Главные виды барокко. Барокко — архитектурный стиль


Середина XV ;- конец XVI ;вв. время великих географических и естественно-научных открытий (Магеллан совершил первое кругосветное плавание, Колумб открыл Америку, Коперник движение Земли вокруг солнца…), которые привели к болезненным изменениям мировоззрения, к неожиданным поворотам человеческой мысли. Теперь представления людей о плоской Земле полностью растоптаны учеными, доказавшими что ее формой является шар. Было от чего прийти в смятение. На этой почве произошел бесповоротный психологический надлом, ставший основой будущей эпохи барокко.

Стиль барокко XVI-XVIII вв. (итал. barocco - причудливый) зародился в Риме и вырос на формах Классицизма эпохи Возрождения. Его наиболее яркие образцы архитектуры созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии,Чехии, испанских и португальских колониях в Латинской Америке (в этих странах большую власть имела католическая церковь). Пышное барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь.

Основоположником архитектуры стиля барокко является француз Шарль Лебрен - создатель дворцового комплекса в Версале, а в живописи Микеланджело - роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане, вестибюль библиотеки Сан - Лоренцо во Флоренции и интерьер Капеллы Медичи. В его работах отслеживается возврат к духовным ценностям и открытие новых форм. Этот гениальный художник не подчинялся стандартам, изображал фигуры не по правилам пластической анатомии. Самыми непревзойденными архитекторами итальянского барокко считаются Лоренцо Бернини, создавший Площадь Святого Петра, множество скульптур и фонтанов, и Франческо Борромини (церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане и Сант - Иво алле Сапиенс).

Особенностями барокко можно назвать динамичность, изогнутость линий, тяжеловесность форм, стремление к максимальной выразительности, преобладание вертикали над горизонталью, декоративную пышностью и резко усложненный декор. Архитектура барокко демонстрировала богатство и престиж владельца.

В интерьере стиля барокко использовали золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаику, облицовку шпоном. В качестве декоративных элементов применяли зеркала, скульптуру и живопись (Рубенс и поздний Рембрант), стены затягивали дорогими тканями, украшали лепниной. Основной темой для пейзажной живописи были: городские пейзажи, море, французские жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. В этот период времени большое развитие получили: фарфор, зеркало, перламутр, слоновая кость, каменная мозаика. Круги и овалы заменены сложными спиралями, гладкие поверхности - вогнутыми и выпуклыми. Резьба вьющихся стеблей, раковин, гирлянд. Впервые появляются комнаты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью.

В мебели барокко отслеживаются сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения, обитые дорогими яркими тканями и обильно украшенные бахромой. Мебельщики часто применяли такой изысканный прием как инверсия - чередование элементов, в место дуба использовали мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки, использовали бронзовые позолоченные накладки.

В моду входят волнистые линии, изогнутые ножки, лакированная мебель, комоды с выдвижными ящиками, напольные часы, украшенные бронзой, двухстворчатые шкафы, витрины, постаменты для скульптур. Именно в эту эпоху появились мебельные комплекты, кресла с сильно отогнутыми спинками и удлиненными сиденьями для вытянутых ног. Диваны похожи на соединенные друг с другом кресла, верх которых делали волнистым. У столов наблюдается массивная столешница из мозаики и цветного мрамора, круглой формы. Края столов украшены резьбой и инкрустированы, в виде голов баранов, львов или женских фигур. В эпоху барокко кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей и драпировок.

Испанское барокко пропитано декоративностью испано - мавританского зодчества и местными фольклорными традициями. Архитектура испанского барокко варварская и фантастичная, она перенасыщена барочным декором. В этом стиле все доводится до бурлеска.

Русское барокко зародилось в конце XVII в.- это время назвали «петровским барокко». Первая четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» или «елизаветинское барокко». Новый уклад жизни русского дворянства и царского двора,требовал дворцов в стиле европейского барокко, где можно было давать богатые обеды, устраивать роскошные приемы, балы. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, склонялась к формам насыщенного итальянского барокко. Именно в годы ее правления были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшиеся от итальянского отсутствием религиозного мистицизма. Франческо Бартоломео Растрелли, выдающийся архитектор, построил для Елизаветы дворец в Царском Селе. Другими его постройками являются Зимний дворец и Смольный собор. В оригинальной архитектуре Растрелли соединились композиционные приемы Европейского Классицизма, Барокко и Французского Рококо.

Термин «русское барокко» надо брать в кавычки, т. к. он принимается не всеми. Этот торжественный и радостный стиль, выполняя свою функцию, противостоял средневековью. Отсюда его умеренность чуждая западному Барокко. Стиль барокко остался переломным моментом в истории развития мирового искусства.

Барокко

(итал. barocco - букв. вычурный) - художественный стиль конца XVI в. - середины XVIII в., родиной его является Италия. Для одежды этого стиля характерны декоративность, пышность, например, эффектные линии платьев, темные плащи, большие белые воротники, которые сочетались с замысловатыми прическами и париками.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Культурология. Словарь-справочник

Барокко

(итал. barocco - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.

Архитектурный словарь

Барокко

(от итал. barocco - буквально причудливый, странный)

зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII веков. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

стиль, сложившийся в конце XVI в. в эпоху позднего Ренессанса и преобладавший в европейском искусстве до середины (в некоторых странах почти до конца) XVIII в. Классические формы и мотивы в нем сочетались с пышным богатым декором, сложной композицией, а также искусным использованием пространства и перспективы.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

(ит. barocco - странный, неправильный, причудливый) архитектурный стиль стран Европы XVI XVIII вв. Барокко был связан с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма. Основная идея барокко красота, торжественность высокопарность. Отсюда его преувеличенный пафос театральность что в архитектуре выражается усложненностью форм пышной декоративностью. Фасады характерны сильно выступающими карнизами разор ванными фронтонами полуколоннами и нишами что создает беспокойные светотеневые эффекты. Нередко плоскости фасадов имеют криволинейные формы. В отделке интерьеров преобладает многокрасочность цветной мрамор и СТУККО золоченая бронза росписи все это придает помещениям праздничный характер. Усиливают его живописные плафоны с иллюзивными построениями.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Барокко

(итал. barocco , букв. - странный, причудливый) - одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI-середины XVIII в. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Рб: стиль

Род: стиль (в искусстве)

Асс: художественное направление

Перс: Г. Гриммельсгаузен (Германия), П. Кальдерон (Испания), М. Ломоносов, Симеон Полоцкий (Россия), А. д’Обинье (Франция), Т. Тассо (Италия)

* "Стиль барокко главным образом проявился в архитектуре и изобразительном искусстве... В XX в. термин "барокко" многие ученые стали относить также к литературе, имея в виду, что литература может с особой силой передать трагическое ощущение жизни, причудливую игру контрастов... Яркое представление о барочном стиле в поэзии дают некоторые оды М. Ломоносова, отличающиеся повышенной аллегоричностью, обилием ярких и неожиданных сравнений..." (А.С. Сулейманов). *

Гаспаров. Записи и выписки

Барокко

♦ Мне было трудно воспринимать беллетристику (а особенно драму и кино), потому что у меня не было сюжетных ожиданий, подтверждаемых или опровергаемых: я знал, что равно вероятно, ударит ли Шатов Ставрогина или Ставрогин Шатова: как захочется автору, вот и все. Это как бы барочное восприятие: всё в каждом моменте, а связь моментов не важна.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Барокко

Барокко

♦ Baroque

Искусство максимализма или стремления к максима лизму; эстетика излишества и изумления. Искусство барокко стремится к стопроцентному раскрытию своей природы, заключающейся в украшательстве, и само опьяняется собственным богатством. Всякое искусство чрезмерно (смысл – всегда излишество), и тот факт, что оно существует, сам по себе изумляет, следовательно, искусство вообще – это барокко нашего мира. Также барокко являет собой свод правил для любого вида искусства, и единственным исключением из этого правила служит классицизм.

В истории искусства под термином «барокко» понимают и определенный период (приблизительно с конца XVI до начала XVIII века), и стиль, для которого характерны сложность, отвага, изобилие, который отдает предпочтение изогнутым линиям, движению, неуравновешенности или патетичности форм и питает слабость к зрелищности, необычности, даже оптическому обману и искусственности. Довольно часто барокко противопоставляют классицизму, как гипербола противостоит литоте. Пожалуй, точнее будет сказать, что барокко – иное выражение классицизма, иногда следующее за ним (как в Италии), иногда – предшествующее ему (как во Франции). Ясно одно: без барокко классицизм никогда не обрел бы той строгости и той уравновешенности, которые – по контрасту и ретроспективно – служат его определяющими признаками. Классицизм, как замечательно сказал Франсис Понж (***), это «туже всего натянутая струна барокко». Методом от обратного нетрудно дать и определение барокко как классицизма, ослабившего свое напряжение, копящего силы, относящегося к самому себе с долей несерьезности, отказывающегося от совершенства ради удовольствия удивить или произвести впечатление, наконец, позволяющего себе свободный поиск себя. Классицизм, повторяю, может рассматриваться как правило только в силу того, что он прежде всего является исключением из правила и способен поразить наше воображение, только добившись явного успеха. Его пределом является барокко, которому необходимы странность, излишество и виртуозность, дабы не впасть в банальность.

Франсис Понж (1899–1988) – французский поэт, поддерживавший тесную дружбу с Пикассо и другими известными художниками и скульпторами, автор книги «Современная мастерская», посвященной размышлениям о взаимоотношениях художника со своим материалом – красками, камнем или словом.

Москва. Энциклопедический справочник

Барокко

стиль в архитектуре конца XVI - середины XVIII вв., отличающийся декоративной пышностью. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Так называемое московское барокко конца XVII - начала XVIII вв. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др.) было ещё тесно связано с традициями древнерусской архитектуры. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIII в., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVII в. (например, постройки И.П. Зарудного - «Меншикова башня», церковь Иоанна Воина). В формах зрелого европейского барокко построены дом Апраксиных-Трубецких, церковь Климента папы Римского, «Грот» в Кускове (1755-75, архитектор Ф.С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К.И. Бланка и др.

Литература: Виппер Б.Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.

Энциклопедический словарь

Барокко

(итал. barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю" , в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д"Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

    Архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. Происхождение слова Б. остается невыясненным: одни производят его от португальского "barroco", названия неотделанных, имеющих неправильную форму жемчужин, другие - от слова "roc", скала. Главные особенности этого стиля, распространившегося в разных странах в разное время, состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. Стиль этот производил иногда очень изящные сооружения, но доходил и до безвкусной вычурности. Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства - к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.

    Стиль, см. ст. Архитектура и ст. Стиль Возрождения.

Словари русского языка

Барокко это одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения. Слово «Барокко» существовало на нескольких языках - португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл «странного, неправильного, экстравагантного» и имело пренебрежительный оттенок. К явлениям искусства (музыке, архитектуре) барокко стало прилагаться уже во второй половине 18 века, а в 19 веке появились первые труды искусствоведов (Я.Буркхардт, 1865; Г.Вёльфлин, 1888), в которых барокко расценивалось как явление, возникшее на закате Возрождения, но уже не трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая реабилитация барокко как на правления в архитектуре, живописи, музыке. Довольно долго термин «Барокко» не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих исследованиях (Д.Кардуччи, 1860; Э.Порембович, 1893). Окончательное узаконивание понятия Барокко не только в сфере искусствоведения, но и в истории литературы осуществилось в 1930е, а в 1950-60е в литературоведении возникает научная мода на барокко. Ее появление, очевидно, связано с определенной перекличкой художественного мировидения «катастрофического» 20 века с мироощущением людей бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш современник быстрее и легче узнает себя, чем в искусстве и литературе более ранних этапов. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в так называемом стиле – необарокко, объясняет популярность самого слова, иногда появляющегося даже в заголовках произведений («Концерт барокко», 1975, А.Карпентьера), открывает закономерность исследовательского интереса к барокко.

Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду «громадного числа работ о барокко лишь напустило туману в его теорию». Многими специалистами термин «Барокко» понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе Э.д’Орса, рассматривает барокко как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет барокко эллинистическое, средневековое, классицистическое, романтическое - всего более 20 видов. Другая концепция, выдвинутая Г.Гатцфельдом, рассматривает барокко как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо). Исследования, в которых барокко выступает как историческое, локализованное в определенных хронологических рамках понятие, также достаточно разноречивы. Даты существования барокко колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-50). Барокко понимается то как художественный стиль, направление определенного историко-культурного периода (Б.Р.Виппер. Искусство XVII века и проблема стиля барокко Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966), то как «стиль эпохи», т.е. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры. Иногда эти определения входят друг в друга, иногда - рассматриваются как взаимоисключающие: по мнению А.В.Михайлова, «барокко - это вовсе не стиль, а нечто иное. Барокко - это и не направление… Возможно говорить о барокко как о «стиле эпохи».

По разному определяют исследователи и связь искусства и литературы барокко с религиозными движениями 17 в.: в одних трудах барокко - порождение католической Контрреформации, даже конкретно «иезуитский стиль», «искусство Тридентского собора», в других - напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии (так трактовалось барокко в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих - барокко развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым отмечен конец Возрождения. Искусство и литература барокко более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем - это преимущественно последняя треть 16 - первая полови на 17 в., конкретнее 1580-1660) и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия).

Барокко - порождение глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей. В художественном видении барокко не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 в. коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией. Окружающая человека реальность оказывается сном, и драматичнее всего, что он не может уловить границы между этими состояниями, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (пьеса П.Кальдерона «Жизнь есть сон», 1636).

Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек - «мыслящий тростник», предоставленный житейским бурям, «атмосфера сомнения», в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. Человека барокко мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении жизни как пути бед. Новому мироощущению литература барокко находит образно-стилевые соответствия, «избегая говорить слишком ясно», сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо- , возвышенное и низкое, «быть» и «казаться», используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. Барокко часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения (в т.ч. и сценические - прием «театра в театре»); прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Само слово в барокко несет прежде всего функцию «представления», а метафоры и иносказания являются «способом образования особого строя сознания».

Творческая задача писателя барокко - волновать и удивлять читателя («Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может удивить… пусть идет к скребнице». Д.Марино. Сонет, 1611). Одновременно барокко стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие «декораций», в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов («Сумасбродный пастух», 1627-28, Ш.Сореля; «Ассенат», 1670, Ф.фон Цезена), драм («Папиниан», 1659, А.Грифиуса), призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Барочный мир «энциклопедия», и как Книга Бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, «рубрик», соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих «обдуманно-головокружительный» повествовательный лабиринт. «Рассудочная экстравагантность» барокко связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Барокко всегда учитывает, хотя и варьирует неожиданно, даже парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует «готовое слово» - и в своей «высокой», этико-философской, любовно-психологической, «трагической» линии (П.Кальдерон, О.д’Юрфе), и в «низовой», нравоописательной, бурлескно-сатирической, «комической» линии (Ф.Кеведо, Сорель, Х.Я.Гриммельсха узен). Барокко представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм (гонгоризм) и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, метафизическая школа в Англии, «светское» и «религиозное» барокко. Это направление имеет определенные национальные особенности в каждой стране: испанское барокко - наиболее философски напряженное, смятенное, французское наиболее аналитически-интеллектуальное, немецкое - наиболее эмоционально-аффектированное. Барокко - искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, «правил». Существует мало литературно-эстетических сочинений, которые с полным правом можно назвать программно барочными, хотя к становлению эстетки барокко, безусловно, имеют отношение Т.де Вио, Сорель во Франции, Дж.Донн в Англии, Д.Марино в Италии, Гриммельс хаузен в Германии. Эстетика барокко полнее всего представлена в Италии («Подзорная труба Аристотеля», 1655, Э.Тезауро) и Испании («Остромыслие, или Искусство изощренного ума», 1642, Б.Грасиана): оба теоретика обращают основное внимание на понятие «острого ума» как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве. Система жанров в барокко не обладает законченностью и стройностью, как в классицизме, однако жанровые предпочтения писателей достаточно ясны: это пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, галантно-героический роман с исторической тематикой, аллегорический роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма.

Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Во-первых, это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, связанных с эпохальными научными открытиями того времени. И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати. Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя.

— (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». противостояло классицизму и рационализму.

В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее территории начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций — она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. В этот период, благодаря открытиям Коперника, изменилось представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Яркий пример — творчество и с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник .

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — . С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили и . В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко. Идеализация образов сочетаются с бурной динамикой, реальность — с фантазией, а религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью.

Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Баро́кко - характеристика европейской культурыXVII-XVIII веков, в эпоху Позднего Возрождения, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах:Риме,Мантуе,Венеции,Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостоялоклассицизмуирационализму.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли,опера,культоваямузыка,оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо,соната,сюитав инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века сталиРеформацияи учениеКоперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражениюПаскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств-променад(прогулки в парке); вместорыцарских турниров- «карусели» (прогулки на лошадях) икарточные игры; вместомистерий-театрибал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах местоиконзаняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - кbaroco . В Версальском дворцепоявляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизмастанет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска,корсети искусственно расширенная юбка накаркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен- отангл.gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - этосинонимзверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философаГоббсаестественное состояние (англ.state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философуСпинозе, влечения уже составляют не содержаниегреха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовомэтикете(именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивомфлирте, ссоры - в утончённойдуэли.

Для барокко характерна идея спящего бога-деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения какмеханицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителямиПросвещенияявляются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.Исаак Ньютоноткрывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), аКарл Линнейсистематизирует биологию («Система природы»,1735). Повсюду в европейских столицах учреждаютсяАкадемии Науки научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц.Галилейвпервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), аЛевенгукпод микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений:Робинзон Крузо, судовой врачГулливери баронМюнхгаузен.

«В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы. Иносказание стало нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества» .

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество РубенсаиКараваджо.

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ МиланапрозвалиКараваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи(1560-1609) илиГвидо Рени(1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс(1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко,Ван Дейк(1599-1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватилиФранс Хальс(1580/85-1666),Рембрандт(1606-1669) иВермеер(1632-1675). В Испании в манере Караваджо творилДиего Веласкес(1599-1660), а во Франции -Никола Пуссен(1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения -классицизма.

Архитектура

Для архитектуры барокко (Л. Бернини,Ф. Борроминив Италии,Б. Ф. Растреллив России,Ян Кристоф Глаубицв Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабныеколоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны ипилястры.Куполаприобретают сложные формы, часто они многоярусны, как усобора Св. Петрав Риме. Характерные детали барокко -теламон(атлант),кариатида,маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна(1556-1629 гг.), который порвал сманьеризмоми создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римскойцеркви Санта-Сусанна(1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры былЛоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформлениеплощади собора Св. Петрав Риме иинтерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставилиКарло Фонтана,Карло Райнальди,Гварино Гварини,Бальдассаре Лонгена,Луиджи Ванвителли,Пьетро да Кортона. На Сицилии послекрупного землетрясения1693 годапоявилсяновый стильпозднего барокко -сицилийское барокко . Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капеллаКоранаро в церквиСанта-Мария-делла-Витториа(1645-1652 годы).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско(в честь архитектораЧурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его -Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют егоультрабарокко .

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворецвместе с регулярным парком,Люксембургский дворец, зданиеФранцузской Академиив Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко являетсярегулярный стильв садово-парковом искусстве, примером которого являетсяВерсальский парк.

Позже, в начале 18 векафранцузы выработали свой стиль, разновидность барокко -рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-ПласвБрюсселе. Черты барокко имеетдом РубенсавАнтверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется ещё в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правлениеПетра Iполучает развитие вСанкт-Петербургеи пригородах в творчествеД. Трезини- так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правлениеЕлизаветы ПетровнытворчествеС. И. ЧевакинскогоиБ. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси(авторы -И. Г. Бюринг (нем.)русск., Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамблибарокко в мире:Версаль(Франция),Петергоф(Россия),Аранхуэс(Испания),Цвингер(Германия),Шёнбрунн(Австрия).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское бароккоивиленское барокко, крупнейший представитель -Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенныеКостёл Вознесения Господня (Вильнюс),Софийский собор (Полоцк)и др.

Барокко в скульптуре

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 векабыл итальянецЛоренцо Бернини(1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищенияПрозерпиныбогом подземного царстваПлутономи чудесного превращения в деревонимфыДафны, преследуемой богом светаАполлоном, а такжеалтарнаягруппа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, стеатральнопреувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами,антитезами,параллелизмами,градациями,оксюморонами. Бытуетбурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо,П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, какгалантно-героический роман(Ж. де Скюдери,М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер,Ш. Сорель,П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления:маринизм(Италия),гонгоризм(культеранизм) иконсептизм(Испания),эвфуизмиметафизическая школа(Англия),прециозная литература(Франция),макаронизм, т.е. смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали(Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, каксонет,рондо,кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль),мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен(роман «Симплициссимус»), в области драмы -П. Кальдерон(Испания). В поэзии прославилисьВ. Вуатюр(Франция),Д. Марино(Италия),дон Луис де Гонгора-и-Арготе(Испания),Д. Донн(Англия). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салонемадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).

Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына,Вацлава Потоцкого,Веспасиана Коховского(тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века)Яна Анджея Морштына, философскогоСтанислава Гераклиуша Любомирского; в прозе - преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение - "Мемуары"Яна Хризостома Пасека).

В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий,Ф. Прокопович.

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества «Блюменорден». Они собираются летом на литературные праздники в рощеИррхайнподНюрнбергом. Общество организовал в1646 годуГеорг Филипп Харсдёрфферс целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годыТридцатилетней войны .

Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Бальтасара Грасиана(1648) и «Подзорная труба Аристотеля»Эмануэле Тезауро(1655).

Музыка барокко

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессансаи предшествовала музыке эпохиклассицизма. Представители -Вивальди,Бах,Гендель. Ведущее положение ужанровкантаты,оратории,оперы. Характерно противопоставлениехораисолистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение ксинтезуискусства при одновременной тенденции к обособлениюмузыкиотслова(возникновение инструментальных жанров).

Мода эпохи Барокко

Модаэпохи барокко соответствует воФранциипериоду правленияЛюдовика XIV, второй половинеXVII века. Это времяабсолютизма. При дворе царили строгийэтикет, сложныйцеремониал.Костюмбыл подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. ДоПетра Iевропейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер , богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны,ренгравы , похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это - тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтаннадеваликамзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его смениложабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах - целые серии бантов. В предыдущую эпоху, приЛюдовике XIII, были популярнысапоги(ботфорты ). Это - полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, - в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До1670 годаони украшалисьпряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называлиаграф .

Женское платьебыло, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двухюбок, нижней (фрипон ) и верхней (модест ). Первая - светлая, вторая - более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшалидрапировки. Драпировки были также и по краюдекольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия - узкая, под платьем носиликорсет. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы(они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки иличепчики. В 1660-е годы модны были прическиманчини и севинье , по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическафонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуюткуафюра .

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход ещё при Людовике XIII, который был лыс. Теперь они стали намного пышнее.Шляпыв 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующемXVIII веке.

В моду также вошли зонтики, у женщин -муфты,веера. Без меры использоваласькосметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Перевязь (бандульера ), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Материалы того времени: шерсть,бархат,атлас,парча,тафта,муар,камлот,хлопок.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей:потолок, украшенныйфресками,мраморныестены и частидекора,позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками вшахматномпорядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинамии струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшалисьскульптурамиилепнинойсрастительным узором. В качестве материала для мебели часто использовалсяюжный орехицейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:

    статуэтки и вазы с растительным орнаментом;

    гобеленына стенах;

    зеркало в золоченой раме с лепниной;

    стулья с резными спинками и т. д.

Используемые детали должны сочетаться между собой в художественно-эстетическомплане.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...