Муслим магометович магомаев. Вдова муслима магомаева раскрыла причины семейных ссор Кто была мама муслима магомаева


Магомаев Муслим Магометович (1942-2008) – азербайджанский, советский и российский певец (баритон), исполнял эстрадные и оперные композиции, композитор. В 1973 году стал Народным артистом СССР.

Рождение и семья

Муслим появился на свет в столице Азербайджана, городе Баку 17 августа 1942 года. Все его предки были настолько тесно связаны с музыкой, что творческий жизненный путь маленького Муслима получился предопределённым с самого рождения.

Его дедушка, Муслим Магомаев-старший, был композитором, пианистом и дирижёром, он превосходно играл на восточной гармони, габое, скрипке, написал такие известные оперы, как «Шах Исмаил» и «Наргиз». В честь знаменитого деда нарекли и маленького Муслима, он стал полным его тёзкой. К сожалению, внук никогда не видел своего дедушку, так как Муслим Магомаев-старший умер от чахотки в 1937 году.

Бабушка Муслима, Байдигюль (её имя переводится с азербайджанского языка как «весенний цветок»), занималась воспитанием внука. Она его очень сильно любила, никогда не наказывала и прощала любые шалости. Муслим бабушку Байдигюль обожал, но очень часто совсем не слушался. Когда она говорила ему что-то важное, он старался поскорее сбежать на улицу к таким же маленьким шалопаям.

Отец Муслима, Магомет Магомаев, человеком был очень одарённым, он нигде не обучался музыке профессионально, при этом прекрасно музицировал на рояле и пел, обладал задушевным приятным голосом. Работал он театральным художником, оформлял спектакли. Магомет прошёл всю войну, погиб за 15 дней до Победы. Маленькому Муслиму долгое время не говорили правду, рассказывали, что папа находится в длительной командировке. О том, что отца нет в живых, Муслим узнал уже в возрасте 10-11 лет.

Его мама, Айшет Магомаева, была драматической актрисой, имела псевдоним Кинжалова и являлась сталинской стипендиаткой. Дедушка по материнской линии был турок, а бабушка наполовину русская, наполовину адыгейка. Мама родилась и выросла в Майкопе, где и познакомилась с Магометом, приехавшим в город оформлять очередную театральную постановку.

Когда отец ушёл на фронт, мама жила в Баку. После того, как супруг погиб, она вернулась в Майкоп. Мама Муслима предпочла заняться театральной карьерой, уехала сначала в Вышний Волочёк, а потом в Мурманск, где работала в областном драматическом театре. Там она ещё раз вышла замуж, и у Муслима Магомаева появились ещё единокровные сестра Таня и брат Юра. Сам Муслим воспитывался в семье родного дяди (брата отца) Джамала Магомаева.

Детские годы

В раннем детстве у Муслима была пожилая и очень добрая няня – тётя Груня, мальчик чувствовал себя с ней хорошо и уютно. С детских лет осталось воспоминание, как няня пошла в церковь и взяла Муслима с собой. Православный храм запомнился малышу своею пышностью, мерцанием свечей и запахом ладана. Потом в жизни он увидел много разных конфессий, но русская церковь навсегда осталась в его памяти и сердце, как сказочный терем, где живёт добрый Бог.

Перед сном няня Груня рассказывала Муслиму народные добрые сказки. Потом, когда он обучился чтению, сам изучил все произведения Пушкина. Любовь к сказкам прошла с Муслимом с раннего детства через всю жизнь, будучи уже взрослым человеком, он собрал полную коллекцию фильмов Диснея.

После деда в доме остались кларнет, рояль и скрипка. Дядя Джамал понемногу учил мальчика овладевать музыкальными предметами. Но нельзя сказать, чтобы ребёнка постоянно заставляли заниматься музыкой. Он, как и любой нормальный мальчишка, любил поломать игрушку, чтобы изучить её внутренности. В более старшем возрасте увлёкся приключениями, прочитав все произведения Жюля Верна. Обожал мастерить деревянные корабли, а в своей комнате даже устроил целый уголок «Наутилус».

В подростковом возрасте любил всякие затеи, связанные с техникой и особенно с электричеством. Бабушке порой даже страшно было к чему-нибудь прикасаться, чтобы её не ударило током. Все эти увлечения даром не прошли, Муслим Магомаев, став уже взрослым мужчиной и знаменитым певцом, очень многое по дому умел и делал сам.

Также из детства, помимо любви к сказкам, в нём на всю жизнь остались увлечения. В зрелом возрасте его интересовали всякие электронные игрушки. Когда он увлечённо играл в какую-нибудь компьютерную игру, близкие смотрели на него и говорили: «Мальчишка!» Но Муслим не обижался, он всегда знал: «Если в тебе исчезнет наивное и детское и ты отпустишь это состояние из души, значит, начал стареть…»

А ещё в доме был огромный кованый сундук с тремя замками. Бабушка ключи всегда носила с собой и никогда никому их не давала. Однажды Муслим попытался стянуть ключи, чтобы заглянуть в этот таинственный сундук, но его замыслы во время были раскрыты, бабушка отругала внука и так никто не узнал, что там хранится. Не знали об этом ни дядя Джамал, ни его жена тётя Мура. И лишь когда бабушка умерла, они открыли сундук и увидели там дедушкин концертный фрак, дирижёрскую палочку и ноты. Так бережно и свято бабушка Байдигюль хранила память о своём муже. Позднее в этот самый сундук известный певец складывал письма от своих многочисленных поклонников.

Музыкальное образование

Заниматься музыкой Муслим начал очень рано. Уже в 3-4 года он пытался самостоятельно подбирать мелодии на рояле. Увидев такие способности мальчика, ему наняли учителя. Педагога звали Валентина Купцова, от неё постоянно пахло водкой, а в сумочке всегда лежала бутылка.

Первую мелодию Магомаев сочинил в 5 лет, много позже с поэтом-песенником Анатолием Гороховым они на эту музыку сделали песню «Соловьиный час». Куда больше маленькому мальчику нравилось подбирать собственные мелодии, чем изучать чужие, особенно тяжело ему давался Бах. Всё время было желание спрятать подальше эти ноты и сказать, что они затерялись, от Баха он убегал к мальчишкам во двор. Осознание того, что этот немецкий композитор действительно был гением, пришло гораздо позже.

В 1949 году Муслим начал обучение в элитарной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории. В эту школу принимали только одарённых детей, никакой блат тут не помогал.

Общеобразовательные предметы не очень нравились Муслиму, с музыкой всё обстояло иначе: он её боготворил. Через год обучения он уже солировал в хоре, в школе изучал основы композиции и фортепиано, а дома прослушивал пластинки с оперными ариями знаменитостей того времени: Энрико Карузо, Титта Руффо, Беньямино Джильи, Маттиа Баттистини.

С 1956 по 1959 годы Муслим обучался в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы.

Творческий путь

В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.

В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.

А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».

Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.

В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.

Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:

  • 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969);
  • «Золотой диск» в Каннах на Международном фестивале грамзаписи (1969 и 1970);
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1971);
  • Народный артист СССР (1973).

В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.

В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:

  • «Азербайджан»;
  • «Чёртово колесо»;
  • «Бэлла Чао»;
  • «Свадьба»;
  • «Благодарю тебя»;
  • «Огромное небо»;
  • «Верни мне музыку»;
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Мелодия»;
  • «Лучший город земли»;
  • «Королева красоты»;
  • «Голос Земли».

Личная жизнь

Такой красивый молодой человек, да ещё и с уникальным голосом, пользовался невероятной популярностью среди девушек. Первый раз Муслим женился в 1960 году на своей сокурснице по музыкальному училищу, девушку звали Офелия. У супругов родилась дочь Марина, но вскоре после этого брак распался. Дочка унаследовала от отца музыкальный дар, но в жизни предпочла избрать другую профессию. Сейчас Марина проживает в США, пока был жив Муслим, она поддерживала с отцом тёплые отношения.

Второй супругой Магомаева стала актриса Большого театра Тамара Синявская.

В 1972 году в Баку проходила декада русского искусства, куда была приглашена молодая актриса Синявская. Здесь и произошло её знакомство с Магомаевым, которое оказалось судьбоносным. Она была замужем и менять что-либо в своей семейной жизни не собиралась, но вопреки здравому смыслу, чувства настолько захватили и Тамару, и Муслима, что они уже не могли представить себе жизни друг без друга. В ноябре 1974 года они поженились и с тех пор были неразлучны.

Семейная жизнь складывалась не всегда гладко, оба были знаменитыми, с сильным характером, редко шли на уступки, но всё-таки не нашли в себе сил, чтобы расстаться и жить врозь. Идиллия наступила уже после того, как Муслим окончил свою концертную деятельность. Вдвоём они часто ездили на отдых в Баку, на место их первой встречи, где наслаждались шашлыками, Каспийским морем и друг другом.

Проживали супруги на подмосковной даче, где разбили потрясающий сад со множеством альпийских горок и растений. Тамара занималась садом, а Муслим любимым делом – писал музыку, делал аранжировки и рисовал.

Смерть

В 1998 году Магомаев прекратил концертную деятельность. Голос был ещё силён, но больших нагрузок не выдерживало сердце. Он ушёл из жизни от ишемической болезни. Это произошло 25 октября 2008 года на руках у супруги. Упокоился великий певец рядом со своим знаменитым дедом в Баку на Аллее почётного захоронения.

Муслим Магомаев - эстрадный и оперный певец, Народный артист СССР и обладатель очень красивого баритона.

Детство и юность Муслима Магомаева

Муслим Магомаев родился в столице Азербайджанской Советской Социалистической республики - городе Баку в страшное для Советского Союза военное время. Род Магомаевых прославился задолго до рождения Муслима.


Дед, в честь которого получил имя будущий певец, был самобытным гением - композитором и дирижером, основоположником национальной классической музыки. Магомет Магомаев, отец, унаследовал гениальность своего родителя, но в ином проявлении - он стал талантливым художником и до самого ухода на фронт работал декоратором-оформителем в театрах Баку и Майкопа.

Айшет Магомаева (сценический псевдоним - Кинжалова), мать, была талантливой драматической актрисой с незаурядным музыкальным даром.


Отца Муслим совсем не помнил. Магомет погиб под Берлином за несколько дней до окончания войны. Айшет, потеряв мужа, вернулась в Майкоп, а затем отправилась в Вышний Волочек, оставив Муслима в Баку под опекой брата погибшего супруга - Джамала Муслимовича. Заменивший мальчику отца и деда дядя был человеком строгим и справедливым.

Джамал не баловал племянника, но сделал все, что от него зависело, чтобы ребенок не чувствовал своего сиротства. Ему удалось воспитать в Муслиме гордость и преданность своим корням, стране, и наконец, музыке, которая сопровождала мальчика с самого рождения. Джамал не получил музыкального образования, но неплохо играл на рояле.

Подросший Муслим поступил в музыкальную школу при консерватории по классу фортепиано и композиции. Иного пути для одаренного мальчика с абсолютным музыкальным слухом и голосом невероятной чистоты и силы просто не существовало.

Истосковавшись по сыну, Айшет решила забрать его к себе, в Вышний Волочек. Девятилетний Муслим с радостью поехал с матерью в небольшой российский город, совершенно непохожий на его родной, яркий и солнечный Баку.

Помимо беспредельного счастья от воссоединения с мамой и множества новых впечатлений, мальчика ждало знакомство с Театром, не из зрительного зала, а совсем иное, очень близкое - с долгими репетициями, звуками настраиваемых инструментов в оркестровой яме и таинственным запахом закулисья.

Муслим Магомаев - Лучший город Земли. 1988-9. Muslim Magomaev

В Вышнем Волочке Муслим продолжал учиться в музыкальной школе, быстро завоевал популярность у своих одноклассников, заразив их идеей создания собственного кукольного театра. Именно в то время у мальчика проявился дар к рисованию и лепке - он сам делал для спектакля кукол.

Спустя год Муслим вернулся в Баку. Таким было решение Айшет, которой казалось, что в родном городе музыкальное образование сына будет более полноценным. Через некоторое время мать снова вышла замуж.

В Баку Муслим вновь с головой погрузился в музыку. Он мог часами слушать пластинки с голосами Энрико Карузо , Маттиа Баттистини, Беньямино Джильи, Титта Руффо... В послевоенные годы появилось множество трофейных фильмов, где царила совсем иная атмосфера, звучали незнакомые мелодии и новые голоса.

По-соседству с Магомаевыми жила семья знаменитого азербайджанского исполнителя Бюльбюля, и мальчик самозабвенно слушал, как распевается певец. Дружбу с сыном Бюльбюля Поладом Муслим Магометович сохранил до конца жизни. Школьные успехи были неоднозначны: все, что касалось музыки - фортепиано, сольфеджио, музлитература, хор - в идеале, но остальное... Позднее Муслим Магометович с улыбкой вспоминал, каким суровым испытанием для него были общеобразовательные дисциплины - физика, химия, математика. Тогда школьнику даже казалось, что при виде формул у него отключается мозг.


В 1956 году Муслим поступил в Бакинское музыкальное училище им. Асафа Зейналы, где преподавали опытный вокалист А. А.Милованов, солист Бакинского оперного театра В. А. Попченко. Огромную признательность певец всю жизнь испытывал к концертмейстеру Тамаре Исидоровне Кретинген, которая занималась с неординарным студентом в свободное время, находила для него редкие произведения малоизвестных композиторов.

Творчество Муслима Магомаева

В 1961 году Муслим Магомаев стал солистом Ансамбля песни и пляски Бакинского военного округа, который гастролировал по Закавказью. Спустя год певец оказался в составе делегации СССР на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и, исполнив песню "Бухенвальдский набат", стал его лауреатом.

В 60-х прекрасный мощный голос Магомаева обрел славу сначала в Советском Союзе, затем и в мире. В 1962 году Магомаев в рамках фестиваля азербайджанского искусства выступил в Кремлевском дворце съездов. Год спустя он, не прекращая выступлений на эстраде, стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова.

В ноябре 1963 года певец выступил с первым сольным концертом в Концертном зале им. Чайковского. 1964-1965 гг. Магомаев провел в Италии, где проходил стажировку в театре Ла Скала в Милане. С огромным успехом прошли гастроли молодого лирического баритона в 1966 и 1969 в концертном зале "Олимпия" в Париже.

Перед Магомаевым открывалась замечательная перспектива заключить контракт на год с директором "Олимпии", но вмешалось Министерство культуры СССР, которое запретило певцу принимать самостоятельные решения. Магомаев не посмел вступать в конфронтацию с руководством: в те годы это было чревато серьезными осложнениями, вплоть до обвинения в предательстве родины.

Муслим Магомаев - Свадьба

После возвращения в Советский Союз Муслим получил предложение войти в состав труппы Большого театра, но отклонил его, поскольку не хотел оставаться в жестких рамках оперных спектаклей.

Репертуар одного из самых популярных певцов страны был чрезвычайно разнообразен - эстрадные песни, оперные арии, русские романсы, популярные шлягеры западных композиторов, неминуемая для того времени патриотическая патетика. Государственные награды и премии чередовались с международными - первая премия на фестивале в Сопоте, "Золотая пластинка" в Каннах. Магомаев в течение десятилетий был незаменимым исполнителем на правительственных концертах, участником всех праздничных телепередач.

Звание Народного артиста он получил в 1973 году, когда ему был 31 год. В 1975 певец создал Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр и был его бессменным художественным руководителем до 1989 года. Магомаеву удалось популяризовать современные западные направления в музыке, которые подвергались остракизму со стороны высшего партийного руководства страны. Именно в его исполнении с большой сцены впервые в Советском Союзе прозвучала песня "Yesterday" легендарной группы "The Beatles".

Магомаев сочинял музыку, принимал участие в съемках фильмов "Поет Муслим Магомаев", "Низами", "Москва в нотах", часто гастролировал за рубежом. Песни в его исполнении - "Элегия", "Благодарю тебя", "Мелодия", "Ноктюрн" и сотни других стали хитами, которые благодаря Магомаеву будут популярны еще много лет. Певец исполнял ведущие партии в операх "Тоска" Дж. Пуччини, "Волшебная флейта" и "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Севильский цирюльник" Дж.Россини, "Отелло" и "Риголетто" Дж. Верди, "Фауст" Ш. Гуно, "Алеко" С. В. Рахманинова, "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, "Паяцы" Р.Леонкавалло.

Личная жизнь Муслима Магомаева

Рослый симпатичный молодой человек с уникальными вокальными данными пользовался огромной популярностью у однокурсниц, на одной из которых он женился в 1960 году. Юную жену звали Офелией.

Брак распался вскоре после рождения дочери Марины. Девочка унаследовала музыкальный дар Магомаевых, закончила музыкальную школу по классу фортепиано и могла стать не менее известной, чем отец, но предпочла другую профессию. Сейчас она живет в США, но до самого конца жизни Муслима Магометовича сохраняла с ним самые теплые отношения.

М.Магомаев «Ты моя мелодия»

В 1972 году в Баку Муслим познакомился с молодой актрисой Большого театра Тамарой Синявской, гостившей на декаде русского искусства в Азербайджане. Встреча оказалась судьбоносной... Тамара в тот период была замужем и не собиралась чего-либо менять, но вопреки здравому смыслу, молодые люди стали неразлучны. Идиллия была нарушена, когда Синявская уехала на стажировку в Италию. В 1974 году Муслим и Тамара встретились вновь и решили зарегистрировать свои отношения. 23 ноября в московском ресторане состоялся грандиозный свадебный банкет, который оказался полной неожиданностью для молодых - они хотели устроить лишь скромное застолье.

Совместная жизнь не всегда была безоблачной. Оба супруга были знаменитыми артистами, обладали сильным характером и крайне неохотно шли на уступки. Однако Магомаев и Синявская были очень привязаны друг к другу и не нашли в себе сил расстаться навсегда.

Последние годы жизни Муслима Магометовича они вновь стали неразлучны, вместе ездили отдыхать в Баку, купались в Каспии, смаковали шашлыки. На подмосковной даче, где супруги разбили замечательный сад с альпийской горкой и огромным количеством растений, Магомаев продолжал заниматься любимыми делами: сочинял музыку, писал аранжировки, много рисовал.

Последние годы и причина смерти Муслима Магомаева

В 60-летнем возрасте Магомаев твердо решил покинуть сцену и уйти на покой. Голос был по-прежнему сильным, но сердце уже не выдерживало больших нагрузок. 25 октября 2008 года певец скончался на руках Тамары Ильиничны...

Причиной его безвременного ухода был атеросклероз сосудов и ишемическая болезнь сердца. После церемонии прощания с великим артистом в Концертном зале им. Чайковского в Москве, прах покойного был доставлен в его родной Баку, где Магомаев нашел свое последнее пристанище рядом со знаменитым дедом, на Аллее почетного захоронения.


Народный артисm СССР, лауреат международных фестивалей

МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ МАГОМАЕВ

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь - так он стал полным его тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит

У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - , отец Муслима, был очень одаренным человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить все и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.

, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а ее музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: ее отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушел на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, ее томила жажда к перемене мест.

навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тетя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочел сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлекся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало все, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлекся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...

Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню "Соловьиный час".

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вел музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлек ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из нее сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было все, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма , в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел все подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда еще никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел ее как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлекся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: ". Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетеров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссером В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль.Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. прошел лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев".Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в свое время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажеров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажеры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поет по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении все интересно"... Через 3 года Магомаев , но уже с Ленинградским мюзик-холлом.

Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнес ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. вошла в кинофильм "Поет Муслим Магомаев".

Муслиму Магометовичу посвящен еще один фильм - , который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и еще один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Темную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Веселый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалевой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провел на радио цикл из 5 передач, посвященных творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нем, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в , написанной о нем в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижере Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез" (2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное" (2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев. Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В свое время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принес в нее новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарен разносторонне: он не только прекрасный певец и актер, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днем писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и еще одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. получился прекрасным - в нем все изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В свое время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.

Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит ее и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу теплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

В 1997 г. именем "4980 Magomaev" названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом "1974 SP1".

М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал" (2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004 году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Является Кавалером ордена , присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.

"Кто есть кто в современной культуре"
[ Эксклюзивные биографии. - Выпуск 1-2. - М.: МК-Периодика, 2006-2007. ]

Называя своей матерью Россию, Муслим Магомаев считал себя азербайджанцем, хотя в его жилах смешались турецкая, адыгейская и русская кровь. Любили его все и для представителей любого народа России он был настоящим народным певцом. Творческая деятельность этого замечательного артиста, певца и композитора, охватывала классику и эстраду, национальное и иностранное искусство. Вся его жизнь была всецело посвящена сцене. Причиной смерти Муслима Магомаева стала болезнь сердца.

Он родился в 1942 году в Баку. Его дедушкой был Абдул-Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор. Отец погиб на войне, не дожив всего 15 дней до Победы. Мать, актриса Айшет Кинжалова уехала на Дальний Восток, где вышла замуж, мальчик остался в семье деда и дяди. Он с детства обладал отличным музыкальным слухом и сильным голосом. Первое публичное выступление 15-летнего певца состоялось в Доме Культуры бакинских моряков вопреки запретам родных, беспокоящихся за его голос.

Затем, в 1961 году, последовала работа в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа и первая премия лауреата в Хельсинки на всемирном фестивале молодёжи и студентов за исполнение песни «Бухенвальдский набат». Первый сольный концерт певца состоялся в 1963 году в Концертном зале им. Чайковского. Став оперным певцом, Магомаев не перестал выступать на эстраде и в конце 60-х годов, после второго выступления в знаменитом парижском театре «Олимпия» получил предложение о контракте в нём. Советское правительство не дало ему такой возможности.

Однажды его чуть не отдали под суд за выступление в Ростове и запретили гастроли за пределами Азербайджана. Он использовал это время для окончания Бакинской консерватории, а потом опять был вызван выступать в Москве: без него не могли обойтись. В 1973 году, после многих побед и премий на родине и за рубежом, Муслиму Магомаеву было присвоено звание Народного артиста СССР.

Его популярность в 60-70-е годы била все рекорды. Он совершал бесконечные гастроли со своим оркестром, выпускал тысячи грампластинок, участвовал во всех правительственных концертах, выезжал за границу. В его репертуаре было более 600 песен и 20 из них написаны самим певцом. Его имя получила одна из малых планет Солнечной системы. В 1998 году Магомаев покончил с концертной деятельностью и стал жить частной жизнью в Москве. Его жена, оперная певица Тамара Синявская, вспоминала, что он выкуривал по 3 пачки сигарет в день.

Многие специалисты утверждают, что курение ослабляет организм и подвергает его риску самых разных заболеваний. У певца была ишемическая болезнь сердца, которая развивается незаметно и не любит злоупотребления табаком – вот почему умер Муслим Магомаев в возрасте 66 лет. Правы они или нет, сказать трудно: в жизни этого великого артиста было достаточно много волнений, способных надрывать сердце. Магомаев умер в октябре 2008 года на руках у своей жены.

Он похоронен в Баку на Аллее почётных захоронений рядом со своим дедом.

6805 Просмотров

Муслим Магомаев — это целая эпоха, самая крупная звезда на культурном небосклоне страны в то время, человек высокого уровня культуры, оперный вокалист, эстрадный певец, незаурядный композитор. До сих пор фанатов интересует биография, годы жизни и причина смерти Муслима Магомаева.

Его жизнь была настолько яркой и наполненной, что вполне возможно, именно по этой причине так рано и оборвалась.

Многие считают, что этот человек был настоящим баловнем судьбы, конечно же, так оно и есть, но в этом есть и его огромная заслуга. Природный талант он приумножил и отполировал своим невероятным трудолюбием, превратив в настоящий редкий бриллиант.

ФОТО: Муслим Магомаев на пике музыкальной карьеры

Мы остановимся в данном материале на самых значимых моментах жизни Муслима Магомаева. Расскажем в кратком описании, основываясь на датах, какой яркой была эта короткая жизнь.

Сразу отметим, что Муслиму Магометовичу посчастливилось родиться в прославленной творческой семье Азербайджана, которая берет начало от его деда, известного самобытного композитора, Магомет Магомаева.

Отец будущего гениального певца и композитора, также был неординарной личностью, он нашел приложение своего творческого потенциала в прикладном искусстве.

Талантливый художник работал в самых известных театрах Баку художником-оформителем, однако, война прервала его творческую жизнь, Магомет Магомаев ушел воевать. Вернуться домой он уже не смог, погиб в Берлине за несколько дней до победы, когда сыну было уже три года.

Родился Магомаев в самое трудное для страны время, шел 1942 год, 17 августа Айшат Магомаева, мама будущей знаменитости, подарила миру неординарную личность.

Надо отметить, что и мама у прославленного певца была также одаренным человеком, талантливая драматическая актриса работала в театре под псевдонимом «Кинжалова», была отмечена и сталинской стипендией, что говорит о ее творческих заслугах.

Почему же природа не поскупилась и одарила будущего вокалиста не только потрясающим голосом, талантом уникального восприятия музыки и умением ее сочинять, но и прекрасными внешними данными.

Пытаясь понять такую природную щедрость, поневоле обращаешь внимание на родословную, и с огромным интересом узнаешь, что в ней оставили свой след несколько народов. Русский, адыгейский, турецкий и татарский народы оказались совсем не чужими для будущего азербайджанского певца.

Однако, уже в зрелом возрасте Муслим Магомаев, с биографией которого мы знакомимся, узнаем о годах жизни и причине смерти, произнес свою знаменитую фразу о том, что «Азербайджан для него – отец, а Россия – мать», выразив всю любовь и преданность этим народам.

Детство

После войны мальчика забрала к себе сторона отца, решив, что в их семье ему будет лучше, брат отца Джамал принял такое решение, с которым была вынуждена согласится и Айшат.

Мама тосковала по сыну, очень сильно его любила, но понимала, что мальчику нужно мужское воспитание и большая семья. Оставшись одна, она решила продолжить свой творческий путь и уехала в Вышний Волочок, где устроилась в местный драмтеатр.

Но любовь к сыну не давала возможности жить полноценной жизнью и Айшат решила тайком забрать его к себе, увезя из Азербайджана. Какое-то время они жили вдвоем, казалось, что жизнь налаживается, она чувствовала, что сын ее тоже очень любит.

А Муслим, которому на тот момент было 9 лет, уже вполне осмысленно знакомился с театральной жизнью и музыкальной ее стороной. Проявлял организаторские способности, с одноклассниками создали свой театр кукол, писали пьесы и сами мастерили персонажи для спектаклей.

Но, через год Джамал настоял на том, чтобы мальчик вернулся в его семью, и на этом была поставлена окончательная точка. Мама стала жить своей жизнью, вышла замуж и родила еще двоих детей, Татьяну и Юрия.

Переехав уже окончательно в Баку, Муслим, который и раньше проявлял музыкальные способности, стал заниматься в музыкальной школе при консерватории, по классу фортепиано.

Семья Джамала была высокоинтеллигентной и принадлежала к элитному бакинскому обществу, дядя давал мальчику все необходимое и стремился развить, очевидный для всех, музыкальный талант ребенка.

Общее образование давалось мальчику с большим трудом, его полностью поглощала музыка, особенно было сильно стремление заниматься вокалом. Так, в 1956 году четырнадцатилетний Муслим стал студентом бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа.

Началась уже вполне взрослая жизнь, наполненная смыслом, любимое увлечение музыкой захватывало полностью. Первое выступление на публике произошло тайно от всех, в 1957 году Муслим Магомаев выступил на сцене бакинских моряков.

Это выступление захватило его полностью, вероятно тогда он принял твердое решение навсегда связать свою жизнь со сценой. Опасения преподавателей и дяди, касающиеся мутации голоса не оправдались и перед певцом открывались огромные перспективы.

Стремительное начало творческого пути

В 1959 году Муслим закончил музучилище, продолжал выступать на различных концертах, а еще через два года стал солистом в профессиональном ансамбле песни и пляски при Бакинском военном округе. Концертная деятельность не мешала продолжению профессионального становления молодого артиста, продолжалась филигранная работа по становлению голоса.

Появлялись и первые награды, премии, а в 1962 году Муслим Магомаев отправляется на свое первое выступление на международной площадке в Хельсинки, в составе делегации нашей страны. Слава пришла молниеносно и оглушительно, Муслим стал лауреатом на этом фестивале молодежи и студентов, исполнив потрясающую песню «Бухенвальдский набат».

Старшее поколение нашей страны отлично помнит впечатление от услышанной песни — это был настоящий шок, мурашки бегали по телу, слезы на глазах и ком в горле.

Страна не так давно победившая страшное зло и потерявшая лучших своих сыновей, застыла от такого исполнения — они гордились таким соотечественником.

Сразу после этого невероятного успеха, в том же году, Муслим Магомаев выступает на Кремлевской сцене на фестивале Азербайджанского искусства, и буквально «просыпается» невероятно знаменитым.

Муслим Магомаев с советскими руководителями того времени

Магомаев буквально ворвался в музыкальную жизнь страны, покорил ее не только голосом, но и особой манерой держаться с огромным достоинством, при этом демонстрируя природную скромность и интеллигентность.

Все в то время только и говорили о Магомаеве и о полете Гагарина в космос, это было два практически равнозначных события.

Жизнь, как яркая комета

Муслим Магомаев — ни дня без музыки

1960 году Муслим Магомаев, как известно из его биографии, при ознакомлении с годами жизни и причиной смерти, женился на однокурснице, о которой известно лишь, что звали ее Офелия. Через год пришлось расстаться, брак не спасло даже рождение дочери Марии.

Развод Муслим перенес легко, захватывала стремительно набирающая обороты жизнь вместе с музыкой, да и у женщин певец всегда пользовался невероятной популярностью.

Награды буквально сыпались на Муслима Магомаева

Творчество приносило все больше удовольствия, способствуя дальнейшему росту мастерства, и в 1963 году у Муслима Магомаева уже проходит первый сольный концерт на одной из главных площадок страны – концертный зал имени П.И.Чайковского. Продолжается и профессиональный рост в камерном искусстве, Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова.

В 1964 году Магомаев стажируется за рубежом, оттачивая свое оперное мастерство в Италии, в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала». После Италии Магомаев гастролирует по стране со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска», успех просто оглушительный, вся интеллигенция страны побывала на его спектаклях.

Закономерным итогом успеха стало приглашение к работе в труппе Большого театра, но Магомаев выбрал творческую свободу и разностороннюю музыкальную деятельность.

Успешное выступление в 66-ом году на сцене парижской «Олимпии» оценили и французы, Магомаеву поступило предложение о заключении контракта на год.

Однако, в те времена никто не мог принимать самостоятельно решения о работе за границей, даже такие великие и популярные артисты. А чтобы было более доходчиво, против Магомаева развернулась целая компания, с привлечением гос.органов, стоящих на страже социалистической законности.

Магомаев проявил мудрость и не пошел против системы, оставаться за границей навсегда, как ему предлагали «советские диссиденты», он также не стал, будучи безусловным патриотом своей малой родины Азербайджана и страны в целом.

Муслим Магомаев — кратковременный отдых

В 1969 году, когда закончилась компания по его дискредитации, Муслим Магомаев, согласно его биографии, знакомясь с которой, мы изучаем его годы жизни и причину смерти, вновь смог выступить на сцене «Олимпии».

Надо сказать, что 1968-1969 годы были особенно удачными в творческой карьере, награда в Каннах «Золотой диск» и первая премия на Международном фестивале в Сопоте.

Новый этап, как в личной жизни, так и в музыкальной карьере.
В 1972 году произошло знаменательное событие в личной жизни певца, он встретился со своей будущей женой Тамарой Синявской в Баку, на фестивале русского музыкального искусства.

Молодыми людьми овладело чувство притяжения, объединяло многое, оба были невероятно популярны и признаны как обществом, так и властью, молоды и красивы, но главное это, конечно же, музыка.

Магомаев был свободным человеком, хотя и избалован женским вниманием, а вот Синявская решила не менять своего статуса незамужней женщины и уехала на стажировку в Италию, с твердым намерением все забыть.

Как следует из ее рассказа, каково же было ее удивление, когда она узнала, что ее и Магомаева, на тот момент также оказавшегося в Милане, поселили в один номер. Инцидент конечно же был исчерпан, но Синявская решила, что это знак судьбы и не стала противиться нахлынувшему чувству с новой силой.

Сама итальянская атмосфера и музыка еще крепче соединили этих двух талантливейших людей. По рассказам Пахмутовой и Добронравова, за эту пару переживали многие, специально к ситуации была написана песня «Орфей», ставшая гимном их совместного счастья. В 1974 году они поженились, прожили вместе до самого конца великого артиста, не смотря на то, что отношения были непростыми.

А пока все складывалось невероятно удачно, 73 год стал особенно знаменательным в биографии Муслима Магомаева, в его годы жизни, перед смертью присвоено самое высокое звание «Народный артист СССР». Надо понимать, 70-е годы — это просто фантастическая популярность артиста, как в стране, так и за рубежом.

Продолжая гастролировать по стране, Магомаев не покидает республику и в 1975 году создает там эстрадно-симфонический оркестр. Став художественным руководителем созданного оркестра, он остается им на долгие годы, вплоть до 1989 года. В те времена, без участия Муслима Магомаева не проходило ни одного праздничного концерта в стране, он приглашается на все правительственные мероприятия.

Бурная творческая жизнь не давала расслабиться ни на минуту, Магомаев выступает с разными музыкальными произведениями, он одинаково хорош, как в опере, так и на эстраде, арии, симфонии, сменяются романсами и эстрадными композициями.

Даже представить невозможно, насколько плотно была заполнена его жизнь музыкой. Москва все больше притягивала и не хотела отпускать, так 1989 году Магомаев, устав от постоянных переездов, поселяется в Москве окончательно.

Жизнь становится менее наряженной, да и любимая женщина всегда рядом, но напряженная жизнь дает о себе знать. Проблемы с сердцем и сосудами уже не позволяют работать как раньше, Муслим Магомаев все реже появляется на концертах, не пропуская еще самых престижных.

Но через 4 года, в возрасте 60 лет Магомаев решает покинуть концертную деятельность, но он по-прежнему активен и не бросает работу. Вместе с Тамарой Синявской они больше уделяли времени отдыху, путешествовали, но сил оставалось все меньше. Через 6 лет Магомаев скончался от ишемического приступа, рядом с ним была его муза и любовь всей его жизни.

Любимого артиста не стало, но о нем еще очень долго будут помнить с удивлением от такой яркой и талантливой личности, и огромной благодарностью. Муслим Магомаев и его биография, яркие годы жизни, трагическая причина смерти — навсегда останутся в наших сердцах.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...