Корпус для игры в мяч -СПбГУ. Комплекс зданий на Стрелке ВО


Район Тюильри в Париже образует известный искусствоведам и любителям «Золотой квартал импрессионизма». В него входят, в частности, знаменитые д’Орсэ и Оранжереи. Тысячи интересующихся современным искусством туристов посещают его, не забывая провести несколько восхитительных часов в Национальной Галерее Жё-Де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume), имеющей достаточно бурную историю и содержащую обширное собрание подлинных шедевров современности. Побывать во французской столице, не посетив галерею значит оставить за бортом путешествия самые интересные впечатления и объекты.

История происхождения

Этот шедевр архитектуры далеко не всегда был картинной галереей. Строительство здания, начатое по указу Наполеона III, было закончено в 1861 г. Само здание было предназначено для игры в мяч. На то время она была предком нынешнего тенниса и пользовалась успехом в европейских странах. Игра называлась по-французски «игра ладонью», что и дало название галерее, так что удивляться такому оригинальному наименованию не стоит.

Это здание не что иное, как теннисный корт, но уже с 1909 года здесь начали устраивать различные выставки. В 1922 свершилась основательная перестройка галереи и она обзавелась собственным собранием, хотя и периодически устраиваемые выставки тут продолжали проводиться.

Во Вторую мировую Жё-Де-Пом использовалась гитлеровцами как некое хранилище для отобранных у евреев художественных ценностей, часть которых собирались вывезти в Линц, в музей самого фюрера. Картины, которые нацисты относили к «дегенеративному искусству», сбывали на стороне. Те произведения, что не удалось реализовать, сожгли 27 июля 1942. В число утраченных работ вошли, в частности, некоторые всемирно известные шедевры.

В 1947 в галерее стали экспонировать работы экспрессионистов, позднее эта коллекция была передана д’Орсэ, а зал, в котором когда-то Наполеон III играл в мяч, подвергся серьёзной реконструкции (по проекту Антуана Стинко) из расчета на представление современности.

Жё-Де-Пом в наши дни

На сегодняшний день галерея- подлинный центр искусства современности, в котором устраивают выставки живописных и графических произведений, фотовыставки. На территории арт-центра устроен ультрасовременный видеозал, в котором показывают видео- и кинофильмы.

Так же есть несколько выставочных залов, кафе и магазин, в котором продают открытки, репродукции и книги по искусству. Многие экскурсии по Парижу включают посещение этого знаменитого на весь мир центра современного искусства.

Сама по себе галерея небольшая, но её площадь всё же позволяет проводить здесь сразу несколько выставок, каждая из которых продолжается несколько месяцев. Интересная особенность галереи здесь выставляются как маститые мастера, так и малоизвестные художники, только начинающие свой творческий путь.

Любители всего необычного, уникального и интересного всегда найдут здесь для себя много интересного. Экспозиция все время обновляется, поэтому посещать заведение можно в каждый приезд во французскую столицу. И каждый раз будет, как первый. За окнами галереи расположен знаменитый сад Тюильри и воспетая сотнями поэтов Сена.

Практическая информация

Популярная среди любителей и знатоков искусства современности галерея находится на площади Согласия (Place de la Concorde). Сюда ходят автобусы 24, 42, 72, 73, 84, 94 (остановка Concorde). есть возможность доехать к галерее на метро по линиям M1, M8, M12 до станции Concorde.

Музей работает всю неделю с 11.00 до 19.00, во вторник немного дольше до 21.00. В понедельник галерея закрыта. За одно посещение необходимо заплатить €10. Со скидкой билет стоит €7,5. Цены были актуальны в марте 2018.

Существовали две разновидности: лонг-пом (длинный пом) и курт-пом (короткий пом). Площадка для лонг-пома открытая, 60-80×14 м, разделена верёвкой на высоте 1 м, партия - 5-7 игр; для курт-пома - зал 28,5×9,5 м, высота не менее 7 м, высота сетки 0,92 м в центре и 1,5 м по краям, партия - из 6 игр.

Мяч из двух пробковых полушарий, обтянут мягкой тканью, диаметр около 6 см, вес 16-20 г (лонг-пом) и 60-65 г (курт-пом). Способ подсчета очков, принятый в игре (15, 30, 40, игра) используется в современном теннисе .

Спортивная дисциплина

Проводились соревнования одиночные и командные (в команде 2, 4 или 6 человек).

Жё-де-пом (курт-пом) входил в программу Олимпийских игр 1908 , на Олимпийских играх 1928 проводились показательные выступления.

Клятва в зале для игры в мяч

С жё-де-помом связана одна из страниц Великой французской революции . 20 июня 1789 года депутаты Генеральных штатов от третьего сословия, которых не пропустили в зал заседаний по королевскому приказу (не связанному, впрочем, с политикой: король просто держал траур по своему сыну , умершему незадолго до этого от туберкулёза), собрались в близлежащем зале для игры в жё-де-пом и поклялись продолжать собрания, пока не будет написана и принята конституция . Этот эпизод более известен под русским названием «клятва в зале для игры в мяч» .

Напишите отзыв о статье "Жё-де-пом"

Примечания

Ссылки

  • Жё-де-пом - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)

Отрывок, характеризующий Жё-де-пом

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?

Жё де пом

ЖЁ ДЕ ПОМ * jeu de paume . 1 . Название французской игры, напоминающей русскую лапту . Вместо поля, - по паркету, а вместо боя, хоть и в струнке и в шеренге, но однакоже, в танцах, аль в шармицеле, в жедепоме. 1770. Орловы Письма 55. Сегодня ввечеру в 8 часов в Зимнем Вашего Имп. Величества доме над манежем, где живет Maître de jeu de Pommes <так> в покоях сделался было пожар выкидкою из трубы, однакож тотчас оной потушили, и строению никакого повреждения воспоследовало. 18. 5. 1775. А. М. Голицын - Ек. II. // Худ. сокр. Рос. 1906 (7-12 58. Любить играть в же-депом. ФРЛ-1 2 242. Дом, в котором в мячики, в же-де-пом играют. Ад. 1 191. Игры мячами (Jeux de paume ), стрелами, в разных частях города. 1821. Сумароков Прогулка.

2. О колыбели французской буржуазной революции 18 в. - "Зале игры в мяч", где собрались 20 июня 1789 г. депутаты третьего сословия по распоряжению короля не допущенные дворец. Д ля нас с самого детства Париж был нашим Иерусалимом, великим городом Революции, Парижем Jeu de paume , 89-93 годов. Герц. Статьи из "Колокола" 1866 г. В сем отрывке говорит о взятии Бастилии, о клятве du jeu de paume , о перенесении тел знатных изгнанников в . Дела о Пушк. 76.

3. Помещение для игры в мяч. В жедепоме. Орлов Письма-1 55. 22 числа депутатов, по распоряжению графа Артуа, не пустили в jeu de paume , тогда они отправились заседать в церковь Св. Людовика. Писарев Истор. эскизы. От грядущего руссского парламента нельзя было ожидать новой клятвы согласия в новой зале jeu de paume . С. Орлицкий Далекие годы. // Набл. 1898 11 1 12. Кадеты получали воспитание.. гимнастическое; для сего последнего устроен был jeu de pommes , который и теперь существует. Комаровский Зап. 66. Ея Имп. Величество соизволила повелеть во время отсутствия разломать в саду дом, называемый жедепом (каменные покои, где прежде жили юнгферы и фрейлины). 1783. Успенский Дворцы 2 212. <долги> которые умножались еще с умножением новых при Царскосельском дворце строений, как-то: деревянных катальных , карусели для увеселительных игр, особаго строения жедепома для игры. Яковкин Ист. Царского 3 58. Жёдепом - мрачное здание, высящееся за восточной стеной корпусного сада, где была устроена, вероятно. при директоре корпуса Ангальте для этой игры, имевшей в то время в Петербурге много охотников. А. А. Одинцов Зап. // РС 1889 64 307. Под арест, по большей части, сажали нас в же-де-пом. .. Худшего помещения нельзя придумать. Там буквально нечем было дышать. Н. С.Лесков Кадесткий малолеток. // ИВ 1885 4 126. Заключение в жедепом считалось самым высшим наказанием из рода арестов и жедепом, бы исключительно, существовал для перворотцев. Ольшевский. // РС 1886 49 74. Жедепом. . было построено в Спб. в 1769 году. В Зимнем Дворце сооружен деревянный жедепом. Ныне во дворе Петрбургского университета сохранились части здания жедепома, возведенного на Конюшенном дворе Сухопутного кадетского корпуса.Веденина 1997 545. || перен . Вспоминая студенческие годы революции, я должен упомянуть о jeu de paume - так студенты прозвали старую физическую аудиторию в потемневшем здании из красного кирпича. Уже одно жэто название говорило о революции и о пристрастии тех лет к воспоминаниям о Великой революции 18 в. Впрочем наша аудитория совершенно не походила на высокий четырехугольный зал, где депутаты Генеральных штатов принимали свою знаменитую клятву. Здесь,. происходили и совещания студенческого актива по подготовке общестуденческих сходок. Здесь происходили выборы и кипела партийная борьба. Здесь происходили собрания землячеств. Анциферов Восп. 119. Маленькая аудитория в Старом Физическом здании (Jeu de paume ) Петербургского университета. Природа 1929 4 283. Жедепомный ая, ое. Начальник в жедепомном доме. Ад. 1 191. - Лекс . Ян. 1803: жедепом; Сл. 18: жедепом 1770 (же-де-пом 1798).


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Смотреть что такое "жё де пом" в других словарях:

    помёрзнуть - помёрзнуть, помёрзну, помёрзнем, помёрзнешь, помёрзнете, помёрзнет, помёрзнут, помёрз, помёрзла, помёрзло, помёрзли, помёрзни, помёрзните, помёрзший, помёрзшая, помёрзшее, помёрзшие, помёрзшего, помёрзшей, помёрзшего, помёрзших, помёрзшему,… … Формы слов

    помёрзлый - помёрзлый, помёрзлая, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлой, помёрзлого, помёрзлых, помёрзлому, помёрзлой, помёрзлому, помёрзлым, помёрзлый, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлые, помёрзлого, помёрзлую, помёрзлое, помёрзлых, помёрзлым, помёрзлой … Формы слов

    помётный - помётный, помётная, помётное, помётные, помётного, помётной, помётного, помётных, помётному, помётной, помётному, помётным, помётный, помётную, помётное, помётные, помётного, помётную, помётное, помётных, помётным, помётной, помётною, помётным,… … Формы слов

    Пом Пом (фильм) - Пом Пом кит. 神勇雙響炮 Жанр боевик комедия Режиссёр Танг Чо Чунг Продюсер Саммо Хунг … Википедия

    помёрзнуть - помёрзнуть, помёрзну, помёрзнет; прош. помёрз (устарелое помёрзнул), помёрзла, помёрзло, помёрзли; прич. помёрзший и помёрзнувший; дееприч. помёрзнув … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ПОМ - пневматическая отсадочная машина для обогащения каменного угля энерг. ПОМ передающий оптический модуль передающий оптоэлектронный модуль техн., физ. ПОМ план оперативной маскировки …

    ПОМЁТЫВАТЬ Толковый словарь Ушакова

    ПОМЁТЫВАТЬ - 1. ПОМЁТЫВАТЬ1, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать1 в 1 знач.) понемногу, от времени до времени. Помётывать копья. 2. ПОМЁТЫВАТЬ2, помётываю, помётываешь, несовер. (разг.). Метать (см. метать2) понемногу, от времени до… … Толковый словарь Ушакова

    Paume f. устар. Игра в мяч, напоминающая лапту. Танцы был некогда приятным и для здоровья полезным упражнением, как верховая езда, фехтование, игра в волан или в пом: тогда мог всякий без претензий в них участвовать. Вигель Зап. 1 64. Длинный пом … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПОМЁРЗНУТЬ - ПОМЁРЗНУТЬ, помёрзну, помёрзнешь, прош. вр. помёрз, помёзла, совер. (к померзать) (разг.). То же, что вымерзнуть (см. вымерзать в 1 знач.). Все яблони в саду померзли. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    пом. - пом. помещ. помещение пом. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. помещ. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пом пом … Словарь сокращений и аббревиатур

Многие здания университетского Василеостровского комплекса первоначально были построены совсем не для учебных целей. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор. В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов?

В 1724 году, когда указом Петра I был основан Петербургский академический университет, трудно было представить, как всё изменится за 288 лет. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек. С 1760 года учебные аудитории размещались в доме барона Строганова в непосредственной близости от нынешнего здания исторического и философского факультетов СПбГУ.

В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом.

Коллегий было десять

Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города. Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 году строительство завершили, и императрица Елизавета Петровна издала указ о размещении здесь названных организаций.

Вход в здание Двенадцати коллегий. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

В административном здании располагались: Сенат (высший распорядительный, исполнительный и судебный орган); Синод (высший орган управления русской православной церкви) и коллегии (созданные Петром I прообразы современных министерств). Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти. Среди них были коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская, юстиц-коллегия, коммерц-коллегия и камер-коллегия. В числе президентов сподвижники Петра: Александр Меншиков, Федор Апраксин, Дмитрий Голицын, Яков Брюс и Яков Долгорукий.

И сейчас можно без труда различить деление здания на двенадцать однотипных частей. Первоначально у каждого из корпусов была отдельная крыша и свой вход с крыльцом на восточной стороне. На первом этаже устроили открытую галерею. Со стороны западного фасада, выходящего ныне во двор Университета, корпуса были объединены двухэтажной открытой галереей. Каждый из них имел выступ с восточной стороны, где на уровне второго и третьего этажей размещались двусветные залы с балконами, обнесенные железной кованой решеткой. В центре фронтона корпусов располагались эмблемы коллегий с лепными украшениями и скульптурами.

Наружные стены окрасили в красно-коричневый цвет, на котором рельефно выделялись белые пилястры, антаблемент, наличники окон и другие архитектурные детали фасада.

Сенатский зал

В современном СПбГУ есть помещение, которое сохранилось в первозданном виде с XVIII века. Это знаменитый Петровский зал. Именно здесь с 1732 по 1763 год проводил заседания Сенат - высший орган государственного управления Российской империи.

За большим сосновым столом с красным покрывалом, обшитым золотым позументом, вели когда-то жаркие дебаты выдающиеся государственные деятели: Дмитрий Голицын, Петр Шувалов, Павел Ягужинский и многие другие.

Окончательная отделка Сенатского зала была закончена в 1736 году под руководством архитектора Михаила Земцова. Живописные работы принадлежат кисти известных художников петровского времени Андрея Матвеева и Григория Мусикийского. Помещение имеет длину 10,5 метров и ширину 9,3 метра и занимает 2 этажа. По обе стороны от двери - два камина. Потолок, стены и камины богато декорированы лепкой в стиле барокко. Их украшают живописные панно аллегорического содержания в лепных рамах. Потолок зала представляет собой большую лепную раму, в которую заключен огромный живописный плафон с изображением Премудрости (в центре), Правды, Милосердия и Верности. Несколько ниже «гении» держат гербы первейших четырех государств Великороссийской империи. На стенах семь аллегорических живописных панно: «Совет» (направо от двери), «Великодушие» (налево), «Любовь к Отечеству», «Благодушие», «Резолюция», «Добродетель», «Мать».

Сейчас в Петровском зале проходят конференции, концерты, семинары и открытые лекции знаменитых гостей Университета.

Университетский садовник Буш

В остальном изначальная внутренняя планировка здания Двенадцати коллегий не сохранилась. В 1834–1837 годах его капитально перестроили для нужд Петербургского университета.

Проект перестройки был составлен академиком архитектуры Аполлоном Щедриным. Первоначально планировалось перекрыть все здание одной кровлей, но это лишило бы его характерных черт Петровского времени. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады восточной и отчасти западной сторон заложили и превратили в помещения. В центре здания разместили широкую парадную лестницу, построили вестибюль, зал Торжественных собраний (Актовый зал) с ионическими колоннами и университетскую церковь, освященную в 1837 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй этаж западной галереи остеклили и преобразовали в коридор с венецианскими окнами, который протянулся почти во всю длину здания и объединил отдельные корпуса.

Ещё ранее Университет посетил император Николай I и указал на необходимость создания сада перед длинным фасадом: «…дабы устранить проходящих от нижнего этажа, где расположены столовые, и отдалить шум проезжающих экипажей от аудиторий». Деревья посадили под руководством известного садовника того времени Джозефа Буша. По проекту Аполлона Щедрина создали и установили на сплошной высокий цоколь из пудожского камня чугунную ограду. Сад стал называться Николаевским.

Здание Двенадцати коллегий, галерея первого этажа. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Археологические раскопки, проводимые здесь в последние годы, то и дело обнаруживают предметы быта, относящиеся к XIX веку. Это и неудивительно. На первом этаже в то время находилась основная часть профессорских квартир, а третий этаж занимали дортуары (общежития) для казеннокоштных студентов.

Квартира Менделеева

Со стороны двора в центре Главного здания тоже есть вход в вестибюль первого этажа. Он напротив входа со стороны Менделеевской линии. Справа в вестибюле - вход в Музей-архив Дмитрия Ивановича Менделеева. Квартиру эту с 1859 года занимал «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский. Он был деканом физико-математического факультета, а в 1865–1867 годах - ректором Университета. Перебравшись в Ректорский флигель, Воскресенский освободил эту квартиру бывшему своему ученику, профессору Менделееву. Именно здесь знаменитый ученый открыл Периодический закон химических элементов и написал многие известные труды.

Бетонированный дот в кабинете проректора

Во время Великой Отечественной войны основная часть универсантов до конца февраля 1942 года оставалась в блокированном Ленинграде. Только с открытием ледовой дороги через Ладожское озеро около тысячи человек эвакуировали тремя эшелонами в Саратов. Для сохранения научных и культурных ценностей в городе остался небольшой коллектив научных сотрудников, рабочих и служащих - около 130 человек. Им в первую очередь Университет обязан сохранением имущества. Обессиленные от голода, они постоянно дежурили в зданиях, ликвидировали аварии, откачивали воду, переносили в безопасные места приборы и книги. Отапливать помещения приходилось мебелью из аудиторий, а в университетской столовой в то время выдавали только дрожжевой суп.

Ещё до блокады, в ноябре 1941 года, моряки-балтийцы соорудили в помещении проректора по учебной работе ЛГУ бетонированный пушечный дот с амбразурой на Неву.

Несмотря на это, здания сильно пострадали от обстрелов и бомбежек. В 1944 году универсанты возвратились из Саратова в родные стены и совместными усилиями провели необходимые реставрационные работы. По инициативе ректора Александра Алексеевича Вознесенского заказали живописные портреты, гипсовые скульптуры и бюсты выдающихся учёных-универсантов, украсившие знаменитый коридор.

Налоговая инспекция в здании психологов

Университетские психологи удобно расположились в доме № 6 на набережной адмирала Макарова. Здание возвели в 1901 году по проекту архитектора Константина Тарасова отнюдь не для студенческих занятий, а для работы Главного управления неокладных сборов. Окладом в те времена называли денежную или натуральную повинность - налог, систематически поступающий в доход государства. Учреждение, располагавшееся в шестом доме, занималось сбором несистематических, единичных налогов.

Сейчас о старине напоминают, пожалуй, только лестничные перила из литого железа с цветочным орнаментом. Их изготовили на известном во второй половине XIX века художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера. Продукция этого завода (навес над крыльцом и боковые светильники) украшает и вход в здание с набережной Макарова.

Торговый склад в здании философов и историков

Историки и философы СПбГУ переселились в дом № 5 по Менделеевской линии только в XX веке. До этого здесь успели поработать и торговцы, и милиционеры.

Здание было задумано как Новобиржевой гостиный двор, в начале XIX века его построили по проекту Джакомо Кваренги. Это был огромный четырехугольник в два этажа с открытыми галереями, обращенными внутрь просторного двора. Наружная аркада первого этажа образовала обходную галерею. С самого начала здание использовали как склад. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись здесь частными артелями. В начале XX века значительные помещения в нем занимали склады торгового дома «Братьев Елисеевых» и артели Козухина, тут же находилась и контора главной артели. В начале 1920-х годов в доме № 5 расположились склады городской милиции.

В середине 1930-х годов историческому факультету передали здание на Менделеевском (Биржевом) проезде. По проектам архитекторов Я.Я.Китчера, А.А.Заварзина и В.И.Пилявского его приспособили для нужд Университета и надстроили третий этаж.

Перед войной в здании на Менделеевской линии размещались также поликлиника, военная кафедра, исторический, философский, политико-экономический и географический факультеты.

У поликлиники, кстати, своя интересная история. В 1897 году всех студентов обслуживал только один врач. Работы у него было много: в течение года обратились за помощью 1168 человек. С 1912 года врач стал посещать Александровскую коллегию (общежитие студентов) в Филологическом переулке. Кроме того, начали вести прием зубной врач и венеролог. Причем треть всех обращений за помощью приходилась на долю последнего.

Тайны здания на Университетской набережной

Дом №11 на Университетской набережной, где сейчас проходят занятия университетских филологов и востоковедов, хранит свои тайны и легенды.

Здание построено в строгом стиле раннего барокко XVIII века. Появление его в этом месте не случайно. По соседству когда-то располагалась огромная усадьба и дворец генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова (сейчас Университетская наб., 15).

При Екатерине I Меншиков являлся фактическим правителем России. После смерти императрицы, желая укрепить своё положение, губернатор прочил свою старшую дочь Марию в невесты новому государю Петру II (сыну казненного царевича Алексея). Меншиков услужливо предоставил императору жилые апартаменты в своем дворце, а рядом, в июне 1727 года, заложил фундамент для будущей резиденции молодых.

Последующие исторические события нарушили его планы. Придворные интриги привели сначала к отставке, а потом и к смерти Меншикова. В скором времени не стало и Петра II.

Только при Анне Иоанновне дворец достроили, но уже совсем в ином качестве. По одной из версий, здание возвели под руководством архитектора Иоганна Борхарда в 1759–1761 годах. Своим внешним видом оно в значительной мере напоминает бывшие Двенадцать коллегий и центральную часть Меншиковского дворца.

Сначала в доме № 11 поселились кадеты - там был Первый кадетский корпус. В 1867–1918 годах в нём расположился Историко-филологический институт с гимназией. Там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, в казенной квартире при институте жил профессор Лев Платонович Карсавин - заместитель директора и инспектор гимназии. В этом же здании были и квартиры некоторых других профессоров.

Как и многие старые петербургские постройки, дом имеет свои тайны. В декабре 1986 года во время работы строителей, в одной из стен нашли замурованную древнюю деревянную лестницу, которая сохранилась с 40-х годов XVIII века. В процессе работы также обнаружили квадратные кирпичи и остатки изразцов 60-х годов XVIII века. Эти находки пополнили коллекции Музея истории Петербурга. Многие специалисты при этом отмечают, что история здания ещё недостаточно изучена.

Дворик филологов и восточников

Дворец Петра II изначально строился в форме замкнутого четырехугольника с внутренним садом и въездными воротами с тыльной стороны.

Первый этаж правого, восточного, крыла сейчас занимают кафедральные и учебные помещения и кинозал, открытый в конце 1949 года. На этом месте в 1710-е, одновременно с дворцом Меншикова, строился дом его дворецкого Фёдора Соловьева. Этот дом позднее включили в сооружаемый ансамбль дворца Петра II.

О первых владельцах сейчас ничего не напоминает. Лестница от входа со стороны Ректорского флигеля ведет на второй этаж. Вестибюль сохранил свои лепные украшения, имеющие символическую значимость, и украшен портретами, выполненными художником Нахимовым. Изображены известные филологи Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Лев Владимирович Щерба, Владмир Яковлевич Пропп и другие.

Жители Ректорского флигеля

С другой стороны к дому филологов и востоковедов примыкает каменная арка ворот, соединяющая Главное здание с Ректорским флигелем.

Ректорский флигель. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Дом этот был построен в 1794 году как жилой. В начале XIX века его решили купить для нужд Университета, что и было сделано в 1837 году. Переделка его была поручена архитектору Аполлону Щедрину. Он изменил частично фасады, добиваясь гармонии с соседним зданием, а внутреннюю планировку оставил прежней.

В 1840 году поэт и критик Петр Александрович Плетнёв, близкий друг Пушкина, стал ректором и поселился в ректорском доме. Прожил он здесь более двадцати лет. «Комнат множество, - радовался Плетнев новому жилью, - и так можно роскошно расположиться, что теряюсь в обилии планов». «Чудо что за месторасположение! - писал он одному из друзей. - С постели смотрю на Неву, за нею на бульвар, а там и баснословный Исаакий…».

Казенная квартира ректора стала в те годы одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Николай Гоголь, Иван Крылов, Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Петр Вяземский, - многие маститые и начинающие литераторы.

Дом помнит и других великих людей. В 1876 году ректором Университета и очередным хозяином Ректорского флигеля стал «отец русской ботаники» Андрей Николаевич Бекетов. В дальних комнатах второго этажа, с окнами в университетский двор, жили юные дочери Бекетовых: Екатерина, Софья, Александра и Мария. Бывал в этом доме и выпускник юридического факультета, студент магистратуры Александр Львович Блок. Он влюбился в 17-летнюю Александру Андреевну. В начале 1879 года в университетской церкви состоялось их венчание, а в воскресенье 16 ноября того же года в одной из боковых комнат верхнего этажа появился новый жилец, которого назвали Александром. Крестили его тоже в университетской церкви. Там же состоялось и обручение с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Жё-де-пом - Дом для игры в мяч

За Ректорским флигелем находится здание, возведенное в конце XVIII века. Эта несколько странная кирпичная постройка контрастирует своим видом с окружающими зданиями. Надпись на мемориальной доске называет его «домом для игры в мяч», или «жё-де-пом» (калька с французского). Так называлась популярная некогда в Европе игра в ручной мяч, предтеча волейбола, тенниса и бадминтона. В Россию она проникла при Екатерине II, когда для царской семьи в Зимнем дворце построили первый зал для такой игры и пригласили учителя из Франции. Предполагалось, что он будет обучать этому и кадетов. К тому времени было задумано строить большое новое здание для Кадетского корпуса, но дело ограничилось строительством только одного крыла с двумя огромными двухсветными залами. Считается, что здание строилось в 1771–1773 годах по проекту выдающегося зодчего Александра Кокоринова. В 1867 году здание «жё-де-пом» передали Санкт-Петербургскому университету. Это было фактически первое в России крытое спортивное сооружение.

Студенческая столовая им. профессора О.Ф.Миллера. Конец XIX в. Фото из архива Музея истории СПбГУ

На здании - мемориальная доска, в которой говорится о том, что здесь 24 (12) марта 1896 года Александр Степанович Попов принял на изобретенном им приборе первую радиограмму. Принимающая установка находилась в «доме для игры в мяч», передающая - на расстоянии около 300 метров, в здании химической лаборатории. Радиограмма состояла из двух слов: «Генрих Герц», - имени немецкого основателя электродинамики. Отправил ее ассистент П.Н.Рыбкин, принял А.С.Попов. Тем самым был создан новый вид связи. По воспоминаниям профессора Ореста Хвольсона, было трудно описать восторг многочисленных присутствующих и овацию изобретателю.

Студенческая столовая

В 1899 году княгиня Зинаида Юсупова пожертвовала Обществу вспомоществования недостаточным студентам Петербургского университета участок земли за воротами университетского городка, на Биржевой линии. Здесь, в 1900-1901 годах Общество начало строительство студенческой столовой по проекту архитектора Ивана Коковцева. При отделке главного фасада архитектор использовал детали флорентийского палаццо. Применялись последние строительные новинки: несгораемые потолки из металлических конструкций, перекрытия и своды из бетона. Столовую оснастили электрической вентиляцией, гладильнями для столового белья, подъемными механизмами для еды и посуды.

В статье были использованы материалы книги Ю.А.Ендольцева «Санкт-Петербургский государственный университет. Нестандартный путеводитель», статьи сотрудника Музея истории университета В.Брачёва, материалы книги «275 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись 1724–1999».

Подготовила Мария Блажнова

Редакция журнала выражает благодарность сотрудникам Музея истории СПбГУ за помощь в подготовке статей.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...