Актерское мастерство для начинающих: основы, секреты и уроки. Упражнения по актерскому мастерству


Многие нынешние взрослые в детстве – к ужасу своих родителей – мечтали стать актёрами или актрисами. Позже, окончив "нормальные" вузы и устроившись на "нормальную" работу, некоторые из них пришли к мысли, что, может, и зря уступили уговорам мамы и папы.

Поводов вновь вернуться к изучению актёрского искусства достаточно много. Но сегодня речь пойдёт не только или не столько о творческом самовыражении, а скорее о практическом применении актёрских навыков. Итак, зачем нормальному человеку с хорошей зарплатой и жёстким графиком работы нужны актёрские курсы?

1. Во-первых, навыки публичных выступлений просто необходимы в большинстве профессий, конечно, если вы не выбрали в качестве занятия роспись кувшинов или резьбу по дереву. Хотя и тут они могут пригодиться!

2. Во-вторых, вы просто любите театр и хотите развивать свои актёрские таланты.

3. В-третьих, как ни парадоксально, хороший курс актёрского мастерства может познакомить вас с вами же поближе и заменить терапию, расстановки и прочее самокопание.

4. Актёрское мастерство в большой степени – про тело. А научиться чувствовать своё тело и на качественно ином уровне им овладеть – важная задача вне зависимости от рода вашей деятельности.

5. Наконец, сегодня, в мире Инстаграма и ютуба, без практики видео-выступлений и презентаций делать во многих отраслях просто нечего.

Какими бы ни были ваши мотивы, именно сейчас самое время заняться выбором актёрских курсов: в рамках осеннего набора многие студии проводят бесплатные пробные занятия.

Помните только одно: сегодня вряд ли получится сделать хорошую карьеру в бизнесе или стать успешным в публичной профессии, если у вас дрожит голос, а тело парализует от страха при необходимости выступить перед группой незнакомых людей.


1. Как научиться выступать перед аудиторией

Рассмотрим самый общий случай, когда актёрские навыки нужны, чтобы мастерски владеть своей речью, телом и… чужим вниманием. Например, при публичных выступлениях. Попробуйте пойти на курсы актёрского мастерства и сценической речи в Smile:) Театре! Именно попробуйте, потому что в октябре у вас есть уникальная возможность бесплатно посетить пробные занятия с разными преподавателями. Все программы проходят под руководством актёров-профессионалов с опытом преподавания, но, возможно, кто-то вам понравится больше, кто-то меньше. Выбрав себе преподавателя по душе и подходящее расписание, вы пройдёте первый, базовый, курс. После трёх месяцев обучения вы легко разберётесь со своими проблемами коммуникации и почувствуете себя на публике намного увереннее. Если общение с профессиональными актёрами и вашими товарищами по группе увлечёт вас, то вы сможете продолжить занятия, перейдя в группы следующего уровня, где решают более сложные задачи, играют отдельные драматургические отрывки и даже целые спектакли.

2. Как разбудить в себе актёрский талант

Вы чувствуете, что желание стать актёром с детских лет так и не угасло? Тогда попробуйте обратиться в Театральную студию при Московском "Театре ЖИВ", где осенью проходят открытые уроки и начинается набор в группы. Здесь тоже учат навыкам актёрского мастерства: сценической речи и движению, вокалу и танцам . Занятия проходят прямо на театральной сцене, что можно назвать дополнительным бонусом. Уже во время базовых курсов слушатели могут наблюдать за репетициями профессиональных актёров и любительской студии театра. Отчётные премьеры студийцев даже включаются в репертуар основной сцены, и тогда уже не только преподаватели, но и зрители смогут оценить работу актёров-любителей.

Старшеклассникам и взрослым тут помогут подготовиться к поступлению в театральные вузы , а студентам творческих вузов или начинающим актёрам – освоить недостающие для работы умения. Так, в наши дни популярным жанром стал мюзикл, где требуется артисты, умеющие одинаково хорошо и петь, и танцевать. И многим актёрам с академической подготовкой не хватает, например, умения танцевать сценический степ и риверданс. Здесь эту проблему помогут решить. Занятия по степу ведёт дипломант международного конкурса по степу, художественный руководитель "Театра ЖИВ" Максим Разуваев, а ассистируют ему актёры театра, выступающие в популярных московских мюзиклах. В основе занятий – эффективные методики американских тренингов для актёров бродвейских шоу. Прошедшие обучение в студии смогут уверенно конкурировать на кастингах в музыкальные театры и труппы мюзиклов.

3. Как научиться не дрожать перед камерой

Вы робеете перед камерой? Теряетесь, даже когда нужно сделать видеопрезентацию, провести web-семинар или мастер-класс, не чувствуете уверенности в себе, когда в силу своих профессиональных обязанностей вам приходится не просто выступать публично, а делать это перед камерой? Например, опытных профессионалов и экспертов в своей области, часто приглашают выступать на телевидении или вести диалог с тележурналистами и оппонентами перед камерой. Тогда вам стоит записаться на актёрские курсы в Киношколе Александра Митты. Здесь знают, что такое страх перед кинокамерой и как с ним бороться! Кстати, сюда часто приходят и выпускники театральных училищ и актёры со стажем – работа на камеру требует особых навыков. В течение двух месяцев интенсивного тренинга в Киношколе учить работать перед камерой будут признанные авторитеты в мире кино: Николай Лебедев, Дмитрий Астрахан, Александр Кузнецов, Дмитрий Коробкин, Александр Носовский.

4. Как разбудить в себе себя?

Случается, что при изучении чего-либо – иностранного языка, ораторского мастерства или сценического движения, – вы начинаете "пробуксовывать". Как правило, это связано с тем, что вам не удалось подключить к полученным знаниям и навыкам свои эмоции. Сделать это можно с помощью Дзюбинга. Этот авторский тренинг прокачивает в первую очередь связь с телом и контроль над эмоциями – важный элемент актёрской профессии в целом и актёрских тренингов в частности. Назван он в честь собственно автора и бессменного тренера Александра Дзюбы , одного из ведущих актёров театра Романа Виктюка и основателя школы. В основе его курсов лежит азарт, возведённый в степень творчества. Здесь нет запретов и границ, законы подчинены желаниям, а любое, самое странное или самое сложное упражнение становится бесконечным ресурсом для вдохновения. И неважно, актёр вы, психолог или юрист, – Дзюбинг даёт ключи к собственному телу, к взаимодействию с пространством и эмоциями (своими и чужими), становясь универсальной отмычкой, открывающей все двери к самосовершенствованию .

Выбирайте курсы на свой вкус и наслаждайтесь каждым днём обучения! Ведь как говорил Сиддхартха Гаутама Будда, "даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться".

Театральные студии, тренинги и курсы актерского мастерства уже давно пользуются популярностью не только в кругу профессионалов. В современном мире существует масса сфер деятельности и профессий, где владение телом, голосом, речью и способность управлять своим психологическим состоянием является важной составляющей успеха. Кроме того, эти навыки незаменимы и в повседневной жизни. Театральное искуство уже давно перестало быть просто профессией для одних и хобби для других. Актерские техники и приемы постепенно внедряются в тренинги личностного роста, арт-терапию, психологию.

Попробуем разобраться, какие задачи призваны решать курсы актерского мастерства, а также на что следует ориентироваться при выборе актерских курсов, их направлений и программ, чтобы достичь максимального результата.

Кому нужны курсы актерского мастерства?

Кто-то мечтает стать актером с детства и принимает решение сделать актерское мастерство своей профессией, поступая в театральный ВУЗ. Другие стремятся к самосовершенствованию и развитию личности и, чувствуя в себе скрытый потенциал, хотят реализовать его на сцене или перед камерой. А некоторые чувствуют необходимость развивать навыки коммуникации и желают освоить мастерство ораторского искусства, технику речи и владения голосом, в дальнейшем используя их для общения, ведения успешных деловых переговоров и бизнеса.

Итак, кому и зачем нужны курсы актерского мастерства, и какие задачи они призваны решать?

Страх публичных выступлений

Яркий свет ослепляет, во рту пересохло, внизу, в полутьме – две сотни внимательно глядящих на вас глаз. Нет, это не камерный театр, и вы – отнюдь не его актер. Вы всего лишь выступаете с дружественным докладом перед партнерами компании на корпоративной конференции. Никаких последствий это выступление для вашей карьеры иметь не будет – от вас требуется лишь сказать несколько приветственных слов и зачитать доклад, который вы знаете назубок. Так откуда же эти трясущиеся руки и холодный пот во всю спину?

Добавим сюда же сбивчивую невнятную речь, глупые речевые ошибки, нервную жестикуляцию не к месту, и жалкую улыбку-заискивание, адресованную людям в зале. Неужели от всей этой ситуации можно получить удовольствие, и даже вдохновение? Выступление перед аудиторией было вашим кошмарным сном со студенческих лет и это уже не изменить – уверены вы. Между тем, за достаточно короткое время можно превратить 20 минут подобного позора в 20 минут персонального триумфа. Чтобы это случилось, достаточно сделать запрос в поисковике «школа актерского искусства киев» или «театральная студия киев» и записаться на курс для начинающих.

Актеры по жизни

Мы все немного актеры. Мы драматически всплескиваем руками перед большеглазым малышом и говорим – Ах! Собачка унесла твою соску! Мы загадочно держим паузу, падаем на колени, протягивая кольцо любимой и произнося заветные слова. Мы трагически закатываем очи долу, кокетничаем, «в угол, на нос, на предмет» – все это наши актерские таланты, которыетеатральная студия DramaSchool

реализовываются подчас совершенно бессознательно, без отчета самому себе в лицедействе. А ведь актерство – это серьезный инструмент человеческого общения. Мастерство лицедея уместно не только в «Гамлете». Наша жизнь – это набор игровых ситуаций: мы небрежно-ленивы в быту, в кабинете начальника – сдержанно-вежливы, на отдыхе – очаровательные рубаха-парни, и все указанные и многие другие роли могут быть сыграны в течение пары часов, но управлять ими, включать их сознательно в нужные моменты своей жизни умеет далеко на каждый человек. Но если вы обладаете этим талантом и мастерством – вы владеете своим миром. Речь не идет об исключительном доминировании и бесконечной успешности. Но в сложных жизненных ситуациях суметь выйти за границы своего «я», взглянуть на себя со стороны, переключиться из минорной тональности в мажорную при помощи небольшого «спектакля», жеста – это очень ценные качества, мастерство, которому современное общество рукоплещет.

Курс актерского мастерства – это способ заглянуть внутрь себя, переосмыслить собственную личность, разложить по полочкам свои чувства и определить, каким образом они являются окружающим и являются ли вообще. Нарушенная коммуникация с социумом, по мнению психологов – одна из острейших проблем современного горожанина, ведущая к депрессиям и психозам. Умение открывать себя, выплескивать копящиеся внутри рефлексии и комплексы через актерскую игру – это психотерапевтический инструмент, который, определенно, необходим каждому жителю большого города.

Применение навыков актерского мастерства в повседневной жизни и бизнесе

Помимо приобретения и повышения уровня мастерства, актерские тренинги помогают раскрыть творческий потенциал личности и скрытые способности. Ведь, как правило, в процессе обучения много внимания уделяется не только актерским методам и специальным техникам, но и психологической составляющей. Результатом становится раскрепощение, снятие внутренних зажимов, устранение страха перед сценой и аудиторией.

В подавляющем большинстве программ актерских тренингов есть целые дисциплины или отдельные уроки, помогающие научиться управлять своим телом, поставить голос и дыхание. Некоторые из программ направлены на то, чтобы овладеть основами ораторского искусства и техникой речи. Подобная работа над собой позволяет развивать навыки коммуникации, умение слушать и слышать собеседника, научиться правильно и красиво говорить, подавать и доносить информацию, умение увлечь и повести за собой, что является незаменимым опытом в деловом общении и бизнесе.

театральная студия киевАктерские курсы помогают освоить сложное мастерство импровизации и способность креативно мыслить, которые так часто необходимы нам в разных сферах деловой и повседневной жизни.

Приобретенное на курсах актерского мастерства умение владеть голосом и телом, а также управлять своим эмоциональным состоянием позволит человеку более свободно и продуктивно общаться с любым собеседником и избавиться от страха перед аудиторией, поможет везде чувствовать себя раскрепощенным и уверенным, что всегда будет выгодно отличать его в деловом и личном кругу.

Несомненно, обучение актерскому мастерству – это мощный прорыв в развитии личности человека, очень актуальный не только с точки зрения профессионального роста, но и в повседневной жизни.

Итак, курсы мастерства актера нужны абсолютно всем. И это не голословное утверждение, ведь практика показывает, насколько сильно влияют знания по мастерству на личность. Мастерство актера, прежде всего, приучает к максимальному взаимодействию: с людьми, обстоятельствами и ситуацией.

Если подытожить, то посещая театральную студию или курсы актерского мастерства, вы получаете ряд ценных преимуществ. А именно:

На порядок повышаете уровень своей коммуникабельности;

Получаете основы риторики, грамотной и объемной речи;

Учитесь не бояться сцены и аудитории.

Театральная студия или тренинговый центр

Что касается актерских курсов, тренингов и театральных студий в Киеве, то предложений очень много и они очень разнообразны.

Тут важно очень четко понимать, что именно вас интересует и какова цель вашего обучения. Если вы заинтересованы не только в личностном развитии, но и творческой реализации, тогда вам стоит обратить внимание на театральные студии. В них, как правило, для учеников организовывают показы и выступления на зрителя. Длительность обучения может колебаться от нескольких месяцев, до нескольких лет, что позволяет со временем выйти на достаточно серьезный уровень овладения актерским мастерством и продолжить свой творческий путь в любительском театре.

Если же вам необходимо быстро овладеть определенными навыками, тогда вам целесообразней будет пройти краткий тренинговый курс.

У длительного обучения есть одно преимущество – чем дольше, вы обучаетесь, тем лучше усваиваются полученные вами знания.театральная студия DramaSchool А опыт публичных выступлений, который предлагается театральными студиями, станет для вас бесценным. В случае же краткосрочного обучения, вы экономите время и получаете выжимку из необходимой информации и упражнений, то есть максимально концентрированный объем знаний и навыков. Ничего лишнего. Но быстро приобретенные знания грозят так же быстро забыться. И, например, если ваша проблема – зажимы в теле, которые мешают работе на публике, то справиться с ними можно только путем длительных тренировок и упражнений. Или же продолжать самостоятельную работу над собой после прохождения тренинга.

Под вывеской различных курсов очень часто оказывается предприятие по выкачке денег. Если вас всего за две недели обещают сделать суперзвездой кино, театра или ТВ, то это повод задуматься стоит ли доверять этим обещаниям.

На что обратить внимание при выборе курсов актерского мастерства

Итак, вы осознали, что обучение актерскому мастерству добавит вашей личности и жизни новых красок и нот. И это действительно произойдет. При условии, что вы не ошибетесь с выбором творческой студии. На что же необходимо обратить внимание при выборе студии?

На педагогический состав, разумеется, в первую очередь. Он должен быть квалифицированным, но не обязательно «звездным». У именитых педагогов, особенно у актеров, не всегда есть время уделять должное внимание своим ученикам в силу постоянной занятости. В идеале, у каждого направления должен быть свой педагог.

Не спешите платить за мастер-классы так называемых "звезд" . То, что вы послушаете интересные истории из их жизни ничем не поможет вашему росту. Ведущие ТВ, известные актеры и певцы на подобных мероприятиях, как правило, не дают ни практических ни теоретических знаний. Но если вам интересен их путь к успеху, тогда, пожалуй, стоит их посетить.

На идеологию школы. Она должна быть близка вам. Фундаментально или необременительно легковесно? Теоретично или практично? Что нужно вам на самом деле – поймите это из комментариев в интернете и через личную беседу с преподавателями, кураторами курсов.

На дисциплины. Желательно, чтобы ваш курс содержал не только актерское мастерство, но как минимум сценическую речь и основы сценического движения. Но в то же время, когда в рамках обучения вам предлагают еще десяток взаимодополняющих курсов, тогда есть риск не научиться вообще ничему.

На условия проведения занятий. Помещение для обучения актерскому мастерству должно быть комфортными для вас. Не обязательно это будет зал с дорогим ремонтом, главное чтобы вам было удобно работать. Ученики должны переодеваться в удобную тренировочную одежду и сменную обувь. Это не только помогает расслабиться и переключиться на процесс обучения, но и способствует элементарному комфорту и гигиене. Группа не должна быть многочисленной, не более 14-16 человек.

На стоимость обучения. Сколько платить – это вопрос, конечно же, индивидуальный. Но актерские курсы в силу своей специфики, как правило, стоят дороже некоторых других творческих направлений, таких, например, как танцы. Цена колеблется от 350 – 700 грн. за месяц обучения (2-3 занятия в неделю) до 2500 грн. за двухдневный тренинговый курс. Есть, конечно, и более дорогие варианты обучения, а иногда попадаются и бесплатные курсы, но качество обучения на них остается под вопросом.

Если вы все-таки не можете определиться какую же театральную студию вам выбрать, тогда сходите на пробное занятие, познакомьтесь с педагогом, посмотрите, кто занимается в группе. Что бы понять чему вы можете научиться, стоит сходить на показ или выступление учеников студии.

И, конечно же, театральная студия так же приглашает вас на свои занятия. Мы организовываем Дни открытых дверей, открытые показы творческих работ наших учеников и предлагаем пробные занятия для всех желающих. Ждем вас!

Instructions :

Существует два типа мимики:

- Рефлекторная бытовая мимика;

- Сознательная мимика. Она помогает актерам сознательно получать нужные им выражения лица.

С давних времен человечество знакомо с физиогномикой. Это искусство чтения лица, которое было особенно развито в Китае в эпоху средневековья, а также в Японии. В этих странах даже были созданы специальные школы, в которых мимика лица изучалась по миллиметру. Исходя из накопленного опыта физиономисты старались определить характер и судьбу каждого бугорка на лице, каждого покраснения или побледнения кожи.

Упражнения на развитие мимики обычно начинаются с самого простого и заканчиваются сложными тренировками, эффективность которых будет расти с каждым занятием.

Для начала требуется развить подвижность мышц лица. Для этого нужно делать произвольные движения лицевыми мышцами. Постарайтесь раскрепостить лицо, при этом восстанавливая его оптимальную подвижность. Через определенный промежуток времени после начала тренировок вы заметите, что ваше лицо стало более свободным и может принимать самые разные выражения. При этом вы не будете ощущать абсолютно никакого напряжения, потому что начальные упражнения состоят, в основном, из расслабления лицевых мышц.

Вместе с началом упражнений для развития мимики очень полезно делать специальные упражнения для развития правильной речи. Благодаря этому, в дальнейшем развитие мимики будет происходить значительно быстрее, а процесс развития станет интуитивным и простым.

Дальше при помощи лицевых мышц требуется изображать перед зеркалом различные эмоции. Пробуйте произносить разные слова с оттенками разных эмоций. К примеру, можно сказать слово «Привет!» с радостью, с грубостью, с яростью, со злобой и так далее. На все воля вашей фантазии. Довольно скоро вы увидите, что ваше лицо принимает нужные вам оттенки эмоций в зависимости от окраски вашего состояния. Помимо этого все эти движения не будут произвольными. Вы будете их полностью контролировать и осознавать.

Завершающим этапом развития мимики вашего лица будет следующее упражнение. Пусть ваш напарник встанет перед вами и начнет изображать различного рода эмоциональные состояния.

Упражнения для мимики

1. РАЗМИНКА ЛИЦА

Перед игрой на сцене актеру необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

2. ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену.

Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо.

Итак, пусть каждый актер принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера - смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Предлагаю 10 самых общепринятых масок.

3. ДЕСЯТЬ МАСОК

Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в христианском театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.

Итак, предлагаю следующие маски, из которых вам нужно выбрать 10 самых, на ваш взгляд, общеупотребимых.

1. Страх

2. Злость

3. Любовь (влюбленность)

4. Радость

5. Смирение

6. Раскаяние, угрызение совести

7. Плач

8. Стеснение, смущение

9. Раздумье, размышление

10. Презрение

11. Равнодушие

12. Боль

13. Сонливость

14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

4. СЕКРЕТ: КАК ЛУЧШЕ ИЗОБРАЗИТЬ ЭМОЦИИ

Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Открою маленький секрет. Чтобы у вас лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

5. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ

Пусть двое актеров разыграют без слов следующие ситуации:

  • Один читает газету, смеется, другой подглядывает
  • Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
  • Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой не хочет есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, и ему в тарелку переложить и т.д.

6. МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА

Напишите для каждого человека своей театральной группы задание на листочке. Актеры по очереди должны изобразить описанную там мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории могут быть следующие:

  • Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал - здесь что-то скучное, вы засыпаете.
  • Читаешь журнал
  • Пишешь письмо
  • Подслушиваешь под дверью
  • Ешь вкусное, потом от него тошнит
  • Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску.

7. ЭМОЦИИ В ЛИЦАХ

изумление удивление-возмущение страдание
радость подозрительность плач
испуг задумчивость гнев
боль безысходность шок

_______________________________________________________________________

УРОКИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ОТ ЗВЕЗД «ГОЛЛИВУДА»

Пятница, 11 Июля, 2008 - 19:08 / 3786 просмотров

Идея этой уникальной фотосессии родилась у фотографа Дэвида Шаца. Известным актерам он дал задания - мимикой изобразить ту или иную ситуацию. Звезды оказались на высоте.

Хью Лори 1. Вы примерный семьянин и хороший отец. Вы ужинаете вместе со своей женой, когда ваша 15-летняя дочь объявляет вам, что она беременна.2. Вы молодой дизайнер. Утром перед своим первым показом вы понимаете, что ваша коллекция не готова к показу и ни одной «потрясающей» вещи в ней нет.

3. Вы самовлюбленный высокомерный депутат Британского парламента. Вы произносите речь, которую в прямом эфире транслирует телеканал BBC и вас страшно прет от звука собственного голоса.

Дэвид Стрэтхерн 1. Вы 9-летний мальчик, который впервые слышит от своего 16-летнего брата откуда берутся дети.2. Вы экзальтированный проповедник-евангелист, восклицающий во время проповеди: «Спасибо тебе, Иисус! Спасибо, Иисус! Спасибо!»

3. Вы бывший спортсмен. Вы невероятно злы на судью, который назначил пенальти за фол вашего 7-летнего сына.

Джон Гудман 1. Вы ботаник, флиртующий с девушкой из группы поддержки и непонимающий, что никаких шансов на успех у вас нет.2. Вы покидаете дом престарелых, в котором находится ваша жена. Впервые она не узнала вас, когда вы пришли.

3. Вы тренер университетской баскетбольной команды, орущий на судью. Вы знаете, что если вас удалят, ваши парни будут играть агрессивнее.

Джон Малкович 1. Вы молодая наивная актриса, вы недавно в Голливуде. Ваш агент только что позвонил вам и рассказал, что вас взяли на роль в большом фильме, по сценарию в вас будет влюблен Джордж Клуни.2. Вы строитель. Вместе со своими приятелями по работе вы сидите на стройке и собираетесь пообедать. Вы кричите проходящей мимо сексапильной девушке: «Эй, красотка, хочешь посмотреть что у меня в коробочке для завтрака?»

3. Вы средней руки наркоторговец, вы должны до хера денег большому мафиозному боссу. Ваш курьер только что рассказал вам, что «вдруг налетел ветер и сдул два мешка вашего кокаина».

Вупи Голдберг 1. Вы примерная жена известного телеевангелиста. Вы только что узнали, что у вашего мужа был роман с мужчиной по вызову и об этом знает пресса.2. Вы богатая тетка с Пятой авеню, вы желаете «Счастливого рождества» швейцару, которому никогда не даете на чай.

3. Вы Барбара Уолтерс, вы берете интервью у недавно разведенной актрисы. Вы расспрашиваете ее о последнем фильме, а потом сразу же задаете вопрос: «Вам было очень больно, что он от вас к молоденькой ушел?»

Майкл Дуглас

Самоучитель АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Коллективность актерского творчества

Театр, являясь коллективным видом творчества, создается из художественных вкладов различных творческих специальностей: это и актеры и режиссеры и музыканты и хореографы и многие другие. Коллективность является принципиальным отличием театра от индивидуалистических вида творчества, как, например литературы или живописи.

Особенно важное значение коллективность творчества приобретает в отношении актерских работ. Поэтому принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих "чувства локтя". Авторы данного самоучителя выражают сомнение, что предложенные в нем упражнения и этюды имеет смысл отрабатывать в одиночку: при этом какая-то, может быть наиболее важная их составляющая, будет неизбежно утеряна. К индивидуальному использованию материалов самоучителя мы рекомендуем обращаться при наличии, как минимум, некоторого опыта сценической деятельности.

Упражнения по наработке коллективного "чувства локтя" у начинающих обучение актерскому мастерству адресованы, таким образом, мастеру, руководителю или лидеру группы и должны занять важное место в начале работы коллектива (по опыту работы к ним необходимо обращаться на протяжении первого полугода обучения). Эти же упражнения целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции.
Помимо упражнений, приведенных ниже, эти цели достигаются с помощью любых, желательно связанных с перемещением в пространстве игр, носящих коллективный характер. Набор стержневых игр и игровых элементов, которые можно "вплетать" в выполнение любого упражнения, что украсит его и сделает полифункциональным, можно найти в книге "Педагогические таинства дидактических игр" из серии Библиотека педагога-практика В.М. Букатов, Москва, "Флинта", 1997.

Упражнения, игры и игровые элементы коллективности.

Стулья. Ведущий или педагог дает команду построить из стульев какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву р развернутую к окну и т. п.). Дополнительное усложнение задания - требование одновременность (одновременно встать со стула, одновременно поднять и т. д.).
Встать по пальцам. Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.
Японская машинка. Каждый учащийся задумывает короткое слово или цифру (не повторяющуюся) и сообщает остальным. Далее ведущий вводит простой ритм из четырех долей с какими-либо движениями на каждый такт. После того как группа освоила одновременное выполнение ритма, на два последних такта учащиеся начинают передавать "лидерство", с помощью задуманных слов, называя первым свое слово, а затем чужое. Тот, чье слово названо, становится лидером на следующий такт и также передает лидерство другому. "Прозевавший свое слово или не попавший в долю лидер вылетает.
Третий лишний. Известная игра, вряд ли нуждающаяся в комментариях.
Построения. Участники должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию номера квартиры и т.п.)
Рулетка. Участники разбиваются на две группы, по одному представителю садится за стол, друг напротив друга и кладут руки на стол. Между ними кладется монета. По хлопку ведущего они должны накрыть монету рукой - кто быстрее. На все другие сигналы ведущего (топанье, звуки) они не должны реагировать - шевелиться (пошевеливший рукой не вовремя - проиграл). Место проигравшего занимает другой представитель группы.
Печатная машинка. Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише - это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники "печатают", хлопая в нужный момент с равными между "буквами" промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка - общими двумя хлопками.
Земля - вода - воздух - огонь. Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников, говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен (не позже чем на пять счетов, отсчитываемых ведущим) назвать (без повторов) животное - рыбу - птицу или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибшийся выбывает.
Волшебная палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом - действие и т. п.
Руки-ноги. По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) - встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и проверить какая команда продержится дольше (по секундомеру), улучшая результат предыдущей.
Ритмы. Педагог, или кто-либо из участников показывает ритм, состоящий из хлопков, топанья и т.п. звуковых эффектов. Задача участников - соблюдая заданный темп и продолжительность пауз, исполнять по очереди (в заданном порядке) только по одному элементу ритма (хлопку, топанью и т. п.)
Ритмичный вход. Придумать на начало занятия какой-то общий для всех участников ритм и занять свои места под этот ритм (каждый раз ритм должен меняться, усложняясь и становясь разнообразие, подключая не только хлопки и топанье ногами, но и все возможные звуковые эффекты). Когда группа сможет уверенно выполнять это упражнение, можно подключать к ритму творческие задания (бравурный, печальный и т. п.) или добиваться развития, разнообразия внутри данного ритма, деля его на партии.
Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии.
Пулеметная очередь . Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая темп хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а дойдя до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.
Передача позы. Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего "передает" ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый "снимает", а второй "принимает" эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и "передавать" одну, заданную ведущим позу - кто точнее.
Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной -это бык, второй берет в руки воображаемую веревку - это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.
Зеркало. Один из участников становится ведущим, второй - его отображение в зеркале, т.е. максимально точно копирует все его действия и движения.

Бессловестные элементы воздействия
“Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.”

Оценка
“Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.”
“"Оценка" - это момент, в течении которого нужно, образно говоря, "уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.”
“Со стороны психической - это момент установления в сознании связи между интересами (общей целью) и тем или иным внешним, объективным явлением. В момент "оценки" общая субъективная цель, конкретизируясь, превращается в частную объективную цель, то есть в цель одновременно и объективную и субъективную… С внешней, мышечной стороны "оценка" - это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.”
“Труднее всего "уложить в голову" факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее "оценка", тем соответственно она длительней - тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.”
“Природа" оценки" родственна тому явлению, которое называют "удивляться". Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени "оценки", то есть длительные, трудные оценки.”

Пристройка

"ПРИСТРОЙКА начинается немедленно после "оценки" - в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. "Пристройка" - это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия."
"Прежде всего "пристройки" могут быть разделены на две группы: "пристройка" для воздействия на неодушевленные предметы, и "пристройка" для воздействия на партнера."
" …"пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах … характер такой "пристройки" определяется прежде всего тем, какова будет, по представлению действующего, реакция партнера на последующее воздействие… Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.
Например, я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне."
"Таким образом, "пристройки" для воздействия на живого человека можно разделить на группы: одну назовем "пристройки снизу", другую - "пристройки снизу"… и среднюю, промежуточную группу "пристроек" - "наравне"."
"Пристройки "снизу" и "сверху" отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны… "
"Мускульная мобилизация пристройки "сверху" противоположна мускульной мобилизации пристройки "снизу". Пристраивающийся "снизу" тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу"
"Пристройку "сверху", наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера."
"Пристройка "наравне" характеризуется соответственно мышечной освобожденностью, или даже - разболтанностью, небрежностью."
""Пристройки" обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они "автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели."

Вес

"Многие особенности "пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела."
" вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной - в отношении веса к силам человека …"
" Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды "окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела... Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, "кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки... Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела."
"Если с человеком происходит что-либо значительное, то и вес его в той же мере меняется"
Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три "веса": тяжелый", "легкий" и "с достоинством".

Мобилизация

С психической стороны "мобилизация" это та или иная концентрация внимания человека на цели. Одно из ключевых понятий в терминологии Ершова, позволяющее структурировать важность конкретных целей для субъекта, а соответственно, ключ к логике его поведения и характеру. Мобилизации предшествует "мобилизованность" - степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. После уяснения цели, то есть "оценки ", "мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию
"Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины - позвоночника. Это - рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий - к тем и таким, какие потребуются, как только цель конкретизируется, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникну, которые возможны, вероятны на пути к цели."

Упражнения

Мобилизация

Мобилизацию или степень концентрации внимания на объекте удобно разделять на простую и сложную, а также на длительную и короткую
  • Понаблюдайте за подготовкой спортсменов к старту, за особенностями поведения тела человека, готового поймать, схватить, побежать, и т.п. Определите, как отражается мобилизация (готовность) человека к какому-нибудь физическому действию ("простая мобилизация") в собранности внимания, спинной мускулатуре. Попробуйте сымитировать различные варианты мобилизации и последите за особенностями собственных реакций в состоянии высокой "простой мобилизации" на вещи имеющие отношение к объекту Вашей мобилизации и не имеющие.
  • Понаблюдайте и имитируйте поведение тела человека в процессе важного для него разговора, выступления, спора. Найдите отличия в физическом выражении этой "сложной мобилизации" от "простой".
  • Найдите в окружающей жизни моменты изменения мобилизации (концентрации и ослабления внимания), проследите последовательность изменения концентрации взгляда, мускулатуры. Сыграйте мобилизацию и демобилизацию.
  • Обозначив степенью 0 -минимальную (т.е. полное отсутствие сосредоточенного внимания и соответствующая этому общая расслабленность тела) и степенью 10 максимально возможную мобилизацию тела найдите поступенчатое повышение, максимально подробно замечая физическое изменение тела в процессе выполнения упражнения.
  • Делайте упражнение 4 на ходу, найдите максимально и минимально "целеустремленные" походки и промежуточные стадии.
  • Делайте упражнение 4 в процессе любого бытового дела, разговора и т.д., следите как изменяется поведение при различных "степенях" мобилизации.*
    * - рост мобилизации в процессе выполнения какого-либо дела говорит о повышении интереса субъекта к объекту внимания, о том что "дело" развивается в благоприятную сторону, что оно становится все важней (опасней) для субъекта, демобилизация же в процессе выполнения дела говорит об обратном.
  • Понаблюдайте в жизни за поведением человека, занимающегося каким-либо делом (чтение, уборка, и т. д.), найдите "периоды" роста интереса к делу и падения, отметьте физические проявления этого процесса.
  • Наблюдайте то же, у людей в процессе общения.
  • Найдите разницу между мобилизацией человека пристроенного к короткому, важному для себя делу и мобилизацией человека готового к тому, что в процессе выполнения дела может встретиться достаточное количество препятствий, проблем, потребующих некоторого времени для разрешения.*
    * - "короткая" и "длительная" мобилизация близки по внешнему выражению к "простой" и "сложной" мобилизации, но имеют некоторые специфические отличия, обнаружить которые мы предоставляем Вам.

Упражнения

Оценка

  • Понаблюдайте за людьми, когда они что-то неожиданное "увидели", "услышали", "узнали", "поняли", найдите у них момент физической неподвижности, “замирания”.*
    * ПРИМЕЧАНИЕ После реальной оценки в жизни человек обычно как- то изменяется (согласно классификации Ершова изменения укладываются в следующие параметры: мобилизация, пристройка, вес), используйте это правило для проверки овладения Вами оценкой.
  • Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в процессе выполнения какого-либо дела*: при чтении газеты, при ходьбе.
    * ПРИМЕЧАНИЕ Необходимо уточнить понятие "дело", встречающееся здесь и далее, Под "делом" понимается какой-либо процесс, имеющий начало и конец и требующий от субъекта концентрации внимания на препятствиях, встречающихся при реализации. С этой позиции та или иная деятельность может "быть делом", а может и "не быть". Например, управление машиной не является делом при обычных обстоятельствах, но может быть делом при обучении вождению, преследовании и т.д.При выполнении упражнений необходимо (это особенно видно со стороны) контролировать занимается ли человек делом или нет (если нет - то ни о каких параметрах поведения речи не идет)Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в разговоре.
  • Попробуйте сыграть этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное - стало необходимо срочно заняться вновь возникшим, “новым” делом.*
    * ПРИМЕЧАНИЕ Для успешного овладения “оценкой” во всех упражнениях необходимо добиваться сосредоточенного внимания на деле, предшествующем “оценке”, т.е. “важности дела” для персонажа.
  • Сыграйте этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное - стало необходимо внести “поправки” в свою деятельность, как-то изменить ее для успешного достижения цели.
  • Сыграйте этюд по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное -необходимо “скрыть” то, что данное обстоятельство серь6езно влияет на всю Вашу жизнедеятельность.*
    * ПРИМЕЧАНИЕ На первых порах проще овладеть "оценкой" вделах, требующих "срочных”, простых физических действий (выключить чайник, открыть, схватить, бежать, прятаться и т.д. Постепенно "добавляйте", обстоятельства, делающие “оценку” не такой простой и однозначной, треубующие некоторого времени (обычно доли секунды, иногда, в редких случаях и секунды) для принятия решения.
  • "Три дела одновременно". Наметьте три каких-либо дела, требующие сосредоточенного внимания (Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону), выполняйте их “одновременно". Если получится добиться того, чтобы все три дела были для Вас достаточно важны (не отмахиваться ни от одного) "оценки” сами возникнут в неожиданных для Вас местах.

  • "Важный разговор". После каждой реплики партнера делайте более или менее крупную оценку.
    Пулеметная очередь оценок. На любое слово партнера, на любой предмет сделайте ряд оценок с общим подтекстом "не может быть!", "неужели!".
  • “Большая оценка”. Придумайте обстоятельство, кардинально меняющее судьбу Вашего персонажа. (В людой пьесе, почти у каждого персонажа есть такие обстоятельства). Наметьте дело, которым занят персонаж до возникновения этого обстоятельства и после. Сыграйте момент долгой органичной неподвижности, в процессе которого, персонаж “уясняет" происшедшее и принимает решение заняться новым делом.

Лепка фразы в логике словестного воздействия

Объектом словесного воздействия является сознание человека. Отличительные особенности действия, совершаемого словом, с наибольшей ясностью и полнотой обнаруживаются в случаях словесного воздействия на сознание партнера с целью переделать, перестроить его сознание, приспособить его к интересам действующего.
Все люди, говоря о чем-нибудь между собой, "воздействуют" более или менее ярко и убедительно на сознание партнера картинами, которые по той или иной причине возникли и существуют в их сознании. ...действовать словами - это значит рисовать ими картину "не для слуха, а для глаза" партнера,… внедрять свои видения в сознание партнера. Чтобы действовать словами нужно, прежде всего, видеть, - отчетливо представлять себе то, о чем говоришь…

Внешняя сторона словесного действия - звучащая речь; в ней физически, материально реализуется психическая сторона процесса. Если человек страстно добивается своей цели - если ему очень нужно переделать сознание своего собеседника…; тогда его речь делается богатой интонационными красками, она начинает звучать выразительно. Чтобы нарисовать картину данными словами как только можно ярче, человек рисует ее не только разнообразными, но и контрастными красками, используя весь диапазон своего голоса.
Рисуемая словами картина, в зависимости от ее содержания, состоит обычно из частей, которые в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Воспроизвести речью такую картину невозможно иначе как по частям и по элементам, из которых они слагаются.
Для того чтобы быть понятной, рисуемая картина должна состоять не только из знакомых слушателю элементов, но и из знакомых ему связей между этими элементами… в безграничном множестве возможных связей между отдельными элементами рисуемых картин, можно выделить общие, повторяющиеся схемы: их можно назвать "общими логическими или интонационными конструкциями"
Внутренняя психическая сторона "лепки фразы" заключается в умении видеть не разрозненные или случайно связанные между собой элементы действительности, а цельную или единую картину, состоящую из взаимосвязанных частей.
Рисуемая словами картина должна запечатлеться в сознании партнера. Что именно в первую очередь и как

Недавно мне в очередной раз задали вопрос: как можно развить свой артистизм?

Умение быть артистически ярким, эмоционально включённым в процесс выступления - важное качество для оратора. Конечно, я всегда напоминаю, что оратору не нужно быть артистом драматического театра. И жанр не тот, и задачи другие. Но всё же, хотя бы минимально владеть актёрскими навыками полезно как на сцене, так и в жизни.

Отдавая себе отчёт в том, что развитие актёрских навыков - большой, длительный процесс, я всё же решил дать в этой статье 5 советов ищущим. Это будет 5 техник, которые помогут развить свою эмоциональность, снять эмоциональные блоки, мешающие выражать себя в жизни и т.д. Причём помогут делать это самостоятельно. С непривычки некоторые упражнения могут показаться глупыми. Это нормально. Многие из них и впрямь выглядят глупо. Главное - что они чрезвычайно полезны. Попробуйте и убедитесь сами.

Упражнение №1. «Дикая утка»

С такого упражнения хорошо начать день. Это сразу активизирует Ваш эмоциональный потенциал. Даёт творческий заряд на весь день.

Ход упражнения очень прост. Вы начинаете изображать дикую утку, попавшую в неизвестное ей помещение: вашу квартиру. А как её изображать? Понятия не имею. Это же Ваша утка! Действуйте, как бог на душу положит. Тут не может быть ничего «не правильного». Позвольте себе полностью самовыразиться. И лучше, если Вы в конце концов от изображения перейдёте к «актёрскому натурализму», т.е. «СТАНЕТЕ» дикой уткой. Я не об оборотнях. Я про психологическое вживание в роль. Хороший актёр не изображает - он находится в полном слиянии собственной самости с самостью изображаемого им объекта. Вы должны думать, как утка, действовать, как утка - словом, быть уткой! Приходит всё это богатство артистического просветления с опытом. Но если тренироваться - приходит обязательно.

Освоившись с утками, переходите к другим братьям меньшим, и большим тоже. Тигры, львы, орлы, слоны и куропатки… А в процессе дня можете делать творческие минутки и пробовать копировать уже не только животных, но и людей.

Упражнение №2. «Гавайский пляж»

Упражнение похоже на «Дикую утку» наоборот. Запутались? Сейчас всё прояснится.

Вам нужно учиться представлять себя в воображаемых пространствах. Находясь в своей квартире, вообразите, что находитесь на гавайском пляже. Лягте, погрейтесь на солнышке, подмигните кому-нибудь, попробуйте ногой набегающую морскую волну (плавать или нет?), обмакнитесь в водичку (хорошо!) и т.п. Думаю, Вы поняли принцип. Как видите, в отличие от «дикой утки» в «гавайском пляже» мы работаем не с воображаемой трансформацией внутреннего пространства, а трансформируем внешнее пространство, учимся верить в него и существовать в нём.

Как и в предыдущем упражнении, воображать можно различные пространства. Короче, желаю Вам приятного кругосветного путешествия. А потренировав навыки из этого и предыдущего упражнения, можно совместить подходы и стать дикой уткой на гавайском пляже.

Упражнение №3. «Окраски»

Каждый, кто хоть раз наблюдал за игрой актёров, согласится, что актёрское мастерство это, в первую очередь, умение по требованию входить в нужное эмоциональное состояние. Такая психическая подвижность может быть свойственна человеку от природы, а может быть результатом работы над собой. Развивать эту подвижность можно, входя и удерживая себя в заданном эмоциональном состоянии.

Как войти в эмоциональное состояние? Для этого есть много путей. Например, вам нужно войти в эмоцию радости. Вы можете представить себя в ситуации, где Вы точно испытали бы радость (метод ситуативного моделирования). Можете вспомнить себя в ситуации, где вы переживали эмоцию радости и, о, чудо, Вы уже ощущаете… дайте-ка угадаю что… - РАДОСТЬ! (метод поднятия опыта). Наконец, можете представить, как ведёт себя человек в состоянии радости и начать вести себя так же - и радость не замедлит прийти к Вам (метод поведенческого моделирования)… Есть и другие подходы, скажем, через прослушивание соответствующей музыки.

Экспериментируйте, тренируйтесь, творите! Перебирайте разные эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, воодушевление, скуку, страх, торжественность, гордость, обиду, нетерпение, спокойствие, мечтательность, нежность…

Учитесь находиться в каждой эмоциональной окраске не меньше трёх минут, а потом чередовать разные эмоциональные состояния. Пробуйте молчать в эмоции, действовать в эмоции, говорить с воображаемым слушателем, общаться с реальными людьми (пойдите в магазин, поговорите с продавцами в окраске радости или гнева). Поначалу общаться с реальными людьми в позитивных окрасках будет проще, чем в негативных. И только преодолев определённые барьеры в проявлении себя, Вы сможете по-настоящему достичь свободы эмоционального самовыражения.

Упражнение №4. «Тарабарщина»

Мы изучаем актёрское мастерство лишь с одной целью - успешнее общаться. Так что в наш «дорожный набор» актёрских упражнений обязательно должны войти мощные практики для тренировки актёрского мастерства в речи. И вот первое из них.

Вам нужно постараться как можно дольше говорить на непонятном, изобретаемом Вами по ходу языке. На первом этапе данное упражнение нередко вызывает шок: как это, говорить на непонятном языке? Очень просто: шахтаманан насариб тану, кастаранья нас такалан мако насараб - ранис затаналак уцапан нукарес йалах тум: оз, эстэрпаса ранал, жеймянык, астутрбаканар юфан! Этот язык нужно не придумывать заранее, а как бы рождать в процессе речи. Отпустите свои речевые органы, начните говорить бессмыслицу, не задумываясь о том, что там мелет язык. Ваша задача отпустить себя и включать интонации, так, чтобы речь эта была интонационно окрашена, выразительны. И чем больше - тем лучше. Пусть эмоции наполняют бессмыслицу смыслом.

«Тарабарщина» помогает избавиться от речевых зажимов, чрезмерной зависимости от смысла слов, страха сказать глупость, активно тренирует эмоциональную выразительность и многое другое…

Упражнение №5. «Сказительство»

Доводилось ли Вам бывать на встречах профессиональных актёров? Лично мне - много раз. Обычно, когда хороший актёр начинает о чём-то рассказывать - заслушаешься.

Почему так увлекательно слушать актёрские речи? Актёры говорят очень образно. И тут есть образность двух направлений. Во первых, они всё стараются показать, продемонстрировать: жестами, мимикой, всем телом, что делает речь актёра очень картинной, выпуклой, в отличии от банального обмена информацией, свойственного общению не искушённых в актёрском мастерстве людей. Во-вторых, актёры говорят очень образным языком. Что я подразумеваю под этим? Можно сказать: я погулял по лесу, мне понравилось, подышал свежим воздухом. Факты, факты, факты… Можно же подойти к выражению мысли иначе: стоило мне войти в лес, он очаровал меня, лучики солнца проглядывали сквозь шепчущую листву, которая отбрасывала всюду кружевную изящную тень, на все голоса пели птицы: цокали, разливали трели, а воздух - этот душистый чудесный воздух, который хочется не вдыхать, а пить - всей грудью. Полагаю, второй вариант более привлекателен для слушания? Если Вы согласны со мной, то читайте, дальше. Второй вариант содержит много образных описаний и эмоциональных личных оценок. Теперь о том, как нам тренироваться.

Мы выявили две характерные особенности речи профессиональных актёров, и тренировать эти навыки нужно в два этапа.

На первом этапе составляйте любое фактологическое предложение (допустим: на столе лежит сломанный карандаш) и добавляйте к нему образных описаний и эмоциональных оценок (к примеру: на обшарпанном в трудовых баталиях столе, грустно свесив грифель, лежит сломанный, можно сказать, сломленный судьбой карандаш).

На втором этапе произносите это предложение и старайтесь добавить к нему актёрских демонстраций происходящего, интонационных окрасок, мимики. И конечно же, чувствования происходящего. Короче, добавляете всё то, чему мы научились в предыдущих упражнениях.

Вначале Вы будете придумывать короткие фразы. А потом, освоив приёмы, прочувствовав их - перейдёте к свободному рассказыванию любых историй с использованием образного языка и артистичных демонстраций.

Кстати, демонстративные актёрские навыки можно развивать, рассказывая анекдоты. Там всегда есть какие-то участники, а иногда и диалоги разных людей. Вот Вам и возможность поговорить разными голосами, потренировать говорящие, выразительные жесты, а заодно и отточить свои навыки рассказывания анекдотов. По-моему, прекрасная и полезная задача.

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что оттачивают актёрское мастерство в репетировании, а наслаждаются им в спектакле. Мне всегда было интересно показать свои актёрские работы публике. Безусловно, это всегда было страшновато. Я и теперь волнуюсь, когда выступаю с чем-то новым. Просчитать на все 100% реакцию зала невозможно. Всегда остаётся риск. И всё же риск этот более чем оправданный. Поэтому-то я обычно и рекомендую всем и каждому изучать актёрское мастерство в группе. С этой целью я разработал курс актёрского мастерства и речевой креативности для оратора «Школа образа», где целый месяц мы развиваем навыки актёрского мастерства с уклоном в ораторское искусство. Однако и самостоятельной работы никто не отменяет. А для этого теперь у Вас есть надёжный комплект проверенных временем актёрских упражнений. Успехов!

Знаете ли вы, что каждый ребёнок может стать хорошим актёром, если начать развивать его способности в раннем детстве? Правда, камнем преткновения может стать незнание родителей, какие первые шаги делать в этом направлении. Эта статья будет посвящена тому, с чего начать развитие актерских способностей у ребенка в домашних условиях. Вы найдете в ней информацию, на основе которой можно проводить дома занятия по актерскому мастерству для детей, упражнения для творческого развития вашего малыша по искусству перевоплощений.

Для начала давайте разберемся, как эти навыки пригодятся маленькому человечку в жизни. Вероятно, вы и не представляете, сколько пользы может принести актерское мастерство для детей! А упражнения, с помощью которых осваивается это искусство, также приносят малышам много радости, веселья и творческого удовлетворения. Вот, что полезного может дать ребенку освоение этого вида мастерства:

  • Ребёнок не будет зажатым и скованным на бесчисленных утренниках, школьных мероприятиях, выступлениях в лагерях и кружках;
  • Он научится ставить себя на место других, будет способен к сопереживанию;
  • Актёрские способности прекрасно закаляют характер, поэтому такие дети обычно активны, общительны, имеют много друзей;
  • Если вы не знаете, как развить в ребенке уверенность в себе, то здесь занятия актерским мастерством тоже будут очень кстати. Дети не могут без игры, перевоплощения. Придуманный мир и новые образы осуществляют мечту быть таким, каким хочется, а это укрепляет веру в себя.

Первые способности к ролевым играм проявляются в два с половиной – три года. Поэтому с этого возраста можно понемногу начинать занятия по актерскому мастерству для детей. Упражнения могут быть сначала совсем несложными и даже органично впишутся в другие мероприятия. Если малышу часто читают книги, он обязательно загорится идеей примерить на себя роль ласкового котёнка, трусишки-зайчика, храбреца-медведя. Задача родителей в этот момент - задать интересный тон банальным диалогам и событиям. Например, ребёнок хочет быть продавцом. Но просто покупать товары - это скучно и маме, и ее малышу. Предложите ребенку изобразить недовольного продавца. Расскажите про мимику: хмурые бровки, руки в боки и прочие атрибуты ворчунов. Положительно-поощрительная реакция, которая требуется от мамы в этот момент, произойдёт сама собой. Вы будете смеяться от всей души, поскольку дети погружаются в образ с максимальной отдачей. Они замечают такие детали, которые взрослому человеку не бросаются в глаза, вплоть до чесания переносицы и потрясающе схожей интонации.

Придумывайте и более сложные задачки в игре, например:

  • У доктора, к которому вы пришли лечиться, тоже болит зуб;
  • Поезд, на котором малыш однообразно катается каждый день, неожиданно ушёл из-под самого носа;
  • Трусливый заяц нашёл волшебную палочку и уверенно подошёл к волку.

Главная мысль, которую важно донести до ребенка: в зависимости от ситуации один и тот же персонаж может вести себя по-разному. В этот момент он не плохой и не хороший ― он испытывает чувства . Тогда волк становится не злым, а одиноким, скучающим или обиженным. С такой интерпретацией малыш сумеет в будущем играть любые роли, включая самые хитрые и коварные.

Как перейти от увлечённой игры к профессиональному мастерству?

Расскажите ребёнку, что актёрская профессия - это умение перевоплотиться в какого-либо персонажа так, чтобы все поверили образу на сцене.

Актёрская игра ведётся с помощью нескольких ключевых моментов:

  • Речи (подбирается максимально подходящая интонация, передающая возраст, характер, настроение героя);
  • Мимики (одного из самых сложных, но очень выразительных приемов в данной профессии);
  • Движений тела, поз.

Актерское мастерство для детей: упражнения

Теперь можно перейти к практическим упражнениям по искусству перевоплощений.

Ярким примером может стать изображение старенькой бабушки. Попросите юного актера сыграть эту роль только интонацией, без движений.

Затем покажите все детали позы и мимики бабушки: голова чуть наклонена, спина сгорблена, левая рука держит палочку, правая ㅡ схватилась за поясницу, ноги слегка согнуты в коленях. Лицо ㅡ сморщенное, но добродушное, с лёгкой улыбкой.

Потом даём время начинающему актёру на запоминание всех элементов в позе, затем предлагаем всем известную игру и произносим: «Раз, два, три ㅡ морская фигура замри!» При проговаривании этой фразы ребёнок делает всё, что хочет, а на последнем слове замирает в заученной позе старенькой бабушки. Эта игра ㅡ одновременно интересная и сложная подготовка к первым ролям малыша в домашних условиях. Она поможет ему не растеряться на курсах актёрского мастерства, где будет незнакомая обстановка.

Профессия актёра вызывает у детей большой интерес из-за необычной атмосферы, декораций, костюмов. Мальчикам нужно обязательно показывать, как обращаться с мечом, правильно маршировать, заряжать пистолет. Юным принцессам не лишним будет узнать про светские манеры, сервировку стола и прочие женские умения.

Почему важно информировать ребёнка? Чем больше он осведомлён о разных профессиях, навыках и поведении определённых категорий людей, тем меньше у него будет зажатости на сцене.

Как максимально раскрыть актёрский талант у ребёнка?

Если родители хотят, чтобы их ребенок обладал прекрасными актёрскими навыками, нужно развивать его в следующих сферах:

  • Во-первых, нужно заниматься речью ребёнка. Даже маленькие дефекты могут стать причиной больших комплексов и волнения на сцене. Можно исправить ситуацию с помощью логопеда. Также поощряйте декларирование ребёнком стихов с выражением.
  • Слушайте классическую музыку, так как это развивает хороший слух. Детям старше семи лет может помочь и музыкальная школа.
  • Также важно развивать спортивную форму, чувство равновесия, ловкость и лёгкость в движениях. В этом отлично помогают танцы и активные игры.
  • Еще начинающий актёр должен знать своё лицо: играть перед зеркалом, фотографироваться и сниматься на видео. При просмотре кадров отмечайте детскую мимику: хвалите за улыбку, выразительный взгляд, движения бровей.

  • Помочь малышу справиться со страхами - это последний и самый главный пункт. Нужно внушить ребёнку, что он уникален: «Золушку любой сумеет сыграть, а так как ты - никто»! Расскажите, что даже знаменитые актёры волнуются на сцене, ошибаются и забывают слова, но относятся к этому с юмором.

Выше мы уже затрагивали тему, как развить в ребенке уверенность в себе. Занятия по актерскому мастерству для детей, упражнения ― сами по себе являются фактором, укрепляющим веру в себя . Но в любых начинаниях ребенка очень важна поддержка и вера родителей в своего малыша. Если вы будете самым внимательным зрителем вашего ребёнка, у него всё обязательно получится!

Марина Беляева , изобретательная мама весёлого сыночка и дочки-затейницы

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...