Маковский константин егорович произведения. Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков


По объемам продаж произведения Константина Егоровича Маковского (старшего из сыновей династии художников Маковских) сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим "копать вглубь", но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента. Львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях...

Знаете, почему в отечественных музеях практически нет работ Маковского? Потому что российским коллекционерам они были просто не по карману.

Так Маковский просил у Третьякова за свой "Боярский свадебный пир в XVII веке" ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и "Пир" ушел к американскому ювелиру Шуману за... 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.

В советское время Маковский был объявлен "вредным" художником и оказался забыт, его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.

Автопортрет, 1856

Картина "Боярский свадебный пир в XVII веке", один из лучших шедевров Маковского, пользовалась головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене и удостоена самой высокой награды — Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник. При работе над этой картиной художнику позировали жена Юлия Павловна (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина и старший сын Сергей.


Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883

Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, - писал сам Маковский. - Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.

Любил он и женщин. Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной. Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.


Женский портрет, 1860

В 1867 году он женился на юной, подававшей надежды актрисе Александрийского театра — Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I, получившей образование в Швейцарии. Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности. Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.

Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы, но счастье длилось недолго. Сначала почти сразу же после рождения в 1871 году умер сын Владимир. В том же году у Елены обнаружили туберкулез. Врачи говорили, что спасти ее может теплый сухой климат, и Маковский повез жену в Египет. Однако ничего не помогло, и в марте 1873 года художник овдовел.


В саду, 1870

Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.


Автопортрет (таким увидела его вторая жена Юлия Павловна Леткова)

Безутешным вдовцом Константин Маковский оставался недолго. В 1874 году на балу в Морском корпусе он встретил пятнадцатилетнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую поступать в консерваторию (у нее был красивый голос, лирическое сопрано), которая вскоре стала его женой.

Встреча Константина Егоровича с Юлией Павловной состоялась на балу в Морском корпусе. Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива. Константин Егорович влюбился с первого взгляда, и не отходил от нее весь вечер. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе — «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал — так что все слышали: «Вот и отлично... Будьте у меня хозяйкой!». Так началась их помолвка...

Через две недел после вечера на Гагаринской набережной решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16, женику 36 лет.

Портрет Ю.П.Маковской, 1881

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская - жена художника - была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

"Это малиновое платье так и звенит - острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней", - писал один из современников.


Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на бульваре Клиши и квартиру на Брюссельской, наискось от четы Виардо. Тургенев, портрет которого Маковский написал ранее, был их частым гостем. В доме Виардо собирались артисты — русские и парижане, часто бывали художники.


Женский портрет (Ю.П.Маковская)

Маковские вернулись из Парижа через год с новорожденной дочкой, а в конце лета случилось горе — девочка умерла от скарлатины. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу.

Константин Егорович, навещавший её, когда отпускала работа в Париже, нашел венецианскую раму и вставил в нее свою молодую жену, обмотав ей голову чем-то вроде тюрбана вишневого цвета, прикрепив к нему страусовое перо. В несколько сеансов был написан первый ее портрет «в красном берете» который стал родоначальником прославленных женских портретов.


Портрет в красном берете (Ю.П.Маковская)

15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа - будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха.

Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, который так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника» (которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа».


В мастерской художника, 1881

В 1879 году у Маковских родилась Елена, в 1883 - сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича.

Мастерская, в которой дети позировали отцу, сама по себе была источником сильных впечатлений: она вся была увешана персидскими коврами, африканскими ритуальными масками, старинным оружием, клетками с певчими птицами. В китайских вазах стояли кисти, страусовые и павлиньи перья, диваны украшали многочисленные парчовые подушки, а столы — шкатулки из слоновой кости. Естественно, детей тянуло в кабинет отца, и позирование не было им в тягость.


Семейный портрет. Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой

В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с 20-летней Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919) и увлекся ей. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене.

И она не простила измены. 18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство "о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей". 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Певловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет.


Портрет жены художника Ю.П.Маковской, 1887

Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье сына Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить.

А Константин Маковский 6 июня 1898 года женился на Марии Матавтиной, и суд узаконил их детей. К тому времени родились также дочери Ольга и Марина. После появился на свет и сын Николай. Художник продолжал использовать в качестве моделей и детей от третьего брака и свою новую жену.


Мария Алексеевна Маковская (Матавтина)

Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.



Константин и Ольга Маковские, 1894

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками.

"Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу" , - писал на склоне лет К.Маковский.

В детстве все интересно. Облезлая ворона смешно пила из лужи. На Ленивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. В магазине на Тверской итальянец Джузеппе Артари раскладывал эстампы, выписанные из-за границы.

«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше»

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко, Тропинин. Живописную манеру последнего он усвоил в совершенстве - копию Маковского с тропининского портрета не отличить было от оригинала. Еще находясь в «Школе» он получил от Академии малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857).

В один из дней Егор Иванович расцеловал сына: «А поезжай-ка ты, Костенька, в Санкт-Питерсбурх...»

Биография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром - известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самостоятельным живописцем.

Семья Маковских

Фамилия Маковских хорошо известна в русском искусстве. Отец семейства Егор Иванович Маковский был известным деятелем искусств в Он организовал «Натурную школу» для живописцев, которая впоследствии стала известна, как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье всегда царил творческий дух и не удивительно, что все трое детей Егора Ивановича стали художниками. В доме часто бывали друзья отца - художники Карл Брюллов и Василий Тропинин, встретить здесь можно было и писателя Гоголя, актера Щепкина, В семье постоянно устраивались литературные и музыкальные вечера, велись споры об искусстве. Все это повлияло на формирование детей. Взрослый Константин Маковский говорил, что своим успехом в живописи он обязан исключительно отцу, который смог поселить в него неистребимую любовь к искусству.

В семье было трое детей: старший сын Константин, дочь Александра и младший - Владимир. Достаток в семье был скромный, но царивший дух искусства сполна компенсировал все бытовые неудобства.

Детство Константина

С детства Константин Маковский был погружен в искусство, по сути, он не знал никакой другой жизни, и ему было суждено выбрать путь живописца. Все дети в семье очень рано начали рисовать.

Костя, как первый ребенок в семье, начал с того, что был рядом с отцом и его друзьями, когда те обсуждали живопись и свои замыслы, показывали наброски и картины. Все это сформировало эстетические взгляды и интересы мальчика.

Обретение ремесла

В 1851 г. Константин Маковский поступает в отцовскую школу живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками там были - В. Тропинин, М. Скотти, С. Зарянко, А Мокрицкий. Здесь за семь лет из мальчика сформировали художника с собственным, оригинальным взглядом на мир и научили его основам живописного искусства.

В училище он был первым учеником, получил все возможные награды. В 1858 г. Константин поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге - лучшее учебное заведение в области искусства в Российской империи. Во время учебы он регулярно выставлял свои работы на ежегодных выставках Академии и даже получил Большую золотую медаль за работу «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

В 1862 г. Маковский начинает искать свой путь в искусстве, так как академизм ему казался скучным и устаревшим.

Путь в искусстве

Константин биография художника представлены в нашей статье) ищет свою манеру, хочет выразить свой внутренний мир. В 1863 г. он вместе с другими тринадцатью художниками, отобранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии художеств, отказывается писать картину на тему, утвержденнную академиками.

Ему пришлось покинуть учебное заведение, и Маковский так и не смог получить диплома об образовании. Это событие стало известно как «бунт четырнадцати». Протест заключался в том, что художники хотели получить свободу и писать работу на вольную тему, но Академия не захотела идти им навстречу. По сути это был бунт против оков академизма и являлся признаком нарождающейся новой школы реализма, в которой Константин Маковский сыграет видную роль.

В 1863 г. художник присоединяется к группе И. Крамского и работает в нарождающемся жанре бытовой живописи. В 1870 г. Маковский стал одним из инициаторов и идеологических вдохновителей создания Товарищества передвижных художников и много работал, описывая сцены повседневной жизни.

Он выставлял работы как на академических выставках, так и в компании с передвижниками. В 80-х годах Маковский становится очень популярным автором салонных портретов и картин на исторические сюжеты. А в 1889 г. он получает Большую золотую медаль на художественной выставке в Париже за серию работ.

Объектом кисти Маковского были исторические сцены, жизнь народа, быт. Он с любовью и этнографической точностью выписывает костюмы и обстановку персонажей. В конце 80-х годов художник все чаще обращается к историческим сюжетам, пишет большие детальные картины, например, «Боярский свадебный пир в XVII веке», которые пользуются большим успехом у публики и у критики. Также им было немало создано портретов самых разных людей.

Творческое наследие Константина Маковского насчитывает около ста картин, среди них немало крупных, эпических полотен (сегодня они рассредоточены по частным и музейным коллекциям всего мира). Кроме того он участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя в Москве.

Коллекционер

Константин Маковский, картины которого нынче являются объектом внимания коллекционеров, сам был большим собирателем. Это увлечение он унаследовал от отца, любившего самые разнообразные предметы искусства и старины.

Идея коллекции была сформулирована художником в словах: «красивая старина». Увлекаясь историческими сюжетами, он собирал различные предметы утвари и обстановки, костюмы, а также все, что привлекало утонченный вкус художника.

В период увлечения крестьянской темой, Маковский много ездит по российской глубинке, скупая предметы быта и одежды. Путешествие на Восток добавило в коллекцию большое количество предметов восточного быта, ковров, украшений и костюмов. В итоге, к 80-м годам квартира художника больше походила на музей, чем на жилище человека.

Предметы коллекции часто служили основой для создания живописных полотен. Так, в работе «Боярский свадебный пир в XVII веке» критики отмечают мельчайшее совпадение деталей с историческим костюмом и обстановкой того времени. К началу XX в. Маковский был одним из крупнейших коллекционеров России, а его деятельность повлекла моду на повальное увлечение коллекционированием среди богемы и буржуа.

Константин Егорович очень гордился своим собранием, с удовольствием его демонстрировал и давал вещи для различных выставок. После смерти художника, был устроен аукцион, на который выставили 1100 предметов, в результате чего вдова выручила более полумиллиона рублей, а вещи разошлись по коллекциям частных лиц и музеев. Но, к несчастью, целостность собрания была нарушена, и многолетний труд Маковского пошел прахом.

Лучшие работы

Константин Маковский, лучшие картины, биография, которого еще только становятся объектом изучения искусствоведов, оставил большое наследие. Среди самых известных его работ можно назвать: «Смерть Ивана Грозного», «Пир у боярина Морозова», «Болгарские мученицы», «Минин на Нижегородской ярмарке», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».

Частная жизнь художника

Константин Маковский много путешествовал, некоторое время жил в Париже, трижды побывал в Африке, и все это обогащало его творчество, в котором можно обнаружить черты нарождающегося модернизма. За свои художественные заслуги Маковский был награжден орденом Почетного легиона и святой Анны.

Художник был трижды женат. Первая жена умерла от туберкулеза, а со второй он развелся. Всего у него было девять детей, среди которых есть художники и деятели культуры.

30 сентября по новому стилю 1915 года трамвай сбил человека - так закончил свой путь Константин Маковский. Жизнь и творчество художника остались в истории русской живописи как важная страница становления реализма.

Друзья-приятели

Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?

А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети, особенно . Путаница ужасная.

Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.

Биография художника Владимира Егоровича Маковского


Автопортрет

Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.

Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).

В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые - действительно великие живописцы.

Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.

От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».

С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).

Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль. В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков. Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:

…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.

С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.

В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.

Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие. И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником. Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского


Посещение бедных
Две матери. Мать приёмная и родная
Опять они ссорятся (Повар и кухарка)
Утренний чай
Любители соловьев
Варка варенья
Оправданная
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик
В избе лесника
Приезд учительницы в деревню
Выбор приданого
Перед объяснением
Первый фрак
Чаепитие
Наём прислуги
Литературные чтения
В ожидании аудиенции
В жаркий день
Игра в бабки
На бульваре
Трудное пробуждение
Пастушки
В ресторане
В гостях К венцу (Прощание) В таверне Девушки, освещённые солнцем Без хозяина

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».


Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва - 21 февраля 1920, Петроград) - русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К.Е. Маковского.

Маковский Владимир Егорович. Автопортрет. 1905

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой проходили с большим успехом. Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди - Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей - старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков.


Тропинин Василий Андреевич. Портрет Любови Корниловны Маковской. 1830-е.


Маковский Владимир Егорович. Портрет Егора Ивановича Маковского. 1880


Маковский Константин Егорович. Портрет Владимира Егоровича Маковского в детстве. 1854

От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В.А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).


Мальчик, продающий квас. 1861

С 1861 по 1866 год Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в Академию Художеств, где успешно учился.


Литературное чтение. 1866

Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек – отец художника Егор Иванович Маковский, молодая девушка справа – невеста художника Анна Петровна Герасимова.


Маковский Константин Егорович. Портрет В.Е. Маковского, брата художника. 1868

В 1969 году, 23 лет отроду, женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898) и жил с семьёй в доме отца, пользуясь его поддержкой. В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором. Для заработка Владимир вынужден был выполнять всевозможные заказы: рисовал для различных московских иллюстрированных изданий, расписывал плафоны и занимался даже иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания.


Маковский Владимир Егорович. Деспот семьи. В мастерской художника. 1893

Сюжет картины можно считать автобиографическим. Она написана в 1893 году, во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, – копия его «Преображения» для Спасова монастыря. Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.


Маковский Владимир Егорович. Портрет Анны Петровны Герасимовой. 1880

С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное»). За картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.


Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. 1869


Ночное.


Пастушки. 1903


Игра в бабки. 1870


Крестьянские мальчики. 1880

В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Внимание к деталям и, главное, тёплая ирония напоминают о традиции П.А. Федотова. Картина имела успех, а её автору прочили славу жанриста. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».


В приёмной у доктора. 1870


Любители соловьиного пения. 1872-1873


Получение пенсии (др. назв. «Сцена в казначействе при получении пенсии»). 1876


Псаломщики. 1870

В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.


Крамской Иван Николаевич. Портрет Маковского Владимира Егоровича. 1887

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых. В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.


Ожидание. У острога. 1875


Ночлежный дом. 1889


Толкучка. 1875


Посещение бедных. 1874


В передней. 1884

В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В.В. Стасова, «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».


Осужденный. 1879


Крах банка. 1881

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, – это «Крах банка». Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание», перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре», вновь затрагивающая темы города и деревни. Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника – «Объяснение», с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения.


На бульваре. 1886-87


Свидание. 1883


Объяснение. 1889-1891

С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году ему было присвоено звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов. На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, – «Узник» и «Оправданная». К той же тематической серии можно отнести и картину «Вечеринка», живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодёжи и студентов.


Оправданная. 1882


Вечеринка. 1875-1897


Узник. 1882

В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии Художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов. Почти до последних дней В.Е. Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.


Автопортрет. 1893

Маковский по-прежнему много путешествует. В путешествиях за границу он всё время старается проводить в музеях или работать на пленэре. Много дали ему поездки на Волгу. На выставках была представлена целая серия его волжских работ. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», которая долгое время была запрещена цензурой.


Ходынка. 1897


На Ваганьковском кладбище. Похороны жертв Ходынки. 1896-1901

Овдовев, Владимир Егорович некоторое время жил с матерью Любовь Корниловной и сестрой Александрой в скромной квартирке на Лиговке. Но вскоре женился во второй раз на певице Ольге Андреевне (Макаровой?) (1866-1924). С супругой они поселились в академической квартире на четвёртой линии Васильевского острова. Тёплая квартира, температура которой была изумительно ровная – казённых дров отпускалось без всякого счета, и уют, созданный новой женой, неохотно выпускали Владимира Егоровича в мастерскую к ученикам. В основном он работал дома.


Маковский Константин Егорович. Название в интернет-галереях: Портрет Ольги Степановны Маковской, жены В.Е. Маковского, брата художника. Дата создания- 1864.

С этим портретом явная путаница. Во-первых- перепутано отчество второй жены Владимира Маковского, её имя- Ольга Андреевна, о чём свидетельствует надпись на надгробной плите их общей могилы (см. ниже). Во-вторых- Анна Петровна- первая жена Владимира Егоровича, умерла в 1898 году, а Ольга Андреевна никак не могла быть женой художника в 1864 году, она ещё не родилась. Так как на картине ясно указан год (слева)- 1864, выходит на портрете не Ольга Андреевна, а Анна Петровна.


Скан из книги «Исторические кладбища Санкт-Петербурга», Юрий Пирютко.


Игнатьев Михаил Иванович. Художник В.Е. Маковский с невестой. 1900

Снова непонятно- какая невеста? Если первая, то сходится всё, кроме даты создания картины, конечно, если она не была написана позже, по памяти. В 1900 году Владимир Егорович был уже седым, почтенным мужем, а значит- на картине первая невеста.

Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, богато, имел в банке значительный для художника капитал, но всё, что он имел, не давалось ему легко, а было выработано упорным трудом, постоянной, систематической работой. Весь день у него был разбит на часы, и для каждого часа было свое задание: утром шёл в студенческую мастерскую, работал у себя, после обеда и краткого отдыха занимался музыкой. Участвовал во многих заседаниях, комиссиях и находил время для театра и концертов, не говоря уже о еженедельных собраниях у него дома.


Друзья-приятели. 1878

Музыкой начал заниматься уже в зрелом возрасте под руководством хороших учителей. В музыке добился того, что недурно играл на скрипке и разбирал довольно трудные партии, главным образом классиков. «Я не знаю какое искусство люблю больше, – говорил он, – живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…». Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. В домашних концертах, главным образом в классических трио и квартетах, он постоянно вёл партию скрипки, причём его исполнение отличалось большой музыкальностью и мастерством.


Фотогравюра с портретом и дарственной надписью В. Маковского.

Вот что пишет об этом известный искусствовед Борис Зотов: «Маковский, известный композитор Танеев и художники-передвижники Мясоедов, Минченков и Брюллов (племянник «Великого Карла») собирались по вечерам, когда уже нельзя было работать красками. В упоении играли сложнейшие вещи Гайдна, Моцарта и Бетховена.». Дочь Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти), вспоминала: «Одним из самых очаровательных, тонких, душевных людей, которых я знала в жизни, был Владимир Егорович Маковский. Был он привлекателен и своей внешностью… Любил музыку до безумия… Было и осталось впечатление, что в душе его жил целый мир поэзии, романтики».


Музыкальный вечер. 1906


Гитарист. 1879

Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях «Допрос революционерки» и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове». Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки. С 1905 года Маковский- действительный статский советник.


Допрос революционерки. 1904



Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905


Девятое января 1905 года на Васильевском острове. 1905

В 1915 году Товарищество передвижных художественных выставок чествовало его как одного из старейших и преданнейших своих членов. После февральской революции 1917 года его ещё собирались сделать президентом Академии художеств. Но после октября 1917-го всё резко изменилось. Академию закрыли, Маковского отправили на пенсию. Он ещё попытался соответствовать новым требованиям, новой власти, новому времени. За несколько месяцев до смерти им был написан эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея). и «Новое время». Но это уже были совсем слабые работы. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь.


В мастерской. 1920 / Художник в своей студии.


Автопортрет.

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...