Сочинение нравственные проблемы в романе герой нашего времени лермонтова. Cочинение ««Герой нашего времени»


Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин является главным героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роман написан в достаточно необычной для читателя форм. События, происходящие с героем, описываются автором не в хронологическом порядке, что придает произведению некоторую загадочность.
Мне кажется, что в этом романе М.Ю. Лермонтов пытается открыть читателю все тайны человеческой души, тем самым раскрывая нравственную сторону человеческого мировоззрения. «Герой нашего времени» точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». И хотя роман написан лишь в середине девятнадцатого века, в настоящее время людей, подобных Печорину, можно встретить где угодно, но нельзя утверждать, что их подавляющее большинство. Это не так.
По-моему, главной целью, которую поставил перед собой М.Ю. Лермонтов при написании романа, было раскрытие смысла жизни и нравственных проблем личности. Печорин был довольно замкнутым и скрытным человеком, именно это и отличало его от других людей. Между Печориным и его знакомыми существует преграда, которую герой не может преодолеть, именно она отделяет его от привычного образа жизни и поведения других людей. Что-то мешает ему заниматься теми же обыденными делами, которыми занимаются все остальные, поэтому Печорин представляется читателю одиноким, покинутым, лишним человеком.
Со временем герой начинает оценивать те события, которые ему пришлось пережить. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе и окружающем его мире. Невольно Печорин задумывается о смерти.
Все его размышления над собственными поступками и их анализ убеждают Печорина в том, что человек несет ответственность за свою судьбу. Он пытается отвечать за свои деяния, какими бы они не были и какой бы результат не принесли. Ведь он, конечно же, понимает, какую боль причиняет Мери, хотя не равнодушие заставляет совершить такой поступок, он просто боится обыденности. Печорин губит любовь княжны к себе, нанося ей тяжелую душевную травму. Но в то же время он спасает ее от несчастья, которое ожидало бы их в будущем, от романа с низким и мелким существом.
Пройдя такой жизненный путь, который наводит Печорина на размышления о цели и смысле жизни, лишь после совершения многих ошибок он начинает понимать, где оступился. Иногда он даже задумывается о предопределении человеческой судьбы, считая, что, наверное, можно было бы построить жизнь из других материй и поступков, сначала обдумывая, а уже потом закладывая по определенной схеме кирпичики фундамента, на котором будет основываться вся его будущая, более насыщенная счастьем, жизнь. Но если все предопределено, то уже мы ничего не можем сделать. Он стал лишним человеком. Как жаль, что для того, чтобы понять суть жизни, ему пришлось потерять первый и последний шанс на счастливую жизнь.
К тому же нельзя утверждать, что Печорин был совершенным эгоистом, но мы не можем говорить и о проявлении заботы к людям с его стороны. Объяснения его с княжной Мери говорят нам о его самопожертвовании, герой не хотел обманывать тех, кого уважал. На протяжении всего романа в Печорине борются эгоизм и искренность чувств по отношению к окружающим, готовность подвергнуть себя к риску лишь для того, чтобы проснулись, наконец, в человеке добрые чувства. Не смотря на попытку Печорина хоть как-то изменить впустую прожитую жизнь, добавить в нее капельки веселья и счастья, он не выдерживает этих нравственных проблем, которые почти неразрешимы, следствием чего является его отъезд из России с надеждой умереть в местах, не напоминающих о прошлом.
Мне кажется, что произведение М.Ю. Лермонтова является вершиной, пиком великолепного творчества. «Герой нашего времени» раскрывает читателю, способному размышлять на философские темы, всю суть человеческой души, не зависимо, о ком идет речь. «Герой нашего времени» - мое любимое произведение из всех творений М.Ю.Лермонтова.

Задачи и тесты по теме "Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1


Перечитывая очередной раз роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», я не перестаю поражаться той яркости и выразительности, с которой автор раскрывает нам душу главного героя. Создаётся впечатление, что классик писал это произведение, основываясь на фактах из собственной биографии, ведь не каждый сможет так тонко прочувствовать психологию человека и выразить её так точно. Автор намеренно представляет нам образ молодого человека своего времени, составленный из людских пороков, поднимая тем самым множество нравственных проблем.

Прежде всего, это проблема одиночества, постоянного конфликта с обществом.

Григорий Александрович Печорин одинок и брошен всем миром. Но почему так происходит? Дело в том, что он остался не понятым, а, соответственно и отвергнут обществом из-за своих нестандартных взглядов на жизнь. «У меня врождённая страсть противоречить» - признаётся он. Особенно ярко это выражено в главе «Княжна Мери». Печорин дерзко обходится на балу с драгунским капитаном, компрометирует княжну Мери, наказывает Грушницкого, за его «игру на публику». Но кто дал ему право, так обходиться с людьми?

Отсюда вытекает ещё одна нравственная проблема данного романа – проблема эгоизма, можно сказать даже, крайнего индивидуализма.

«Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя» - говорит он, беседуя с доктором Вернером. Григорий Печорин не думает о последствиях своих деяний. Он объят жаждой непрерывной деятельности и делает всё для достижения своей цели. Эту особенность главного героя мы можем проследить на протяжении всего романа. Он идёт на воровство, ради обладания красавицей-черкешенкой Бэлой, играет на чувствах княжны Мери, влюбляет её в себя, ради того, чтобы наказать Грушницкого, а после – бросает, сам того не осознавая, вмешивается в жизнь мирных контрабандистов, нарушая их покой.

Здесь имеет место и проблема неуважения к людям. Возможно, это и есть корень всех бед Печорина. В главе «Максим Максимыч» становится очень жалко старого штабс-капитана. Старый друг остался непонятым и брошенным. Хоть Григорий и пытается выразить свою «радость» встрече с другом, но всё же, мы видим холодность его дружеских жестов. А Максим Максимыч не находил себе места, с нетерпением ждал встречи, но его ожидания не оправдались.

В главе «Фаталист» главный герой вдруг озадачился проблемой счастья, смысла жизни, назначения человека. Он не понимает, для чего он живёт, почему он, живя такой насыщенной жизнью, полной приключений, чувствует себя несчастным. «Зачем я жил, для какой цели я родился?» - спрашивает он. Сам отвечая на свой вопрос, Печорин приходит к выводу, что он просто разочарован в жизни. Он вкусил множество прелестей её и не нашёл ни в одной из них удовольствия и счастья. Ему не приносит радости ни «любовь дикарки», ни светской дамы, ни балы, ни охота, ничего. Из его слов можно понять, что ему приносит удовольствие лишь бурная деятельность, именно процесс достижения цели, а не сам результат. Так, достигая в очередной раз своей цели, Печорин вдруг разочаровывается в ней. Именно поэтому он находится в вечном поиске.

Таким образом, роман «Герой нашего времени» можно считать настоящей энциклопедией жизни. В одних ситуациях с главного героя можно взять пример, в других – стоит осудить его и извлечь для себя урок. Я считаю, что этот роман актуален не только для поколения современного Лермонтову, но и для нашего поколения, ведь в нём собраны жизненные мудрости, помогающие, порою, сделать правильный выбор на непростом жизненном пути.

Обновлено: 2015-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«В послелермонтовской литературе вопросы совести сделались мотивом преобладающим... И в этом смысле можно сказать, что первая русская проза - «Герой нашего времени», - утверждал В. Ф. Ходасевич. Действительно, в центре внимания автора - прежде всего нравственные проблемы, хотя Лермонтова отнюдь не назовешь моралистом или певцом добродетели. В предисловии к роману автор насмешливо отзывается о писателях, претендующих на это, и о читателях, всерьез воспринимающих нравоучения таковых: «Но не думайте, однако, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека...».
Только ли весело? Конечно, Лермонтова нельзя заподозрить в том, что он хотел лишь развлечь себя и своих читателей. В романе «Герой нашего времени» автор касается самых основных вопросов бытия человека в мире, заглядывает в такие глубины человеческой личности, куда позже осмеливались смотреть лишь Толстой и Достоевский. И, конечно, нравственная проблематика романа связана прежде всего с образом главного героя.
Образ Печорина - до сих пор загадка. У одних он вызывал и вызывает восхищение, у других - сострадание и жалость, у третьих - неприязнь, граничащую с ненавистью. Кто же он? Сильная личность, которой «все позволено»? Несчастный человек, обреченный на одиночество? Жертва и герой своего времени или вечный тип? По его собственному признанию, «одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно».
Едва ли не основная проблема в творчестве Лермонтова - проблема нравственности, то есть борьба добра и зла в человеке и мире. Добр или зол Печорин? «Я не способен к благородным порывам», - говорит он, временами сравнивая себя с вампиром.
Действительно, его мир - это «Я», и для того, чтобы занять его, Печорин затевает жестокие игры с любовью и смертью. Судьба хранит героя, за его игры расплачиваются другие: Бэла и Грушницкий - жизнью, Мери и Вера - счастьем. Печорин сравнивает себя с топором палача в руках судьбы, необходимым лицом пятого акта трагедии. Но этот безжалостный эгоист, каким он может казаться, бросается, забыв обо всем, вслед за уехавшей Верой и плачет, понимая, что больше не увидит ее. До последней минуты он предоставляет Грушницкому возможность отказаться от подлого замысла, и, если б это случилось, Печорин «бросился бы ему на шею». Расставаясь с Мери, он признается: «Еще минута, и я бы упал к ногам ее». И если он «причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив».
Именно здесь центр нравственной проблематики романа. В какой мере человек может считать причиной собственного несчастья судьбу, и насколько он сам должен отвечать за себя и свои поступки? Извиняет Печорина то, что он сам несчастлив, или нет? На этот вопрос неоднократно пытается ответить сам герой, сделавший из собственной личности любимый предмет своих наблюдений. Он прекрасно знает себя, но, почему он именно таков, ему неизвестно. Печорин как бы существует одновременно в трех планах бытия, каждый из которых - арена борьбы добра и зла: для себя в себе самом, для других людей - в обществе и перед Богом. В соответствии с этим может быть рассмотрена нравственная проблематика романа.
Роман был назван автором «Герой нашего времени». Таким героем, своеобразным портретом, «составленным из пороков всего поколения», предстал перед читающей публикой и критикой Печорин. В герое романа многие увидели симптомы той болезни, которая поразила в тридцатые годы прошлого века лучшую часть молодого русского дворянства и породила смешных подражателей типа Грушницкого. На вопрос Максима Максимыча о столичной молодежи рассказчик ответил, «что много есть людей, говорящих то же самое... и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». Действительно, разочарование и холодное отчаяние, исключительная сосредоточенность на собственной личности, невозможность найти применение своим силам в общественной деятельности - все это результат той мрачной эпохи, но дело не только в этом. «Во мне душа испорчена светом», - признается Печорин. В самом деле, чтобы выжить и побеждать с свете, нужно измениться, принять его правила, его систему ценностей, что немыслимо без утраты некоторых - и лучших! - человеческих качеств. Там, где любовь превратилась в «науку страсти нежной» (которую герой изучил в совершенстве), дружба - в игру на чужом самолюбии (чем и развлекается Печорин), а любое искреннее чувство считается смешным и неприличным, нельзя было быть (или казаться?) иным.
Но не только свет и общество сделали Печорина «нравственным калекой». Честь и достоинство человека, сила воли и гордый разум не позволяют ему полностью переложить ответственность на внешние обстоятельства. Печорин может казаться кем угодно, но что он сам думает о себе? Роман построен таким образом, что наше знакомство с героем становится все более близким: сначала мы слышим о нем из уст Максима Максимыча, затем видим глазами рассказчика и наконец читаем его дневник. Но даже дневник, где Печорин беспощадно искренен, где его самоанализ поистине безжалостен, не дает нам полной разгадки! Происходит нечто странное: герой здесь, казалось бы, полностью откровенен, не скрывает ни одного душевного движения, а читатель в недоумении.
Иначе и быть не может: Печорин - наиболее полное воплощение лермонтовской концепции человека, важнейшее положение которой - бесконечность личности, принципиальная невозможность окончательного определения и тем более однозначной оценки. Это не значит, что лермонтовский герой вне нравственных категорий, но он, без сомнения, не может быть назван «добрым» или «злым», не может быть обвинен или оправдан. Печорин не признает над собой человеческого суда, он знает, что ни один человек не может быть настолько лучше его, чтобы позволить себе быть судьей, поскольку каждый подотчетен в своих поступках лишь Богу.
Человек перед лицом Бога - одна из основных нравственных проблем русской литературы, а для Лермонтова, может быть, самая главная. Подобно лирическому герою Лермонтова, Печорин мог бы сказать:
И пусть меня накажет Тот,
Кто изобрел мои мученья.
Печорин приговорен высшим судом к пожизненному одиночеству, однако это одиночество, несмотря на свою безысходность, трагически прекрасно. Герой чужд христианского смирения, и героическая борьба, которую он ведет с судьбой, не надеясь ни на Бога, ни на людей, не может не вызвать уважения. И если мы пытаемся вынести окончательный нравственный приговор Печорину, пусть нас заставят отказаться от этого намерения слова Гете: «Подлинное произведение искусства, подобно произведению природы, всегда остается для нашего разума чем-то бесконечным».
Именно таким остается для нас роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и серьезную проблематику, сложную жанровую природу романа, а также особенности его композиции.

Центральная проблема романа, по определению В. Г. Белинского, - «важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнулся век». Однако, несмотря на то, что проблема «внутреннего человека» является главной в произведении, она тесно связана с исторической обстановкой, которая характерна для времени действия в романе и для времени его написания, поскольку лермонтовский герой является современником писателя.

Лермонтовский роман глубок и сложен по своей проблематике. Поставленные в нем вопросы имеют социальный, или общественный, нравственный, а также философский характер. Основные проблемы, которые поднимает автор романа «Герой нашего времени»: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.

При всем многообразии тем романа, центральной проблемой произведения является вопрос о «внутреннем человеке», а основное авторское задание заключается в том, чтобы узнать и понять «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Обращает на себя особое внимание своеобразие композиции романа, она выбрана М. Ю. Лермонтовым в соответствии с авторским заданием: узнать и понять «историю души человеческой».

Особенность композиции лермонтовского романа заключается в следующем: состоящий из отельных глав, роман, тем не менее, является удивительно цельным, поскольку его части объединены одним героем и единой авторской мыслью. В романе главы располагаются не в той последовательности, в которой могли бы происходить описываемые в нем события в жизни героя. Так, о смерти Печорина по дороге из Персии читатель узнает в предисловии к «Журналу Печорина», а после него следуют главы, повествующие о жизни героя на Кавказе: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Кроме того, последняя новелла возвращает читателя в крепость N. в которой происходит действие первой повести «Бэла». Таким образом, композицию лермонтовского романа можно определить как кольцевую, что является очень символичным.

Подобная необычная композиция выбрана М. Ю. Лермонтовым не случайно, она направлена на раскрытие образа главного героя, его характера, помогает автору сначала заинтересовать читателя личностью Печорина, а затем постепенно раскрыть перед ним загадку этой личности. В первой повести романа «Бэла» о Печорине мы узнаем благодаря Максиму Максимычу, человеку, далекому от героя по своему социальному происхождению, темпераменту и возрасту, поэтому штабс-капитан только указывает на особенности «героя своего времени», но не может их объяснить. Благодаря этому Печорин предстает в повести перед читателем в образе загадочного романтического героя, который бесстрашно идет на кабана, но в то же время вздрагивает от стука оконной ставни.

Завесу тайны личности Печорина в путевом очерке «Максим Максимыч» приоткрывает перед нами странствующий офицер, который является представителем одного поколения и социальной среды с лермонтовским героем. Рассказчик дает психологический портрет Печорина, пытаясь объяснить особенности его характера физиологическими особенностями.
Однако узнать «историю души человеческой», найти и понять «внутреннего человека», делая исключительно предположения о нем со стороны, не возможно. Поэтому в последующих главах романа, которые составляют «Журнал Печорина», М. Ю. Лермонтов передает авторство главному герою. Повествование в «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» ведется от первого лица, особенно примечательна в этом плане повесть «Княжна Мери», которая имеет форму личного дневника. В нем Печорин исследует особенности своей натуры, собственные пороки, а также пороки окружающих и механизм человеческих взаимоотношений. Герой ставит перед собой и пытается найти ответы на вопросы социального, нравственного, а также философского характера.

Среди предшественников М. Ю. Лермонтова в мировой литературе можно назвать французских романистов Шатобриана, Константа и Мюссе («Исповедь сына века»), создавших незадолго до появления лермонтовского произведения на полотне психологического романа историю героя своего времени.

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка («Тамань»), Бэла («Бэла»), Мери и Вера («Княжна Мери»), Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны...

Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по­ставлены различные философские вопросы.

Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь - доброе, благо­датное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как он восхищается летним утром перед дуэлью. С любовью описывает он в своем дневнике пейзаж, открывающийся из окон его квартиры в Пятигорске.

Вместе с тем герой является человеком «культуры», «циви­лизации», и в этом смысле он противопоставлен «естествен­ным» людям - горцам, Бэле, Азамату; контрабандистам и ун­дине. Таким образом, автор освещает этот конфликт в тради­ционном литературном русле.

Другая проблема, остро звучащая в романе, - проблема смысла жизни. Печорин у Лермонтова мучительно пытается угадать собственное предназначение. Человек сильной воли и больших возможностей, он стремится к активной жизни. Недовольный своим бесцельным существованием, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «За­чем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она суще­ствовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назна­ченья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодар­ных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на по­ступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин занят светскими интри­гами.

Большое значение придается в романе понятиям «счастье», «дружба», «любовь». Автор раскрывает нам взгляд своего ге­роя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, - это «насыщенная гор­дость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душев­ные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб дру­гого», - считает он. Любовь для героя - удовлетворенное че­столюбие, «сладкая пища… гордости». «Возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха - не есть ли первый при­знак и торжество власти?» - пишет Печорин в своем дневни­ке. Так, простые человеческие чувства и отношения - любовь, дружба - оказываются для героя недоступными.

Многие философские проблемы освещаются автором в дневнике Печорина. Лермонтов использует здесь эпитеты («необъятное наслаждение», «сладкая пища», «бешеных по­рывов»), метафоры («душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет», «мое сердце превращается в камень»), риторические вопросы («Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?»).

Важнейшая философская проблема романа - это пробле­ма рока, судьбы и свободной воли человека. Этой теме посвя­щена повесть, завершающая роман, - «Фаталист». На при­мере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, дов­леющего над человеком. Но Печорин, обезоружив убийцу Ву­лича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека.

Эта философская повесть имеет большое идейно-компози­ционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М.Ю. Лер­монтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание (герой, умерший по дороге из Персии, здесь побеж­дает саму судьбу). Вместе с тем здесь есть подспудный автор­ский мотив - призыв человека к активной, деятельной жиз­ни. И в этом - авторская позиция М.Ю. Лермонтова.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...