждает он, - явилось в эпосе как замена более южного города Карачева, древнего города черниговских князей, упоминаемого летописью, начиная с XII века.»

Итак: не Илья Муромец из муромского села Карачарова, а Илья (Моровец) из моровского города Карачева … При этом исследова -

тель точно также приводит чисто местные карачевские легенды: «К окрестности города приурочивается местопребывание былинного

Соловья - Разбойника. В двадцати пяти верстах от Карачева протекает река Смородинная и на берегу её находится древнее село Девятидубье. Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья - разбойника. И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов».

Многие исследователи эпоса задавались вопросом: кто же был прототипом русского богатыря? Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца не дали каких-либо ощутимых результатов. А причина одна: в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени, как, допустим Тугор-хан -Тугарин,Ставр Гордятинич-Ставр Годинович и т.п. Поэтому в данном случае исследователи оказались лишёнными возможностей для сближений, сопоставлений, гипотез. Единственная же параллель с громовержцем Ильёй Пророком была использована мифологами в их трактовках образа Ильи Муромца, как двойного «замещения» в народном сознании языческого бога грома Перуна: Перун - Илья Пророк - Илья Муромец.

В историческом материале исследователи пока не обнаружили даже таких параллелей. Хотя в зарубежных источниках это имя известно. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце.

И тем не менее Илья Муромец - единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых (князь Владимир Святославович тоже был канонизирован, но не как былинный герой). В православных календарях до сего дня 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Сейчас уже вряд ли можно установить, как, каким образом произошла канонизация былинного героя. Что это - еще одна «материализованная» легенда, каких возникало немало во все времена и у всех народов, случайное совпадение имен или же рядом с Нестором и Алимпием, преподобными мучениками Феодором и Василием, Авраамием Трудолюбивым и Онуфрием Молчаливым, златарем Евстафием, старцем Ефремом, в историческом бытие которых никто не усомнится, действительно был погребен в ХII веке богатырь Илья Муромец?.. Ничего невероятного. неправдоподобного, а тем более сверхестественного, в таком предположении нет. Многие из погребенных рядом с Ильей Муромцем тоже не попали в летописи, память о них сохраняла только устная молва, и тем не менее они были канонизированы. А в том, что богатырь Илья Муромец оказался рядом с великомучениками и праведниками Древней Руси, тоже есть, конечно, своя закономерность, свое глубоко символическое значение, Вне зависимости от того, когда и как это произошло, исторический это факт или легенда…

В исторических документах ХI- ХI веков мы не найдём ответа на эти вопросы, но сам фольклор - тоже документ истории, одна из самых неопровержимых и достоверных летописей внутренней жизни народа, его идеалов и идей. И в этой летописи Илья Муромец не просто существует, в ней он главный герой.

Илья Муромец вышел за пределы народного былинного эпоса, многочисленные сказки о нем, легенды, побывальщины, как созданные на основе былинных сюжетов, так и вполне самостоятельные, - все это тоже продолжение «биографии» былинного героя, его жизнь во времени.

Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе не менее тщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и детстве Добрыни, его женитьбе на богатырше- полянице, его знакомстве с Ильей Муромцем, конфликте с Алешей Поповичем. Известно имя Добрыниной матери - Амельфа Тимофеевна, отца - Никита Романович; жены - Настасья Микулична; тетушки крестовой - Авдотья Ивановна.

Образ Добрыни Никитича - один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и смелость.

Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру. Бесконечно преданный Руси., богатырь ревниво оберегает свое достоинство как русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством». Добрыня разумен в речах, сдержан, тактичен. Его вежество «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое. Добрыня - заботливый сын и любящий супруг. В былине иногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании, воспитании в доме матери. Поётся о том как необычно рано начинает сказываться в герое его богатырскя природа. Еще отроком он входит иногда в полную силу:

А ростет тут-ле Добрынюшка Микитиц блад,

А ростет тут-ле Добрыня лет до двенадцети,

Ён стал хватать приправу богатырскую…

Стал Добрыня растеть, матереть,

Не по годам, не по месяцам - по неделюшкам.

С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа. Добрыня верой и правдой служит Киеву и стольному киевскому князю.

Особое значение надо придать былине о бое Ильи с Добрыней. Добрыня представлен в ней как рязанский житель. Про самою Рязань говорится, что она «доселева» «слободой слыла», а вот «нынече» слывет городом. Прошла слава и о Добрыне как удалом борце - «немалая» славушка по всей земле до самой «украины» - до Мурома. Илья Муромец едет в Рязань, чтобы убедиться в силе и удали Добрыни. Илья встречается с Добрыней в чистом поле. Ударились богатыри палицами, потом - мечами, соскочили с коней - принялись бороться. Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались. Сказал Добрыня:

Назовемся-ка мы братьями крестовыми,

Обменяемся крестами золочеными:

А как будешь ты мне больший брат,

А как буду я тебе меньший брат,

И мы будем ездить по чисту полю поляковать,

А и биться мы будем друг-то за друга,

Друг-то за друга, за брата за крестового!

И поехали богатыри в Киев. Владимир стольнокиевский встретил Илью такими словами:

Уж ты здравствуй, Илеюшка, Илья Муромец!

Уж ты здравствуй, дородный добрый молодец!

А Добрыне киевский князь сказал:

Я тебя-то, добрый молодец, не знай, как зовут.

Смысл былины втом, чтобы утвердить в сознании слушателей мысль о превосходстве Ильи над Добрыней, который почти равен силой с Ильей, но слава которого будто бы началась не раньше, а позднее славы Ильи. По былине судя, Муромца знали повсюду уже тогда, когда Добрыня только приехал в стольный Киев. Зачем было создавать такую былину? Надо полагать для того, чтобы Добрыня как старейший богатырь русского эпоса уступил первенство Илье Муромцу. Ради Ильи былина пытается оспорить первенство Добрыни как богатыря предшествующего времени в развитии эпоса. Для вящего доказательства былина заставляет Илью и Добрыню ехать в Киев, и князь Владимир, будто бы еще не знавший Добрыню, невольным вопросом решает спор двух могучих богатырей. Да они и сами к тому времени вполне ясно определили свое отношение друг к другу.

Былина, которая нарочито ставит Илью над Добрыней, понадобилась для опровержения ходячего мнения, что Добрынина слава родилась раньше Илюшиной. Илья Муромец как богатырь, рожденный историей возвышения Ростово-Суздальской земли над прочими русскими землями, в своей эпической биографии также берет верх над остальными богатырями эпоса и, в первую очередь, над Добрыней, как главным героем эпоса IХ-ХI вв.

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» - это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня-собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь:

В сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

По ХI век - Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

По ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

  • по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Выбор достаточно велик - почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому из них. О каждом из этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых - литературные произведения. Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, вХV - ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Надо учитывать, что оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым - языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. Так что в данном случае действительно трудно судить, что именно привлекло в историческом Добрыне: его ли заслуги, а они и впрямь были немалыми, или же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ , тем более и по отчеству он НИКИТИН , то есть в переводе с греческого, - славный, блестящий, победитель.

Так о чем же говорят былины? О любви к Родине, о доблести и

беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Пафос былин, возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших событий, не может не волновать слушателей и читателей. Академик Ю.М. Соколов писал в своей известной книге «Русский фольклор»: «Любовь к Родине, уважение к тем, кто стоял на страже границ родной земли, кто свою жизнь посвящал служению родному народу, кто ставил своей целью заботу об обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и бояр,- все это составляет пафос многих героических былин».

Л И Т Е Р А Т У Р А.

  1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос
  1. Базанов Вас. От фольклора к народной книге
  1. Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском

фольклоре.

  1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.
  1. Круглов Ю.Г. Былины.
  1. Путилов Б.Н. Застава богатырская.
  1. Померанцева Э.В. О русском фольклоре
  1. Рыбаков Б. Русские былины.
  1. Энциклопедия литературных героев
  1. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство).
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...