"художественный ресурс страны". Триеннале современного искусства: что нужно знать о новой выставке в "Гараже"


Триеннале российского современного искусства в «Гараже» начинается с транспаранта «Здесь вам не Москва», с которым акционист из Новосибирска Артем Лоскутов выходил на организованные им «Монстрации» — шутовские шествия под абсурдными лозунгами. Этот баннер вывешен в музее среди десятков работ московских или давно примелькавшихся в столице художников. С тем же успехом программной работой, задающей тон выставке, мог стать плакат «Горшочек, не вари!», а лучше - «МЫ ЭТО ВЫ!», также появлявшийся на «Монстрациях» в разных городах России.

«Гараж» запустил свой грандиозный по размаху проект, который отныне будет проходить в музее раз в три года. Некоторой неожиданностью для многих стало появление среди регионов - участников программы Крыма. Директор музея Антон Белов пояснил, что музей хотел лишь подискутировать, каким образом регион оказался исключен как из украинской, так и из российской художественной жизни.

Однако в результате Крым так и не удостоился места на выставке в «Гараже», так как кураторы не обнаружили там современное искусство.

Всего же на триеннале представлены шесть десятков художников, которых кураторы привезли из турне по сорока городам России. Они разбросаны по семи главам — «директориям». Раздел «Мастер-фигура» посвящен художникам, которые сами себе закон и институция, в «Искусстве действия» представлены разнообразные активистские практики, главы «Верность месту» и «Локальные истории искусства» рассказывают о художественной работе с местным контекстом, а «Авторские мифологии» — о тех мирах, которые конструируют художники. Еще есть раздел «Общий язык», препарирующий проблему коммуникации, а также — «Морфология улиц», посвященный стрит-арту.

Немного хаотичное внутреннее устройство выставки объясняется тем, что кураторы, по словам главы научного отдела «Гаража» Александры Обуховой,

приняли решение «не навязывать свои фантазии такому богатому материалу», выделив каждому автору свой закуток и предоставив свободу действия.

Сама по себе идея триеннале впечатляющая — вытащить на свет божий художников из регионов и показать их в модном московском музее, в поле зрения которого зачастую попадают лишь громкие международные проекты. Так, например, «Гараж» привез Ильгизара Хасанова, одного из главных казанских авторов и популяризаторов современного искусства,

и его инсталляцию «Красное» - карнавал советских «найденных объектов», нависающих над зрителем красными флажками, пирамидками и детскими ботинками.

Или Владимира Селезнева с его знаменитой работой «Метрополис», представляющей собой карту Нижнего Тагила, родного города художника, собранную из найденного там мусора. При выключенном свете она начинает сиять флуоресцентными огнями, напоминая азиатский мегаполис.

Однако будем честны, даже те немногие, не вполне очевидные для Москвы авторы, представленные на выставке, как правило, уже имеют какой-никакой послужной список выставок (а некоторые - даже международный). А такие региональные места силы, как Воронеж или Краснодар, представляют художники, которые в силу своей вовлеченности в московскую художественную жизнь и вовсе не отвечают первоначальной идее триеннале.

Например, Воронеж на выставке представляют Илья Долгов с «Лесной газетой», соединяющей опыты наблюдения за природой с исполненными лиризма текстами, и Кирилл Гаршин, мастер поэтизировать посредством традиционной живописи невзрачные среднероссийские пейзажи и убогий быт. Краснодар представляет группировка ЗИП, которая соорудила остроумный проект, высмеивающий кустарные формы художественного образования

и предлагающий зрителям пройти обучение в «школе коллективных действий и дискуссий» и секции «футуризм и боевые искусства».

Взлелеянный кураторами локальный контекст, таким образом, опять стушевывается на фоне авторов, давно примелькавшихся и проверенных контекстом московским, а то и международным. Исключения, конечно, есть, но их не так много, как хотелось бы. На виду, однако, оказались все те же: «Золотой автопортрет» Анатолия Осмоловского в образе показывающего фигу патриарха, очередная крупноформатная графическая сказка Павла Пепперштейна о воскрешении в далеком будущем Пабло Пикассо. А также коллекция Владимира Архипова, известного собирателя народных реди-мейдов, вроде качелей из автомобильных шин или симбиоза вешалки и вилки.

Особенно показательным вышел раздел выставки, который называется «Мастер-фигура». Здесь встретились работы таких звезд современного искусства, как Андрей Монастырский, Дмитрий Александрович Пригов и Анатолий Осмоловский. Этот термин, подсказанный книгой антрополога Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение» об устройстве советского общества в период застоя, обозначает господствующую фигуру, узурпирующую дискурс.

Для Юрчака такой фигурой становится, например, Сталин, который единолично формировал канон (культурный, социальный, политический) в соответствии со своим уникальным пониманием истины. По иронии точно такую же роль в отношении художников из регионов сыграл и сам «Гараж», ставший для них не добрым гением места, а носителем тоталитарного языка, формулирующим нормы и правила репрезентации современного искусства.

В то время как для описания и анализа регионального искусства необходим новый язык, выходящий за рамки оппозиций «столичное-провинциальное» и «локальное-глобальное». Пока же ему приходится оставаться в рамках категорий «покорить столицу» и «сделать международную карьеру».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Искусство Европы и Америки больше не считается каноном, которому должны соответствовать художники со всего мира. Теперь чем пристальнее авторы вглядываются в условия собственной жизни, размышляют о локальной культуре, обычаях и истории, тем успешнее становятся их произведения: современное искусство устало от глобализации и в поисках нового языка сместило фокус внимания от Европы и Америки к развивающимся странам, от столиц — к периферии. «Гараж» как один из передовых российских музеев, конечно, не мог проигнорировать эту тенденцию. И организовал Триеннале российского искусства — масштабный смотр работ художников из регионов.

Шестеро кураторов (редко такому числу творческих людей удается договориться о теме и методе) побывали во всех федеральных округах и нашли авторов в самых отдаленных уголках России. Один из участников триеннале, скульптор--самоучка Юрий Дунаев, живет в вымирающем поселке на Чукотке и устанавливает там памятники из металлолома. Монумент Джеймсу Куку он сделал, сварив лопаты и снегоуборочный грейдер, а по бокам установил якоря. «Несколько наивная манера Дунаева полностью компенсируется масштабом и фактурностью скульптур и, безусловно, контекстом территории, где установлены монументы», — отмечает куратор Андрей Мизиано.

Искать художников на бескрайних российских просторах — не такое простое занятие, учитывая то, что в городах часто нет галерей и музеев современного искусства, а из профильных образовательных учреждений — только детские художественные школы. Чтобы выйти на авторов, кураторы опрашивали региональных журналистов, жителей, когда-то переехавших из небольших городов в Москву, искали стрит-арт «в полях».

Sergey Mordvinov


Антон Забродин. «Ирония как ландшафт, № 2», 2015

предоставлено художником


Сергей Потеряев. Из серии «Старая Утка», 2013

предоставлено художником


Эскиз Ирины Кориной, 2016

предоставлено художником

В финале в списке триеннале оказалось 70 имен. Их работы поделены между семью тематическими «директориями», то есть разделами: художники секции «Авторские мифологии» исследуют мифы и стереотипы российского сознания и выдумывают собственные эстетические системы. В этом разделе представлен уроженец Тывы Евгений Антуфьев — создатель скульптур из дерева и янтаря, как будто пришедших из страшной тысячелетней сказки. В разделе «Верность месту» авторы рассуждают о локальном контексте: Таус Махачева, например, снимает видео о родном для нее Дагестане и шатком положении в нем культурных учреждений. «Морфология улиц» посвящена стрит-арту — часто единственной форме, в которой современное искусство существует в регионах, где площадкой для самовыражения молодых авторов становятся только стены. Работы художников из этого раздела — не только граффити, но и паблик-арт инсталляции — будут показаны в «Гараже» и на территории Парка Горького . Серия скульптур Александра Шишкина--Хокусая «Смотрящий» , например, окажется на крыше руин старого здания «Гаража».


Серия скульптур Александра Шишкина--Хокусая «Смотрящий»

предоставлено художником

Триеннале, как следует из названия, будет регулярно проходить раз в три года, но этим проект не ограничится — во имя развития современного искусства в регионах «Гараж» запустил программу резиденций для художников, начал сбор архива работ авторов из регионов и открыл сайт, на котором представлены результаты исследовательских поездок кураторов во время подготовки выставки. В поиске современного искусства и новых для столичного зрителя имен они побывали в 40 российских городах, пересекли 11 часовых поясов и проделали путь от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результат стоит оценить в «Гараже» с 10 марта до 14 мая. Возможно, триеннале позволит нам распрощаться с устаревшей идеей, что художественная жизнь и талантливые авторы есть только в Москве.

О МЕРОПРИЯТИИ

В процессе подготовки первой Триеннале российского современного искусства команда Музея "Гараж" провела масштабный анализ художественной ситуации в стране. Тесно сотрудничая с местными экспертами в области современного искусства, кураторы Триеннале исследовали свыше 40 городов России и встретились с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. Шесть кураторов пересекли 11 часовых поясов, объехали восемь федеральных округов страны, от Тихого до Северного Ледовитого океана. Результатом этого исследования станет выставка, которая объединит работы более 60 художников и будет посвящена "духу времени" и осмыслению разнообразных социальных тенденций, формирующих региональную художественную жизнь.

Кураторы выявили семь основных векторов, или тенденций, одинаковых для всех территорий, где они побывали. Эти векторы позволяют взглянуть на разнообразие художественных практик с позиций верности локальному контексту, разработки индивидуальных мифологий, активизма и использования универсального языка современного искусства, понятного в любой точке мира. Кроме того, было выделено несколько "мастер-фигур" - важных авторов, активизирующих локальные сцены, или художников, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства.

Мастер-фигура

Художников этого раздела можно назвать носителями "авторитетного художественного языка", чье влияние распространяется далеко за пределы их физического присутствия и места жительства. Мастер-фигуры влияют на творческие практики в регионах, формируют идеалы искусства у молодежи и демонстрируют примеры успешной карьеры в пределах страны. Художники: Павел Аксенов, Дмитрий Булатов, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Пригов, Ильгизар Хасанов, 33+1.


33+1, Проект "При(м)знаки", 2016

В этой насыщенной директории собраны художники, которые разрабатывают "мифологии" в созданной ими самими автономной эстетической системе, выводя художественную практику за пределы любых стилевых ограничений. При этом все они оказываются связаны с как бы общими мифами про русское и "русскость", укорененными в коллективном сознании, или, наоборот, предлагают варианты убежища или спасения от общего хода вещей. Художники: Евгений Антуфьев, Владимир Архипов, Александр Баюн-Гнутов, Дмитрий Венков, микро-арт-группа «Город Устинов», Дамир Муратов, арт-группа "Нежные бабы", Николай Панафидин, Павел Пепперштейн, Александр Повзнер, Михаил Смаглюк, Альберт Солдатов, Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич, Анфим Ханыков.

Верность месту

Тему места, особенностей его контекста и истории можно с легкостью назвать непреходящей. В российской мультикультурной ситуации она занимает особое положение. Протяженность страны и сопутствующие этому логистические сложности вкупе с богатой событиями историей способствуют рефлексии над тем, что находится на расстоянии вытянутой руки, и поиску смысла в складках окружающей повседневности. Художники: Анастасия Богомолова, Аслан Гайсумов, Кирилл Гаршин, Илья Долгов, Евгений Иванов, Анна Кабисова и Евгений Иванов, Александр Матвеев, Таус Махачева, Сергей Потеряев, Владимир Селезнев, Андрей Сяйлев, Мурад Халилов.


Сергей Потеряев. Серия фотографий "Старая Утка"

Общий язык

Эта директория объединяет художников, работающих с интернационально понятным и не требующим «перевода» языком современного искусства. В своих произведениях художники обращаются к универсальным темам, которые понятны всем, независимо от национальности или языка: коллективная память, средства коммуникации, искусственный интеллект и человеческие эмоции. Художники: Агентство сингулярных исследований (АСИ), Данил Акимов, Виктор Алимпиев, арт-группировка ЗИП, Евгений Гранильщиков, Антон Забродин, творческое объединение "Куда бегут собаки", Кирилл Макаров, Роман Мокров, Маяна Насыбуллова, Иван Новиков, Александра Паперно, Анна Паркина, Александра Пирогова, группа "Синий суп", Елена Слобцева, Александра Сухарева, Заурбек Цугаев, Света Шуваева.

Искусство действия

Этот раздел посвящен художникам, принципиально иначе взаимодействующим с окружающей действительностью, - художникам-активистам. В первую очередь они новаторски используют публичное пространство, обращаясь в своем творчестве к социально значимым темам и побуждая различные сообщества к действию. Экспозиция этого раздела представляет три тематических блока: улица как арт-пространство, социальная графика, феминистская повестка. Художники: Алексей Иорш, Алиса Йоффе, Виктория Ломаско, Артем Лоскутов, творческое объединение "Наденька", Катрин Ненашева, Анастасия Потемкина, исследовательско-активистский проект "Урбанфеминизм", Дженда Флюид (Антонина Баевер), коллектив "Что делать", швейный кооператив "Швемы".

Морфология улиц

В условиях ограниченной институциональной поддержки и возможностей для создания и демонстрации своих произведений важнейшей творческой практикой для многих художников является уличное искусство. Городское пространство становится для них неисчерпаемым источником материала: в своих работах они привлекают внимание к важным социальным и городским проблемам, таким как уничтожение зданий, являющихся памятниками культурного наследия, засилье рекламы, насилие и одиночество. Художники: арт-группа "ЗЛЫЕ", Кирилл Лебедев (Кто), команда "ТОЙ", Александр Шишкин-Хокусай, Udmurt.


Александр Шишкин-Хокусай. "Смотрящий". Эскиз проекта в рамках Триеннале, 2017

Локальные истории искусства

Выходя за границы выставочного пространства, участники этого раздела - художники, философы, кураторы, музейные работники и искусствоведы, обладающие оригинальным взглядом на локальный контекст, - переосмысляют традиционные визуальные практики. Каждые две недели на протяжении работы выставки они будут рассказывать о городских, областных и окружных художественных сценах и искать новые способы взаимодействия с посетителями в рамках мини-конференций, акций, интервенций и перформансов, превращая Музей в открытую платформу. Участники: Лейли Асланова, Оксана Будулак, Антон Вальковский, Тамара Галеева, Александр Городний, Сергей Горшков, Константин Зацепин, Елена Касимова, Наталья Матвеева, Марина Пугина, Константин Скотников, Cергей Спирихин, Алексей Трубецков, Олеся Туркина, Мария Удовыдченко, Гузель Файзрахманова, Артем Филатов, Екатерина Шарова, Светлана Шляпникова.

Экспозиция выставки развернется в Музее "Гараж" и Парке Горького и будет включать в себя как уже существующие произведения, так и созданные художниками специально для Триеннале. Все художники-участники приглашены в Москву на открытие выставки, что поспособствует развитию и укреплению профессиональных художественных связей. Важнейшей частью проекта станет программа лекций, круглых столов, показов и выступлений художников, историков, кураторов и активистов со всей страны, посвященная локальным художественным сценам.

В преддверии выставки "Гараж" запустит веб-платформу о современных российских художниках и локальных арт-сценах. На первом этапе реализации проекта на сайте появится информация о ходе и результатах кураторских исследований. Со временем она будет дополняться, что позволит превратить этот сайт в максимально полный ресурс о российском искусстве на русском и английском языках.

В 2017 году Россия отмечает столетие Октябрьской революции 1917 года, и именно первая Триеннале российского современного искусства станет вкладом Музея "Гараж" в празднование юбилея. Вдохновляясь опытом прошлого - русского авангарда, неразрывно связанного с революцией, - создатели Триеннале пытаются заглянуть в будущее и надеются пробудить новое поколение российских художников.

Триеннале российского современного искусства - это еще одно направление обширной программы, разработанной Музеем для укрепления инфраструктуры современного искусства в России, наряду с программой грантов для российских художников и основанием Архива в 2012 году. Архив "Гаража" включает в себя материалы с 1950-х гг. по настоящее время, часть которых легла в основу нескольких выставок, конференций и издательских проектов, позволяющих составить более полное представление о неофициальном советском и современном российском искусстве.

Параллельно с Триеннале в Музее "Гараж" будут проходить две посвященные современному российскому искусству выставки. Проект "По направлению к источнику" (1 февраля - 23 апреля 2017) стал связующим звеном между прошлым и настоящим: он включает работы пяти художников и исследователей разных поколений (Вячеслава Курицына, Владимира Логутова, Андрея Монастырского, Кирилла Савченкова и Ольги Чернышевой), созданные в результате изучения Архива "Гаража". Обычно русские художники оказывались главными инициаторами создания архивов, но они редко обращались к уже существующим собраниям с целью реконструкции своей коллективной истории.

В Атриуме Музея "Гараж" будет представлена новая работа Ирины Кориной (род. 1977, Москва) - одной из ведущих фигур современной российской арт-сцены, - созданная в рамках программы Garage Atrium Commissions. Произведение представляет собой трехуровневую конструкцию, отсылающую к эклектичному архитектурному ландшафту Москвы. Комментируя свой замысел, художница говорит: "Речь здесь идет о чувстве разочарования, возникающего из-за стремления к чему-то недостижимому, а также о том, как наше представление о желанном будущем сталкивается с окружающей действительностью".

В результате был проведен глубокий анализ художественной обстановки в России и выделены 7 основных тенденций. Кроме того, было выделено несколько «мастер-фигур» - важных авторов, активизирующих локальные сцены, или художников, чье влияние на ситуацию в стране выходит далеко за пределы их места жительства. Экспозиция поделена на 7 директорий, каждая из которых характеризует определенную тенденцию.

Начинается триеннале с транспаранта «Здесь вам не Москва», который использовали участники так называемых «монстраций» - демонстраций, не имеющих как такового политического подтекста. Надписи на транспарантах, как и лозунги на монстрациях весьма абсудрны, от чего акция становится еще более многозначительной.

Следующая работа, которая приковывает внимание - работа Ильгизара Хасанова «Женское. Мужское. Красное», передающая эстетику советской материальной культуры, – образы, навсегда закрепленные за послевоенными десятилетиями.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

В директории под названием «Искусство действия» расположились работы активистского характера. Здесь и карикатуры на Pussy Riot Алексея Иорша, и графический репортаж Виктории Ломаско почти со всех оппозиционных митингов, протестных акций и волнений 2011-2012 годов. А творческое объединение «Наденька» высказало свое феминистское «фи» ручными вышивками на бытовом текстиле.

Поддержал тему исследовательско-активистский проект «Урбанфеминизм».

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Директория «Верность месту» посвящена теме места и его восприятия в российской многокультурной среде. Здесь представлена работа Таус Махачевой «Путь объекта», где реплика картины Виктора Васнецова, солонка из позапрошлого века и традиционный дагестанский свадебный браслет дополняются конечностями висящих марионеток. Оригиналы кочуют из эпохи в эпоху, тогда как и они сами и их реплики утрачивают свои системные качества.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Работа Владимира Селезнева «Метрополис» также представлена в директории «Верность месту». Здесь автор репрезентирует миниатюру своего родного города Нижнего Тагила при помощи мусора.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

В «Общем языке» художники, работающие с различными медиа апеллируют к темам, выходящим за рамки локального контекста – к коллективной памяти, искусственному разуму, окружающей среде. Группировка ЗИП представила проект «Школа 1,5 х 1,5», в котором посетителям предлагается изучить историю искусств на занятиях в школах «Ароматерапии и сочной живописи», «Коллективных действий и дискуссий», «Античного юмора и реализма» и других.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

На триеннале присутствуют работы малоизвестных художников наряду с крупными представителями арт-сцены. В каждой директории представлены абсолютно разные по содержанию объекты, выполненные в разных техниках.

Андрей Мизиано , куратор Триеннале российского современного искусства, выставочный отдел Музея «Гараж»

Художники, представленные на Триеннале, работают в разных медиа. Подбор объектов производился не только по медиа, но и по содержанию — учитывался также общий контекст выставки, ее архитектура. Изначально не было цели показать, например, только живопись, или только работы на определенную тему. Кураторы шли от материала, с которым познакомились непосредственно на местах. Внутри директорий есть свои подтемы. Например, «Искусство действия» — это не только активизм, который также представлен не однообразно (это и акции, и графика, и текстиль), но и различные феминистские практики. Кроме того, мы включили в эту директорию работы художников, которые используют революционную риторику не для борьбы на улице, а для борьбы в искусстве, для создания ярких драйвовых образов, в том числе — образцов поведения. Аналогично — в каждой директории: представлены те арт-объекты, которые вкупе — все вместе — говорят зрителю больше, чем просто одна строчка названия.

Самыми крупными проектами весеннего выставочного сезона стали работы швейцарского художника Уго Рондиноне: инсталляция OUR MAGIC HOUR на крыше музея, а также длинная радужная стена. В течение двух месяцев дети с особенностями развития из девяти российских городов, согласившись помочь художнику, рисовали на фанерных панелях радугу. Для Уве радуга - это универсальный объект, символ разнообразия, радости жизни и гармонии. Художник призывает в своих работах отречься от страха перед неизвестностью и открыться чуду, которое способно настигнуть нас в любой момент.

Триеннале современного искусства, музей «Гараж»

Триеннале сопровождается серией мини-конференций, а также обширной публичной программой.

Текст: Инна Воробьева

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...