Они победили неизлечимые болезни. Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)


Тайну загадочной русской души на протяжении многих веков пытались постичь иностранные гости и купцы, посещающие сначала Русь, а затем - Российскую Империю. Всемирно известные классики российской литературы также не остались в стороне от решения загадки русского менталитета - в своих произведениях они пытались описать русских мужчин и женщин и как можно более полно раскрыть грани их характера и особенности мировоззрения. Но все же даже сейчас большинству иностранцев русские кажутся загадочными и во многом непонятными, а сами русские могут безошибочно отличить своих соотечественников среди толпы иностранцев в другой стране. Но в чем же особенность менталитета и психологии русских, что делает их такими непохожими на представителей других народов?

Национальные особенности русских

Национальные особенности характера русских формировались на протяжении столетий, и основа уникального менталитета нации начала закладываться еще во времена средневековья, когда большинство русских жили в деревнях и вели коллективное хозяйство. Именно с тех веков для русских мнение общества и собственное положение в коллективе стало значить очень много. Также в то время начала формироваться и такая национальная черта русских, как и приверженность патриархальным традициям - от сплоченности коллектива и от наличия сильного лидера во многом зависело выживание и благополучие всей деревни, волости и др.

Эти черты присущи психологии русских и сейчас - большинство представителей нации уверены, что стране нужен сильный лидер, не считают себя вправе открыто критиковать и оспаривать решения вышестоящих лиц, и готовы в любом случае поддержать правительство. По отношению к роли каждого индивидуума в обществе русский менталитет, как и географическое положение России, находится между "западом" и "востоком": представителям этой нации сложно принять западноевропейскую модель общества, в которой индивидуальность каждого отдельного человека считается безусловной ценностью, но и к такой привилегирующей роли коллектива над индивидуумом, как это свойственно и китайцев, у русских нет. Можно сказать, что русские смогли найти "золотую середину" между коллективизмом и индивидуализмом - они придают большое значение общественному мнению и своей роли в коллективе, но при этом умеют ценить индивидуальность и неповторимость личности каждого человека .

Еще одной национальной особенностью характера русских, что отличает его от менталитета других наций, считается "широта" души русского человека. Конечно, душа не может быть широкой в буквальном смысле этого слова, и под данным выражением подразумевается, что русские люди обладают следующими чертами характера:

Психология русских в личной жизни и в быту

Большинство русских людей считают, что духовное важнее, чем материальное, поэтому не ставят целью своей жизни заработать миллионы, а выбирают другие приоритеты - семью, саморазвитие и др. Многим представителям этого народа свойственно "легкое" отношение к деньгам - русский человек не будет слишком сильно унывать во время , а также зачастую предпочтет потратить деньги на что-то приятное для себя, а не копить финансы на будущее.

Однако несмотря на такое отношение к финансам, русские любят роскошь и вычурность, поэтому не жалеют денег на дорогой ремонт в жилье, модные гаджеты и статусные предметы. В домах русских, помимо мебели и бытовой техники, есть много украшений интерьера - разнообразные сувениры, статуэтки и другие милые безделушки. Также не редкость, когда в кладовке квартиры или дома будут годами лежать какие-либо ненужные вещи - русские люди со времен существования СССР еще не совсем избавились от привычки оставлять про запас все, что может теоретически пригодиться в будущем.

В любовных отношениях русские мужчины галантны, романтичны, щедры и обходительны и всегда стремятся окружить свою даму сердца максимальной заботой. Русские женщины способны полностью раствориться в любимом человеке, готовы идти на жертвы ради любви и уверены, что "с милым рай и в шалаше". В большинстве русских семей между мужем и женой равноправные отношения, но все же забота о детях и домашние дела считаются преимущественно женским делом, а зарабатывание денег для всей семьи - мужским.

Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов — этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

Волхвы были знатоками «зелий», т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным» больным.

В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв», «врачь», «лечець», «зелейник», «чародей». По древнерусскому представлению, волшебство — это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость»), а волхв — есть «премудр», человек с большим опытом и знаниями.

Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов».

Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси

Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы.
Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX — начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда — не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI — XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.

Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф — 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.

Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и «свитошные» (прачечные).

Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.

Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
Почетом в древнем Новгороде были окружены «резальники» (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.

В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по «Изборникам Святослава» (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом - М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: «Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное». В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, «Лицевой летописный свод», охватывающий период от «сотво¬рения мира» до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся «древяница» или «тояги». Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В «Своде» была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного креп¬ления на костыль.

Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет» (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя — может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.

Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).

Запечатленные в летописях своеобразные «истории болезни» руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в «лето 6949″ (т.е. в 1441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.
Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в «лето 6970″ (в 1462 г.) при лечении великого князя Василия Васильевича, страдавшего «сухотной болезнью», был применен общепринятый тогда метод лечения - прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.

Одно из немногих известных имен — легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и «много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.

Это руководство — один из древнейших русских лечебников «Мази» («Алимма»): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи «Алимма». В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны «наружные болезни» и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название «Алимма». Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было «врачебное сословие» Древней Руси?

В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.

Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты “терапевтического” профиля — камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании — ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил от»порчи» (предки современных психоневрологов) и др.

О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно
Были в числе мирских врачей и лечцы «хирургического» профиля — резалники: среди них различались костоправы («травматологи»), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, «лекари польской породы», ученики общелекарские и др.

Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.

Фармакология на Руси

Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при «прилипчивы» (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много «врачебных» молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.
Териак — ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее - вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.

Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.

На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути - стоматиты, а также способы их предупреждения.
Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.

Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
Применение агата упоминается ещё в «Изборнике Святослава». Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата - оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.

В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.

Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался «камень безоар», который находили в кишечнике многих животных.
Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, — секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.

Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые «оттирки» — панты пятнистых оленей. На Руси пантовые «оттирки» назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: «любка», «зелие милое», «дар небес» и так далее.

Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.

Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.

В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В «Киево-Печерском патерике» (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.

Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.

Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.

В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый «авторитет» имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.

Хирургия Руси

В рукописных лечебниках раны различались “стреляные”, “сеченые” и “колотые”, причем особое внимание обращалось не на “свежие” раны, а на часто встречавшиеся осложнения — “старые”, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, “губы дождевки”, или “древесный мох”, собранный преимущественно “с дерев благовонных”: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания.

Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны (“фистулы”) подвергали спринцеванию.

О быте наших предков известно достаточно много. Сведения, собранные историками и археологами, летописи и предания, в достаточной степени воссоздают картины прошлого. Существует множество исторических памятников представляющих собой письмена, описывающие героическое прошлое или повседневный быт . Среди них встречаются свидетельства народной медицины, содержащие давно забытые, малоизвестные и малоизученные рецепты и советы, отражающие самобытность русского народа. Всё это представляет собой находки народной интуиции, которые передавались от поколения к поколению, проходя испытание временем. Многие из таких советов старинных русских лекарей не утратили своего медицинского значения и если внимательно отнестись к ним, они могут принести свою «сугубую пользу», как любил иногда говорить, по словам очевидцев, Пётр Первый.

Какими же были пациенты тогдашних лекарей? Согласно преданиям в пятнадцатом веке русский представлял собой выносливого, крепкого, удивительно терпеливого и неприхотливого в еде человека. Однако в поведении он отличался пассивностью, флегматичностью и даже некоторой вялостью. В народе действовал жёсткий , где не было места слабым и немощным. Они умирали ещё в младенчестве, и никто особо не пытался их спасать. Но выжившие отличались особой устойчивостью к неблагоприятным обстоятельствам окружающей среды. Очень рано детей отнимали от груди. На третьем месяце его уже переводили питание козьим или коровьим молоком давали жёваный мякиш («куклу») из чёрного хлеба обёрнутый в обслюнявленную тряпочку. Через некоторое время ребёнка полностью переводили на питание теми продуктами, что потребляли взрослые. Кроме грубой рубашонки одежды у такого ребёнка не было. Полуголые и босые ребятишки носились по улицам деревень до самого первого снега. В очень раннем возрасте дети начинали трудиться, выполняя тяжёлую крестьянскую работу.


Крестьянский обед во время жатвы. Художник Константин Егорович Маковский

Жизнь русского человека мало располагала к излишествам. В основной рацион входили каши, чёрный ржаной хлеб, различные коренья, лук, рыба и квас. Часто в многочисленных семьях продуктов не хватало. Недоеданию способствовали постоянно соблюдаемые религиозные посты. В поисках земли и лучших мест проживания пускались русские люди в путешествия, осваивая восточные земли, терпя стужу и зной, обираемые тогдашними правителями.
Несмотря на отменное и крепость тела средний русский был миролюбивым человеком, воевать не любил. В отличие от немцев, которые очень часто нанимались в разные войска и принимали участие почти во всех европейских войнах, русские слыли плохими вояками.

Средняя продолжительность жизни была не велика. Частые , болезни, обусловленные неблагоприятными жизненными условиями, не давали разлиться реке жизни в полной мере и уносили в мир иной массы населения.
На болезнь вызванную простудой очень часто не обращали внимания. Её называли «соплянка» и считалось, что и так всё само собой пройдёт. Заболевания, связанные с нервной системой, объясняли как порчу, сглаз или наговор. Среди болезней часто одолевавших простой люд различали гортанную, нутряную боль, отёк, сухотку, каменную болезнь, немоту, глухоту, грызь (грыжу), зубную боль и так далее.

Заболевший человек в первую очередь обращался к исцелению молитвами. Считалось, что Бог дал болезнь как испытание, а значит, он же исцелит, если убедится в твёрдой вере своего чада. Молитвы, строгий пост, прикосновения к чудодейственным иконам и мощам святых – вот основное оружие против болезней тогдашнего русского человека. Но наряду с такими методами существовали и практические способы. Они и были первыми свидетельствами зарождения медицины на Руси. Одни методы были основаны на ранних достижениях медицины и практиковались монастырскими лекарями. Другие – народными знахарями, которые унаследовали их ещё со времён язычества. За многими из таких знахарей признавали немалую силу. Существуют свидетельства, что для излечения больного своими способами знахарь должен был снять нательный крест. И только тогда его усилия могли принести результат. Чаще всего такими знахарями были женщины. Считалось, что дар волхования, ведовства передаётся в основном по женской линии так, как женщина была первой, кто поддался дьявольскому влиянию.

Церковь негативно относилась к знахарству, и она же взяла на себя ответственность не только за душевное, но и телесное здоровье людей. Самые первые больницы появились как раз при церковных заведениях. Особо славился в те времена Киево-Печерский монастырь. Великолепным лекарем считался преподобный Антоний. Другой врачеватель Алимпий отличился тем, что сумел поднять на ноги проказой и уже полумёртвого человека.
Но среди знахарей также хватало искусных врачевателей. Одни специализировались на дёргании зубов, другие вправляли грыжу или кости, третьи «отводили» порчу, а кто-то разбирался в целебных травах. Были своеобразные уникумы, которые опирались в лечении только на свою фантазию. Так один московский ведун избавлял людей от головной боли крепкими затрещинами. Он утверждал, что , поселившаяся в голове, испугается и перейдёт к врагам больного.
Знатоков трав называли зелейниками. Даже князья и прибегали к их услугам. Старинные источники рассказывают, что однажды к услугам такого «специалиста» обратился сам Борис Годунов. Некая боярская жена похвасталась, что её муж разбирается в травах и тогда царь приказал срочно доставить этого человека к нему. Сам же он сильно страдал тогда от приступов подагры. Но боярин заупрямился и стал утверждать, что лечить травами не умеет, в это всё его жена специально подставила его таким образом. За упрямство знахаря было приказано высечь и если не образумиться через некоторое время, отрубить . Испуганный травник согласился лечить царя. Из его имения возле Серпухова были доставлены различные травы, из которых была приготовлена ванна и отвары. Приняв все процедуры, царь неожиданно почувствовал себя здоровым. Тогда он приказал снова высечь несчастного знахаря, за то, что скрывал свои способности и наградил его различным подарками, среди которых были и крепостные.


Фёдор Алексеев – Красная площадь

Были на Руси и врачи-иноземцы. Прибывали они в основном из , Богемии и Англии. Пользовались они большим доверием среди царственных особ, но и проблем имели не мало. Особые трудности они испытывали при лечении особ женского пола, которых нельзя было «лицезреть без полного их убора». Диагноз можно было поставить только со слов пациентки типа «болит в самой серёдке», «тянет со спины», «мозжит в правом боку» и тому подобное. К тому же после принятия ожидался мгновенный эффект. А если такого не было, то снадобье признавалось непригодным для лечения и выдвигалось требование, чтобы лекарь изготовил другое. Все неудачи ставились в вину лекарю, которым приходилось, словно ходить по лезвию . Так богемский врачеватель Антон Эренштейн явившийся в Москву при Иване Третьем не смог спасти пребывавшего в столице татарского князя Каракучу. За что и был выдан его сыну, который в отместку отрезал ему голову «яко овце» прямо на берегу Москва реки. Потерял свою голову на плахе, возведённой на Болвановке, некий «мистра Леон», который потерпел неудачу в лечении сына Ивана Третьего. Казнь произошла под одобрительные возгласы москвичей: «Поделом вору и мука!»
Не зная о крутых московских порядках и в надежде подзаработать заграничные эскулапы, попадали в тяжёлую ситуацию. При желании вернуться домой на родину было нужно разрешение только самого царя.
Однако простых людей это мало касалось и «правильная» медицина для них была недоступна. При Михаиле Романове в Москве существовала единственная аптека. Для получения лекарства в ней нужно было разрешение самого государя. А лекари-иноземцы не пользовались особой популярностью, и лечиться у них считалось грехом. Особо не любили в Москве лекарей евреев, которые подвергали себя опасности намного больше других иноземцев. Прошло немало времени пока люди стали доверять профессиональным качествам врачевателя, не обращая внимания на его происхождение и вероисповедание.

Свой же русский образованный появился в начале восемнадцатого века. Звали его Пётр Васильевич Посников. Он с успехом окончил университет в Падуе, а затем значительно прославился на родине.
Однако развитие современной медицины не затмило окончательно значения старинных рецептов. Со временем их стали собирать и записывать. В народе стали ходить различные «Травники» и «Лечебники». Существовали и переводы иностранных книг. Одна из таких книг появилась на свет в 1580 году по приказу воеводы Серпухова и представляла собой перевод с польского. В ней содержались сведения о травах, спиртовых настойках, о лечении камнями и тому подобное. К сожалению, книга сгорела в 1812 году, а свидетельство о её существовании можно встретить у Карамзина.
Какое-то время против лечения травами резко выступала официальная церковь, но в конце семнадцатого века буря утихла, а сами церковные лекари не гнушались пользоваться народными рецептами.

Н. Костомаров

Русские вообще ходили в баню очень часто: она была первою потребностию в домашней жизни, как для чисто­плотности, так и для какого-то наслаждения. Почти в каж­дом зажиточном доме была своя мыльня […]; сверх того для простонародия и для приезжих везде по городам су­ществовали общественные или царские мыльни, где за вход платили деньги, составлявшие во всем государстве ветвь царских доходов. По известию Кошихина, каждо­годно собирались таким образом до двух тысяч рублей со всех мылень, находившихся в ведомстве конюшенного двора. Мыльни вообще топились каждую неделю один, а иногда и два раза. В летние жары запрещалось их топить в предупреждение пожаров, с некоторыми исключениями для больных и родильниц, по воле воевод. Тогда-то осо­бенно наполнялись царские мыльни; впрочем, запрещение топить свои собственные касалось более посадских и кре­стьян; люди высшего значения всегда пользовались иск­лючением. Баня для русского была такою необходимо­стью, что по поводу запрещения топить их, жители грози­ли правительству разбрестись врознь из своих домов.

Обыкновенно ходили в мыльню после обеда, не стра­шась от этого вредных последствий. Жар был нестерпи­мый. На скамьях и полках постилалось сено, которое по­крывали полотном. Русский ложился на него и приказывал себя бить до усталости, потом выбегал на воздух и бро­сался летом в озеро или реку, подле которых обыкновен­но строились мыльни, а зимою катался по снегу или обли­вался холодною водою на морозе. Всегда кто ходил в мыльню, тот и парился: это было всеобщим обычаем. В общественных мыльнях было два отделения: мужское и женское; они отделялись одно от другого перегородками, но вход и в то и в другое был один; и мужчины и женщи­ны, входя и выходя в одну дверь, встречались друг с дру­гом нагишом, закрывались вениками и без особенного за­мешательства разговаривали между собою, а иногда ра­зом выбегали из мыльни и вместе катались по снегу. В более отдаленную старину было в обычае и мужчинам и женщинам мыться в одной мыльне, и даже чернецы и чер­ницы мылись и парились вместе.

[…] Баня была самым главным лекарством от всяких болезней: коль скоро русский почувствует себя нездоро­вым, тотчас выпьет водки с чесноком или перцем, закусит луком и идет в баню париться.

Для простого народа баня была школой той удивитель­ной нечувствительности ко всем крайностям температуры, какою отличались русские, удивляя этим иностранцев. Но что касается до высших классов общества, то, при сидячей жизни, бани порождали бездействие и изнеженность; в особенности женщины высшего состояния отличались этим и казались хилыми и брюзглыми.

[…] При способности и готовности переносить труды и лишения, русский народ, хотя не отличался долговечностию, но пользовался вообще хорошим здоровьем. Из бо­лезней только эпидемические наносили иногда значительные опустошения, потому что меры против них были слабы и ограничивались неискусным старанием не допустить за­разы распространяться с места на место. Моровые повет­рия нередко оставляли ужасные следы по всей России. Из обыкновенных болезней, которым русские чаще всего под­вергались, были гемариордальные, столь свойственные на­шему климату, упоминаемые в старину под разными наиме­нованиями припадков головной боли, течения крови, запо­ров (заклад), болей в спине и тому подобное. Нервные бо­лезни, если не были слишком часты, зато обращали внима­ние своими явлениями: эпилептические, каталептические, истерические припадки приписывались порче и влиянию таинственных сил, при посредстве злых духов; болезни эти имели разные народные наименования, как например: камчюг, френьчуг, беснование, расслабление, трясение, икота и проч.; некоторые случаи происходили от действительных болезней, иные от воображения. В XVIвеке занесена в Россию сифилитическая болезнь (тайным согнитие), а в следующем столетии она довольно распространилась и на­носила опустошения в черном народе. Простудные болезни редко поражали русского, приученного к переменам воз­духа и температуры. Как особые случаи, упоминают в ста­рину: каменная болезнь, отек, сухотка, грыжа, зубная боль, глухота, немота, слепота, шолуди, происходившие от неоп­рятности, которая нередко порождала и другие болезни, так наприм., имела вредное влияние на зрение. Вообще, от болезней искали средств более всего в церковных обрядах и прибегали также к травникам, составлявшим класс само­учек - лекарей, отдавались им часто с чрезвычайным лег­коверием. Ученые медики были иностранцы и находились только при царском дворе и то в небольшом количестве. При Иване Васильевиче лекарь иноземец был необходи­мым лицом для царя, но лечиться у него частным лицам бы­ло можно не иначе, как подавши челобитную об этом. Тоже соблюдалось долго и впоследствии, когда число врачей при дворе увеличилось. При Михаиле Федоровиче в Москве существовала одна аптека, из которой отпускались лекар­ства по челобитным и притом так, что тем, которые были не очень значительны, отпускалось и по челобитной не то, что нужно, а то, что дешевле стоило, не обращая внимания, мог­ло ли оно принести действительную пользу. Иногда лекаря отправлялись на войну с лекарством и там, вообще, мало приносили пользы. При Алексее Михайловиче в Москве были две аптеки, но только из одной продавали жителям лекарства, и то по высоким ценам, а потому эта аптека гораз­до менее приносила дохода казне, чем стоявший рядом с нею кабак. Разумеется, врачи, призываемые из-за границы, не всегда были хороши, и по зову русского царя отважно спешили в Россию шарлатаны. По этому было определено, чтоб врач, приезжающий в Россию, прежде в пограничном городе показал степень своего искусства и вылечил кого-нибудь. Медики, жившие при дворе, были чрезвычайно стеснены обычаями и предрассудками. В их занятиях не уважали науки, не ставили их искусства выше знахарского. Часто сами цари обращались к травникам и знахарям, как бы в укор медикам, состоявшим при их дворе. Когда медик пользовал особу женского пола, принадлежащую к цар­скому семейству-для него не нарушались строгие восточ­ные церемонии, всегда окружавшие эту особу. Медик дол­жен был пользовать больную и угадывать болезнь, не видя ее лично, а единственно следуя рассказам прислужницы. Если при таком способе лечения он ошибется, ему ставили ошибку в вину. Ему не дозволяли узнавать действие лекар­ства на организм больной: если с одного приема болезнь не облегчилась - по понятиям русских, это значило, что ле­карство не поможет, медику приказывали давать другое и не дозволяли повторять одного и того же несколько раз. Что касается до народа, то, вообще, он не верил иноземным врачам. Духовенство признавало грехом лечиться у челове­ка неправославной веры и в особенности вооружалось про­тив медиков-евреев, так что в XVIвеке русский, за то, что прибегал к пособию еврея, подвергался отлучению от церк­ви. Время, однако, брало свое и в этом отношении: при Алексее Михайловиче, при царе столь набожном, один из придворных медиков был еврей.

Очерк домашней жизни и нравов велико­русского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., I860. С. 98-103.

Миниатюра: Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке.

Как это знаменитый человек, имевший в жизни славу, почёт, деньги, который мог позволить себе, если не всё, то многое, оказался перед лицом такой грозной опасности - серьёзной болезни. Мечты о счастье, любви, карьере, болезнь стирает как резинка, написанное карандашом. Как он смог выстоять, победить болезнь, выздороветь?

Конечно, когда болезнь обнаруживается у знаменитости, к его услугам бывает всё, лучшие клиники, врачи, современные методы лечения. Но главное для того, чтобы победить болезнь, это сила воли, которая не даёт впасть в отчаяние и безграничная вера в себя, в то, что ты сможешь победить болезнь.

Знаменитости прошлых веков, победившие болезнь

Известный писатель Мигель де Сервантес Сааведра во время службы в армии, в сражении потерял левую руку, кроме того, спустя четыре года он попал в плен, и в течение пяти лет испытывал все лишения плена. И тем не менее, эти несчастья не сломили его, а только закалили его волю и желание жить полноценной жизнью. Несколько лет спустя он не только вернулся к нормальной жизни, но и стал известным писателем. Его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» известен всему миру.

«Для человека, с талантом и любовью к труду, не существует преград», - утверждал Людвиг Ван Бетховен . Это высказывание говорит всё о характере и воле великого композитора. Уже в 26 лет, вследствие болезни, Бетховен начал терять слух, а спустя непродолжительное время полностью оглох. Уже почти ничего не слыша, он сочинил «Лунную сонату», которой восхищаются даже те, кто далёк от классической музыки. И все последующие свои произведения он писал уже будучи полностью глухим. Он говорил, «музыка звучит внутри меня, и я её слышу». Мало того, во время концерта, когда звучала его знаменитая 9-я симфония, глухой композитор сам дирижировал оркестром.

«Единственной преградой осуществления наших планов на завтра, могут быть наши сегодняшние сомнения», - это высказывание одного из самых великих президентов Соединённых Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта . Когда ему исполнилось 39 лет, он получил серьёзное заболевание - полиомиелит. В то время медицина не могла помочь в излечение этой болезни, но Франклин всё равно не сдавался и надеялся если не на излечение, то на улучшение состояния.

Он пытался хотя бы сохранить подвижность, истязая себя неудобными ортопедическими приборами и применяя костыли. Он никогда не жаловался, не хотел, чтобы его состояние вызывало у людей обидную жалость. Что ещё, как не мужество, стремление принести пользу своей стране, позволило мужчине, прикованному к инвалидной коляске, победить на выборах и стать президентом Америки. Рузвельт руководил страной не в самый лёгкий её период, во время второй мировой войны. Это был один из самых уважаемых президентов Америки, его решения были мудры и дальновидны, а терпение и мужество, с которым он переносил свою болезнь вызывали восхищение не только его друзей, но и врагов.

Рэй Чарльз - музыкальная легенда Америки, в 7 лет полностью ослеп, а в 15 потерял мать. Слепой мальчик во многом полностью зависел от своей матери, которая была его мостиком с окружающим миром, и когда её не стало, он длительное время, как бы, выпал из жизни, не мог говорить, спать, есть, казалось, что он сходит с ума. «Я понял, - впоследствии вспоминает музыкант - что, пережив эту трагедию и не сломавшись, я теперь смогу справиться с чем угодно». Когда Рэю исполнилось 17 лет, в стране уже повсюду звучала его музыка, синглы в стиле соул и джаз. Он приобрёл заслуженную популярность и его музыкальные произведения даже были включены в библиотеку Конгресса США. Уже после его смерти он был включён в список ста самых великих музыкантов мира.

Знаменитости современности, победившие болезнь

Футбольная знаменитость и секс-символ спорта Дэвид Бэкхем болеет астмой с детства. А широкая общественность и его фанаты узнали об этом только в 2009 году и то, случайно, в журнале был опубликован снимок футболиста с ингалятором в руке. Это серьёзное заболевание не только не мешает знаменитости вести обычную жизнь, но и не смогло помешать ему добиться таких высоких результатов в футболе. О своём заболевании Дэвид сказал журналистам кратко и выразительно: «Да, астма у меня уже много лет. Не говорил об этом, потому что повода не было. О чём тут, вообще говорить?». После этих слов, добавить, действительно нечего, вот такое трезвое и спокойное отношение к своей болезни.

А вот ещё одна величайшая спортивная знаменитость, известный велогонщик Лэнс Армстронг , у которого в 1996 году обнаружили запущенный рак и уже были метастазы на другие органы. Наверное, спорт учит бороться даже в самых безнадёжных ситуациях, Лэнс не сдался болезни, он согласился на предложенный, очень рискованный, с непредсказуемым результатом и возможными побочными действиями, метод лечения, и победил болезнь. Сейчас спортивная знаменитость снова на своём двухколёсном коне и, кроме того, он основал Фонд Лэнса Армстронга для поддержки и помощи больных раком.

У знаменитого американского актёра Роберта де Ниро был обнаружен рак, когда ему исполнилось 60 лет. Но актёр не впал в отчаяние, он твердо верил в выздоровление и в продолжение своей актёрской карьеры. Ему сделали операцию и, именно благодаря воле актёра и желанию полностью выздороветь, восстановление после операции проходило очень быстро. Сейчас голливудская знаменитость абсолютно здоров, его творческая жизнь продолжается, после выздоровления он уже снялся в нескольких фильмах.

Известный всему миру «гуру оптимизма» Ник Вуйчич , вообще, появился на свет без рук и без ног. Он мог бы всю жизнь провести в инвалидном кресле, но необыкновенная сила воли Ника сделала его жизнь не просто жизнью нормального человека, а очень счастливого и успешного мужчины. Сейчас ему 33 года, он миллионер, автор пяти книг, директор двух компаний, имеет красавицу-жену и двух сыновей, а внешне, это очень обаятельный мужчина, который постоянно излучает оптимизм. Ник Вуйчич пишет книги, прекрасно поёт, занимается плаванием, серфингом, игрой в гольф, путешествует по миру. Глядя на него, понимаешь, что волевой человек, даже с ограниченными возможностями, может сделать свою жизнь счастливой и успешной.


Российские знаменитости, победившие болезнь

Кто не зачитывался детективами российской писательницы Дарьи Донцовой, трудно предположить, что эта хрупкая белокурая женщина, перенесла страшную, во многих случаях, неизлечимую болезнь. Не просто перенесла, а победила, и именно в период лечения начала писать. Рак груди в последней, четвёртой стадии, приговор врачей был суров - «жить вам осталось месяца три-четыре». Даже в такой безвыходной ситуации она не сдалась. И потянулись бесконечные процедуры химиотерапии, ряд операций. «Наверно, я начала писать, чтобы не сойти с ума» - вспоминает о том времени писательница. Победившая болезнь, она даже фактом своего выздоровления, дарит надежду на жизнь таким больным, Донцова утверждает, что, что рак, это не конец, нужно перестать себя жалеть и начинать лечиться, рак лечится.

Российская телевизионная знаменитость, хорошо известный телезрителям бывший бессменный ведущий передачи «Утренняя почта» Юрий Николаев боролся с раком несколько лет и победил. «Я выздоровел потому, что на протяжении всех лет лечения я не предавался отчаянию, а боролся. В этом мне помогал Бог, я глубоко верующий человек». Сейчас Юрий Николаев успешно продолжает свою телевизионную деятельность, участвуя в передачах «Достояние республики» и «В наше время».

Ещё одна наша российская знаменитость, журналист и телеведущий Владимир Познер двадцать лет назад перенёс рак. Познер глубоко убеждён, что люди, победившие болезнь, пусть даже такую страшную, как рак, победили её благодаря воле, собранной в кулак, мужеству и вере, что смогут всё преодолеть и победить. «Кроме того, меня очень поддерживала вера в меня моих родных и близких. Они ни на минуту не сомневались, что болезнь отступит и я полностью поправлюсь» - говорит журналист. В 2013 году Владимир Познер стал послом международной программы «Вместе против рака».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...