Как открыть галерею картин. Как открыть галерею или художественный салон


Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. Руководитель одной из них Евгений Карась рассказывает о том как и кому стоит заниматься этим бизнесом.

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г, тогда появилось и помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м. “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей, культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает Евгений Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

Вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Он также начал тщательно исследовать художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. Сотрудники галереи начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. И в 1995 г. начали приглашать художников поучаствовать в выставочных программах.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое - большое и недорогое помещение, второе - идеи будущих выставок, третье - база данных о художниках и их работах, четвертое - компетентные единомышленники.

Как открыть галерею: кадры

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист - руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

Успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое - нет. С какими авторами ему работать, с какими - нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Вторую по значимости роль Евгений Карась отводит куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. Куратору необходимо художественное образование.
Экспозиционер решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции - это целое искусство, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), на эти должности Евгений Карась взял выпускников Киево-Могилянской академии. Он утверждает, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Штатные сотрудники галереи получают в среднем
от $200 до $500 в месяц.

Как открыть галерею: документы

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Как открыть галерею: работы

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях - инсталляция, медиа- и видеоарт.

У Евгений Карася собственная система оценки художников, которая, впрочем, не претендует на объективность. Он спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника - участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

По мнению галериста, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых - оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, определить лучших художников страны по оценкам специалистов. Система проста: они опрашивают 15 экспертов (галеристов, арт-менеджеров), с просьбой назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просят из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение - 20%. Так формируется внутренний рейтинг.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок.

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал - 50-80 кв.м, офис - 15-20 кв.м, помещение для хранения работ - 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) - 50 кв.м.

Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс., но это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения в центре города, конечно будет очень дорогой. Но можно договориться с местной властью - организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

По материалам газеты Бизнес

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

Едва ли можно найти более отрадный способ на этой планете зарабатывать себе на жизнь, чем содержание художественной галереи. Целый день сидеть в тихой комнате, полной красивых вещей, встречать улыбкой посетителей, наделять их своим вниманием и получать внимание в ответ.

Что может бать прекраснее, чем находиться в окружении предметов искусства, которые, возможно, являются высшей формой человеческого самовыражения, собирать эти предметы, сохранять их, открывать им дорогу в большой мир, да еще и зарабатывать этим себе на жизнь? Так что, если Вы решили стать арт дилером и открыть собственную галерею, рассмотрим несколько важных для этой профессии моментов.

Первое и самое важное – вы должны обладать образным мышлением. И все, что Вы выставляете или предлагаете к продаже должно быть результатом этого видения. Представьте себе, что каждое произведение и каждый художник, которых Вы выставляете в галерее - это своего рода мазок в живописи, а созданная Вами картина в полном объеме представляет Ваш уникальный взгляд на искусство.

Вот какой должна быть Ваша цель: представить и показать миру цельное, понятное, последовательное собрание работ, которые отражают Ваше мировоззрение, и позволяют посетителям составить индивидуальное впечатление о Вашей галерее.
Случайные, не последовательные экспозиции, отсутствие направления, отсутствие самобытности говорят о том, что, скорее всего, Ваш бизнес не будет долговечным.

Говоря о самобытности, я подразумеваю, что Вы должны создать ее сами, а не доверить кому-то другому. Как только Вы начнете копировать другие галереи, Вы сразу же повысите их имидж и провалите свой собственный. С самого начала необходимо утвердиться в своей индивидуальности, и если Вы пока не готовы к этому, то стоит просто отложить открытие своей галереи до лучших времен.

Даже если Вы выбрали демонстрацию искусства, Вы не можете делать это безлико или с конфузом. Поэтому приготовьтесь к тому, что Вам придется защищать свою самобытность и отвечать на недружественные комментарии конкурентов. Умение успешно защищать то, что Вы продаете, лежит в основе создания репутации и является Важной частью игры. Вы же понимаете, что люди, которые захотят купить работы у Вас, а не в соседней галерее, должны иметь на это веские основания.

Коллекционеры ценят знающих образованных дилеров, тех, кто не просто разбирается в искусстве, но умеет и может четко аргументировать свою позицию по поводу того или иного направления, дать экспертную оценку происходящим на рынке событиям, охарактеризовать произведение с точки зрения его актуальности, исторической ценности и т.д.

Следующая Ваша задача (если Вы все-таки решитесь остаться в этом бизнесе) – создать ядро клиентской базы, состоящее из постоянных покупателей. Не зависимо от того, какого типа картины Вы предлагаете к продаже, эта база состоит из людей, которые понимают, что качественная коллекция строится в течение длительного периода времени.

Их вкусы и понимание развиваются постепенно, и чем более повышаются их запросы, тем больше они тяготеют к уважаемым авторитетным дилерам и галереям, с которыми их связывает совместный бизнес. Изучите список любой крупной коллекции, и Вы увидите, что лишь несколько дилеров играют важную роль в ее построении. Станьте одним из таких.

Однако, зная свои преимущества своего направления, не останавливайтесь на достигнутом. Будучи наиболее осведомленным в том искусстве, которое Вы представляете, привлекайте лучших художников в этой области. Непрерывно изучайте рынок, понимайте его тенденции и будьте на два шага впереди конкурентов. А в исключительных случаях формируйте этот рынок самостоятельно.

Именно это делают наиболее преуспевающие дилеры: они задают курс, которому следуют остальные. Слухи о Ваше прозорливости и дальновидности непременно распространятся среди участников этого рынка, писатели и критики возьмут ваши слова на вооружение, все больше коллекционеров начнут присматриваться к новому направлению, деятели арт-сообществ не преминут возбудить вокруг вас ворох обсуждений, а остальное уже дело истории, как говорится.

Но, подождите, это еще не все. Успешные дилеры всегда в первую очередь ориентированы на художника. Если Вы получите признание художников, Вы получите и признание коллекционеров. Готовность хорошего художника доверить Вашей галерее свои работы и свою творческую карьеру является ключом к Вашему успеху. Если Вы не можете заполучить интересного художника, Вы не сможете предложить интересные арт продукты рынку. Но тут я забегаю немного вперед.
Для достижения этого наивысшего признания – а оно займет годы, поверьте мне – будьте тверды, целенаправленны и уверенны в том сообщении, которое Вы посылаете в общество.

Получите известность в арт среде, как галерея, которая занимается конкретными видами искусства в определенном ценовом диапазоне, работает с серьезными художниками, чьи цели и мировоззрение соответствуют заданному направлению. Ваш уровень доверия должен быть на хорошем счету, а репутация безупречна.

Люди хотят знать, куда они приходят, хотят чувствовать стабильность, а не прыгать вместе с Вами из одного направления в другое, не понимая, что еще Вы придумаете в следующий раз. Помните, что большинство покупателей смущают легкомысленные эксперименты вокруг искусства, поэтому держите свой курс твердо и неуклонно, насколько это возможно.

Еще раз повторюсь: успех не приходит мгновенно. Потребуется много времени, чтобы создать репутацию. Показ за показом, выставку за выставкой убеждайте людей, что Вы не только привержены своему видению, но и что у Вас есть необходимые ресурсы (талант, прозорливость, интеллект, финансы), чтобы удержать этот руль.

Это означает, что Вам лучше иметь достаточно средств и интересный яркий календарь выставок хотя бы на шесть месяцев, а лучше на год, чтобы остаться в этом бизнесе. Прибыль может не прийти так быстро, как Вы этого ожидали. Если у Вас нет подобной подушки, серьезно подумайте, прежде чем начать такой бизнес, возможно, его стоит отложить. С самого первого дня Вы будете находиться под пристальным вниманием, но интерес к вашей деятельности может очень быстро пройти. Поэтому у Вас должна быть уверенность, что то, что Вы делаете способно разжечь огонь и поддерживать его.

Как я уже говорил ранее, для успеха галереи очень важно тщательное и аккуратное создание базы постоянных покупателей, настоящих Ваших партнеров, тех, кто долгое время остается привержен Вашему выбору. Галерея – это не клуб по интересам, не тусовка для друзей, знакомых художников и однокашников, тех, кто приходит выпить, поговорить за жизнь и не имеет намерения что-нибудь купить.

Удивительно большое количество галерей с самого начала как будто специально создаются из-за желания владельцев окружить себя подхалимами и удовлетворить какие-то нереализованные амбиции. Это почти неизбежно приведет к печальному концу. Для того чтобы предотвратить такой исход. Вы должны заботиться о внешнем мире, учитывать его интересы и убедить мир, что у Вас есть что показать и есть что сказать по этому поводу, что Вы оберегаете свою галерею, от того, чтобы она превратилась в местный клуб дешевого пошиба и что Вы готовы сделать ее местом для избранных.

Вы должны быть готовы на каком-то из этапов очертить четкий круг своих клиентов и отсеять всех тех, кто, говорит много и красиво о своей любви к искусству, но не имеет намерений поддержать Вас финансово или любым другим образом. Это единственный способ выжить. В конце концов, Вы можете перенести общение с некоторыми особенно близкими Вам друзьями-портянками из галереи в свое личное пространство.

Следующая Ваша задача состоит в том, чтобы притягивать нужных людей. Но это не означает - грузить. Один из лучших способов – говорить с каждым на понятном ему языке. Поймите, что далеко не все хотят и способны разбираться до тонкостей в секретах живописи вникать в Ваши творческие замыслы. С такими покупателями следует быть легким и ненавязчивым.

Вполне возможно, со временем, когда Вы установите прочную связь, Вы сможете углубить Ваше интеллектуальное общение. Конечно, Вам было бы приятно блеснуть эрудицией и выставить напоказ свои познания, и даже сначала, может показаться, что Вы производите впечатление, в конечном счете, вся эта замысловатая терминология отпугнет не слишком образованного парня. Редко кто хочет платить за то, в чем ничего е смыслит.

Работая арт-дилером, постоянно расширяйте свою аудиторию. Снова и снова предлагайте к приобретению предметы, рано или поздно Ваши клиенты начнут звонить сами и делать повторные покупки. При этом бывает и так, что в какой-то момент Ваши старые клиенты заполняют свои коллекции или переключаются на новые направления, будьте готовы заменить их теми, кто только пришел в бизнес.
Что касается содержания разговоров, несомненно, лучше не применять банальные пустые реплики типа таких: «Посмотрите, как прекрасна эта картина, сколько в ней экспрессии, разве не так?»

Говорите о вашей галерее, о своих целях, о том, почему именно это, а не иное направление стоит внимания. Обсуждайте творческое кредо ваших художников, что представляет собой их искусство, концепции, идеалы, которые оно воплощает в себе. Почему в них стоит инвестировать, останавливайтесь на истории успешных выставок и продаж. Вы должны понимать сами и убедить любого, что продаете гораздо больше, чем просто красивые вещи.

Вы никогда ничего не продадите, если будете просто говорить: «Мне это очень нравится, тебе тоже должно понравиться».
Всегда будьте предельно внимательны с тем, с кем общаетесь, попробуйте проявлять максимальную заботу на всем протяжении вашего знакомства. Вместо того, чтобы снова и снова втюхивать то, что Вам хотелось бы продать, попытайтесь максимально приближенно узнать потребности и вкусы Вашего покупателя, предоставьте ему информацию, которую он хочет услышать, а затем оставьте его наедине со своими размышлениями.

Нет ничего более раздражающего, чем назойливый персонал галереи, которых выпускают на обработку клиента, а те пытаются всяческими ухищрениями зацепить клиента на крючок, как будто клиент дурак и не понимает, что именно с ним проделывают. Вас, конечно, может увлечь игра в лабиринт, но убедитесь сначала, что ваши увлечения разделяют.
Кроме этого располагайте все описательные материалы в доступном месте: все статьи, очерки искусствоведов и критиков, пресс-релизы, анонсы.

Описание самой галереи и statments художников составляйте простым доступным языком, понятным каждому. Это дает людям определенный уровень доверия, они чувствую, что владеют ситуацией, и самое важное, они сами решают, хотят ли они знать больше. Давление на покупателя в самом начале привет к тому, что Вы лишитесь лояльных клиентов и не даст возможности сгенерировать денежные потоки, чтобы оставаться в бизнесе.

Если мы уже заговорили о финансах, давайте рассмотрим еще одни важный аспект выживания вашей галереи – разумность цен на искусство. Вы должны быть в состоянии объяснить свои цены на языке, доступном для обывательского понимания. Представляйте факты, оперируйте последовательным разъяснением.

Если уж Вы решили держать высокие цены, обоснуйте их как профессионал: например, проданы все работы с последней выставки, либо же были приобретения в коллекцию, или произошла продажа с аукциона. В конце-концов цену можно аргументировать и тем, что это кропотливая и затратная техника, дорогостоящее оборудование и материалы и т.д. Т.е. обязана быть какая-то конкретная рациональная причина высокой стоимости работы.

Сказать просто, что это модное направление, а художник новоявленный гений – не сказать ничего, чтобы продать картину по хорошей цене. Вы не можете оперировать стоимостью как торговец сувенирами или продавец дорогих развлечений. Покупатель серьезного искусства – это в большинстве случаев коллекционер и инвестор, поэтому его не устроят слабые объяснения.

Выставляйте только продуманные согласованные цены. Не делайте выставки, где сначала вы продаете все по цене $ 8000 - $12000, а в следующий раз $ 500 - $ 1000. Реакция постоянных покупателей будет не в пользу авторитета Вашей галереи. Даже если это были обоснованные цены, и Вы можете объяснить тонкую грань между различными художниками и произведениями искусства, большинству покупателей эта грань не очевидна.

Более того, мы уже говорили с Вами, что Вы обязаны выдерживать одно направление в своей галерее, один уровень художников и привлекать постоянных покупателей, поэтому отнеситесь серьезно к соблазну изменить что-то в ценовой политике. Люди имеют уже определенные ожидания и Вам нужно быть бережным с этим. Речь не идет о маленьких колебаниях в цене, которые легко пояснить, но о больших расхождениях, которые могут только навредить Вам.

Ну и напоследок несколько мелочей на заметку:
Постоянно наращивайте свой список рассылки, но не посылайте объявления слишком часто: одного двух анонсов в месяц будет достаточно, чтобы сохранить статус уважаемой галереи.
Появляйтесь в местных музеях, культурных организациях, ассоциациях дилеров и галерей, обращайте их внимание на проводимые вами мероприятия, просите финансовой и иной поддержки в случае необходимости, не всегда и все время, конечно, но тогда, когда это уместно.

Приглашайте так же устроителей различных благотворительных мероприятий в свою галерею, проводите сами благотворительные аукционы. А самое важное – знакомьтесь и еще раз знакомьтесь. Вы хотите стать признанным в арт сообществе, Вы хотите знать основных игроков и, в конечном итоге, получить расположение авторитетных лиц. Вам не обязательно появляться на всех без разбору мероприятиях, но с каким-то уровнем регулярности. Люди будут замечать Вас снова и снова и постепенно разговор завяжется.
Уйдите от тактики давления. Не пытайтесь постоянно кому-то что-то продать.

Если кто-то созрел к покупке, обычно он дает это ясно понять. Отвечайте людям на вопросы, будьте внимательны к их нуждам, и пусть они принимают вещи шаг за шагом. По крайней мере, убедитесь для начала, что клиент созрел, прежде чем хватать его за горло.

Если критик или рецензент высказывает мысли, которые не вызывают у Вас восторг, позвольте им это. Никогда не удаляйте их из списка рассылки, не отвечайте на критику ответной критикой и не закрывайте для них двери своей галереи. Это просто глупо. Вы же не можете пробовать изменить людей или забрать у них право на свое мнение.

И в любом случае, пресса всегда имеет последнее слово, как бы Вы не пыжились. Если Вы выносите что-либо на общественный суд, будьте готовы получить разные отзывы. Если это Вас утешит, посторонние читатели редко вспоминают, о какой галерее шла речь в последнем обзоре, а Ваши покупатели напротив, получат дополнительный стимул еще раз заглянуть к Вам и удостовериться, что Вы в хорошей форме прекрасном настроении.
И помните – самое плохое, что могут написать о Вас – не написать ничего.

И в заключении. Будьте честным дилером. Никогда не искажайте и не приукрашивайте чрезмерно информацию о художниках и произведениях, которые Вы продаете. Последнее, что хотел бы покупатель, узнать, особенно тот, кто только начал свою деятельность, доверяя Вашему профессионализму, прислушиваясь к Вашему мнению, купил у Вас совсем не то, что Вы описали. Это плохо скажется не только на вашей репутации, но и на бизнесе всех галерей мира, потому что теперь они лишились как минимум одного коллекционера, а то еще и парочки его друзей.

Поэтому делайте свое красивое дело честно, получайте удовольствие, наслаждаясь всеми преимуществами собственника галереи и одного этого уже достаточно для того, чтобы сказать – мой бизнес вполне успешен.

Статья с сайта Artbusiness.com http://www.artbusiness.com/osoqcreatran.html
Перевод статьи Оксана Козинская

Полных энтузиазма, влечет идея собственного бизнеса, тем более что идей предостаточно. Те, кто решился поменять направление своей жизни, думают, в первую очередь о «классической» смене направления: открытии своего магазина, получая стабильный доход. Преимущество, в любом случае есть, однако минус являет собой серьезную преграду на пути становления бизнеса: высочайшая конкуренция и насыщенность ниши.

Другим способом поднять свое предпринимательство на новый уровень, является способ инвестирования денежных средств в необычные, новые проекты , которые смогут стать основой бизнеса. Такой идеей является галерея. Данная сфера деятельности является новой отраслью, как для России, так и для стран СНГ. Но, несмотря на кажущуюся простоту, она требует к себе внимания, как и любая идея в сфере творчества .

Основа проекта

Идея может быть легко воплощена в жизнь в населенном пункте, численность которого превышает триста пятьдесят тысяч человек. Прекрасно, если в городе не будет второго специализированного помещения, как Ваше – тогда уникальные выставки и презентации сможете проводить только Вы.

Такое сотрудничество очень выгодно. С одной стороны – помощь художникам в реализации их творчества, а с другой – доход для той и другой стороны.

Человек в современном мире стал больше внимания уделять сфере искусства, стал проявлять интерес к новым произведениям живописи, инсталляциям, арт-композициям — это все захватывает человеческое внимание, пытаясь вырваться в нечто большее, чем просто метод самовыражения. Через арт-произведения человек пытается показать свою уникальность – а это значит, что посещение галереи для него не просто приятного времяпрепровождение, а поиск своего предмета, который будет отличаться практичностью и красотой.

То есть, предположение о том, что предприниматель должен обладать тонким чутьем на качественные концепты искусства, логично и верно. А если учитывать, что придется работать с творческими людьми, организовывать их выставки, — скучать не придется. К тому же, можно взять во внимание идею открытия частных выставок. Полезна информация о ведение бизнеса с нуля .

Но изначально, перед формированием своей деятельности, необходимо организовать направление культурной идеи.

Вопросы, которые касаются закона

На данный момент в законодательстве РФ не прописаны специализированные законы и службы, которые следили бы за деятельностью галерей.

Поэтому список документации, который необходимо собрать, небольшой:

— оформление своего бизнеса через одну из правовых форм: либо «ИП», либо «ООО», выбрав попутно один вариантов налогообложения;

— регистрация своей предпринимательской деятельности в службе налогов и пенсионном фонде.

Выбор здания

Найти специальный зал требуется сразу после того, как Вы оформили свой бизнес. Помещение для выставок – это пространство, которое будет служить характеристикой самой выставки, как бы, дополняя ее. Очень важным критерием при поиске помещения будет его расположение. Желательно, если это будет центральный район. Уделите особое внимание климату и освещению самого помещения.

Зал, площадью в двести квадратных метров, необходимо поделить на зоны:

— выставочная зона – 50 – 85 квадратных метров;

— зона для хранения экспозиций – 30 – 55 квадратных метров;

— зона, отведенная для инвентаря галереи – 45 – 55 квадратных метров;

— офисное помещение – 20 – 30 квадратных метров.

Так как аренда является дорогим удовольствием, начинающий бизнесмен должен продумать варианты экономии. Вашему вниманию на данном сайте представлены бизнес идеи без вложений . К таким вариантам могут относиться сотрудничество, при открытии галереи, с органами власти или, например, реализация галереи в готовом помещении.

Штат сотрудников

Для того чтобы функционирование Вашего предпринимательства происходило без сбоев, помимо персонала технического уровня, Вашей галерее понадобятся, как минимум, пять – семь специалистов определенной квалификации:

— администратор галереи – главный член предприятия. Именно он создает престиж и лицо галереи. Он принимает решение о стиле выставке, ее жанре и направлении. Также советует, с какими художниками сотрудничать, а от каких мероприятий лучше отказаться;

— специалист программной специфики – он будет отвечать за создание сайта галереи;

— помощники – они будут консультировать посетителей, предоставляя им информацию о существующих работах. От них будет зависеть покупка того или иного изделия;

— работник пресс-службы – будет создавать контакт между галерей и общественностью;

— куратор проекта – будет иметь возможность создавать формат выставок. Он анализирует популярные течения искусства и «строит мосты» связи с представителями искусства, которые имеют более подходящий концепт;

— организатор – он создает целостное видение выставки, решая, каким образом лучше разместить предметы искусства в одной зале.

Вложения

Список расходов включает:

— арендную плату – пятьдесят – семьдесят тысяч рублей ежемесячно;

— обновление зала с дизайнерскими решениями – около двух миллионов рублей (однако если есть готовое помещение, такие расходы почти полностью исключаются);

— оплата труда работникам – от десяти до пятнадцати тысяч рублей на каждого;

— маркетинг – сорок – восемьдесят тысяч рублей ежемесячно.

В итоге: 1 400 000 рублей.

Доход

Средняя стоимость за единичный экспонат искусства – от пяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. Но это не предел, который можно выручить с одного произведения – работы популярных мастеров стоят куда больше ста тысяч рублей. Каждый мастер получит прибыль до 40% процентов от вырученного дохода.

В среднем, доход от галереи и продажи картин составит от четырехсот до семисот тысяч рублей, с учетом организации одной выставки в месяц.

И если 10-12 лет назад отечественные творцы прекрасного продавали свои работы по 160-200 $, то сегодня стоимость их работ составляет не менее 3-5 тысяч долларов.

Спрос на картины и фото «серьезных» художников растет по нескольким причинам:во-первых, это не только способ хранения денег, но и приумножения частного капитала;во-вторых, инвестиции в искусство на протяжении последних 5-7 лет демонстрируют тенденцию завидного постоянства роста в 20-30%;в-третьих, чуть менее половины покупателей отечественных шедевров — иностранцы из стран ЕС, налоговый кодекс которых предусматривает льготы для лиц, формирующих культурное наследие государства.

Эффективность инвестиций в прекрасное

С точки зрения коммерческой привлекательности инвестирования в рамках критерия годовой доходности, то самые обобщенные показатели говорят о среднем доходе в 12%-17% каждого инвестора. А вот пиковые показатели более вдохновляющие — от 300% доходности в год и более. Впечатляет, не правда ли? Конечно, такие показатели достигаются исключительно благодаря четкому попаданию в цель-тоесть грамотному выбору произведений искусства для продажи (или перепродажи).

С чего начать галерейный бизнес

Для открытия собственной галереи достаточно иметь стартовый капитал в 3000 $. В первую очередь, столь скромная цифра оправдана модой на эпатажные локации галерей — богемное открытие наверняка станет успешным мероприятием, если пройдет в обшарпанной комнате с «художественным беспорядком» всего вокруг. Конечно, отремонтированное помещение в сердце города приветствуется, но в таком случае, только на аренду уйдет не менее 10-15 тысяч долларов.

Что касается творческих поставщиков, то их на рынке в избытке — как и корифеев своего дела, так и тех, кто на волне пиковой моды на творческую реализацию открыл в себе различного рода таланты. Каждая галерея выбирает свою концепцию работы с наполнителями коллекций:кто-тоработает исключительно с десятком-другимтоповых мастеров,кто-то же охватывает полсотни молодых художников, работающих в нестандартных техниках. В любом случае придется определиться — совместить полотна признанного художника и открытки ручной работы в одной галере будет как минимум нецелесообразно.

Раскрутка и продвижение удожественной галереи

Спектр механизмом рекламы и привлечения внимания к бизнесу широк: тематические вставки,арт-перфомансы, аукционыи т. д.Стоить взять на заметку, что отечественные СМИ всегда с радостью «подхватывают» инициативы галерей написанием материалов и съемками сюжетов, после выхода которых обязательно наблюдается наплыв посетителей.

Галерейный бизнес в деталях

Уровень конкуренции: низкий

Начальные инвестиции: от 3000 $ до 200 000 $

Срок окупаемости: 1-4 года

Среднестатистическая целевая аудитория клиентов: интеллигентные люди в возрасте 40-50 лет, а также особо состоятельные люди;

Годовой объем мирового рынка произведений искусства: около 80 миллиардов долларов.

Особенности: галерейного бизнеса

— Нет необходимости вкладывать деньги в товар (художник либо арендует в галерею площадь, занимаемую его работами, либо отдает ее на продажу на оговоренных паях);

— Непрогнозируемость реализации, отсутствие четких предпосылок к изменению в конъюнктуре рынка;

— Большой теневой оборот произведений искусства в нашей стране;

— Творческая необязательность поставщиков (художников) — специфическая ментальная особенность.

— Возможность получения дополнительного дохода (не от продаж предметов искусства): организация выставок,мастер-классови пр., подразумевающих приобретение билетов для посещения.

Ценовая политика

С распадом СССР за произведениями искусства закрепился ярлык малоликвидных товаров, но уже к концу90-хгодов ситуация кардинально изменилась — цены на картины и скульптуры подскочили в несколько раз. К сегодняшнему дню художественные салоны и галереи практикуют накрутку в 50%-100% от авторской цены. Тем не менее, люфт для возможности поторговаться галерейщики оставляют всегда — они очень заинтересованы в «движении» товара, поэтому не могут позволить себе упускать клиентаиз-занекритичных сумм.

Топ продаж

    Масляная живопись любых стилистик и направлений

    Плоды прикладного искусства: изделия из керамики, стекла, метала, кожи и пр.

    Акварель

    Фотографии

    Хуже всего идут продажи скульптуры. Главная причина заключается в том, что скульптура, в отличие от пятерки лидеров продаж, обязывает любой интерьер (как минимум за счет своего объема), заставляя изменять помещение под предмет искусства, не наоборот.

    Самое главное

    Бизнес на искусстве строится отнюдь не на капитале и обороте. Самая впечатляющая выставочная площадь и широкая рекламная кампания не поспособствует развитию дела, если вы не заслужите определенную репутацию. Именно репутация, как среди художников и мастеров, так и среди коллекционеров и состоятельных людей, обеспечивает галеристу стабильный рост дохода, лучшееарт-наполнениеи истинное удовольствие, получаемого от процесса работы.

    Специально для ХОБИЗ.RU

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...